советской наукой, в том числе гигиенической, достигнуты определенные успехи в решении проблемы шума в городах.
Основными научными задачами, которые должны быть решены гигиенической наукой в области борьбы с городскими шумами в десятой пятилетке, являются:
— изучение биологического действия шума (вибрация, инфразвук) с целью выявления механизмов воздействия на организм и потомство, определение возможности адаптации в зависимости от энергетических и временных характеристик и суммарной шумовой нагрузки;
— широкое социально-гигиеническое изучение влияния шума на условия проживания, труда и отдыха в зависимости от возрастно-половых и профессиональных особенностей различных групп населения, эпидемиологические исследования по выявлению патогенной роли транспортного шума в развитии сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, тугоухости городского населения;
— исследование сочетанного влияния шума и других физических (вибрация, инфразвук и др.) и химических (выхлопные газы автотранспорта) факторов окружающей среды на организм человека;
— совершенствование гигиенического нормирования шума в различных условиях пребывания человека с учетом суточной и более длительной шумовой нагрузки;
— дальнейшая разработка методов измерения и критериев оценки неблагоприятного влияния городского шума на организм человека и население в целом.
Поступила 10,'VI 1977 г.
УДК 613.953
Член-корр. АМН СССР Г. Н. Сердюковская ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Гигиена детей и подростков как профилактическая область медицинской науки могла получить свое развитие только в социалистическом обществе, в котором вопросами охраны здоровья подрастающего поколения придается государственное значение.
Изучая влияние различных сторон жизни на состояние здоровья детей, выявляя благоприятные и неблагоприятные воздействия различных факторов окружающей среды на растущий организм с целью разработки конкретных рекомендаций улучшения условий обучения и воспитания, гигиена детства решает серьезные проблемы дальнейшего развития советского здравоохранения.
Конкретное содержание научных исследований по гигиене детей и подростков определяется программой партии, решениями XXV съезда КПСС, постановлениями в области просвещения и здравоохранения, совершенствованием развития советской школы, детских учреждений и профессионально-технических училищ.
Научно-технический прогресс во всех областях народного хозяйства способствует усилению потока различной информации, в том числе расширению школьных программ.
Новое содержание образования вызвало необходимость введения новых организационных форм учебного процесса и режима занятий, необходимость внедрения технических средств обучения, профилизации школ и классов, введения факультативных курсов, программированного обучения, активного метода преподавания и др.
Все новое, появившееся в жизни школы, в свою очередь выдвинуло задачу изучения функциональных возможностей учащихся по усвоению того или иного объема и вида информации в зависимости от возраста школьника, степени его умственного и физического развития, состояния здоровья.
В связи с этим научные изыскания в области детской гигиены направлены на организацию оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения. Исследования, проведенные рядом научных учреждений, позволили выявить ряд закономерностей в реакциях растущего организма на многообразное воздействие факторов внешней среды.
Особо важное гигиеническое значение в воспитании имеет начальный период обучения в школе, являющийся одним из критических периодов в жизни детей, когда они еще недостаточно адаптированы к новым специфическим условиям школьной жизни. Вследствие этого может возникнуть умственное утомление, сочетающееся со значительным физическим напряже-1 нием от сидения за партой.
\ Как показали исследования, наиболее целесообразна та форма организации режима дня в начальных классах, при которой проводится постепенное, ступенчатое увеличение длительности и числа уроков.
/>Одна из наиболее острых проблем воспитания подрастающего поколения в школе и семье — проблема хронического умственного утомления (переутомления) учащихся.
Систематическое изучение мозгового кровообращения и электрической реактивности больших полушарий при различных состояниях (оптимальное, острое и хроническое утомление), проведенные у школьников 6-х и 10-х классов, позволили охарактеризовать эти функциональные состояния. При оптимальном состоянии, когда обеспечиваются нормальная высшая деятельность и хорошая работоспособность школьника, наблюдается одинаковое кровенаполнение обоих полушарий головного мозга.
Острое умственное утомление характеризуется тем, что после нескольких часов умственной работы у учащихся появляется асимметрия кровенаполнения и электрической реактивности мозга за счет неодинакового сужения (а в некоторых случаях и неодинакового расширения) магистральных артерий. После воздействия дозированных физических упражнений эти нарушения исчезают, что указывает на нестойкий и неглубокий характер реакций мозговых центров и сосудов на острое утомление.
Хроническое умственное утомление выражается также в явлениях асимметрии кровоснабжения мозга, но более глубоких и стойких.
Полученные данные позволяют наметить пути предупреждения утомления, одно из которых — рационализация педагогического процесса, правильная с точки зрения структуры и содержания организация урока.
Это важно не только для младших, но и для старших учащихся, особенно в профильных школах, где умственная нагрузка выше, чем в общеобразовательных, составляя нередко 10—12 ч в день, что, естественно, неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья учащихся.
Проведенные гигиенические исследования показали, что применение технических средств обучения, в частности телевидения и программированных учебных звукозаписей, позволяет в более доходчивой форме доводить учебный материал и вызывает положительные эмоции у школьников. Однако использование технических средств обучения при отсутствии соответствующих гигиенических условий может вызвать утомление, перенапряжение центральной нервной системы.
При исследовании функционального состояния организма школьников в процессе использования звукотехнических средств во время занятий установлено, что наиболее благоприятные сдвиги отмечаются в тех случаях, когда эти занятия проводятся не ранее, чем через 10—12 мин в первый час занятий и в начале второго урока, т. е. после соответствующего периода адаптации. Следовательно, на начальном этапе использования технических средств обучения в учебном процессе необходим более медленный темп ра-
боты. Оптимальная работоспособность достигается, если звукозапись сопровождается демонстрацией наглядных пособий.
Таким образом, динамические наблюдения за функциональным состоянием детей и подростков в процессе применения в разные возастные периоды технических средств обучения позволяют научно обосновать эффективность последних.
Следует подчеркнуть важность дифференцированного подхода к_шко.'ш^ никам с низкими функциональными возможностями и ослабленным здоровьем, у которых возможно более быстрое истощение клеток коры головного мозга. Даже при таких кратковременных заболеваниях, как грипп, ангина, катар верхних дыхательных путей, учащиеся в первые дни после прихода в школу имеют ограниченные функциональные возможности. Установлена также связь между состоянием здоровья и успеваемостью, что выдвигает необходимость учета индивидуальных различий учащихся и создания специализированных школ и «классов здоровья» для ослабленных^ детей. у
Поскольку учащиеся подвергаются высокой суммарной нагрузке, большое значение приобретают рационализация режима дня школьников, изменение методики обучения и правильная организация внеучебного времени детей и подростков.
Исследования динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения в школе выявили довольно значительное количество отклонений в состоянии их здоровья (сколиозы, нарушение зрения, гипо- и гипертонические реакции, невротические состояния и др.), этиология которых может быть объяснена не только особенностями реактивности растущего организма, но и нарушениями гигиенических нормативов школьной обстановки. Изучение причин отклонения позволяет вскрывать механизмы взаимодействия факторов как экзогенных так и эндогенных, формирующих нарушение реактивности организма, определить возникновение функциональных отклонений и патологических нарушений в состоянии здоровья детей и подростков.
Прогресс в области промышленности и сельского хозяйства, химизация, использование атомной энергии — все это вызывает изменения многих трудовых процессов, резко повышает производительность труда, обусловливает изменение в условиях производственной деятельности.
Широкое развитие механизации и автоматизации требует подготовки среди молодежи людей новых профессий и специальностей, например наладчиков конвейеров, операторов пультов управления в различных системах и др., в связи с чем возникают новые гигиенические вопросы в области гигиены, в частности гигиены труда подростков.
Наряду с положительными факторами в связи с новой техникой появляются и новые отрицательные раздражители внешней среды, поэтому необходимо решать вопросы охраны труда, профилактики в основном умственного утомления, проблемы адаптации растущего организма к факторам производственной среды, условиям трудовой деятельности, учитывая повышение мощности и скорости производственных установок, наличия новых видов производств и технологических процессов работы на электронно-вычислительных машинах, системах кибернетики и др.
Большое внимание будет уделяться решению вопросов, связанных с нормированием в возрастном аспекте факторов производственной среды, объема воспринимаемой в процессе учебы и работы информации. Должны быть разработаны меры профилактики гипокинезии с учетом анатомо-фи-зиологических особенностей растущего организма, предупреждения монотонности автоматизированного конвейера труда. Приобретут важное значение вопросы борьбы с такими факторами, по отношению к которым существует повышенная чувствительность подросткового организма (шум, вибрация, пыль, химические вещества).
Немалую роль играет изучение и предупреждение возможных патологических воздействий новых физических и химических веществ, особенно малой интенсивности, природа влияния которых на подростковый организм еще недостаточно выяснена, разработка новых путей и методов рационализации труда и отдыха.
Химизация народного хозяйства, применение химических веществ в быту обусловливает контакт с ними детей и подростков.
Исследования, проведенные в различных гигиенических институтах, выявили картину повышенной чувствительности растущего организма к химическим веществам, некоторые из которых способствуют задержке роста и развития организма. Следовательно, необходима разработка вопросов профилактики неблагоприятных воздействий химикатов на детей и подростков. При этом возникают вопросы нормирования химических веществ применительно к растущему организму и развития возрастной токсикологии для оценки этих веществ по степени их токсичности.
Изучение терморегуляции и других физиологических процессов у подростков, работающих в условиях низких температур, позволило установить различие в чувствительности к холодовому фактору у них по сравнению со взрослыми. Поэтому так актуальны вопросы гигиенического нормирования микроклиматических условий, при которых протекает трудовая деятельность подростков.
Профтехучилища становятся основной базой профессиональной подготовки молодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса, в связи с чем предусматривается дальнейшее расширение сети таких учебных заведений.
Все эти мероприятия повышают значение научной разработки вопросов гигиены труда молодежи и особенно профессиональной ориентации учащихся с учетом склонности и состояния здоровья подростка, а также потребности в кадрах. Иногда неправильный выбор профессии ведет к возникновению заболеваний или обострению имеющейся болезни, поэтому гигиенистами разработаны медицинские показания и противопоказания к приему подростков с отклонениями в состоянии здоровья на работу, в техникумы, в профтехучилища и вузы.
Технический прогресс способствует проникновению новых современных электронных приборов в практику гигиенических исследований, что в свою очередь позволяет значительно расширить наши представления о механизме реакции растущего организма на воздействие факторов среды, проводить работу на клеточном и молекулярном уровнях. Полученные при этом данные приносят большую пользу при разработке соответствующих профилактических мероприятий, которые направлены на охрану здоровья подрастающего поколения.
Изучение состояния здоровья детей и подростков в разных климато-географических зонах страны выявило последовательное улучшение физического развития, снижение заболеваемости, повышение функциональной полноценности развития организма, что в первую очередь обусловливается неуклонным повышением уровня благосостояния советского народа.
Однако несмотря на огромные достижения в этой области, технический прогресс выдвигает ряд новых проблем по изучению структуры заболеваемости среди детей и подростков, путей и методов ее снижения.
Возникает необходимость в поисках новых, более чувствительных методов определения состояния здоровья детского населения, выявления ранней стадии заболеваний или так называемых преморбидных заболеваний. Наряду с ранней степенью нарушений осанки и рефракции к ним относятся функциональные отклонения со стороны нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, нарушения гармоничности физического развития, изменения реактивности организма. Они не являются заболеваниями, однако создают фундамент для развития патологии в последующие периоды жизни. Такие виды отклонений в состоянии здоровья детей и подростков
обусловлены в основном аллергизадией населения, загрязнением атмосферы промышленными выбросами, шумом городского транспорта, а также другими отрицательными факторами, связанными с урбанизацией.
Потребуется расширение социологических, социально-гигиенических и клинических исследований с целью установления новых критериев для организации планирования здравоохранения в городе и деревне.
На пути к созданию коммунистического общества возникнут новые социальные явления, изучение влияния которых будет также необходимо с точки зрения обеспечения гармонического развития подрастающего поколения.
Поступила 8/VI 1977 г.
УДК 613.72(091)(47+б7) «1917— 1977»
Акад. АМН СССР А. А. Минх
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ;И СПОРТА
Московский медицинский стоматологический институт
Огромные задачи, поставленные перед гигиеной после Великой Октябрьской социалистической революции в связи с широким планом оздоровления условий труда и быта, потребовали углубленной разработки отдельных гигиенических проблем, которые нельзя было разрешить при существовавшем уровне общегигиенических знаний. В связи с этим были созданы профильные гигиенические научно-исследовательские институты и кафедры и возникла самостоятельная научная дисциплина — гигиена физических упражнений и спорта. В отличие от других гигиенических дисциплин она развивалась главным образом не в общей системе учреждений медицинского профиля, а в институтах физической культуры. На первом этапе ее становления, в 20-х годах, содержание гигиены физических упраждений и спорта было неопределенным. С одной стороны, наблюдалась тенденция включить в нее, помимо основ гигиены, широкий круг вопросов физиологического, морфологического и даже клинического характера, а с другой — попытки ограничить ее изучением санитарных условий в местах занятий физическими упражнениями. С течением времени, совершенствованием советской системы физического воспитания происходила перестройка и в области спортивной медицины, направленная на более четкое разграничение функций между отдельными специальностями. Гигиена спорта получила определенное содержание — изучение и оздоровление внешней среды, в которой происходят занятия физкультурой и спортом, и разработка гигиенических указаний в отношении построения всего процесса физического воспитания с тем, чтобы он протекал с большей пользой для здоровья занимающихся и способствовал достижению высоких спортивных результатов.
По мере разработки общих гигиенических основ физкультуры повышался удельный вес специальных исследований в области спорта, занятия которым намного расширяют возможность улучшения здоровья и физического развития, повышения умственной и физической работоспособности. Научно-исследовательская работа за прошедшие 60 лет была тесно связана с практическими запросами здравоохранения.
Наибольшее количество научных работ в области гигиены физического воспитания касается детей. Много работ посвящено изучению физического развития подрастающего поколения и возрастным анатомо-физиологиче-ским особенностям детей, что важно для нормирования физических нагрузок, определения сроков начала ранней спортивной специализации, уточнения показаний к разделению детей на медицинские группы для занятий
61