Научная статья на тему 'Развитие адаптивных форм управления в муниципальном образовательном учреждении'

Развитие адаптивных форм управления в муниципальном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL MANAGEMENT / ADAPTIVE MANAGEMENT / DEMOCRATIC MANAGEMENT / ADAPTIVE MANAGEMENT IN THE FORM OF EDUCATIONAL INSTITUTION / STATE AND PUBLIC ADMINISTRATION / GOVERNING COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штуль Елена Викторовна

В статье рассмотрены проблемы реализации основных положений теории адаптивного управления образовательным учреждением (педагогического менеджмента) в педагогической практике. Дано описание основных направлений деятельности администрации образовательного учреждения по созданию и поддержке деятельности управляющих советов, являющееся результатом опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штуль Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Adaptive Forms of Management in a Municipal Educational Institution

The article dealt with the implementation of key provisions of the theory of adaptive management of educational institutions (teacher management) in teaching practice. A description of the main activities of the administration of educational institutions to establish and support for the Governing Council, which is the result of experimental work.

Текст научной работы на тему «Развитие адаптивных форм управления в муниципальном образовательном учреждении»

Развитие адаптивных форм управления в муниципальном общеобразовательном учреждении

Е. В. Штуль

В статье рассмотрены проблемы реализации основных положений теории адаптивного управления образовательным учреждением (педагогического менеджмента) в педагогической практике. Дано описание основных направлений деятельности администрации образовательного учреждения по созданию и поддержке деятельности управляющих советов, являющееся результатом опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: педагогический процесс, педагогический менеджмент, адаптивное управление, демократическое управление, адаптивные формы управления в образовательном учреждении, государственно-общественное управление, управляющие советы.

Development of Adaptive Forms of Management in a Municipal Educational Institution

Е. V. Shtul

The article dealt with the implementation of key provisions of the theory of adaptive management of educational institutions (teacher management) in teaching practice. A description of the main activities of the administration of educational institutions to establish and support for the Governing Council, which is the result of experimental work.

Key words: educational process, educational management, adaptive management, democratic management, adaptive management in the form of educational institution, state and public administration, Governing Council.

Отправной точкой адаптивного управления как синергетической технологии, вбирающей в себя элементы авторитарного, демократического, либерального стилей управления, являются представления о новых социально-экономических процессах, происходящих в обществе, к которым должна извне адаптироваться школа как объект управления [3]. На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой.

Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной жизни стратегия любой организации, в том числе и ведущей образовательную деятельность, это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов не только внешней, но и внутренней среды: активное использование сильных сторон системы и одновременное торможение, игнорирование, сдерживание негативных тенденций [4]. Перед руководителем образовательного учреждения встает вопрос не только об адаптации образовательного учреждения как системы к внешнему миру, но и о «приспособлении» руководителя как субъекта в системе школьного управления к другим объектам внутри учреждения, в первую очередь, «человекомер-ным системам». Например, таким, как люди, которые, по сути, сами являются субъектами, а не объектами деятельности [5].

Очевидно, возникает необходимость понимания адаптивного управленческого процесса как достигающего результатов гибкими, мягкими методами воздействия на субъектов (в частности, на персонал как ключевой ресурс любой организации). В этом случае адаптивным можно назвать управление по ситуации, учитывающее внутренние тенденции развития системы, управление через создание условий оптимального развития

той или иной тенденции. Это малые воздействия в резонансных точках, ведущие к значительным результатам [1]. Эффективность таких воздействий будет зависеть от умения руководителя применять, в зависимости от ситуации, элементы то авторитарного стиля управления, то демократического или либерального.

Следует заметить, что существует противоречие, присущее любому инновационному процессу в современных условиях управления образовательным учреждением, которое рождается при использовании определенного стиля управления, считающегося уже традиционным. Таким образом, возникает необходимость сочетать элементы классических стилей управления для совершенствования технологии управления объектом -предприятием (организацией, юридическим лицом). В то же время необходимо осуществлять гуманитарный подход в управлении образовательным учреждением как социальным институтом, где большинство объектов, по сути, являются субъектами. «Адаптивный характер управления ... проявляется потому, что она (система) создается для людей и субъектом ее являются люди. Другими словами, это специфическая человеческая, общественная, внутренне исключительно сложная структура и именно этот "гуманистический аспект" необходимо учитывать во всей деятельности по ее созданию в школе и при воздействии на этот процесс извне» [2. С. 109].

Возникли условия, в которых руководители образовательных учреждений имеют право не только выбирать один из стилей управления, но и вводить его в свою профессиональную деятельность в качестве элементов (технологии) большинства известных стилей управления, адаптируя их к конкретным условиям образования. Вместе с тем знаний и умений, способствующих

реализации гуманитарного подхода в управлении, у многих руководителей образовательных учреждений еще недостаточно.

Таким образом, многочисленные факты реальной педагогической действительности свидетельствуют о том, что в силу объективных и субъективных причин имеются серьезные противоречия между требованиями теории педагогического менеджмента и уровнем реально существующего руководства образовательным учреждением. Это позволяет поставить вопрос о том, возможно ли применение ситуативного управления для педагогической системы, эффективна ли директивная модель демократического стиля управления в педагогической системе. В связи с этим возникает очередной вопрос: какие условия дополнительно к имеющимся в образовательном учреждении необходимо создать для внедрения адаптивного управления в практику деятельности администрации школы?

Сегодня, когда мы говорим о качестве образования, нельзя не принимать во внимание государственно-общественный характер управления школой как требование привлечения общественности, обязательным условием которого является открытый характер, свободный доступ к отчетным документам образовательного учреждения. Одной из форм государственно-общественного управления является управляющий совет, который призван стать не надзорным органом, не спонсорским ресурсом, а механизмом реальной поддержки развития общественно-муниципального взаимодействия в сфере образования и воспитания детей микрорайона.

В рамках опытно-экспериментальной площадки с 2005 г. в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Судогды Владимирской области были предприняты следующие шаги по созданию управляющего совета школы:

- исследование ситуации;

- формирование рабочей группы;

- проведение инструктивных занятий и консультаций;

- разработка нормативной правовой базы.

Исследование ситуации в силу различных

причин может занимать несколько месяцев. В этот период целесообразно провести мониторинг готовности всех участников образовательного процесса к новым формам взаимодействия, включающий

- анкетирование администрации, определяющее действенность управления на данном

этапе;

- оценку характеристик педагогического коллектива;

- анкетирование учащихся и родителей, выявляющее отношение к школе, перспективы её развития и управления ею. Исследования и пожелания, которые были

высказаны анкетируемыми, показывают, что педагоги, родители и учащиеся понимают необходимость привлечения к управлению школой различных общественных структур с целью совместной деятельности по развитию образовательного учреждения.

Школа в наши дни не может существовать в замкнутом пространстве, даже при самом демократичном стиле управления. С одной стороны, педагог не вправе решать судьбу ученика в одиночку, и все знают об этом. Ему порой сложно повлиять на ученика, помочь ему в решении каких-либо проблем. Таким образом, необходимы новые механизмы влияния на учащихся, родителей и педагогов. Должна быть изменена форма предоставления информации о состоянии дел в школе. Обсуждение должно осуществляться на разных уровнях: родители, учащиеся, общественность, педагоги.

В связи с этим в управляющий совет школы должны войти представители педагогического, родительского, ученического коллективов, общественных и государственных организаций, предпринимательства.

В результате проведенных мероприятий определился список потенциальных членов управляющего совета из 12 человек. В его состав вошли юристы, руководители предприятий, тренер спортивного клуба «Судогодец», представители районной администрации, управления образования.

Сформированность управленческой культуры руководителя-педагога является показателем его компетентности, готовности к освоению и применению законов, принципов и методов не только классических, традиционных технологий управления. Сегодня как никогда высока потребность в руководителе образовательного учреждения - менеджере, готовом легко адаптироваться и адаптировать образовательное учреждение как объект управления (вместе с одним из главных его ресурсов - персоналом) к новым социально-экономическим условиям. Таким образом, управленческие знания для современного руководителя образовательным учреждением, управленческие умения представителей социума, деловой элиты общества представляют собой инструмент, на порядок увеличивающий возможности объек-

тов управленческого воздействия. В первую очередь, современный директор школы должен быть готов поделиться властью и диверсифицировать структуру управления образовательного учреждения, нисколько не ущемляя своих прав. Только в этом случае со стороны педменеджмента школы возможно принятие такого управленческого решения, как формирование рабочей группы по созданию управляющего совета школы.

С 2000 по 2005 год органом государственно-общественного управления в МОУ СОШ № 2 г. Судогды являлся совет школы, который избирался из числа педагогов, учащихся и родителей. В компетенцию этого органа входило принятие решений по устройству школьной жизни, но все они носили рекомендательный характер. Расширение спектра проблем, стоящих перед образованием в новых социально-экономических условиях, определило необходимость создания управляющего совета. Примечательно, что такую инициативу в 2005 году выдвинул совет школы, который и организовал рабочую группу по его созданию.

На заседаниях группы была проведена серьёзная подготовительная работа, включая:

— выявление запросов всех участников образовательного процесса, а также социального заказа;

— анализ результатов мониторинга;

— обсуждение федерального проекта положения об управляющем совете;

— обсуждение примерного положения о выборах в управляющий совет с корректировкой для условий конкретной школы;

— определение качественного и количественного состава управляющего совета;

— систематическое информирование всех участников педагогического процесса о ходе работы по формированию управляющего совета. Для того чтобы понять, что государственно-

общественное управление - это совместное управление образовательным учреждением со стороны директора и управляющего совета, на подготовительном этапе были предусмотрены инструктивные занятия и консультации заместителя директора по научно-методической работе, внешних экспертов (юриста, научного консультанта экспериментальной площадки), которые проводились в индивидуальной и групповой форме. Этот этап предшествовал «большому» педсовету и общешкольному родительскому собранию (конференции). Необходимо было определить точки соприкосновения тех, кто непосредственно связан со школой, и тех, кто лишь отда-

лённо знает о её проблемах. Это был своеобразный проект по презентации школы в её новом качестве. Выступления на классных родительских собраниях, заседаниях педагогического совета, совете директоров предприятий Судогод-ского района, перед руководителями общественных организаций позволили довести суть вопроса до всех реально и потенциально заинтересованных лиц.

Завершающим этапом создания управляющего совета школы стало создание нормативно-правовой базы. В процессе эксперимента было разработано «Положение об управляющем совете», определяющее статус, структуру и порядок формирования, компетенцию управляющего совета, а также «Положение о порядке выборов и кооптации членов управляющего совета», «Положение о комиссиях управляющего совета». Это основополагающие документы, которые прошли юридическую экспертизу на муниципальном уровне.

Концептуальные положения названных локальных нормативных актов таковы: управляющий совет, способный принять на себя часть управленческих функций руководителя, закрепленных в Положении об управляющем совете, представляет собой форму самоуправления в общеобразовательном учреждении и является коллегиальным органом управления, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием для обеспечения открытости и информирования общества о состоянии, качестве образовательных услуг, результатах деятельности МОУ СОШ № 2 г. Судогды.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по развитию адаптивных форм управления образовательным учреждением через внедрение управляющих советов показала, что такие качества, как гибкость управленческих структур, профессионализм педагогов-менеджеров, прогрессивность методов взаимодействия с внешними и внутренними партнерами, могут быть свойственны структурам самоуправления в адаптивной школе в различных, удобных для образовательного учреждения, формах совета, если к ним внутренне готов руководитель, информированы трудовой коллектив, родительская общественность и мотивированы обучающиеся.

Библиографический список

1. Гаврилин, А. В. Пятнадцать тезисов об адаптивном управлении ВСШ [Текст] / А. В. Гаврилин,

Я. М. Конечный // Воспитание успешно, если оно

системно : материалы Первых Всероссийских пе- 3. дагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новиковой. - Владимир; М., 2006. - 348 с. 4.

2. Гаврилин, А. В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем [Текст] / А. В. Гаврилин. - Владимир : ВОИУУ, 1998. -208 с. 5.

Лазарев, В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы [Текст] / В. С. Лазарев и др. - М., 1995. - 158 с.

Лазарев, В. С. Управление педагогическим коллективом: теоретические основы и методы [Текст] / В. С. Лазарев. - М. : ЦСиЭИ, 1997. -336 с.

Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера [Текст] / В. М. Шепель. - М. : Народное образование, 1999. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.