УДК 371.3
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ЭМПАТИИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ
© 2015 Е. К. Маранцман
докт. пед. наук,
доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка e-mail: elena marancmanamiail. ru
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Развитие эмпатии играет особую роль в читательской практике современного ученика. Специальные технологии вдумчивого чтения позволяют ученикам осмысливать и чувствовать тексты разных авторов.
Ключевые слова: эмпатия, образное мышление, концептуальное мышление
Проблема развития читателя сегодня как никогда актуальна. Все учителя и родители жалуются на угасание интереса школьников к чтению, замещение чтения другими видами деятельности. Как вернуть читателя к книге? Это проблема должна решаться прежде всего методическими средствами. Покажем, как развитие читательской эмпатии может способствовать решению поставленной задачи.
Для первого периода литературного развития школьников — начальной школы свойственно эмоциональное соприсутствие ученика в разных мирах. Психологической доминантой, которая способствует постижению произведения ребенком, становится эмпатия как «эмоциональное психическое свойство личности откликаться на реакцию и психологическое состояние собеседника и учитывать его в поведении» [Психологический словарь 1998: 164]. Эмпатия рассматривается не только на уровне отношений субъектов общения, что, безусловно, важно для чтения, но и на уровне текст - читатель, когда текст должен стать субъектом общения ученика в такой степени, чтобы он безраздельно поверил в реальность происходящего в произведении, чтобы он сам в какой-то степени смог отождествить себя с его героями. Такой путь вживания в произведение таит множество препятствий в постижении авторского смысла. Следующим шагом на пути к развитию эмпатии становится понимание читателем автора, и не только авторского замысла конкретного произведения, но и авторской манеры, генезиса рождения именно такого текста. Конечно, такую задачу в полном объеме нельзя решить даже на высших ступенях литературного образования. Умение распознавать индивидуальность художника — сложная задача, и эмпатия как качество читателя играет важную роль в ее решении. В то же время способность видеть и понимать, чувствовать авторский стиль и есть проявление читательской эмпатии на уровне принятия автора и вживания в его мир. Объединяя методические задачи двух концентров, начальной школы и 5-6 классов на одной доминанте — развитие эмпатии читателя-школьника, выделяем два этапа становления этого свойства: развитие эмпатии по отношению к произведению и эмпатии по отношению к автору. Во-первых, рассмотрение вместе методических путей решения таких задач обеспечит показ преемственности методов и приемов начальной и средней школы, а во-вторых, именно в этом возрастном периоде — с 7 до 11 лет, то есть до наступления подросткового возраста, можно ставить и решать задачу достижения гармонии между читательской интерпретацией и авторским смыслом текста. Какими путями развивать читательскую
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
эмпатию ученика, чтобы включить читательское воображение, избежать штампов, научить ребенка вглядываться в текст, открывать в нем новое для себя авторское видение жизни, которое ведет к различению читателем-школьником различных авторских миров?
Постараемся показать методические пути, которые могут привести к успеху в этом направлении на примере изучения одноименных стихотворений А. А. Фета и В.В. Набокова «Бабочка» (эти произведения изучаются в 5 классе по УМК под ред. В.Г. Маранцмана [«Литература» 5 класс 2014: 8-10]).
В 5-6 классах развитие эмпатии идет на уровне различения художественной манеры автора. И в этой работе особое место занимает формирование образного, а на его основе и концептуального мышления. В работе над литературными произведениями в этом концентре используется визуализация как один из основных приемов восхождения от образа к смыслу.
«Образное мышление всегда связано с воссозданием картины восприятия» [Маранцман 2005: 14], то есть с визуализацией образов текста. В случае
сравнительного анализа двух стихотворений и предлагаем опираться на опыт визуализации. Так, после чтения каждого из стихотворений просим учащихся устно нарисовать бабочку, о которой идет речь в тексте, и уже только после этого строим работу по вопросам на все сферы читательского восприятия, позволяющие обобщить и уточнить впечатления школьников. Причем в отношении текста А. А. Фета были соблюдены все этапы технологии выявления и обобщения читательских впечатлений по вопросам на сферы читательского восприятия [Маранцман, Богданова 1995: 20-29]. А в случае стихотворения В.В. Набокова, которое читается после стихотворения А. А. Фета, были поставлены вопросы сравнительного характера [«Литература» 5 класс 2014: 8-10]. В формулировках вопросов заложены возможности создания и развития проблемных ситуаций, которые учащиеся разрешают в ходе урока.
Далее предлагается выбрать, какая бабочка — А. А. Фета или В.В. Набокова — им больше нравится. Учащиеся снова уже самостоятельно читают оба стихотворения и начинают обсуждать и мотивировать свои предпочтения. Этот разговор стал содержательно возможен только потому, что и первичная визуализация (иллюстрации), и первичный анализ стихотворений был уже проведен. Таким образом, подготовлен материал для дискуссии как на образном, так и на концептуальном уровне. Отстаивая свою точку зрения, учащиеся создали проблемную ситуацию, которая могла разрешиться только путем сравнительного анализа стихотворений.
В ходе сопоставления стихотворений, ученики приходят к мысли о том, что для Фета бабочка — образ счастья, свободы, независимости, и в это же время для поэта счастье — мгновение, как и век бабочки. Для Набокова бабочка — огромный и сложный мир, вбирающий разные цвета и линии. Здесь и покой, и тревога, ясная чистота и траур. Бабочка для поэта — образ природы, совершенной и бездонной. Отсюда такая разная манера их описания. У Фета — легкое, воздушное, как дыхание или движенье крыльев бабочки в полете, а у Набокова мелодия стиха торжественна и тяжело величава. Учащиеся предполагают, что можно рассматривать «Бабочку» Набокова как ответ на вопрос в стихотворении Фета.
Обобщая работу по сравнению стихотворений, предлагаем выбрать из предложенных рисунков бабочки те, которые более всего подходят к образам, созданным А. А. Фетом и В.В. Набоковым. Еще раз обращаемся к визуализации образов текстов, чтобы не просто уточнить и закрепить новые впечатления, полученные в ходе сопоставительного анализа стихотворений, а для создания нового визуального образа, который запечатлеется в памяти ученика и останется эмблемой (или, по терминологии Н.А. Рубакина, «энграммой» [Рубакин 1975: 15]) образов А.А. Фета и В.В. Набокова.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Маранцман Е. К. Развитие читательской эмпатии у школьников разных возрастов
Ученики сравнивают те рисунки, которые они выбрали со своими иллюстрациями, и в процессе такого сравнения также происходит уточнение и обобщение образов текста. Финальное задание для учащихся — написать сочинение-миниатюру: «Моя бабочка».
Предложенная развернутая система работы, главной целью которой было целенаправленное развитие образного мышления, позволяет психологически обосновать результаты литературного образования 5-6- классников.
Таким образом, в начальной школе и в концентре 5-6 классов главной задачей в развитии образного и концептуального мышления становится формирование эмпатии. Сначала это эмпатия по отношению к героям произведения, к его теме и сюжету, затем решается задача различения художественного стиля авторов на уровне эмпатии по отношению к авторской манере.
Здесь система изучения литературного произведения на основе выделения его образной структуры проходит несколько этапов:
• развитие эмпатии по отношению к героям, теме и сюжету литературного произведения в начальной школе и различение авторских художественных систем в 5-6 классах как средство развития эмпатии по отношению к автору. Это обеспечивает заинтересованное и осмысленное чтение на первых ступенях литературного развития школьников;
• преодоление произвольности интерпретации литературных произведений старшими подростками (7-8 класс) за счет выделения цепочки образов, их логического осмысления и построения на этой основе концепции произведения;
• гармонизация образного и логического начал в образе-символе как задача литературного образования в старших классах;
• создание образа литературного направления, гармонично соединяющего в себе образы-символы и концептуальное его осмысление не только на уровне одного произведения или жанра, а на уровне художественного стиля, определяющего ту или иную культурную эпоху.
Так развитие эмпатии во всех направлениях и видах ее проявления способствует глубокому и широкому погружению школьников разных возрастов в тексты литературных произведений, пониманию их авторов, что ведет к раскрытию личности ученика, к его заинтересованности в чтении.
Библиографический список
«Литература» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В.Г. Маранцмана : в 2 ч. Ч. 1. 10-е изд. М.: Просвещение, 2014. 360 с.
Маранцман Е.К. «От образа к смыслу».. СПб.: Наука - Сага, 2005. 127 с.
Маранцман В.Г., Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. 292с.
Психологический словарь: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1998. 687 с.
Рубакин Н.А. Избр.: в 2 т. / сост., кратк. биогр. очерк и коммент. проф. А.Н. Рубакина. М.: Книга, 1975. Т. 1. 223 с.