В статье рассматривается проблема создания образовательной системы в изучении английского языка с применением регионального компонента на уроках и внеурочное время и условий для развития коммуникативной компетентности учащихся, формирования осознанного восприятия собственной и иной культуры.
Коловерова Маргарита Дмитриевна,
учитель английского языка МОУ СОШ № 62 г. Хабаровск, Хабаровский край [email protected]
РАЗВИТИЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ
Что необходимо изменить в деятельности учителя иностранного языка, чтобы обеспечить коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовить его к межкультурному общению?
Ключевые слова: образовательная система изучения английского языка; коммуникативное и социокультурное развитие личности; межкультурное общение региональный компонент; восприятие собственной и иных культур.
Современные УМК по английскому языку формируют и развивают основные навыки и умения учащихся. Но в процессе освоения языка мало внимания уделено развитию способности выражать мысли (говорить) о непосредственном окружении, проблемах, связанных с конкретной личностью учащегося. В отдаленных районах России ученики плохо осознают глобальные проблемы, о которых идет речь в учебниках. Создание материалов по краеведению и их изучение способствует развитию мотивации к изучению английского языка, стремлению к самовыражению, воспитанию чувства патриотизма.
Целью моего педагогического инновационного поиска является создание образовательной системы в изучении английского языка с применением регионального компонента на уроках и внеурочное время и условий для развития коммуникативной компетентности учащихся. В процессе обучения происходит формирование осознанного восприятия собственной и иной культуры. Личностно-ориентированный характер обучения дает возможность учащимся реализовать свои потребности в освоении социокультурного пространства своего региона, выявить личностные смыслы англоязычного образования и свои образовательные потребности. Меняется и роль учителя, он становится:
• координатором исследовательской работы учащихся по краеведению;
• носителем иностранной культуры и адаптером родной культуры;
• экспертом учебно-методических материалов, творческих работ учащихся Увеличивается доля самостоятельной работы учащихся в изучении иностранного языка, исследовательской работы по предмету, повышается мотивация к использованию компьютерных технологий.
Иностранные языки из рядового предмета, изучаемого во всех школах и в одинаковом объеме, превратились в предмет, затребованный обществом. Сегодня иностранными языками хотят владеть многие. Успешное овладение иностранными языками - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях, для общения с жителями других стран, а так же для профессионального роста. Во время своей работы я обнаружила, что многие ученики не могут выразить свои мысли при обсуждении, казалось бы, простых вещей: о своем городе, о местах, где они побывали, заинтересовать слушателей проблемами, связанными с Хабаровском. Во время уроков я стала рассказывать ребятам о достопримечательностях города, событиях, происходивших у нас. Это вызвало неподдельный интерес учащихся, они смотрели на знакомые вещи «другими глазами».
Тогда в своей работе вместе с общим целями обучения английскому языку, я поставила следующие:
1. коммуникативное и социокультурное развитие личности обучаемого, подготовка его к межкультурному общению;
2. обучение школьников технологии изучения иностранных языков и развитие их самообразовательного потенциала для удовлетворения личностных интересов в тех или иных сферах общения, областях знания;
3. формирование у школьников толерантного отношения к другим культурам, воспитание чувства гордости за свою культуру;
4. воспитание патриотизма на основе краеведческого материала.
Первая цель включает:
- формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции (языковой, речевой, лингвострановедческой, социолингвистической), необходимой для общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечений;
- развитие культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных);
- формирование у школьников представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной позиции, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира;
- ознакомление школьников с культурой страны изучаемого языка, ее связями и ветвями мировой культуры.
Вторая цель направлена:
- на обучение технике работы с отечественной и зарубежной справочной литературой;
- на развитие навыков работы с книгой, аудио и видеоматериалами, компьютерными программами;
- на ознакомление с тестами по определению уровня владения языком;
- на обучение формам самоконтроля эффективности учебной, коммуникативно-познавательной и коммуникативной деятельности на иностранном языке.
- на расширение знаний учащихся в области культуры, истории, географии, этнографии и природы Дальнего Востока.
Обучение ориентировано на коммуникативноориентированное общение.
В условиях гуманистического подхода к обучению создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Учащиеся должны иметь возможность высказаться, оставаясь в фокусе внимания остальных участников группового общения. Самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний. Даже противоречивые, «неправильные» суждения свидетельствуют о самостоятельности мышления учащихся, об их активной позиции.
Деятельностный характер обучения предполагает моделирование в учебном процессе ситуаций, максимально приближенных к естественной предметно-
коммуникативной деятельности. Это способствует актуализации личностных смыслообразующих мотивов деятельности учащегося, направленных на удовлетворение его познавательных потребностей.
Решение задач обучения школьников английскому языку осуществляется в рамках Базисного учебного плана Российской Федерации, в котором подразумевается работа над материалами регионального содержания.
Особое внимание уделяю работе по формированию умений учащихся представлять свою культуру, окружение, обращаясь к их личностному опыту, к краеведческому содержанию обучения.
Изучение краеведческого материала осуществляется на основе авторских учебных и дидактических пособий: Коловерова М. Д., Пушкарёва И. А. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Гид - экскурсовод»; Погорелая Г.В, Коловерова М.Д., Пушкарева И.А. и др. серия электронных фонетических пособий «Шагаем с английским по Хабаровскому краю»; Коловерова М.Д., Пушкарева И.А., Погорелая Г.В Учебное пособие «Иностранный язык (английский) и краеведение. Практикум для учащихся 5 класса» (гриф «Допущено министерством образования Хабаровского края в качестве учебного пособия-практикума по английскому языку для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений».
Внедрение регионального компонента во внеурочной деятельности возможно через работу над элективным курсом «Гид-экскурсовод» для 9 класса, имеющего гриф «Допущено МО Хабаровского края к использованию в качестве программы элективного курса» (приказ №565 от 02.08.05) и опубликованного в региональном сборнике «Программы элективных курсов по английскому языку» (X: Хабаровский институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, 2006.-99с.)
Программа элективного курса «Гид-экскурсовод» апробирована в течение 2004-2005, 2005-2006 у.г. в МОУ СОШ № 62. Учителя английского языка гимназии № 5, 1, лицея «Вектор», ЛИТ, МОУ СОШ № 68, 53 используют материалы данного элективного курса на уроках и внеурочное время, моделируют программу для создания работы летнего лагеря, занятий кружка.
Модель развития коммуникативной компетентности обучающихся английскому языку на основе краеведческого материала.
Предлагаемая программа разработана для учащихся 9 классов. Создана с целью определения учащимися профиля обучения, а также с целью ориентации учащихся в мире современных профессий, требующих владения иностранными языками. Этот курс расширит знания учащихся о дальневосточном регионе и родном крае, поможет подготовиться к труду и к участию в общественной жизни города, края и региона, познакомит с профессией гида-экскурсовода краеведческого музея.
В качестве результатов работы по развитию коммуникативных способностей учащихся через уроки регионального содержания и внеурочное время можно выделить следующее:
- стремление к диалогу и сотрудничеству;
- осознанное и активное включение в обмен мнениями;
- возросший уровень активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, активизация их творческого потенциала;
- стойкий интерес учащихся к изучению предмета;
- участие в различных творческих конкурсах, районных и городских олимпиадах;
- достаточно высокий индекс качества знаний по предмету.
Изучение регионального компонента на уроках английского языка и внеурочное время позволило учащимся включиться в социально-активную деятельность в городе и крае: участвовать в конкурсе творческих работ учащихся к 150-летию Хабаровска "Khabarovsk.ru” (январь-март 2008г.), к 70-летию образования Хабаровского края "Our krai. ru ’’(октябрь-декабрь 2008 г.)
Учителя города Хабаровска включились в проект создания цифровых образовательных ресурсов по краеведению. Для подготовки учителей города по работе с электронным пособием «О любимом крае на английском» проведена практическая работа по рассеиванию краеведческого материала в содержание урока английского языка, дан мастер-класс на семинаре для заместителей директоров по информатизации, методистов ОУ, руководителей ОМО.
Педагогический опыт рассчитан на учащихся общеобразовательных школ всех ступеней обучения и может быть использован педагогами, заинтересованными в применении регионального компонента на уроках и во внеклассной деятельности.
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения. Автор предлагает программу патриотического воспитания школьников трех ступеней обучения.
Скрынников Олег Игоревич,
учитель ОБЖ высшей категории руководитель городского методического объединения учителей ОБЖ МОУ ИСОШ № 4 город-курорт Железноводск
ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Как помочь школьнику стать гражданином России, как подготовить его к защите Отечества?
Ключевые слова: патриотическое воспитание, программа патриотического воспитания, клуб «Зарничник», система военно-патриотического воспитания школы.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Значительная часть молодежи выдвигает главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающе-
го поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, ее нежелание участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения -всё это угрожает национальной безопасности страны.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с