Научная статья на тему 'Развитие агропромышленного комплекса России'

Развитие агропромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
853
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АПК / ГОСПРОГРАММА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушачёв И. Г.

Будущее России, конечно, невозможно представить без развитого сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, а значит, и без эффективной аграрной науки. Сегодня роль АПК по-настоящему не оценена, несмотря на то, что он занимает в ВВП около 4,4%; здесь формируется около половины розничного рынка, 1/3 расходов домашних хозяйств идет на продовольствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие агропромышленного комплекса России»

Экономика

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

И.Г. Ушачёв,

вице-президент Россельхозакадемии, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академик РАСХН

Ключевые слова: тенденции развития АПК, госпрограмма, агропродовольственный рынок, перспективы развития АПК.

На состоявшейся в Москве 1-2 октября 2007 года III Ассамблее Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» был проведён круглый стол Россельхозакадемии «Сельскохозяйственная наука и будущее России», где с докладом выступил вице-президент РАСХН и ее действительный член И.Г.Ушачёв. Ниже публикуется статья, подготовленная редакцией журнала на основе его выступления.

1. Современные тенденции развития АПК

Будущее России, конечно, невозможно представить без развитого сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, а значит, и без эффективной аграрной науки. Сегодня роль АПК по-настоящему не оценена, несмотря на то, что он занимает в ВВП около 4,4%; здесь формируется около половины розничного рынка, 1/3 расходов домашних хозяйств идет на продовольствие. АПК определяет не только продовольственную безопасность страны, но и социальную стабильность в обществе.

Несмотря на то, что в последние годы доля сельского хозяйства в экономике страны как бы сокращается, тем не менее, его значение возрастает благодаря присущей ему многофункциональности. Здесь занято более 10% от численности занятых во всей экономике. Оно обеспечивает как минимум 6-7 рабочих мест в других отраслях. Поэтому мы не должны определять значение сельского хозяйства только с точки зрения прямых платежей в бюджет - это очень односторонний подход. Нельзя забывать и о том, что сельское население составляет 27% от общей численности населения России, то есть каждый четвертый гражданин страны является сельским жителем.

Теперь очень кратко о современных тенденциях развития аграрного сектора.

Во-первых, за последние восемь лет удалось переломить ситуацию в АПК и обеспечить экономический рост. В 2006 году он составил 2,8%, правда, это пока - не развитие, а только рост, ибо не достигнут уровень ва-

лового производства 1990 года.

Практически приостановлен спад животноводческой продукции. Только за 8 месяцев 2007 года мясо скота и птицы (в убойном весе) в сельхо-зорганизациях возросло на 16% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Во-вторых, все последние годы сельскохозяйственные организации в целом заканчивают с прибылью, хотя уровень рентабельности остается низким и составляет около 10%. Повышается удельный вес прибыльных хозяйств. В 2006 году их стало уже 2/3; оставшаяся 1/3 - это хронически убыточные хозяйства, которые можно причислить к потенциальным банкротам.

В-третьих, стабильно развивается пищевая промышленность. В 2006 году индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, составил 105,4% к уровню 2005 года. Однако надо иметь ввиду, что прирост во многом получен за счет иностранного сырья.

В-четвертых, в последние годы Россия стала играть более активную роль во внешней торговле в качестве экспортера сельскохозяйственной продукции, вывоз которой достиг 5,5 млрд долл. США. Наша страна стала устойчивым нетто-экспортером зерна: в последние 2 года в среднем экспорт пшеницы составил более 10 млн т; за 7 месяцев 2007 года экспорт сельскохозяйственной продукции превысил 3,6 млрд долл. США, или на 41% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

В-пятых, в результате указанных положительных тенденций и роста реальных доходов населения растет потребление основных видов продовольствия на душу населения, хотя его уровень, в первую очередь продуктов питания животного происхождения и сахара, еще существенно ниже, чем он был в 1990 году .

На положительные результаты хозяйственной деятельности в 2006-2007 годах значительное влияние оказывает приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Все основные задания по направлениям проекта выполнены, а по предоставлению кредитов

- существенно перевыполнены.

Вместе с тем проявились и отри-

цательные тенденции. Прежде всего это связано с низкой доходностью в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительностью и оплатой аграрного труда, нехваткой финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой долей импортной продукции, неблагополучным состоянием социальной сферы села.

По-прежнему особую тревогу вызывают ценовые отношения. В 2006 году цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 4,3%, а на промышленную продукцию, потребляемую в отрасли, - на 10,8%. В результате, по нашим расчетам, ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд руб. Кстати, на будущий год федеральный бюджет выделяет сельскому хозяйству сопоставимую сумму - 78 млрд руб.

Относительно низкие темпы роста валовой продукции в условиях роста доходов населения приводят к увеличению объемов импорта сельскохозяйственной продукции. В 2006 году он составил 21,6 млрд долл. США, или вырос по сравнению с 2005 годом на 24%. Это почти около половины объема реализации продукции всеми сельскохозяйственными организациями. По оперативным данным Федеральной таможенной службы, в январе-июле 2007 года в Россию импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сумму около 15 млрд долл., что на 35,7% больше, чем в соответствующем периоде 2006 года. Примерно 60% продукции по импорту поставляется странами Евросоюза, США и из Канады, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на гектар в 2040 раз выше, чем в России.

В то же время доля отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли в последние годы сокращается. Если в 2004 году на отечественное продовольствие приходилось 67% товарных

Progress of ACK trends, state program, agro food market, prospects of development of APK

ресурсов, то в 2006 году уже 63%.

Замедление роста производства в сельском хозяйстве, низкий уровень альтернативной занятости, исторически сложившаяся слабая социальная инфраструктура и неравные с городом условия развития человеческого потенциала обусловили обострение социальных проблем деревни. Заработная плата в отрасли составляет только 40% от средней по экономике. Это соотношение хуже, чем в развитых странах и странах СНГ.

Социально-демографическая ситуация пока не улучшается. Высока смертность населения; продолжительность жизни на селе ниже, чем в городе; 53% районов страны являются депопуляционными.

Около 50% сельских жителей имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня. Разрыв между городом и деревней по уровню бедности не сокращается, а растет. В результате продолжается миграция сельского населения в города, особенно молодежи. Поэтому остается низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами.

Низкие темпы роста валовой продукции определяются также низкими темпами модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала. Обеспеченность основными видами техники сельского хозяйства в несколько раз ниже, чем в развитых странах. По тракторам этот разрыв составляет от 3 до 20 раз, зерноуборочным комбайнам - от 2 до 5 раз (в 20 раз - со странами ЕС).

Как и в предыдущие годы, выбытие техники в сельскохозяйственных организациях существенно опережает ее поступление. Например, в 2006 года тракторов всех марок поступило 2% к их наличию, а было списано 6%; зерноуборочных комбайнов - 3,8 и 8%, соответственно.

Как известно, одним из важнейших факторов продуктивности земли является применение минеральных и органических удобрений. Однако из 16,2 млн т произведенных туков у нас вносится лишь 25-26 кг д.в. на 1 га, основные объемы идут на экспорт. Причина - низкая платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Несмотря на это в настоящее время около 2/3 инвестиций осуществляется ими за счет собственных средств, в результате чего в сельское хозяйство в 2006 году было вложено лишь 0,6% от общего объема инвестиций по стране.

Низкие темпы развития отрасли в значительной степени являются следствием слабого освоения новейших технологий и научно-технических разработок. По оценкам наших ученых, научно-технический уровень производства отстал за последние 15 лет

от мирового на целую смену базовой технологии, а по технике - на 2-3 ее поколения.

На российском рынке инноваций наблюдается возрастание активности иностранных фирм и уменьшение доли участия отечественных научноисследовательских учреждений АПК. Иностранные фирмы успешно действуют в различных областях АПК, особенно в семеноводстве, химических средствах защиты, средствах ветеринарии, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции и сырья. Они заняли отраслевую нишу по обслуживанию аграрного сектора экономики и через систему прямых контрактов реализуют свою продукцию в регионах, поскольку российское законодательство позволяет им не согласовывать с федеральными органами власти ассортимент ввозимой продукции.

2. Новая аграрная политика (на среднесрочный период)

На решение перечисленных и других актуальных проблем АПК и нацелен принятый Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. В законе четко изложена сущность государственной аграрной политики и ее основные направления, определены ее цели.

Основными направлениями новой аграрной политики являются государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами, формирование регулирования рынка сельхозпродукции, развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК, устойчивое развитие сельских территорий и, наконец, совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Принятая Госпрограмма является основным инструментом аграрной политики. При этом приоритетный национальный проект «Развитие АПК» перерастает в государственную программу, и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономическом развитии российского государства.

В 2012 году по отношению к 2006 году производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств должно вырасти на 24,1%. В 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их стабилизация. За пятилетний период среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства должен составить около 4%.

Экономика

В 2008-2012 годах общий объем финансирования Госпрограммы за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд руб. Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации на ее реализацию предстоит выделить 544,3 млрд руб.

По прогнозным оценкам Минсель-хоза России, реализация Программы будет содействовать повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создаст ряд базовых предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.

Вместе с тем выполнению прогнозных темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года может препятствовать проявление ряда системных рисков и барьеров. Среди них хотелось бы особо отметить проблемы, которые могут возникнуть при вступлении России в ВТО.

Сложившаяся ситуация беззащитности российского сельского хозяйства фактически передает российский агропродовольственный рынок в распоряжение его европейским и американским конкурентам, что создает угрозу не только продовольственной, но и экономической безопасности России в целом. Заметим, Россия понесет серьезные потери из-за принятия на себя обязательств по ускоренной ликвидации более низких, чем мировые, цен на энергоносители.

Разумеется, при вступлении в ВТО могут быть получены определенные преимущества:

- открытие новых рынков для российских экспортеров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и признания рыночного статуса российской экономики;

- возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств;

- рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке;

- улучшение инвестиционного рейтинга страны;

- повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Есть твердая позиция экономис-тов-либералов, что якобы ничего страшного не произойдет после вступления России в ВТО. А вот реальная упрямая статистика по Китаю говорит о том, что за 3 года после его присоединения к ВТО доля сельского хозяйства в экспорте Китая упала на 25%. Сейчас средний душевой доход сельхозпроизводителя в связи с вынужденным сокращением сельскохозяйственного производства снизился за последние 4 года со 110-115 долл. до 96 долл. США.

Китай из нетто-экспортера пшеницы стал ее нетто-импортером, заключив долгосрочное соглашение о ежегодной поставке 1 млн т пшеницы из

Казахстана. И никакой арбитраж ВТО в этой утере конкурентоспособности китайских сельхозпроизводителей ему не поможет.

Последствия вступления России в ВТО для нашего АПК могут быть непоправимыми, если не сделать корректировку правительственной позиции. Прежде всего, на наш взгляд, сначала нужно дождаться принятия нового Соглашения по ВТО о сельском хозяйстве взамен утратившего силу Дохийского варианта, а уже затем на новых условиях завершать вступление нашей страны в эту торговую организацию.

По всей видимости, следует предусмотреть корректировку принятой Государственной программы развития сельского хозяйства, поскольку в ней не предусмотрено адекватных мер и финансирования компенсации негативных последствий от вступления страны в ВТО.

Следующая негативная тенденция сводится к проблемам внутреннего рынка. Как известно, движение продукции от производителя до потребителя приводит к удорожанию ее в 2,6 раза. С учетом издержек перерабатывающей промышленности торговая наценка составляет порядка 1 трлн руб. Кстати, вся валовая продукция сельского хозяйства составляет всего около 1,5 трлн руб.

Все это позволяет сделать вывод о смещении баланса интересов в сторону торговых организаций и несоблюдении интересов производителей. Производители не могут повышать цены адекватно росту затрат на ее производство, в то время как потребители наблюдают ежемесячный рост цен на продовольствие, обусловленный неконтролируемым ростом тарифов торговли, так называемой маржой. Видимо, этому беспределу надо положить конец, пора переходить на научно обоснованную величину маржи, а механизм ее регулирования должна предложить экономическая наука.

Проблема сбыта, соблюдения баланса интересов производителей, потребителей и торговых организаций является самой актуальной для всех регионов страны. В настоящее время 80% розничного товарооборота приходится на торговые организации, среди которых ежегодно увеличивается удельный вес крупных торговых сетей. Отечественные и иностранные инвесторы активно развивают данный сектор торговли, осуществляют экспансию во все регионы страны. По оценкам ученых, торговые сети уже контролируют более 15% внутреннего рынка, а в крупных городах удельный вес торговых сетей в розничном товарообороте доходит до 50%.

Проблема доступа отечественных производителей в торговые сети связана с условиями реализации продукции. Абсолютно все сетевые струк-

туры строят свои отношения с поставщиками отечественного продовольствия с позиции силы, диктата и бескомпромиссных требований, не соответствующих этике партнерских отношений, а нередко и законодательству. Как правило, договора на поставку продовольствия и ассортимент согласовываются от 3 до 6 месяцев и могут быть расторгнуты в любое время без всяких объяснений и последствий для торговли. Затраты на транспортировку и складскую логистику у производителей продукции при работе с сетями возрастают в 2,53 раза по сравнению с работой с другими предприятиями торговли. Оплата за место на полках достигает 5 тыс. руб. в год за каждую позицию в каждом магазине, без гарантии постоянного размещения товара на полках.

Данные условия неприемлемы для большинства отечественных производителей, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами для соблюдения требований торговых сетей. В результате их продукция оказывается неконкурентоспособной по сравнению с продукцией иностранных производителей, что негативно влияет на развитие отечественного производства продовольствия, создает условия для роста зависимости от импорта продовольствия.

Общие затраты производителей, связанные с реализацией товара, могут превышать 20% от отпускной цены. Сетевые магазины устанавливают более высокий уровень торговой наценки, доходящий до 30-40%, что является главным фактором повышения цен на продовольственные товары.

Поэтому нужен Федеральный закон о торговле, который создал бы условия для обеспечения баланса интересов производителей, торговых организаций и потребителей при продаже продовольственных товаров.

3. Перспектива развития агропромышленного комплекса

Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственным потенциалом. Имея лишь 2,2% численности мирового населения, она располагает 8,9% мировой пашни, 2,6% пастбищ, 20% мировых запасов пресной воды и 8,3% производства минеральных удобрений. Несмотря на это, перспективы функционирования отечественного АПК весьма неоднозначны. Во многом они будут зависеть от макроэкономических условий в стране и, естественно, от степени интеграции АПК в мировой рынок. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, экономика страны может

Экономика

развиваться по трем сценариям.

Сценарий инновационного развития будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится с 10,5% в 2006 году до 18,1% в 2020 году (в ценах 2006 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 19,7% до 12%.

Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) - до 2,8% ВВП в 2015 году и 4% ВВП в 2020 году; на образование -до 4,8% и 5,2% ВВП, соответственно. При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Развитие сектора социальных услуг на принципах частногосударственного партнерства, обеспечивающего рост доли частных и автономных учреждений в сфере социальных услуг для населения, может оказать позитивное влияние на качество экономического роста.

В сценарии энергосырьевого развития структурная диверсификация экономики будет значительно менее выражена, чем в инновационном варианте. Хотя доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17,6% в 2020 году, но его развитие будет иметь анклавный, несбалансированный характер.

В сценарии инерционного развития структура экономики практически законсервируется. Некоторый рост доли инновационного сектора будет идти, в основном, за счет военно-промышленного комплекса и развития информационных технологий и связи.

Согласно указанной Концепции, в АПК особое значение придается реализации мер по восстановлению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Так, внесение минеральных удобрений на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 25 кг в 2006 году до 50 кг в 2010 году и до 90 кг в 2020 году.

Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет по инновационному варианту до 35-40%. Валовой сбор зерновых культур в 2020 году может достичь 125 млн т в результате роста урожайности с 18,9 ц/га в 2006 году до 27-28 ц/га в 2020 году. За этот период уровень производства продуктов питания возрастет в 2,2 раза, импорта -в 2,1 раза.

К 2020 году Россия может выйти

на уровень душевого потребления мяса до 80,8 кг (против 57,4 кг в 2006 году), характерный для населения европейских стран. Потребление мясной продукции будет практически полностью удовлетворяться за счет поставок отечественных производителей. Доля импорта в мясных ресурсах снизится с 34,8% в 2006 году до 9,2% в 2020 году. Производство мясной продукции возрастет в 1,9 раза при значительном сокращении импорта - на 64,7%. Продолжится оптимизация структуры мясного потребления, в результате чего будет происходить постепенное замещение мяса птицы более дорогостоящими видами мясной продукции - говядины и свинины.

Конечно, приведенные цифры вдохновляют, но, к сожалению, в этой Концепции Минэкономразвития РФ нет механизмов, отсутствуют пути достижения намеченного уровня развития. Даже в принятой Госпрограмме до 2012 года отсутствует ряд положений, которые формировали бы доходность сельскохозяйственного товаропроизводства. Более того, в ее шестом разделе «Обеспечение финансовой устойчивости» предлагается в 2012 году иметь только 10-процентный уровень рентабельности и 30% убыточных хозяйств, то есть то, что мы имеем сегодня.

Какой же мы видим перспективу развития АПК?

С определенной степенью вероятности можно прогнозировать на предстоящие 20 лет два варианта: один -относительно оптимистический, другой - пессимистический, то есть инерционный.

Оптимистический вариант расчета показал, что лишь при благоприятно сложившихся экономических условиях возможно только к 2025 году увеличить производство сельскохозяйственной продукции в 2,2 раза, обеспечить среднюю рентабельность реализации продукции сельского хозяйства до 28%.

При этом будет достигнута полная самообеспеченность страны по зерну, растительному маслу, картофелю и овощам, традиционным культурам, молочной и птицеводческой продукции, а по мясу (кроме мяса птицы) - только на 70-80% и сахару -на 80%. Экспортные ресурсы будут формироваться лишь по зерну и молочной продукции.

Таким образом, только к 2025 году можно выйти на параметры Минэкономразвития, кроме мясной продукции.

Для этих целей потребуется за этот период вложить в сельское хозяйство только на приобретение техники 2,6-3,0 трлн руб., а всего - бо-

лее 5-6 трлн руб. При меньшем объеме инвестиций прогнозируются и более низкие показатели развития аграрного сектора.

Пессимистический вариант может формироваться на базе результатов функционирования АПК в предыдущие три года, когда темпы роста валовой продукции сельского хозяйства в среднем составили 2,2% в год. В этом случае ее прирост в целом окажется в пределах 50-60%, самообеспечение страны продукцией животноводства тоже не будет достигнуто.

Конечно, темпы развития аграрного сектора во многом будут определяться экономической политикой государства. В России необходимо использовать модель социальноэкономического развития, основанную не на дешевой рабочей силе, а на высоком уровне жизни - модель социально-ориентированного рынка, или так называемой социальной рыночной экономики. Она опирается на стимулирование внутреннего спроса как главного фактора роста национального производства. Но достичь такой амбициозной цели можно только при условии переориентации значительной части внутреннего спроса с растущего импорта на продукцию отечественного хозяйства. По нашему глубокому убеждению, Россия имеет значительно больший аграрный потенциал роста, чем считает экономический блок Правительства.

Более рациональным было бы формирование такого сельского хозяйства, которое основывалось на среднем и умеренно крупном по размерам производстве, что было бы целесообразно с позиций экологии и максимально охватывало бы территорию страны. Наиболее перспективными формами хозяйств будут те, которые соединят высокую и постоянно растущую производительность труда, эффективность, конкурентоспособность с адекватно повторяющейся социальной направленностью их деятельности.

На наш взгляд, повторить то, что имеется за рубежом, значит, в априори отстать и оказаться в роли догоняющих. Да и вряд ли это нам удастся - ведь там тоже не стоят на месте и не ждут, когда их догонит Россия.

Наша страна имеет возможность, если не будет упущено время, не только не отстать, но во многом опередить развитые страны мира. Однако, как показывает их практика, это достигается в условиях, когда материальное обеспечение, в том числе в сфере потребления, будет достаточным для всех слоев населения. В

Экономика

высокоразвитого сельского хозяйства и коренного изменения отношения к сельской территории.

В решении указанных проблем большую роль призвана сыграть аграрная экономическая наука, которая должна:

- разработать организационноэкономический механизм развития инновационных и воспроизводственных процессов в АПК, прежде всего в целях повышения производительности и доходности сельскохозяйственного труда;

- совершенствовать методы формирования устойчивого экономического и социального развития сельских территорий Российской Федерации и разработать рекомендации по их практическому использованию;

- разработать перспективные модели по формированию и функционированию рынков сырья, продовольствия, материально-технических ресурсов (услуг) и рекомендации по их практическому применению;

- усовершенствовать меры по регулированию рынка сельскохозяйственной продукции в агропродо-вольственной сфере, обеспечивающие его защиту;

- развивать новые направления по развитию информационного обеспечения агропромышленного производства и агропродовольственного рынка;

- улучшить систему управления социально-экономическим и научнотехническим развитием АПК Российской Федерации на основе информационных технологий, новых методов прогнозирования и планирования;

- усовершенствовать методы разработки развития и регулирования земельных отношений, форм хозяйствования и оборота земель в целях рационального использования, сохранения и улучшения земельного потенциала России;

- подготовить научно обоснованный прогноз развития экономики агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу.

Однако при всех вариантах развития роль АПК и сельского хозяйства будет возрастать. Это связано с требованием обеспечения здорового и достаточного питания, продовольственной безопасности страны, формирования экспортных ресурсов, обеспечения занятости населения и улучшения демографической ситуации в России. Поэтому ученые-аграрники не только не должны ослабить разработку перспективных проблем развития АПК, а, наоборот, расширить и углубить те направления, которые нацелены на динамичную стратегию роста и развития отечественного АПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.