3М: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
С. Н. Гришак
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Луганского областного института последипломного педагогического образования, г. Северодонецк, Украина E-mail: lugasvet@gmail.
Svetlana N. Grishak
PhD (Education), Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Lugansk Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Severodonetsk, Ukraine
УДК 378.091.21:305 Б01: 10.24411/2071-6427-2018-10016
Тенденции развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран: опыт Беларуси, Молдовы, России
Введение. Обосновывается актуальность изучения и всестороннего анализа опыта внедрения гендерных исследований в систему высшего образования Беларуси, Молдовы, России для выявления общих тенденций развития гендерного образования в этих постсоветских странах и возможностей использования лучших практик в высшей школе Украины.
Цели статьи. Выявление общих тенденций развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран (Беларусь, Молдова, Россия), установление общих черт внедрения ген-дерных исследований в учебный процесс высших учебных заведений и их характерных особенностей, определение позитивных практик гендерного образования для использования в высшей школе Украины.
Методы исследования. Для достижения поставленных целей был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация).
Результаты исследования. В статье выявлены общие тенденции развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран (Беларуси, Молдовы, России), которые касаются: 1) сферы нормативно-правового обеспечения реализации гендерных идей в высшей школе (совершенствование нормативно-правовой базы высшего образования с учетом принципов ген-дерного равенства; создание специальной норма-
Как цитировать статью: Гришак С. Н. Тенденции развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран: опыт Беларуси, Молдовы, России // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 90-107.
тивно-правовой и законодательной базы, определяющей направления политики государства в области гендерного образования); 2) условий организации гендерного обучения в вузах Беларуси, Молдовы, России (содержательное сходство черт и особенностей в организации становления гендерного образования в высшей школе постсоветских стран и неравномерной динамике его развития); 3) сферы научной деятельности по гендерным исследованиям (легитимация гендерных исследований как самостоятельного направления в академической науке высшей школы и консолидация ученых и преподавателей этих стран вокруг гендерной проблематики). Определены общие черты внедрения гендерного образования и особенности, характерные как для отдельно взятой страны, так и для группы постсоветских стран.
Заключение. Отмечен положительный опыт отдельных постсоветских стран, который может быть внедрен в законодательство о высшем образовании Украины, использован при организации гендер-ного образования в вузах и проведении научной деятельности по ген-дерным исследованиям в высшей школе Украины.
Ключевые слова: принципы гендерного равенства, гендерные исследования, гендерные курсы, постсоветские страны, восточноевропейский регион, тенденции, высшее образование.
Введение. После распада СССР и обретения бывшими республиками независимости все они, включая Республику Беларусь (РБ), Республику Молдова (РМ) и Российскую Федерацию (РФ), выбрали путь демократических преобразований, ориентируясь на интеграцию в мировое пространство, что предполагало соблюдение определенных норм и правил, выдвинутых современным мировым сообществом и в основу которых положен принцип равенства женщин и мужчин, для достижения устойчивого развития в экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества. Насущная необходимость новообразованных государств в проведении государственной политики в направлении продвижения гендерного равенства способствовала внедрению гендерного образования в высшую школу, в том числе и в постсоветских странах восточноевропейского региона (Беларусь, Молдова) и России.
Проблема гендерного образования, с особой остротой вставшая на постсоветском пространстве в переходный период, до сих пор чрезвычайно актуальна и нуждается в осмыслении с учетом специфики развития и культурных особенностей той или иной постсоветской страны. Учитывая, что каждая из постсоветских стран, в том числе Беларусь,
Молдова и Россия, за почти тридцать лет государственного суверенитета приобрела собственный опыт развития гендерного образования, то вполне закономерным представляется его изучение и всесторонний анализ, а также оценка эффективности тех механизмов внедрения национальных образовательных программ по гендерным исследованиям в учебный процесс высшей школы, которые способствуют или, наоборот, препятствуют развитию гендерного образования в этих странах. Осмысление опыта каждой страны, а также общих тенденций развития гендерного образования в высшей школе, в свою очередь, позволит определить возможности использования лучших практик гендерного образования этой группы постсоветских стран на Украине.
Цели статьи. Выявление общих тенденций развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран (Беларусь, Молдова, Россия), установление общих черт внедрения гендерных исследований в учебный процесс высших учебных заведений и характерных особенностей, свойственных отдельно взятой стране или группе этих постсоветских стран, определение позитивных практик гендерного образования для использования в высшей школе Украины.
Методология и методы исследования. На философском уровне использованы общетеоретические и методологические положения о развитии единства теории и практики; на уровне научной методологии — концептуальные идеи сравнительной педагогики с целью компаративного анализа педагогического опыта постсоветских стран (Беларусь, Молдова, Россия) по проблеме развития гендерного образования; на технологическом уровне — методика проведения исследования тенденций развития гендерного образования в постсоветских странах с привлечением широкого круга источниковой базы.
Для изучения проблемы и достижения поставленных целей был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация). Метод сравнительного анализа использован для сопоставления данных, анализа и синтеза результатов с целью формулирования выводов.
При определении тенденций мы опирались на анализ законодательной и нормативно-правовой базы в системе высшего образования, обеспечивающей развитие гендерного образования на уровне высшей школы (конституции стран; кодексы (РБ, РМ) и закон (РФ) об образовании; программные и стратегические документы развития высшего образо-
вания (РБ, РМ, РФ); гендерно-ориентированные нормативно-правовые документы); анализ национальных экспертных отчетов о состоянии гендерного образования и научных публикаций исследователей гендерного образования в этих странах.
Проблемам становления, институционализации и развития гендерного образования в высшей школе посвящены работы исследователей: Г. Вержибок, М. Кузнецовой, С. Матюшковой, О. Чесноковой, И. Чикаловой, Т. Щурко (Беларусь); В. Бодруг-Лунгу, Л. Змунчилы, Э. Морару (Молдова); М. Кашиной, Н. Козловой, Е. Кочкиной, Л. Луняковой, К. Фофановой, О. Хасбулатовой, З. Хоткиной (РФ).
Несмотря на значительное количество теоретических трудов по осмыслению проблемы теории и практики развития гендерного образования в высшей школе, хотелось бы отметить полное отсутствие сравнительных исследований этой проблемы в отношении постсоветских стран в общем, и стран восточноевропейского региона и России в частности.
Результаты исследования. Анализ развития гендерного образования в странах восточноевропейского региона постсоветского пространства и РФ позволяет утверждать, что актуальными его идеи становятся в период формирования новых независимых государств, когда страны признали продвижение гендерного равенства одним из приоритетов в государственной политике, ратифицировав ряд базовых документов ООН, направленных на защиту прав женщин и обеспечение равенства женщин и мужчин: Всеобщая декларация прав человека (The Universal Declaration of Human Rights, 1948); Международный пакт о гражданских и политических правах (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, 1966); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (International Covenant on Civil and Political Rights, 1966); Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (резолюция № 2263 ГА ООН, Declaration on the Elimination of Discrimination Against Women, 1967); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (резолюция ООН № 34/180, The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women, CEDAW, 1979); Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (резолюция № 48/104, Declaration on the Elimination of Violence
Against Women, 1993) и др.
Ориентация стран на интеграцию систем образования в европейское и мировое образовательное пространство обусловила необходимость
обновления законодательной базы в системе высшего образования в соответствии с учетом международных норм правозащитного и образовательного законодательства, в которых декларируется гендерное равенство.
Проведенный анализ законодательств, регулирующих правоотношения в высшем образовании Республики Беларусь, Республики Молдова и Российской Федерации (конституции стран; кодексы и закон об образовании (Кодекс об образовании № 152 от 17.07.2014 РМ; Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.); программных и стратегических документов развития высшего образования в Беларуси (Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (2015); Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. (2016)), Молдове (Стратегия развития образования на 2014-2020 гг. «0бразование-2020» (2014)) и России (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (2014); Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (2015)) свидетельствует, что провозглашенный в международных правовых документах принцип равенства прав и возможностей полов нашел отражение в указанных документах в виде нормы равного доступа к высшему образованию и профессиональной подготовки. Что касается непосредственно идеи гендерного образования, то каких-либо положений или норм, направленных на внедрение гендерного компонента в систему образования, в том числе и высшего, в проанализированном нормативно-правовом обеспечении высшей школы Молдовы и России не выявлено. Исключение составляет законодательная база Беларуси (Кодекс об образовании, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.), которая ориентирует систему образования на гендерное воспитание учащихся, но, к сожалению, преимущественно с позиции поло-ролевого подхода, закрепляя традиционное распределение гендерных ролей в обществе.
Анализ законодательной и нормативно-правовой базы в сфере гендерного равенства, обеспечивающий развитие гендерного образования в постсоветских странах восточноевропейского региона и РФ, выявил следующие характерные черты, присущие гендерно-ориентированному правовому обеспечению той или иной страны:
• отсутствие целевых законов о гендерном равенстве (Беларусь
и Россия (в последней есть законопроект));
• отсутствие стратегических документов по продвижению гендерного равенства (РБ; РФ); разработанные в России проекты «Гендерная стратегия РФ» (2003) и «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ» (2006) не были приняты;
• включение отдельных положений, направленных на развитие системы гендерного образования и просвещения: в закон о гендерном равенстве (Закон РМ «Об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин»), стратегию страны по обеспечению равенства женщин и мужчин (РМ), в планы действий по гендерному равенству (РБ; РМ);
• наличие целевого документа на уровне Министерства образования РФ, направленного на внедрение гендерного образования в профессиональную подготовку и переподготовку педагогических кадров (распоряжение № 480-15 от 22 апреля 2003 «Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования», а также разработанные по итогам его обсуждения на заседании Комиссии по вопросам положения женщин при Правительстве РФ «Рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования» 17.10.2003 г.) (РФ);
• проведение гендерной экспертизы в области высшего образования (РБ; РФ) [24; 28];
• отсутствие гендерной составляющей в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (РБ; РМ; РФ) [3; 21; 26].
Анализ становления гендерного образования в Беларуси, Молдове и России свидетельствует, что интерес к гендерным/женским проблемам во всех трех странах в первую очередь был инициирован неправительственными общественными объединениями (НПО), преимущественно женскими, которые благодаря организационной и финансовой поддержке зарубежных фондов и организаций получали квалификацию по женским и гендерным исследованиям во время стажировок за рубежом, в ходе участия в международных конференциях, форумах, летних школах по гендерным вопросам, в процессе перевода и изучения иностранной литературы в области гендерных исследований [4; 5; 8; 13; 15; 18; 19; 23].
Характерным признаком институционализации гендерного образования в высшей школе этих стран стало создание при высших учебных
заведениях структурных подразделений гендерных исследований (лабораторий, центров, кафедр) для систематической разработки образовательно-просветительского направления и координации научно-исследовательской деятельности по гендерной проблематике в высшей школе [1; 10; 11; 18; 19; 23].
Впервые научное подразделение, в названии которого появилось малознакомое слово «гендер», — Лаборатория гендерных исследований — возникло еще во времена СССР, в 1990 г., в рамках Академии наук СССР на основе неформального объединения женщин-ученых из разных институтов, которые занимались женской и гендерной проблематикой [11; 18; 19]. Начиная с 1992 года по такому же сценарию центры гендерных исследований создаются почти в каждой стране постсоветского пространства, в том числе в Беларуси (Минский центр гендерных исследований Женского института «Енвила» (МЦГИ, 1998); Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета (ЦГИ ЕГУ,1997)), в Молдове (Гендер-Центр, создан в 1998 г. по решению Сената Молдавского государственного университета (МолдГУ); Центр гендерных исследований при Кишиневском государственном педагогическом университете им. Иона Крянге (ЦГИ КГПУ, 1999)). В результате, на этапе становления гендерного образования в высшей школе в каждой стране создано по 2-3 ЦГИ, за исключением России, где только за первое десятилетие таких центров было основано более 15, а одними из первых стали Московский центр гендерных исследований (МЦГИ, 1994), Петербургский центр гендерных проблем (ПЦГП, 1992). Позже центры гендерных исследований создаются и при университетах: в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (1995), Ивановском государственном университете (1995), Саратовском государственном техническом университете (1996) и др.
Однако следует заметить, что на современном этапе развитие гендерного образования происходит в условиях общей негативной динамики количества структурных подразделений по гендерным исследованиям при вузах. Например, из-за политики правительства в Беларуси ЦГИ ЕГУ в 2005 г. иммигрировал в Вильнюс (Литва), в 2012 году закрыты Женский институт «Енвила» и Минский ЦГИ, который функционировал на его базе [23]; закрыт ряд центров и некоммерческих организаций, которые проводили гендерные исследования в России [9]; по причинам недофинансирования закрыт ЦГИ при КГПУ им. Иона Крянге в Молдове [1].
На основе анализа источниковой базы (см. литературу) установлено, что общими чертами гендерного образования в высшей школе Республики Беларусь, Республики Молдова и Российской Федерации являются: 1) разработка и преподавание в вузах специальных учебных курсов по гендерной тематике (в основном социогуманитарного блока: гендерная психология, гендерная социология, гендерная политология, гендерная история, гендерная лингвистика и т.п.) и междисциплинарных курсов по основам гендерных знаний, как на уровне бакалавриата, так и магистратуры; 2) включение отдельных тем по гендерной проблематике в традиционные дисциплины; 3) гендерное просвещение различных групп населения (тренинги, подготовка информационных, дидактических материалов и т.д.); 4) разработка учебно-методического обеспечения гендерных курсов; 5) выполнение студентами курсовых, дипломных работ по гендерной тематике.
Характерными чертами организации гендерного образования в высшей школе Республики Беларусь являются [2; 12; 15; 20; 21; 25; 27]:
- отсутствие в современных вузах структурных подразделений по гендерным исследованиям;
- сочетание академичности и общественной активности, формального и неформального гендерного образования (представительницы профессорско-преподавательского состава ряда белорусских вузов являются активистками женских организаций);
- единичные примеры преподавания гендерных курсов в отдельных вузах;
- необязательность изучения, фрагментарность и бессистемность преподавания гендерных курсов, зависимость от частной инициативы преподавателя;
- колебание количества часов/кредитов, которое отведено на дисциплины по гендерной тематике: от 18 часов (мин. кол-во) до 90 (макс.);
- наличие магистерской программы по гендерным исследованиям (Европейский гуманитарный университет, Беларусь/Литва); однако исследователи отмечают, что «ЕГУ готовит экспертов, которые хорошо подготовлены теоретически, но в значительной степени отстранены от белорусских реалий» [27, с. 6];
- обеспечение сетевым интернет-ресурсом (ЕГУ);
- отсутствие базовой модели гендерного образования, слабая проработанность вопросов организационно-методического и содержательного характера;
- критическое отношение к гендерным исследованиям внутри академического сообщества.
Касательно научной деятельности по гендерным исследованиям, следует отметить, что на уровне Белорусского государства гендерная наука не признана, поэтому гендерные исследования не развиваются как самостоятельное направление. Характерным признаком современных научных мероприятий по гендерной проблематике (конференций, «круглых столов», семинаров и т.д.) является снижение их уровня и качества из-за увеличения публикаций по тематике, основанной на идее поло-ролевого подхода, что находится вне рамок гендерного проблемного поля.
Для организации гендерного образования в высшей школе Молдовы характерно [1; 4; 13; 26]:
- ограниченное количество структурных подразделений по ген-дерным исследованиям (единственный на данный момент Гендер-Центр действует при МолдГУ);
- немногочисленное количество вузов, где преподаются гендерные курсы (МолдГУ, КГПУ им. Иона Крянге, Международный независимый университет);
- фрагментарность, эпизодичность преподавания гендерных курсов, которое зависит от инициативы отдельных исследователей и преподавателей;
- небольшой объем часов: колебания количества кредитов на дисциплину от одного до четырех;
- неопределенность общих стандартов/подходов к содержанию и организации гендерного образования;
- сотрудничество с зарубежными вузами, которые специализируются на гендерных исследованиях;
- отсутствие отдельной образовательной программы по гендерным исследованиям в высшей школе Молдовы;
- отсутствие профессиональных сообществ и постоянного обмена информацией по гендерной проблематике.
Организация научно-исследовательской работы по гендерной проблематике в высшей школе Молдовы имеет эпизодический, бессистемный характер, что вызвано немногочисленным составом гендерного сообщества, слабой методологической базой, отсутствием программ повышения квалификации. Ощущается нехватка теоретических разработок по гендерным исследованиям. Издание научной литературы по
гендерной тематике ограничивается шестью выпусками научного журнала «Гендерные исследования» в течение 2000-2002 гг. (тиражом 500 экз.).
Для организации гендерного образования в высшей школе Российской Федерации характерно [6; 8; 9; 10; 16; 18; 19; 22]:
- наличие разнообразных структурных подразделений по гендерным исследованиям (лабораторий, центров, кафедр);
- апробация двух межвузовских научно-исследовательских программ, связанных непосредственно с женскими и гендерными исследованиями (фактически легализовали гендерную тематику в системе высшего образования России);
- создание информационной сети, которая объединила исследователей и преподавателей по гендерной проблематике не только РФ, но и многих постсоветских стран (современный ресурс — портал Гендер.ру);
- широкая география вузов, где преподаются гендерные курсы,— от столичных городов (Москва, СПб) до Владивостока;
- включение гендерных курсов в учебные программы отдельных вузов, закрепление их за вариативной частью вуза, кафедры и т.п. (включение их в учебный план остается прерогативой высшего учебного заведения);
- колебания количества часов, которое отведено на дисциплины по гендерной тематике: от 8 часов (мин. кол-во) до 117 (макс.);
- осуществление гендерного анализа учебной литературы для высшей школы;
- постоянное увеличение объемов разработки и издания учебных пособий, хрестоматий, авторских учебных программ;
- попытки закрепления дисциплины «Гендерология и феминология» в федеральных образовательных стандартах для студентов специальности «Социальная работа» (2000 год), которые, впрочем, не нашли дальнейшей реализации; в последующих ФГОС эта дисциплина не заявлена в качестве обязательной в цикле базовой профессиональной подготовки [14];
- подготовка магистров по профилю «Гендерные исследования» в рамках магистерской программы направления «Социология» (Санкт-Петербургский государственный университет) и по профилю «Гендерная психология» — направления «Психология» (Российский государственный педагогический университет им. А. В. Герцена);
- отсутствие единой модели непрерывного и многовекторного гендерного образования.
Характерным признаком институционализации научного гендерного знания в РФ являются [6; 7; 8; 10; 16]:
- создание Научного совета по гендерным вопросам при Президиуме РАН;
- организация гендерных исследовательских секций/комитетов в научных сообществах (Российское общество социологов, Российская ассоциация исследователей женской истории, Российская ассоциация политической науки);
- создание гендерных рубрик в периодике и издание профессиональных научных журналов по гендерным исследованиям («Женщина в российском обществе», «Адам&Ева»);
- организация на системной основе международных, всероссийских и местных научных мероприятий (конференций, форумов, семинаров) по гендерной проблематике;
- публикационная активность;
- расширение тематического поля исследований (более 200 тем из всех гуманитарных и общественных наук);
- повышение научного статуса гендерных исследований во всех дисциплинах и во всех научных профессиональных ассоциациях гуманитарных и общественных наук (ежегодные защиты диссертаций по гендерной проблематике);
- рост количества дипломных, магистерских работ по гендерным исследованиям;
- ежегодное проведение студенческих научных конкурсов по гендер-ным исследованиям, конференций для молодых исследователей.
Проведенный анализ позволил выявить общие тенденции развития гендерного образования в высшей школе Беларуси, Молдовы и России, связанные с нормативно-правовым сопровождением имплементации гендерной составляющей в систему высшего образования, с условиями организации гендерного обучения в вузах и легитимацией научного знания по гендерным исследованиям в высшей школе этих стран. Выявлены характерные признаки процесса внедрения гендерного образования в высшей школе каждой страны.
Зaключение
Анализ гендерного образования в постсоветских странах восточноевропейского региона и Российской Федерации позволил выявить ведущие тенденции его развития, которые затрагивают: во-первых, сферу нормативно-правового обеспечения реализации гендерных идей в высшей школе (совершенствование нормативно-правовой базы высшего образования с учетом принципов гендерного равенства; создание специальной нормативно-правовой и законодательной базы, определяющей направления гендерной политики государства в области гендерного образования); во-вторых, условия организации гендерного обучения в вузах Беларуси, Молдовы, России (содержательное сходство черт и особенностей в организации становления гендерного образования в высшей школе этих стран и неравномерная динамика его развития); в-третьих, сферу научной деятельности по гендерным исследованиям (легитимация гендерных исследований как самостоятельного направления в академической науке высшей школы и консолидация ученых и преподавателей постсоветских стран вокруг гендерной проблематики). Определены общие черты внедрения гендерного образования в высшую школу и особенности, характерные как для отдельно взятой страны, так и для группы постсоветских стран восточноевропейского региона и РФ.
Отмечен положительный опыт отдельных стран постсоветского пространства в усовершенствовании национального законодательства в системе высшего образования в соответствии с международными правовыми стандартами гендерного равенства, который может быть внедрен в законодательство о высшей школе Украины: включение гендерного воспитания как составляющей системы воспитания в нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в системе образования (РБ); использование механизма квотирования в обеспечении сбалансированного представительства женщин и мужчин в специфических профессиях, в которых наблюдается доминирование одного из полов (РМ).
Среди направлений использования опыта в организации гендерного образования в высшей школе Украины выделены следующие: включение дисциплин по гендерной проблематике в государственные стандарты высшего (профессионального) образования (РФ); создание в рамках магистерских программ специализации (профиля) по гендерным исследованиям (РБ; РФ); осуществление гендерной экспертизы учебной литературы для гуманитарных специальностей (истории, социологии,
психологии, педагогики и др.) (РФ); приглашение иностранных лекторов и сотрудничество с зарубежными университетами, которые специализируются на гендерных исследованиях (РМ).
В направлении научной деятельности по гендерным исследованиям в вузах Украины возможно использовать следующие позитивные практики: внедрение целевой межвузовской научно-исследовательской программы по гендерным исследованиям (РФ); включение гендерно-ори-ентированного журнала в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий ВАК, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук (РФ); создание гендерных секций в научных профессиональных сообществах и научного совета в Академии наук (РФ).
Перспективы дальнейших исследований мы видим в выявлении общих и специфических тенденций развития гендерного образования в высшей школе стран постсоветского пространства балтийского, центрально-азиатского и южнокавказского регионов и проведении их сравнительного анализа.
Литература
1. Бодруг-Лунгу В. Национальный отчет о состоянии реформ в системе высшего образования и о состоянии гендерного образования в Республике Молдова // Гендерное образование (региональный обзор в восьми странах СНГ: Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Узбекистане). М.: Вариант-ИГСП, 2006. С. 199-230.
2. ВержибокГ. В. Гендерное воспитание и образование молодежи: актуальность и перспективы внедрения // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2012. № 3 (3) [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_21346582_52362954.pdf (дата обращения: 13.07.2018).
3. Гафизова Н. Б. Гендерная экспертиза Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033400 Педагогика (2000 г.) // Женщина в российском обществе. 2005. № 3. С. 2-7.
4. Змунчила Л. Гендерное образование в Молдове: реалии и перспективы // Гендерное образование: теория и практика: материалы междунар. конф. Бухара, 2003. С. 61-62.
5. Кашина М. А. Институционализация гендерного образования в высшей школе: система предпосылок // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Иваново, 24-25 июня 2003 г.). Иваново: ИвГУ, 2003. С. 51-57.
6. Кашина М. А. Гендерное образование в условиях поворота к традиционным ценностям // Девятые Ковалевские чтения: материалы науч.-практ. конф. 14-15 ноября 2014 г. / отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2014. С. 1598-1600.
7. Клецина И. Гендерное образование и просвещение как инструмент про-
движения гендерного равенства // Реализация гендерной политики: от международного до муниципального уровня: тезисы междунар. науч.-практ. конф. (СПб, 20-21 октября 2010 г.) // Geum.ru: образовательный портал: [сайт]. URL: http:// geum.ru/next/art-289207.leaf-4.php (дата обращения: 13.07.2018).
8. Ключко О. И. Предисловие. Немного об истории развития гендерного подхода в российском образовании // Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко (ред.). М.: Юрайт, 2017. С. 7-16.
9. Козлова Н. Н. Суверенный «гендер», или Гендерные исследования в России // Социально-политические процессы в меняющемся мире: сб. науч. тр. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2013. С. 3-18.
10. Кочкина Е. В. Гендерные исследования в России: генезис, достижения и перспективы 28 лет спустя // Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях: VII Социологическая Грушинская конференция (Москва, 1516 марта 2017) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/ grusha2017/prez/5_kochkina.pdf (дата обращения: 13.07.2018).
11. ЛуняковаЛ. Г. Развитие и распространение гендерных знаний и гендерного образования в России. Вклад МЦГИ // Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России: сб. материалов / Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова (сост.). М.: Макс-Пресс, 2008. С. 217-225.
12. Матюшкова С. Д. Возникновение и развитие образования в контексте гендерной культуры в Республике Беларусь // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушвер-сггэта. 2012. № 1(67). С. 81-85 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsu.by/ xmlui/handle/123456789/4206 (дата обращения: 13.07.2018).
13. Морару Э. Гендерное образование: проблемы и пути решения // Гендерное образование: теория и практика: материалы междунар. конф. (Бухара, 2003 г.). Бухара, 2003. С. 63-64.
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/18-39.03.02.pdf (дата обращения: 13.07.2018).
15. Петина Л. От гендерного просвещения до гражданских действий: опыт позитивной практики // Адукатар. 2008. № 2(14). С. 47-50.
16. Ушакова В. Г. От гендерных исследований — к гендерной социологии // Девятые Ковалевские чтения: материалы науч.-практ. конф. 14-15 ноября 2014 г. / отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2014. С. 1618-1620.
17. Фофанова К. В. Сценарии развития гендерного образования в высшей школе // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 43-49.
18. Хасбулатова О. А. Гендерные исследования в современной России // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 1-2 (15-16). С. 84-99.
19. Хоткина З. А. Гендерным исследованиям в России — десять лет // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 21-26.
20. Чеснокова О. Проблемы преподавания гендерных дисциплин в системе высшего образования в республике Беларусь // Вариации на тему гендера: материалы III межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2004. С. 22-28.
21. Чикалова И. Р. Гендерная проблематика в Беларуси: результаты постсоветского пятнадцатилетия // Гендер как инструмент познания и преобразования общества: материалы междунар. конф. «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество» (Москва, 4-5 апреля 2005 г.) / Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова (ред.-сост.). М.: РОО МЦГИ при участии ООО «Солтэкс», 2006. С. 240-249.
22. Швецова А. В. О реализации принципов гендерного образования в российских вузах // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 67-73.
23. Шмидт В., Соломатина И. Женский активизм в Беларуси: невидимый и неприкасаемый. Каунас: Taurapolis, 2015. 205 с.
24. ШтылеваЛ. В. Гендерные аспекты политики Российской Федерации в области образования (конец ХХ — начало XXI в.) // Женщина в российском обществе. 2006. № 3. С. 61-71.
25. Щурко Т. Гендерное воспитание: особенности институциализации в Беларуси // Наше Мнение: сайт экспертного сообщества Беларуси. URL: http:// nmnby.eu/news/analytics/5175.html (дата обращения: 13.07.2018).
26. Bodrug-Lungu V. Gendering Higher Education Curricula at Moldova State University // From Gender Studies to Gender IN Studies. Case Studies on Gender-Inclusive Curriculum in Higher Education / (Eds.) Laura Grunberg. Bucharest, 2011. P. 73-102.
27. Burova S., Yanchuk O. Analysis of the Gender Sector in Belarus: Executive summary. Minsk, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://oeec.by/wp-content/ uploads/2015/06/Analysis-of-Gender-Sector-in-Belarus.pdf (дата обращения: 13.07.2018).
28. Saskevich V. Report on the results of gender equality analysis of belarusian legislation regulating relations in the field of higher education. Minsk: Unipack, 2015. 26 р. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/149728 (дата обращения: 13.07.2018).
TRENDS IN GENDER EDUCATION DEVELOPMENT IN THE POST-SOVIET COUNTRIES HIGHER SCHOOL: EXPERIENCE OF BELARUS, MOLDOVA
AND RUSSIA
Introduction. The author justifies the urgency of the study and comprehensive analysis of the experience of introducing gender studies into the higher education system of Belarus, Moldova, and Russia as well identifies common trends in gender education development of these post-Soviet countries and the possibilities of using the best practices in the higher school of Ukraine.
Purpose of the article. The aim of the article is to identify general trends in gender education development of post-Soviet countries higher school (Belarus, Moldova, Russia), to establish common and specific features of the introduction of gender studies into the educational process of higher education institutions, to difine good practices of gender education for use it in Ukrainian higher school.
Research methods. The author applies the method of analysis and synthesis, comparison, abstraction and concretization, generalization and classification.
Findings. This article identifies the common trends in gender education development in the post-Soviet countries higher school relating, firstly, to the legal and regulatory framework for the implementation of gender ideas at higher education (the improvement of the legal and regulatory framework that based on the gender equality principles for the system of
higher education; the creation of special legislative and legal framework that defines the state gender policy directions in the field of gender education). Secondly, trends are related to the conditions for organizing gender training at the universities of Belorus, Moldova, Russia (substantial similarity of features and peculiarities in the organization of gender education formation in the post-Soviet countries higher school and the uneven dynamics of its development). Thirdly, trends are manifested in scientific activity on gender studies (legitimation of gender studies as an independent direction in academic science of higher education and consolidation of scholars and teachers of the countries on gender issues). Common features and peculiarities of gender education implementation are determined.
Conclusion. The positive experience of particular country from post-Soviet ones is noted. It should be implemented: in the legislation on higher education in Ukraine, in organizing gender education in higher education institutions and in conducting research activities on gender studies in higher education in Ukraine.
Keywords: principles of gender equality, gender studies, gender courses, post-Soviet countries, Eastern European region, trends, higher education.
References
• Bodrug-Lungu V. Gendering Higher Education Curricula at Moldova State University // From Gender Studies to Gender IN Studies. Case Studies on Gender-Inclusive Curriculum in Higher Education / (Eds.) Laura Grunberg. Bucharest, 2011. P. 73-102.
• Bodrug-Lungu V. Nacional'nyj otchet o sostoyanii reform v sisteme vysshego obrazovaniya i o sostoyanii gendernogo obrazovaniya v Respublike Moldova // Gendernoe obrazovanie (regional'nyj obzor v vos'mi stranah SNG: Armenii, Azerbajdzhane, Gruzii, Kazahstane, Kyrgyzstane, Moldove, Tadzhikistane i Uzbekistane). M.: Variant-IGSP, 2006. S. 199-230. [In Rus].
• Burova S., Yanchuk O. Analysis of the Gender Sector in Belarus: Executive summary. Minsk, 2014. [Elektronnyj resurs]. URL: http://oeec.by/wp-content/uploads/2015/06/ Analysis-of-Gender-Sector-in-Belarus.pdf (data obrashcheniya: 13.07.2018).
• Chesnokova O. Problemy prepodavaniya gendernyh disciplin v sisteme vysshego obrazovaniya v respublike Belarus' // Variacii na temu gendera: materialy III mezhvuz. konf. molodyh issledovatelej «Gendernye otnosheniya v sovremennom rossijskom obshchestve» / otv. red. T. A. Meleshko, M. V. Rabzhaeva. SPb.: Aletejya, 2004. S. 2228. [In Rus].
• Chikalova I. R. Gendernaya problematika v Belarusi: rezul'taty postsovetskogo pyatnadcatiletiya // Gender kak instrument poznaniya i preobrazovaniya obshchestva: materialy mezhdunar. konf. «Gendernye issledovaniya: lyudi i temy, kotorye ob"edinyayut soobshchestvo» (Moskva, 4-5 aprelya 2005 g.) / E. A. Ballaeva, O. A. Voronina, L. G. Lunyakova (red.-sost.). M.: ROO MCGI pri uchastii OOO «Solteks», 2006. S. 240-249. [In Rus].
• Fofanova K. V. Scenarii razvitiya gendernogo obrazovaniya v vysshej shkole // Integraciya obrazovaniya. 2004. № 3. S. 43-49. [In Rus].
• Gafizova N. B. Gendernaya ekspertiza Gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 033400 Pedagogika (2000 g.) // Zhenshchina v rossijskom obshchestve. 2005. № 3. S. 2-7. [In Rus].
• Hasbulatova O. A. Gendernye issledovaniya v sovremennoj Rossii // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2003. T. V. Vyp. 1-2 (15-16). S. 84-99. [In Rus].
• Hotkina Z. A. Gendernym issledovaniyam v Rossii — desyat' let // Obshchestvennye
nauki i sovremennost'. 2000. № 4. S. 21-26. [In Rus].
• Kashina M. A. Gendernoe obrazovanie v usloviyah povorota k tradicionnym cennostyam // Devyatye Kovalevskie chteniya: materialy nauch.-prakt. konf. 14-15 noyabrya 2014 g. / otv. red. Yu. V. Asochakov. SPb.: Skifiya-print, 2014. S. 1598-1600. [In Rus].
• Kashina M. A. Institucionalizaciya gendernogo obrazovaniya v vysshej shkole: sistema predposylok // Gendernoe obrazovanie v sisteme vysshej i srednej shkoly: sostoyanie i perspektivy: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ivanovo, 24-25 iyunya 2003 g.). Ivanovo: IvGU, 2003. S. 51-57. [In Rus].
• Klecina I. Gendernoe obrazovanie i prosveshchenie kak instrument prodvizheniya gendernogo ravenstva // Realizaciya gendernoj politiki: ot mezhdunarodnogo do municipal'nogo urovnya: tezisy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (SPb, 20-21 oktyabrya 2010 g.) // Geum.ru: obrazovatel'nyj portal: [sajt]. URL: http://geum.ru/ next/art-289207.leaf-4.php (data obrashcheniya: 13.07.2018). [In Rus]
• Klyuchko O. I. Predislovie. Nemnogo ob istorii razvitiya gendernogo podhoda v rossijskom obrazovanii // Gendernaya psihologiya i pedagogika: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / O. I. Klyuchko (red.). M.: Yurajt, 2017. S. 7-16. [In Rus].
• Kochkina E. V. Gendernye issledovaniya v Rossii: genezis, dostizheniya i perspektivy 28 let spustya // Navstrechu budushchemu. Prognozirovanie v sociologicheskih issledovaniyah: VII Sociologicheskaya Grushinskaya konferenciya (Moskva, 15-16 marta 2017). [Elektronnyj resurs] URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha 2017/prez/5_kochkina.pdf (data obrashcheniya: 13.07.2018). [In Rus].
• Kozlova N. N. Suverennyj «gender», ili gendernye issledovaniya v Rossii // Social'no-politicheskie processy v menyayushchemsya mire: sb. nauch. tr. Tver': Izd-vo Tverskogo gos. un-ta, 2013. S. 3-18. [In Rus].
• Lunyakova L. G. Razvitie i rasprostranenie gendernyh znanij i gendernogo obrazovaniya v Rossii. Vklad MCGI // Ravnye prava i ravnye vozmozhnosti zhenshchin i muzhchin v sfere vysshego obrazovaniya. Gendernoe obrazovanie v Rossii: sb. materialov / E. A. Ballaeva, O. A. Voronina, L. G. Lunyakova (sost.). M.: Maks- Press, 2008. S. 217225. [In Rus].
• Matyushkova S. D. Vozniknovenie i razvitie obrazovaniya v kontekste gendernoj kul'tury v Respublike Belarus' // Vesnik Vicebskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. 2012. № 1(67). S. 81-85. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.vsu.by/xmlui/handle/ 123456789/4206 (data obrashcheniya: 13.07.2018). [In Rus].
• Moraru E. Gendernoe obrazovanie: problemy i puti resheniya // Gendernoe obrazovanie: teoriya i praktika: materialy mezhdunar. konf. (Buhara, 2003 g.). Buhara, 2003. S. 63-64. [In Rus].
• Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Social'naya rabota (uroven' bakalavriata): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.01.2016 № 8 (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 09.02.2016 № 41029). [Elektronnyj resurs] URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/ standarts/18-39.03.02.pdf (data obrashcheniya: 13.07.2018). [In Rus].
• Petina L. Ot gendernogo prosveshcheniya do grazhdanskih dejstvij: opyt pozitivnoj praktiki // Adukatar. 2008. № 2(14). S. 47-50. [In Rus].
• Saskevich V. Report on the results of gender equality analysis of belarusian legislation regulating relations in the field of higher education. Minsk: Unipack,2015. 26 p. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/149728 (data obrashcheniya: 13.07.2018).
• Shchurko T. Gendernoe vospitanie: osobennosti institucializacii v Belarusi // Nashe
Mnenie: sajt ekspertnogo soobshchestva Belarusi. URL: http://nmnby.eu/news/ analytics/5175.html (data obrashcheniya: 13.07.2018). [In Rus]
• Shmidt V., Solomatina I. Zhenskij aktivizm v Belarusi: nevidimyj i neprikasaemyj. Kaunas: Taurapolis, 2015. 205 s. [In Rus].
• Shtyleva L. V. Gendernye aspekty politiki Rossijskoj Federacii v oblasti obrazovaniya (konec XX — nachalo XXI v.) // Zhenshchina v rossijskom obshchestve. 2006. № 3. S. 61-71. [In Rus].
• Shvecova A. V. O realizacii principov gendernogo obrazovaniya v rossijskih vuzah // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 2. S. 67-73. [In Rus].
• Ushakova V. G. Ot gendernyh issledovanij — k gendernoj sociologii // Devyatye Kovalevskie chteniya: materialy nauch.-prakt. konf. 14-15 noyabrya 2014 g. / otv. red. Yu. V. Asochakov. SPb.: Skifiya-print, 2014. S. 1618-1620. [In Rus].
• Verzhibok G. V. Gendernoe vospitanie i obrazovanie molodezhi: aktual'nost' i perspektivy vnedreniya // Vestnik Vostochno-Sibirskoj otkrytoj akademii. 2012. № 3 (3). [Elektronnyj resurs] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 21346582_52362954.pdf (data obrashcheniya: 13.07.2018). [In Rus].
• Zmunchila L. Gendernoe obrazovanie v Moldove: realii i perspektivy // Gendernoe obrazovanie: teoriya i praktika: materialy mezhdunar. konf. Buhara, 2003. S. 61-62. [In Rus].