УДК 37.02, 372.8 ББК 74.48
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ
I
Е.Р. Кирколуп, О.В. Кирколуп, С.С. Лескова, Н.П. Пупырев, Н.В. Трухачева
Аннотация. Статья посвящена вопросам образовательной значимости систем управления учебным процессом, а также роли интерактивных форм обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин. В ней рассматриваются результаты использования системы Moodle на занятиях и во внеаудиторной работе, в том числе во время самостоятельной работы студентов. Примеры использования системы Moodle при изучении информатики и французского языка, приведенные в статье, подтверждают, что усвоение студентами материала дисциплин одинаково эффективно как при обсуждении материала в аудитории с преподавателем, так и в процессе обсуждения, совещательной активности и выполнении интерактивных заданий на базе платформы Moodle, мотивирующих студентов к познавательной деятельности. Рассматривается важность использования LMS в процес-се обучения на современном этапе развития интерактивных форм взаимодействия преподавателей и студентов.
72 Ключевые слова: электронное обучение, интерактивное взаимодействие, Вики в Moodle, HotPot, JMix, JCross.
ORGANIZATION OF INTERACTIVE COMMUNICATION IN E-LEARNING
IE.R. Kirkolup, О.^ Kirkolup, S.S. Leskova, N.P. Pupyrev, N.V. Trukhacheva
Abstract. The article is devoted to the issues of educational importance of the management systems of the learning process, as well as to the role of interactive forms of training in teaching individual academic disciplines. It also deals with the results of using Moodle in and out of classes including students' self-study. Examples of the use of the Moodle system in the study of informatics and the French language, given in the article, confirm that mastering by students the material of the disciplines is equally effective both in
the discussion of the material in the lecture room with the teacher, and in the process of discussion, deliberative activity and performing interactive tasks based on the Moodle platform that are motivating students to cognitive activity. The importance of using LMS in the learning process at the present stage of the development of interactive forms of interaction between teachers and students is considered
Keywords: e-learning, interactive communication, Wiki-page in Moodle, HotPot, JMix, JCross.
Электронное обучение (e-leam-ing) становится неотъемлемой частью современной образовательной системы и благодаря новым возможностям в обеспечении доступа к образовательным информационным ресурсам, организации управления образовательными процессами, организации новых форм образования с использованием систем дистанционного обучения обеспечивает расширение возможностей традиционной образовательной системы и, соответственно, способствует повышению качества образования [1, с. 52]. Благодаря тому, что электронное обучение интегрирует в себе дистанционную и традиционную форму организации учебного процесса на основе использования информационных технологий в образовании, его широко внедряют в традиционных университетах [2; 3, с. 72]. Переход к электронному обучению обуславливает использование современных педагогических технологий, активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятель-ностных и диалоговых формах познания [4, с. 91]. В данном случае интерактивный подход подразумевает, что центральным звеном образовательного процесса является взаимодействие, а обучение выступает в
качестве управления взаимодействием. Такой подход расширяет возможности обучения в дидактическом, развивающем и воспитательном планах, облегчает и увеличивает эффективность усвоения материала при работе в студенческой группе, особенно при обучении иностранных студентов, повышает мотивацию студентов к обучению, ведь именно мотивация придает образовательному процессу направленность, избирательность, динамичность и осмысленность. С этой точки зрения, использование электронного обучения является универсальным средством комплексного воздействия на студента через сочетание концептуальной, наглядной, справочной, тренажерной и контролирующей составляющей.
Электронное обучение является наглядной формой интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей. Сам термин «интерактивное взаимодействие» используется и в отечественной, и в зарубежной литературе. Многие авторы нередко связывают интерактивное взаимодействие с информационными технологиями, дистанционным обучением, использованием электронных учебников, справочников, Интернет-ресурсов, работой в режиме онлайн [5; 6, с. 72; 7, с. 7]. Интерактивное взаи-
73
модействие в узком смысле слова — это обмен текстовыми командами и ответами пользователя с программой. В широком же смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных средств и методов в реальном времени. То есть интерактивное взаимодействие может быть реализовано в форме обмена текстовыми или голосовыми сообщениями, аудио- или видео-диалога, группового решения ситуационных задач или совместной работы в одном электронном приложении и т.д.
Очень часто интерактивность рассматривают в узком смысле слова [7, с. 7-9; 8, с. 5-11] и связано это, в частности, с разработкой информационных систем, которые должны правильно и главное быстро реагировать на различные действия пользователя. Тем не менее, в педагогической литературе интерактивность практически всегда рассматривается в широком смысле. Традиционно интерактивность принято делить на три вида [6, с. 72-74; 9, с. 1-6]: 74 Студент - контент (содержимое) — это взаимодействие между обучающимся и предметом изучения на самом нижнем (внутриличност-ном) уровне. Данный вид интерактивности определяет интеллектуальное взаимодействие обучающегося с предметом, в результате которого повышается его интеллектуальный уровень. Этот вид взаимодействия условно называют «внутренней дидактической беседой».
Студент - преподаватель - не менее важный вид интерактивности, к которому стремится большинство обучающихся. При таком виде взаимодействия преподаватель разраба-
тывает необходимый учебный материал, и все время стимулирует (поддерживает интерес) студента к изучению материала, мотивирует к обучению, усиливает и сохраняет его интерес к предмету, в частности побуждая к принятию самостоятельных решений.
Студент - студент — этот вид взаимодействия между обучаемыми осуществляется как в присутствии преподавателя, так и без его участия в реальном времени. Данный вид интерактивности может происходить в какой-либо образовательной группе и является достаточно ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающим.
Однако в настоящее время выделяют еще два вида интерактивности [10, с. 362-364]:
Преподаватель - контент (содержимое) — этот вид взаимодействия становится все более важным компонентом в деятельности преподавателя в связи с необходимостью постоянного выбора, разработки и применения открытых образовательных ресурсов. Преподаватели, в зависимости от своих возможностей и требований, предъявляемых к учебным ресурсам, могут сами выбирать различные средства для создания учебного контента. Это могут быть как простые средства, например, вики-страницы, GoogleDocs и т.д., так и более сложные системы управления обучением или системы управления обучением и учебным контентом (Learning Management Systems — LMS, Learning Content Management Systems — LCMS), например, WebTutor, ДОЦЕНТ, ATutor, Moodle, ILIAS и другие.
Преподаватель - преподаватель -данный вид интерактивности стал
значимым в эпоху развития Интернет- и веб-технологий, когда появились возможности для различных форм взаимодействия между преподавателями: интерактивные, онлайновые формы социальной и профессиональной сети, образовательные порталы и многое другое. Все эти технологии позволяют современным преподавателям быть в курсе событий, обмениваться опытом, повышать свой уровень мастерства и т.д.
Внедрению электронного обучения в вузах Алтайского края сопутствовали изучение международного опыта и мнения участников образовательного процесса. В частности, прежде чем начать использовать е-1еагт^ в медицинском университете, был проведен анкетный опрос среди студентов первого курса, который показал, что 69% студентов одобряют внедрение е-1еагш^ в учебный процесс медицинских вузов, а 77% респондентов хотят работать в LMS, находясь у себя дома для подготовки к занятиям. Кроме этого, сравнивались (в основном через веб-сайты) учебные планы медицинских факультетов и кафедр Германии, Австрии, Швейцарии и России [11—13]. Далее было проведено исследование эффективности использования LMS в учебном процессе — исследовалась способность студентов изучать доклинические дисциплины в пределах компьютерного обучения и на основе сети (СВТ / WBT). В ходе ис( следования проводился анкетный опрос 160 участников проекта, при этом предметные знания студентов проверялись тестами.
В результате проведенного исследования было выявлено, что значительное большинство студентов
первого курса, 67% от общего количества, обладает достаточными компьютерными навыками и признает преимущества диалогового и мультимедийного учебного материала, 12% испытывают недостаток в основных компьютерных навыках, они сомневаются в целесообразности внедрения e-learning. Также исследование показало важную роль качества учебных курсов и методических рекомендаций для успеха e-learning, blended learning и учебного процесса в целом. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд требований, которые важно учитывать при внедрении электронного обучения в учебный процесс и при выборе LMS / LCMS:
• должна быть реализована возможность хранения и загрузок большого количества учебных материалов;
• должна быть реализована возможность перемещения учебных материалов из одного курса в другой;
• должна быть реализована возможность создания тренировочных заданий, «пробных контрольных работ», тестов и пр.;
• должна быть реализована возможность наполнения курсов муль-тимедиаматериалом;
• должна быть реализована возможность подключения внешних приложений, например, виртуальных лабораторий, больниц и др.;
• системы должны обладать разнообразием элементов для создания учебных материалов, чтобы можно было охватить как можно больше интересов пользователей.
Следует отметить, что на качестве учебного материала, реализованного посредством электронных курсов, необходимо сфокусировать максималь-
75
76
ные усилия. При этом в данной области существует еще много нерешенных проблем, связанных с анализом дидактических свойств электронных учебных материалов и разработкой методик их применения в учебном процессе. Однако решению этих проблем способствует активно развивающаяся в последние годы электронная дидактика (е-^аШса) [13; 14].
Приведем примеры реализации интерактивного взаимодействия в LMS МооШе. Для этого в данной системе можно использовать такие элементы, как форум, чат, обмен вложенными файлами с преподавателем, обмен личными сообщениями, Вики, HotPot и другие. С помои щью этих элементов можно организовать различные виды деятельности обучаемых, например, научно-исследовательскую, самостоятельную работу, консультации к экзаменам и другие [15, с. 102].
Рассмотрим использование элемента интерактивного взаимодействия «Форум» при проведении занятий по дисциплине «Информационная безопасность». Преподаватель, используя данный элемент, предлагает студентам поучаствовать в обсуждении темы, связанной с информационной безопасностью в системе национальной безопасности Российской Федерации, а студенты, в свою очередь, пишут на форуме свои мысли по заданной теме. Следует отметить, что в МооШе элемент «Форум» может быть настроен таким образом, что за участие в нем студенты могут получить определенное количество баллов. Приведем в качестве примера отрывок форума по данной теме:
Преподаватель: «Предлагаю обсудить следующий вопрос: Имеются
ли в современном законодательстве документы регламентирующие предоставление недостоверной (однобокой) информации о текущем состоянии организации, комитета, региона, государства, то есть предоставление различными органами неправдивой информации о своей деятельности (нередко и через СМИ)? Если такие документы имеются, то перечислите их. Если же таких документов нет, попытайтесь предсказать их появление в ближайшее время».
Елена А.: «В Кодексе РФ об административных правонарушениях имеется статья 5.39. Отказ в предоставлении информации. В ней говорится: «Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации». Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Также к статье прилагаются комментарии, с ними можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке http://kodeks-ob-admin-pravonarusheniyah.com/statya-5-39-ot kaz-v-predostavlemi-mformacii/».
Марина С.: «В настоящий момент в связи с сильным влиянием СМИ и отсутствием цензуры являются актуальными вопросы о контроле за достоверностью и правдивостью публикуемых сведений. Поэтому необходимы механизмы, которые бы защищали честь, достоинства и деловую репутацию граждан в случае опубликования в СМИ недостоверных порочащих сведений. С одной стороны, Конституция РФ закрепляет право
на выражение своего мнения, свободу мысли и слова, также Закон РФ «О средствах массовой информации» дает журналисту право получать и распространять информацию, при этом журналист имеет право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах. С другой стороны, различные международно-правовые акты допускают определенные законные ограничения свободы слова, например, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Защитить честь, достоинства и деловую репутацию граждан можно несколькими способами: использовать внесудебный порядок (ст. 43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации»), уголовно-правовой порядок (ст. 272, 274 УК РФ) или обратиться в суд за защитой нарушенных нематериальных благ, прав в порядке гражданского судопроизводства».
Еще одним интересным, по мнению авторов статьи, элементом интерактивного взаимодействия является HotPot. HotPot позволяет преподавателям создавать интерактивные учебные материалы и просматривать отчеты о результатах деятельности студентов. Одиночный активный элемент HotPot состоит обычно из необязательной страницы входа, одного упражнения и необязательной страницы выхода. Упражнение может быть статической или интерактивной веб-страницей, на которой студентам доступны текстовые, аудио- и визуальные подсказки. Упражнение создается с помощью специальных программ (HotPotatoes, iSpring) и затем загружается в Moodle.
На сегодняшний день HotPot один из инструментов, активно вне-
дряемых в среду Moodle особенно в высшем образовании, где необходимость дистанционного обучения продиктована наличием заочной и вечерней форм обучения, при которых большая часть интеракции студентов и преподавателей происходит посредством сети Интернет, а для очных занятий не предусмотрено большое количество часов. Представленные формы работы наиболее эффективны при реализации самообразования и могут быть использованы на разных этапах обучения: при введении нового материала, при тренировке его использования в коммуникативных целях или при контроле изученного материала с целью оценки его освоения [16, с. 179].
Помимо основных видов упражнений, похожих на уже имеющиеся в Moodle (такие как JCloze - заполнение пропусков, JMatch — установление соответствий, JQuiz — викторина — вопросы с множественным выбором ответа), HotPot имеет свои уникальные виды упражнений особенно популярные среди преподавателей иностранных языков (такие как '' JCross — кроссворд и JMix — восстановление последовательности). В каждом из этих заданий у учащихся есть возможность воспользоваться подсказкой, если самостоятельно выполнить задание не получается. Кроме того, при неудовлетворительном для студента результате теста он может пройти его заново и попытаться улучшить результат. Правда, обе эти удобные для обучающихся дополнительные функции при использовании автоматически снижают итоговую отметку на определенное количество процентов. И, как показывает практика, ни подсказка, ни повтор-
78
ное прохождение теста не используются студентами именно по этой причине.
JMix — удобный для преподавателей-лингвистов тип упражнений, тем не менее, не исключается использование JMix в интересных упражнениях и для естественно-научных предметов. Например, строгие формулировки теорем в математике, определения в химии или физике [17, с. 35]. Приведем пример: при отработке и закреплении лекси-ко-грамматического материала по французскому языку в магистратуре, в частности, для отработки порядка слов вопросительных и отрицательных предложений, нами используется JMix. Задания подобного рода очень удобны тем, что правильные формы слов уже представлены в тексте задания, хотя и в ложном порядке. Студентам необходимо в соответствии с коммуникативной задачей восстановить их порядок перетаскиванием слов мышью в нужной последовательности. Выполнение заданий JMix не требует специальной подготовки и затраты большого количества времени у студентов, а их разработка — у преподавателей.
В то время как автоматическое оценивание позволяет наблюдать и фиксировать насколько успешно закрепляются навыки студентов, отрабатываемые при прохождении определенной темы. Пример задания JMix, использованного в системе Moodle, приведен на рисунке 1:
Особый интерес у студентов языковых вузов, особенно младших курсов, вызывает выполнение задания JCross. Преподавателю необходимо подготовить сетку кроссворда и список вопросов в программе HotPot — что не требует больших усилий и с лихвой вознаграждается благодарными студентами, которые получают возможность проверить свои знания по пройденному материалу в необычной форме. Как правило, задания JCross используются нами при проверке усвоения лексического материала, хотя возможны варианты с контролем усвоения грамматических явлений, таких как число и род имен существительных, временные формы глаголов и пр. В частности, при изучении темы «Профессии» на 1-м курсе бакалавриата французского отделения студентам было предложено разгадать кроссворд, по резуль-
Remettez. « Mots mêlés.
Mettez les parties de la phrase en bon ordre et appuyez sur "vérifier" pour vérifier vos réponses. SI vous avez des problèmes appuyez sur Indice pour découvrir le mot suivant.
Recommencer
Рис. 1. Пример использования HotPotJMix в системе Moodle при отработке порядка слов во
французском предложении
татам которого выяснилось, что лексические единицы по заданной теме были усвоены студентами в целом хорошо на 75%.
Не менее интересным с точки зрения выполнения и проверки является задание, выбранное для отработки новой лексики французского языка по теме «Характер». Студентам 1-го курса бакалавриата французского отделения было предложено совместно потрудиться над вики-страницей. Вики — это среда для совместной работы на базе WWW, позволяющая любому посетителю сайта управлять его информационным наполнением. «Wikiwiki» по-гавайски означает «быстро». Модуль Вики способствует совместной работе студентов над письменным проектом. В виду того, что Вики проста в использовании, она организует неформальную дискуссию ее участников. Все изменения, вносимые в Вики, никогда не удаляются и могут быть восстановлены в любой момент [18, с. 162]. Данный вид работы позволяет студентам совместно работать над проектами. Каждый из участников курса может вести редактирование в любое удобное для него время, пока задание доступно для выполнения: добавлять новую информацию, удалять ненужную, исправлять имеющуюся. Большим плюсом Вики является то, что студентам совсем не обязательно знать язык программирования, а достаточно навыков работы с текстовыми редакторами. Каждый из участников-создателей играет одинаково важную роль при разработке общего проекта. Преподаватель, в свою очередь, дает определенное задание, он начинает создание вики-страницы и задает
цели и задачи совместной работы. Студенты же могут вносить свои предложения по работе с ней.
В результате совместной работы над проектом «Идеальный характер» студентам удалось охарактеризовать идеального человека, выделив отдельные требования к мужчинам и женщинам. Примечательно то, что из достаточно объемного списка в более чем 35 характеристик ни одна из них не повторилась. Студенты активно использовали не только языковые средства, но и аутентичные картинки по заданной теме, найденные в сети Интернет на французских сайтах. Преподавателю же сразу стали очевидны успехи каждого из студентов в освоении языкового материала по теме «Характер», так как в истории редактирования вики-страницы можно проследить за тем, как работал каждый из студентов над заданным проектом. Для доведения проекта до совершенства преподавателем была произведена корректировка лексики и грамматики. Результатом этой групповой работы явился документ, фрагмент которого 79 представлен на рисунке 2.
Современные студенты, которые иногда не очень охотно общаются по какой-либо учебной теме с преподавателями в учебной аудитории, раскрывают свои таланты в коммуникациях друг с другом. Так, например, на занятиях по медицинской информатике в качестве педагогического эксперимента была организована дискуссия о применении экспертных систем в медицине. После того как студенты ответили на предлагаемые тесты, пообщались с преподавателем, им было предложено обсуждение вопроса на форуме «Существуют
ли на Ваш взгляд преимущества у экспертных систем в медицинской практике? Каковы они?». Студенты проявили разнородность суждений и разный уровень компетентности в данной области. Или другой пример, в рамках того же курса по теме «Телемедицина» на 3 курсе лечебного факультета в МооШе был загруе жен анонимный рентгеновский снимок с определенной патологией. Эксперимент так и назывался «Помоги коллеге». К снимку прилагалась краткая история болезни, и требовалось помочь «коллеге» в постановке диагноза. При этом не ставилась задача оценить знания студентов по лучевой диагностике. Задача была проследить за активностью студентов, их мотивацией, коммуникацией. В эксперименте участвовали 114 человек. Студенты отвечали не на форуме, а в такой категории занятий, как «задание», что исключало сильное влияние чужого мнения. Наблюдения показали, что у студентов были сформулированы собственные выводы. Когда ответы 80 были отправлены на оценивание, то они были обсуждены по небольшим
группам и в группе в целом с критическими замечаниями и дополнениями. Студенты проявили высокую заинтересованность, и эти обсуждения проходили в очень эмоциональной атмосфере.
После полученного положительного опыта использования интерактивных элементов, реализованных в МооШе, были разработаны и внедрены в учебный процесс комплекты методических и интерактивных материалов для лабораторных занятий по физике и медицинской технике. В комплекты включены лабораторные работы по следующим темам: «Радиоактивность. Ионизирующее излучение», «Изучение возбуждения нервного волокна на компьютерной модели», «Изучение свойств миографических сигналов», «Построение аудиограммы с помощью компьютерного аудиометра», «Магнито-резо-нансная томография», «Постпроцес-синговая обработка медицинских изображений», «Изучение электрической активности сердца человека», «Изучение дисперсии импеданса моделей биологической ткани», а также иллюстративный материал в ви-
Рис. 2. Пример использования Вики в системе Moodle для выполнения проектной работы по теме «Характер»
де таблиц, диаграмм, рисунков и видеоинструкции по выполнению работ. Таким образом, у студентов появилась возможность дополнительно обращаться к материалам лабораторных работ для подготовки к занятию или для написания отчета.
В заключение отметим, что приведенные примеры показывают далеко не все возможности реализации интерактивного взаимодействия с помощью системы Moodle, существус ют и другие интересные формы взаимодействия, например, видеоконференции или онлайн чаты, они не менее эффективны, а зачастую и более интересны, только их реализация более сложная в техническом плане. Обязательное условие проведения видеоконференции и онлайн чатов — одновременное присутствие всех участников курса на сайте дистанционного обучения, что является проблематичным в особенности во внеаудиторное время.
Каждый из инструментов Моойе предназначен для реализации интерактивного взаимодействия и стимулирует интерес обучающихся к освоению нового или закреплению пройденного материала. И если изначально с помощью Моойе можно было не в полной мере осуществлять перечисленные виды интерактивного взаимодействия, то в настоящее время, благодаря поддержке этой системы, количество интерактивных элементов и возможностей взаимодействия в ней заметно увеличилось и, скорее всего, будет расти в будущем. Сегодня каждый вид интерактивного взаимодействия может реализовываться как при проведении занятий, так и при подготовке к ним и осуществлении текущего и итогового контроля.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голенова, И.А. Использование системы дистанционного обучения Moodle как средства повышения уровня подготовки студентов медицинского вуза [Текст] / И.А. Голенова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 8. -С.52-56.
2. Гребенюк, И.И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России [Текст] / И.И. Гребенюк, Н.В. Голубцов, В.А. Кожин и др. - М., 2012 [Электронный ресурс] - URL: http://www. monographies.ru/ra/book/section?id=4715 (дата обращения: 15.09.2016).
3. Веряев, А.А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения [Текст] / А.А. Веряев, А.А. Ушаков // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8 (123). - С. 72-75.
4. Комарова, И.В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения [Текст] / И.В. Комарова // Вестник ОГУ - 2012. - № 2 (138). -С. 90-96.
5. Ермакова, Л.И. Интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом педвуза в условиях педагогической практики / Л.И. Ермакова, Г.М. Янюшки-на // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1 [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5477 (дата обращения: 17.09.2016).
6. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст] / И.М. Ибрагимов / Под ред. А.Н. Ковшова. - М., 2007. - 336 с.
7. Bieber, Christoph. Interaktivität: ein trans-disziplinärer Schlüsselbegriff [ТехЦ / Christoph Bieber, Claus Leggewie (Hg.). -Frankfurt/New York, 2004. - 348 р.
8. Wiberg Mikael Interaction per se: understanding «the ambience of interaction» as manifested and situated in everyday & ubiquitous IT-use // International Journal of Ambient Computing and Intelligence. - 2010. -Vol. 2, Issue 2. - 26 p.
82
9. Moore, Michael G. Three Types of Interaction [Text] / Michael G. Moore // The American Journal of Distance Education. - 1989.
- Vol. 3. - № 2.
10. Handbook of distance education / edited by M.G. Moore. - New York and London, 2013.
- 752 p.
11. Drucker, P. Education at a distance [Text] / P. Drucker // ED Magazine and ED Journal.
- 2001. - Vol. 15. - № 9.
12. Eitel, F. Die Studienreform ist tot, es lebe die Studienreform [Text] / F. Eitel // Med. Ausbildung. - 1993. - 10/2.
13. Trukhacheva, N. Blended-learning strategy in the Altay state medical university [Text] / N. Trukhacheva, N. Pupyrev // Studies in Health Technology and Informatics, Ser. "Large Scale Projects in eHealth: Partnership in Modernization - Proceedings of the EFMI Special Topic Conference, EFMI STC 2012". - 2012. - Рр. 72-75.
14. Trukhacheva, N. Tchernysheva S. E-Learn-ing-Plattform MOODLE für die Medizinausbildung in der Altaier Medizinische Universität (Russland) - weitere Aufbau und Perspektiven [Text] / N. Trukhacheva, N. Pupy-rev // Moodlemoot. - 2011. - С. 174-176 [Электронный ресурс] - URL: https://www. edaktik.at/moodle/mod/data/view.ph-p?d=8&rid=154 (дата обращения: 20.09.2016).
15. Кирколуп, Е.Р. Организация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время средствами системы дистанционного обучения Moodle [Текст] / Е.Р. Кирколуп // Актуальные задачи педагогики: Материалы III Междунар. науч. конф. (г Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 101-104.
16. Кирколуп, О.В. Использование платформы Moodle как формы контроля при обучении французскому языку в магистратуре [Текст] / О.В. Кирколуп // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (4). - С. 178-180.
17. Гусаров, А.А. Создание электронных тестов в среде HotPotatoes [Текст] / А.А. Гусаров, В.К. Иванов, Г.С. Прокофьева. -Тверь: ТвГТУ, 2012. - 48 с.
18. William, H., Rice IV, Moodle. E-leaming course development [Text] / H. William. -Packt Publishing, 2006. - 247 p.
REFERENCES
1. Goljonova I.A., Ispolzovanie sistemy distan-cionnogo obuchenija Moodle kak sredstva povyshenija urovnja podgotovki studentov medicinskogo vuza, Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika, 2013, No. 8, pp. 52-56 (in Russian)
2. Grebenjuk I.I., Golubcov N.V., Kozhin V.A., Analiz innovacionnoj dejatelnosti vysshih uchebnyh zavedenij Rossii, I Moscow, 2012, available at: http://www.monographies.ru/ru/ book/section?id=4715 (accessed: 15.09.2016). (in Russian)
3. Verjaev A.A., Ushakov A.A., Jelementy distan-cionnogo obuchenija (setevogo vzaimodejstvi-ja) v uchebnom processe obshheobrazovatel-nogo uchrezhdenija, Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012, No. 8 (123), pp. 72-75. (in Russian)
4. Komarova I.V., Interaktivnoe obrazovatel-noe vzaimodejstvie podrostkov v processe obuchenija, Vestnik OGU, 2012, No. 2 (138), pp. 90-96. (in Russian)
5. Ermakova L.I., Janjushkina G.M., Interaktivnoe vzaimodejstvie mezhdu prepoda-vatelem i studentom pedvuza v uslovijah pedagogicheskoj praktiki, Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovanija, 2012, No. 1, available at: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=5477 (accessed: 17.09.2016). (in Russian)
6. Ibragimov I.M., Informacionnye tehnologii i sredstva distancionnogo obuchenija, ed. A.N. Kovshova, Moscow, 2007, 336 p. (in Russian)
7. Bieber Christoph, Leggewie Claus (Hg.), Interaktivität: ein transdisziplinärer Schlüsselbegriff, Frankfurt/New York, 2004, 348 p.
8. Wiberg Mikael Interaction per se: understanding "the ambience of interaction" as manifested and situated in everyday & ubiquitous IT-use, International Journal of Ambient Computing and Intelligence., 2010, Vol. 2, Issue 2, 26 p.
9. Moore Michael G., Three Types of Interaction, The American Journal of Distance Education,, 1989, Vol. 3, No. 2.
10. Handbook of distance education, ed. M.G. Moore, New York and London, 2013, 752 p.
11. Drucker P., Education at a distance, ED Magazine and ED Journal, 2001, Vol. 15, No. 9.
12. Eitel F., Die Studienreform ist tot, es lebe die Studienreform, Med. Ausbildung, 1993, No. 10/2.
13. Trukhacheva N., Pupyrev N., Blended-learn-ing strategy in the Altay state medical university, Studies in Health Technology and Informatics, Ser. "Large Scale Projects in eHealth: Partnership in Modernization, Proceedings of the EFMI Special Topic Conference, EFMI STC 2012", 2012, pp. 72-75.
14. Trukhacheva N., Pupyrev N., Tchernysheva S., E-Learning-Plattform MOODLE für die Medizinausbildung in der Altaier Medizinische Universität (Russland) - weitere Aufbau und Perspektiven, Moodlemoot, 2011, pp. 174-176, available at: https://www.edak-tik.at/moodle/mod/data/view.php?d=8& rid=154 (accessed: 20.09.2016).
15. Kirkolup E.R., "Organizacija dejatelnosti uchashhihsja na urokah i vo vneurochnoe vremja sredstvami sistemy distancionnogo obuchenija Moodle", in: Aktualnye zadachi pedagogiki: Proceedings of the IIIrd International Conferencematerialy (Chita, fevral 2013 g.), Chita, Molodoj uchenyj, 2013, pp. 101-104. (in Russian)
16. Kirkolup O.V., "Ispolzovanie platformy Moodle kak formy kontrolja pri obuchenii francuzskomu jazyku v magistrature", in: Pedagogicheskij opyt: teorija, metodika, praktika : Proceedings of the IVrd International Conferencematerialy (Cheboksary, 30 okt. 2015 g.), V 2 vols., Vol. 1, ed. O.N. Shi-rokov, Cheboksary, Interaktiv pljus, 2015, No. 3 (4), pp. 178-180. (in Russian)
17. Gusarov A.A., Ivanov V.K., Prokofeva G.S., Sozdanie jelektronnyh testov v srede HotPo-tatoes, Tver, 2012, 48 p. (in Russian)
18. William H., Rice IV, Moodle. E-learning course development, Packt Publishing, 2006, 247 p.
Кирколуп Евгений Романович, кандидат технических наук, доцент, кафедра строительных конструкций, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, [email protected]
Kirkolup E.R., PhD in Engineering, Associate Professor, Building Constructions Department, Polzunov Altay State University of Technology, [email protected]
Кирколуп Ольга Валерьевна, ассистент, кафедра французского языка, Алтайский государственный педагогический университет, [email protected]
Kirkolup O.V., Assistant Lecturer, French Language Department, Altay State Pedagogical University, [email protected]
Лескова Светлана Сергеевна, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра физики и информатики, Алтайский государственный медицинский университет, leskova_sveta@ mail.ru
Leskova S.S., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Physics and Informatics Department, Altay State Medical University, [email protected]
Пупырев Николай Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики и информатики, Алтайский государственный медицинский университет, [email protected]
Pupyrev N.P., PhD in Education, Associate Professor, Physics and Informatics Department, Altay State Medical University, [email protected]
Трухачева Нина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики и информатики, Алтайский государственный медицинский университет, [email protected]
Trukhacheva N.V., PhD in Education, Associate Professor, Physics and Informatics Department, Altay State Medical University, [email protected]
83