Как мы видим из рисунка число негосударственных вузов за 1994-1998 гг. увеличилось более чем в 2 раза, составляя более 57,6 % от числа государственных вузов, однако в них обучается около 7 % студентов страны. При этом более 55% негосударственных учебных заведений сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Негосударственные учебные заведения характеризуются сильными различиями в качестве предоставляемого образования. Главным отличием между государственными и негосударственными учебными заведениями является инновационный подход к содержанию образования, а также различием является степень самостоятельности в осуществлении образовательного процесса.
Сильны различия в качестве профессиональной подготовки, обеспечиваемой негосударственными вузами. Так, по мнению руководства совета Ассоциации негосударственных вузов, все эти учебные заведения делятся на три группы. Первая из них дает образование не хуже ведущих государственных вузов; все такие вузы имеют устойчивую связь с каким-либо традиционно сильным государственным вузом, созданы на его базе и по существу выступают как их филиалы. Число таких негосударственных вузов невелико - это 10-15 московских негосударственных вузов, несколько учебных заведений в Санкт-Петербурге, Новосибирске и некоторых других городах. Вторую группу составляют 30-40 негосударственных вузов, которые не ориентируются однозначно на определенный государственный вуз, однако смогли достаточно сильный преподавательский коллектив и с течением времени вполне способны перейти в первую группу. Третью группу составляют все остальные негосударственные учебные заведения, которые ориентированы не на то, чтобы дать знания, а на то, чтобы делать деньги. Для таких вузов характерна назойливая реклама, безудержная раздача обещаний обучить всех всему и за короткие сроки.
Очевидно, понимание руководством негосударственных вузов первых двух групп их общественной миссии вполне соответствует роли высшего образования в обществе, в то время как вузы третьей группы - обычные коммерческие фирмы, ориентированные лишь на максимизацию прибыли и доходов учредителей.
Таким образом, негосударственный сектор сферы высшего образования отличается значительной неравномерностью своего развития как в региональном разрезе, так и в плане качества предоставляемых образовательных услуг. Вместе с тем, динамика развития данного сектора говорит о том, что, данные сектор отвечает запросам части населения, выполняя тем самым общественно полезную функцию. Другими словами, негосударственный сектор в высшем образовании не стоит рассматривать ни как перспективную модель для всей образовательной сферы, ни как помеху ее развитию.
Решение перечисленных выше проблем видится в структурной перестройке высшего образования направленной на совершенствование его содержания, организационных форм, методов, технологий.
Мурзаев А.А., Рамазанова И.Г.
Развитие дагестанского здравоохранения в условиях перехода к системе обязательного медицинского страхования
Переход к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) как форма социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям стала основным механизмом реформирования отечественного здравоохранения.
Опыт внедрения системы ОМС в Российской Федерации при нарастающем дефиците финансовых средств, необходимых для выполнения государственной программы гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощи вызвал множество вариантов реформирования, что обусловило мозаичную картину реформы здравоохранения, неравномерность ее хода в различных субъектах Федерации.
Реализуемая сегодня бюджетно-страховая модель медицины может оказаться неспособной решить многие вопросы, связанные с уровнем социально-экономического потенциала регионов. Обеспеченность ресурсами в первую очередь зависит от характера экономической специализации территории. В тех регионах, где наблюдается концентрация высокорентабельных отраслей производства, и особенно финансового капитала, как правило, поступление средств значительно выше, чем в регионах с преобладанием сельскохозяйственного производства, система здравоохранения которых испытывает значительные финансовые трудности.
Ежегодное снижение бюджетных поступлений в субъектах Федерации Северо-Кавказского экономического района не компенсируется средствами ОМС. Более того, складывается тенденция нарастания дефицитности денежных средств самой системы ОМС региона.
Так, в 1997 г. по Северному Кавказу только 36,3 % всех расходов здравоохранения образовались за счет средств ОМС, при этом по Республике Дагестан она была наименьшей - 25,8% при максимальном ее показателе - 64,7% по Ростовской области.
Хотя страховые взносы помогли здравоохранению избежать кризисного обвала, они явно недостаточны для нормального функционирования отрасли.
Во всех регионах Северного Кавказа наблюдается динамика роста обеспеченности населения средствами ОМС, а с 1997 г. темпы ее роста опережают темпы инфляции. Тем не менее среди субъектов Федерации минимальный уровень обеспеченности населения всеми средствами ОМС продолжает отмечаться среди республик Северного Кавказа. Например, в 1997 г. на 1 жителя Дагестана она составила 57,7 тыс. руб., что ниже среднероссийского показателя 3,5 раза. При ее абсолютной величине по Российской Федерации в 105,7 тыс. руб., она достигала по Карачаево-Черкессии - 60,4, Северной Осетии-Алании - 61,0, Ингушетии - 78,2 тыс. руб.
Превышение максимального показателя над минимальным по поступлению страховых взносов на 1 работающего по региону составляет почти 2,0 раза, а платежам из бюджета на 1 неработающего колеблется от 0,5 в Краснодарском крае до 210,8 тыс. руб. в Ростовской области. Такая значительная вариация связана с тем, что во многих республиках велика доля нерентабельных предприятий, экономическая жизнь которых поддерживается, во многом, дотациями.
Основной проблемой сохранения устойчивости экономического механизма функционирования системы ОМС, а, в конечном итоге и всей системы здравоохранения является чрезмерно высокая задолженность бюджета по платежам на ОМС неработающего населения.
Как и в предыдущие годы, в 1997 г. показатель соотношения обеспеченности неработающего населения платежами из бюджета и обеспеченности работающего населения страховыми взносами, кроме Ростовской области (156,8%) и Кабардино-Балкарской Республики (226,1%) находится на уровне ниже 100%. В то же время, в отличие от большинства субъектов Федерации, где сохраняется крайне негативная тенденция снижения рассматриваемого показателя (по Российской Федерации с 47,9% в 1995 г. до 37,8% в 1997 г.) по Северному Кавказу он составил в 1995 г. в среднем 66,6%, в 1996 г. - 71,1% и в 1997 г. - 72,8%. Тем не менее, на 7 территориях Северного Кавказа поступление платежей на неработающее население не превышает поступление страховых взносов на работающее население.
Таким образом, наблюдается значительная степень дифференциации экономических районов и субъектов Федерации по уровню обеспеченности средствами, что не позволяет в полной мере реализовать систему ОМС в Северо-Кавказском районе.
Поскольку увеличение поступлений в здравоохранение из бюджета и за счет повышения размера страхового тарифа весьма проблематично, актуальным становится разработка организационных и управленческих предложений по рациональному использованию имеющихся средств, ориентация отечественного здравоохранения на оказание первичной медико-социальной помощи, на проведение профилактических мероприятий, способствующих снижению уровня заболеваемости населения. Выбор такого пути дальнейшего хода реформ в здравоохранении предполагает в первую очередь проведение структурно-функциональных преобразований в отрасли: приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи, сокращение коечного фонда, рационализация сети лечебно-профилактических учреждений.
При ориентации на сложившуюся структуру здравоохранения, значительная часть ресурсов выделяется на оплату дорогостоящей стационарной помощи, а не на проведение профилактических мероприятий, не на первичную медико-социальную помощь. Социальная незащищенность значительной части населения, рост инфекционных заболеваний, неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка во многих регионах требует принципиальных изменений в подходах к оказанию медицинской помощи: приближения ее к семье, объединения лечения и профилактики, медицинской и социальной помощи, проведения целенаправленной политики медицинского просвещения.
Изменения, произошедшие в последние годы свидетельствуют о том, что существенных перемен в структуре и деятельности учреждений здравоохранения Северного Кавказа не произошло.
Таблица 1
Динамика обеспеченности населения республик Северного Кавказа _больничными койками (на конец года)_
Республи- Число больничных коек (тыс.) Число больн. коек на 10000 население Числен. насел. на 1 больн. койку, чел.
ки 1985 1990 1995 1997 1985 1990 1995 1997 1985 1990 1995 1997
Адыгея о 6 7 140,8 129,2 111,9 105,0 71,0 77,4 89,4 95,2
Кабардино- Балкария 7 8 » 3 121,6 127,3 118,8 116,8 8 2 7 6 8 8 6
Карачаево-Черкесия 5 7 » 114,6 110,7 102,8 101,3 8 2 9 3 9 2 9 7
Северная Осетия -Алания 6 с» 3 » 3 8 124,9 129,6 125,8 118,3 8 _о 7 2 7 5 8 5
Дагестан 1 3 2 » 9 » 8 2 121,3 129,0 те 0 81 9 8 4 7 5 117,6 122,1
Северный Кавказ 200,3 214,0 182,5 174,7 123,6 126,6 108,9 104,1 8 9 7 0 91 8 9
Российская Федерация 1937,9 2037,6 1850,5 1766,6 135,0 137,5 126,1 121,0 7 7 7 7 3 8 6
В 1997 г. на 10 тыс. жителей Дагестана приходилось 81,9 больничных коек при вариации данного показателя по остальным республикам Северного Кавказа от 101,3 до 125,8 коек (табл.1). Территориальные различия обеспеченности населения больничными койками в соотношении максимального уровня к минимальному, если не принимать во внимание показатель по Дагестану, где к 1995 г. произошло резкое снижение коечного фонда не достигают значительных размеров. Изучение динамики территориальных соотношений обеспеченности населения больничными койками показывает, что они в целом характеризуются определенной устойчивостью. В основе этого лежит прежде всего годами придерживаемая стратегия экстенсивного развития здравоохранения, линия на консервацию сложившихся мощностей и структуры оказания медицинской помощи.
Анализ итогов работы лечебно-профилактических учреждений Республики Дагестан показывает, что стационарная помощь характеризуется увеличением ее объемов. В 1998 г. число госпитализированных больных из 41 сельского района в 21 было больше, чем в 1997 г., а в 10 районах уровень госпитализации остался неизменным. В целом по республике количество лиц, поступивших в больничные учреждения системы Министерства здравоохранения РД в 1997 г. составило 13,7 на 100 чел. населения, а в 1998 г. -13,9. За этот период в сельской местности в отделениях всех профилей возросла средняя занятость койки - в терапевтическом на 32,9, хирургическом - 42,1, акушерском -20,2, гинекологическом - 11,1, педиатрическом - 27,9 дней. Средне число дней занятости койки в 1998 г. равнялось 303,5, что на 14,3 дней больше, чем в предыдущем году. Среднее число дней пребывания больного на койке составило в эти годы 17,6 и 17,4 дней соответственно.
Переход на оплату по коечным результатам деятельности в больницах оказалось также стимулирует наращивание объема стационарной помощи, ослабляя требования к обоснованности, госпитализации. По Дагестану в 1998 г. средняя занятость койки снизилась только в детских больницах.
Как показывает наш анализ, на сегодня больницы общего профиля переполнены больными с хроническими формами заболеваний, которые нуждаются только в сестринском уходе или помощи на дому. В структуре госпитализированных больных достаточно большой удельный вес приобрел контингент больных, нуждающихся не столько в чисто медицинской помощи, сколько в социальной, в элементарном уходе. Поэтому часть участковых больниц следовало бы переориентировать на социальную сферу в стационары долечивания и дневные стационары.