Научная статья на тему 'Развитие дизайна в контексте проблемы Л. Н. Шабатура взаимоотношений природы и общества'

Развитие дизайна в контексте проблемы Л. Н. Шабатура взаимоотношений природы и общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
379
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ДИЗАЙН / КУЛЬТУРА / ПРИРОДА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ / DESIGN / CULTURE / NATURE / POSTMODERNISM / NATURE CONFORMITY OF HUMAN LIFE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Михайлова Лариса Аркадьевна, Николаевна Шабатура Любовь

Статья посвящена выявлению общей направленности концептуального развития дизайна как потенциального участника урегулирования взаимоотношений природы и общества. Особое внимание уделяется факторам, оказавшим влияние на формирование ценностно-смыслового отношения к природному в дизайне. В статье отмечены особенности и неоднозначность функционирования дизайна постиндустриальной эпохи. Предпринята попытка определения перспективного пути развития дизайна в контексте обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DESIGN IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM RELATIONSHIP OF THE NATURE AND SOCIETY

The article is devoted to identification of the general orientation of conceptual development of design, as potential participant of settlement of relationship of the nature and society. Special attention is paid to the factors which had impact on formation of the valuable and semantic relation to natural in design. Features and ambiguity of functioning of design of a post-industrial era are noted in article. An attempt of definition of a perspective way of development of design in the context of the called problem is made.

Текст научной работы на тему «Развитие дизайна в контексте проблемы Л. Н. Шабатура взаимоотношений природы и общества»

ТРИ «М»:

Л.А. Михайлова

Л.Н. Шабатура

МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 7.012.23

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

Статья посвящена выявлению общей направленности концептуального развития дизайна как потенциального участника урегулирования взаимоотношений природы и общества. Особое внимание уделяется факторам, оказавшим влияние на формирование ценностно-смыслового отношения к природному в дизайне. В статье отмечены особенности и неоднозначность функционирования дизайна постиндустриальной эпохи. Предпринята попытка определения перспективного пути развития дизайна в контексте обозначенной проблемы.

Ключевые слова: дизайн, культура, природа, постмодернизм, природосообразность человеческого бытия.

Проблема взаимодействия природы и общества является сегодня особенно актуальной не только по причине множащихся и часто необратимых повреждений природных экосистем. Настоящей угрозой видятся повреждения экологии культурной, «происходит массификация и одновременно этатизация и элитизация культуры; все более очевидным становится противоречие между сторонниками национальной самобытной российской культуры и приверженцами конвергенции и глобализации в сфере культуры» [1], повреждения мировоззренческие, ставящие нужды человека в оппозицию нуждам природы. Современный дизайн как культурная форма, отражающий конфигурации современного общества, проникший в самые разные сферы его жизнедеятельности, оказывающий влияние на формирование не только материальной культуры, но ценностей и смыслов, привлекает особое внимание.

Задача данного исследования — выявление общей направленности концептуального развития дизайна как потенциального участника урегулирования взаимоотношений природы и общества.

Дизайн — это носитель не только материальных, но культурных и социальных изменений. Кроме того, дизайн имеет безграничную, грандиозную силу, воздействующую на человека и общество. Взгляд на

© Михайлова Л.А., Шабатура Л.Н., 2015

130

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

более чем столетнюю историю дизайна позволяет утверждать, что теория дизайна как культурообразующей деятельности всегда развивалась в русле осмысления отношения между культурой и природой. Дизайн как самостоятельный вид деятельности возник в ситуации мировоззренчесих переломов, попыток коренного социокультурного переустройства, становления новых практических философий. Чикагская архитектурная школа конца XIX века и голландское творческое объединение «Стиль» (De Stijl), просуществовавшее с 1917 по 1931 год, заслуживают особого внимания как явления, оказавшие существенное влияние на становление и формирование теоретических основ как европейского, так и отечественного дизайна.

Ральф У. Эмерсон — сторонник нравственной философии, представитель американского трансцендентализма — сформулировал идеи нового понимания красоты, сказав о том, что природа является критерием целесообразности формы. «Прекрасно-целесообразная архитектура», полагал Эмерсон, должна быть крепка и приспособлена к образу жизни человека, как в природе раковина приспособлена к своему обитателю, выражая свою практическую функцию, так же как вдохновение, ведущее к созданию красоты [10].

Архитектор Л. Салливен, воплотивший на практике идеи Эмерсона о природной самодостаточности, понимал функцию как единое синтетическое выражение всего разнообразия жизни: от утилитарных смыслов до эмоциональных переживаний, возникающих у человека во взаимодействии со зданием. Салливен — автор «формулы архитектуры», ставшей впоследствии отправной точкой развития дизайна: «всюду и всегда форма следует за функцией» [5].

Философ-прагматист Джон Дьюи завершает формирование американского функционализма провозглашением безусловной практичности и полезности, духа свободного экспериментирования и независимости от традиционных канонов. При этом он подчеркивает важность использования всего неограниченного духовного опыта предшествующих эпох для достижения наилучшего результата. В своей книге «Искусство как опыт» он сформулировал принципы архитектуры, основанные на ее понимании как среды формирования человека, важной составляющей ежедневного физического и эстетического опыта, создающего личность. Постоянное взаимодействие человека со средой Дьюи рассматривает как живой динамический процесс, подобный взаимодействию с другими людьми, приносящий плоды познания окружающего мира и самого себя, формирующий индивидуальные особенности, предпочтения и даже самооценку, меняющиеся в процессе приобретения нового опыта.

Некий парадокс заключается в том, что изначально природосообразная, направленная на естественные человеческие потребности и в целом синтетическая концепция американского функционализма в дальнейшем объединилась с радикальными по отношению к «естественности» идеями абстракционистов, представителей аналитического искусства.

131

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

Выделение дизайна из некогда целостного процесса предметного творчества в начале ХХ века можно назвать частным случаем общей для того времени тенденции дифференциации общественного сознания и общественных отношений. Идеология промышленного производства — нового способа создания предметного окружения, взявшего курс на стандартизацию и унификацию продукции, культивирующего метод разделения и деконструкции, сознательно дистанцирующегося от опыта и традиций прошлого, самоопределяющегося как революционная сила, созидающая новый мир, нашла свое отражение в искусстве авангарда. Новые творческие концепции, при всем многообразии, принципиально отличались от подхода старых мастеров преобладанием аналитических приемов мышления над синтетическими, потерей целостности художественной формы, выразившей потерю целостности мироощущения.

Аналитическое искусство, в особенности кубизм, во многом повлияло на формирование теоретических и методологических оснований промышленного дизайна. Идеи неопластицизма в ракурсе философии жизни виделись как способ переустройства общества. Представители творческого союза Стиль (De Stijl) Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан занимались поисками общего «универсального» основания всех существующих вещей как проявления божественного, мистического, начала, источника эстетических эмоций. Углубляющийся разрыв между культурой и природой Мондриан считал закономерным и естественным, что нашло отражение в таком положении неопластицизма, как «денатурализация». Мондриан писал: «Жизнь современного культурного человечества постепенно удаляется от естественных условий; она все более и более становится абстрактной. В то время когда естественная (внешняя) деятельность становится все более автоматической, мы видим, как центр тяжести нашей жизни смещается все больше и больше к внутренним ценностям» [7]. Человек же в этом «дена-турализированном» мире будет лишь «частью целого, и именно тогда, когда он потеряет суетность своей жалкой и мелкой индивидуальности, он будет счастлив в том раю, который он создаст» [7]. Развитие человеческого общества, по мысли Мондриана, это достижение царства универсального равновесия и гармонии, как воплощения «вечной уверенности духа».

Иконой практического воплощения идей неопластицизма стал проект еще одного представителя группы — Геррита Ритвельда, известный как «красно-синий стул». Он представляет собой пространственную модель, собранную из простейших геометрических элементов — параллелепипедов и труб, в основе композиции — сочетание ярко выраженных вертикальных и горизонтальных плоскостей. Создавая стул, а не арт-объект, Ритвельд тем не менее сознательно заложил в проект прямолинейность и жесткость, антагоничную естественной пластике человеческого тела. «Денатурализация» нашла практическое выражение в стремлении лишить материю всего природного — цвета, формы, духа: расчленение и стерилиза-

132

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

ция формы, разработка универсальных методик чистого гармонического соединения частей и, как следствие, потеря одухотворенности формы, присущей художественному образу, как целостно воспринятой и отраженной сознанием природы.

Раскрывая утопичность и трагизм природоборческих концепций, определивших кризис искусства, Николай Александрович Бердяев пишет: «Никогда еще так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни, новой жизни. Сознается бессилие творческого акта человека, несоответствие между творческим заданием и творческим осуществлением. Наше время одинаково знает и небывалое творческое дерзновение и небывалую творческую слабость. Человек последнего творческого дня хочет сотворить еще никогда не бывшее и в своем творческом исступлении переступает все пределы и все границы» [2].

Художники-аналитики взрастили новую художественную идею, во многом отразившую дух эпохи, нашедшую воплощение в архитектуре и промышленном искусстве, как новый метод создания нового мира. Удачно соединившись с языком инженерии, язык художественной абстракции дал возможность объединить искусство и промышленное производство. Анализ и синтез становятся основными мыслительными категориями дизайнера в его движении от абстракции к обобщению социальных запросов и производственных нужд. Доминируя в разное время, они определяют усиление проектной или художественной составляющей дизайнерской деятельности, приближение к решению реальных проблем или уход в область иллюзий и утопий.

Радикальный функционализм, господствующий в дизайне первой половины ХХ века и определяемый формальными качествами изделия, в стремлении обособиться от культурных традиций в пылу проектных подвигов по восстановлению послевоенной разрухи утратил нечто очень важное из первоначально природосообразной концепции Салливена. Однако накопленный эпохой функционализма проектный опыт стал безусловным вкладом в развитие дизайна.

Критически переосмыслив такие недостатки «интернационального стиля», как «обездушенность», олицетворяющую общую тенденцию рационализации культуры, дизайн в дальнейшем пытается дополнить слишком абстрактную первоначальную концепцию, экспериментируя с такими характеристиками, как образность, эмоциональность, органичность. Одной из главных становится задача изучения человека. Дизайн чутко воспринимает реалии жизни, события современной культуры и искусства, обращается к традициям ремесленного производства и научно-техническим достижениям. Акцент с формообразования смещается в область коммуникативных действий. В мировоззрении общества по-прежнему, к сожале-

133

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

нию, доминирует идея господства человека над природой в целом, и дизайн является ее выразителем.

В своей работе «Дизайн и культура» В. Чижиков отмечает, что на современном этапе дизайн переживает «трансформационный “рывок” его возвышения над традиционными категориями, с переходом на новый уровень восприятия действительности — в область экзистенциальности, философии жизни, феноменологии, философского романтизма» [8, с. 232]. Раскрывая новые функциональные возможности дизайна в изменившейся социокультурной ситуации, ученый говорит о том, что современный дизайн представляет собой «определенно новую форму организации “культурной компетентности” современного человека, его социализации и инкультурации, новую систему управления и манипуляции его сознанием, интересами и потребностями, потребительским спросом, ценностными ориентациями, поведенческими стереотипами» [8, с. 238].

Особенностью развития дизайна постиндустриальной эпохи является многообразие его проявлений, а также появление на волне плюрализма небывалого разнообразия созданных дизайном идей и вещей. Детерминация дизайна со стороны постмодерна с его семиотическим пониманием действительности выразилась в продуцировании всевозможных «симуля-кров», претендующих на роль объективной реальности. Также имеет место противоречивость существующих проявлений дизайна и путей его развития, обусловленная тем, что «дизайн — это необходимость и реальность, это искусство компромисса, ив то же время — «фантасмагория»: калейдоскоп художественных возможностей и проектных подходов, амбиции проектантов и законы рынка, пересечение, нередко и слияние всех существующих на сегодня областей и жанров дизайна — от промышленного до моды, одежды и средств коммуникации» [3].

Стремясь к разнообразию, к удовлетворению самых разных предпочтений, коммерчески-ориентированный дизайн неизменно скатывается к маркетинговой стратегии ускорения смены внешнего вида изделий и стимулирования потребления. Ускорение потребления, проявляясь в различных вариациях вещизма, представляя новую форму коммуникации, в то же время нивелирует духовные смыслы продуктов дизайна, отвлекая от решения существующих проблем, не способствуя их профилактике. Явления эстетического все больше проявляют себя в безудержном, а порой безмерном плюрализме, в фальшивой сублимационной связке с управлением, в разрастании репрессивных социальных процессов с доминированием потребительского терроризма. Эти процессы сопровождаются универсализацией визуальных изображений, изначально определяемых дизайном как кич, трансляцией симулякров, не нуждающихся в переводе и разъяснениях, дискредитацией художественного образа, уходом в мир иллюзий, вуалированием реальных проблем и событий. Постиндустриальный дизайн неизбежно позиционируется не только как ресурс развития личности и

134

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

общества, но и как участник глубинной деструктивности социокультурных, политических и экономических процессов. Это находит выражение в девальвации духовных ценностей, разъединении и рассогласовании общества, рыночной коньюнктуре, стимуляции безмерности потребления, нарушении баланса и природного равновесия. Кратковременность, мимолетность, непостоянство и быстротечность вещей, событий, процессов способствует сингулярному взрыву сознания миллионов людей, ведет к массовому тиражированию социального зла.

В то же время органичное единство с природой, характерное для традиционных обществ доцивилизационного периода с их синкретичным, мифологическим сознанием, безвозвратно утраченное, становится сегодня объектом исследования представителей культурологического и экологического направлений дизайна, идущих по пути экологизации и гуманизации дизайн-деятельности, повышения социальной ответственности профессио-налов-дизайнеров. Особый интерес специалистов вызывают не только традиционные ремесла, но и традиции бытования вещи, являющей собой воплощенную гармонию взаимоотношений человека и природы. Традиционная (этническая) культура представляет традицию в качестве бесценного опыта адаптации человека и общества к условиям природного и социального окружения, источника вдохновения и созидания творческой личности. По словам О. Генисаретского, «...сегодня помимо способности дизайна к инновациям, к порождению новых эстетических, функциональных и поведенческих качеств усиленно подчеркивается его способность, говоря языком классической эстетики, к мимесису, к воссозданию в структуре среды каких-то традиционных функций, качеств жизни, бытовых и художественных ценностей», когда «.глубина исторической памяти, доступная творческой концепции, является одной из важнейших характеристик проектной культуры» [4]. Это путь преодоления давления рыночной экономики, где приоритетны интересы производителя, сопротивления глобализму и сохранения национальной идентичности. Это действительно перспективный путь развития дизайна будущего. Это путь «сближения художественного проектирования с творчеством вообще (и не только с художественным творчеством), с наследованием ценностей художественной и духовной традиции; это понимание проекта как замысла о создании более гармоничного образа жизни. Но это не отказ от дизайна как формы проектной деятельности, а развитие его проектных начал, гуманизация самой проектной культуры» [4].

Интересен тот факт, что Притцкеровская премия 2014 года — высшая награда в области архитектуры за вклад в мировую культуру и развитие человечества — была вручена японскому архитектору Шигеру Бан, проекты которого являются выражением действительной заботы о жизни людей, представляя человеческий гений не как самоцель, а как действенный инструмент разрешения насущных проблем. До этого лауреатами премии

135

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

в разное время являлись такие выдающиеся архитекторы, как Норманн Фостер, Заха Хадид, Жан Нувель и другие, чье творчество воплотилось в объектах, поражающих воображение футуристичностью решения, являющихся более символами торжества человеческого духа, потенциального проблеморазрешения, чем действительным решением реальных проблем. При вручении награды 2014 года председатель жюри Притцкеровской премии лорд Палумбо отметил гуманистический и инновационный аспекты творчества мастера, говоря, что Шигеру Бан — это сама природа, которая не разрушает, а, наоборот, создает.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на множественность видов и неоднозначность проявлений, дизайн в эпоху постиндустриального общества продолжает свое развитие. Значительные трансформации происходят уже не в сфере технологии, конструкции, формы, стиля, а на уровне мировоззренческих взглядов и концептуальных подходов, затрагивающих качественные стороны функционирования и развития дизайна, общества и культуры в целом. Важным является понимание универсальности метода дизайна, сохранившего язык абстрактных категорий для перевода конкретных задач в плоскость проектных решений будущего, как профилактики и предупреждения проблем. Гуманизация, экологизация, природосообразность дизайна составляют наиболее актуальную направленность его развития, определяя в перспективе профилактику тупиковых вариантов, тиражирование и нарастание проблем.

Вектор концептуального развития дизайна можно определить как движение от проблем производства к проблемам потребления и далее к вопросам гармонизации взаимодействия человека, общества и техники, общества и природы. Современный этап развития дизайна характеризуется как никогда ранее ясным пониманием взаимосвязи, взаимовлияния и взаимообусловленности этих проблем. Парадигма индустриального дизайна развернулась от техноцентризма к философской антропологии. «Содействуя повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними во всех сферах жизнедеятельности для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей, дизайн приобретает качество системообразующего, адаптирующего фактора, активно действующего в современной социокультурной ситуации как самый близлежащий к действительной культуре метод усовершенствования реалий и облагораживания будущего с позиций природосообразности человеческого бытия» [6]. Вместе с тем намечаются перспективы развития дизайна, связанные с его ролью в социокультурной консолидации общества. Аксиологическая концепция такого дизайна развивается в русле гармонизации общественных отношений, опосредованных продуктами дизайна как воплощением идей, смыслов, общечеловеческого сосуществования и сохранения социокультурных идентичностей. При этом необходима определенная доля концептуальной свободы дизайна как возможность

136

Развитие дизайна в контексте проблемы взаимоотношений природы и общества

широкого проектного охвата действительности, как условие инновационного творческого подхода к решению насущных задач современности. Эта свобода тем шире, чем теснее консолидация общества вокруг поиска способов преодоления существующих проблем.

Литература

1. Бауэр Н.В., Шабатура Л.Н. Культура и традиция в ландшафтном проектировании городской среды // Ценности и смыслы. 2014. № 2. С. 155.

2. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: Интерпринт, 1990. С. 5.

3. Бытачевская Т.Н. Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2005.

4. Генисаретский О.И Регионализм, средовое проектирование и проектная культура. [Электронный ресурс] URL: М1р://о^еп.сот/тексты-генисарет-ского-о-и/публикации/регионализм-средовое-проектирование.

5. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972. С. 44—45.

6. Михайлова Л.А., Шабатура Л.Н. Теоретико-методологические аспекты дизайна как участника культурогенеза // Сборник по результатам XXX заочной научной конференции Research Journal of International Studies. Екатеринбург: МНИЖ, 2014. № 8. Ч. 3. С. 57.

7. Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий. М.: Искусство, 1964. [Электронный ресурс] URL: http://artvek.ru/ iskusstvo/kritika10.html.

8. Чижиков В.В. Дизайн и культура: Монография. М.: МГУКИ, 2006.

9. Шарков Ф.И., Комарова Л.В. Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии // Коммуникология. 2014. № 4. Т. 6. С. 13—26.

10. Эмерсон Р. Нравственная философия: Монография. М.: ACT, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.