УДК 330.34:004
М.О. Свириденко, Л.И. Кулакова
Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрено влияние цифровизации экономики на эффективность работы предприятия и, как следствие, функционирования государства. Статья отражает гипотезу о том, что правильно внедренные технологии благотворно влияют на развитие экономических связей, оптимизацию издержек, расширение производства, повышение уровня жизни населения.
Ключевые слова: цифровизация экономики, онлайн-платформы, информационные технологии, оптимизация издержек, взаимодействие производителей, потребителей и государства; прозрачность деятельности, подготовка кадров, таргетированная реклама.
M.O. Sviridenko, L.I. Kulakova
Far Eastern branch of the All-Russian Academy ofForeign Trade of the Russian Ministry ofEconomic Development,
Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS BASED ON IT-TECHNOLOGIES
The article considers the impact of economy digitalization on the enterprise efficiency and, as a result, the functioning of the state. The article reflects the hypothesis that properly implemented technologies have a beneficial effect on the development of economic relations, cost optimization, expansion of production and raise of living standards of the population.
Key words: digitalization of the economy, online platforms, information technologies, cost optimization, interaction of producers, consumers and the state; transparency of activities, personnel training, targeted advertising.
Актуальность темы обусловлена цифровой трансформацией экономики, которая отличается организационной сложностью, использованием бизнес-моделей краудсорсинга (crowdsourcing) и участием широкого круга заинтересованных сторон - стейкхолдеров (stakeholders) [1].
В исследовании применялись эмпирические методы изучения и обобщения опыта цифровизации экономики в современных условиях.
В век цифровизации развитие экономических связей сопряжено с применением информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых выстраивается система социальных, экономических и культурных отношений. Эта система представляет собой совокупность процессов, основанных на цифровых технологиях, объединяющих бизнес, домохозяйства и органы государственного управления, где предоставляемые/получаемые услуги оплачиваются дистанционно, в том числе и электронными деньгами [2].
В условиях современной мировой рецессии у ряда государств, предприятий, домохозяйств появилась потребность в модернизации и цифровизации своей деятельности, окружающих вещей, которые бы обеспечили доступность информации, а также бесперебойность работы. Особенно остро встал вопрос о цифровизации экономики в 2020 г. в период пандемии, которая продемонстрировала необходимость в:
1) расширении покрытия сети Интернет;
2) создании и улучшении онлайн-платформ, позволяющих оптимизировать транзакционные и альтернативные издержки, развивать электронную торговлю;
3) развитии социальных сервисов, тесно связанных с информированием и предоставлением государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) [3].
Использование информационных технологий влияет не только на деятельность предприятия, но и на развитие экономики в целом, так как сокращаются цепочки поставок, а также ускоряется взаимодействие между предприятиями и государством. Одним из средств достижения оптимальной кооперации являются цифровые платформы, на которых сосредотачивается экономическая деятельность [4]. Благодаря им облегчается взаимодействие между экономическими субъектами: в первую очередь снижаются издержки (прежде всего транзакционные) - это выгодно производителям, поставщикам, клиентам, потому как затрачивается в разы меньше времени и денег на поиск необходимого и совершение транзакции.
Производитель на оптимальных условиях закупает сырье, инструменты, полуфабрикаты у поставщика. Клиент видит широкий спектр товаров, их качество, цену, не разъезжая по всему городу в поисках нужного. Теперь для совершения сделки просто необходим девайс с доступом в Интернет, который раскроет информацию о том, кто, какой продукт, на каком оборудовании производит, какие награды, отзывы у предприятия, каковы условия доставки и оплаты [5].
Место встречи покупателя и продавца переносится в онлайн-пространство, что благотворно влияет на деятельность экономических субъектов, - высвобождаются ресурсы, которые можно перенаправить на развитие. Достигается это за счет предоставления дополнительного функционала как для того, кто покупает, так и для того, кто продает, - улучшается сотрудничество, что также сокращает время цикла разработки новых товаров и выведения их на рынок, поспособствовать этому может, к примеру, оперативная обратная связь в онлайн-режиме на торговых площадках (сайтах).
Онлайн-платформы полезны и при взаимодействии государства с предприятиями. К примеру, с позиции контрольно-надзорных органов: все отчеты, всю информацию можно передать в электронном виде, без выезда в орган, что сокращает как материальные, так и временные издержки. Подобным образом можно отправить информацию и в органы государственной статистики, где в ускоренном режиме отслеживается деятельность предприятий: структура и объем производства, количество нанятых работников, уровень заработной платы, объем уплаченных налогов. Полученную информацию анализируют, систематизируют и размещают на порталах федеральной налоговой службы (далее - ФНС), территориальных органов государственной статистики для прозрачности деятельности производителей и органов государственной власти.
Говоря о прозрачности деятельности производителей, можно упомянуть, например, онлайн-платформу «Честный знак», где потребитель видит всю производственную цепочку через маркировку: какой вид продукции, где и кем производился, из какого сырья. Информация о работе самого предприятия становится доступной и прозрачной как с точки зрения предприятия, так и с точки зрения госорганов.
Также информацию используют для формирования и анализа мер поддержки предприятиям-работодателям и для разработки социальной политики занятости населения через службы занятости, которые анализируют спрос и предложение, организуют курсы переподготовки кадров. Таким образом, государство и его платформы способствуют встречи работодателя и работника, влияют на рынок труда. Также государство посредством цифровизации экономики способствует не только переподготовке, но и профессиональной подготовке кадров.
Анализ информационных источников позволил установить, какие сдвиги по части подготовки кадров совершены и чего удалось достичь в сфере образования [6]:
1. Открытие факультетов и школ, посвященных цифровизации. К примеру, цифровизация Дальнего Востока началась с о. Русский в конце 2019 г. В Дальневосточном федеральном университете появилась отдельная школа, которая посвящена цифровой экономике, партнером по открытию выступал Сбер.
2. В Дальневосточном федеральном университете запустили Яндекс.Лицей и сейчас ежегодно там готовят порядка 60 школьников, обладающих компетенциями программирования.
3. Важную роль сыграли наказы Президента России в очередном послании Федеральному собранию о том, что на о. Русском в г. Владивостоке необходимо создать цифровую лабораторию правительства Приморского края, представляющую собой центр цифрового развития общероссийского уровня (далее - Центр) с особыми правовыми и экономическими условиями работы для 1Т-компаний [7].
В вопросе цифрового развития на первом месте, безусловно, всегда остаются люди. Необходимо создать такие условия информационного обеспечения, чтобы у населения не осталось вопросов понятийного и функционального характера о сущности цифровых технологий. В Центр следует пригласить молодых специалистов в области дизайна, IT-архитектуры, разработки программного обеспечения, дата-сайентистики, которые будут внедрять передовые технологии и реализовывать передовые проекты. Центром в свою очередь гарантируется предоставление современных помещений, отвечающих необходимым требованиям, высокий уровень заработной платы и очень интересные задачи.
Через онлайн-платформы государство оказывает поддержку предприятиям. Так, летом 2020 г. через сайт ФНС оказывалась господдержка субъектам МСП, пострадавшим от пандемии коронавируса. Также посредством онлайн-платформ можно получать информацию об изменениях, касающихся работы предприятий.
Цифровые платформы - это своеобразный новый продукт, который без должной огласки может и не принести пользы [8]. Именно поэтому одним из ключевых свойств цифровой экономики является формирование персонифицированных сервисных моделей, которые включают таргетированный интернет-маркетинг и контекстную рекламу, позволяющие продвигать заинтересованным лицам ту или иную платформу, способствовать развитию персонифицированного производства с учетом запросов потенциальных клиентов и росту не только уровня, но и качества жизни населения.
Таргетированная реклама представляется определенной аудитории по заранее заданным параметрам, с ее помощью предприятия и государство могут информировать необходимую группу людей о новинках (товары, работы, услуги, онлайн-платформы), изменениях в законодательстве, социальной сфере, обществе и т. д. Рекламу можно настроить на онлайн-сервисах, закрепленных за одной из социальных сетей либо за одной из поисковых систем. Наиболее популярные площадки в России: Instagram (Facebook), ВКонтакте, Одноклассники, РСЯ (рекламная сеть Яндекс) и КМС (контекстно-медийная сеть GoogleAdWords) - с помощью этих онлайн-сервисов настраивается и размещается реклама. Основная задача - это иметь собственный аккаунт и бюджет на рекламу [9].
За счет онлайн-платформ, имеющегося функционала, таргетированной рекламы посредством выстраивания эффективной производственной и потребительской кооперации осуществляется взаимодействие потребителей и производителей, сокращается количество посредников. Возрастает роль малого и среднего предпринимательства как более мобильного и гибкого участника рынка, в том числе в реализации инновационных проектов и продвижении стартапов, расширяя сектор экономики физических лиц. Следует отметить, что существует определенная доля риска атомизации экономики.
У этого направления есть предпосылки, хотя пандемия коронавируса 2020 г. выявила и болевые точки:
- отсутствие адекватной нормативной базы, регламентирующей оборот персональных данных;
- низкий уровень цифровых навыков у населения в использовании современных платформ. Специалисты утверждают, что всего лишь 47% жителей любой территории свободно использую цифровое пространство для удовлетворения своих нужд [10];
- расширение доли влияния искусственного интеллекта на уровень занятости населения. В период кризиса многие лишились заработка, а внедрение робототехники усугубляет проблему трудоустройства. Цифровизация экономики требует специалистов совершенно иного уровня квалификации. Это развивает новые секторы рынка труда, сокращая при этом традиционные;
- развитие цифровой инфраструктуры требует больших финансовых вложений, что не всем предпринимателям по силам.
Вместе с тем есть и предпосылки цифровой трансформации. Объем экономики Рунета по итогам 2019 г. превысил 4,7 трлн руб., то есть 4,3% ВВП страны. Доля интернет-зависимых секторов экономики в 2019 г. превысила 24% - 26 трлн руб. [11]. Среда, обеспечивающая внедрение цифровых сервисов, т. е. цифровая экосистема, условно разделена на восемь специализированных узлов, или хабов, вокруг которых будет развиваться экономика, условно можно разделить на три сектора:
I. Производство и сбыт:
1. Маркетинг и реклама.
2. Финансы и торговля.
3. Стартапы и инвестиции.
II. Инфраструктура:
4. Инфраструктура и связь.
5. Медиа и развлечения.
6. Кибербезопасность.
III. Управление:
7. Государство и общество.
8. Образование и кадры.
Аудитория Рунета достигла 95,9 млн человек. При этом свыше 88% выходов в Интернет осуществляется с мобильных устройств [12]. Это говорит о появлении нового вектора развития цифровой экономики - экономики платформ, урбанизации и экономики совместного пользования.
Приложения, разработанные на базе популярных мобильных платформ, забирают все больше функций по контролю наших жизней. В год появляется около 100 тысяч таких приложений, и это число неуклонно растет. Однако не стоит забывать, что критерием успешности отечественной экономики является не количество применяемых в России инновационных технологий, а качество жизни граждан и доступность применения этих технологий.
Многие исследователи сходятся во мнении, что восстановление темпов развития экономики возможно за счет развития цифровых рынков. В настоящее время наблюдается акселерация цифровых сервисов на фоне стагнации традиционных секторов экономики. По данным SaaSQuantumMetric отмечается увеличение электронной коммерции на 52%; по данным Европейской комиссии рост спроса на цифровые медицинские сервисы составил 14%; круглосуточная доступность образовательных сервисов (в т. ч. вызванная угрозами пандемии СОУГО-19) привела к востребованности онлайн-образования, на которое перешли более 87% образовательных учреждений в 160 странах мира [13].
Запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения предложил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному собранию [14], так как конкурентоспособность государства в условиях стремительно развивающейся циф-ровизации является важным элементом управления страны.
По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительство РФ совместно с Администрацией занимается разработкой программы развития цифровой экономики. Предварительно разработана модель инновационного развития государства, состоящая из трех основных уровней.
Первый уровень представляют рынки и отрасли, где непосредственно внедряются цифровые технологии, применяются цифровые сервисы и платформы, существенно изменяя не только бизнес-модели, но и традиционно управляемые государством секторы: образование, здравоохранение, оборонно-промышленный комплекс, а также сам институт государственного управления.
Второй уровень представляют сквозные технологии (искусственный интеллект, нейро-и квантовые технологии, промышленный Интернет, робототехника, технологии беспроводной передачи данных, виртуальной реальности). Данные технологии играют важную роль в работе с большими объемами данных, поэтому они используются на первом уровне при переходе в цифровую экономику [15].
Третий уровень - нормативное регулирование.
Проведенные исследования показывают, что для эффективной реализации задачи по совершенствованию цифровых технологий и их внедрению в экономику необходимо учитывать имеющиеся и потенциальные риски, а также возможности технологического прогресса. Но немаловажным фактором развития цифровой экономики и экономики в целом является человеческий потенциал, от которого зависит не только конкурентоспособность экономических благ, но и страны в целом. Поэтому основными направлениями в формировании государственной политики развития человеческого капитала должны стать качество образования и здравоохранения, инвестиционный климат, доступность информационных ресурсов через сеть Интернет и иные социальные аспекты [16].
Литература
1. Полянин А.В., Кулакова Л.И. Развитие регионального предпринимательства в условиях цифровой трансформации // Методологические подходы к развитию механизма управления стратегическими человеческими ресурсами в эпоху цифровизации: Научная монография / Под общ. ред. проф. Н.А. Лытневой. - Орел: Издательство Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС, 2021. - С. 204-215.
2. Актуальность цифровизации [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/q/ question/v_chiom_aktualnost_tsifrovizatsii_dHa (дата обращения: 05.02.2021).
3. Безопасность в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. - URL: https://zen.yandex.ru/ media/itworld/bezopasnost-v-cifrovuiu-epohu-5eb3ca844670757c12fe960b (дата обращения: 05.02.2021).
4. Вызовы цифровой экономики [Электронный ресурс]. - URL: https://roscongress.org/ sessions/vyzovy-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 10.02.2021).
5. Как цифровой бизнес спасёт мир [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/ru/ company/lanit/blog/508156/ (дата обращения: 08.02.2021).
6. Цифровая экономика [Электронный ресурс]. - URL: httpsy/национальныепроекты.рф (дата обращения: 17.02.2021).
7. Цифровые технологии в российских компаниях [Электронный ресурс]. - URL: https://roscongress.org/materials/tsifrovye-tekhnologii-v-rossiyskikh-kompaniyakh/ (дата обращения: 17.02.2021).
8. Что такое цифровая экономика? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/ аай/2019/04/12/П78004671/2%20Цифровая_экономика.ра£' (дата обращения: 17.02.2021).
9. Цифровая трансформация бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/catalog/document?id=371213 (дата обращения: 17.02.2021).
10. Цифровая экономика [Электронный ресурс]. - URL: https://www.acjournal.ru/ jour/article/view/1079/1021 (дата обращения: 06.02.2021).
11. РАЭК: доля цифровой экономики в ВВП России [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4193251 (дата обращения: 17.04.2021).
12. Объем экономики рунета [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sostav.ru/ publication7obem-ekonomiki-runeta-sostavil-4-7-trln-rublej-41007.html (дата обращения: 17.04.2021).
13. Медиасфера. Интернет: некоторые важные результаты и показатели [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/info/32122/ (дата обращения: 17.04.2021).
14. Цифровая экономика: ключевые факторы экономического роста в посткризисный период [Электронный ресурс]. - URL: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-ekonomika (дата обращения: 20.01.2021).
15. Цифровизация и ее влияние на экономику [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14991/ (дата обращения: 05.02.2021).
16. О проблемах и перспективах развития цифровых технологий [Электронный ресурс]. -URL: https://rusinvestforum.org (дата обращения: 05.03.2021).