По мере развития процесса информатизации общества изменяются цели и содержание курса информатики. Предстоит выработать качественно новую модель подготовки членов будущего информационного общества, для которых способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде, ответственная гражданская позиция и развитое планомерное сознание станут очевидной жизненной необходимостью. Отсюда вытекает необходимость разработки качественно новых программ, учебно-методических пособий, программно-методических комплексов по курсу информатики.
Литература
1. Колин, К.К. Индустрия информационных технологий и проблемы информатизации российского образования [Текст]/ К.К. Колин // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2005. - № 4. - С. 12-16.
2. Колин, К.К. Информатика сегодня и завтра [Текст]/ К.К. Колин // Информационные технологии. - 2000. - № 1. - С. 2-8.
3. Концепция информатизации образования [Текст]// Информатика и образование. -1988. - № 6. - 23 с.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2002. - 64 с.
5. Пакет документов Министерства образования и науки РФ //Информатика и образование. - 2004. - № 4. - С. 2-35.
Развитие личности Извеков И.Н.
Развитие генеалогической культуры личности
Изменения общественно-политического и экономического курса в России привели к острой необходимости в реформах, направленных на демократизацию и укрепление государственности с последующим переходом к гражданскому обществу как наиболее гуманной организации российского социума. Это потребовало изменений в системе образования, в том числе в части формирования у молодежи мировоззрения, отвечающего требованиям нового социально-экономического курса. В связи с этим педагогика должна стать более динамичным фактором развития личности в условиях её духовно-нравственного совершенствования.
За последнее десятилетие понятие нравственного возрождения России, которое все чаще стало использоваться в специальной психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, В. Д. Шадриков), связывается с генеалогией, являющейся основой развития гражданственности, патриотизма, духовности.
Нами определены междисциплинарные связи между смежными областями гуманитарного знания: генеалогией и педагогикой, детерминированные «человеческим 38
фактором». Генеалогия - одна из немногих дисциплин, зафиксированных в древних источниках, по традиции продолжает заниматься изучением возникновения и развития родственных отношений, что само по себе выступает как нравственная ценность, востребованная сегодня педагогической наукой и практикой [1]. Основы генеалогии как дисциплины, изучающей историю семьи, не рассматривались с позиции педагогики (вопросами генеалогии занимались лишь ученые-историки, генеалоги для объяснения, подтверждения и обоснования исторических процессов). В настоящее время в связи с изменением ситуации в стране вопрос разработки программы изучения основ генеалогии, развития личности в процессе изучения истории семьи становится актуальным и востребованным. Нами подобные программы рассматриваются как направления воспитательной работы, реализуемые в практике образовательной среды учебного заведения, ориентированные на приобщение личности к ценностям, обладателями которых является семья [2; 3].
Педагогическое воздействие генеалогии на систему воспитания личности проявляется через выделенные нами междисциплинарные функции генеалогии и педагогики: содержательную, организационную, обучающую, информационную, систематизирующую, координирующую и развивающую. Эти функции реализуются в процессе приобретения личностью необходимых генеалогических знаний для построения родословной и поколенной росписи (содержательная функция); навыков планирования генеалогического исследования (организационная функция); нравственных качеств при ознакомлении с историей семьи, деятельностью своих предков, семейными традициями (воспитывающая функция); умений использования различных генеалогических источников для получения родоведческих материалов (информационная функция); навыков анализа и синтеза полученной генеалогической информации (систематизирующая функция); умений ранжирования по значимости, объективности, достоверности и доказательности полученной информации о составлении своей родословной (координирующая функция); а также в процессе развития потребностей, мотивов и интереса к проведению генеалогических исследований, определяющих отношение к их результатам как нравственным ценностям (развивающая функция).
Знание своих корней дает человеку ощущение солидарности и преемственности с членами рода, способствует укреплению кровного родства и свойственных связей, более успешной социализации в процессе воспитания, например, молодежи, развитию патриотических чувств и исторического самосознания, что в своей основе формирует в личности генеалогическую культуру и укрепляет ее нравственное сознание.
Генеалогическая культура как один из важнейших аспектов общей культуры человека несет в себе ценностно-смысловое, моральное начало, влияет на развитие нравственного сознания и чувств, обуславливающих этику поведения индивида [4]. По нашему мнению, генеалогическая культура характеризует субъективный мир человека и включает:
- знания, основанные на памяти о различной родовой и свойственной информации, в том числе о жизни и деятельности самого человека;
- ценностные ориентации, отражающие интересы и мотивы изучения истории семьи, как фактора нравственного самосовершенствования личности;
- поведенческие проявления, основанные на осознании принадлежности к определенной семье, роду, имеющему традиции, передающиеся из поколения в поколение: способность к сопереживанию, состраданию, сочувствию, содействию, великодушию не только по отношению к своим близким, но и отдаленным предкам из глубины веков;
- умения изыскательской деятельности, раскрывающей значимость семейных традиций, взглядов, гражданских, нравственных, моральных позиций родовых поколений, их профессионального, социально-ролевого статуса;
- стремление к творческому осмыслению и оформлению результатов генеалогических изысканий.
Эффективность формирования генеалогической культуры личности обеспечивается совокупностью организационно-педагогических условий образовательного учреждения (стимулирование целенаправленного взаимодействия учебного заведения и молодежи в вопросах преемственности поколений; включение генеалогической исследовательской деятельности воспитанников в учебно-воспитательный процесс; развитие положительной мотивации учащихся к изучению истории семьи и др.).
Мы считаем одной из нравственных ценностей индивидуальную генеалогическую культуру личности, под которой следует понимать ценностно-смысловое, нравственное начало деятельности личности в образовательном учреждении, в семье, социуме, обществе по разысканию исторических корней семьи (ветви рода, рода) и сохранению памяти о предках.
Овладение человеком ценностями семьи (ветви рода, рода) приобщает и формирует в нем генеалогическую (семейную) культуру. Владение историей семьи позволит молодому человеку изменить отношение к моральным, семейным, культурным ценностям, проследить и сформировать целостное представление о семье в процессе нескольких поколений, понять семью как своеобразный эталон человеческих отношений, задуматься о проблемах нравственного развития личности, понимать людей и толерантно оценивать их поступки.
Организовывая воспитательную работу по формированию генеалогической культуры личности, педагогу важно учесть, что она должна иметь междисциплинарный характер и строиться на основе базовых дидактических положений с учетом современных научных тенденций и при этом иметь свои отличительные особенности:
- обращенность к каждой отдельной личности;
- индивидуально-дифференцированный подход к отбору и изучению родоведческих источников;
- наличие исследовательских методик;
- оформление полученных результатов в виде итоговых творческих работ на основе деятельности учащихся.
Одной из отличительных особенностей в воспитательной работе по формированию генеалогической культуры личности является работа учащихся в различных формах деятельности.
На основе оценок экспертных групп учителей, например, для старшей школы были выявлены пять уровней развития генеалогической культуры старшеклассников: потенциальный или уровень возможностей; ценностно-ориентированный, отражающий положительную мотивацию; познавательно-технологический или деятельный уровень, характеризующийся готовностью к поисковой деятельности, активным участием в поисковой деятельности; осознанно-мотивированный, характеризующийся осознанием и принятием нравственно-генеалогических ценностей; культуротворческий уровень, отражающий позицию субъекта культурной деятельности.
В таблице 1 приведена развернутая характеристика уровней сформированности генеалогической культуры школьников.
Таблица 1. Уровни сформированности генеалогической культуры
старшеклассников
Уровень 1. Потенциальный (уровень возможностей) Слабая заинтересованность в изучении истории семьи. Старшеклассник считает, что изменить в прошлом ничего нельзя, следовательно, нет необходимости его знать. Недостаток генеалогических знаний, нечеткое представление о роли генеалогических знаний для разыскания сведений об истории семьи. Установка к созданию родословной семьи проявляется в форме намерения. Индифферентное отношение к вопросам изучения истории семьи, к прошлому и настоящему своих родителей, к своим предкам. Проявляет интерес к исследованиям одноклассников, способен к сопереживанию, проявляет его по отношению к рассказам одноклассников об их родословных историях.
Уровень 2. Ценностно- ориентированный (наличие положительной мотивации, осознание и принятие семейных ценностей) Проявляет интерес в отношении исследования истории семьи, выражает намерение узнать историю происхождения своей фамилии, исторические факты и жизненные ситуации, связанные со своими предками, какими людьми они были, какова их роль в известных исторических событиях. К усвоению знаний по генеалогии относится без особого желания, установки на активную поисковую деятельность не сформированы, имеет слабые представления о путях поиска генеалогической информации. Эмоции проявляет в отношении будущих результатов, и они его интересуют, но никаких практических действий без побуждений со стороны учителя не предпринимает. Выполненные задания учителя оформляет без творческого подхода к представлению результатов.
Уровень 3. Познавательно-технологический, деятельный уровень (готовность к поисковой деятельности и участие в ней) Имеет выраженный интерес к исследованию истории семьи, положительную мотивацию к поисковой деятельности. Сформированы положительные установки по отношению к усвоению генеалогических знаний, стремится самостоятельно найти недостающую информацию из Интернета, литературных источников, государственных и семейных архивов. Проявляет сопереживание по отношению к историческим фактам из истории семьи, действиям своих родителей и других, ныне живущих родственников, проявляет чувство гордости за достижения своих предков. Наличие нравственно-генеалогических знаний и умений. Сформированы умения исследовательской и поисковой деятельности, знает источники получения информации и способы их использования при оформлении результатов. Не всегда творчески оформляет результаты своих исследований, ограничивается описанием проведенной работы.
Уровень 4. Осознанно-мотивированный (осознание и принятие нравствено- генеалогических ценностей) Проявляет достаточно высокий уровень заинтересованности в исследовании истории семьи. Имеет ярко выраженную положительную мотивацию к проведению генеалогических исследований, интерпретации результатов поисковой и исследовательской деятельности. Понимает значение теории, закономерностей, принципов генеалогии для результатов поисковой и исследовательской деятельности. С интересом воспринимает теоретический материал по генеалогии, владеет методами сбора информации по истории семьи, знает источники получения информации. Сформирована готовность к исследовательской деятельности по изучению истории семьи. Активная поисковая и исследовательская деятельность. Осознание значения нравственно-генеалогических ценностей для собственного развития.
Уровень 5. Культуротворческ ий (позиция субъекта культурной деятельности, утверждающего генеалогические ценности) Проявляет осознанную заинтересованность и активно участвует в изучении истории семьи, ветви рода, рода. Глубоко выражено положительное эмоциональное отношение к процессу поиска информации, интерпретации и оформлению материалов поисковой и исследовательской деятельности. Творческое отношение к оформлению результатов исследования, умение обобщать результаты, представлять их в форме монографии и художественных произведений (библиографический очерк, исторический рассказ); потребность к развитию достигнутого. Явно выражено стремление к публичным выступлениям, потребность пропагандировать генеалогическую культуру среди сверстников.
Результаты наших психолого-педагогических исследований в старшей школе имеют вероятностный характер. Это обусловило применение статистических методов для обработки данных, полученных в процессе наблюдений, бесед, анкетирования, опросов, тестирования.
Таблица 2. Сравнительная оценка уровней сформированности генеалогической культуры старшеклассников до начала и в конце опытно-экспериментальной работы
Контингент старшеклассн иков Объем выборки Уровни сформированности генеалогической культуры школьников
1 2 3 4 5
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
До опытно-эксперимент альной работы 600 100 380 63 80 13 70 12 70 12 - -
По итогам
опытно-
эксперимент альной работы 600 100 120 20 190 32 150 25 114 19 26 4
Литература
1. Бычкова, М.Е. Генеалогия в России: история и перспективы [Текст]/ М.Е. Бычкова, М.И. Смирнов. - М., 2004.
2. Извеков, И.Н. Генеалогия в современном учебном процессе: методология курса «История семьи» [Текст]/ И.Н. Извеков // Монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. - 180 с.
3. Извеков, И.Н. Ценностно-генеалогический подход к системе нравственного воспитания школьников [Текст]/ И.Н. Извеков // Монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. - 250 с.
4. Извеков, И.Н. Формирование генеалогической культуры учащихся в целостной образовательной среде семьи и школы [Текст]/ И.Н. Извеков // Научно-методическое пособие. - Великий Новгород: Комитет образования, науки и молодежной политики; Новгородский региональный центр развития образования, 2008. - 124 с.
5. Флоренский, П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогическое исследование. Из Соловецких писем. Завещание [Текст]/ П. Флоренский. - М., 1992.
Астраханцева С.В.
Развитие ребенка в свободное время средствами дополнительного образования
Важнейшим ресурсом в образовательной системе, сориентированным на индивидуально-личностное развитие ребёнка с учётом его интересов, потребностей, индивидуальных особенностей, является дополнительное образование детей - особая самоценная система, имеющая собственные цели и задачи и решающая проблемы свободного времени детей.
В основании проектирования ожидаемого результата система дополнительного образования детей рассматривается как социально-педагогическая категория, ориентирующая качественно новую, продуктивную организацию свободного времени ребёнка вне его основной трудовой (учебной) деятельности.
Опираясь на выводы учёных (Г. Н. Филонова, Д.И. Фельдштейна, А.Б. Фоминой), мы рассматриваем в качестве основного социального ожидания от системы дополнительного образования детей формирование их духовного образа жизни. Участие в творческих объединениях оказывает влияние на структуру свободного времени школьников. Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно-значимых проблем, то есть на всю систему духовных ценностей личности. «Оценивая данное направление деятельности учреждений дополнительного образования детей, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках