УДК 378
DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-4-462-468
Развитие эмоционального интеллекта конвергентной личности
в рамках профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка
И. И. Галимзянова
Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, г. Казань, Российская Федерация
Аннотация. Введение. В статье автор поднимает проблему конвергенции и необходимости развития конвергентной личности. Однако потенциальным представляется риск утраты человеческого в силу избыточности информации. Решение данной проблемы видится автору в развитии эмоционального интеллекта во время профессиональной подготовки. Цель данной работы - определить характеристики конвергентной личности и обосновать потенциал профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности. Материалы и методы: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, освещающей проблемы конвергенции, конвергентного подхода в образовании, эмоционального интеллекта педагога, а также теоретический анализ и обобщение практического опыта, наблюдение, опрос, методы математико-статистического анализа. Результаты исследования, обсуждения. На основе определения конвергенции показано ее отличие от междисциплинарности. Конвергенция вошла в педагогическую науку в виде понятий «конвергенция образования», «педагогическая конвергенция», «конвергентный подход», «конвергентные технологии». Автором выделены сущностные характеристики конвергентной личности: развитое системное мышление; компетентность в области коммуникации в мультидисциплинарной, мультиязыковой, мультикультурной среде; информационная и технологическая компетентность; умение видеть трансфер-зоны (инновационные области научного знания); непрерывное образование и самообразование; высокий уровень эмоционального интеллекта. Обосновывается потенциал профессиональной подготовки в вузе для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности на примере подготовки преподавателей иностранного языка. Оптимальными формами работы для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности являются дискуссия, ролевая игра, работа над проектом. В работе приводятся примеры специально разработанных заданий. В заключении обобщаются полученные теоретические результаты и делается вывод, что профессиональная подготовка преподавателя иностранного языка обладает потенциалом для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, конвергенция, конвергентная личность, профессиональная подготовка, будущий учитель, иностранный язык, дискуссия
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Галимзянова И. И. Развитие эмоционального интеллекта конвергентной личности в рамках профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 4. С. 462-468. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-4-462-468
The development of emotional intelligence of a convergent personality
within the framework of professional training of a foreign language teacher
1.1. Galimzyanova
Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov, Kazan, Russian Federation
Abstract. Introduction. In the article, the author raises the problem of convergence and the need for the development of a convergent personality. However, there is a potential risk of loss of humanity due to the redundancy of information. The author sees the solution to this problem in the development of emotional intelligence during professional training. The purpose of this work is to determine the characteristics of a convergent personality and to substantiate the potential of professional training of a foreign language teacher for the development of emotional intelligence of a convergent personality. Materials and methods: theoretical analysis of scientific psychological and pedagogical literature covering the problems of convergence, convergent approach in education, emotional intelligence of a teacher, as well as theoretical analysis and generalization of practical experience, observation, survey, methods of mathematical and statistical analysis. Research results, discussions. Based on the definition of convergence, its difference from interdisciplinarity is shown. Convergence has entered pedagogical science in the form of the concepts of "convergence of education", "pedagogical
convergence", "convergent approach", "convergent technologies". The author highlights the essential characteristics of a convergent personality: developed systemic thinking; competence in the field of communication in a multidisciplinary, multilingual, multicultural environment; information and technological competence; the ability to see transfer zones (innovative areas of scientific knowledge); continuing education and self-education; a high level of emotional intelligence. The potential of professional training at a university for the development of emotional intelligence of a convergent personality is substantiated by the example of training foreign language teachers. The optimal forms of work for the development of emotional intelligence of a convergent personality are discussion, role-playing, and project work. The paper provides examples of specially designed tasks. In conclusion, the theoretical results obtained are summarized and it is concluded that the professional training of a foreign language teacher has the potential to develop the emotional intelligence of a convergent personality.
Keywords: emotional intelligence, convergence, convergent personality, professional training, future teacher, foreign language, discussion
The author declares no conflict of interest.
For citation: Galimzyanova 1.1. The development of emotional intelligence of a convergent personality within the framework of professional training of a foreign language teacher. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 4, pp. 462-468. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-4-462-468
Введение
Современное постиндустриальное общество переживает беспрецедентное увеличение и уплотнение потоков информации. Прорывы в науке и технике в XXI веке породили понятие «конвергенция», представляющее собой «процесс, развивающийся в настоящее время под влиянием факторов сближения знаний, ценностей и форм человеческой деятельности и протекающий в определенных условиях, характеризующихся многообразием современной науки и образования» [1, с. 202]. Начинают появляться запросы на конвергентную личность, профессионалов, способных к сотрудничеству и командной работе на стыке различных сфер. Следовательно, конвергенция неотвратимо влияет на организацию процесса обучения [2].
Однако наряду с этим присутствует риск расчеловечивания, повсеместной роботизации. Решение данной проблемы, на наш взгляд, видится в развитии эмоционального интеллекта будущих профессионалов, в частности будущих преподавателей иностранного языка. Выбор эмоционального интеллекта в противовес рациональной конвергенции продиктован тем фактом, что, несмотря на работу [3] о возможном включении элемента эмоционального интеллекта в систему искусственного интеллекта, эмоциональная сфера является одной из антропологических характеристик, пока недостижимых информационными технологиями.
Цель данного исследования состоит в определении характеристик конвергентной личности и обосновании потенциала профессиональной
подготовки преподавателя иностранного языка для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности.
Материалы и методы
Методами исследования послужили теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, в частности освещающей проблемы конвергенции, конвергентного подхода в образовании, эмоционального интеллекта педагога, а также теоретический анализ и обобщение практического опыта, наблюдение, опрос. При обработке результатов опроса применялись методы математико-статистического анализа.
Результаты исследования, обсуждения
Термин «конвергенция» (от лат. сопуещеге -сближение) изначально получил широкое распространение в технологических науках, обозначая интеграцию знаний, инструментов и технологий из различных научных и технических областей с целью разработки совершенно новых продуктов (экосистем, структур, технологий) и создания перспектив дальнейшего активного развития. В отличие от междисциплинарности (которую вбирает в себя понятие «конвергенция») конвергенция не просто решает задачу ресурсами нескольких дисциплин, но и качественно изменяет изначальную систему.
В рамках данного исследования представляет интерес определение конвергенции как «взаимодействия, особого взаимопроникновения различных сфер деятельности общества, результатом
чего является возникновение новых синергети-ческих эффектов, которые приводят к интенсивным трансформациям социального и научно-технологического развития общества, в том числе ив сфере образования» (Л. М. Андрюхина, Н. Н. Давыдова) [4, с.10].
Исходя из данного определения, методологическую основу работы составляет целостный подход, подразумевающий:
- многомерное профессиональное развитие студентов в рамках целостного образовательного процесса в вузе;
- целостное развитие конвергентной личности на основе учета ее специфических характеристик;
- целостное единство взаимосвязанных характеристик конвергентной личности.
Несмотря на внешнюю сложность понятия, конвергенция отвечает сути человека как субъекта образовательной деятельности: и человек, и мир вокруг него по своей природе интегративны, а значит, и познание мира доступно человеку исключительно в интегративных формах [5].
Поскольку образование не существует изолированно, парадигмы образования сменяют друг друга, чтобы соответствовать уровню развития науки, технологий и нуждам общества на каждом этапе развития. Соответственно, в XXI веке педагогическую науку обогатили такие понятия, как «конвергенция образования» и «педагогическая конвергенция» (О. Ю. Афанасьева [6], О. В. Жиронкина [1], В. К. Капранов [7], М. Н. Капранова [7], Л. С. Кузьмина [6], Е. Ю. Никитина [6]), «конвергентный подход» (Т. Л. Блинова [8], Е. Г. Нелюбина [9]), «конвергентные технологии» (Л. М. Андрюхина [4], Н. Н. Давыдова [4], Н. В. Дерябина [10], Е. А. Монастырская [10]).
В парадигме непрерывного повышения качества образования результатом профессиональной подготовки в современных условиях должна стать личность нового типа - конвергентная личность. Опишем ее сущностные характеристики, исходя из концепции конвергенции.
Характеристики конвергентной личности:
1) развитое системное мышление;
2) компетентность в области коммуникации в мультидисциплинарной, мультиязыковой, муль-тикультурной среде;
3) информационная и технологическая компетентность;
4) умение видеть трансфер-зоны (инновационные области научного знания);
5) непрерывное образование и самообразование.
При всех преимуществах конвергентной личности возникает вопрос, за счет снижения каких текущих качеств личности произойдут описанные качественные изменения. В научной среде высказываются опасения относительно утраты человеческого из-за избыточности информации [11].
Отсюда следует, что конвергентная личность должна обладать также и высоким уровнем эмоционального интеллекта. Остановимся на толковании П. Сэловея и Дж. Мэйера, которые ввели данный термин в научный оборот. Авторы понимают под эмоциональным интеллектом тип социального интеллекта, который включает в себя способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать полученную информацию для выстраивания собственных мыслей и действий [12]. В соответствии с концепцией ученых для целей настоящего исследования обозначим компоненты эмоционального интеллекта: самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки.
Заметим, что без развитого эмоционального интеллекта невозможно успешно взаимодействовать с окружающими людьми, постигать себя и мир в целом. Иными словами, без высокого эмоционального интеллекта конвергентная личность не будет максимально эффективной. Отсюда мы приходим к выводу о необходимости выделения еще одной характеристики конвергентной личности - высокий уровень эмоционального интеллекта.
Особое значение данная характеристика приобретает для представителей профессий типа «человек - человек», к которым относятся преподаватели. При всем уважении к многообразию работ по эмоциональному интеллекту педагогов и будущих педагогов [13; 14; 15; 16 и др.] на данный момент проблема развития эмоционального интеллекта конвергентной личности на этапе вузовского образования пока не получила должного освещения в научной литературе.
В целях подтверждения актуальности эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности учителя был проведет опрос, в котором приняли участие 100 педагогов из образовательных учреждений разного уровня (вуз, колледж, школа). Возрастной диапазон опрошенных 21-67 лет, диапазон педагогического стажа 1-45 лет. При обработке полученных
результатов применялись методы математико-статистического анализа. Анализ ответов респондентов позволяет сделать следующие выводы. Большинство педагогов (89 %) утверждает, что эмоциональный интеллект является неотъемлемой частью педагогической деятельности. На вопрос «Как именно эмоциональный интеллект помогает вам в вашей профессиональной деятельности?» были получены ответы: эмоциональный интеллект позволяет организовывать образовательный процесс более эффективно (61 %), понимать и управлять собственным поведением (53 %), предотвращать конфликтные ситуации (45 %), результативно выходить из конфликтных ситуаций (40 %), учитывать индивидуальные особенности обучаемых (39 %), фиксировать первые признаки эмоциональной усталости и профессионального «выгорания» (11 %).
В то же время анализ собственной педагогической деятельности и деятельности коллег позволяет констатировать отсутствие внимания студентов к развитию собственного эмоционального интеллекта.
Рассмотрим потенциал профессиональной подготовки в вузе для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности на примере подготовки преподавателей иностранного языка.
В парадигме целостного подхода можно утверждать, что иностранный язык несет в себе потенциал для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности по ряду причин:
1) в силу неразрывности мышления и речи мышление нельзя развивать без владения языком;
2) без языка невозможна коммуникация, в том числе мультидисциплинарная;
3) иностранные языки имманентно присущи мультиязыковой и мультикультурной коммуникации;
4) часть современных информационных потоков представлена в текстовом формате на всех языках мира;
5) иностранный язык невозможно выучить раз и навсегда, это перманентный процесс образования или самообразования;
6) проявление компонентов эмоционального интеллекта (самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки) возможно главным образом посредством языка.
Данные факты послужили причиной разработки практических заданий для развития эмо-
Рердзозу •
ционального интеллекта конвергентной личности в рамках вузовской подготовки.
С целью привлечения внимания студентов к теме эмоционального интеллекта им было предложено пройти самотестирование по методике «Опросник эмоционального интеллекта С. В. Шабанова и А. В. Алешиной (EISAI)». Формулировки вопросов данной методики позволяют не только диагностировать уровень эмоционального интеллекта, но и дать информацию респонденту о направлении дальнейшего развития собственных эмоциональных навыков.
Оптимальными формами работы для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности, на наш взгляд, являются дискуссия, работа над проектом, ролевая игра.
В качестве иллюстрации может служить дискуссия после просмотра студентами фильма на изучаемом иностранном языке.
Вопросы для дискуссии:
1. Какие эмоции испытывали главные герои фильма? Была ли заметна их динамика?
2. При помощи чего режиссер фильма передал эмоции героев?
3. Какие эмоции вы испытывали при просмотре фильма?
4. Были ли в фильме примеры саморегуляции? Были ли они успешными?
5. К какому герою вы хотели бы проявить эм-патию? Каким образом вы бы это сделали?
6. Можете ли вы назвать мотивы поступков героев фильма?
7. Какие социальные навыки главных героев можно назвать успешными? Почему?
8. Будучи на месте главных героев, представителей каких профессий вы бы привлекли для решения основных проблем?
При проведении дискуссии на иностранном языке необходимо заранее убедиться, что студенты владеют необходимыми лексическими средствами для описания эмоциональной сферы.
С точки зрения развития эмоционального интеллекта данное задание направлено на анализ собственных чувств (самопознание), на рефлексию относительно саморегуляции героев (саморегуляция), на анализ мотивов героев (мотивация), на саморефлексию относительно эмпатии (эмпатия), на анализ социальных навыков героев (социальные навыки). Другими словами, в одном задании сочетается работа со всеми компонентами эмоционального интеллекта.
1.1. ОаНтнуапоуа
Проектная работа обладает широким тематическим спектром и является универсальной формой работы. В рамках темы исследования приведем пример проектной деятельности на тему «My emotions and your emotions» («Мои эмоции и твои эмоции»). Студенты делятся на группы. Каждая группа получает задание представить ситуации и описать различные эмоции, которые проживают оба коммуникативных партнера в разных сферах жизни (семья, бытовые обязанности, обучение, работа, отдых, путешествия, финансы, забота о здоровье и так далее). Диапазон эмоциональных проявлений должен быть представлен большой -от положительных до негативных эмоций. Форма представления проекта свободная: от стандартной (предметной) до электронной (с видео, гиперссылками, анимацией и так далее). Во время презентации выступающие студенты задают вопросы аудитории в целях анализа ситуаций по следующим критериям: самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Поскольку выступающие студенты проработали свои ситуации заранее, они задают аудитории правильное направление анализа своими вопросами.
Работа студентов с анализом компонентов эмоционального интеллекта обоих собеседников в одном акте коммуникации позволяет им расширить свои компетенции в сфере эмоционального интеллекта.
В качестве примера ролевой игры на развитие эмоционального интеллекта конвергентной личности приведем ролевую игру, связанную с будущей профессиональной деятельностью, на тему «Эмоциональный интеллект учителя на уроке в школе». Студенты разбиваются на группы. Каждая группа получает педагогическую ситуацию, которую она должна разыграть, а затем проанализировать составляющие эмоционального интеллекта «учителя» в данной ситуации. Остальные студенты также анализируют, дополняют выступающую группу и предлагают свои ответы.
Примеры педагогических ситуаций:
- в классе мальчик, который очень хорошо учится, много разговаривает на уроках, чем отвлекает остальных ребят и раздражает учителя;
- учитель опоздал на урок, в его отсутствие несколько ребят подрались в коридоре. Родители побитого мальчика обвиняют учителя;
- один ученик открыто показывает свое неуважение к учителю и остальным ученикам, отказывается учиться.
Поскольку предметом нашего исследования является развитие не просто эмоционального интеллекта, а эмоционального интеллекта конвергентной личности, при разработке практических заданий учитывались описанные выше характеристики конвергентной личности.
В целях изучения развития эмоционального интеллекта конвергентной личности во время прохождения практических заданий было проведено наблюдение. В качестве результатов следует отметить повышение интереса студентов к теме эмоционального интеллекта, расширение словарного запаса для описания собственных эмоций и эмоций других людей, приобретение дополнительных знаний по различным компонентам эмоционального интеллекта (самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки).
Заключение
Развитие конвергентной личности в рамках профессионального образования становится необходимостью современной эпохи. К характеристикам конвергентной личности относятся: развитое системное мышление; компетентность в области коммуникации в мультидисциплинарной, мульти-языковой, мультикультурной среде; информационная и технологическая компетентность; умение видеть трансфер-зоны (инновационные области научного знания); непрерывное образование и самообразование; высокий уровень эмоционального интеллекта. К компонентам эмоционального интеллекта относятся самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. На основании теоретических и практических выводов мы считаем, что профессиональная подготовка преподавателя иностранного языка обладает потенциалом для развития эмоционального интеллекта конвергентной личности.
1. Жиронкина О. В. Отечественный и зарубежный опыт анализа феномена педагогической конвергенции // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 3. С. 201-211. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-201-211
2. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Возможности и перспективы использования технологий искусственного интеллекта в информационно-образовательном консультировании // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 1. С. 27-35. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-27-35
3. Щербаков М. Г. Эмоциональный интеллект как элемент системы искусственного интеллекта: этические и правовые вопросы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. T. 8. № 3. C. 201-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-element-sistemy-iskusstvennogo-intellekta-eticheskie-i-pravovye-voprosy (дата обращения: 12.06.2024).
4. Андрюхина Л. М., Давыдова Н. Н. Конвергентные технологии инновационного развития профессионального образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 26-й Международ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2021. Т. 2. С. 9-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=zsrlqx (дата обращения: 12.06.2024).
5. Габдулхаков В. Ф. Антропология педагогического образования: STEM и STEAM в дошкольной, школьной и университетской практике. Казань : Казанский (Приволжский) федер. ун-т : НПО «МОДЭК», 2020. 159 с.
6. Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю., Кузьмина Л. С. Конвергентность в современном иноязычном образовании // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 4. С. 7-22. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2023.176.4.001
7. Капранов В. К., Капранова М. Н. Конвергенция образования // Стандарт. 2016. № 3 (51). С. 2-3.
8. Блинова Т. Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. C. 42-48. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konvergentnyy-podhod-v-obuchenii (дата обращения: 12.06.2024).
9. Нелюбина Е. Г. Конвергентный подход в системе высшего образования на примере естественных и гуманитарных наук // Парадигма. 2021. № 3. С. 45-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45694664 (дата обращения: 12.06.2024).
10. Монастырская Е. А., Дерябина Н. В. Традиционные методы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в контексте конвергентности технологий // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44576867 (дата обращения: 09.06.2024).
11. Лихолетов В. В., Львов Л. В., Годлевская Е. В. О профессиях будущего, надпрофессиональных навыках и проблемах моделирования в сфере профессионального образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 2. С. 91-101. DOI: https://doi.org/10.7442/2071-9620-2020-12-2-91-101
12. Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. 1993. Vol. 17. No. 4. Pp. 433-442. DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(93)90010-3
13. Абдурахманова П. Д., Магамдаров Р. Ш., Мурзаева Д. М. Возможности дисциплины «иностранный язык» в процессе формирования эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 278-280. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-278-280
14. Дмитриева А. В. Социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект как компоненты социального интеллекта будущего педагога // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2024. Т. 5. № 1. С. 40-51. URL: https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/324/265 (дата обращения: 09.06.2024).
15. Формирование эмоционального интеллекта и социорефлексии молодых педагогов как условие эффективной профессиональной деятельности / Н. П. Краснова, Н. А. Крыжская, Н. А. Шаталова, Т. В. Якунина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13. № 4. С. 203-211. DOI: https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-203-211
16. Кружкова О. В., Матвеева А. И. Особенности эмоционального интеллекта педагогов в условиях цифровизации образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. Вып. 4. С. 304-311. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021 -4-37
Статья поступила в редакцию 20.08.2024 г.; одобрена после рецензирования 16.09.2024 г.; принята к публикации 14.10.2024 г.
Об авторе
Галимзянова Ильхамия Исхаковна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков и межкультурной коммуникации, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова (420015,
Российская Федерация, г. Казань, ул. Б. Красная, д. 38), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4394-
666X, [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Zhironkina O. V. Otechestvennyi i zarubezhnyi opyt analiza fenomena pedagogicheskoi konvergentsii [Domestic and Foreign Experience of Pedagogical Convergence Analysis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki = Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social sciences, 2021, vol. 5, no. 3, pp. 201-211. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-201-211
2. Lavrentyev S. Yu., Krylov D. A. Vozmozhnosti i perspektivy ispol'zovaniya tekhnologii iskusstvennogo intellekta v informatsionno-obrazovatel'nom konsul'tirovanii [Possibilities and prospects for using artificial intelligence technologies in information and educational consulting]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 27-35. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-27-35
3. Shcherbakov M. G. Emotsional'nyi intellekt kak element sistemy iskusstvennogo intellekta: eticheskie i pravovye voprosy [Emotional intelligence as an element of the artificial intelligence system: ethical and legal issues]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki = Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science, 2022, vol. 8, no. 3, pp. 201-209. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-element-sistemy-iskusstvennogo-intellekta-eticheskie-i-pravovye-voprosy (accessed 12.06.2024). (In Russ.).
4. Andryukhina L. M., Davydova N. N. Konvergentnye tekhnologii innovatsionnogo razvitiya professional'nogo obrazovaniya [Convergent technologies of innovative development of professional education]. Innovatsii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii : materialy 26-i Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg = Innovations in professional and vocational pedagogical education : Materials of the 26th International Scientific and Practical Conference. Ekaterinburg, 2021, vol. 2, pp. 9-12. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=zsrlqx (accessed 12.06.2024). (In Russ.).
5. Gabdulkhakov V. F. Antropologiya pedagogicheskogo obrazovaniya: STEM i STEAM v doshkol'noi, shkol'noi i universitetskoi praktike [Anthropology of Teacher Education: STEM and STEAM in Preschool, school and University Practice]. Kazan, Kazan (Volga Region) Federal University Publishing House, NPO "MODEK", 2020, 159 p. (In Russ.).
6. Afanasyeva O. Yu., Nikitina Ye. Yu., Kuzmina L. S. Konvergentnost v sovremennom inoyazychnom obrazovanii [Convergence in modern foreign language education] Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, 2023, no. 4, pp. 7-22. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2023.176A001
7. Kapranov V. K., Kapranova M. N. Konvergentsiya obrazovaniya [Educational convergence]. Standart, 2016, no. 3 (56), pp. 2-3. (In Russ.).
8. Blinova T. L. Konvergentnyi podkhod v obuchenii [Convergent approach in teaching]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia, 2018, no. 8, pp. 42-48. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konvergentnyy-podhod-v-obuchenii (accessed 12.06.2024). (In Russ.).
9. Nelyubina E. G. Konvergentnyi podkhod v sisteme vysshego obrazovaniya na primere estestvennykh i gumanitarnykh nauk [Convergent approach in the system of higher education on the example of natural sciences and humanities]. Paradigma = Paradigm, 2021, no. 3, pp. 45-48. (In Russ.). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45694664 (accessed 12.06.2024). (In Russ.).
10. Monastyrskaya E. A., Deryabina N. V. Traditsionnye metody obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov v kontekste konvergentnosti tekhnologii [Traditional foreign language teaching and convergent technologies in non-linguistic higher education institutions]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and psychology, 2020, no. 5, vol. 8. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44576867 (accessed 09.06.2024). (In Russ.).
11. Likholetov V. V., Lvov L. V., Godlevskaya E. V. O professiyakh budushchego, nadprofessional'nykh navykakh i problemakh modelirovaniya v sfere professional'nogo obrazovaniya [On trades of the future, above-professional skills and problems of modeling in the sphere of professional education]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt = Contemporary Higher Education: Innovative Aspects, 2020, vol. 12, no. 2, pp. 91-101. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.7442/2071-9620-2020-12-2-91-101
12. Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence. Intelligence, 1993, vol. 17, no. 4, pp. 433-442. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.1016/0160-2896(93)90010-3
13. Abdurakhmanova P. D., Magamdarov R. Sh., Murzaeva D. M. Vozmozhnosti distsipliny «inostrannyi yazyk» v protsesse formirovaniya emotsional'nogo intellekta u studentov pedagogicheskikh vuzov [Possibilities of the discipline "foreign language" in the process of forming emotional intelligence among students of Pedagogical Universities]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = World of Science, Culture and Education, 2021, no. 4 (89), pp. 278-280. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-278-280
14. Dmitrieva A. V. Sotsial'no-pertseptivnye sposobnosti i emotsional'nyi intellekt kak komponenty sotsial'nogo intellekta budushchego pedagoga [Socio-perceptual abilities and emotional intelligence as components of the social intelligence of a future teacher]. Aktual'nyeproblemypedagogiki ipsikhologii = Actual problems of pedagogy and psychology, 2024, vol. 5, no. 1, pp. 4051. Available at: https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/324/265 (accessed 09.06.2024). (In Russ.).
15. Krasnova N. P., Kryzhskaya N. A., Shatalova N. A., Yakunina T. V. Formirovanie emotsional'nogo intellekta i sotsiorefleksii molodykh pedagogov kak uslovie effektivnoi professional'noi deyatel'nosti [Formation of Emotional Intelligence and Social Reflection of young Teachers as a Condition for Effective Professional Activity]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika = Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy, 2023, vol. 13, no. 4, pp. 203-211. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-203-211
16. Kruzhkova O. V., Matveeva A. I. Osobennosti emotsional'nogo intellekta pedagogov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Teachers' emotional intelligence in digitalised education]. Gertsenovskie chteniya:psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii = Herzen Readings: Psychological research in Education, 2021, no. 4, pp. 304-311. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-37
The article was submitted 20.08.2024; approved after reviewing 16.09.2024; accepted for publication 14.10.2024.
About the author Ilkhamia I. Galimzyanova
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov (38 B. Krasnaya St., Kazan 420015, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4394-666X, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.