Научная статья на тему 'Совершенствование экономических отношений в отдельных сегментах агропромышленного комплекса'

Совершенствование экономических отношений в отдельных сегментах агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизова Марина Заудиновна

В статье проведен детальный анализ мер государственного воздействия на аграрный сектор экономики. На основе анализа мирового опыта, авторы делают вывод, что восстановление аграрного производства в нашей стране возможно на основе преимущественно ценового регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кизова Марина Заудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ECONOMIC RELATIONS IN SEPARATE SEGMENTS OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article provides a detailed analysis of measures of the state impact on the agrarian sector of the economy. On the basis of the analysis of world experience, the authors make a conclusion that the restoration of agricultural production in our country is possible on the basis mainly of price regulation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономических отношений в отдельных сегментах агропромышленного комплекса»

Бизнес в законе

3’2014

14.7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Кизова Марина Заудиновна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Место работы: Белгородский университет кооперации, экономики и права, филиал, г. Нальчик

[email protected] Аннотация: В статье проведен детальный анализ мер государственного воздействия на аграрный сектор экономики. На основе анализа мирового опыта, авторы делают вывод, что восстановление аграрного производства в нашей стране возможно на основе преимущественно ценового регулирования

Ключевые слова: аграрный сектор, государственное регулирование, эффективное развитие, продовольственный рынок, ценовое регулирование

IMPROVEMENT OF ECONOMIC RELATIONS IN SEPARATE SEGMENTS OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX

Kitova Marina Dauginava, senior teacher of the Department of Economics and management

Work place: the branch of Belgorod University of cooperation, Economics and law, in Nalchik

[email protected]

Annotation: The article provides a detailed analysis of measures of the state impact on the agrarian sector of the economy. On the basis of the analysis of world experience, the authors make a conclusion that the restoration of agricultural production in our country is possible on the basis mainly of price regulation.

Keywords: agricultural sector, state regulation, effective development, food market, price regulation

Модернизационные процессы, оказывающие существенное воздействие на отечественную экономику, существенным образом преобразили социальноэкономический ландшафт агропромышленного производства и самого агропромышленного комплекса, что получило отражение в дальнейшей трансформации отношений собственности предприятий агропромышленного комплекса, совершенствовании рыночной инфраструктуры и соответствующем ее дальнейшем развитии. Зернопродуктовый подкомплекс - важнейший сектор национальной экономики России. Уровень его развития оказывает решающее влияние на качество жизни населения, здоровье нации, социальную обстановку в обществе, продовольственную безопасность страны. Производство зерна и продуктов его переработки являются особой сферой стратегических интересов как товаропроизводителей, так и государства.

Реформирование агропромышленного производства внесло большие изменения в механизм устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса, что привело к принципиально новым отношениям между производителями зерна со сферами транспортировки, хранения, переработки и реализации продукции. Вследствие институциональных преобразований произошел резкий спад производства, снизилась рентабельность,

ухудшилось материальное положение основной массы крестьян.

Своеобразие и сложность современной аграрной реформы в настоящее время состоит в отсутствии научно обоснованного вектора решения задач обеспечения населения отечественными продуктами питания. Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность данного исследования.

Основой устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса являются экономические отношения в процессе производства, хранения, реализации зерна и продуктов его переработки; материально-технического обеспечения; получения услуг1. Влияние экономических отношений осуществляется через механизмы регулирования посредством:

- государственного регулирования рынка через: цены, финансовую, налоговую, страховую и тарифную политику и другие экономические рычаги;

- саморегулирование через спрос и предложение, цены, конкуренцию непосредственных участников зернового рынка между различными структурами в рамках кооперативных и интегрированных формирований, а также при внутрихозяйственных отношениях.

Важное место в этом механизме занимают рыночные отношения, представляющие собой совокупность экономических, социальных, культурно-бытовых и нравственно-этических отношений между людьми, базирующихся на системе их материальных и моральных интересов и определяющихся, прежде всего, характером собственности.

Необходимость совершенствования экономических отношений и государственного регулирования в зернопродуктовом подкомплексе очевидна2. Здесь, в условиях рынка, по мере развития специализации, кооперации и интеграции, внедрения достижений научнотехнического прогресса складываются качественно новые формы производственно-экономических связей как между самими сельхозпредприятиями, так и с предприятиями других отраслей агропромышленного комплекса. Рационализация экономических отношений, базирующаяся на данных процессах, создает условия для освоения наиболее эффективных технологий, увеличения производительности труда, роста эффективности производства.

При решении проблем совершенствования экономического механизма хозяйствования и регулирования зернового рынка мы исходим из необходимости:

1) развития внутрихозяйственных отношений как основы рациональной организации производства с использованием внутренних резервов;

2) учета снижения негативного влияния внешних экономических факторов - ценового и финансовокредитного механизма, других рычагов рынка.

Опыт передовых хозяйств Кабардино-Балкарской Республики, Ставропольского края, Белгородской области и ряда других регионов показывает, что рынок

1 Алтухов А. Развитие российского зернового экспорта// Экономист. - 2003. - № 3. - С. 65-76; Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. - М.: Экондс-К, 2002. - 432 с.

2Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Уч. - М.: Гардарика, Кафедра-М, 1999. - 752 с.; Крылов В.С. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России// Достижения науки и техники АПК. -2003. - № 2. - С. 8-11; Макарец Л.И., Макарец М.Н. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: Уч. пособие. -СПб: Лань, 2002. - 224 с.; Нечаев В.И. Организационноэкономические основы сортосмены при производстве зерна. - М.: Агрипресс, 2000. - 480 с.

176

Кизова М. З.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

не исключает, а предусматривает развитие хозрасчета как основного метода хозяйствования.

В экономической литературе имеют место суждения о том, что в рыночной экономике категория хозяйственного расчета не свойственна. Утверждается, что рынок как бы поглощает его, а потому он должен быть заменен коммерческим расчетом или экономическими отношениями. Мы полагаем, что понятие хозрасчет более широкое, чем коммерческий расчет. Хозрасчет как экономическую категорию следует рассматривать с позиций предпринимательства, рациональной организации производства и реализации сельскохозяйственной продукции, направленных на получение прибыли, обеспечение пропорциональности в осуществлении всех стадий воспроизводства продукции, рабочей силы и капитала.

Основными принципами хозяйственного расчета целесообразно считать:

- развитие предпринимательства на предприятиях с включением в этот процесс внутрихозяйственных подразделений;

- самоорганизацию деятельности первичных трудовых коллективов;

- конкурентоспособность производителей продукции;

- самоокупаемость затрат, рентабельность производства, самофинансирование предприятия;

- сочетание в деятельности работников личных, коллективных и общественных интересов;

- ответственность работников внутрихозяйственных подразделений и организаций за результаты производства;

- учет, контроль, оценка и регулирование расходов и доходов;

- режим экономии и бережливость;

- охрана окружающей среды.

В зернопродуктовом подкомплексе большинство предприятий не имеют достаточного количества средств для ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства3. Продолжается бартерный обмен между сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками ресурсов.

Такое положение в экономике вызвано, прежде всего, перекосами в механизме рыночных отношений:

- либерализацией рынка, исключающего экономически обоснованное государственное регулирование. На практике это правило к нарушению межотраслевых отношений, резкому ухудшению паритетности цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также услуг;

- приватизацией сферы обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей по второй модели и разрушение экономических связей;

- ускоренной реорганизацией государственных и коллективных предприятий, без учета их реальной эффективности, массовое создание крестьянских (фермерских) хозяйств, преувеличение роли личного подсобного хозяйства;

- созданием льготных условий для импорта продуктов питания в ущерб развитию отечественного производства;

- принижением роли науки, что привело к свертыванию инновационной деятельности и обновлению производственных мощностей, особенно техники и оборудования.

3Новоселова Н.Н. Научные и организационно-экономические аспекты управления развитием зернового рынка (региональный уровень). - Пятигорск: РИА-КМВ, 2007. - 272 с.; Новоселова Н.Н. Обеспечение социально-экономической сбалансированности экономики в условиях российских административнотерриториальных изменений// Проблемы современной экономики. 2009. № 4; Ахмадов, М.И., Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Исследования особенностей механизма социальноэкономического воспроизводства региона // Экономический вестник Ростовского Государственного Университета. - 2007. №4. -Ч.4. - Т.5.- 0,6 п.л.

В этой связи, в зернопродуктовом подкомплексе целесообразно использовать нескольких методов ценообразования на товары и услуги:

- закупка, хранение и реализация продукции для государственных нужд с учетом обеспечения ее рентабельности не менее 30-40;

- установление целевых, ориентированных, залоговых (гарантированных), интервенционных цен;

- таможенное, тарифное и нетарифное регулирование импорта и экспорта;

- предоставление субсидий, субвенций, гарантий и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- антимонопольное регулирование через механизм налогообложения и другие экономические рычаги;

- меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая реструктуризацию долгов.

Система ценообразования на этапе переработки зерна должна носить в основном региональный характер и определяться в значительной степени организационной структурой при кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий.

Оптимизации ценообразования на конечную продукцию на стадии торговли может способствовать развитие интеграционных процессов, регулирование рынка, на котором функционирует спрос и предложение. Целесообразно устанавливать предельный размер посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочной цены на продукты сельского хозяйства или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников, обеспечить примерно равную выгодность производства, переработки и реализации продукции, поощрять увеличение объемов продаж продовольствия торговыми организациями, и, следовательно, повышение платежеспособного спроса населения.

Неэквивалентный товарообмен в агропромышленном комплексе приобрел системный характер и затрагивает не только непосредственно сельских товаропроизводителей, но и предприятия первой сферы АПК, которые страдают, с одной стороны, от опережающих темпов роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на металл, а с другой - от снижающейся платежеспособности потребителей. Кроме того, в отличие от естественных монополий, они не имеют выхода на внешний рынок из-за неконкурентоспособности своей продукции. В этих условиях им выгоднее сокращать объемы производства при продолжающемся росте отпускных цен. Аналогичные проблемы стоят перед перерабатывающими и комбикормовыми предприятиями.

Таким образом, наличие диспаритета между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда, мультидиспаритета в цепочке энергоносители - тарифы на транспортные перевозки - продукция машиностроения - услуги для АПК - непосредственно сельхозпроизводство - переработка сельскохозяйственного сырья -торговля продуктами питания. В этих условиях причина особой уязвимости аграрного производства заключается в исключительной незащищенности сельских товаропроизводителей перед множеством естественных, отраслевых и локальных монополий.

В сложившихся условиях хозяйствования, по нашему мнению, спорными являются предложения создания особых льготных условий для дальнейшего развития

177

Бизнес в законе

3’2014

хозяйств населения и индивидуальных форм хозяйствования за счет реорганизации неплатежеспособных предприятий. Во-первых, сельхозпредприятия имеют колоссальное значение для села, выступая основными работодателями, вокруг которых формируется социально-бытовая инфраструктура. Во-вторых, наличие мелких сельхозтоваропроизводителей не решает проблему неравноправности сторон в АПК. В-третьих, реализация подобных предложений чревата дальнейшей деградацией технологий производства, поскольку сейчас основная мировая тенденция его развития -укрупнение (в том числе и за счет интеграционных процессов) с целью повышения производительности труда.

Отсутствие целостной, экономически обоснованной концепции внешнеэкономических отношений играет весьма негативную роль в увеличении диспаритета цен. В настоящее время, по существу, открыт доступ на российский рынок продовольствия по демпинговым ценам со стороны США, стран Западной Европы и ряда других государств. Российские же товаропроизводители оказываются в крайне невыгодном положении. Они не могут проводить собственную ценовую политику, так как этому препятствует дешевый импорт товаров часто низкого качества, экономическая разрозненность субъектов хозяйствования, низкая покупательная способность населения, ценовой диктат локальных монополий.

Для устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса следует принять необходимые меры по его экономической поддержки в части увеличения бюджетного финансирования на ведение элитного семеноводства в размере 50% затрат средств в расчете на гектар посева на основе технологических карт; установления льготного налога на прибыль предприятий (цехов) по переработке продукции, принадлежащей сельскохозяйственным предприятиям; введения льготного кредитования (не более 5-7% годовых); повышения доли бюджетных средств в страховых платежах до 50-60%; оптимизации таможенных пошлин на хлебобулочные изделия, муку, крупу и другую продукцию, создающую приоритетные условия для отечественных товаропроизводителей.

Практика свидетельствует, что субсидирование производителей сельскохозяйственной продукции и предприятий пищевой промышленности играет решающую роль в увеличении производства продовольственных товаров во многих государствах, ныне являющихся крупнейшими экспортерами зерна: США, страны ЕС, Канада и ряде других государств. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой субсидии являются не единственной мерой государственной поддержки сельского хозяйства. В развитых странах механизм поддержки включает поддержку доходов производителей сельскохозяйственной продукции.

Для финансового оздоровления предприятий зернопродуктового подкомплекса необходимо принятие следующих основных мер, которые можно подразделить на три группы:

- формирование финансово-экономических условий на макроуровне, направленных на предотвращение накопления долгов, динамичное и устойчивое ведение хозяйствами расширенного воспроизводства;

- обеспечение восстановления платежеспособности сельхозорганизаций;

- мобилизация внутренних резервов, способствующих интенсификации производства.

Исходя из того, что долговые обязательства сельхозпредприятий в основном возникли вследствие непродуманной макроэкономической политики, государство без каких-либо условий должно списать основной долг, пени и штрафы сельскохозяйственных организаций. Речь идет о просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, а также поставщиками, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.

На примере Кабардино-Балкарской Республики, исходя из сложившегося экономического положения сельхозпредприятий, уровня их обеспеченности ресурсами для финансового оздоровления, все хозяйства региона разделены на три группы:

- рентабельные сельскохозяйственные предприятия (свыше 20%), имеющие незначительные долги и характеризующиеся устойчивым экономическим положением. Такие сельхозпредприятия должны быть ориентированы на совершенствование организации и управления производством;

- низкорентабельные (от 10 до 20%), которые накопили долги, но сохранили свой производственный потенциал и в состоянии вести хозяйственную деятельность. Неплатежеспособность этих сельхозтоваропроизводителей временная, они нуждаются в мерах по ее восстановлению и финансовой поддержке для обновления основных фондов и восстановления оборотных средств, что позволит им возобновить полномасштабную производственную деятельность;

- убыточные и с рентабельностью ниже 10%, которые не располагают производственными ресурсами или их утратили. Многие из них уже прекратили производственно-финансовую деятельность и существуют лишь формально. К этим хозяйствам должен быть особый дифференцированный подход, направленный, с одной стороны, на списание долгов, с другой -на разработку конкретных мер по подъему их экономики.

Таким образом, система государственного регулирования и саморегулирования в зернопродуктовом подкомплексе должна состоять из следующих блоков:

- взаимодействие государственных органов управления с объектами рынка сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов через экономические рычаги;

- взаимосвязи производителей зерна с перерабатывающими предприятиями, сферами хранения и переработки;

- мониторинг цен;

- государственное регулирование с учетом спроса на продукты питания, инвестиции и материально-технические ресурсы;

- потребления зерна и продуктов его переработки;

- формирования зерновых ресурсов, инвестиций и материально-технических средств.

Список литературы:

1. Алтухов А. Развитие российского зернового экспорта// Экономист. - 2003. - № 3. - С. 65-76.

2. Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. - М.: Экондс-К, 2002. - 432 с.

3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Уч. - М.: Гардарика, Кафедра-М, 1999. - 752 с.

4. Крылов В.С. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России// Достижения науки и техники АПК. - 2003. - № 2. - С. 8-11.

5. Макарец Л.И., Макарец М.Н. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: Уч. пособие. - СПб: Лань, 2002. - 224 с.

6. Нечаев В.И. Организационно-экономические основы сортосмены при производстве зерна. - М.: Агрипресс, 2000. -480 с.

7. Новоселова Н.Н. Научные и организационноэкономические аспекты управления развитием зернового рынка (региональный уровень). - Пятигорск: РИА-КМВ, 2007. - 272 с.

178

Кизова М. З.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

8. Новоселова Н.Н. Обеспечение социально-экономической сбалансированности экономики в условиях российских административно-территориальных изменений// Проблемы современной экономики. 2009. № 4.

9. Ахмадов, М.И., Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Исследования особенностей механизма социальноэкономического воспроизводства региона // Экономический вестник Ростовского Государственного Университета. -2007. №4. - Ч.4. - Т.5.- 0,6 п.л.

Reference list:

1. A. Altuhov the Development of Russian grain exports// the Economist. - 2003. - № 3. - S. 65-76.

2. Altuhov A.I., Vasyutin A.S. Grain of Russia. - M: Econds-To, 2002. - 432 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Smooth YU.N., Dobroskok VA, Semenov S. p. Economic geography of Russia: Uch. - M: Gardarika, Department-M, 1999. - 752 S.

4. Krylov V.S. agriculture Development and food security of Russia// the science and technology of agriculture. - 2003. - №

2. - S. 8-11.

5. Makarets LI, Makarets M.N. Economics of agricultural production: Uch. the allowance. - SPb: DOE, 2002. - 224 C.

6. V.I. Nechaev Organizational-economic bases of sort changes in grain production. - M: Agropress, 2000. - 480 C.

7. Novoselov N. Scientific and organizational-economic aspects of management of development of the grain market (regional level). - Pyatigorsk: RIA-CMS, 2007. - 272 S.

8. Novoselov N. The socio-economic balance of the economy in the conditions of the Russian administrative-territorial changes// Problems of modern economy. 2009. № 4.

9. Akhmadov, M.I., Novoselov N., Novoselov, S.N. Investigation of peculiarities of the mechanism of socio-economic reproduction of the region // Economic Bulletin of the Rostov State University. - 2007. №4. - P.4. - V.5.- 0,6 P.L.

ОТЗЫВ

на статью Кизовой М.З. «Совершенствование экономических отношений в отдельных сегментах агропромышленного комплекса»

Статья М.З. Кизовой посвящена исследованию процессов реформирования агропромышленного производства и разработке направлений устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса, что способствует формированию новых отношений между производителями зерна со сферами транспортировки, хранения, переработки и реализации продукции.

В рецензируемой статье проведен анализ организационноэкономических проблем регулирования и развития предприятий аграрного сектора экономики сквозь призму процессов глобализации, распространяющихся практически на все сферы сельского хозяйства. Исследована возможность применения на практике экономических методов сохранения и развития аграрного сектора экономики, как основополагающего фактора обеспечения продовольственной безопасности.

По нашему мнению, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОу ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, д.э.н.

Н.Н. Новосёлова

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.