4.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 320 с.
5. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технологии // Биология в школе. 2000. № 5. С. 17-21.
6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 271 с.
7. Гермогенова Н.И. Интегративно-модульный подход к обучению общей химии студентов-биологов / Наука и образование / материалы междунар. конф. Белово: Изд-во БГПУ, 2006. С. 155-159.
8. Глас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495с.
9. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Варгус, 1980. 330 с.
Literature
1. Modernization Conception of Russian Education for the period till 2010 // Strategiya obrazovaniya. 2002, № 1 (Jan. -Feb.) P. 21-26.
2. Andreyeva N.D. The system of Eco-pedagogical education of Biology department students in Teacher - Training Institute. St. Peterburg, 2000. 112 p.
3. Belyaeva, A.P. Methodology and Theory of Professional Pedagogy. St. Peterburg: Institute of Professional Technical Education, RAE, 1999. 480 p.
4. Choshanov M.A. Adapted technology of module teaching. Moscow, 1996. 320 p.
5. Shamova T.I. Module Teaching: essence, technologies // Biologia v shkole. 2000. № 5. P.17-20
6. Yutsyavichene P.A. Theory and Practice of Module Teaching. Kaunas, 1989. 271 p.
7. Germogenova N.I. Integrative module technology approach to Fundamental Chemistry teaching students of biology specialities. Belovo, 2006. P. 155-159
7. Glass J., Stanly, J. Statistical Methods in Pedagogy and Psychology. Moscow, 1976. 495 p.
8. Kyveryalg A.A. Research Methods in Professional Pedagogy. Tallin, 1980. 330 p.
Егорова Ксения Егоровна, доктор педагогических наук, профессор, Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова.
Egorova Kseniya Egorovna, dr. of pedagogical sci., professor, M.K. Ammosov Yakut State University.
Гермогенова Наталья Иннокентьевна, старший преподаватель кафедры общей и неорганической химии, Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова.
Germogenova Natalya Innokentyevna, senior teacher of department of fundamental and inorganic chemistry, M.K. Ammosov Yakut State University.
677016, Республика Саха, г. Якутск, ул. Кулаковского, 48, e-mail: kse [email protected], germogenova [email protected]
УДК 378,016:63
ББК 74.58:4 С.П. Голышева
Развитие экоцентрической компетентности будущих специалистов сельского хозяйства
В статье представлена методическая система, направленная на развитие экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов.
Ключевые слова: экоцентрическое сознание, субъективное отношение к природе, потребительское общество, экологический императив.
S.P. Golysheva
Developing ecocentric competence of future agricultural specialists
In this paper a methodical system aimed at developing ecocentric competence of future agronomists, environmentalists is represented.
Key words: ecocentric consciousness, subjective attitude towards nature, the consumer society, environmental imperative.
Современный экологический кризис является следствием агрессивно-потребительского отношения человека к природе, сложившегося в западной культуре. В основе отношения человека к природе лежит его экологическое сознание. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Данное определение, принадлежащее С.Д. Дерябо (1, с.11), позволяет оперировать понятием экологического сознания не только в теоретических исследованиях, но и при характеристике непосредственного взаимодействия человека с природой. Экологическое сознание, сложившееся в западной культуре, называют антропоцентрическим, поскольку ему характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Данный тип сознания продолжает пронизывать хозяйственную и образовательную сферы деятельности человека. Человек не хочет расставаться со статусом хозяина природы и продолжает относиться к ней только как к источнику удовлетворения своих неограниченных потребностей.
Теперь необходимо кардинально изменить образ мира и перейти к экоцентрическому сознанию, для которого характерны: отсутствие противопоставленности человека и природы, принцип экологической целесообразности, восприятие природы как полноправного субъекта по взаимодействию, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Из этого следует, что экологические проблемы являются прежде всего педагогическими: необходимо воспитать поколение людей с экологическим мировоззрением. Однако по оценке Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию, система образования «... застыла и целиком погружена в прошлое, использует устаревшие методы для передачи устаревших же знаний, вызывая тем самым скуку у школьников и студентов, а то и отвращение к учебе» (2, с. 115)
Мы провели исследование типа доминирующей установки в отношении природы у выпускни-ков-будущих специалистов сельского хозяйства по вербальной ассоциативной методике «ЭЗОП». Выделяются четыре типа установок: личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка), как объект изучения (когнитивная установка), как объект охраны (этическая), как объект пользы (прагматическая). Оказалось, что у большинства испытуемых (74%) доминирующей является прагматическая установка; этическая установка была доминирующей лишь у 9%, когнитивная - у 15%, эстетическая - у 2%. Несмотря на то, что у половины тех, у кого доминирующей была прагматическая установка, на втором месте была этическая, нельзя считать эти показатели сколько-нибудь удовлетворительными.
Разрабатывая педагогические условия развития экоцентрической компетентности будущих аг-рономов-экологов, мы предполагаем, что по психологическому содержанию наиболее отвечающим их профессиональной деятельности будет когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Действительно, для агрономов-экологов сельскохозяйственные культуры должны быть субъектами восприятия, при этом субъективное отношение в наибольшей степени проявляется в когнитивной сфере, а мотивом познавательной деятельности служит приобретение конкретных специальных знаний о каждой культуре для дальнейшего прагматического использования. А именно для рекомендаций работникам, как получить больше урожая без ущерба окружающей природе, включая посевную площадь.
Экоцентрическую компетентность мы рассматриваем как проявленную совокупность следующих компетенций:
- специальной (знание закономерностей развития природы и общества, основ экологической психологии, теории устойчивого развития, экологических основ природопользования, социальной экологии);
- социально-правовой (знание правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития, экологического права окружающей среды, правового механизма регулирования проблем устойчивого развития);
- коммуникативной (знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и отдельными людьми, владение приемами профессионального общения и поведения);
- персональной (способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, профессиональной самореализации, адекватное представление о своих социальнопрофессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций).
Основными принципами обучения, направленного на развитие экоцентрической компетентности, выступают принцип экологической целесообразности, принцип фундаментальности, принцип глобальности, принцип природосообразности.
Принцип экологической целесообразности предполагает воспитание экологического императива: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие, не приносит урон природе.
Принцип фундаментальности означает повышение качества образования за счет обогащения содержания обучения, включая в него все компоненты человеческой культуры, и за счет гармонизации узкоспециальной направленности профессиональной подготовки и ее универсализации.
Принцип глобальности означает воспитание чувства ответственности за биосферу в целом, фу-туризацию экологического сознания (выживание и непрерывно долгое развитие человечества, благополучное существование будущих поколений, чувство «равенства поколений).
Принцип природосообразности состоит в воспитании поведения человека в соответствии с закономерностями развития природы, коэволюции общества и природы, поведения как части природы.
К принципу природосообразности близок принцип культуросообразности. Он требует соответствия обучения ценностям культуры, означает поворот всех компонентов образования к культуре и к
человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию. Под культурой в данном случае мы понимаем процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Культура и природа тесно связаны, что открывает возможность использования в обучении экологически позитивных тенденций различных типов культур, в частности восточных культур. Еще Б. Калликотт обращал внимание на то, что восточная традиция способна внести важный вклад в гармонизацию отношений между человеком и природой. «Если экологические проблемы коренятся в мировоззренческих и ценностных постулатах запада, - писал Б. Калликотт, - вполне уместно предположить, что исцеление от болезней - альтернативный взгляд на природу и человека -нужно искать на Востоке» (3, с.399). В культурах Востока (японской, китайской, индийской, монгольской и др.) сохранились характеристики архаического экологического сознания и биоцентризма, а именно более высокая, чем в западной культуре, степень психологической включенности человека в мир природы, восприятие природы как духовной ценности, баланс непрагматического и прагматического взаимодействия с природой.
Реализация принципа культуросообразности обеспечивается нами в контексте культурологического подхода, разработанного Е.В.Бондаревской (4). В этом подходе выделяются следующие компоненты:
- отношение к индивиду как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и са-моизменению;
- отношение к педагогу как посреднику между индивидом и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в культурном саморазвитии.
Подчеркнем, что рассмотренные нами принципы взаимосвязаны и взаимодействуют, образуют единую систему на основе экологического императива и направлены на становление и развитие эксцентрического экологического сознания.
Принципы, относящиеся к содержанию учебной деятельности, нами трактуются в ключе развития экоцентрически ориентированной личности на основе гуманистического подхода, создания условий самоопределения и самоактуализации, на основе философии жизни, ставящей вопросы о смысле, цели, ценности жизни и дающей на них ответы не в виде абсолютной истины, а как один из вариантов, как ориентир, который должен быть дополнен множеством других пониманий на основе чувства, непосредственного переживания в связи с постижением смыслов жизни.
Философия жизни имеет естественнонаучную основу и подтверждена теорией относительности А.Эйнштейна, кибернетической теорией Н. Нора. Принцип комплементарности (дополнительности) в квантовой теории имеет образовательный смысл, который сводится к решению проблемы противоположностей не путем снятия, а за счет сочетания, взаимного дополнения, компромисса в существующих проявлениях противоположностей.
Вместо того чтобы подгонять человека какими-то воспитательными авторитарными приемами к некой модели личности, насильственно решая проблему противоположности, в соответствии с концепцией дополнительности следует формировать личность осторожно, плавно, гибко, сочетая противоположности общества и личности, противоположности в психологии человека, противоположности в самих педагогических методах и принципах.
В экоцентрической концепции образования это означает, в частности, сочетание интересов человека и интересов природы, сочетание потребностей человека и потребностей природы, прогресса общества и прогресса природы.
Диагностика основных параметров экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов по методике «Натурафил» (5) подтвердила эффективность данной модели.
Литература
1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. М.: Московский психологосоциальный институт, 1999. 310 с.
2. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. М.: Ступени, 2002. 240 с.
3. Калликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: Пропедевтика / Гарелов А.А. Социальная экология. М.: МПСИ: Флинта, 2004. 412 с.
4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Д.:РГПИ, 1993. 32 с.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1984.
Literature
1. Deryabo S.D. Ecological psychology: Diagnosis of environmental awareness. M., 1999. 310 p.
2. Introduction in theory of Sustainable Development: The course of lectures. M., 2002. 240 p.
3. Kallikott B. Asian tradition and perspectives of environmental ethics: Propedeutics in a book // Garel A.A. Social ecology. Moscow, 2004. 412 p.
4. Bondarevskaya E.V. Educating as the rebirth of human culture // The main provisions of the concept of education in a changing environment. Rostov n / D., 1993. 32 pp.
5. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Environmental psychodiagnostics. Daugavpils, 1984.
Голышева Светлана Павловна, преподаватель, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия Golysheva Svetlana Pavlovna, teacher, Irkutsk State Agricultural Academy
664038, Иркутская обл., Иркутский р-он пос. Молодежный, ИрГСХА, e-male: [email protected]
УДК 378
ББК 74.58 Н.В. Капитонова
Компоненты экономической культуры будущих специалистов
В статье рассматриваются сущность и основные компоненты экономической культуры будущих специалистов - когнитивный, аксиологический и организационно-деятельностный. Взаимосвязь этих компонентов обеспечивает эффективное формирование экономической культуры личности.
Ключевые слова: культура, экономическая культура, компонент экономической культуры.
N. V. Kapitonova
Components of economic culture of the future specialists
In the article the essence and main components of economic culture of future specialists - cognitive, axiological, organizational and active. Interconnection of these components provides an effective formation of the economic culture of a person.
Key words: culture, economic culture, component of economic culture.
Переход к рыночной экономике поставил перед российской системой образования проблему -сформировать экономическую культуру специалиста, способствующую эффективной экономической деятельности и позволяющую оценивать данную деятельность с позиции не только экономической целесообразности, но и нравственной ценности.
Ни один феномен не удостоился стольких определений, как культура. Она, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных, многогранных, многоликих социальных явлений. В немецком языке слово «kultur» означало высокий уровень цивилизации. Во второй половине XVII в. в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффен-дорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: природном, или естественном (status naturalis), и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об основном способе и форме человеческого существования (3).
Успехи в учении о культуре были достигнуты в трудах немецкого философа и просветителя И.Г. Гердера (начало XIX в.). Он разработал понимание культуры в историческом аспекте. По мнению Гердера, развитие культуры составляет содержание, направление и смысл исторического процесса. В соответствии с этим учением составились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных эпохах и культурных народах.
Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. Первыми авторами, которые стали исследовать экономическую культуру личности, были Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина. По их мнению, экономическая культура - «совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития...». В работах этих авторов также исследуются особенности экономической культуры и функции, выполняемые ею в обществе. Они определили три основных функции:
1) трансляционную: передача из прошлого в настоящее и будущее социальных ценностей, норм, эталонов поведения;
2) селекционную - выбраковывание морально устаревших ценностей, норм, эталонов поведения;
3) инновационную - формирующую новые ценности, нормы, потребности, предпочтения и т.п.
Экономическая культура в узком смысле слова - «это совокупность ценностей, норм, стереотипов как личностного, так и институционального характера, являющихся регуляторами поведения субъектов экономической деятельности, их стратегий и взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, а также совокупность способов взаимосвязей экономических институтов и индивидов в процессе функционирования хозяйства. В широком же смысле экономическая культура предполагает также опредмеченные материальные результаты труда, а в отношении субъектов экономической