29 (215) - 2014
Вопросы экономики
УДК 338.462
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
О.В. НИКУЛИНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента
E-mail: [email protected] С.Г. МУРАДЯН,
магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента
E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет,
Краснодар
В условиях существующих экономических реалий представители бизнес-сегмента для выживания и создания конкурентного продукта нередко в целях сокращения расходов прибегают к методам оптимизации затрат. Одним из рациональных способов сосредоточиться на профильной деятельности является использование аутсорсинга. В статье рассмотрено это явление, проведена сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта использования аутсорсинга, оценена эффективность финансовых бизнес-процессов предприятия при его применении.
Ключевые слова: финансовый, бизнес-процесс, аутсорсинг, бухгалтерский аутсорсинг, преимущество
В последние десятилетия аутсорсинг как одна из форм взаимодействия субъектов крупного, среднего и малого бизнеса приобретает все большее значение в мировой практике. Его применение позволяет предприятиям в значительной мере повысить свою конкурентоспособность за счет снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности.
Управление организацией является одним из наиболее серьезных и сложных направлений в современном бизнесе. Чтобы эффективно работать в условиях современной конкуренции, предприятие должно постоянно приспосабливаться к изменениям внешней среды, концентрировать усилия прежде всего на тех бизнес-направлениях, которые наилучшим образом помогут реализовать собственные возможности и преимущества.
Изменение управленческих технологий и внедрение управленческих инноваций преследуют цель, связанную с повышением уровня конкурентоспособности организации. Исходя из этого, необходимо рассматривать все возможности повышения конкурентоспособности предприятия, в том числе и за счет перехода на аутсорсинг.
Цель предлагаемой работы заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности финансовых бизнес-процессов предприятия посредством применения аутсорсинга.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть экономическую сущность и содержание аутсорсинга;
— проанализировать его преимущества и недостатки в практике коммерческих предприятий;
— разработать направления развития аутсорсинга в российских компаниях на основе применения зарубежного опыта;
— предложить мероприятия по повышению эффективности финансовых бизнес-процессов предприятий при использовании аутсорсинга;
— оценить эффективность предложенных рекомендаций в финансовой деятельности коммерческого предприятия.
Аутсорсинг — стратегия управления бизнесом, направленная на концентрацию ресурсов организации, внимания и усилий ее менеджмента на ключевых задачах бизнеса и на передачу второстепенных функций под управление специализированных сервис-провайдеров.
Предприятие, которое передает свои бизнес-процессы на аутсорсинг, преследует различные цели. Основными среди них являются:
— снижение цен на предоставляемые услуги и (или) реализуемую продукцию при сохранении текущего уровня их качества за счет уменьшения издержек;
— повышение качества товаров и (или) услуг при текущем уровне расходов;
— улучшение финансовой устойчивости предприятия за счет минимизации затрат при сохранении текущего уровня качества продукции и (или) услуг.
Еще одна причина перехода на аутсорсинг — нехватка у предприятия административного или технического опыта для производства нужных изделий или услуг, необходимость поддержания технологической и экономической жизнеспособности второстепенных видов деятельности в долгосрочной перспективе.
Применение аутсорсинга позволяет высвобождать ресурсы для основной деятельности предприятия, упрощает его организационную структуру, обусловливает экономию капитальных и текущих затрат.
В отдельных случаях предприятиям гораздо легче, выгоднее и удобнее привлекать опытные сторонние компании с большим штатом высококвалифицированных специалистов, чем создавать и поддерживать свои специальные структурные подразделения.
Таким образом, работу, которая не приносит предприятию прибыли, могут взять на себя специ-
ализированные компании. В результате возможно упрощение организационно-штатной структуры предприятия, и выделяется целевая функция, ради которой оно создавалось.
При переходе на аутсорсинг появляется возможность сфокусировать усилия своих работников на бизнес-процессах, которые непосредственно приносят прибыль, уменьшить штат предприятия за счет передачи непрофильных операций внешним партнерам. При этом менеджеры больше времени смогут уделять профильному бизнесу. Происходит перераспределение ресурсов организации, которые ранее были сосредоточены на второстепенных функциях и направлениях [5, с. 192].
В зависимости от видов деятельности, в которых специализируется провайдер, можно выделить самостоятельные виды аутсорсинга. К ним относят аутсорсинг:
— информационных технологий;
— производственных функций;
— логистических функций;
— функций управления персоналом;
— маркетинговых функций;
— финансовых функций и пр.
Различные виды и уже сложившаяся практика использования этой методологии бизнеса позволяют говорить о том, что все сферы деятельности современной организации доступны для применения аутсорсинга.
Он строится на следующем принципе: если при организации (ведении) деятельности невозможно выполнить (или выполнить эффективно) определенный процесс, лучше передать его на исполнение предприятию, которое обладает определенными компетенциями в данной сфере деятельности.
Зарубежные компании практикуют этот метод управления бизнесом достаточно давно. Основная мотивация — снижение рисков работы в новой для организации юридической и фискальной среде. У российских компаний мотивация другая. Они передают на аутсорсинг только те функции, которые позволяют снизить издержки. В связи с этим, несмотря на тенденции к расширению, потенциальный рынок отечественных клиентов аутсорсинга по-прежнему достаточно узок.
Взаимоотношения с аутсорсинговой компанией полностью построены на ответственном подходе к выполнению договора. Кроме того, в этих компаниях, как правило, есть внутренние системы мотивации для персонала, а профессиональная
ответственность за результаты работ защищена страховой компанией. В итоге ответственность за ошибки в работе перекладывается на аутсорсинго-вую компанию.
Не менее важным преимуществом аутсорсинга является повышение качества и надежности функций учета за счет специализации провайдера. Высокий уровень знаний специалистов аутсорсинговых компаний обеспечивается работой с различными отраслями, большим количеством предприятий и ситуаций. В результате появляется уверенность, что эти сотрудники разберутся даже в самых нестандартных случаях. Если характер услуги предполагает коммуникации с третьими лицами, в том числе государственными органами, в лице аутсорсинговой компании можно получить надежного и профессионального представителя.
Большой объем похожей работы помогает аутсорсинговой компании создавать технологии, которые оптимизируют труд и повышают эффективность каждой затраченной единицы рабочего времени. Как результат — скорость и надежность работ на порядок выше, чем с участием штатных сотрудников. Отпадает необходимость адаптировать, управлять, мотивировать, обучать, вести кадровое делопроизводство и, наконец, увольнять внешних сотрудников по сравнению со штатными. В итоге появляется возможность сократить или эффективно перегруппировать имеющийся штат, а для штатных сотрудников и руководителей — сосредоточиться на более важных задачах.
Применение аутсорсинга позволяет уменьшить риски клиента, прежде всего связанные с человеческим фактором. Нет негативного влияния на бизнес личных форс-мажорных обстоятельств сотрудников. Больничные, отпуска и командировки не затормозят выполнения работ. Над заданием трудится целый коллектив профессионалов, что также исключает риск ошибок отдельного сотрудника. Стоимость услуг аутсорсинговой компании всегда значительно ниже расходов на устранение ошибок штатных сотрудников, возможных судебных издержек на отстаивание своих прав либо на оплату штрафов и санкций со стороны государственных фискальных и контролирующих органов, а также претензий от третьих лиц.
Как и любой другой применяемый в хозяйственной деятельности инструмент, аутсорсинг не является универсальным и свободным от недостатков. Его преимущества как методологии управления
в каждом отдельном случае могут быть достигнуты или не достигнуты в рамках реализации конкретного инновационного проекта аутсорсинга. Таким образом, существуют проблемные ситуации, связанные с применением аутсорсинга.
1. Ослабление режима информационной безопасности. Снижение степени информационной безопасности является одной из наиболее существенных проблем, возникающих при выделении определенных бизнес-процессов на аутсорсинг.
Нужно понимать, что экономическая эффективность аутсорсинга может быть снижена или потеряна, если будет нанесен ущерб информационной безопасности, в результате которого компания понесет убытки, не сравнимые с полученной от аутсорсинга экономией. Единственным решением в этой ситуации может быть регламентация всех вопросов информационной безопасности в двухсторонних соглашениях и обеспечение атмосферы доверия в рамках общего взаимодействия.
2. Боязнь попасть в зависимость от внешнего провайдера. Если передать функции определенных бизнес-процессов сторонней организации, она перестроит их по своему усмотрению, и впоследствии отказаться от услуг этой компании будет сложно. Поэтому следует избегать потери знаний и отдавать предпочтение краткосрочным контрактам, чтобы не попасть в зависимость от поставщиков услуг.
3. Недостаточное понимание сторонами разделения ответственности за реализацию управленческих и технологических процессов. Это может привести к тому, что процессы, переведенные на аутсорсинг, застопорятся, а персонал аутсорсера и заказчика окажется недогружен.
Во избежание подобной ситуации очень важно четко формализовать процедуры, касающиеся финансовых, договорных, обслуживающих процессов; действия ответственных за принятие решений в данных процессах, а также за своевременное доведение этих процедур до персонала обеих сторон.
4. Возможное непонимание представителями сторон условий контракта на предоставление аутсорсинговыхуслуг. Персонал компании-клиента вникает в детали соглашения об аутсорсинге, имея собственное, зачастую неверное, представление о том, какие работы и процессы должен или не должен выполнять аутсорсер.
Для нейтрализации этой проблемной области предлагается внедрение в практику аутсорсинга тестового периода, который включает в себя такие
важные для последующей плодотворной работы аспекты, как реальное знакомство персоналов компании-аутсор-сера и компании-клиента, знакомство в игровом режиме со спецификой бизнеса клиента, его бизнес-процессами.
Данный промежуточный этап подготовки к фактическому переводу части процессов на аутсорсинг в целях сокращения издержек не должен быть длительным, однако, по замыслу, непременно должен предшествовать реальным действиям во избежание негативных последствий из-за их неподготовленной реализации.
5. Несоответствие качества оказываемых услуг ожидаемому уровню. Аутсорсинговые компании часто обеспечивают низкую стоимость услуг за счет привлечения на работу студентов. Однако, если их работа не контролируется, они в силу своей неопытности могут допустить много ошибок. В данной ситуации необходимо поручить кому-либо из штатных сотрудников мониторинг работы аутсорсинговой фирмы и контроль качества оказываемых услуг, четко установив критерии оценки [3, 4].
Каждый год прослеживается увеличение расходов на аутсорсинг бизнес-процессов. Так, в 2012 г. эти траты в целом по миру составили 174,1 млрд долл. США, в 2013 г. — 180,8 млрд, а по прогнозу на 2014 г. они могут равняться 185 млрд долл. (рис. 1). Самыми большими потребителями услуг аутсорсинга являются США и Канада, далее следуют европейский регион и Япония [2, с. 80].
На мировой арене лидирующие позиции передачи услуг на аутсорсинг занимают логистика, бухгалтерский учет, подбор персонала, информационные технологии. Сектор производства занимает 14%, а остальные 22% принадлежат различным секторам, таким как туризм, обслуживание, транспортировка, управление недвижимостью и др. Основными сферами применения аутсорсинга в России являются работа с персоналом, информационные технологии, юридическое обеспечение, логистика (рис. 2).
Сегодня в мире существует множество разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов (ВРО), многие из них успешно применяются и на россий-
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 1. Динамика расходов конечных пользователей на услуги аутсорсинга бизнес-процессов в 2009-2014 гг., по направлениям, млрд долл.
Подбор и обучение персонала ГГ-инфр а структура Юридическое обеспечение Логистика
Бухгалтерскштучет (отдепьные участки) Расчет заработнойппаты Документальньшкадровьшучет Бухгалтер сишучет (полностью) Са11-центры Экономическая инфор мация
Российские компании
2 4 6 8 I Иностранные компании
10 12
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт PA». URL: http://raexpert/ru (дата обращения 20.03.2014).
Рис. 2. Тенденции передачи видов деятельности на аутсорсинг
ских предприятиях. В зависимости от специфики и отрасли каждой конкретной организации процессы, которые передаются сторонним компаниям, могут существенно отличаться друг от друга. Тем не менее существует несколько характерных примеров, свойственных практически всем предприятиям достаточно крупного размера. Это аутсорсинг:
— в управлении персоналом;
— в области взаимоотношений с клиентами и колл-центров;
— в финансовых и бухгалтерских процессах;
— в сфере информационных технологий;
— размещения информационных систем (Software on-Demand).
В целом преимущества и недостатки BPO почти не отличаются от особенностей любых других видов аутсорсинга. Являясь наиболее глубокой формой аутсорсинга, передача бизнес-процессов способна
"7х
5
принести организации максимальные преимущества, однако имеет более существенные недостатки и менее широкую область применения [6].
Рассмотрим подробнее аутсорсинг бухгалтерских процессов. Услуги такого аутсорсинга в России ориентированы на зарубежные компании и предприятия с иностранным капиталом, поскольку аутсорсинговые фирмы могут предложить уже готовые решения, полученные благодаря накопленному опыту. Менеджмент таких компаний освобождается от постановки непрофильной финансовой функции, нанимая дополнительный персонал, а также вникая в особенности ведения бухгалтерского и налогового учета по российским законам и стандартам.
К услугам сторонних организаций часто обращаются фирмы, начинающие свою деятельность. Аутсорсинговые фирмы в России не ориентируются на крупные компании, так как сложилось мнение, что в этом случае возникает опасность утечки информации. Однако в большинстве стран Европы и США именно крупные компании являются пользователями аутсорсинговых услуг. Исследование практики развития аутсорсинга бухгалтерских услуг позволило сделать вывод о том, что в его развитии в большей мере заинтересован средний и малый бизнес [2].
Факторы, характеризующие <
Сравнение стоимости содержания собственного отдела бухгалтерского учета на малом предприятии и соответствующего аутсорсинга будет рассмотрено на примере компании оптовой торговли. Далее (табл. 1) приведены параметры, на основании которых производился расчет стоимости месячного обслуживания аутсорсером услуг по ведению бухгалтерского учета, а также затраты предприятия на содержание собственной бухгалтерии.
На основании указанных факторов, характеризующих сложность и трудоемкость учета специалистами аутсорсинговой компании, данный объем работ оценивается в 80 000 руб. ежемесячно.
Рассмотрим два варианта организации бухгалтерского учета на предприятии:
1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (вариант 1);
2) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации (вариант 2)
Для проведения сравнительного анализа вводятся исходные параметры для расчета стоимости ведения учета (табл. 2).
Оговорим при расчете обоих вариантов (табл. 3) ряд условных допущений:
Таблица 1
)жность и трудоемкость учета
Фактор Содержание
Организационно-правовая форма ООО
Основной вид деятельности Оптовая торговля
Количество видов деятельности 2
Количество дочерних, зависимых обществ Нет
Система налогообложения по основному виду деятельности Обычная
Имеет ли предприятие статус малого? Да
Используется ли в неосновных видах деятельности система налогообложения, отличная от Нет
основного вида деятельности?
Операции по приобретению и реализации
Ежемесячный оборот по реализации 900 000
Поставщики (рассчитывается число операций, партий на номенклатуру партии) 4 200
В том числе:
— число партий в среднем в мес. (подразумевается число счетов-фактур, накладных) 70
— средняя номенклатура в одной партии 60
Покупатели (рассчитывается число операций, партий на номенклатуру партии) 4 200
В том числе:
— число партий в среднем в месяц (подразумевается число счетов-фактур, накладных) 70
— средняя номенклатура в одной партии 60
Число банковских операций в месяц 90
Число кассовых операций в месяц 10
Среднесписочная численность работающих, чел. 40
Количество авансовых отчетов в месяц 10
Число операций с прочими дебиторами и кредиторами в месяц 20
Среднемесячное количество приобретаемых основных средств 1
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
6
Таблица 2
Исходные параметры для расчета стоимости ведения учета, руб.
Статья затрат Показатель Периодичность
Цена 1 м2 офисного помещения в год 20400 Ежемесячно
Коммунальные услуги по офисному помещению, % 2,50
Средние расходы на одного сотрудника: 240
— Интернет 390
— канцелярские товары 330
— услуги связи 40
— учебная литература
Заработная плата главного бухгалтера 50 000
Заработная плата бухгалтера первичной документации 25 000
Обновление бухгалтерских программ («1С Предприятие») 1 200
Обновление правовых баз («Гарант») 3 600 Ежеквартально
Ставка налога, %: 13 Ежемесячно
— на доходы физических лиц 30
— единого социального налога 0,20
— взноса на страхование несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Автоматизированное рабочее место 20 000 1 раз в 3 года
В том числе: 10 000
— системный блок 6 000
— монитор 3 000
— принтер 1 000
— прочее
Мебель 10 000 1 раз в 7 лет
Программный продукт для бухгалтерского учета 20 000 1 раз в 10 лет
Правовая база («Гарант») 14 000
Таблица 3
Расчет стоимости ведения бухгалтерского учета при создании бухгалтерской службы как структурного подразделения организации, руб.
Статья Месяц Квартал Итого за год
1-й 2-й 3-й I II III IV
Операционные расходы организации 116 945 116 945 121 745 355 635 1 422 540
Содержание и эксплуатация помещения 17 425 52 275 209 100
В том числе:
— аренда офисного помещения 17 000 51 000 204 000
— коммунальные услуги 425 1 275 5 100
Офисные расходы 2 070 6 210 24 840
В том числе:
— Интернет 480 1 440 5 760
— канцелярские товары 780 2 340 9 360
— услуги связи ГТС 660 1 980 7 920
— литература, справочники 150 450 1 800
Заработная плата бухгалтерии 65 250 195 750 783 000
В том числе:
— главного бухгалтера 43 500 130 500 522 000
— бухгалтера первичной документации 21 750 65 250 261 000
Расходы по эксплуатации и содержанию рабо- 4 800 19 200
чего места бухгалтера
В том числе:
— обновление бухгалтерских программ — обновление правовых баз («Гарант») 1 200 3 600 4 800 14 400
Налоги с фонда оплаты труда, % 32 200 96 600 386 400
В том числе:
— налог на доходы физических лиц 9 750 29 250 117 000
— единый социальный налог 22 500 67 500 270 000
Окончание табл. 3
Статья Месяц Квартал Итого за год
1-й 2-й 3-й I II III IV
Амортизация основных средств 1 633 4 898 19 590
Автоматизированное рабочее место В том числе: — системный блок — монитор — принтер — прочее 40 000 20 000 12 000 6 000 2 000
Мебель 20 000
Программный продукт для бухгалтерского учета 1С 20 000
Правовая база («Гарант») 14 000
Всего... 212 578 118 578 123 378 454 533 360 533 1 536130
Для оценки выгодности найдем разностный поток расходов между вариантами 1 и 2 (табл. 5).
Как видно из табл. 5, стоимость выгоды от использования компании-аутсорсера составляет 576 130 руб. [1].
Наряду с бухгалтерским аутсорсингом можно отметить преимущества финансового аутсорсинга для малого и среднего бизнеса:
— экономия времени на подбор и периодическую замену штатных специалистов;
— отсутствие вопросов, связанных с низкой квалификацией сотрудников, а также социальных проблем в случае утраты необходимости в каком-либо сотруднике финансовой службы;
— нет надобности оплачивать страховые взносы с фонда оплаты труда финансовой службы;
— отсутствие нужды в оборудовании и содержании дополнительных рабочих мест в офисе, в контроле за уровнем загрузки сотрудников финансовой службы.
Финансовые бизнес-процессы в большинстве компаний являются вспомогательными или обслуживающими. Их задача — помочь функциям продаж, производства, логистики, снабжения, администрации генерировать максимум прибыли, рационально используя оборотные и основные средства компании [6].
Помощь заключается в оценке влияния на прибыль тех или иных управленческих решений,
Таблица 5
Разностный поток расходов, руб.
Показатель Ква ртал Итого
I II III IV за год
Вариант 1 (собственная служба бухгалтерии) 454 533 360 533 360 533 360 533 1 536 130
Вариант 2 аутсорсинг 240 000 240 000 240 000 240 000 960 000
Разностный поток 214 533 120 533 120 533 120 533 576 130
— оплата коммунальных услуг считается как процент от цены 1 м2 офисного помещения в год;
— амортизация основных средств определяется из норм амортизации, принятых в управленческом учете, а не по нормам бухгалтерского учета;
— выгоды, получаемые в результате возмещения суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и услугам, принимаются к зачету в полной сумме и вычитаются из итоговых расходов.
Как видно из расчета варианта 1, сумма итоговых расходов по итогам первого года организации бухгалтерского учета на предприятии посредством создания бухгалтерской службы составляет 1 536 130 руб.
Далее приведен расчет стоимости ведения бухгалтерского учета с использованием компании-аутсорсера (табл. 4).
Стоимость бухгалтерского учета по заданным выше параметрам по варианту 2 составляет 960 000 руб.
Таблица 4
Расчет стоимости ведения бухгалтерского учета с использованием компании-аутсорсера, руб.
Статья Месяц Квартал Итого за год
1-й 12-й 13-й 11II | III | IV
Аутсорсинг бухучета 80 000 240 000 960 000
Всего...
обеспечении оптимального объема финансирования операционной деятельности по приемлемой стоимости, контроле за величиной затрат и оборотных средств, мониторинге показателей достижения стратегических целей.
Перечень финансовых функций, которые также могут быть успешно заменены аутсорсингом:
— стратегическое планирование финансовых операций и финансовых потоков;
— оперативное финансовое планирование деятельности компании, бюджетирование;
— разработка бизнес-планов в части формирования финансовых планов;
— ведение управленческого учета, составление управленческой отчетности;
— получение кредитов и лизинга;
— оптимизация налогообложения;
— оперативное управление движением денежных средств;
— взаимодействие с финансовыми контрагентами (банками, лизинговыми компаниями, аудиторами, налоговой инспекцией и пр.);
— внедрение и поддержка автоматизированных систем планирования, бюджетирования и управленческого учета;
— подготовка компании к получению инвестиций.
Таким образом, в результате проведенного исследования перспектив развития финансовых бизнес-процессов на основе применения аутсорсинга в качестве эффективного инструмента оптимизации деятельности малых и средних предприятий получены следующие выводы.
1. Сегодня аутсорсинг является достаточно перспективным решением для компаний различного профиля и обладает рядом достоинств:
— оптимизация затрат и сокращение управленческих издержек;
— повышение производительности за счет специализации провайдера;
— концентрация на основном бизнесе;
— минимизация рисков, связанных с человеческим фактором (больничные, отпуска и командировки).
Изучение опыта зарубежных стран в анализируемой области позволяет выявить ряд проблемных факторов, которые препятствуют развитию аутсорсинга в России:
— ослабление режима информационной безопасности;
— боязнь попасть в зависимость от внешнего провайдера;
— недостаточное понимание сторонами разделения ответственности за реализацию управленческих и технологических процессов;
— взаимное непонимание представителями сторон условий контракта на предоставление аут-сорсинговых услуг;
— несоответствие качества оказываемых услуг ожидаемому уровню;
— сравнительная сложность в реализации механизма аутсорсинга.
2. В развитых странах мира, таких как Япония, США, Великобритания, Германия, аутсорсинг является привычной практикой современных компаний. Как правило, каждая вторая организация на Запале передает хотя бы один бизнес-процесс в ведомство аутсорсера, акцентируя тем самым внимание на первоочередных функциях.
3. Аутсорсинг в России востребован в основном иностранными фирмами, но постепенно становится популярен и среди отечественных компаний. Исследование практики развития аутсорсинга бухгалтерских услуг позволило сделать вывод о том, что в большей мере заинтересован в его развитии средний и малый бизнес.
4. Передача ведения бухгалтерского учета аутсорсинговой фирме помогает снизить издержки малого предприятия, а также сэкономить ресурсы времени и финансов, сконцентрировав их в деятельности, непосредственно приносящей прибыль.
Список литературы
1. Аутсорсинг бухгалтерского учета или собственная структура бухгалтерии? URL: http:// www.credoaudit.ru/buh_out.html (дата обращения: 29.03.2014).
2. Йооп Д. Схааке. Аутсорсинг в развитых странах Европы // Проблемы теории и практики управления. 2007.№ 4. С. 77-83.
3. Мурадян С.Г. Особенности развития аутсорсинга в финансовой сфере // Экономика: теория и практика. 2013. № 3. С. 78-82.
4. Никулина О.В., Мурадян С.Г. Направления развития аутсорсинга в практике международного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8. С. 575-580.
5. Никулина О.В., Мурадян С.Г. Теоретические аспекты аутсорсинга в финансово-хозяйственной деятельности предприятий // Финансовая эко-
номика: теория и практика управления: под ред. 6. Оптимизация бизнес-процессов финансовой
И.В. Шевченко, О.В. Никулиной. Краснодар: Па- функции. URL: http://www.intalev.ru (дата обраще-пирус, 2013. 260 с. ния: 10.04.2014).
Financial analytics: science and experience Issues on economics
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
DEVELOPMENT OF FINANCIAL BUSINESS PROCESSES THROUGH THE USE OF OUTSOURCING FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES
Ol'ga V. NIKULINA, Sil'va G. MURADYAN
Abstract
In the given economic realities, the business segment often employs methods of cost optimization to reduce the expenditures and to survive and create a competitive product . A useful way to focus on the core business is the use of outsourcing . The article describes this phenomenon, and it provides a comparison of the Russian and foreign experience in outsourcing The authors estimate the efficiency of financial business processes in outsourcing application
Keywords: financial, business process, outsourcing, accounting, advantage
References
1. Autsorsing bukhgalterskogo ucheta ili sob-stvennaya struktura bukhgalterii? [Accounting outsourcing or private accounting structure?] Available at: http://www.credoaudit.ru/buh_out.html. (accessed 20.03.2014) (In Russ.)
2. loop D. Shaake. Autsorsing v razvitykh stranakh Evropy [Outsourcing in the European developed countries]. Problemy teorii i praktiki upravleniya — Problems of theory and practice of management, 2007, no. 4, pp. 77-83.
3. Muradyan S.G. Osobennosti razvitiya autsors-inga v finansovoi sfere [The specifics of the development of outsourcing in financial services]. Ekonomika:
teoriya i praktika — Economics: theory and practice, 2013, no. 3, pp. 78-82.
4. Nikulina O.V., Muradyan S.G. Napravleniya razvitiya autsorsinga v praktike mezhdunarodno-go biznesa [Development trends of outsourcing in the practice of international business]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo — Economy and entrepreneurship, 2013, no. 8, pp. 575-580.
5. Nikulina O.V., Muradyan S.G. Teoretichesk-ie aspekty autsorsinga v finansovo-khozyaistvennoi deyatel 'nosti predpriyatii. Finansovaya ekonomika: teoriya i praktika upravleniya [Theoretical aspects of outsourcing in financial-economic activity of enterprises. In: Financial economics: theory and practice of management]. Krasnodar, Papirus Publ., 2013, 260 p.
6 . Optimizatsiya biznes-protsessov finansovoi funktsii [Optimization of business processes of financial functions]. Available at: http:// www.intalev.ru. (accessed 10.04.2014) (In Russ.)
Ol'ga V. NIKULINA
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation olgafinans@mail . ru Sil'va G. MURADYAN Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]