_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
девятнадцатом веке в спектроскопии вещества [4].
Решение основного дифференциального уравнения квантовой механики - уравнения Э.Шредингера позволяет выделить сферическую форму s-орбитали электрона атома, гантелевидную форму р-орбитали, форму двух гантелей, перекрещивающихся в двух узловых взаимно перпендикулярных плоскостях для d-орбитали.
В распределении электронов по атомным орбиталям, происходящим согласно принципу наименьшей энергии и законам квантовой механики, следует учителю химии вместе со старшеклассниками заметить ряд отклонений от линейного порядка в виде 1s < 2s < 2p < 3s < 3p < 4s < 3d < 4p < 5s < 4d < 5p < 6s < 5d ~ 4f < 6p < 7s < 6d ~ 5f < 7p. Как видно из выделенной последовательности, семейство d-элементов, включающее переходные элементы с большими практическими приложениями [5], имеет особенность заполнения электронами 3d-подуровня второго снаружи энергетического уровня после занятия электронами атома 4s-подуровня.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основанное на началах и законах квантовой механики изучение электронных семейств химических элементов старшеклассниками средней общеобразовательной школы способствует сближению сфер учебного и научного познания действительности у учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С.88 - 92.
3. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.
4. Каримов М.Ф. Развитие и освоение спектрального анализа вещества в нефтегазовом деле // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2006. - № 1. - С.54.
5. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.
© Каримов М.Ф., Никонова Н.А., 2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Т.В.Семенова студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ НАЧАЛ КВАНТОВОЙ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Спроектирован и реализован учебный процесс изучения старшеклассниками начал квантовой химии для повышения уровня обучения учащихся неорганической и органической химии.
Ключевые слова Квантовая механика, квантовые числа, спин, ковалентная связь.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
Современные химия и физика, описывающие, объясняющие и предсказывающие объекты, процессы и явления природы, определяющие научно-технический прогресс, основанный на достижениях квантовой механики и квантовой химии, составляют ядро содержания общего образования творчески целеустремленной, интеллектуально активной и научно компетентной учащейся молодежи двадцать первого века [1].
В первую четверть двадцатого века благодаря интеллектуальной и творческой деятельности выдающихся физиков и химиков научному сообществу стало понятно, что периодичность изменения свойств химических элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра (атомного номера элемента), обусловлена периодичностью изменения в строении электронной оболочки атомов [2].
С этого времени одной из основных задач химии стало изучение электронных оболочек атомов вещества.
В настоящее время учебники и учебные пособия физики для учащихся 7 - 11 классов, дидактическое и методическое сопровождение обучения старшеклассников химии в 8 - 11 классах в средних общеобразовательных школах включают в свое содержание квантовомеханические представления разной степени полноты, целостности и научности для описания, объяснения и предсказания естественных и искусственных объектов, процессов и явлений природы и технологий [3].
В седьмых и восьмых классах средней общеобразовательной школы учителям на междисциплинарной основе следует ознакомить учащихся на лекционных, практических и лабораторных занятиях по физике и химии с краткой историей становления и развития атомной теорией строения вещества [4], квантовой механики [5] и квантовой химии [6].
Начала дифференциального исчисления, изучаемые учащимися десятых классов средних общеобразовательных школ обеспечивают дидактическую возможность учителям физики и химии дать старшеклассникам представление об основном дифференциальном уравнении квантовой механики и квантовой химии - уравнении Эрвина Шредингера (1887 - 1961).
Дифференциальное уравнение Э.Шрёдингера, описывающее распространение волны вероятности нахождения микрочастицы в виде электрона, протона или атома в заданной точке пространства посредством волновой функции распределения вероятности, стало одним из основных предметов изучения настоящих и будущих физиков, химиков и математиков двадцатого века.
Решения временного и стационарного уравнений Шредингера позволяют научному сообществу ответить на основные вопросы квантовой химии, возникающие при описании, объяснении и предсказании объектов, процессов и явлений мира микрочастиц.
Квантовая химия, рассматривающая строение и свойства химических соединений и их реакционную способность на основе квантовой механики, использует для решения собственных теоретических и прикладных задач такие основные приближенные методы решения уравнения Шредингера, как адиабатическое приближение, одноэлектронное приближение и приближение молекулярной орбитали как линейной комбинации атомных орбиталей.
Дидактический опыт показывает, что выпускники средних общеобразовательных школ, изучившие начала квантовой механики и химии, совершают осознанный выбор для дальнейшего обучения естественно-математический, технический или технологический факультет высшего учебного заведения.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что изучение начал квантовой химии в средней общеобразовательной школы обеспечивает её выпускникам успешное продолжение их обучения в вузах естественно-математического или технического профиля.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29
2. Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С.88 - 92.
3. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070
4. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демокрита и ее значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3 - С. 67 - 70.
5. Каримов М.Ф. Химия как основа системно-структурно-функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 2 - С. 59 - 63.
6. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.
© Каримов М.Ф., Семенова Т.В., 2017
УДК37
Е.Е.Мелюханова
Учитель-логопед МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области» с.Пушкарное, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
В статье рассматривается важность развития фонематического слуха у дошкольников и школьников для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Описаны игры и упражнения.
Ключевые слова Фонематический слух, игры, звуки, различение звуков.
Одним из важных условий успешного обучения в школе у детей является развитый фонематический слух. Когда дети могут различать звуки речи между собой: звонкие - глухие, твердые - мягкие, шипящие -свистящие и соноры.
Для этого необходимо еще до поступления в школу обратить внимание родителей на состояние речевого слуха их детей. Если ребенок смешивает звуки, у него могут возникнуть ошибки не только в устной речи, но и на письме: замены звонких глухими [Б] на [П], твердых мягкими [С] на [С], шипящих свистящими и наоборот.
Для предупреждения и коррекции нарушений речевого слуха рекомендованы следующие игры, предложенные А.С. Гавриловой и др.:
Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Кто говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4-5 человек. Дети встают полукругом. Взрослый бросает кому-нибудь из детей мяч и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить как «разговаривает» данное животное и изобразить его.
Игра «Что за звук»
Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.
Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.
Ход игры. Можно играть вдвоем или с 3-5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети внимательно слушают и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе. Найденный звук