• диагностирования уровня сформированности «этнокуль-турности» личности, т. е. её существенных особенностей национального характера, этнической идентичности и самоконцепции в данной этнокультуре (стили вербального и невербального общения);
Библиографический список
• определение нормы, роли и правил, регулирующие общение; особенности социально-когнитивных и аффективных процессов коммуникативного поведения;
• рациональными приемами умственной деятельности учащихся.
1. Асадулаева Ф.Р, Караева С.А., Абасалиева Д.З. Родной язык как средство приобщения обучающихся начальной школы к национальным истокам. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5: 142 - 144.
2. Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку. Москва: Учпедгиз, 1957.
3. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. Москва, 1983.
4. Волков Г.Н. Все народы педагогики. Этнопедагогика калмыков и национальной школы. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию проф. О.Д. Мукаевой. Элиста, 1997.
5. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном регионе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 1999.
References
1. Asadulaeva F.R., Karaeva S.A., Abasalieva D.Z. Rodnoj yazyk kak sredstvo priobscheniya obuchayuschihsya nachal'noj shkoly k nacional'nym istokam. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5: 142 - 144.
2. Scherba L.V. Izbrannye trudy po russkomu yazyku. Moskva: Uchpedgiz, 1957.
3. Napol'nova T.V. Aktivizaciya myslitel'noj deyatel'nosti uchaschihsya na urokah russkogo yazyka. Moskva, 1983.
4. Volkov G.N. Vse narody pedagogiki. 'Etnopedagogika kalmykov i nacional'noj shkoly. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu prof. O.D. Mukaevoj. 'Elista, 1997.
5. Matis V.I. Teoriya i praktika razvitiya nacional'noj shkoly v polikul'turnom regione. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 1999.
Статья поступила в редакцию 08.05.16
УДК 378.02:37.016
Dorzhu N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
Oyun Yu.D., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
CREATION THE LEARNING EXERCISES BASED ON AN INSTRUMENTAL PROGRAM "HOT POTATOES". The article deals with the effective use of information and communication technologies in teaching foreign languages. Creation of electronic materials for teaching foreign languages is possible using the different programs. This article discusses the instrumental program "Hot Potatoes". The authors of the article make an electronic practicum based on this program for students of Tuvan State University majoring in "Pedagogical Education". Four different kinds of interactive activities are offered for understanding of educational material: JCloze - filling the gaps; JMatch - matching the words with their translation; JMix - creating jumbled-sentence exercises; JCross -crossword. Using such tasks made up on the basis of this program increases the students' motivation to learn a foreign language, allows the teacher to individualize work with students and to control their knowledge.
Key words: information and communication technologies, electronic resources, electronic practicum, instrumental programs, interactive tasks.
Н.С. Доржу, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл,
Е-mail: [email protected]
Ю.Д. Оюн, канд. филол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет,
г. Кызыл, Е-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ-ОБОЛОЧКИ «HOTPOTATOES»
Статья посвящена проблеме эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранных языков. Создание электронных материалов для обучения иностранным языкам возможно с использованием инструментальных программ-оболочек. В данной статье рассматривается инструментальная программа-оболочка «HotPotatoes». На основе этой инструментальной оболочки авторами статьи был составлен электронный практикум для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» ТувГУ. Для усвоения учебного материала по теме предлагаются 4 вида различных интерактивных заданий: JClouze - заполнение пропусков; JMatch - установление соответствий; JMix - восстановление последовательности в предложении; JCross - кроссворд. Применение заданий, разработанных на основе данной программы, в преподавании иностранных языков повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка, позволяет преподавателю индивидуализировать работу со студентами. Подобные задания можно использовать в обучении иностранным языкам для контроля знаний, для тренировки и обучения.
Ключевые слова:информационно-коммуникативные технологии, электронные ресурсы, электронный практикум, инструментальные программы-оболочки, интерактивные задания.
В настоящее время владение навыками эффективного использования информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) актуально в самых различных видах деятельности. Использование ИКТ получает всё большее распространение в преподавании иностранных языков. Многообразие существующих компьютерных учебных материалов - электронных словарей, справочников, мультимедийных обучающих программ, учебных и аутентичных материалов интернета, развитие средств
электронной коммуникации позволяет сделать процесс обучения иностранному языку максимально эффективным и ориентированным на реализацию целей межкультурной коммуникации [1, с. 4].
Иностранный язык как никакая другая дисциплина требует адаптации учебных материалов к конкретным образовательным потребностям обучающихся и условиям обучения. Особенно это актуально для обучения в вузах, где не только различается уро-
вень подготовки студентов, но и существует множество специальностей и специализаций подготовки, для каждой из которых должныиспользоваться соответствующиеучебные материалы [2, с. 112].
Миецифиыа лбечынияиноотраннемя ызыку стязаннтвыке с тем, что основной единицей учебной деятельности является уптвжне н ые.Знеоительн аяиасоиниражнен ий мыжетбыыя успешно выполнена с помощью ИКТ. Преподаватель иностран-нуго язвыааолыынуныты ни тольннпыдоОраоь тоотмытутвующио упражнения и задания на основе имеющихся ресурсов различ-неояойв - обичающие пон^у^ао^у.яовкоеб^, та, но и разработать собственные электронные учебные матери-алы[ф,и. ыеи
Важной особенностью специализированных электронных ресурсов в преподавании иностранного языка является интерактивность заданий. Интерактивность оакмючаеысо в ниобоодиыт-сти организации диалога с обучающимися посредством реали-зациоввзотжнотуи вв^орн ваоныитов с<^еы^>^ану ииуоаемугя материала и режима учебной деятельности [3, с. 103].
Moзмтнияэлзуоpуниыx мяоееонлов .цкыяУучения нносяоын-ным языкам возможно с использованием инструментальных данной ттооьн ыассматривается инстру-
ментальная программа-оболочка «HotPotatoes». Программа разрабатывалась в 1997-2004 гг. в Центре информационных технологюр в гуманыта° ном обрамюнаиои Унимерсииета Виктории, Канада. С помощью автономной оболочки «HotPotatoes» ммн<з Юоурианыов yпыт>кнeниЛдеыыcпoльзования
в глобальной и локальной сетях, а также в автономном режиме. ыирофатн/юпить независимых амoкк°,cпомoщьюкoторых создаются разные виды упражнений [1].
На яонозе пуыграыму|«НоЗРо(а1ие5» статьи был
составлен электронный практикум для студентов направления пoдготo°кииПeдвl"oгюуeякoе обраиовунид» MывГУ В практикуме используются тексты на английском языке по педагогической тематике: школы, колледжи, университеты Великобритании, России и США; обучение детей в Великобритании и России; подготовка учителей; учитель как личность; игры в жизни детей и др. Дйя уыюoe°мяу°eбоого мотеротла по темворедлягаются 4 вида различных интерактивных заданий:
0).тс.оое - зоынлнемие прятусков. В иу'^^ыт^зпртпущенных элементов использованы лексические единицы из вышеуказан-пых тeкттое.ЧеoДуlпуaвимунo°ыеолнияу знмтниу студенты читают весь текст, переводят данные выше текста слова и начинают заполнять пропуски [4].
Рис. 1.Пример задания на заполнениепропусков
Ф4йл t-Vi.i бий №бргм*» Серекс Спреем
е_ H:\Shj*rts\»WthU«(iil,htai J '< *i IP |?я
Й :: - ¿Н:\Яи4МЦКг«<РСгк«1.... ®СижлгтететуNil:'Л 1... X
Слова к тексту N21: "A letter to Ann Kuznetsova from her English pen-trlend Kate Hudson " Установление соответствии
HaftflMTe npaBnrfcHoa coo тветствие (перевод руссиий) данных слов
Проверить [
pay W н
library ?■?? а
wear Г??
parents ??? ы
independen г??
funds !??? в
finance 1??? LJ
individual wt rk П1 а
group work Г)? У
private im к
Проверить |
Гото iltimiw« , - 1304t ■
- ......... .............-
Рис. 2. Пример задания на установление соответствий
■Мня
0. HfeUdvMUmtm I MID -]., «1 |P,
« 18 ■ tfrctStufattlKraAKrosl.... Й Слом* тексту Ю L 'A lea... ecu« m i«T« "A Utt-. x
Слева из текста: "A Letter" Порядок слов
Составьте предложение с превильным порядком слав наямлв "Проверить", итсвы уэнать ваплы Проверить Кзчеть здндад I
I wu I PI Fl
Рис.З.Примерзаданиянаустановлениепорядкаслов
Задание к кроссворду
Щёлкните курсором по цифре. Впишите правильное слово в образовавшееся окошко, пользуясь определениями на английском языке внизу кроссворда. Заполните кроссворд. Затем нажмите кнопку "Проверить" и узнайте свои баллы.
По горизонтали:
2. A particular type of clothing worn by all the members of a school (ответ: school uniform).
4. A room that you have lessons in at a school or college (ответ-classroom).
5. Someone who is old enough to be considered legally responsible, and can for example vote in elections and get married without their parents' permission (ответ-adult).
9. Confident and able to do things by yourself in your own way, without wanting help or advice from other people (ответ-independent).
10. A teacher in a British university or college (ответ-tutor).
По вертикали:
1. Someone who is being taught, especiallyachild(ответ-pupil).
3. Work that a student at school is asked to do at home (от-вет-homework).
4. Young persons from the time they are born until they are aged 14 or 15 (ответ-children).
7. The father or mother of a personoran animal(ответ:parent). 6. A period of time in which students in a school are taught a
particular subject (ответ-lesson).
8. To have something such as clothes, shoes or jewellery on your body (ответ-wear).
Рис.4.Примеркроссворда поизученнойлексике
2) - установление соответствий. Данные упражнения используются для повторения и заучивания слов из текста [4].
3) ЛМЛх - восстановление последовательности в предложении. Данное упражнение предназначено для закрепления грамматической темы: «Порядок слов в предложении» [4].
4) JCross - кроссворд. Для повторения изученной лексики, орфографии слов студентам предлагается разгадать слово по его дефиниции [4].
Все упражнения, разработанные на основе программной оболочки HotPotatoes, выполняются в режиме самоконтроля. Результат выполнения заданий оценивается в процентах, неудачные попытки приводят к снижению оценки. Студенты имеют возможность проанализировать свои достижения или неудачи. В случае неудачи они могут выполнить предложенные задания снова. Разнообразие представленных упражнений имеет целью усвоение и закрепление учебного материала по различным темам.
Внедрение средств информационных технологий позволяет решить такие актуальные для методики обучения иностранным языкам проблемы как: проблему контроля, индивидуализации и комфортности обучения иностранным языкам, нелинейной подачи информации, учёта разных типов восприятия при обучении иностранным языкам, отсутствия языковой среды. Использование средств информационных технологий позволяет обеспечить изучение иностранного языка в индивидуальном темпе, повысить самостоятельность и ответственность студента, выстроить
Библиографический список
обучение иностранным языкам в соответствии с интересами и целями каждого студента, ввести в обучение иностранным языкам межкультурный компонент [5, с. 129].
Итак, применение заданий, разработанных на основе инструментальной программы-оболочки «HotPotatoes» повышает мотивацию студентов к изучению языка, позволяет преподавателю индивидуализировать работу со студентами, а также использовать эти задания для контроля знаний, тренировки и обучения.
1. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании иностранного языка. Новосибирск, 2008.
2. Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка. Новосибирск, 2005.
3. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. Москва, 2009.
4. Доржу Н.С., Оюн Ю.Д. Электронный практикум для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» по теме «Education». Кызыл: Издательство ТувГУ, 2015.
5. Хакимова А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Альманах современной науки и образования. 2012; 1 (56): 129.
References
1. Bovtenko M.A. Informacionno-kommunikativnye tehnologii vprepodavaniiinostrannogo yazyka. Novosibirsk, 2008.
2. Bovtenko M.A. Professional'naya informacionno-kommunikacionnaya kompetenciya prepodavatelya inostrannogo yazyka. Novosibirsk, 2005.
3. Titova S.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii vgumanitarnom obrazovanii: teoriya ipraktika. Moskva, 2009.
4. Dorzhu N.S., Oyun Yu.D. 'Elektronnyj praktikum dlya studentov napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» po teme «Education». Kyzyl: Izdatel'stvo TuvGU, 2015.
5. Hakimova A.A. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2012; 1 (56): 129.
Статья поступила в редакцию 04.05.16
УДК: 373.5.03:51
Ivanova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Primary Education, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Bugaevа A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Education, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Skriabina A.G., senior teacher, Department of Teaching Methods of Mathematics, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY. The objective of the article is a review of scientific literature on the subject of formation of independent cognitive activity, especially in the course of teaching mathematics to humanity students. The concepts of "activity", "independence", "cognitive activity" are clarified in terms of Russian philosophers, psychologists and educators. The paper gives subject requirements on federal state educational standards of the secondary (complete) general education. The article describes the work of math scientists and educators, who have studied the problem of teaching mathematics to students of humanities. Research on the formation of independent cognitive activity of humanity students using various forms and methods of teaching mathematics is described. Conclusions on formation of independent cognitive activity among students are formulated on the basis of scientific and educational literature. The author present results of experimental work on the use of the identified approaches to the formation of independent cognitive activity of students, who major in humanities. It is shown that the organization of independent cognitive activity of the students in teaching mathematics confirms the reliability, effectiveness and impact of research.
Key words: activity, cognitive activity, independence, federal state educational standard.
А.В. Иванова, д-р пед. наук, проф. каф. начального образования, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.Г. Скрябина, ст. преп. каф. методики преподавания математики, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью статьи является обзор научной литературы формирования самостоятельной познавательной деятельности, в частности при обучении математике учащихся-гуманитариев. Уточнены понятия «активность», «самостоятельность», «познавательная активность», «деятельность» и «познавательная деятельность» с точки зрения отечественных философов, психологов и педагогов. Приведены предметные требования по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В статье рассмотрены работы ученых-педагогов математиков, исследовавших проблему обучения математике учащихся гуманитарных классов. Описаны исследования по формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся гуманитарных классов с помощью разных форм и методов обучения математике. На основе изучения научно-педагогической литературы сформулированы выводы по формированию самостоятельной познавательной деятельности у учащихся-гуманитариев. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации выявленных подходов к формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев. Показано, что организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев классов при обучении математике подтверждает достоверность, действенность и результативность проведенной работы.