© 2005 С.К. Чиназирова УДК 338.436.33 ББК 65.9 (2Рос) 32
Развитие аграрных предприятий в условиях инновационных преобразований агропромышленного комплекса
Аннотация:
В статье показываются пути развития и совершенствования аграрных предприятий в условиях инновационных преобразований аграрно-промышленного комплекса, постоянного реформирования аграрного сектора России и вхождения в мировую интеграцию, которая наполнила цивилизационный опыт ведения агропромышленного производства.
Ключевые слова:
Концентрация, интеграция, инновационный процесс, самоокупаемость, самофинансирование, хозяйственный расчет, потребительская кооперация
Концентрация и интеграция сельхозпроизводства не может претендовать на право существования только крупных интегрированных акционерных обществ, так как некоторые крупные кооперативы и акционерные общества включают в производство цикл семенное или племенное и др. производство. Здесь происходит сочетание интересов и возможностей эффективного хозяйствования
индивидуального собственника с возможностями комплексной интеграции производства.
Изложенные подходы опираются на прогрессивный отечественный и зарубежный опыт функционирования агропромышленного производства, как целостной комплексной системы экономики страны, сложившейся в результате общественного разделения труда в России -отрасль, проблемы которой затрачивают интересы всего государства. При разработке научно-обоснованных направлений развития аграрных, экономических и социальных концепций по ликвидации кризисных ситуаций в АПК. Необходимо предусмотреть меры по социально-экономической переориентировке сельских товаропроизводителей на рыночные отношения, на перепрофилирование производства, на государственную защиту и поддержку аграрного сектора экономики страны.
Россия переживает период аграрного реформирования и вхождения в мировую интеграцию, которая накопила цивилизованный опыт ведения агропромышленного производства.
Производственные отношения в агропромышленном комплексе имеют специфический характер. Проблема их совершенствования при введении рыночных отношений стала более сложной. Глубокие изменения в структуре факторов экономического роста, ухудшение межотраслевых и внутриотраслевых производственно-хозяйственных связей вызвали необходимость перестройки механизма хозяйствования, повысить его экономическую
эффективность.
Организационно- хозяйственный механизм -
многоплановая категория, включающая широкий круг отношений, форм и методов регулирования и управления экономикой. Он отражает внутренние процессы функционирования экономики, взаимодействие между
производительными силами и производственными отношениями. Посредством взаимосвязанных экономических рычагов и методов он оказывает эффективное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление продукции. Регулирующую роль на всех стадиях воспроизводства общественного продукта организационно-хозяйственный механизм может успешно выполнять лишь при совершенствовании всех его основных звеньев (рис. 1).
Перестройка механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе предполагает:
- совершенствование организационной структуры, форм организации производства способствующих повышению эффективности производства зерна;
- анализ сбалансированного обеспечения и динамичного роста экономики на основе интенсификации зернового производства;
- повышение эффективности использования совокупности экономических рычагов и стимулов воздействия на производство и на работников в интегрированных предприятиях;
- сочетание структуры и методов управления, устранение
ведомственных препятствий, обеспечение
оперативности и гибкости принятия управленческих решений;
- совершенствование интеграционно- производственных хозяйственных и финансово-экономических связей, базирующихся на заинтересованности и ответственности за конечный результат и обеспечивающих их бесперебойность, динамичность и экономическую эффективность.
Научно обоснованная разработка этих направлений должна базироваться на определенной экономической основе. Такой основой, общей для всех элементов механизма кооперативно-интеграционного
хозяйствования, является хозяйственный расчет, поскольку комплексное применение его принципов предопределяет эффективность управленческих, организационноэкономических решений.
Хозяйственный расчет как экономическая категория производства выражает систему отношений между
обществом в лице государства и его хозяйственными звеньями, и их внутренними подразделениями, а также между хозрасчетными подразделениями. Он охватывает все
сферы общественного производства и движения продукции (1, 2, 3).
Организационно-экономический механизм
Формирование организационной структуры управления предприятиями
Создание хозрасчетных трудовых коллективов, их размеров и специализации
Организация управления подразделениями
Разработка нормативных документов, регулирующих внутрихозяйственные
Закрепление средств производства, работников за подразделениями
Заключение договоров с хозрасчетными подразделениями
Организация анализа и контроля за деятельностью хозрасчетных коллективов
Система земельноимущественных отношений, пополнения уставного капитала
Система экономических взаимоотношений подразделений с другими предприятиями, поставщиками и
Планирование производственной программы, реализации продукции и материальнотехнического обеспечения
Ценообразование на продукцию, работы и услуги подразделений
Организация учета оплаты труда, затраты на продукцию и оценка деятельности
Материальная ответственность по итогам хозрасчетной деятельности и выполнения обязательств перед налоговой и
Рис. 1 Внутрихозяйственный организационно-экономический механизм сельскохозяйственного предприятия
Несмотря на то, что хозяйственный расчет является категорией устоявшегося способа производства, который
не теряет свою актуальность и при переходе аграрного сектора экономики к рынку. При рыночном способе
производства на первый план выдвигаются самоокупаемость, самофинансирование, рентабельность и прибыльность производства. При рыночных отношениях эти категории являются определяющими в развитии экономики, как отдельного предприятия, так и страны в целом.
Новый хозяйственный механизм предусматривает комплекс мер по созданию целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой, переводу сельхозпредприятий на рыночные отношения.
Первоначальный этап перехода на новые экономические отношения - обеспечение самоокупаемости предприятия. Высшая форма самоокупаемости -самофинансирование. При этом предприятие не только возмещает расходы на простое воспроизводство, но и создает фонды накопления, обеспечивающие дальнейшее его расширение. Все мероприятия, включая капиталовложения, осуществляются за счет собственных средств предприятия. Самофинансирование развивает и укрепляет материальную основу предприятия - оборот производственных фондов в процессе индивидуального воспроизводства экономически интегрированных хозяйств.
Самофинансирование обеспечивает более полную реализацию самой сущности рыночных отношений, которые имеют своей целью обеспечить соответствие между достигнутым коллективом предприятия результатом деятельности и ресурсами, выделяемыми ему обществом. Нужна жесткая зависимость между конечными результатами деятельности предприятий и теми фондами, которые они создают для развития производства, оплаты труда, материального поощрения, удовлетворения социальных нужд. Такая зависимость, однако, невозможна при безвозвратном финансировании, подрывающем материальную основу и сущность производства.
Если рассматривать производственные отношения в рыночных условиях, то выявляются некоторые особенности. При плановом механизме хозяйствования, нормативная система носит главенствующий характер. При рыночных отношениях при любых построениях хозяйственного механизма на первый план выступает получение прибыли, а нормативная база играет второстепенную роль (4, 5).
При рыночных отношениях ни один из видов хозяйственного механизма не будет эффективным без реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования. В противном случае любой вид хозяйственного механизма обречен на банкротство. В связи с этим исследования многих известных экономистов
- аграрников посвящены проблеме совершенствования экономического механизма хозяйствования, что имеет своей целью выход из создавшегося кризисного состояния в агропромышленном комплексе страны (4).
Современный сектор аграрной экономики состоит из предприятий трех типов: коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйств. В последнее время существенно возросла роль личных подсобных хозяйств. Это связано с тем, что многие коллективные и фермерские хозяйства перестали быть основными источниками жизнеобеспечения сельского населения.
Большинство работников сельского хозяйства стали собственниками земельных долей и имущественных паев, которые сдают их в аренду, за что получают арендную плату в натуральном виде или в виде услуг. Личные
подсобные хозяйства имеют объективное происхождение. Их роль и уровень развития определяются уровнем развития производительных сил страны.
Дальнейшая перспектива развития личных подсобных хозяйств зависит от многих факторов. Социологические исследования и экономико-статистический анализ
показывают, что одним из таких факторов повышения производственных показателей личных подсобных
хозяйств является их кооперация и интеграция между собой, сельскохозяйственными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленностью, укрепление связей с потребительской кооперацией (рис.2).
Потребность в кооперировании личных подсобных хозяйств возникает при расширении приусадебных участков, получении полевых наделов за счет земельных долей, дополнительном выделении сенокосов и пастбищ.
Личные подсобные хозяйства - это натуральные хозяйства по своей сущности. Они развиваются как специализированные или многоотраслевые
потребительские хозяйства, удовлетворяющие потребности селян в продуктах питания, а излишки продукции реализуются на рынке, являясь дополнительным источником дохода фермерской семьи.
В рыночных условиях дополнительный доход от источников производимой продукции не может обеспечить стабильное развитие сельскохозяйственного производства, поэтому фермер, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство в своем хозяйстве стремится к
организации такого экономического механизма хозяйствования, который смог бы удовлетворить его запросы и, следовательно, увеличить прибыльность
хозяйства.
Использование ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе должно осуществляться за счет внедрения в производство высокопроизводительной техники, сельскохозяйственных машин и орудий, приспособленных к местным почвенно-климатическим условиям, а также автоматизированных поточных линий на производстве сельскохозяйственной продукции.
В условиях рыночной экономики рациональное
использование производственного потенциала приобретает первостепенное значение, одним из решающих
направлений которого являются интеграция и кооперация отдельных товаропроизводителей, коллективных сельскохозяйственных предприятий, агрофирм и аграрных акционерных обществ, а также ускорение научнотехнического прогресса, освоение комплексной
механизации и автоматизации производственных процессов в отраслях сельского хозяйства.
Кооперативы должны создаваться на следующих основных принципах:
- добровольность членства в кооперативах;
- взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для каждого члена кооператива, участвующего в его производственной и иной хозяйственной деятельности;
- распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом личного трудового вклада или участия в хозяйственной деятельности на демократических началах управления.
Кооперативное движение должно приобрести первостепенное значение, как наиболее демократичная и эффективная организационная форма на селе. Кооперативы, кооперативные ассоциации и союзы не
только призваны защищать своих членов от конкуренции зарубежных фирм, поставляющих по бросовым ценам продовольственные товары с целью сделать несостоятельным отечественное сельскохозяйственное производство. Они должны отстаивать свои интересы в верхних эшелонах государственных структур, способствуя этим повышению экономической эффективности производимых продовольственных товаров за счет установления уровня регулируемых цен, обеспечивающих поступательное развитие аграрной экономики.
В основе развития агропромышленного комплекса любой цивилизованной страны лежит научно-технический прогресс, в основе которого находятся инновационные
процессы, позволяющие вести непрерывное обновление расширенного воспроизводства на основе ускоренного освоения достижений научно-технического прогресса. Этот процесс должен постоянно регулироваться государством посредством соответствующей инновационной политики, конечной целью реализации которой является превращение результатов научных исследований в новые приемы и технологии. Таким образом, складывается достаточно прогрессивная система хозяйствования, его экономический механизм, в состав которого входят государственная инновационная политика, научно-исследовательские аграрные учреждения (рис. 3).
Система кооперации в АПК
Субъект
кооперации
Кооперации
работников
Кооперация
трудовых
коллективов
предприятия
Кооперация
предприятий,
организаций
Кооперация
крестьянских
хозяйств,
владельцев
садовых,
Вид
кооперации
Сельскохозяйствен
ная
Производственная
Потребительская
По снабжению и сбыту
По переработке, хранению с.-х. продукции
Кредитные,
страховые
кооперативы
Кооперация предприятий в формированиях холдингового типа
Форма
кооперации
Договорная
кооперация
Кооперация предприятий на основе системы участия в уставном капитале друг
Уровень, масштаб кооперации
Частные
кооперативные
объединения
Предприятия, крестьянские хозяйства, ЛПХ
Предприятия, крестьянские хозяйства, ЛПХ области, края
Кооперативные объединения РФ
Международные
кооперативные
объединения
Рис. 2. Система кооперации в АПК
Государственная
инновационная
Фундаментальные аграрные исследования
Прикладные
исследования
Создание новых сортов, технологий и приемов возделывания зерновых культур
Рис. 3. Модель инновационного процесса в зерновом производстве
Инновационный процесс - это единый и непрерывный поток превращения конкретных научных идей на основе разработок новых сортов, технологий в новые и доведения их до использования непосредственно в производстве с целью получения более дешевой и качественной продукции.
Существуют различные методы и направления проникновения непосредственно в производство научных достижений и передового опыта. Базовым направлением является подготовка кадров специалистов, руководителей и работников массовых профессий в вузах, техникумах, через школы подготовки массовых профессий, различные курсовые мероприятия. Получая специальное образование и периодическую переподготовку, работники сельского хозяйства в процессе обучения получают определенную подготовку с учетом всех самых последних достижений науки и передового опыта.
Совершенствование технологии аграрного производства возможно посредством государственного стимулирования и регулирования, нацеленного на повышение инновационной активности сельских производителей в достижении высоких экономических результатов: снижении себестоимости, повышении
качества продукции, увеличении прибыли, снижения убыточности.
В условиях административной системы экономический механизм управления инновационными процессами в АПК носит директивный характер.
В современных условиях появились новые факторы, оказывающие влияние на эти процессы на селе:
- институционные преобразования в АПК -приватизация предприятий, развитие малого инновационного бизнеса;
- формирование инновационного рынка (спрос, предложение, конъюнктура инновационного и продовольственного рынков; договорная цена; стоимость инновационной продукции; конкурентоспособность);
- формирование производственной, финансовой и налоговой политики.
Приватизация предприятий предоставила сельским товаропроизводителям возможность создавать новые организационно-правовые формы, основанные на коллективной собственности, среди которых наибольшее распространение получили кооперативы, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Развитие малого бизнеса способствует появлению конкуренции между поставщиками за сбыт инновационной продукции что является важным условием функционирования рыночных отношений и означает экономическую конкуренцию предприятий на инновационном рынке.
Одним из элементов инновационного рынка является спрос, характеризующийся покупательной способностью сельскохозяйственных предприятий и определяемый размерами их денежных доходов, предназначенных для приобретения инновационных товаров, спрос при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на товар. Спрос имеет тенденцию к росту
при падении цены и уменьшается при ее повышении. Предложение в свою очередь представляет собой совокупность инновационных товаров, поступающих на рынок для реализации.
Один из основных элементов инновационного процесса -длительность производственного цикла. Основные пути ее сокращения - снижения затрат труда на основные технологические операции, времени на научные, производственные и контрольные работы,
совершенствование организации производства.
Активным направлением развития инновационного процесса является организация внедрения научных достижений в производство. В связи с этим инновационный процесс можно подразделить на следующие виды:
- экономические, ориентированные на прибыль;
- экономические, ориентированные на экономию энерго и материальных ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Инновационный процесс оказывает самое непосредственное воздействие на экономический механизм хозяйствования. В зависимости от использования в производстве тех или иных научных достижений оно может быть экономически эффективным или неэффективным.
Следующим, очень важным фактором повышения экономической эффективности хозяйственного механизма являются технологии возделывания зерновых культур.
В конечном счете, государственная инновационная политика предполагает непосредственное регулирование государством агропромышленного комплекса страны.
Во-первых, потому что новые научные разработки -сорта, технологии, машины создаются в научноисследовательских учреждениях, являющихся
собственностью государства.
Во-вторых, внедрение и использование каждого нового сорта, технологии или машины требуют у товаропроизводителя дополнительных затрат денежноматериальных средств, которых не каждое хозяйство имеет в достаточной мере. Здесь на помощь должны прийти государственные дотации.
В-третьих, государство должно выполнять, как и в любой другой отрасли хозяйства, свои законодательные функции в агропромышленном комплексе. Государство должно так же играть определенную роль в осуществлении закупочных и товарных интервенций как наиболее перспективных средств повышения устойчивости
зернового рынка, надежного обеспечения населения продуктами мукомольной и кондитерской
промышленности.
Бюджетная поддержка на федеральном и региональном уровнях должна осуществляться
посредством использования бюджетных средств на создание в необходимом объеме резервного зернового фонда. Меры государственной поддержки
товаропроизводителя следует учитывать более низкую конкурентоспособность их продукции по сравнению с поставляемым на мировой рынок зерном основными странами - экспортерами, где зерновое хозяйство
использует значительно более благоприятные природные условия, совершенные средства производства и поддерживается государством (6).
Одной из основных задач является создание контроля государства над рынком зерна в целях превращения его из саморегулируемой стихийно развивающейся системы в систему, сочетающую элементы государственного регулирования и саморегулирования. Для этого необходимо:
- восстановить в регионах производства товарного зерна закупки в федеральный и региональный фонды;
- предоставить функции заготовителей зерна элеваторам, хлебоприемным пунктам, крупным мелькомбинатам, хлебопекарным предприятиям, при этом заготавливать зерно, ориентируясь на его качество и выплачивать товаропроизводителю вознаграждения;
- осуществлять закупки зерна на основе прямых заказов по ценам, обозначенным в договорах;
- создавать резервный фонд зерна.
Это позволит значительно повысить конкурентоспособность продукции, производимой в стране или отдельно взятом регионе. Эту задачу можно решить двумя способами. Первый - государственное дотирование новых технологий, второй - кооперация и интеграция отдельных производителей зерна.
Отсюда следует, что на эффективность сельскохозяйственного производства независимо от его размера и принадлежности, большое влияние оказывает экономический механизм хозяйствования,
организационные формы управления, основанные на использовании науки и опыта экономически крепких хозяйств и регионов страны.
Россия одна из немногих стран, которая способна обеспечить развитие агропромышленного комплекса -основного сектора экономики страны собственными силами. Россия располагает высококвалифицированными кадрами, способными создать новые модели управления агропромышленным комплексом, отличающимся от зарубежных большими возможностями развития экономики и максимальной экологичностью образа жизни.
Традиционно аграрный сектор экономики России занимает особое положение среди других отраслей народного хозяйства. АПК - многоотраслевая система, включающая более 60 отраслей основные из них, прежде всего само сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, сельское машиностроение, химическая промышленность, транспортное и тракторное
машиностроение, ветеринария и санитарно-
эпидемиологическая служба, а также многоотраслевая социальная инфраструктура.
Сельское хозяйство любой страны, а тем более России зависит от многих специфических факторов, таких как: плодородие почв, экология, природно-климатические условия, техническая оснащенность производства, а следовательно и уровень производительности труда.
В процессе создания организационно-экономического механизма интеграции необходимо соблюдать следующие принципы:
- добровольность выбора экономической
целесообразности и партнера;
- интеграция снизу без давления сверху;
- организационная целостность интегрированных структур;
- воздействие государства на интеграционный процесс с позиций эффективного его развития;
- равные экономические условия для всех участков интеграции;
- объединение организационно-хозяйственных структур и их капиталов;
- вовлечение в интеграцию торгового капитала.
Однако не все вышеперечисленные принципы в одинаковой степени имеют отношение к различным формам интеграции, так как в регионах России имеются разные виды интегрированных формирований, которые в настоящее время объединяются по критериям в несколько групп:
- формировании, основанные на частичном объединении собственности юридических и физических лиц;
- формирования, образованные в результате полного слияния капитала партнеров;
- формирования, организованные на основе институционной структуры с ее собственностью.
Все участники интеграции этих моделей имеют статус юридического лица, а их экономическая свобода ограничивается договорными обязательствами. К этим формированиям относятся ассоциации и различные союзы. Функционирование ассоциаций и отраслевых союзов создает предпосылки взаимной экономической заинтересованности сельхозпроизводителей и переработчиков продукции сельского хозяйства, координацию деятельности участников и распределения их доходов по принципу - доходы соответствуют затратам труда и средств интегрированных подразделений.
Экономические взаимоотношения между партнерами компаний реализуется через хозяйственный механизм, основными элементами которого являются ценовой механизм, служащий гарантией распределения дохода в соответствии с затратами каждого участника.
Примечания:
1. Балюченко И. Поиски новых технологий выращивания зерновых культур // Международный агропромышленный журнал. 1999. № 6. - С.42-45.
2. Василько В. Прибыль как оценочный показатель работы агропромформирований акционерного типа // АПК: экономика и управление. - 1994. - № 9. - С.66.
3. Мельников В.А., Мороз В.В., Ярыш Е.А. и др. Внутрихозяйственный расчет и другие методы хозяйствования на современном этапе агропромышленного комплекса Краснодарского края. Краснодар, 1998.-90 с.
4. Романенко А.А. Самойлов И.Б. Развитие зернового производства в условиях становления рыночных отношений. Краснодар, 2003. 185 с.
5. Система ведения агропромышленного производства Краснодарского края на 1991-1995 гг. - Краснодар, 1990. - 469 с.
6. Тарасов А. Формирование регионального рынка зерна. // Вопросы экономики, 1997. № 8. - С. 191.