Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР'

РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР»

На всех этапах развития Советского государства все формы санитарного надзора непрерывно совершенствовались. Конечной целью этого являлось создание в стране действенного, высокоэффективного, отвечающего современным требованиям санитарного надзора, способного обеспечить контроль за качеством продуктов в огромной сети общественного питания и мощной пищевой, мясо-молочной, рыбной, консервной, концентратной и других отраслях промышленности. Санитарный надзор стал средством борьбы за предотвращение вспышек пищевых токсиконнфекций и других заболеваний алиментарного происхождения.

В настоящее время органы государственного санитарного надзора представляют собой мощную, хорошо оснащенную техническими средствами организацию. В них работают свыше 4000 санитарных врачей. Кроме того, значительное число специалистов по гигиене питания трудится в вузах, научно-исследовательских институтах и лабораториях. Санитарных врачей и специалистов в области гигиены питания готовят санитарно-гигиенические факультеты медицинских институтов (таких факультетов сейчас 27) и Ленинградский санитарно-гигиенический

медицинский институт. Возросло число специализированных лабораторий, участвующих в осуществлении санитарного надзора в области гигиены питания. Среди них видное место занимают лаборатории по контролю и определению остаточных количеств ядохимикатов в пищевых продуктах.

Многолетний опыт убедительно свидетельствует о том, что оптимальной формой организации работы государственного санитарного надзора на местах (в том числе и санитарно-пшце-вого) являются эпидстанцни, положение о которых было утверждено Минздравом СССР 17/Х1 1948 г.

Таким образом, за 60 лет Советской власти создана высокоэффективная система санитарного надзора, полностью обеспечивающая потребности страны.

Санитарный надзор и деятельность санитарно-эпидемиологической службы в целом имеют одну цель — улучшение здоровья населения, обеспечение права граждан СССР на создание оптимальных условий для жизни, трудовой деятельности.

Поступила 29.01.S2

УДК 613.95« 1922—1982» :в14.3/4(094.1)(470)<1922>

Г. Н. Сердюковская РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Сохранение и укрепление здоровья населения, особенно детей, повышение работоспособности и продление активной жизни людей — одна из главных задач советского здравоохранения.

Важная роль в ее решении принадлежит органам санитарного надзора, обеспечивающим проведение научно обоснованных оздоровительных мероприятий, направленных на создание оптимальных условий воспитания и обучения молодого поколения.

За период существования гигиены детства как самостоятельной отрасли медицинской науки и практического здравоохранения сделано многое в области разработки и внедрения гигиенических регламентации многообразных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и формирование детского организма.

Прежде всего в постоянном внимании санитарных врачей нуждаются условия обучения детей в школах различного профиля. Учебные занятия, их режим и объем нагрузки также являются объектом исследований, цель которых — определить влияние учебных занятий на организм учащихся различного возраста, степень соответствия учебной нагрузки функциональным возможностям детей и подростков и предотвра-

тить перегрузку и переутомление детей и их неблагоприятные последствия.

Важность этих исследований особенно возросла в последние годы, когда произошла перестройка школьного обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Изменение школьных программ, увеличение объема сведений, сообщаемых учащимся, усложнение методов преподавания, сокращение продолжительности начального обучения и провозглашение принципа «обучение на высоком уровне трудности» в качестве основополагающего — все это заставляет опасаться перегрузки учащихся и ставит задачу разработки мер по ее профилактике.

Исследования показывают, что суммарная длительность учебной деятельности (в школе и дома) у старших школьников до сих пор превышает рабочий день взрослых, в результате чего сокращаются время пребывания на воздухе, период сна. От класса к классу уменьшается процент учащихся, занимающихся физкультурой и спортом; начиная со второй учебной четверти отмечается утомление, не снимаемое послеобеденным отдыхом и ночным сном, что приводит к развитию хронического утомления.

Изучение состояния здоровья в начале и в конце учебного года, а также по прошествии 3 лет обучения в школе (в разных классах) показало некоторое ухудшение состояния здоровья у значительного числа учащихся, особенно в старших классах. И хотя речь идет о незначительном ухудшении здоровья, главным образом о нарушениях в функциональном состоянии нервной системы, нужно принять меры к предотвращению этого. В соответствующей статье Основ законодательства Союза ССР о здравоохранении указано, что учебно-трудовая нагрузка, а также примерный режим занятий детей определяются по согласованию с Минздравом СССР.

Ряд гигиенических рекомендаций, направленных на профилактику переутомления, нашел отражение в Уставе средней общеобразовательной школы (1970) и вновь подтвержден «Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ» (1975), утвержденными Минздравом СССР и согласованными с Министерством просвещения СССР. Наблюдения показывают, что регламентации подлежат не только общий объем учебной нагрузки в школе и дома, но и отдельные элементы этой нагрузки и их сочетание. Поэтому своевременным является издание разработанных Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР и утвержденных Минздравом СССР и Министерством просвещения СССР «Гигиенических рекомендаций по использованию технических средств обучения в учебном процессе», предусматривающих длительность использования экранных и звуковых технических средств в зависимости от учебного предмета и возраста учащихся.

Институтом гигиены детей и подростков Минздрава был предложен для 1-го класса и экспериментально апробирован так называемый ступенчатый режим, согласно которому в сентябре— октябре проводится 3 урока по 30 мин, в ноябре — 4 урока по 30 мин, с декабря до конца года — 4 урока по 35 мин. Такой режим прежде всего возможен в новых школьных зданиях, где 1-е классы расположены в отдельных отсеках. В старых зданиях можно использовать другой вариант облегченного режима: 45-минутный урок разбивается на два 20-минутных отрезка с 5-минутным перерывом между ними, который дети проводят в классе, не создавая шума в коридоре и не мешая другим классам. Такой режим был предложен Институтом содержания и методов обучения АПН СССР для детей 6-летнего возраста. Проверка режима Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР свидетельствует о его физиологической целесообразности.

Практика показывает, что последние 10 мин урока оказываются малоэффективными к концу учебного дня и недели и для более старших школьников. Поэтому предлагается сократить

длительность 5- и 6-го уроков в пятницу и субботу до 35 мин, особенно при занятиях во вторую смену.

Разработка проблем оптимизации умственного труда учащихся продолжает оставаться одной из основных задач исследований в области гигиены детей и подростков.

В помощь органам санитарно-эпидемиологической службы разработаны и утверждены различные инструктивно-методические рекомендации: «Требования к планировке и составу помещений для подготовительных классов общеобразовательных школ» (1981), «Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ» (1975), «Санитарные правила по оформлению школьных учебников» (1976), «Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной недели» (1981) и др.

В связи с первыми опытами введения обучения детей с 6-летнего возраста проведено совместное с учеными и специалистами-практиками ряда республик (УССР, БССР, Литовской ССР, Латвийской ССР), а также Москвы и Ленинграда изучение состояния здоровья и работоспособности детей, обучающихся по единой методике, разработанной НИИ гигиены детей и подростков, в подготовительных группах детских садов п подготовительных классах школ.

В результате исследования составлены конкретные предложения по организации режима учебных занятий и требования к планировке, составу, размерам и оборудованию помещений этих школ и детских садов.

В области гигиены труда подростков основное внимание направлено на изучение режима и условий обучения, гигиены труда и отдыха подростков, работающих в различных отраслях народного хозяйства и обучающихся в профтехучилищах, техникумах, вузах различного профиля, на строительство и оборудование учебных заведений, а также на вопросы гигиенического нормирования отдельных факторов производственной среды и их комбинированного действия на организм подростка.

Гигиеническое нормирование трудовой и учеб-но-производственной деятельности подростков предусматривает правильный выбор профессии в соответствии с состоянием здоровья и психофизиологическими особенностями, дифференцированный режим труда в зависимости от пола и возраста.

С этой целью разрабатываются психофизиологическая классификация профессий, объединенных единством требований, предъявляемых профессией к растущему организму, характири-стика психофизиологических механизмов профессиональной пригодности (эмоциональное состояние, взаимоотношения основных корковых

процессов, уровень анализаторных функций, память, внимание и др.); проводится гигиеническая оценка проектирования и строительства учебных заведений для подростков; изучается влияние комплекса факторов производственной среды с целью определения возраста, в котором подростки могут быть допущены к работе в этих условиях; решаются теоретические проблемы » адаптации организма подростка к производственным факторам с учетом пола, возраста и состояния здоровья.

Результаты исследований внедрены в практику в виде значительного числа важных для охраны здоровья подростков методических рекомендаций, инструкций по применению психофизиологических критериев профессионального отбора и адаптации подростков к условиям труда в различных отраслях народного хозяйства, перечня медицинских показаний и противопоказаний к приему на работу инвалидов III группы, рекомендаций по совершенствованию режима и условии обучения учащихся средних профтехучилищ и др.

Много делается в области гигиены строительства детских и подростковых учреждений. Раз-> рабатываются на перспективу с учетом использования новых средств и методов обучения и воспитания подрастающего поколения нормативы проектирования школ, детских садов и профтехучилищ разной вместимости для городов и сельских населенных пунктов различных климатических районов нашей страны.

В связи с непрерывным увеличением числа классов и школ продленного дня много внимания уделяется научному обоснованию рациональной организации внеучебного времени учащихся в школах и разработке гигиенических принципов и санитарных норм строительства домов пионеров, детских кинотеатров и театров, станции юных техников и тому подобных учреждений.

С целью разработки профилактических мероприятий по охране здоровья подрастающего поколения в условиях интенсивной химизации народного хозяйства и применения полимерных материалов изучается комбинированное, комплексное и сочетанное воздействие различных полимерных композиций интерьера детских учреждений и школ, мебели, предметов детского обихода и одежды на детский организм в различные возрастные периоды его развития.

Важные проблемы гигиены детей и подростков— условия естественного и искусственного освещения в процессе внеучебной, учебной и производственной деятельности, гигиеническое нормирование световой обстановки с учетом количественных и качественных показателей для детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профтехучилищ, техникумов, вузов в зависимости от возраста, характера деятельности и климатических условий. Гигиениче-

ское нормирование основывается на изучении влияния психофизиологического действия светового микроклимата на детский организм, разработке критериев оценки естественного и искусственного освещения, разработке научно-обоснованных гигиенических рекомендаций по цветовой окраске интерьеров, мебели и одежды детей, применению совмещенного освещения в детских и подростковых учреждениях.

Результаты проведенных исследований позволили разработать такие необходимые для практики методические указания, как гигиенические требования к одежде детей, нормативные показатели расчета температуры воздуха для групповых помещений детских дошкольных учреждений разных климатических зон (новая глава СНнП П-64—80), рекомендации и требования к планировке и составу помещений для подготовительных классов общеобразовательных школ (СНиП П-65), рекомендации по устройству совмещенного освещения в общеобразовательной школе и др.

Давно доказано, что одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является максимальное использование физкультурно-спортивной деятельности не только в учебных учреждениях, но и дома.

С целью определения оптимальных величин физических нагрузок, оказывающих благоприятное влияние на развитие детского организма и на совершенствование его функциональных возможностей, разработаны методы их гигиенического нормирования в зависимости от возраста, пола, уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, характера учебной и производственной деятельности.

Разработаны также биокибернетнческие принципы и методы определения оптимального состояния организма при различных видах учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков, методические рекомендации по осуществлению медико-педагогического контроля и нормированию физических нагрузок в процессе физического воспитания дошкольников, по допуску школьников к сдаче норм ГТО с учетом функциональной готовности, по врачебно-педа-гогическому контролю за функциональным состоянием юных гимнастов высокой квалификации.

Вся -деятельность санитарно-эпидемиологиче-ской службы в области гигиены детей и подростков направлена на охрану здоровья детского населения на основе результатов исследований. Систематически изучается влияние на состояние здоровья детей особенностей воспитания, новых методов и программ обучения, макро- и микросоциальных условий, характера производственной деятельности подростков и трудового воспитания школьников; исследуется роль

факторов внешней и внутренней среды в возникновении и предупреждении заболеваний, в том числе генетических, особенно в возникновении аллергических заболеваний, ожирения, хронического тонзиллита, нервно-психических расстройств и др.

Разработаны методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах, скрининг-тесты для массовых обследований школьников, методы оценки уровня артериального давления детей и подростков при проведении массовых медицинских осмотров и меры профилактики артериальной гипертонии, предложения по медицинскому обеспечению детей в группах и школах продленного дня, рекоменда-

ции по контролю за развитием и здоровьем детей раннего и дошкольного возраста.

Несомненно, что совместная работа органов санитарного надзора и научных учреждений, изучающих гигиену детей и подростков, вносит большой вклад в решение проблем укрепления здоровья подрастающего поколения.

Плодотворна совместная деятельность ученых-медиков и педагогов, направленная на создание необходимых условий воспитания и обучения детей. Комплексная координационная программа исследований, утвержденная президиумами АМН СССР и АПН СССР в 1979 г., успешно выполняется.

Поступила 13.05.82

УДК 6Н:374]:в14.3/.4(094.1>«1922—1982»

Д. Н. Лоранский

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ—ВАЖНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Одной из центральных задач советского здравоохранения является дальнейшее совершенствование мероприятий, направленных на формирование разумного и бережного отношения человека к здоровью.

Советское государство с первых дней своего существования приняло на себя всю заботу о здоровье трудящихся. В. И. Ленин подписал свыше 200 декретов и постановлении, имеющих непосредственное отношение к охране здоровья народа. Согласно декрету Совнаркома РСФСР от 15/IX 1922 г. «О санитарных органах республики» в круг задач и деятельности которых наряду с санитарной охраной водоемов, воздуха, почвы, организацией борьбы с социальными и инфекционными болезнями, проведением противоэпидемических мероприятий и т. д. входило и санитарное просвещение. В ряде декретов2 других лет имеются указания В. И. Ленина о задачах санитарного просвещения в борьбе с сыпным тифом, холерой, о санитарной охране жилищ, о просветительной работе среди раненых и больных красноармейцев, об агитационной работе во время Недели ребенка, о распространении среди горняков и рабочих горнозаводской промышленности знаний о личной и общественной профилактике и т. д.

Несмотря на попытки лучших представителей отечественной медицины расширить санитарное просвещение народа, в дореволюционной Рос-

1 Постановления КПСС и Советского правительства об охране здоровья народа. М., Медгиз, 1958, с. 90—92.

2 Ленинские декреты по здравоохранению. М., 1971, с. 59. 98, 133, 284, 294. 325.

сии его развитие носило случайный характер. Следует отметить работу Комиссии по распространению гигиенических знаний при Обществе русских врачей им. Н. И. Пирогова, Лиги борьбы с туберкулезом, Общества борьбы с детской смертностью. Работа велась в основном в Москве и Петербурге и ряде городов России. В Саратове было создано Общество саратовских санитарных врачей, пытавшееся ввести санитарное просвещение; в системе Нижегородского земства работали Н. А. Семашко, М. Ф. Владимирский, А. Н. Сысин. Однако деятельности передовых врачей препятствовал царизм — исконный враг народного образования и просвещения.

С победой Великого Октября санитарное просвещение стало делом социалистического государства. На первых этапах становления молодой Советской республики оно развивалось, особенно в 1918—1921 гг., в крайне тяжелых условиях разрухи, голода и эпидемий. Однако тогда уже и закладывался фундамент социалистического здравоохранения, в частности санитарного просвещения.

В этот период санитарное просвещение носило агитационно-пропагандистский, просветительный и воспитательный характер. Для руководства санитарным просвещением в Наркомздра-ве и в отделах здравоохранения местных Советов был создан специальный аппарат по организации и методике этой работы (отделы, подотделы, секции санитарного просвещения и др.).

Проводились санитарно-просветительные митинги, выступления медицинских работников на собраниях, в кинотеатрах, на площадях и улицах, показательные санитарно-просветительные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.