УДК 378.5(47) с^: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-62-67
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Извеков Игорь Николаевич
Международный инновационный университет, Россия, г. Сочи, е-тай: [email protected]
В статье анализируется ценностный потенциал генеалогической культуры в контексте духовно-нравственного воспитания современного студента. Автором обосновывается концепция ценностно-генеалогического подхода в процессе учебно-воспитательной деятельности в целостной образовательной среде семьи и вуза как инновации в формировании генеалогической культуры учащихся. В основу инновации заложено генеалогическое исследование микроистории семьи в истории Отечества с целью оптимизации духовно-нравственного воспитания студентов через осознание преемственности поколений.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценностно-генеалогический подход, генеалогическая культура, генеалогические ценности, история семьи, студент, образовательная среда вуза
Современная инновационная технология в воспитательной сфере образовательных учреждений на основе приобщения молодежи к изучению микроистории родных истоков в истории Отечества в последние десятилетия набирает популярность и становится духовно-нравственной потребностью осознавать преемственность поколений в формирующемся гражданском обществе РФ. Методологической основой воспитательной инновации выступает ценностно-генеалогический подход в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения, который формируется на осознании личной (семейной) информации, классифицируемой как генеалогические ценности.
Как показывает наше многолетнее исследование, такой подход в воспитании молодежи плодотворно влияет на духовно-нравственное воспитание, гражданское самосознание, толерантность и патриотические чувства молодежи. Относительно целей и задач воспитания в педагогике существуют разные суждения. Не отвергая других целей воспитания, ценностно-генеалогический подход особо вычленяет задачи воспитания качеств личности, раскрывающие ее нравственность.
Изучение истории семьи позволяет представить жизнь и быт своих предшествующих поколений, их занятия, традиции, обычаи, что и составляет одно из духовно-нравст-
венных предназначений человека помнить и чтить родство, знать свои истоки [1, с. 241-250]. Познание такой исторической информации, ее систематизация и интерпретация влияют на психологические детерминанты личности и ориентацию на углубленное духовное единение с семьей, социально ценностное поведение и деятельность, что и определяет генеалогическую культуру человека.
Формирование генеалогической культуры -это осознание основных семейных и нравственных ценностей, норм поведения, нравственного идеала, что в свою очередь предопределяют ориентацию на уважение и почитание предков, перерастающую во многих случаях в генеалогическую идентичность [1, с. 250-255]. В генеалогической педагогике понятие «генеалогическая идентичность» определяет осознание личностью преемственности поколений, принадлежности к семье, постижение своих генеалогических истоков в процессе социально-исторического контекста. Генеалогическая идентичность - составляющая часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию личностью своей принадлежности к определенной семье, ветви рода, роду [2]. Отметим, что формирование генеалогической культуры и здоровой, гармоничной, генеалогической идентичности осуществляется в процессе активной деятельности человека
при изучении истории семьи в истории Отечества.
Что в имени тебе моем? Чаще всего при общениях в социуме каждый из нас гордо произносит свое имя. В зрелом возрасте во многих жизненных ситуациях, представляя себя, молча предъявляем гражданский документ - паспорт. Чаще произносим или пишем свою фамилию, имя, отчество. Сочетание всего-то из трех слов - символов, подчеркивающих целостное «Я» человека - гражданина. Оно хранит подлинный смысл и значение каждого из трех слагаемых слов, вписываемых в юном возрасте каждого человека в гражданский паспорт из метрического документа новорожденного.
Имя, отчество, фамилия: в их последовательности заложен определенный семейный код и его алгоритм. Имя - обоюдное согласие двух любящих родительских сердец, однажды соблаговоливших подарить каждой родившейся искре Божией жизнь и закрепить ее в имени, записанным в личном генеалогическом документе (метрическое свидетельство отделения государственного архива ЗАГС в месте рождения новорожденного). Отдельными строками в метрическом документе прописываются жизненные коды родителей (их имена, отчества, фамилии). Вносится в метрический документ и отчество новорожденного - продолжение статуса ребенка, как правило, по личному имени отца, нареченного когда-то и ему при рождении его родителями (теперь еще дедом и бабушкой новорожденного). В метрическом документе отражены не только дата и географическое место рождения человека, но и его фамилия.
Фамилия - явление духовной жизни семьи, овеянная особым таинственным смыслом, воспринятого от прежних поколений, чаще всего по отцовской линии. Фамилия, наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени и отчеству новорожденного, передается, в большинстве случаев, как символ преемственности поколений, указывающий на принадлежность конкретного лица, которое когда-то впервые при определенных обстоятельствах нарекли фамилией. Фамилия записывается за новорожденным ребенком с обоюдного согласия родителей. Метрическое свидетельство о рождении ребенка, как подлинник основного государственного документа человека, выдается родителям, а сопутствующие его появлению жур-
нальные (метрические) записи (в двух экземплярах) передаются на вечное хранение в специальные государственные архивы записей актов гражданского состояния.
Кто он предок в восходящей вертикальной цепочке, от которого заимствована фамилия для новорожденного? Во всяком случае, в метрическом свидетельстве ребенка он, чаще всего, обозначен в отчестве и фамилии отца, по которому и определяется имя и фамилия одного из двух дедов. Если сопоставить метрические документы ребенка и родителей, хранящиеся в семейном архиве, то из них прослеживаются не только конкретные имена обоих дедов ребенка (по линии отца и матери), но и имена и фамилии четырех прадедов и четырех прабабушек. Отметим, что в метрическом документе матери новорожденного зафиксирована ее девичья фамилия. Таким образом, из сопоставления всего-то трех метрических документов (ребенка и родителей), выстраивается генеалогия новоявленного потомка в семье в форме восходящей родословной (1 колено), с породненными фамилиями в горизонталях родителей (2 колено) и двух от них старших поколениях: дедов (3 колено) и прадедов (4 колено) [3, с. 121-127].
Интерпретация истории семьи. От кого из прадедов (прапрадеда, пращура ли или более раннего предка) заимствуется фамилия для ребенка? Во всяком случае, фамилия четко прослеживается от четвертого (пятого, шестого или более раннего колена) в восходящей вертикали родословной здравствующей семьи, фиксируемой родителями из метрического документа своего бракосочетания и переносимой в метрическое свидетельство новорожденного? Как интерпретируется этимология фамилии ребенка в истории семьи? Почему родители зафиксировали за своим ребенком конкретную фамилию, которая вписана в метрический документ новорожденного? Какова эта история и почему именно за конкретным предком когда-то закрепилась эта фамилия, доставшаяся, например, каждому в наследство из глубины веков и перешедшая в столетие нового миллениума? В поле скольких колен в семье сохранена эта преемственность, и какова череда породненных фамилий в каждом из поколений? Это тайна для окружающих владельца фамилии. А вот знает ли этимологию своей фамилии ее владелец? В сочетании трех метрических символов че-
ловека заложено ни что иное, как микроистория семьи в истории Отечества. Задумывался ли каждый из нас над этой гражданской истинной? Проблема ли для ныне живущего человека знать историю семьи от некого генеалогического истока?
Не вызывает сомнений, что семья должна выступать хранителем такой информации и обязана передавать ее из поколения в поколение потомкам. По крайней мере, так было в классической многодетной российской семье до установления советской власти, лидерство в которой признавалось за старшим (здравствующим) поколением, хранителями истории семьи. Издревле в России сохранение такой информации о преемственности в поколениях составляло семейную память не только о предках, ушедших в мир иной и здравствующих персоналиях в поколениях, но и трактовалась в обществе как социальная память в проявлении генеалогической культуры в семье и социуме. И даже в мало имущих дореволюционных сословиях такая память (скорее всего в форме устных семейных легенд) сохранялась веками.
Известны различные комплексы источников (до 1917 г.), содержащих сведения генеалогического характера. Особый интерес представляет комплекс материалов церковной демографической статистики, позволяющей проследить историю любой семьи, независимо от ее социальной принадлежности (метрические книги, исповедные ведомости). Не менее интересные сведения генеалогического характера составляют источники, содержащие информацию о представителях отдельных сословных групп (ревизские сказки, клировые ведомости, губернские дворянские родословные книги, формулярные списки, др.). В сложившихся конфессиях России (в том числе и православной) человеку внушалось ощущать себя в поле не менее семи колен.
Конечно, приведенный выше упрощенный алгоритм составления родословной формально быстро воспроизводится на основе сопоставления и противопоставления метрических документов ребенка и родителей. Как правило, составление такой родословной начинается исследователем со своего рождения, в которой семья трактуется как понятие «Семь Я», образующее упрощенную государственную ячейку, состоящую из ребенка, его родителей, родителей отца и родителей матери. Поле кровного родства такой семьи
составляет всего три колена и остается в памяти ее персоналий в течение ста лет. Но, ограничивается ли история семьи полем родственников только из семи «Я» трех колен? Конечно нет.
Если говорить о новорожденном, то в процессе жизни в его первом колене восходящей родословной могут оказаться не только кровные братья и сестры, но и появиться единокровные, единоутробные, сводные, трактуемые в жизни как родные. Со временем во вновь образуемых семьях детей появляются свои дети, которые для исследователя становятся племянниками, а для его родителей внуками. Такая ситуация проявляется из-за того, что во 2 колене родословной (родители) браки фиксируются не только в архиве ЗАГС и при соблюдении конфессионального обряда венчания для верующих в культовых учреждениях, но и возникают стихийно, как результат гражданского сожительства (без регистрации брака).
Во втором колене проявляют себя братья и сестры родителей (дядюшки и тетушки исследователя), в семьях которых дети становятся двоюродными братьями и сестрами исследователя конкретной семьи. В ряде случаев дядюшки и тетушки принимают участие в становлении и воспитании племянника (исследователя). Значимая роль в воспитании потомков отводится не только бабушкам и дедушкам, но и в ряде случаев и их братьям и сестрам (двоюродными дедами и бабушками). В процессе жизненных перипетий может оказаться столько непредвиденных ситуаций, что у исследователя появляется потребность разобраться в них и составить четкое представление о семье. Нет одинаковых семей. Процесс обращения к изучению и синтезу родства своего для каждой личности индивидуален.
История семьи и система образования. Мотивация генеалогического интереса возникает в разные возрастные периоды развития человека. В системе образования проблеме формирования генеалогической культуры в XX в. внимание не уделялось и только с начала XXI в. постепенно определилось в научное педагогическое исследование. В новое десятилетие начавшегося века наметились предпосылки для формулирования основ генеалогической педагогики в современной системе просвещения и в рамках реформирования российского образования XXI в.
Обобщение наработок в сфере нравственного воспитания растущего поколения позволили выступить с концепцией воспитания молодежи не только в исторически сложившихся составляющих умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического элементов, но еще и вернуться к необоснованно забытой в годы советской власти составляющей, как генеалогическая культура личности. Памятуя к тому же, что в образовательных учреждениях особое значение приобретают гражданское, патриотическое, правовое, экономическое, экологическое, политическое воспитание, то и в них без целенаправленного формирования генеалогической культуры учащейся молодежи не обойтись.
Методология формирования генеалогической культуры личности стала обсуждаться в многочисленных дискуссиях и публикациях после 1993 г., в которых ее концепция рассматривалась с учетом возрастного развития, происходящего как непрерывный процесс самоизменения в деятельности индивидуума, чаще всего, для ситуации в целостной образовательной среде семьи и учебного учреждения. По-разному в педагогике определяются возраст или периоды развития человека. В сложившейся мировой системе образования учащихся принято рассматривать в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они обучаются и воспитываются. В вопросах формирования генеалогической культуры учащихся в нашем исследовании акцентируется внимание на категории школьников [младшего школьного возраста (7-10 лет), подростковый возраст (11-15 лет), юность (16-18 лет)] и студентов [ранняя зрелость (третье десятилетие)].
С 2002 по 2007 гг. основным объектом исследования формирования генеалогической культуры была выбрана целостная образовательная среда семьи и школы для возрастной категории старшеклассников и студентов [юность (16-18 лет)]. Для этой возрастной категории в проведении научного исследования по формированию генеалогической культуры учащихся была выработана гипотеза исследования, которая отразила ее проблему, объект, предмет и цель научной работы.
Введение программы курса «История семьи в истории Отечества» в учебно-воспитательный процесс предполагает ис-
пользование инновационных образовательных технологий, включение следующих методов обучения и воспитания, направленных непосредственно на духовно-нравственное развитие молодежи средствами генеалогии:
- методы формирования нравственного сознания и нравственных чувств (рассказ, лекция, беседа, диспут, диалог, пример, использование средств массовых коммуникаций и компьютерных технологий; нравственно-эстетического потенциала искусства и другие на материале генеалогической направленности);
- методы формирования нравственных привычек и опыта нравственного поведения (организация воспитывающих ситуаций, игра, индивидуальное проектирование, творческие конкурсы, волонтерская, музейная, краеведческая, природоохранная деятельность, военно-патриотическая поисковая работа и др.).
В контексте ценностно-генеалогического подхода к духовно-нравственному воспитанию молодежи целесообразно руководствоваться следующими модулями, характеризующими индивидуальную генеалогическую культуру личности:
- ценностно-ориентационный, отражающий интересы и мотивы изучения истории семьи;
- научно-познавательный, характеризующий знания молодежью генеалогических понятий, терминов; постулирующий наличие установки на изучение истории семьи; отображающий умения поисковой деятельности;
- эмоционально-нравственный, отражающий сопереживание, эмоциональное отношение к предкам в поколениях и современникам;
- творчески-созидательный, включающий поисковую деятельность, творческое оформление результатов генеалогических исследований.
В нашей практике многолетнего консультирования по вопросам исследования историй конкретных семей (ветвей рода) установлено, что человек, обращающийся к памяти предков, начинает осознавать необходимость проведения исследования истории семьи. Для осуществления исследования ему необходимы знания по вспомогательным историческим дисциплинами, умения и навыки по кропотливой поисковой практической деятельности генеалогической направленности. Мониторинг деятельности субъекта по
изучению истории семьи позволяет проследить изменения, которые происходят в личности под влиянием сбора генеалогической информации, креативной деятельности синтеза и систематизации родоведческих материалов. Изучение истории семьи человеком активизирует формирование духовности и значимости семейных ценностей, исторической преемственности поколений, нравственных чувств, нравственного поведения, способствует его становлению, развивает его генеалогическую культуру.
Процесс изучения истории семьи под руководством преподавателя учебного учреждения приводит к изменению отношения исследователей к микроистории семьи на фоне становления истории Отечества. У них появляется убежденность в необходимости изучения истории семьи, настойчивость в достижении поставленной цели, целеустремленность в поведении и деятельности, доброжелательность и уважение не только к семье (к родителям, к предкам), но и к своему окружению. Для них память о предках приобретает значимость почитания своего родства, формирования генеалогической культуры, что позволяет судить о субъектности развития личности.
Вместо заключения. Задача образовательных учреждений состоит во внедрении инновационных технологий по приобщению молодежи к развитию интереса к истории своей семьи, к формированию у нее основ генеалогических знаний и практических умений и навыков разыскания и систематизации родоведческих материалов. Реализация в учебном процессе модели (алгоритма) взаимодействия обучаемого, его семьи и образовательного учреждения в сфере генеалогических исследований позволяет обучающимся, на основе собранной информации, проследить микроисторию своей семьи из глубины веков и прочувствовать сопричастность предков, родительской семьи, себя и потомков к истории Отечества.
Организация такой деятельности воспитанников в целостной образовательной сре-
де семьи и учебных учреждений помогает воссозданию института российской семьи с целью поддержания благоприятного климата в семье, возрождения семейных ценностей и традиций, сохранения и укрепления внутрисемейных и межпоколенческих связей, преемственности поколений, передачи положительного опыта старших младшим. Именно такая устремленность в сфере образования представляется одним из приоритетных направлений в системе духовно-нравственного воспитания растущего поколения в современной России, направленного на формирование гражданственности, патриотизма, толерантности, нравственной воспитанности.
Литература
1. Извеков И. Н. Долгое XX столетие: записки очевидца эпохи перемен. Из истории Извековых: исповедь в форме запоздалого дневника. Сочи, 2016.
2. Извеков И. Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Сочи, 2011.
3. Извеков И. Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. М., 2016.
References
1. Izvekov I. N. Dolgoye XX stoletiye: zapiski ochevidtsa epokhi peremen. Iz istorii Izvekovykh: ispoved' v forme zapozdalogo dnevnika [Long XX century: notes of the eyewitness of the era of changes. From Izvekov' history: confession in the form of the overdue diary]. Sochi, 2016.
2. Izvekov I. N. Formirovaniye genealogi-cheskoj kul'tury starsheklassnikov v tselostnoj obra-zovatel'noj srede sem'i i shkoly [Formation of genealogical culture of seniors in the complete educational environment of family and school]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Sochi, 2011.
3. Izvekov I. N. Istoriya sem'i v istorii Ote-chestva: genealogiya v uchebnom protsesse vysshej shkoly [Family history in the history of the motherland: genealogy in educational process of the higher school]. M., 2016.
* * *
GENEALOGICAL CULTURE AS BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS
Izvekov Igor Nikolaevich
International innovative university, Russia, Sochi, e-mail: [email protected]
In article the author analyzed valuable potential of genealogical culture in the context of spiritual and moral education of the modern student and proved the concept of valuable and genealogical approach in the course of teaching and educational activity in the complete educational environment of a family and higher education institution as innovations in formation of genealogical culture of pupils. The basis of an innovation is the genealogical research of microhistory of a family in the history of the motherland for the purpose of optimization of spiritual and moral education of students through awareness of continuity of generations.
Key words: spiritual and moral education, valuable and genealogical approach, genealogical culture, genealogical values, family history, student, educational environment of higher education institution
Об авторе :
Извеков Игорь Николаевич, доктор педагогических наук, профессор Международного инновационного университета, г. Сочи
About the author:
Izvekov Igor Nikolaevich, Doctor of Pedagogics, Professor, International Innovative University, Sochi