_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 143-145. - ISSN 2411-9679.
© О.В. Литвинова, Е.А. Прыскина, З.И. Чичикалова, 2016
УДК 355.233.22
Лобанов Юрий Яковлевич
докт. пед. наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ МИКРОСРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье исследованы возможности формирования физкультурно-спортивной микросреды вуза на основе взаимодействия личности и общества в процессе образования. Сформулировано понятие физкультурно-спортивной микросреды вуза. Сделан вывод о необходимости формирования благоприятной микросреды для эффективной подготовки специалиста.
Ключевые слова Физкультурно-спортивная микросреда, мотивация.
Успешное формирование социально важных качеств личности в процессе физической подготовки возможно только при условии активного отношения индивида к этому процессу, при этом сама деятельность является ведущей формой проявления активности [2].
Активность определяется тем личностным смыслом, который связывает человека с реальностью жизни, с ее условиями [1].
Таким образом, следует считать, что активность человека есть не только феномен самовыражения самой личности, следование своим убеждениям, знаниям, умениям, склонностям, способностям, воли и нравственным ценностям, но и реакция индивида на какие-то созданные для него условия, побуждающие к активной деятельности [4]. При этом основной источник активности личности - ее мотивация.
Любая, в том числе и физкультурно-спортивная деятельность, создает предпосылки для формирования личности индивида как непосредственно в процессе самой деятельности, так и опосредованно в результате воздействия условий, в которых она протекает.
Обучающая среда высшего учебного заведения выступает как опосредующее звено между обществом и индивидом [3]. Это значит, что процесс взаимодействия общества и индивида идет не прямо, а через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт. При этом физкультурно-спортивная микросреда является специфическим проявлением общей макросреды вуза и одним из составных элементов системы "макросреда - микросреда - личность". Макросреда вуза представляет собой совокупность относительно устойчивых, систематических связей, включающую в себя те из них, в которых личность выполняет определённую роль, имеет свой статус, выступает в качестве субъекта общественно значимой деятельности и имеет возможности для удовлетворения собственных потребностей.
Физкультурно-спортивная микросреда - это профессионально-образовательное и культурное пространство вуза, создаваемое его педагогической системой, с выраженной функционально-ролевой определенностью положения его членов, содержанием учебной и воспитательной работы, имеющее физкультурно-спортивную направленность и ориентированное на развитие профессионально и социально значимых качеств у обучаемых, приобщение их к общенациональным и общечеловеческим ценностям [5].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№1/2016
ISSN 2410-700Х
В процессе взаимодействия в системе "микросреда - личность" создаются предпосылки для формирования у обучаемых всей совокупности личностных качеств, а также для повышения эффективности физической подготовки в целом.
Физкультурно-спортивная микросреда должна включать в себя прошлый и настоящий опыт. Таким образом, в результате анализа функционирования системы "среда - личность" можно сделать вывод о том, что одним из основных педагогических условий перехода от жестко регламентированного физического воспитания на младших курсах к частичной ее регламентации на старших является создание в вузе благоприятной физкультурно-спортивной микросреды, в результате влияния которой обеспечивается формирование личности специалиста.
Список использованной литературы:
1. Понимасов, О.Е. О динамике структуры плавательной подготовленности курсантов Военного института физической культуры / О.Е. Понимасов, Р.М. Кадыров // Теория и практика физической культуры. - 1990. -№ 6. - С. 62.
2. Понимасов, О.Е. Физическая готовность: концептуальные подходы / О.Е. Понимасов, В.П. Гилев, В.А. Дорофеев // Военный вестник. - 1993. - № 5 - С. 57-58.
3. Понимасов, О.Е. Физическая подготовка разведчиков / О.Е. Понимасов, В.В. Поладенко // Военный вестник. - 1994.- № 11. - С 60-63.
4. Понимасов, О.Е. Гидродинамические характеристики способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, Ю.Е. Балабан // Теория и практика физической культуры.-1995.- № 7.- С. 23-24.
5. Понимасов, О.Е. Какая сила нужна разведчику / О.Е. Понимасов, В.В. Поладенко // Армейский сборник. -1996. - № 3. - С. 24-26.
© Ю.Я. Лобанов, 2016
УДК 372.881.1
Лупиногина Юлия Анатольевна
Канд.пед.наук, доцент ВИТИ НИЯУ МИФИ,
Г. Волгодонск, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
Аннотация
Рассматриваются вопросы обучения аудированию студентов неязыковых вузов, освещаются его уровни и этапы, приведены примеры упражнений на формирование и развитие навыков аудирования, необходимых для овладения компетенциями иноязычного общения.
Ключевые слова
Аудирование, рецептивная деятельность, эффективность способов работы, профессиональное общение,
компетенции
Преобразования, происходящие в нашем обществе, а также расширение профессионального международного общения обуславливают необходимость более широкого использования возможностей иностранного языка в профессиональной подготовке будущих специалистов. Задачи, стоящие перед высшей школой в настоящее время, ориентируют обучение иностранному языку не на пассивное владение, которое заключается в умении читать и переводить литературу по специальности, а на практическое использование