Шилова Е. В., Дьяков А. Р. О феномене четвертой промышленной революции и его влиянии на экономику и управление // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). C. 86-95.
Shilova E. V., Dyakov A.R. The phenomenon of the fourth industrial revolution and its impact on the economy and management. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 3 (81). Pp. 86-95. (In Russ.)
УДК 330.341.1
Е. В. Шилова, А. Р. Дьяков
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Россия
О ФЕНОМЕНЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЭКОНОМИКУ И УПРАВЛЕНИЕ
Шилова Елена Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента.
E-mail: elena-7700@mail.ru
Дьяков Артур Раухатович - студент направления «Менеджмент».
E-mail: dyakov2012@yandex.ru
Исследование посвящено изучению феномена четвертой промышленной революции. Цель работы заключалась в определении масштабности влияния индустрии 4.0 и ее социально-экономических последствий. Информационной базой послужили работы отечественных и зарубежных ученых, исследующих данный вопрос, а также публикации о результатах внедрения цифровых технологий в практику управления предприятий. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что «цифровизация» внедряется в различные сферы деятельности необычайно быстрыми темпами и имеет, несмотря на ряд проблем, колоссальный положительный эффект.
Ключевые слова: четвертая промышленная революция, индустрия 4.0, «цифровизация», инновации, инновационное развитие.
E. V. Shilova, A. R. Dyakov
Perm State University, Perm, Russia
THE PHENOMENON OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION AND ITS IMPACT ON THE ECONOMY AND MANAGEMENT
Shilova Elena V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management.
E-mail: elena-7700@mail.ru
Dyakov Artur R. - Student of the Direction «Management».
E-mail: dyakov2012@yandex.ru
The study is devoted to the phenomenon of the fourth industrial revolution. The aim of the work was to determine the scale of the impact of industry 4.0 and its socio-economic consequences. The information base was the work of domestic and foreign scientists studying this issue, as well as publications on the results of the introduction of digital technologies in the practice of enterprise
© Шилова Е. В., Дьяков А. Р., 2018
management. The results of the study led to the conclusion that digitalization is being introduced in various fields of activity at an unusually fast pace and has a huge positive effect, despite a number of problems.
Key words: fourth industrial revolution, industry 4.0, digitalization, innovation, innovative development.
Темпы современной жизни по сравнению жизнью предыдущих лет стали невероятно высокими. Постоянные изменения уже не кажутся чем-то необычным, а стали нормой современной обстановки как для людей, так и для бизнеса. Бизнесу теперь приходится адаптироваться к огромному числу инноваций, которые происходят практически постоянно, изменяя наполнение, ритм и структуру ведения деятельности на рынке. Но в определенные моменты изменений становится особенно много: экономика меняет вектор своего развития, и деформируются производственные отношения. Название подобному феномену -промышленная революция.
Понятием «революция» обычно обозначают коренной переворот в какой-либо сфере общественной жизни, в науке или же резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому [6, с. 1110]. Как отличительную черту можно выделить резкость и быстроту изменений: в течение относительно небольшого периода происходит большое количество изменений глобального характера.
Проводя аналогию с приведенным выше определением, промышленная революция -это такое же глобальное изменение, но уже в сфере производства и экономических взаимоотношений.
В период с XVIII по XX в. происходили разные промышленные революции (см. рис. 1) [1; 11, с. 11]. Общими чертами всех революций можно назвать всплеск изобретений и инноваций, изменение производственных отношений и сокращение времени от момента создания изобретения до момента его внедрения в широкое использование.
Первая четверть XX в. - время для новой промышленной революции. Термины «индустрия 4.0», «цифровизация» или «четвертая промышленная революция» уже прочно закрепились в центре внимания мирового научного сообщества. Ведущие экономики мира переориентируют свое развитие в сторону расширенного внедрения инноваций. В частности, в России с 28 июля 2017 г. действует государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1.
Однако индустрия 4.0 будет воздействовать не только на экономику: изменению подвергнутся политическая, культурная, общественная и многие другие сферы. Несомненно, изменения произойдут и в управленческой деятельности.
Индустрия 4.0 - термин, который был предложен для обозначения четвертой промышленной революции в 2011 г. на Ганноверской ярмарке [11, с. 12]. В узком смысле «Индустрия 4.0» - это название одного из немецких государственных проектов, направленных на создание автоматизированного производства на базе интернета вещей. После нескольких международных конференций эта концепция получила общемировое признание, а часть стран стала определять переход к новому «цифровому» производству как приоритетное направление своего развития.
Изучение особенностей четвертой промышленной революции и ее воздействия на менеджмент дает возможность сделать прогноз по поводу того, как должно измениться современное управление предприятием.
1 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г.
№ 1632-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 32. Ст. 5138.
Рис. 1. Промышленные революции и их основные характеристики
Цифровые технологии проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Самое главное - темпы проникновения невероятно высоки по сравнению с темпами предыдущих революций. Буквально за несколько месяцев инновации встраиваются в цепочку уже готового производства, повышая его эффективность, простоту управления или степень автоматизации.
Как и предыдущие промышленные революции, индустрия 4.0 опирается на конкретные научные прорывы. Она в каком-то смысле состоит из элементов, ряд которых в наибольшей степени определяют ее качественную структуру. Эти элементы можно проанализировать с двух точек зрения: что это такое и что оно дает для управления.
Итак, основными компонентами можно считать следующие:
1. Интернет вещей - это концепция цифрового пространства, сети, в которую интегрированы различные бытовые приборы, производственные станки, иными словами, вся электроника. С помощью датчиков и других средств объекты физического мира соединяются в цельную виртуальную сеть, посредством которой могут взаимодействовать без человеческого вмешательства [3]. Польза интернета вещей для менеджеров заключается в упрощении контроля над оборудованием и производственными процессами. Сокращаются время и человеческие усилия, необходимые для своевременного мониторинга и предотвращения отклонений от нормального режима работы.
2. Роботизация - отнюдь не новый термин, но в новых условиях он приобретает другой вектор развития. Роботы распространяются в разных областях, вплоть до сферы услуг, где требуется непосредственный контакт с людьми. Они модернизируются, приобретают расширенный набор функций, становятся способными воспринимать изменения в окружающей среде и реагировать определенным образом на эти отклонения.
По данным Международной федерации робототехники, в 2014 г. в мире в среднем на 10 тыс. рабочих приходилось шестьдесят шесть роботов. Лидерами по этому показателю были Германия, Южная Корея, Япония, США и Китай; всего на эти страны приходилось 70 % всех роботов в мире. На обозримую перспективу, говорят эксперты, рост роботизации будет увеличиваться в разы: в Китае на 25 % в год и более, в Германии - на 5-10 %, в США - на 8 % [10, с. 20].
Особое внимание уделяется развитию искусственного интеллекта (ИИ). ИИ - комплекс технологий, способствующий более эффективному поведению машин, роботов путем повышения возможностей вычислительных процессов и других функций. Характерная черта ИИ - стремление к схожести с биологическими мыслительными процессами человека.
Пока рано говорить о том, что эти два элемента дадут в скором времени «механического менеджера», который будет управлять предприятием вместо человека. Несмотря на скорость совершенствования и разработки технологий, такого рода результат прогресса можно будет наблюдать лишь по истечении довольно большого срока. Но роботизация и искусственный интеллект уже сейчас и в ближайшем будущем могут частично заменить человеческую рабочую силу. Менеджер также сможет переложить решение несложных задач на программу.
3. В современном мире данные - один из наиболее ценных ресурсов. А облака и облачные вычисления - это новая ступень в хранении и обработке данных. Устройства, подключенные к облакам, получают гораздо больший набор функций, нежели устройства с «локальным» вычислительным полем. Облака позволяют собирать огромное количество данных с датчиков, анализировать их. А в совокупности с ИИ облачные вычисления открывают широкие возможности для потокового анализа данных и мониторинга. В этой связи можно рассматривать также такой атрибут, как Big Data. Под этим термином подразумевают разного рода информацию, которую уже невозможно обрабатывать традиционными способами. По размеру эта информация превышает триллионы гигабайт и включает в себя различного рода медиафайлы и пр. Для работы с такими данными создаются и активно тестируются новые виды анализа, хранения и других операций с информацией.
Что же нового приносят в управление облака? Упрощается и ускоряется процесс сбора и последующего анализа информации, стираются количественные и качественные рамки информации, которые поддаются сбору и анализу.
4. Сейчас ученые создают уникальные материалы, обладающие свойствами, которые десятки лет назад невозможно было и представить. Примером может стать графен, который в сотни раз прочнее стали, а также новые виды пластмассы, полимеров. Это лишь небольшая часть из огромного списка химических инноваций. Вопрос лишь в дороговизне этих материалов: традиционные аналоги пока что гораздо выгоднее использовать. Но при снижении себестоимости получения инновационных соединений их внедрение в производство даст многоразовое повышение качества выпускаемой продукции.
5. 3D-печать - процесс создания физического объекта путем его послойной печати на специальном устройстве.
Исследователи анонсировали создание технологии 4D-печати. Данная технология позволяет создавать предметы, способные к самоизменению и реагирующие на отклонения в состоянии окружающей среды [2]. Благодаря таким технологиям стираются ограничения
по сложности проектов для инженеров, появляются новые возможности для выращивания органов для пересадки, возможности создания сложнейших деталей для различных устройств.
6. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют создавать связь между миром физическим и миром виртуальным. Элементы виртуального мира добавляют удобства, предоставляют новые возможности. Моделирование ситуаций выходит на новый этап, приобретает новый облик. Теперь можно создать ситуацию в виртуальной реальности и просчитать искомый результат с куда более низкой погрешностью [5].
Но при этом важно понимать, что изложенные выше компоненты - лишь технологические аспекты индустрии 4.0. По мнению многих экспертов в этой и смежных областях, большую ценность представляет формирование правильного восприятия инноваций. Психологический аспект также играет важную роль: если компания (в первую очередь ее сотрудники и менеджмент) не готова к принятию новых вариантов производства, управления и оказания услуг, то внедрение технических инноваций не принесет большой пользы и прибыли. Без правильного отношения и понимания всей сущности феномена эти элементы так и останутся разрозненными, не смогут объединиться в целостную социально-техническую систему.
При грамотном подходе к переходу на новую модель ведения бизнеса компания может получить весомый количественный и качественный эффект. Общее влияние новой революции довольно обширно: это и замена части рабочих мест автоматизированными устройствами, и внедрение новых технологий производства и контроля над ним, и повышение эффективности анализа производственных процессов с помощью облачных вычислений, и многое другое.
Думается, что если не сейчас, то в скором будущем удаленное управление должно стать нормой. Последние изобретения дают менеджерам возможность принимать решения, не находясь непосредственно на предприятии, но имея всю необходимую информацию под рукой - с помощью специальных устройств, приложений. Конечно в чрезвычайных ситуациях или же при принятии особо важных стратегических, тактических и иных решений потребуется физическое присутствие менеджера, но большинство повседневных задач можно будет решать вдали от фирмы. Тут же следует упомянуть о средствах автоматизации управления. По данным международной консалтинговой компании McKinsey, даже высокоинтеллектуальный труд CEO (Chief Executive Officer) поддается автоматизации: это можно сделать с задачами, на которые современные гендиректора тратят около 20 % своего рабочего времени [8]. Иными словами, речь идет о принятии различных рутинных, формализованных и программируемых управленческих решений. К тому же сами средства автоматизации управления станут другими. Не просто пользовательский интерфейс с базой данных по определенным проблемам; возможно, с появлением относительно конечного продукта искусственного интеллекта это будет полноценный цифровой помощник в управлении бизнесом.
Возрастут и требования к процессу принятия управленческих решений. Внешняя среда начинает меняться гораздо быстрее, становится более динамичной и сложной в разных отношениях. Развитие интернета и иных коммуникационных каналов способствует молниеносному распространению информации по всему миру. В связи с этим для того, чтобы компания оставалась конкурентоспособной, могла опережать других, необходимо сверхбыстрое реагирование на любые изменения и отклонения. Решения должны будут приниматься гораздо быстрее.
Но, на наш взгляд, нельзя рассматривать этот процесс однобоко. Появится не только требование принимать решения более быстро, но и сама возможность быстрого принятия
решений. Индустрия 4.0 ускоряет принятие управленческих решений, а также ряд других процессов, протекающих в организации ежедневно, ведь вся необходимая информация поступает в управленческую подсистему практически моментально, причем уже готовая к обработке и анализу, возможно, даже уже проанализированная и обработанная с помощью облачных технологий.
А что это повлечет за собой? Громоздкие структуры с большим количеством уровней управления окажутся слишком неповоротливыми в подобного рода условиях. Как следствие, переход к плоским организационным структурам [8]. Количество уровней управления должно уменьшаться, тогда вся необходимая для принятия того или иного управленческого решения информация будет накапливаться на том уровне, где это самое решение и будет приниматься, а, в идеале, впоследствии - и исполняться. В итоге получается почти идеальный аппарат принятия решений - в одной плоскости находится информация, субъект, принимающий решение, а также другой субъект, который будет это решение исполнять. В свою очередь инновации позволяют упростить процесс перехода: теперь для общей координации можно использовать различные цифровые сервисы, с помощью которых представители разных уровней или же разных отделов смогут связывать отдельные действия / решения / планы в единую систему предприятия.
Новая эпоха требует, чтобы работники также участвовали в процессе управления. Причем не столь важно, чтобы они содействовали в принятии управленческих решений, гораздо важнее, чтобы они участвовали в развитии компании в целом: предлагали различные идеи по поводу того, какой они видят организацию в будущем, что стоит изменить в структуре производства, какие инновации нужно внедрить, а также другие конструктивные идеи. Дело в том, что сегодня топ-менеджменту принципиально невозможно уследить за всеми трендами, успеть вовремя среагировать на все изменения внешней среды. К тому же ситуации, складывающиеся на нижних уровнях организационной структуры, зачастую неведомы высшему руководству. В связи с этим появляется потребность в частых и конструктивных контактах с представителями нижних уровней управления и обычным персоналом.
В ближайшем будущем при подборе персонала усилится важность такого качества, как креативность. Практически вся рутинная работа перейдет к роботам, люди будут от нее освобождены. Но пока роботы не могут быть такими же изобретательными и креативными, как люди, поэтому не могут эффективно решать задачи, требующие креативного подхода [12, с. 79].
Как показывает практика, и в России, и за рубежом имеются компании, активно внедряющие новые технологии и принимающие новое понимание бизнеса. Их можно назвать пионерами четвертой промышленной революции в своих отраслях. Одним из таких предприятий в российской индустрии является ПАО «Северсталь». Компания начиная с 2016 г. разрабатывает и активно внедряет инновации в различные процессы, протекающие внутри организации. В компании сейчас идет «диджитал-трансформация»: перестройка организации под новые требования и новые вызовы:
• компания изменила свою организационную структуру - количество уровней иерархии было снижено с девяти до пяти, и в планах сделать эту модель еще более плоской;
• используется технология 3D-печати (например, для нанесения бронзовых и никелевых слоев на детали оборудования), и это позволяет снизить затраты на проведение подобных операций;
• в 2017 г. создано крупнейшее в российской отрасли хранилище данных Data Lake. Туда поступает информация с нескольких тысяч датчиков, со всех устройств и станков, подключенных к интернету вещей. Собранная информация используется при дальнейшем анализе, в мониторинге состояния оборудования;
• строится экосистема компании, призванная мобилизовать ресурсы, в основном человеческие, наладить их взаимодействие; система, позволяющая глубоко анализировать внутренние потребности организации и адаптировать ее к условиям изменений;
• разворачивается масштабный проект «Инновации Северстали», основная цель которого - поиск и реализация перспективных разработок. Причем идет поиск разработок внутри компании и интересных предложений извне;
• разрабатывается новое направление - TalentTech. Оно включает в себя четыре платформы, позволяющие получать дистанционное образование, оптимизировать рекру-тинг, а также вовлечь персонал в интегративные процессы в компании. Иными словами, «Северсталь» активно работает с человеческими ресурсами, для того чтобы приспособить их под новые требования вопреки ошибочному представлению о том, что четвертая промышленная революция будет акцентировать внимание компаний лишь на внедрении инноваций и технологических аспектах производства.
Только от семи реализуемых проектов руководство «Северстали» ожидает эффекта в размере 300 млн руб. в год. Эта цифра и конкретный пример подтверждают, насколько широкие возможности открывает перед организациями четвертая промышленная революция [8].
Еще один пионер в цифровизации - Kaeser Kompressoren, немецкая компания, специализирующаяся на изготовлении и продаже оборудования для сжатия воздуха и подачи его под давлением. Концерн считается одной из передовых компаний в отрасли, его производство характеризуется использованием множества подключенных к сети сенсоров и датчиков, встроенных в оборудование. Все оборудование объединено в «умную» сеть, защищенную от доступа извне. Круглосуточно с них считываются тысячи показателей, которые тщательно анализируются. Система SAP HANA, созданная на базе данных, позволяет анализировать эти показатели и прогнозировать поведение оборудования в будущем: предугадывать его поломки и сообщать об этом производителю. Таким образом, Kaeser Kompressoren добилась двух положительных моментов: возможности постоянного производства продукции и повышения эффективности того ресурса, который продает компания [9].
К слову о том, что к принятию решений должен привлекаться и персонал. Всемирно известной компанией General Electric был запущен проект, цель которого заключалась в поиске креативных идей с помощью не только штата сотрудников, но и обычных клиентов. Все взаимодействие происходило через онлайн-платформу. Результат - более 3 тыс. идей по новым решениям в энергетической сфере. В итоге пять наиболее перспективных идей были внедрены в программы развития компании.
Еще пример - фирма Cascade, один из крупнейших производителей бумажной и текстильной продукции. Компания успешно внедрила продукт под названием KepServerEX. Перед системой ставились цели получения полной картины производства на всех семнадцати заводах, повышения прозрачности и возможности управления в реальном времени.
Эксперты международной консалтинговой компании McKinsey так оценили приблизительный эффект от внедрения «Индустрии 4.0»: увеличивается производительность труда (на 45-55 %), применение новых технологий одновременно сокращает расходы на обслуживание оборудования (на 10-40 %) и время простоя техники (на 30-50 %), повышаются показатели качества (на 10-20 %) и уменьшаются складские расходы (на 20-50%). Срок вывода новых товаров на рынок снижается на 20-50 %, точность прогнозирования продаж повышается до уровня 85 % и выше [10, с. 18; 13, с. 15-19].
Перспективы грядущих перемен, несомненно, кажутся радужными. Вместе с тем индустрия 4.0 может столкнуться с некоторыми трудностями, которые могут значительно повлиять на ее глобальное распространение.
Некоторые ученые скептически настроены по отношению к такому потоку инноваций. По их мнению, индустрия 4.0 - это не больше чем модная тенденция, и дальше слов дело не пойдет. Аргументируют скептики свою точку зрения следующими тезисами.
Во-первых, нет серьезной энергетической базы. Сейчас используются те же источники энергии, что и пятьдесят лет назад. Альтернативные источники энергии пока не способны покрыть все потребности общества. К тому же стоит вопрос об их рентабельности.
Во-вторых, нет и соответствующей транспортной инфраструктуры. Для корректного развертывания любого масштабного проекта необходима развитая логистическая система. На данный момент используются в основном старые сети с устаревшими узлами. Конечно же, есть страны, в которых имеется модернизированная транспортная система с низким уровнем издержек, но это, скорее, исключение. Поэтому, по мнению ученых-скептиков, о всеохватности изменений говорить пока рано.
В-третьих, нет материальной базы. Массового внедрения новых материалов нет, т. к. большинство из них остаются слишком дорогими и их использование лишь повысит стоимость конечной продукции [4].
Еще одна немаловажная проблема - так называемый культурный барьер и боязнь нового. По сложившейся традиции внутри большинства компаний сотрудники сопротивляются переменам. Особенно это заметно в российских компаниях. Работникам всегда легче, если обстановка не будет меняться, содержание работы будет относительно постоянным. А инновации всегда означают риск, не все проекты будут удачными, и это абсолютно нормально. В такие времена превалирует метод проб и ошибок. Но не все сотрудники готовы идти на риск, более того - не все компании готовы идти на риск.
Пока что подавляющее большинство организаций не осознают весь потенциал революции, весь спектр возможностей, которые можно извлечь из грамотного внедрения технологических и иного рода нововведений. Топ-менеджмент зачастую пугает «непрозрачность» и непонятность большинства технологий, а также невозможность в ряде случаев с высокой точностью определить экономический эффект и вероятность положительного исхода.
Когда речь идет о массовом внедрении глобальных сетей, не ограничивающихся географическими границами, всегда стоит вопрос о массовых кооперациях. В первую очередь это обусловлено требованием создания языка, на котором будут «общаться» все машины во время взаимодействия, а это довольно сложная и трудоемкая задача.
Другая извечная проблема - вопрос безопасности. С одной стороны, интеграция всего в единую систему повышает эффективность и сокращает время на операции. Но вместе с тем такого рода системы становятся уязвимыми к различным кибератакам [7].
Следует помнить и о том, что четвертая промышленная революция может породить новый всплеск безработицы, т. к. роботы заберут рабочие места у людей. Но, скорее всего, речь будет идти об изменении структуры труда. Рутинная работа перейдет к машинам, а вместо этого повысится доля «творческого труда», появятся новые специальности, базирующиеся на интеллектуальном труде. Однако высока вероятность, что те, кто не готов к таким переменам и не сможет перестроиться под новые требования, останутся без работы. В основном эта проблема затронет жителей развивающихся стран.
Еще один немаловажный вопрос: откуда брать деньги на внедрение всех этих технологий? А потом - откуда брать деньги на поддержание сложнейшего оборудования в функционирующем состоянии? Все новые технологии, которые были созданы относи-
тельно недавно, являются дорогостоящими, а производство продукции на таком оборудовании получается невыгодным в экономическом отношении.
И поэтому вслед за огромным перечнем выгод, которые могут извлечь компании, правильно проработав стратегию по переходу на инновационное производство или же внедряя какое-либо техническое ноу-хау, непременно следует и ряд вопросов по поводу целесообразности таких решительных шагов. А будет ли всё это эффективно? Какова вероятность того, что внедренные инновации действительно принесут компании пользу и, в первую очередь, прибыль?
Однозначно ответить на эти вопросы невозможно. Четвертая промышленная революция - сравнительно молодое экономическое явление, характеризующееся сложностью изучения и прогнозирования, нелинейностью распространения и прочими вытекающими из данных тезисов последствиями.
Но невозможно отрицать, что изменения в современной системе производства и экономических отношений есть. Вместе с тем новые тенденции распространяют свое влияние и на менеджмент. Можно прогнозировать некоторые направления изменений: переход к плоским структурам, удаленное управление, постоянный мониторинг производственных и непроизводственных процессов на предприятии, изменение кадровой политики организаций.
Менеджеры не всех компаний смогут адаптироваться под новые требования: слишком динамичная внешняя среда заставит часть компаний уйти с рынка, сойти с пути формирования сильной и успешной корпорации. Но часть менеджеров, несомненно, смогут использовать «цифровизацию» себе во благо, заполучив необходимые конкурентные преимущества.
Таким образом, концепция цифровизации всего становится реальностью. Автоматизация, искусственный интеллект, интернет вещей, машинное обучение и другие передовые технологии позволяют быстро собирать и анализировать огромное количество данных, которые дают нам ранее невообразимые объемы и типы информации для работы. Задача общества состоит лишь в том, чтобы перейти к следующему этапу - изменению мышления, обучению и работе с использованием данных - для создания ценности результатов, полученных с помощью передовых технологий.
Библиографический список
1. Байнев В. Четвертая промышленная революция как глобальный инновационный проект [Электронный ресурс] // Наука и инновации. 2017. № 3 (169). С. 38-41. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/chetvertaya-promyshlennaya-revolyutsiya-kak-globalnyy-innovatsionnyy-proekt (дата обращения: 27.06.2018).
2. Баранов Н. И. 4D-печать // Проблемы современного мира глазами молодежи : сб. науч. тр. М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2015. С. 12-18.
3. Гулин К., Усков В. О роли интернета вещей в условиях перехода к четвертой промышленной революции // Проблемы развития территории. Вологда : Вологод. науч. центр РАН, 2017. С.117-120.
4. Евстафьев Д. Четвертая промышленная революция: пропагандистский миф или «знак беды»? // Инвест-форсайт : деловой журнал : [сайт]. 2017. 12 окт. URL: https://www.if24.ru/4-promyshlennaya-revolyutsiya-mif (дата обращения: 28.06.2018).
5. Коптелов А. 6 цифровых технологий, которые изменят мир // E-xecurive.ru : [сайт]. 2016. 18 окт. URL: https://www.e-xecutive.ru/finance/investment/1985732-6-tsifrovyh-tehnologii-kotorye-izmenyat-mir (дата обращения: 26.06.2018).
6. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с.
7. Куроленок Ю. Industry 4.0: навстречу киберпроизводству // E-xecurive.ru : [сайт]. 2016. 25 янв. URL: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1984623-roboty-idut-kak-industry-4-0-izmenit-model-effektivnogo-proizvodstva (дата обращения: 17.06.2018).
8. Мордашов А. Как индустрия 4.0. меняет управление // Harvard Business Review Россия : [сайт]. 2018. 30 янв. URL: http://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/a24981 (дата обращения: 26.06.2018).
9. Рагимова С. Прибыль кубометрами // ForbesBrandVoice : [сайт]. URL: http://www.forbes.ru/ brandvoice/sap/345857-pribyl-kubometrami (дата обращения: 28.06.2018).
10. Утин Я. Цифровая перестройка: «Время Индустрии 4.0» // Iron Magazine. 2016. № 2. C.18-23.
11. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М. : Эксмо, 2016. 138 с.
12. Яшина М. Н. Четвертая промышленная революция в России // Перспективы развития предприятий реального сектора экономики в современных условиях : материалы междунар. (очно-заоч.) науч.-практ. конф. Саратов : Саратов. соц.-экон. ин-т (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. С. 77-81.
13. The Fourth Industrial Revolution is here - are you ready? [Электронный ресурс] / Deloitte Development LLC. [Б. м.], 2018. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ro/Documents/ Industry-4-0-Are-you-ready-report.pdf (дата обращения: 28.06.2018).