Инновации в образовательных учреждениях
УДК 37.078(470.12)
J
А. Н. Луценко, Л. Н. Абрамовская, Г. А. Ващенко, В. В. Чиркова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
л____________________________________________г
Аннотация. В статье представлен инновационный проект «Общественно-активная школа», разработанный администрацией Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Рассматриваются отдельные вопросы из опыта работы школы, где государственно-общественное управление является годами выработанным единым механизмом, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, а именно: обучающихся, их родителей, работников образовательного учреждения и общественности.
Ключевые слова: инновационный проект, общественно-активная школа, государственно-общественное управление школой.
Abstract. The paper presents an innovative project «Community schools’ developed by the administration of the Municipal budget educational institution «Lyantorskaya secondary school number 3» Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. Addresses selected issues from the experience of school, where public-public management is worked out by years of a single mechanism, which combines the activities of subjects of management of state and social nature, namely: students, parents, employees of educational institutions and the public.
Keywords: innovative design, community schools, public-social school management.
1. Социальное партнерство как одно из условий развития образовательного учреждения
Государственно-общественное управление эффективно при оптимальном сочетании государственных и общественных начал в интересах человека, социума, власти. Оно представляет собой интеграцию трех направлений работы: демократизация управления, развитие профессионального сообщества педагогов и органов самоуправления, в которых представлены обучающиеся, родители и общественность [1,9]. Критериями эффективности государственно-общественного управления образованием являются:
• Улучшение финансового, нормативно-правового и информационного обеспечения.
• Гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса.
• Качество реализации образовательной программы.
• Качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы.
• Уровень сформированности компетентности обучающихся и педагогов.
• Создание общественно-активной школы.
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий, представляющих законченный цикл: анализ, целепо-лагание, планирование; организационная деятельность, контроль и регулирование, что является одним из эффективных условий государственно-общественного управления [6].
Коллектив школы придает большое значение одной из форм государственного общественного управления - социальному партнерству - как стратегическому направлению модернизации российского образования. Цель социального партнерства - построение полноценных отношений между школой, родителями, общественностью, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования [2,4].
Опыт работы, на наш взгляд, у каждого образовательного учреждения индивидуальный, а результатом является своя уникальная модель взаимоотношений.
Организацию социального партнерства мы начали с изучения проблемы и поиска ответа на возникшие вопросы:
- Кто он, наш социальный партнёр? Каков он?
60
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
- Имеется ли в настоящее время почва для взаимовыгодного сотрудничества, т.е. партнерства между образованием, отдельными общественными, муниципальными организациями, конкретными людьми, государственными структурами?
- Какие возможности представляет партнерство образованию и наоборот?
- Какими технологиями необходимо обладать для эффективного партнерства?
Анализ показал, что круг социальных партнёров «Лянторской средней школы № 3» достаточно широк и выходит за рамки городского поселения. По сути, потенциальным партнёром является или может являться каждый человек, проявляющий интерес к насущным проблемам школы, дающий совет, неравнодушный к судьбам подрастающего поколения.
Наши партнёрские отношения затрагивают как собственно образовательный процесс, так и организацию жизнедеятельности и функционирования образовательного учреждения, которую нельзя представить без партнерских отношений со школами города Лянтора, у которых сложился свой путь развития и созданы условия для партнерских отношений.
Лянторская средняя школа № 6 сложилась, как центр сетевого взаимодействия и обеспечивает решение многих вопросов профильного, дистанционного обучения, прохождения аттестации педагогов, Лянтор-ская четвертая - стала проводником программы «Одаренные дети», Пятая, Первая школы - традиционно сильны в воспитательной работе, защите социальных проектов. Реализация федерального государственного образовательного стандарта, международное сотрудничество, волонтерское движение - визитная карточка Лянторской седьмой школы.
В данном окружении нашему коллективу комфортно создавать общественно-активную школу, где успешно реализуются многие направления государственно-общественного управления. Устойчивость и социальная эффективность системы партнерства проявляется во взаимодействии с Администрацией Сургутского района, Администрацией городского поселения, департаментом образования, городской поликлиникой, Советом ветеранов, Советом афганцев, Советом многодетных семей, родительской общественностью. Налажено социальное партнерство с Лянторским этнографическим музеем, Пим-ским лесничеством, Центром детского творчества, спортивным комплексом «Олимп», ДЮСШ, муниципальными службами - это неполный перечень наших действительных партнёров. Так, в реализации образовательных и воспитательных задач всегда неизменное участие принимает Центр дополнительного образования, библиотеки городского поселения, ведя работу по патриотическому воспитанию молодёжи, развитию личностных качеств, творческой одарённости. Совместно со школой организуются и проводятся творческие вечера, литературные гостиные, концерты различной тематики, заседания подростковых клубов. Неоднократно слова благодарности от совместной
деятельности поступали коллективу школы от администрации библиотек. Встречи с интересными людьми, депутатами, неравнодушными к проблемам школы, позволяют завязать прочные деловые отношения.
Социологический опрос, проведённый с целью анализа эффективности партнёрства, показал, что партнёрство нужно для того:
• чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой;
• чтобы социально-экономически развивалась территория;
• чтобы эффективно привлекать средства для развития школы;
• чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам.
В условиях современности ключевой проблемой стоит проблема готовности к школьному обучению, от теоретического и практического решения которой во многом зависит перспектива развития школы. Сотрудничество педагогического коллектива школы и детских садов «Ромашка» и «Теремок» осуществляется через такие виды деятельности как организационно-педагогическая, научно-методическая и инновационная включающее следующие формы работы:
• разработку рабочих программ, проведение родительского лектория;
• планирование и реализацию совместной деятельности школы будущего первоклассника «Солнышко»;
• организацию совместных праздников: «Посвящение в первоклассники», «Прощание с азбукой», «День открытых дверей», «Веселые старты»;
• проведение методических советов, педагогических консилиумов, заседания методических объединений, семинаров. Успешно ведется совместная работа по технологии оценки учебных достижений «Портфолио» дошкольника и учащегося;
• проектную деятельность «Преемственность в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность», проведение совместных акций «Елочка - зеленая иголочка», выступление агитбригады ЮИД «Клаксон», выступление дружины юных пожарников «Огоньки».
Данные формы сотрудничества позволяют:
• обеспечить условия для социализации учащихся первых классов и успешной адаптации первоклассников;
• поддержать мотивационную готовность к обучению в школе;
• повысить интерес воспитанников и их родителей к системе воспитательной работы;
• подготовить к школе воспитанников детского сада согласно программным требованиям дошкольного обучения и первой ступени общеобразовательной школы;
• распространить педагогический опыт педагогов по применению инновационных технологий в рамках реализации ФГОС.
Сложились прочные связи со многими ВУЗами региона, России, ближнего зарубежья. Они помогают в формировании социальных компетенций, расширяют возможности профориентационной работы
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
61
Инновации в образовательных учреждениях
с выпускниками 9-11 классов. Ежегодно из различных вузов страны - география очень велика - мы получаем благодарственные слова за наших выпускников. Например, Кокчетавский университет прислал Благодарственное письмо профессорско-преподавательского состава за воспитание выпускницы Алимтаевой Асем, которая получила государственный образовательный грант за отличную учебу.
Результаты социального партнерства широки - участие в окружном слете школьного лесничества «Лян-торец» - в партнерстве с куратором экологического движения, начальником Пимского и Сургутскго лесничества Продан Михаилом Михайловичем, представителем «Десанта» МКУ Сургутского района - Романом Валерьевичем Евпак.
Социальными партнерами проекта «Твори добро» по открытию объекта социального значения на территории городской больницы выступили директор рекламного агентства механизированных работ № 3 -Ислом Рахимович Рахимов, представитель больницы Кожухов Виктор Николаевич.
Ежегодные спортивные соревнования, чествования победителей олимпиад, Спартакиад, различных конкурсов, в которых принимают участие ученики и педагоги организуются и проводятся в партнерстве с общественностью в лице Депутатов Думы Сургутского района, Тюменской области. Это Сергей Валентинович Дубровин, Людмила Григорьевна Золотарева, Андрей Юрьевич Столбовой, Борис Николаевич Григорьев - председатель Сургутской районной общественной организации Ветеранов боевых действий, Александр Георгиевич Гузиков - начальник отряда государственной противопожарной службы, Ирина Валерьевна Коняхина и многие другие - активные, неравнодушные, ответственные люди, профессионалы, без которых социальное партнерство было бы невозможно.
О результатах социального партнерства, реализации программы «Родитель», социальных проектов можно прочесть в методических сборниках «Ступени», печатных изданиях различного уровня, которые публикуются с 1992 года.
Система государственно-общественного управления является динамичным объектом. Инициатива мотивации деятельности принадлежит педагогическому сообществу.
2. Формирование целостной модели
государственно-общественного управления через развитие общественно-активной школы
Для эффективности государственно-общественного управления необходима интеграция трех направлений, одним из которых является развитие педагогического сообщества [5,8]. Единая модель государственно-общественного управления рассматривается нами как цель государства, исходящая из федеральных, региональных документов, предполагаемых механизмов и обеспечения условий эффек-
тивности и мотивации. Эффективность решения любого вопроса зависит от совместных, продуманных действий, поставленных целей и задач. В коллективе разработана программа развития «Формирование ключевых компетенций на основе мониторинговых исследований», в которой определены стратегические ориентиры школы: развитие и формирование имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции муниципального образования; обеспечение условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения участников образовательного процесса.
Для решения поставленных задач разработан проект по созданию общественно-активной школы, материалы которого размещены на сайте школы. Цель данного проекта продиктована стремлением школы усилить ее социальную функцию, обеспечить развитие ученика и реализацию его потенциала. Главные направления проекта - демократизация, добровольчество, социальное партнерство. Нормативно-правовая база по разработке проекта включает федеральные, региональные, муниципальные документы, локальные акты образовательного учреждения. Проект рассчитан на четыре года (2012-2016) и реализуется в 3 этапа: ориентировочный, преобразующий, обобщающий. В результате реализации проекта ожидается получить положительные результаты для школы, для обучающихся, для педагогических работников, для родителей, а также для государства и общества (см. Приложение).
Коллектив Лянторской СОШ № 3 стремится стать ресурсным центром образовательных инноваций в Сургутском районе по направлениям: «Предшкольное образование», «Одаренные дети», «Общественно-активная школа», «Мониторинг образовательного процесса», «Экологическая программа», адаптация молодых специалистов через реализацию проекта «Стимул».
Основным результатом реализации проекта «Общественно-активная школа» является эффективность общественного участия в общем образовании и в управлении им, рост влияния общества на качество общего образования и его доступность для всех слоев населения, открытость для общественности.
Управление реализацией проекта «Общественно-активная школа» осуществляется директором школы, заместителями директора, председателем Управляющего совета, председателями родительских комитетов. В проекте указаны формы демократического управления и формы социального партнерства. Высшим представительным органом самоуправления школой является конференция. В состав участников конференции входят обучающиеся средней и старшей ступеней обучения, работники школы, родители, представители общественности. В период между конференциями высшим коллегиальным органом самоуправления является Управляющий Совет.
Педагогический совет как высшая форма самоуправления педагогического коллектива по необ-
62
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
ходимости проводится в расширенном составе с приглашением обучающихся, родителей, членов Управляющего совета, общественности. Представительные органы управления выполняют свои демократические функции, повышая мотивацию совместной деятельности. Системный характер в работе проявляется в поступательном взаимодействии всех структурных объектов государственно-общественного управления, начиная с методического объединения учителей-предметников - одной из форм самоуправления педагогических работников школы. Работа профессионального объединения нацелена на эффективное развитие компетенций педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания, улучшение высокого уровня обеспечения образовательного процесса, достижения образовательных результатов должного уровня. Эффективность работы методических объединений зависит от перспективного планирования деятельности по решению поставленных задач программы развития школы. Так, все методические объединения разрабатывают перспективный проект, который обеспечивает высокую профессиональную компетентность и формирование образовательного пространства по обеспечению оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования обучающихся по примеру методического объединения учителей общественных дисциплин. В паспорте проекта указана тема, направленная на реализацию программы развития: «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках общественных дисциплин и во внеурочной деятельности». Во втором разделе проекта дается общая характеристика членов методобъединения, далее раскрывается актуальность проблемы, теоретическое обоснование проекта, тема, цель, задачи. Основными направлениями деятельности являются: мониторинг уровня обученности и обучаемости, научно-исследовательская и инновационная деятельность, формирование ключевых компетенций учителя и обучающихся. По каждому направлению определены задачи и ожидаемые результаты, проект рассчитан на 4 года, в нем выделены три этапа.
Заседания методического объединения, проведение предметных недель, открытых уроков и внеклассных мероприятий - все подчинено единой цели и задачам. В проекте представлен перспективный подход к реализации методической темы каждого учителя. Например, деятельность Горохова Ф. С. направлена на формирование информационной, коммуникативной, кооперативной компетенций обучающихся на уроках общественных дисциплин, цели и задачи учителя созвучны с темой методического объединения и темой школы, учителем определен практический выход через представление опыта работы на заседаниях различного уровня и публикации в методических журналах.
Распространение опыта работы, повышение мотивации педагогической деятельности, высокого про-
фессионализма, общественного признания благородной профессии педагога проходит на ежегодных методических конференциях с обязательным приглашением членов Управляющего совета, родителей, общественности. Летопись представленных конференций позволяет проследить творческий подход в работе коллектива, нетрадиционную форму проведения, высокую мотивацию педагогов в работе педагогического форума под названием: «Полет в космос», «Пусть говорят», «Живая газета», «Мозаика золотой россыпи», «Портфолио», «Наша новая школа». Одной из традиций конференции является присуждение знака общественного признания отличившемуся за учебный год педагогу в номинации «Минута Славы». Имя победителя заносится на Доску Почета, которая оформлена в рекреации школы. Доброе слово учителю, сказанное в кругу коллектива - это стимул и рост мотивации по развитию общественно-активной школы. Особенностью создания школы является построение взаимоотношений с субъектами образовательного процесса от сотрудничества вообще к созданию демократического органа: Управляющего совета, родительских комитетов. Демократический уклад жизни коллектива понимается нами как школа, пронизанная добротой, пониманием, уважением, как школа где обеспечено равноправие, создан комфорт, приближенный к домашним условиям.
Тесное сотрудничество с родителями, общественностью приводит к тому, что в школу хотят приводить своих детей, родители чувствуют заботу о своих детях. При анкетировании 97% родителей дают положительную оценку организации учебно-воспитательного процесса.
В школе происходит смена поколений обучающихся одной семьи. Ученица 3 «А» класса Богданова Дарья провела со своим научным руководителем Поповой Ольгой Владимировной исследование по теме «История школы в истории моей семьи». На примере только одного 3 «А» класса виден высокий рейтинг коллектива с позиции желания учиться в нашей школе. Можно с уверенностью говорить, что школа - большая дружная семья со своими традициями, проблемами и победами. Достигаемое в процессе взаимодействия общественное согласие позволяет выстроить конструктивные взаимовыгодные отношения, способствующие дальнейшему развитию.
3. Самоуправление в школе
Школа стремится стать прообразом демократического общества, способствуя усвоению учащимися норм и навыков демократической жизни и переносу их в семейные отношении, в социум. Важнейшим признаком демократизма общественно активной школы является система самоуправления.
Современная образовательная политика нацеливает школу на выстраивание партнерских отношений с родителями и сообществом с целью максимального включения всех участников образовательного про-
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
63
Инновации в образовательных учреждениях
цесса в деятельность по управлению образовательным учреждением [3,7].
Работа по созданию системы государственно-общественного управления в нашем образовательном учреждении ведется с 2006 года.
С февраля 2007 года в школе начал работу Управляющий совет - коллегиальный орган школьного самоуправления.
Кому и зачем нужен школьный Управляющий совет?
• Управляющий совет нужен обучающимся для того, чтобы иметь гарантии для получения доступного и качественного образования.
• Управляющий совет нужен родителям обучающихся для того, чтобы условия для реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка в данной школе были наилучшими из возможных.
• Управляющий совет нужен работникам школы для того, чтобы условия предоставления образовательных услуг соответствовали бы современным требованиям
• Управляющий совет нужен администрации для того, чтобы иметь дополнительные ресурсы (кадровые, материальные, интеллектуальные и т.д.) для эффективного функционирования и инновационного развития школы.
• Управляющий совет нужен органу управления для того, чтобы обеспечить условия для заключения общественного договора между потребителями (родителями и детьми) и поставщиками (учителями и администрацией) образовательных услуг.
• Управляющий совет нужен местной общественности для того, чтобы активно влиять на повышение конкурентоспособности образовательных учреждений на данной территории.
Отсюда вытекают задачи Управляющего совета:
• улучшение жизни детей в школе;
• забота о безопасности, качестве школьного питания, комфортности школьной среды, об устройстве школьного быта;
• активизация участия обучающихся, родителей и общественности в школьной жизни;
• привлечения внебюджетных средств в школу;
• участие в оценке результатов и качества работы педагогов.
Под руководством председателя Управляющего Совета - Захарченко Оксаны Яковлевны осуществляют свою деятельность 4 комиссии: финансово-экономическая, образовательная, социально-правовая, комиссия по работе с родителями и общественностью.
Сегодня мы имеем ряд положительных факторов дальнейшего успешного развития ГОУ в образовательном учреждении: это и всесторонняя поддержка Департаментом образования Сургутского района, поддержка местными органами власти новых форм управления в системе образования, понимание администрацией школы и педагогическим коллективом перспективности этих форм. Это опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными пар-
тнёрами по разным направлениям деятельности, который можно развивать и переносить на более высокий уровень. У школы есть реальные достижения в развитии школьного самоуправления. Базовая модель школьного самоуправления включает в себя четыре подсистемы: ученическую; педагогическую; родительскую; соуправление педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Самоуправление строится на принципах, учитывающих важнейшие основания деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, обучающихся и их родителей). Эти принципы просты, понятны и доступны для всех субъектов школьной жизни. Принципы открытости и гласности, демократии и равноправия, гуманности, критики и самокритики, свободы, коллегиальности и персональности.
Основные функции школьного самоуправления:
• сбор, обработка и анализ информации;
• выявление и обмен мнениями по важнейшим направлениям функционирования школы;
• объективная оценка различных проектов и идей в ОУ;
• достижение согласия членов школьного сообщества по различным вопросам;
• координация взаимодействия всех школьных коллективов и объединений;
• социализация обучающихся;
• привлечения в помощь школе социальных партнеров;
• координация взаимодействия школы с государственными и общественными организациями.
Органы самоуправления педагогов, обучающихся и их родителей руководствуются следующими принципами:
• принимаемые решения не должны ущемлять интересы и права участников школьной жизни;
• каждый орган самоуправления наделен реальными властными полномочиями;
• взаимодействие строится на основе совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
Одной из главных целей развития школьного самоуправления мы считаем создание условий для самоуправления в классе и школе как фактора формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности с активной гражданской позицией, поэтому особое внимание уделяется ученическому самоуправлению.
Ученическое самоуправление является одной из составляющих государственно-общественного управления. Это форма организации жизнедеятельности коллектива, которая способствует более успешной социализации обучающихся. Роль ученического самоуправления заключается в том, что часть коллектива занимает активные позиции, руководит остальными, организовывает процесс и устанавливает отношения, тогда как некоторые оказываются в подчиненной роли. Важно, чтобы почти каждый смог побывать в роли лидера, успешно возглавить, организовать какое-либо дело. В результате обучающиеся осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.
64
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
В ОУ сложилась структура ученического самоуправления. Осуществляется преемственность деятельности учащихся на всех возрастных ступенях обучения. Работа Школьного объединения «Юность» направлена на реализацию комплексно-целевой программы «Школа - территория здоровья», которая включает в себя несколько подпрограмм: «Вокруг тебя мир», «Правильный выбор», «Зеленый свет», «Интеллект», «Здоровье», «Патриот».
Ученическое самоуправление сможет работать эффективно, если оно опирается на взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами. В результате совместной деятельности для достижения желаемого результата участники изучают возможности друг друга, готовность включиться в дело, материальные и технические ресурсы, заводят социальные знакомства. Учащимися осознается «эксклюзивная» полезность педагогов, которая заключается не только в обучении, но и в том, что они уникальные специалисты, способные реализовать интересные нужные проекты.
При совместной деятельности важно понятие общего вклада. Желание сделать вклад со стороны того или иного участника возникает только тогда, когда он испытывает доверие к образовательному учреждению и видит результат своих усилий. Доверие и результативность повышают интерес к сотрудничеству.
Общий вклад, заинтересованное сотрудничество достигается через проектную деятельность.
С 2006 года в школе реализованы такие социально значимые проекты как «Школа вожатого», «Комната дорожной безопасности», «Эколого-туристкая тропа», «Маска», «Твори добро», «Мой школьный двор». Все проекты - победители и призеры районного конкурса социальных проектов.
Реализация проектов способствует социализации обучающихся, так как создаются условия для применения ими гражданских знаний и умений в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.
Нашему обществу нужны грамотные, инициативные люди - лидеры, которые могут в дальнейшем построить демократическое общество, а для ребят, прошедших школу лидера, необходим успех. Таким образом, главный итог совместной деятельности - в успешности детей, ощущении ими своего роста и движения вперед, в овладении социальной компетентностью, связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.
Становление школьного самоуправления - это всегда поиск новых направлений деятельности, социальных партнеров, путей взаимодействия.
Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.
4. Публичный доклад как форма развития демократичного управления
Создание в школе структуры государственно-общественного управления делает её открытой обществу, становится прозрачной её образовательная и воспитательная деятельность, а это, в свою очередь, помогает преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей учеников как в школьную жизнь, так и в определённые механизмы управления школой.
Даже при самом продуманном механизме управления система в целом будет действенной и эффективной только в том случае, если будет обеспечена мотивация всех субъектов управления.
Составляющими мотивации, на наш взгляд, являются: системный подход в работе; различные формы поощрения и стимулирования всех субъектов; эффективность обратной связи.
Важнейшим инструментом обеспечения обратной связи, информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования, широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования является публичная отчетность [10].
В нашей школе она осуществляется через публичный доклад, сайт школы, методический журнал «Ступени», СМИ, школьную газету «Узнавай-ка», Всероссийские, региональные и муниципальные издания, Национальный Реестр. Публичность доклада выражается в обязательном его представлении общественности - родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицам - в виде отдельного издания, через СМИ, в Интернет через сайт школы.
Из публичного доклада родители смогут получить информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, условиях обучения, укладе жизни образовательного учреждения.
Ежегодный публичный доклад может быть использован для организации внешней оценки деятельности образовательной системы. Для этого необходимо после презентации доклада обеспечить получение обратной связи - отзывы, отклики, мнения и оценки по поводу содержащейся в докладе информации.
С этой целью организуется система мероприятий по получению обратной связи. Мы применяем традиционные формы получения обратной связи, в частности, анкетирование.
По прочтению текста доклада предлагается анкета, которая позволяет выяснить мнение читателей о результатах деятельности образовательного учреждения в текущем учебном году. Заполнение анкеты добровольное и анонимное. В анкету могут войти самые разные вопросы, касающиеся как оценки доклада, так и оценки образовательной системы школы. Результаты проведенного анкетирования показывают:
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
65
Инновации в образовательных учреждениях
Вопрос Да Нет Частично, выборочно
Вы прочитали доклад? 98% - 2%
Это первый публичный школы, с которым Вы ознакомились? 100%
Оказалась ли информация, представленная в докладе, интересной для Вас? 100%
Содержит ли доклад полезную для Вас информацию? 100%
Какой раздел доклада оказался для Вас наиболее интересным? Качество образования - 87% Кадровые ресурсы - 97% Фактические результаты - 64%
По каким важным для Вас вопросам информация в докладе не представлена совсем или ее недостаточно? Раскрыты в основном все интересующие вопросы - 98%
Понятным ли языком написан доклад? 95% Не совсем, встречаются непонятные термины, фразы, сокращения - 5%
Учтены ли мнения и пожелания, которые были высказаны родителями после публикации предыдущего доклада? 87% 11%
Стоит ли продолжать публикацию доклада в дальнейшем? 100%
О чем Вы хотели бы узнать из следующего доклада?
Какие еще предложения, замечания и комментарии относительно представленного доклада Вы хотели бы высказать?
Наиболее эффективно может быть использовано интервьюирование для выяснения мнения учащихся, родителей, педагогов, партнеров образовательной системы, что важно для коллектива и не может быть проигнорировано при принятии конкретных решений относительно деятельности учреждения в дальнейшем.
При подготовке публичного доклада мы руководствовались федеральными и региональными нормативными документами: Законом «Об образовании», Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 11 февраля 2011 года № 34-п «О форме публичного доклада в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования ХМАО-Югры», в котором утверждена форма и разделы доклада.
В принципе, они одинаковы во всех образовательных учреждениях:
• Введение - где обозначены цели и функции публичного доклада.
• Раздел 1. Общая характеристика образовательного учреждения
• Раздел 2. Тема цель и задачи в соответствии с Программой развития учреждения
• Раздел 3. Приоритетные направления развития школы на период с 2012 по 2016 гг.
• Раздел 4. Структура государственно-общественного управления школой
• Раздел 5. Режим работы
• Раздел 6. Реализация образовательных услуг
• Раздел 7. Качество образования. Результаты деятельности системы образования общеобразовательного учреждения
• Раздел 8. Условия обучения и эффективность использования ресурсов
• Раздел 9. Кадровые ресурсы
• Раздел 10. Результаты деятельности
• Приложения
Но каждая школа, конечно, имеет свое отличительное лицо. По публичному докладу можно проследить активность школы в социуме, достижения педагогов и учащихся, приносящих славу городу, району, эффективность реализации Программы развития.
С 2000 года школа является районной экспериментальной площадкой, с 2012 - стажировочной площадкой по преемственности детский сад - школа. С 2005 года реализуется программа «Предпрофильная подготовка и профильное обучение» через социально-экономический профиль. В 2012 году педагогический коллектив завершил работу по программе «Мониторинг образовательного процесса как средство
66
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
эффективности реализации образовательной программы».
За период работы по программе развития по данной теме неоднократно проводились экспертизы деятельности образовательного учреждения как очные, так и заочные, в которых отмечался высокий уровень реализации программ и подпрограмм по различным направлениям деятельности.
В связи с введением новых стандартов были определены новые задачи и направления деятельности, которые нашли свое отражение в долгосрочной программе «Формирование ключевых компетенций на основе мониторинговых исследований». Это: повышение качества учебной деятельности обучающихся; совершенствование качества педагогического персонала; модернизация управленческой системы школы; совершенствование воспитательной системы; ресурсное обеспечение.
Реализуя программу развития школы, педагогический и ученический коллектив достиг высоких показателей в различных образовательных областях. Педагоги школы - обладатели дипломов Всероссийского конкурса «Элита Российского образования» в различных номинациях («Лучшее учреждение образования - 2010»; «Лучший инновационный здоровьесберегающий проект»; «Успешное формирование предметных и универсальных способов действий у ученика -2010»; «Выдающемуся педагогу. Лучший урок- 2010»). Дипломом лауреата и золотой медалью отмечены в номинации «Лучшая организация внеклассного гражданского, патриотического и духовно- нравственного воспитания - 2012». Серебряной медалью Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры отмечена перспективная предшкольная программа «Десять-Я». В 2012 году Идрисова М. Б. занесена в энциклопедию «Одаренные дети - будущее России» в рубрике «Доска Почета».
По предложению Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образовательное учреждение включено в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России -2011, 2012», что означает признание лидирующей роли учреждения в развитии сферы образования региона и России в целом.
Образование и высокий квалификационный уровень педагогов является первоочередным условием в реализации национальной образовательной инициативы. В школе работает 82 педагога: с высшей и первой квалификационной категорией - 72%, квалификационный уровень которых успешно подтверждается в ходе аттестации.
Педагоги отмечены федеральными региональными и муниципальными наградами: «Заслуженный работник образования ХМАО -Югры», «Отличник народного образования», «Почетный работник общего образования», Почетной грамотой РФ, Почетной грамотой департамента образования ХМАО-Югры, Сургутского
района. Двенадцать педагогов получили дипломы общественного признания и занесены в энциклопедию «Золотой фонд кадров Родины».
В последние годы увеличивается количество молодых педагогов, в том числе благодаря созданию условий для их успешной адаптации. Сегодня в школе из 23 молодых педагогов работают 8 наших выпускников. Успешная адаптация осуществляется в ходе реализации программы «Стимул», системы наставничества и работы профессионального объединения «Школа молодого специалиста».
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» школа - победитель конкурса общеобразовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные инициативы, Предшкольная программа «Десять - Я» отмечена грантом губернатора ХМАО - Югры. В 2011 году школа - победитель окружной программы «Перспектива».
За высокий профессионализм педагоги отмечены грантами президента Российской Федерации, губернатора ханты-мансийского округа, становятся победителями конкурса «Лучший педагогический работник Сургутского района»; руководитель школы стал победителем конкурса «Лучший руководитель Сургутского района».
В 2012 году педагоги и учащиеся стали победителями муниципального конкурса «Одаренный учитель -одаренному ученику», Байгускарова Альмира удостоена премии губернатора ХМАО -Югры в номинации «За успехи в области науки и образования».
Педагоги школы - активные участники проекта «Школа цифрового века». Награждены почетными дипломами и грамотами проекта за применение в работе современных информационных технологий, использование цифровых предметно-методических материалов.
Опыт работы педагогического коллектива представлен на конференциях, конкурсах, семинарах, олимпиадах разного уровня, а также в печатных и сетевых изданиях различного уровня: сборниках материалов окружных научно-практических конференций «Знаменские чтения», «Муниципальное образование: инновации и эксперимент»; «Педагогическое мастерство»; Первое сентября; в научно-методических журналах «Управление качеством образования», школьном научно-методическом журнале «Ступени»; на образовательном сайте «Педагогическая планета» и др.
Высокий профессионализм педагогов, результативность их деятельности - это результат высокого уровня организации системы непрерывного образования, методической работы и профессионального объединения Школы мастерства.
Актуальным остается повышение уровня качества образования, его эффективность и доступность, овладение обучающимися ключевыми компетенциями и готовность к дальнейшему образованию и самоопределению.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
67
Инновации в образовательных учреждениях
Последние десять лет образовательное учреждение стабильно обеспечивает высокие результаты уровня обученности (до 47%) и обучаемости (99,9% -100%), 98% выпускников успешно проходят вступительные экзамены в различные вузы.
Сравнительные результаты уровня обученности и обучаемости по школе за 2009-2012 учебные годы
Одним из основных критериев качества образовательных услуг является применение независимой оценки качества образования. Итоговая аттестация показала, что 100% выпускников 9 классов справились с работой по русскому языку, математике и обществознанию.
В 2011 году 5 учеников получили аттестат особого образца, в 2012-4 выпускника.
Сегодня ЕГЭ уже безусловная реальность нашей работы, эффективное средство управления качеством образования, объективно оценивающее состояние образовательной системы. В 2012 году 59 человек проходили государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ. 88% сдавали ЕГЭ по выбору. Наиболее востребованными остаются обществознание, история, химия, физика, география, английский язык.
Набрали максимальное количество баллов (от 70 до 100) по русскому языку 5 человек (8%); по обществознанию - 2 (8%); по истории - 2 (18%); иностран-номуязыку-2 (100%).
По трем предметам средний балл выпускника выше районного показателя (история, иностранный язык, география).
Ежегодно наши ученики показывают высокий уровень знаний, набирая наивысшие баллы по району: 2011 год - Мавлянова Екатерина - 100 баллов русский язык; 2012 год - Мосина Татьяна - 89 баллов, английский язык.
Со дня основания (1986 год) школой выпущено 18 золотых и 61 серебряный медалист.
В рамках реализации программы «Одаренные дети» учащиеся школы ежегодно занимают призовые места во Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, дистанционных викторинах, интеллектуальных межпредметных марафонах и научно-практических конференциях, что является объективным показателем результативности.
В муниципальных олимпиадах школа не один год занимает лидирующие позиции в районе, например, в 2012-2013 уч.году завоеваны 58 призовых мест в муниципальном и 4 - в региональном этапах.
С каждым годом растет число участников и победителей научно-практических конференций различного уровня, интеллектуальных и творческих конкурсов. В 2012 году приняли участие 694 (72%) ученика, заняв при этом 123 призовых места. Во Всероссийском конкурсе «Умники и умницы» получила медаль Деменко Анна (11 класс). Учащиеся школы за проявленный талант и успехи в изучении наук и спорте занесены в энциклопедию «Лучшие людиРоссии».
Приоритетным направлением работы школы является сохранение и укрепление здоровья детей. Программа «Здоровье» удостоена Диплома лауреата Всероссийского конкурса «Элита Российского образования» в номинации «Лучший инновационный здоровьесберегающий проект».
Не создав в школе комфортную и здоровую среду, мы не можем сформировать облик современной школы.
Все учебные кабинеты нашей школы оснащены современными техническими средствами обучения: документ-камерами, системами голосования, мультимедийными устройствами, цифровыми образовательными ресурсам, позволяющими повысить у учащихся интерес к предмету, динамику процесса подачи и усвоения материала, дающие возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой в любых предметных кабинетах. 100% обучающихся обеспечены учебниками. Педагогический коллектив постоянно заботится о том, чтобы детям в школе было уютно и комфортно. Созданы все условия для творчества, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни.
Существующая система образования и воспитания в школе качественно удовлетворяет потребности социума, обеспечивая высокий имидж образовательного учреждения.
68
Инновационные проектыи программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
Приложение
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА»
Паспорт проекта
Полное название Учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3»
Место нахождения Учреждения Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, городское поселение Лянтор, г. Лянтор, микрорайон 3, строение 73.
Полное наименование проекта Общественно-активная школа
Заказчик проекта Родители, обучающиеся, педагогический коллектив
Разработчики проекта Луценко А.Н.- директор школы, Абрамовская Л. Н., Ващенко Г. А., Чиркова В. В.- заместители директора
Нормативно-правовая база для разработки проекта - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании»; - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; - Концепция государственно-общественного управления школой (под редакцией В. Бочкарева); - Модель «Российское образование - 2020»; - Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» (Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.); - Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; - Устав ХМАО - Югры; - Законы ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»: «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; - Закон ХМАО - Югры о государственно- общественном управлении в сфере общего образования ХМАО - Югры; - Устав МБОУ «ЛСОШ № 3»; - Локальные акты ОУ: «О структуре управления учреждением», «Об Управляющем совете», «О порядке кооптации членов Управляющего совета», «О комиссии Управляющего совета», «О порядке выборов членов Управляющего совета», «О социальном партнерстве», «О школьном родительском комитете», «Об ученическом самоуправлении».
Цель:
Получить социальный эффект, заключающийся в признании школы сообществом как участника инновационных преобразований социально-образовательного окружения.
Задачи:
1. Обеспечить оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах субъектов образовательного процесса.
2. Обеспечить инновационное развитие образовательного процесса.
3. Совершенствовать механизмы и повышать мотивацию взаимодействия субъектов государственно - общественного управления (далее по тексту ГОУ).
4. Обеспечить открытость деятельности образовательных учреждений и систем образования на разных уровнях;
5. Развивать подходы к привлечению дополнительного финансирования в ОУ и обеспечению общественного контроля за использованием средств.
Сроки реализации проекта: 2012-2016 гг. Этапы реализации:
1. Ориентировочный этап (2012-2013 гг.). Мотивационно-ценностное осознание необходимости развития
системы государственно-общественного управления и общественно-активной школы.
2. Преобразующий этап (2013-2014 гг). Данный этап предполагает реализацию стратегии государственно-общественного управления в новое качественное состояние, соответствующее ожиданиям современной общеобразовательной школы и общества в целом.
3. Обобщающий этап (2014-2016 гг.). Данный этап предполагает анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития государственно-общественного управления.
Управление реализацией проекта:
• Корректировка программных мероприятий осуществляется Управляющим советом школы. Управление реализацией проекта по развитию общественно-активной школы осуществляется директором школы, заместителями директора школы, председателем Управляющего совета.
Школа ориентирована на:
• вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики автономного округа;
• регулирование отношений взаимодействия механизмов ГОУ возникающих в процессе совместной деятельности;
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
69
Инновации в образовательных учреждениях
• создание благоприятных условий для инновационных процессов в образовательном учреждении;
• формирование положительного имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции муниципального образования.
Традициями школы являются:
• открытость образовательного процесса;
• уважение к личности ученика, родителя, педагога;
• стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
• создание условий для развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
• организация непрерывного образования обучающихся;
• признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;
• ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
• активное включение выпускников школы в образовательный процесс.
Концептуальное обоснование проекта
Основная идея проекта:
Наша школа - школа равных возможностей для всех субъектов образовательного процесса. Общественно-активная школа ориентируется на ценности, цели и механизмы демократии, активно использующая в своей деятельности добровольчество и партнерство.
Основные принципы реализации государственно-общественного управления и создания общественно-активной школы:
• законность, реализация и защита прав участников образовательного процесса;
• приоритетность для систем управления общим образованием качества образования и качества жизни обучающихся;
• добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении в сфере общего образования;
• сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе ГОУ, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления.
Формы демократического управления
Формы Направление деятельности
Конференция - Информирование общественности о решениях и деятельности органов управления. - Заслушивание публичного доклада, вопросов по соблюдению прав обучающихся на получение общего среднего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом. - Выборы органов самоуправления. - Согласование основных управленческих решений.
Управляющий совет (коллегиальный орган учреждения) - Согласование компонента образовательного учреждения, учебного плана, учебного графика, режима занятий, профилей обучения. - Решение о введении (отмене) в период занятий единой формы одежды для обучающихся и работников школы. - Рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала. - Заслушивание публичного доклада. - Содействие в привлечении ОУ средств из внебюджетных источников. - Участие в определении системы стимулирования качественного труда работников школы. - Согласование программы развития Учреждения. - Согласование списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе. - Заслушивание отчета директора Учреждения по итогам учебного и финансового года. - Осуществление контроля за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении. - Рассмотрение вопросов по локальным актам школы. - Рассмотрение вопросов о выдвижении участников конкурсов и иных форм поощрения обучающихся и педагогов.
- Собрание родителей - Собрание педагогических работников - Собрание работников образовательного учреждения - Профсоюзные собрания - Конференции обучающихся, педагогов - Информирование общественности о решениях и деятельности органов управления. - Заслушивание и обсуждение публичных отчетов. - Согласование с общественностью основных управленческих решений. - Формирование положительного имиджа образовательного учреждения. - Принятие Устава Учреждения, изменений и дополнений к нему. - Принятие решения о заключении коллективного договора. - Принятие решения об образовании представительного органа для ведения коллективных переговоров с руководителем Учреждения по вопросам заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением. - Принятие коллективного договора; - Избрание представителей работников Учреждения в комиссию по трудовым спорам Учреждения. - Выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избирание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. - Избрание представителей в Управляющий совет Учреждения.
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
продолжение табл.
Формы Направление деятельности
Общественное наблюдение Объекты общественного наблюдения: - процедура итоговой аттестации; - процедура лицензирования образовательных учреждений; - процедура содействия педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, муниципальной системы повышения квалификации; -изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, связанного со способами взаимодействия с обучающимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования; - овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; - совершенствование методики проведения уроков на основе формирования ключевых компетенций учащихся, метапредметного подхода в обучении.
Социальное партнерство - активизация общественной составляющей в управлении школой; - развитие активности педагогов, родителей, общественности в управлении школой; - развитие механизмов самоуправления школой; - расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности обучающихся.
Публичный доклад Основные функции публичного доклада: - привлечение дополнительного социального ресурса - доверия, поддержки (привлечение дополнительных материальных ресурсов); - ориентация общественности в особенностях организации образовательного процесса, уклада жизни школы, изменениях и нововведениях; - отчет о выполнении государственного и общественного заказа на образование; - привлечение внимания общественности и власти к проблемам школы; - получение общественного признания успехов школы, в том числе эффективности деятельности органа управления; - привлечение общественности к оценке деятельности школы, подготовке рекомендаций, принятию решений, планированию развития школы; - создание положительного имиджа ОУ; - публичная отчетность, - информирование общественности о состоянии дел и результатах деятельности образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты
В сфере общего образования обучающихся:
• Создание условий, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования посредством обеспечения и последовательной реализации бесплатного начального, основного и среднего общего образования.
• Отработка механизмов взаимодействия субъектов управления для создания условий, отвечающих меняющимся социальным и педагогическим условиям.
• Проектирование образовательного процесса на основе принципов развития творческой личности.
В сфере дополнительного образования обучающихся:
• Обеспечение доступности и равных возможностей получения дополнительного образования обучающимися.
• Обновление содержания и форм дополнительного образования детей.
В сфере воспитательной работы:
• Формирование духовно богатой, толерантной, физически здоровой, сознательной, социально-активной личности путем развития следующих направлений воспитательной работы:
• духовно-нравственное,
• гражданско-патриотическое,
• трудовое,
• физическое воспитание и спортивно-оздоровительная работа,
• художественно-эстетическое,
• экологическое просвещение и воспитание.
• Развитие комплексного подхода к детям в воспитательной работе, учет их интересов, профессиональной ориентации.
• Совершенствование демократического стиля руководства воспитательным процессом.
• Расширение самоуправления в школе, развитие традиций школы, совершенствование диагностики уровня воспитанности обучающихся.
В сфере информатизации образования:
• Участие в реализации государственных, федеральных, областных программ, касающихся информатизации системы образования.
• Использование информационных и коммуникативных технологий в обучении обучающихся и управлении школой.
• Совершенствование форм и методов работы с применением ИКТ. Внедрение в учебный процесс Интернет и новых цифровых технологий.
• Осуществление обратной связи государственно-общественного управления через: интернет-ресурсы - Сайт Национального Реестра, сайт школы; печатные изда-
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
71
Инновации в образовательных учреждениях
ния различного уровня, средства массовой информации, анкетирование и интервьюирование родителей, общественности.
В сфере инновационной деятельности:
• Совершенствование инновационной деятельности.
• Стать ресурсным центром образовательных инноваций в Сургутском районе по направлениям: «Предшкольное образование»; «Мониторинг образовательного процесса», «Экологическая программа», «Адаптация молодых специалистов через реализацию проекта «Стимул», «Одаренные дети», «Общественно-активная школа».
В сфере демократизации управления школой:
• Высокий уровень демократизации внутриорганизационной культуры школы, выражающийся в открытости и прозрачности принятия управленческого решения на всех уровнях.
Нормативно-правовое обеспечение государственно-общественного управления школой.
• Повышение эффективности управленческой деятельности школы за счет совершенствования системы информационного сопровождения.
• Повышение роли общественности в управлении школой.
• Развитие тесных контактов с социальными партнерами.
• Развитие родительской ответственности.
Продукт совместной деятельности:
• Проектирование образовательного процесса, образовательные программы.
• Реализация образовательного процесса, мероприятия.
• Взаимоподдержка, психологический комфорт партнеров.
• Методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.
• Обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов.
• Актуальность обратной связи и открытость каналов коммуникации.
• Результаты мониторинга изучения мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.
Ожидаемый эффект для школы:
• Модернизация образовательного процесса.
• Повышение качества образования.
• Демократизация управления.
• Рост конкурентоспособности школы в социуме.
• Повышение удовлетворенности образовательным процессом всех его участников.
• Открытость образовательного процесса для родителей, обучающихся, педагогов, общественности.
• Увеличение интеллектуальных и материальных инвестиций в образовательный процесс со стороны социума на основе договоров социального партнерства.
Ожидаемый эффект для обучающихся:
• Рост результативности обучения.
• Высокий уровень сформированности коммуникативной, социальной компетентности.
• Повышение конкурентоспособности ученика.
• Социальная адаптация обучающихся.
Ожидаемый эффект для педагогов:
• Рост профессиональной компетентности.
• Рост удовлетворенности результатами своей профессиональной деятельности.
• Повышение профессионального и личного статуса.
Ожидаемый эффект для родителей:
• Включение в оценку результатов образовательного процесса.
• Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг.
• Вовлечение родителей как полноправных социальных партнеров в управление школой.
Ожидаемый эффект для государства и общества:
• Получение положительного тиражируемого опыта работы коллектива по созданию общественно-активной школы.
• Получение полной информации о деятельности школы.
• Органичное вхождение выпускника в социальное окружение и участие в жизни общества.
Основным результатом реализации проекта «Общественно-активная школа» является эффективность общественного участия в общем образовании и в управлении им, рост влияния общества на качество общего образования и его доступность для всех слоев населения, открытость для общественности, населения автономного округа.
Литература
1. Баранов П. А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования // Управление качеством образования.- 2007.- № 2.- С.84-90.
2. Бывшеева М. В., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель события и содействия // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 1.
3. Гусаров В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой // Управление образованием.-2008.- № 4.- С.48-55.
4. Комолова В. А. Взаимодействие с социальными партнерами как одно из условий успешного развития образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 6.
5. Корнетов Г. Б. Общественно-активные школы // Школьные технологии. - 2012.- № 6.
6. Моисеев А. М. Стратегическое управление школой // Народное образование.- 2011.- № 7.- С.93-100.
7. Пронина Л. А. Управление в новых правовых условиях // Народное образование.- 2011.- № 5.- С.119-123.
8. Сергеева В. П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2002.144 с.
9. Туркина Л. В. Государственно-общественное управление образованием // Вестник образования.- 2007.- № 11.-С.23-29.
10. Фёклин С. И. Автономные, бюджетные и казённые образовательные учреждения. М.: Арсенал образования, 2011.- 160 с.
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4