МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х
народному творчеству - одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив свои национальные культурные ценности, можно понять идеалы других времен и народов.
Во время проведения уроков рекомендуется широко использовать такие виды фольклора, как песенки, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведь именно в этих жанрах особенным образом сочетаются слова, напевность, музыкальный ритм, метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Список использованной литературы
1. Артемов В. А. Очерк психологии речи / В.А. Артемов.- М.;1954 - с. 86
2. Мурашко Р.В. Воспитание культуры речи младших школьников на народных традициях / Р.В. Мурашко // Слово в контексте народной культуры: Материалы V Всероссийской научно - практической конференции. - Белгород: Белгородский РИПК и III 1С, 2008. - с.132 - 136.
3. Бабенко Л.Г. Актуальные проблемы русистики /Л. Г. Бабенко.- Екатеринбург: Проспект, 1997. - с. 10 .
4. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства / Ф.И. Буслаев.- СПб: Звезда, 1861. - с. 33
© Бассараб С.Н., Забусова Е.И., Летошникова С.А., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Детинина Виктория Дмитриевна студент биохимфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
РАЗРЕШЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТОВ
Аннотация
Рассмотрена дидактическая возможность обнаружения старшеклассниками ряда отклонений в расположении химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева и разрешения выделенных проблемных ситуаций под руководством учителя средней общеобразовательной школы на уроках химии.
Ключевые слова Периодический закон, атомный вес, масса и заряд атома, изотоп
Одним из выдающихся открытий XIX века является создание отечественным ученым Д.И.Менделеевым (1834 - 1907) в 1869 году периодической системы химических элементов [1].
Согласно периодическому закону Д.И.Менделеева, установленному эмпирическим способом, свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов [2].
После формулировки периодического закона Д.И.Менделеева и ознакомления с периодической системой химических элементов в табличной форме учитель химии выделяет старшеклассникам домашнее задание на обнаружение некоторых отклонений в расположении элементов в периодической системе в соответствии со сформулированным выше периодическим законом.
С изложенным выше домашним заданием по химии, приводящим к проблемным ситуациям, как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 06/2017 ISSN 2410-700Х_
правило, справляется одна треть старшеклассников средней общеобразовательной школы.
Из сообщений творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников следует проблемная ситуация: 1) аргон и калий (порядковые номера 18 и 19, относительные атомные массы 39,948 и 39,098 соответственно); 2) кобальт и никель (порядковые номера 27 и 28, относительные атомные массы 58,933 и 58,70 соответственно); 3) теллур и иод (порядковые номера 52 и 53, относительные атомные массы 127,60 и 126,9045 соответственно); 4) торий и протактиний (порядковые номера 90 и 91, относительные атомные массы 232,038 и 231,04 соответственно) занимают в периодической системе химических элементов места, не соответствующие их атомным массам.
Для разрешения возникшей проблемной ситуации по химии старшеклассникам приходится изучать научную литературу по периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, используя традиционные (библиотечные [3]) и телекоммуникационные (глобальная компьютерная сеть Internet [4]) источники научно-технической информации.
В серии научных работ 1911-1913 годов голландский ученый ван ден Брук (1870 - 1926) выдвинул гипотезу, согласно которой заряд ядра атома химического элемента численно равен порядковому номеру соответствующего элемента в периодической системе [5].
В 1913 году английский физик Г.Г.Мозли (1887- 1915) на основе выполненных им физико-химических экспериментов по установлению зависимости между частотой спектральных линий характеристического рентгеновского излучения и атомным номером излучающего элемента осуществил открытие о равенстве заряда ядра атома вещества порядковому номеру соответствующего химического элемента [6].
В настоящее время в радиохимии [7], изучающей физические и химические свойства изотопов, атомов химического элемента, отличающихся от другого атома того же элемента атомным весом, известно более трех тысяч.
Наличие в природе изотопов объясняет выявленное проблемной ситуацией расположение химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева. Очевидно, что атомный вес химического элемента тем меньше, чем больше в его состав входят легкие изотопы. Поэтому свойства химических элементов определяются не столько их атомными массами, а сколько зарядом атомных ядер.
Учитель химии обращает внимание школьников на то, что калий состоит из трех изотопов с атомными весами 39, 40 и 41, аргон — тоже из трех изотопов с атомными весами 36, 38 и 40. В изотопной смеси у калия преобладает более легкий изотоп (К), а у аргона — самый тяжелый (Аг).
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что создание и разрешение проблемных ситуаций на занятиях по химии позволяет повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников средней общеобразовательной школы Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С.119 - 124.
2. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.
3. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.
4. Каримов М.Ф. Свободный компьютерный доступ к научно-технической информации по химии // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - №2. - С. 108 - 111.
5. Broek A.J. The number of possible elements and Mendeléeffs «cubic» periodic system // Nature. — 1911. — Vol. 87. — P. 78.
6. Moseley H.G.W. The attainment of high potentials by the use of Radium. // Proceedings of the Royal Society,1913. - Vol. 88 (605): - P. 471 - 476.
7. Каримов М.Ф. Научные труды основоположников радиохимии А.Беккереля, П.Кюри и М.Склодовской-Кюри их значение в дидактике // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 5. - С. 80 - 86.
© Каримов М.Ф., Детинина В.Д., 2017