Шилова Е. В., Мороз А. К. Развитие банковской сферы в условиях промышленных революций // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С.128 -133.
Shilova Е. V., Moroz А. К. The development of the banking sector in conditions of industrial revolution. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 1 (82). Pp. 128-133. (In Russ.)
УДК 336.71
E. В. Шилова, А. К. Мороз
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
Шилова Елена Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента.
E-mail: elena-7700@mail.ru
Мороз Анастасия Константиновна — студентка направления «Менеджмент».
E-mail: gumozinka@mail. ru
По словам ведущих ученых-экономистов, четвертая промышленная революция не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Ее результаты фундаментально изменят то, как люди живут, работают и коммуницируют друг с другом. Уже сейчас мы можем наблюдать ошеломляющие технологические прорывы в широком спектре областей, включая искусственный интеллект, роботизацию, беспилотный транспорт, трехмерную печать, нанотехнологии, биотехнологии и пр. Особенностью четвертой промышленной революции становится необычайно быстрое внедрение новых технологий и их повсеместное применение. Инновационно активный рынок становится местом напряженной борьбы множества компаний по всему миру независимо от их размера. Все они соревнуются за возможность стать первым среди тех, кто сможет вывести новый продукт, новую услугу на рынок и завоевать расположение клиентов. Это справедливо и для банковской сферы, где традиционному способу ведения бизнеса угрожают инновационные финансово-технологические компании.
В статье анализируются достижения банковской отрасли во время четырех промышленных революций, рассматриваются основные направления индустрии 4.0, внедряемые Банком России.
Ключевые слова: четвертая промышленная революция, индустрия 4.0, реинжиниринг бизнес-процессов банков, инновационная деятельность банков, цифровизация банковской сферы.
Е. V. Shilova, А. К. Moroz
Perm State University, Perm, Russia
THE DEVELOPMENT OF THE BANKING SECTOR IN CONDITIONS OF INDUSTRIAL REVOLUTIONS
Shilova Elena V. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management.
E-mail: elena-7700@mail.ru
Moroz Anastasiia K. — Student of the Direction «Management».
E-mail: gumozinka@mail. ru
According to leading economists, the fourth industrial revolution has no analogues in all previous experience of mankind. Its results will fundamentally change the way people live, work and communicate
© Шилова E. В., Мороз А. К., 2019
with each other. Already now we can observe stunning technological breakthroughs in a wide range of areas, including artificial intelligence, robotics, unmanned vehicles, three-dimensional printing, nanotechnology, biotechnology, etc. Feature of the fourth industrial revolution is the unusually rapid introduction of new technologies and their widespread use. An innovatively active market becomes a place of intense struggle of many companies around the world, regardless of their size. All of them compete for the opportunity to become the first among those who will be able to bring a new product, a new service to the market, and win the favor of customers. This is also true in the banking sector, where the traditional way of doing business is threatened by innovative financial and technological companies.
The article analyzes the achievements of the banking industry during the four industrial revolutions, as well as the main directions of industry 4.0 introduced by the Bank of Russia.
Key words: fourth industrial revolution, industry 4.0, reengineering of business processes of banks, innovative activity of banks, digitalization of the banking sector.
Четвертая промышленная революция является результатом последних достижений ученых в сфере информационных технологий, а также в сферах биотехнологий, робототехники и искусственного интеллекта. Актуальность данной темы заключается в том, что весь сегодняшний мир пребывает на стадии глобальной трансформации экономики. И на первые, лидирующие места в новой экономике выйдут не те страны, которые имеют преимущества благодаря географическому положению или природным ресурсам, а те страны, которые построят лучшую инновационную среду.
Четвертая промышленная революция была обусловлена ростом цифровых технологий: облачные технологии, Big Data, интернет вещей, аналитика и т. д. Таким образом, происходит быстрая трансформация работы и процессов, отношений между человеком и техникой; технология больше не имеет вспомогательной роли, а рассматривается как замена ручного труда [2].
В индустрии 4.0 основное внимание уделяется автоматизации процессов, которая ускоряет разработку продукта и позволяет создавать новые бизнес-модели. С оперативной точки зрения автоматизация позволяет организациям достичь более высокой эффективности за счет автоматизации всего жизненного цикла процессов производства.
Индустрия 4.0 дает предприятиям возможность повысить эффективность, экономя при этом время и ресурсы. В то же время она представляет собой своего рода «технологический дарвинизм», где компании должны или трансформировать свои процессы, или вымирать [9].
Для банковского сектора автоматизированные процессы не являются новой концепцией. Но с точки зрения индустрии 4.0 требуется больший уровень цифровизации. Подобно тому, как автономные автомобили будут нормой для человечества в будущем, так и «банки будущего» в основном будут цифровыми.
В банковских учреждениях часто внедряются системы управления бизнес-процессами, которые унифицируют методологию и программные инструменты для моделирования, внедрения, исполнения, мониторинга и оптимизации процессов. Эти системы направлены на перепроектирование существующих процессов и могут быть использованы как часть стратегии автоматизации процесса. Но есть еще один шаг вперед — автоматизация роботизированных процессов. Это технология, которая реплицирует взаимодействие человека и компьютера. В отличие от управления бизнес-процессами и подобными системами автоматизация роботизированных процессов не используется для того, чтобы оптимизировать процессы путем выявления и устранения узких мест. Ее основная цель — ускорить процесс посредством автоматизации индивидуальных, повторяющихся задач, которые в противном случае выполнялись бы вручную.
Автоматизация роботизированных процессов является быстрым и простым способом автоматизации широкого спектра процессов, который поможет:
— обеспечить эффективное взаимодействие между различными системами, тем самым исключит необходимость использования сотрудниками баз данных вручную;
— ускорить обработку большого потока данных;
— освободить сотрудников, что позволит им сосредоточиться на клиентах;
— повысить прозрачность деятельности.
Автоматизацию роботизированных процессов можно рассматривать как мост между ручными процессами и полной автоматизацией. Будучи одним из основных элементов индустрии 4.0, она является следующим шагом на пути к банковским преобразованиям [9].
В ближайшее время банковский сектор и вся финансовая система будут претерпевать изменения, но для того, чтобы понять, какими будут банки в будущем, необходимо посмотреть, какими они были в прошлом. В таблице 1 представлены некоторые особенности банковской сферы в период трех промышленных революций.
Таблица 1
Особенности банковской сферы России в периоды промышленных революций
Период промышленной революции Особенности этапа
Первая промышленная революция (конец XVIII — начало XIX в.) Банки не проявляли интереса к промышленности, из-за чего возможности получения промышленного кредита были ограничены. Доверие к солидности банка основывалось на уважении к старым «патрицианским семьям». Центральные банки работали только с государственными финансами. Частные банки предоставляли займы монархам, правительствам, крупным негоциантам и судовладельцам, участвовавшим в мировой торговле. Банкиры требовали в залог землю или недвижимость. В середине XIX в. банки уже начали принимать форму акционерных компаний, чтобы предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям [1]
Вторая промышленная революция (конец XIX — первая половина XX в.) Привлечение иностранного капитала. Создание стабильной и разветвленной кредитно-финансовой системы, основанной на акционерных банках. Доверие к солидности определялось величиной вложенного капитала и резервов. Предоставление краткосрочных и долгосрочных коммерческих кредитов [7]
Третья промышленная революция (с 1970 г.) Частные банки почти отсутствовали, а банки, образованные из Госбанка СССР, только начинали свою деятельность. Упорядочена деятельность в банковской системе и денежном обращении. Банки получили самостоятельность. Появились новые коммерческие банки. Внедрялись автоматизированные процессы [5]
Четвертая промышленная революция является новой эрой в развитии человечества. Она характеризуется стиранием границ между физическими, цифровыми и биологическими технологиями. В экономическом секторе возникает цифровая экономика, а новые технологии обработки данных становятся главными способами повышения преимущества современной экономики [3].
Банки на протяжении многовековой истории своего существования олицетворяли дорогостоящий, заслуживающий доверия финансовый институт, который должен обеспечивать максимальную защищенность большого объема информации.
На примере Центрального банка Российской Федерации (Банк России), который является мегарегулятором финансового рынка, далее будут рассмотрены технологии, на внедрение которых делается особый упор в соответствии с индустрией 4.0.
Стратегия ИТ (информационных технологий) Банка России на 2016-2020 годы включает внедрение таких технологий, как:
— облачные и мобильные технологии;
— большие данные (BigData);
— индустриальный интернет;
— искусственный интеллект;
— кибертехнологии и распределенные реестры [6].
Наиболее приоритетными направлениями являются внедрение облачных технологий и BigData.
Облачная инфраструктура позволяет:
— сократить расходы на ИТ-инфраструктуру, а именно: сократить расходы на оборудование, затраты на обслуживающий персонал и затраты на развитие ИТ-систем;
— сократить время развертывания новых ИТ-сервисов;
— обеспечить высокий уровень предоставления ИТ-сервисов.
Банк России работает над созданием частного облака, которое поспособствует централизации всех ИТ-систем. В настоящее время Банк России находится на промежуточном этапе, т. е. уже произошли консолидация ИТ-систем на центральном уровне, консолидация функций сопровождения — на уровне главного управления [6].
Если рассматривать управление данными, то система включает в себя единое хранилище данных и инструменты анализа неструктурированных данных (BigData) (см. рис. 1), в том числе:
— организацию области структурированных и неструктурированных данных;
— создание средств обработки и интеграции различных типов данных BigData / SmartData и Machine Learning;
— разработку аналитических витрин и аналитических приложений по требованиям пользователей;
— предоставление пользователям сервисов самообслуживания;
— создание гибких инструментов для оперативной аналитики [6].
Рис. 1. Система управления данными Банка России [6]
Основными результатами перехода к эффективному управлению данными являются:
— создание единого информационного пространства и оптимальных сквозных процессов управления данными;
— повышение скорости получения достоверных и качественных данных;
— снижение стоимости развития и сопровождения за счет уменьшения количества ненужных, избыточных или дублирующих данных;
— минимизация рисков несанкционированного использования данных и др.
В качестве искусственного интеллекта можно внедрить сервис электронных заявок (СЭЗ). Целью создания данного сервиса является автоматизация подготовки, согласования, управления исполнением и учета заявок на предоставление / прекращение логического доступа сотрудников подразделений Банка России к ресурсам доступа.
СЭЗ предназначен для решения следующих задач:
— предоставление инструментов для формирования в электронной форме заявок на предоставление / прекращение логического доступа к информационным ресурсам;
— автоматизация процедуры регистрации стандартных запросов на обслуживание в системах оперативного управления информационно-телекоммуникационной системой и маршрутизацию на исполнение для согласования заявок;
— автоматизация процедуры учета информации о предоставлении / прекращении пользователю логического доступа к информационным ресурсам;
— хранение в электронной базе данных заявок на предоставление / прекращение логического доступа;
— поиск информации по базе данных о правах доступа, формирование аналитических отчетов по правам доступа в разрезе пользователя, подразделения, информационного ресурса.
Все данные, которые хранятся, обрабатываются и представляются / передаются в СЭЗ, не содержат информации ограниченного доступа, платежной информации, а также сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, информационно-телекоммуникационная система Банка России является сложной иерархической пространственно-распределенной системой, которая обеспечивает информатизацию функциональной деятельности банка и предоставляет информационные и телекоммуникационные услуги должностным лицам и структурным подразделениям банка, применяя при этом современные информационные технологии, средства вычислительной техники и связи.
В ближайшие годы Банк России направит все силы и возможности на достижение конечного результата в соответствии со стратегией ИТ. Но не стоит забывать, что банковское дело — это отрасль, которая в значительной степени опирается на человеческие ресурсы, и все вышеперечисленное следует рассматривать как возможность для более эффективного и прибыльного банковского дела.
Библиографический список
1. Всемирная история : в 6 т. Т. 5 : Мир в XIX веке: на пути к индустриальной цивилизации / отв. ред. В. С. Мирзеханов. М., 2014. 940 с.
2. Гулин К. А., Усков В. С. О роли интернета вещей в условиях перехода к четвертой промышленной революции [Электронный ресурс] // Проблемы развития территории. 2017. № 4 (90). С. 112-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-interneta-veschey-v-usloviyah-perehoda-k-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii (датаобращения: 03.12.2018).
3. Гулин К. А., Усков В. С. Тренды четвертой промышленной революции [Электронный ресурс] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 5 (53).
С. 216-221. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/trendy-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii (дата обращения: 03.12.2018).
4. Жиляев А. Н. Некоторые вопросы использования облачных технологий в российских и зарубежных банках // Деньги и кредит. 2016. № 1. С. 55-60.
5. История банковской системы в России [Электронный ресурс] // GLOBFIN.RU: [сайт]. URL: http://www.globfin.ru/articles/banks/rushyst.htm (дата обращения: 05.12.2018).
6. Основные направления Стратегии ИТ Банка России на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://ib8.ib-bank.ru/files/files/2016/03_kruchkov.pdf (дата обращения: 03.12.2018).
7. Погребинская В. А. Социально-экономическая модернизация России и мира в период второй промышленной революции (последняя треть XIX — начало XX в.) : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2012.224 с.
8. Cameron R. Banking in the early stages of industrialization a preliminary survey [Электронный ресурс] // Scandinavian Economic History Review. 1963. № 11:2. C. 117-134. URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/03585522.1963.10414345 (дата обращения: 03.12.2018).
9. Mladenovic S. Banking in Industry 4.0: robotic automation as an answer to the challenges of tomorrow [Электронный ресурс] // Comtrade System Integration: [сайт]. 2018. 28 сент. URL: https://www.comtradeintegration.com/blog/banking-in-industry-4-0-robotic-automation-as-an-answer-to-the-challenges-of-tomorrow/ (дата обращения: 05.12.2018).
10. Patel В. 9 ways fintech will change the financial industry in the next three years [Электронный ресурс] // Authority Magazine: [сайт]. 2018. 2 июля. URL: https://medium.com/authority-magazine/9-ways-fintech-will-change-the-financial-industry-in-the-next-three-years-4a7d45 Obe3fd (дата обращения: 03.12.2018).