Научная статья на тему 'Развитие дополнительного образования социальных работников,обслуживающих лиц пожилого возраста'

Развитие дополнительного образования социальных работников,обслуживающих лиц пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SOCIAL WORKER / ELDERLY PERSON / SOCIAL ASSISTANCE / MAINTENANCE / ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тонконогая Евгения Павловна, Лебедева Светлана Соломоновна, Безух Светлана Михайловна

В статье рассматриваются перспективные направления развития системы дополнительного образования социальных работников, обосновывается вектор направлений развития для социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тонконогая Евгения Павловна, Лебедева Светлана Соломоновна, Безух Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF SOCIAL WORKERS, SERVICING ELDERLY PEOPLE

The article discusses the promising areas of developing the system of additional education for social workers. The vector of development paths for social workers serving elderly people are substantiated

Текст научной работы на тему «Развитие дополнительного образования социальных работников,обслуживающих лиц пожилого возраста»

Е.П. Тонконогая, С.С. Лебедева, С.М. Безух

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION OF SOCIAL WORKERS, SERVICING ELDERLY PEOPLE

В статье рассматриваются перспективные направления развития системы дополнительного образования социальных работников, обосновывается вектор направлений развития для социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста.

Ключевые слова: социальный работник, пожилой человек, социальная помощь, сопровождение, дополнительное образование, профессиональные компетенции.

The article discusses the promising areas of developing the system of additional education for social workers. The vector of development paths for social workers serving elderly people are substantiated. Key words: social worker, elderly person, social assistance, maintenance, additional education, professional competence.

Современный этап развития общества в условиях модернизации ориентирует на непрерывное образование специалистов, обеспечивающих опережающее развитие человека, формирование прогностического мышления, готового к трансформации профессиональных компетенций в связи с новыми задачами своей деятельности [7]. В условиях динамично развивающейся среды умение находить нетрадиционные подходы и способы деятельности чрезвычайно актуальны для социальных работников, которые реализуют цели и задачи постоянно развивающейся системы социальных институтов разного уровня с разными социальными группами [8]. В связи с этим современное профессиональное образование социальных работников приобретает особую ценность и востребованность [9].

Система профессиональной подготовки кадров социальных работников начала складываться и интенсивно развиваться в

последние два десятилетия с момента введения этой должности и её законодательного закрепления. Необходимо отметить, что данная система не имеет ещё достаточно обоснованной научно-методической традиции и находится в стадии становления, несмотря на определённый опыт профессионального совершенствования этих кадров в различных формах и направлениях, сложившихся в регионах России.

В настоящее время профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе», утверждённый Министерством труда и социальной защиты РФ, реализуется в формате ФГОС ВО 39.03.02 - социальная работа. В нём отражены трудовые функции, необходимые для них трудовые действия и трудовые умения. Базовое образование, реализуемое в соответствии с государственным стандартом, обеспечивает эту подготовку комплексом учебных дисциплин в формате бакалавриата.

Дополнительное образование, получаемое специалистами, многие из которых имеют опыт социальной работы, помимо развивающей функции, решает задачи восполнения знаний в значительной степени компенсаторного и коррекционного характера и отличается следующими чертами:

- формированием целостного представления о профессиональных обязанностях в конкретных социальных учреждениях;

- ярко выраженной практической направленностью при интерпретации процессов и явлений в профессиональной сфере с позиции последних научных достижений;

- направленностью содержания образования, приближением его к должностным функциям и обязанностям, которые выполняет специалист в настоящий момент. При этом в содержании образования в соответствии с необходимыми компонентами отражаются связи конкретного должностного лица с социальными институтами и структурами, которые могут быть необходимы получателю социальных услуг в целях преодоления или минимизации трудностей, препятствующих обеспечению ему как нуждающемуся потребителю социальных услуг определённого качества жизни;

- наличием деятельности по сопровождению учебного процесса, нуждающегося в информационных, методических материалах, способствующих усвоению знаний для реализации социального проекта от замысла до завершения, умений использовать разноуровневые технологии для проектирования отдельных его структур (алгоритмических навыков, операционного характера деятельности, кооперационных способов работы), что способствует развитию профессиональных компетенций;

- созданием условия для развития рефлексивного потенциала профессиональной деятельности и выдвижения возможного прогноза.

Реализация этих положений возможна в условиях создания целостного проекта дополнительного образования для социальных работников. На наш взгляд, проблема проектирования системы непрерывного

профессионального образования социальных работников является сейчас наиболее актуальной. Проектирование этой системы предполагает создание будущего объекта с определёнными функциональными качествами, в соответствии с государственным стандартом, моделирование его содержания, выработку представлений о технологии реализации этой системы и путей получения предполагаемых результатов. Проектирование системы прежде всего ставит своей задачей воплощение в жизнь социальных целей, связанных с развитием социального работника как субъекта деятельности, выполняющего свои должностные обязанности в системе «специалист - социальная группа, нуждающаяся в социальной защите».

Создание системы профессионального совершенствования носит социально-педагогический характер и рассматривается как социально-педагогическое проектирование. В этом контексте проблемное поле проектирования включает в себя ряд самостоятельных объектов: социально-педагогическая деятельность преподавателей, учебная деятельность слушателей, научно-методическое обеспечение, элементы образовательного пространства (кабинеты, специально организованные лаборатории и т.д.). Субъектом образовательного пространства выступают обучающиеся социальные работники.

В связи с тем, что социальные работники отличаются в выполнении своих обязанностей определённой спецификой, зависящей от той категории граждан, которую они обслуживают, нам представляется, что систему дополнительного образования социальных работников целесообразно рассматривать в соответствии с той категорией граждан, которые находятся в центре их внимания. В частности, мы будем рассматривать вопросы профессиональной подготовки социальных работников, обслуживающих пожилых людей.

В общем виде основные профессиональные задачи этих специалистов заключаются в минимизации трудностей адаптации к социуму, организации всех необходимых

видов помощи для снижения уровня нуждаемости и развитии активности и самостоятельности у пожилого человека с учётом его индивидуальных возможностей. При этом значительное место в профессиональной деятельности социального работника занимает умение анализировать результаты своей работы и выдвигать обоснованный прогноз на определённую перспективу.

Модель профессионального образования социального работника строится на системе знаний, связанных с взаимодействием социальных, социально-культурных, социально-экономических, организационно-педагогических, образовательно-методических и информационных служб, в комплексе решающих спектр конкретных задач, стоящих перед специалистом. Разработка модели профессионального развития специалистов, предполагает, что на её основе в дальнейшем может быть реализован следующий спектр концептуальных стратегий: онтологическая, андрагогическая, социокультурная, медико-психологическая, стратегия профессионального развития.

В качестве интегративного критерия модели образования социальных работников могут выступать следующие показатели: гуманистический подход к социальной группе пожилых людей; междисциплинар-ность знаний специалистов, способствую -щая формированию основных компетенций; ориентация на использование потенциала внутриведомственного и межведомственного подходов, ресурсное обеспечение служб; система сопровождения с учётом индивидуальных особенностей пожилых людей; наличие рефлексивного и созидательного потенциала и профессиональный рост самого социального работника. Достоинством модели может выступать её воспроизводимость в группах слушателей со схожим составом участников.

При определении объёма, структуры и содержания профессиональных знаний в системе дополнительного образования целесообразно актуализировать комплекс междисциплинарных теоретических знаний, освещающих основные стороны деятельности специалистов, знаний научных

основ взаимодействия с социальной средой; знаний специфики работы с конкретными социальными группами, которые для них выступают объектами профессиональной деятельности, а именно лиц пожилого возраста.

Многочисленные исследования профессиональной деятельности социальных работников, обслуживающих пожилых людей, дают возможность выделить следующие блоки профессиональных знаний:

- нормативно-правовые знания о профессиональных правах и обязанностях и путях их реализации;

- комплексные знания и технологии, связанные с субъектом деятельности - социальной группой лиц пожилого возраста;

- современные знания и технологии о социальной сфере с учетом участия в ней объекта профессиональной деятельности -социального обслуживания людей пожилого возраста.

Содержательные компоненты знаний социальных работников, оказывающих социальные услуги лицам пожилого возраста, лежащие в основе их компетенций, прежде всего должны способствовать осознанию социальной ситуации, сложившейся с этой социальной группой и ее отдельными представителями. По отношению к этой группе основными общими задачами выступает обеспечение профилактики старения и связанных с нею возрастных изменений социального, физического и психологического характера, дезадаптивных процессов и создание условий для их корректировки, компенсации и замедления [1].

Оптимальные модели социального обеспечения и обслуживания пожилых граждан должны предусматривать в определенных пределах компенсацию снижающихся возможностей и обеспечение необходимых усилий для поддержания ресурсов пожилого человека. При этом необходимо учитывать индивидуальное реагирование на процесс старения и особенности преодоления депривации в условиях неблагополучного социума и т.д. [2].

В последние годы сложилась достаточно объемная многоуровневая норматив-

но-правовая база, защищающая права лиц пожилого возраста и определяющая деятельность социальных служб, работающих с пожилыми людьми. Современное законодательство опирается на международные и российские федеральные документы, отечественные исследования и современный опыт социальной защиты лиц пожилого возраста, постоянно расширяющийся за счет использования новых подходов и технологий, среди которых значимое место занимают здоровьесберегающие, реабилитационные и реконструктивные технологии и новые средства технической реабилитации граждан пожилого возраста. При этом учитывается международная классификация функционирования [3].

Как известно, в период перестройки произошли смена патерналистического взгляда, выраженного в лозунге «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», на гуманистический, предполагающий активную позицию пожилых людей в обществе; преодоление прежних стереотипов поведения и отношений, утверждение этой группы как субъекта деятельности во всех сферах жизни.

Современный этап общественного развития характеризует значительное число пожилых людей более высоким уровнем образования, прошлым опытом профессиональной деятельности, связанным с участием в социальной и общественной сфере, более рациональным отношением к состоянию физического здоровья, увеличением количества свободного времени за счет изменений в структуре семьи и переосмысления его проведения в сторону участия в социокультурных, образовательных, здоро-вьесберегающих, профессиональных и других программах и использования новейших технологий. Безусловно, это в большей степени касается пожилых людей, живущих в городах и поселениях городского типа.

В то же время четко прослеживается тенденция, когда благодаря социальным и социокультурным программам во многих регионах России организуются масштабные мероприятия, активизирующие работу творческих коллективов этнонационально-

го, краеведческого характера, в которых не только принимают активное участие лица пожилого возраста из сельских регионов, но и сами являются организаторами их создания и проведения на базе клубов, библиотек, центров социального обслуживания граждан [4].

Несмотря на то, что социальная группа пожилых людей неоднородна, рассматривание её как монолитного ядра, позволяет отметить, что социальный статус (закреплённый в законодательстве) представляет собой сложную социальную категорию, характеризующую её на основе интеграции экономических, политических, демографических и для некоторых (работающих пенсионеров) профессиональных признаков жизнедеятельности [5].

При определении социальной позиции этой группы в структуре общества нецелесообразно принимать во внимание, в какой степени эта группа интегрирована в современную ситуацию, общественную, социальную и социокультурную жизнь общества, так как программы регионального и муниципального уровней строятся с учётом этих особенностей и являются результатами, свидетельствующими об уровне интеграции пожилых людей в социум.

Анализ широкого круга исследований (Л.И. Анцыферова, С.М. Безух, Н.М. Божко, М.Э. Елютина, С.С. Лебедева, Г.П. Медведева, М.В. Степанова, Г.С. Сухобская, Е.П. Тоноко-ногая, Е.И. Холостова и др.) и опыт работы с лицами пенсионного возраста в медико-социальных, социокультурных и других центрах и учреждениях для пожилых лиц медико-реабилитационного характера детализируют их потребности и запросы, сложные и порой противоречивые связи с современным социумом и позволяют уточнить социальную структуру этой группы. Так, например, М.В. Степанова достаточно убедительно предлагала классификацию пенсионеров по отношению к их участию в образовательных программах [5].

Мы предполагаем, что целесообразно рассмотреть пожилых людей как субъектов деятельности в зависимости от их участия в социальной жизни общества, и в связи с

этим условно выделяем следующие группы:

- пожилые люди, которые продолжают вести профессиональную деятельность, не меняя организованной формы и должностных обязанностей;

- пожилые люди, которые после переобучения выполняют новые должностные обязанности в определённой профессиональной сфере;

- пожилые люди-волонтёры, которые выполняют систематически определённые функции при общественных организациях по оказанию поддержки маломобильным группам или группам риска;

- пожилые люди-волонтёры, которые оказывают помощь эпизодически, в том числе и своим родственникам, и ближайшему окружению;

- пожилые люди, которые фрагментарно участвуют в социокультурных, оздоровительных и других мероприятиях;

- пожилые люди, не участвующие в общественной или какой-либо социальной деятельности по медико-психологическим показаниям.

Условное выделение этих групп людей свидетельствует о том, что каждая из них характеризуется специфическими взаимосвязями с социальной сферой и, безусловно, с учётом социального, биологического, психологического состояния нуждается в разных видах услуг социального сервиса и в разной степени может влиять на развитие социума. Если для первой, второй и третьей групп востребован широкий спектр услуг социального сервиса широкого выбора, и они сами участвуют в развитии социума, то третья-шестая группы в большей степени тяготеют к услугам различных отделений комплексных центров социального обслуживания населения. В последние годы количество отделений растёт в соответствии с разнообразными запросами пожилых людей. Оказывая целый комплекс услуг, эти отделения качественно поднимают уровень социального обслуживания нуждающихся пожилых людей как потребителей социальных услуг.

В последнее время наблюдается не только количественное развитие социальных

структур, но и качественное обогащение их новыми направлениями, позволяющими учитывать широкий круг потребностей в различных направлениях социального сервиса и видах социальных услуг. Трансформация демографической структуры общества (например, увеличение старшей возрастной группы) требует принимать во внимание запросы пожилых граждан, привлекая специалистов, учитывающих новые подходы в измерении социального, биологического, психологического возрастов. Опыт создания комплексных программ, всесторонне принимающих во внимание особенности организации жизнедеятельности с учётом индивидуальных характеристик состояния здоровья, в большей мере позволяет оказывать «точечную» помощь нуждающимся лицам пожилого возраста, особенно инвалидам [6].

Необходимость повышения качества жизни пожилых людей как потребителей социальных услуг во многом зависит от уровня современного сервиса, существенная часть которого осуществляется и регулируется специалистами социальной сферы. Уровень профессиональной подготовки этих кадров во многом определяет результаты социальной защищённости лиц пожилого возраста. В настоящее время социально ориентируемое государство направляет все усилия для предоставления развитой социальной структуры, направленной не только на удовлетворение потребностей разных групп пожилых людей, но и для их личностного развития, самореализации, успешной интеграции в современный социум.

Наряду с государственной политикой развития отрасли, связанной с социальной защитой граждан, разрабатываются региональные концепции, направленные на меры социальной поддержки населения пожилого возраста. Например, в Санкт-Петербурге действует программа «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», состоящая из шести подпрограмм, в которых большое место занимают лица пожилого возраста. В Санкт-Петербурге активно работают как учреждения городского уровня, в большей мере связан-

ные с проблемами реабилитации, её оценки, обеспечения реабилитационной и медико-рекомендательной литературой и т.д., так и районные учреждения стационарного и полустационарного обслуживания и поддержки пожилых людей.

Безусловно, реализация такого широкого спектра направлений поддержки пожилых людей возможна лишь при усилении внутриведомственного и повышении интенсивности межведомственного взаимодействия, чему способствует участие в комплексных программах отраслевых комитетов и управлений.

Стабилизирующую и развивающую роль выполняет городской информационный центр. Наличие социального регистра населения создаёт возможности для оптимизации организационно-управленческой деятельности в области регулирования основных сфер социальной работы для нуждающихся групп населения, среди которых значительную часть составляют лица пожилого возраста практической направленности.

Все высказанные позиции создают условия для совершенствования системы дополнительного образования социальных работников в сфере социального сопровождения и обслуживания граждан пожилого возраста.

Данные самооценки социальных работников указывают на их потребность в самосовершенствовании в различных формах и видах с доминированием потребностей в уточнении функциональных обязанностей в определённых социальных учреждениях. Они испытывают необходимость ознакомления с моделями и технологиями, учитывающими специфику профессиональной деятельности.

Перспективы развития дополнительного образования социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста, на наш взгляд, следующие:

- проведение междисциплинарных исследований системы и структуры деятельности социальных работников и выявление путей ее совершенствования;

- исследование социальных разноу-

ровневых структур для пожилых людей, их организационно-экономических, социально-педагогических, медико-психологических, реабилитационных, научно-методических сфер деятельности;

- изучение опыта реализации программ внутриведомственного взаимодействия с позиции удовлетворения индивидуальных потребностей пожилых людей и роли социальных работников в этом процессе;

- создание исследовательского аппарата комплексных методик, анализа процесса и результата деятельности социальных работников, обслуживающих разные группы пожилых людей;

- разработка разноуровневых проектов, направленных на развитие и совершенствование комплексных социальных структур, обслуживающих пожилых людей;

- исследование непрерывного образования социальных работников и его влияния на практическую деятельность по минимизации трудностей, снижения уровня нуждаемости пожилых людей, а также на развитие их активности и самостоятельности;

- изучение задач и специфики организации дополнительного образования социальных работников, обслуживающих лиц пожилого возраста, в целях повышения его эффективности в современных условиях.

Литература

1. Горшкова В.В. Проблемы депривации пожилого человека в условиях современного социума // Развитие взаимосвязи государственных и благотворительных инициатив в работе с инвалидами и лицами пожилого возраста / науч. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух. - СПб., 2017. - С. 34-37.

2. Демидова Т.Е. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: моногр. / под общей редакцией Г.П. Медведевой. - М.: РУСАИНС, 2017. - С. 199-216.

3. Реабилитация - XXI век: традиции и инновации. Программа I национального конгресса с международным участием. - СПб., 2017. - 24 с.

4. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / под ред. Н.М. Платоновой. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - С. 143-162.

5. Степанова М.В. Опыт дополнительного образования людей предпенсионного и пенсионного возраста // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы V международной научно-практической конференции. - СПб.: Экспресс, 2015. - С. 78-82.

6. Тонконогая Е.П., Лебедева С.С., Безух С.М. Совершенствование системы непрерывного образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. - 2017. - № 4 (53). - С. 99-104.

7. www.govspb.ru

8. Sociosite [Electronic resource]: Social Science Information System. - Mode of access: www. sociosite.net

9. www.rehabilitation.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.