Научная статья на тему 'Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета'

Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2150
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития предприятия / стратегический учет / транспортное предприятие / железнодорожный транспорт / сценарий развития / внешняя среда / конкурентное преимущество / development strategy of a company / strategic accounting / transport enterprise / railway transport / development scenario / external environment / competitive advantage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Графова Татьяна Олеговна, Горбик Дарья Александровна

Актуальность. Статья посвящена актуальной теме стратегии развития транспортных предприятий и ее влияния на формирование стратегического учета на предприятии. Методы исследования. В процессе работы изучены сценарии развития отрасли согласно «Транспортной стратегии на период до 2030 года» и проведен сравнительный анализ стратегий развития для различных видов транспорта. Рассмотрены процесс построения стратегии, лежащий в основе стратегического учета; цели, методика и механизм стратегического учета, влияние внешних факторов на формирование стратегии предприятия. Исследованы различные виды стратегического учета железнодорожной отрасли. Результаты. Определены основные направления развития транспортной отрасли в РФ и особенности стратегического учета на железнодорожном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Графова Татьяна Олеговна, Горбик Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE STRATEGY FOR THE TRANSPORT INDUSTRY ENTERPRISE AS A BASIS OF BUILDING STRATEGIC ACCOUNTING

Significance. The article covers an important subject of the development strategy of transport enterprises and its influence on the formation of strategic accounting of the company. Research methods. In the process, we studied the development scenario of the industry according to “The Transport Strategy of the Russian Federation for the Period until 2030”, and we made a comparative analysis of development strategies for various transportation modes. The authors also studied the following issues: the process of generating a strategy underlying strategic accounting; the goals, methodology and mechanism of strategic accounting; the influence of external factors on the generation of a strategy. We investigated various types of strategic accounting of the railway industry. Result. As a result, we identified the main directions of development in the transport industry in the Russian Federation and the features of strategic accounting of the railway enterprise.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета»

RESEARCH

R Е S U L Т I

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

УДК 338.47

DOI: 10.18413/2409-1634-2017-3-4-18-32

Графова Т.О.1 Горбик Д.А.2

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА

1) Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», проспект Буденновский, 20, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия, [email protected] 2) ФГБОУ ВО Ростовский государственный университет путей сообщения, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, Россия,

dasha608@yandex. т

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной теме стратегии развития транспортных предприятий и ее влияния на формирование стратегического учета на предприятии.

Методы исследования. В процессе работы изучены сценарии развития отрасли согласно «Транспортной стратегии на период до 2030 года» и проведен сравнительный анализ стратегий развития для различных видов транспорта. Рассмотрены процесс построения стратегии, лежащий в основе стратегического учета; цели, методика и механизм стратегического учета, влияние внешних факторов на формирование стратегии предприятия. Исследованы различные виды стратегического учета железнодорожной отрасли.

Результаты. Определены основные направления развития транспортной отрасли в РФ и особенности стратегического учета на железнодорожном предприятии.

Ключевые слова: стратегия развития предприятия; стратегический учет; транспортное предприятие; железнодорожный транспорт; сценарий развития; внешняя среда; конкурентное преимущество

Tatyana O. Grafova 1 Daria A. Gorbik 2

DEVELOPMENT OF THE STRATEGY FOR THE TRANSPORT INDUSTRY ENTERPRISE AS A BASIS OF BUILDING STRATEGIC ACCOUNTING

1) Rostov Branch of the State Educational Institution of Higher Professional Education "Russian Customs Academy", 20 Budennovsky Ave., Rostov-on-Don, 344002, Russia, [email protected]

2) Rostov State Transport University, 2 Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya

Sq., Rostov-on-Don, 344038, Russia, [email protected]

Abstract

Significance. The article covers an important subject of the development strategy of transport enterprises and its influence on the formation of strategic accounting of the company.

Research methods. In the process, we studied the development scenario of the industry according to "The Transport Strategy of the Russian Federation for the Period until 2030", and we made a comparative analysis of development strategies for vari-

RESEARCH

R Е S U L Т I

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

ous transportation modes. The authors also studied the following issues: the process of generating a strategy underlying strategic accounting; the goals, methodology and mechanism of strategic accounting; the influence of external factors on the generation of a strategy. We investigated various types of strategic accounting of the railway industry.

Result. As a result, we identified the main directions of development in the transport industry in the Russian Federation and the features of strategic accounting of the railway enterprise.

Keywords: development strategy of a company; strategic accounting; transport enterprise; railway transport; development scenario; external environment; competitive advantage

Введение

Транспортная система является материальной базой общественного разделения труда и осуществляет различного рода связи между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающими и обрабатывающими предприятиями, экономическими районами и населением. Она оказывает воздействие на весь процесс расширенного воспроизводства, продолжительность производственного цикла, производственные запасы и влияет на создание и развитие территориально-производственных комплексов. От качества работы транспорта зависит не только экономическое положение самого транспорта, но и рациональное функционирование, развитие всех обслуживаемых им сфер экономики.

Главные цели и задачи находят свое отражение в «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года». Согласно этому документу существуют два сценария развития транспортной отрасли: минимальный и максимальный. Минимальный вариант предусматривает совершенствование отрасли, основанное на инерционном им-портоориентированном технологическом варианте развития экономики. Он включает в себя энерго-сырьевой сценарий развития экономики, но с учетом сохранения промышленного подъема, привлечения новых месторождений природных ресурсов, совершенствования и стимулирования транзитного потенциала страны. Максимальный вариант основан на стремлении занять лидирующие позиции в ряде основ-

ных научно-технических областей и фундаментальных исследований. Это сценарий инновационного роста, включающий в себя реализацию конкурентных преимуществ в ряде наукоемких секторов [5].

В Транспортной стратегии предусмотрены консервативный (энергосырьевой) и инновационный вариант развития. Инновационный вариант считается основным в расчете на долгосрочную перспективу развития страны и подразумевает большое количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок

(НИОКР). Этот вариант предусматривает формирование предпосылок для инновационного развития, роста конкурентоспособности, повышения качества жизни населения [4].

Материалы и методы исследования. В таблице приведен сравнительный анализ стратегий развития для различных видов транспорта.

Стратегия развития водного транспорта в качестве ведущих целей выделяет следующие: способствовать перераспределению грузопотоков с наземного транспорта на внутренний водный транспорт (ВВТ), что должно привести к сбалансированному развитию транспортной системы; стимулировать увеличение конкурентоспособности ВВТ в зависимости от других видов транспорта; увеличить доступность и качество оказываемых на ВВТ услуг по сравнению с другими видами транспорта; обеспечить исполнение социальной функции ВВТ по перевозке пассажиров; увеличение уровня безопасности на ВВТ.

Т-Т Д Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия

Т~>"СО'\ Т ПИ- Т А Т транспортной отрасли как основа построения стратегического учета

1 // Научный результат. Экономические исследования. - Т.З, №4,2017

RESEARCH RESULTl

Сравнительный анализ стратегий развития различных видов транспорта Comparative analysis of the development strategies of different types of transport

Таблица Table

Виды Концепция

стратегий по Типы стратегий Миссия Цели Задачи Индикаторы Инерционная Инновационная Ожидаемые результаты

отраслям

- экономическая; Обеспечение Перераспреде- Задачи нацелены на 14 индикато- Улучшение Рост потенци- Снижение удель-

« о и - правовая; экономичной, ление грузопо- повышение пропуск- ров, основны- качественных ала переклю- ных транспортных

- социальная; безопасной, токов с назем- ной способности; ми из которых параметров чения с авто издержек; ускоре-

о а - технологиче- энергоэффек- ных видов развитие инфра- являются: по- внутренних транспорта на ние социально-

о S ская; тивной и эколо- транспорта на структуры; рост кон- вышение про- водных пу- ВВТ; улучше- экономического

- структурная; гичной перевоз- внутренний курентоспособности пускной спо- тей, но на не- ние качествен- развития регионов;

« - маркетинговая. ки грузов на водный (ВВТ) по отношению к дру- собности; по- достаточном ных парамет- рост транзитных

3 я большие рассто- и рост его кон- гим видам транспор- вышение без- уровне ров внутрен- перевозок по вод-

ч о PQ яния и перевозка курентоспо- та; разработка и реа- опасности, них водных ным путям; сниже-

пассажиров собности. По- лизация мер государ- экологичности; путей; осу- ние аварийности и

« о труднодоступ- вышение до- ственной поддержки развитие пере- ществление отрицательного

я <D Рч ных районов ступности и возок на соци- стратегиче- воздействия транс-

качества услуг, повышение безопасности на ВВТ. ально значимых маршрутах. ских инвестиционных проектов портной системы на окружающую среду

RESEARCH

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

- экономическая; Экономически Развитие эф- Поставленные задачи 17 индикато- Будет про- Привлечение Увеличение коли-

- социальная; эффективная фективной ин- связаны с обеспече- ров, основны- должаться средств для чества действую-

- технологиче- сеть авиаперево- фраструктуры, нием гарантии госу- ми из которых выбытие развития аэро- щий аэропортов;

ская; зок включающая обеспечение дарства в защите являются: чис- аэродромов дромных ком- обеспечение до-

- экологическая; в себя полное доступности и национальных инте- ленность аэро- из реестра; плексов; мо- ступности и каче-

'S - обеспечение использование качества услуг; ресов в области без- дромов; регу- объем инве- дернизация ства услуг для

« а t-г безопасности. транзитного по- повышение опасности; создание лярность пас- стиций не всех возмож- населения; повы-

тенциала стра- уровня без- инфраструктурных сажирских меняется, а ных ресурсов шение безопасности

со О ны; удовлетво- опасности и условий для опере- авиаперевозок; значит ре- и снижение вредно-

м рение потребно- снижение жающих темпов ро- уровень без- структуриза- го воздействия на

стей населения в вредного воз- ста; повышение до- опасности ция объектов окружающую среду

безопасных воз- действия на ступности услуг для инфраструк-

душных пере- окружающую населения туры продол-

возках среду жится в том же темпе

- инновационная; Эффективное Возрастание Задачи направлены 18 индикато- Учитывает Экономиче- Будет сформирова-

- экономическая; удовлетворение мобильности на: модернизацию и ров, основны- экспортносы- ский рост за на инфраструктур-

- инвестиционная; рыночного спро- населения и развитие инфра- ми из которых рьевой сцена- счет реализа- ная основа для

- обеспечение са на транспорт- оптимизация структуры; обеспе- являются: гу- рий развития, ции конку- обеспечения терри-

« безопасности; ные услуги; по- товародвиже- чения условий без- стота транс- открытие рентных пре- ториальной целост-

- технологиче- вышение гло- ния; повыше- опасного движения портной сети; внутренних имуществ рос- ности; обеспечен

I * ская; бальной конку- ние конкурен- поездов с нужными скорость до- рынков гото- сийской эко- приток инвестиций;

о а о - логистическая; рентоспособно- тоспособности скоростями и нагруз- ставки грузов; вых товаров, номики в тра- увеличена плот-

о - ресурсная. сти; достижение и снижение ками; снижение обеспечение недостаточ- диционных и ность железных до-

Я со финансовой совокупных уровня издержек и доступности ную конку- новых, науко- рог; увеличена ско-

« устойчивости и издержек повышение инвести- для населения рентоспособ- емких отрас- рость и надежность

* обеспечение со- транспортной ционной привлека- ность перера- лях доставки грузов;

циальной ответ- отрасли тельности; повыше- батывающих возрастет степень

ственности биз- ние уровня качества производств. комфортности и

неса и безопасности перевозок скорость пассажирского сообщения

RESEARCH

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

- правовая; Предоставление Удовлетворе- Задачи направлены 18 индикато- Дальнейшее Рост объемов Улучшение показа-

- экономическая; качественных ние потребно- на обеспечение до- ров, основны- снижение перевозок; со- телей качества, до-

- технологиче- автотранспорт- стей инноваци- ступности и качества ми из которых экономиче- здание муль- ступности и без-

ская; ных услуг насе- онного, соци- услуг; повышение являются: про- ской эффек- тимодальных опасности транс-

« - обеспечение лению; безопас- ально- уровня безопасности; тяженность тивности пе- транспортно- портных услуг для

я безопасности; ная и своевре- ориентирован- формирование инте- дорог; пропус- ревозок; рост логистических населения; более

Л п я - экологическая; менная доставка ного развития грированной техно- каемость до- перегружен- комплексов; полная реализация

ю о - управленческая; грузов экономики в логической и инфор- рог; средний ности дорог; внедрение эф- транзитного потен-

о - кадровая. конкуренто- мационной среды возраст авто- высокий уро- фективных циала; удовлетво-

н и способных, функционирования парка вень рисков инструментов рение потребностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< качественных и автотранспорта; раз- управления и экономики и обще-

безопасных витие кадрового по- организации ства в качественных

транспортных тенциала. дорожным и конкурентоспо-

услугах. движением. собных услугах ав-

тотранспорта.

Т-Т Д Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия

---------- транспортной отрасли как основа построения стратегического учета //

Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

РЕЗУЛЬТАТ

: Е 5 Е л R С Н

Преимущества ВВТ над другими видами транспорта в том, что водный транспорт имеет низкую себестоимость перевозок массовых грузов и у него есть возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы; высокую энергоэффективность и низкий уровень издержек на развитие инфраструктуры.

Основными задачами развития водной транспортной системы являются:

- увеличение пропускной способности внутренних водных путей;

- модернизация инфраструктуры;

- развитие связей с правительственными органами, внедрение мер по поддержанию со стороны государства развития перевозок ВВТ и обеспечения условий их выполнения;

- обеспечение конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов ВВТ;

- совершенствование системы документооборота, создание информационной среды мультимодального технологического взаимодействия участников транспортного процесса.

Для воздушного транспорта России характерно несколько основных проблем: территориальная и структурная диспропорция в развитии инфраструктуры; недостаточно высокое качество оказываемых услуг и неполное использование транзитного потенциала страны; недоступность данного вида услуг для определенных групп населения; недостаточный уровень безопасности полетов; дефицит кадров; все еще относительно низкое техническое состояние техники и оборудования.

Основными целями воздушной транспортной системы являются: создание единого транспортного пространства России с помощью эффективного развития авиатранспортной наземной структуры; совершенствование системы доступности и качества авиатранспортных услуг для населения; увеличение уровня безопасности и снижение вредного воздействия на окружающую среду.

В «Транспортной стратегии РФ до 2030 года» говорится о том, что имеющие-

ся качественные характеристики железнодорожной отрасли, в особенности ее инфраструктура, не могут эффективно решать задачи растущей экономики. Ориентируясь на указанную Стратегию развития, можно выделить два этапа развития железнодорожного транспорта до 2030 года [7]:

- этап модернизации железнодорожного транспорта (2008-2015 гг.) Этот этап предусматривает проведение следующих мероприятий: улучшить пропускную способность путей по главным направлениям перевозок; запустить процесс полной модернизации существующих объектов инфраструктуры, снабдить все перевозочные процессы подвижным составом и ликвидировать парки с истекшим сроком службы; заняться разработкой новых технических требований к технике и технологии; начать проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий;

- этап динамичного расширения железнодорожной сети (2016-2030 гг.). Второй этап нацелен на: создание инфраструктурных условий для поиска и развития новых точек экономического роста в стране; ориентация и построение путей выхода на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта; повышение общей конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.

Миссия ОАО «РЖД» состоит в грамотном развитии конкурентоспособного транспортного бизнеса, главной задачей которого служит эффективное решение проблем и совершенствование национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Для деятельности холдинга «РЖД» характерно руководство принципом достижения эффективных результатов путем ориентации на постоянный рост качества предоставляемых услуг при достаточно

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

высоком уровне инноваций, безопасности перевозок и социальной ответственности.

Одним из важнейших направлений проводимых реформ железнодорожной отрасли является организация управленческой системы путем выделения центров ответственности; формирования дирекций по видам деятельности, структурной оптимизации управленческих органов, а также путем создания и внедрения системы управления качеством. Процесс инновационного развития отрасли должен стать одним из ключевых инструментов для преодоления негативных последствий экономического кризиса и достижения долгосрочных стратегических задач.

Автомобильный транспорт имеет ряд проблем, оказывающих влияние на его эффективное функционирование. Среди них можно выделить: недостаточно высокий уровень эффективности и качества оказываемых транспортных услуг; сильная перегруженность дорожных сетей, что снижает скорость доставки грузов и пассажиров; невозможность сформировать предпосылки для справедливой конкуренции на автотранспортном рынке; повышенная аварийность и тяжесть последствий аварий; негативное влияние автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения; уменьшение транзитного потенциала страны.

Для решения этих проблем необходимо обратить особое внимание на решение следующих задач:

- повышение доступности и качества автотранспортных услуг;

- модернизация дорожной инфраструктуры, в том числе и повышение пропускной способности дорог;

- повышение технического уровня автотранспорта и его энергоэффективности;

- переориентация транспортной политики с проблемы совершенствования дорожной инфраструктуры на решение задачи управления транспортным спросом и мобильностью населения;

- создание условий для развития справедливой конкуренции и установить тре-

бования к качеству предоставляемых услуг;

- обеспечение высокой безопасности движения и экологичности автотранспортного функционирования;

- обеспечение отрасли компетентными профессиональными кадрами.

Сценарий развития автомобильного транспорта имеет два варианта - базовый и оптимистический. Базовый вариант развития основан на условии сохранения консервативных тенденций совершенствования автотранспортной отрасли. Реализация этого сценарий приведет к дальнейшему снижению экономической эффективности перевозок; росту перегруженности дорожных сетей; сохранение высокого уровня рисков в сфере транспортной безопасности; сохранение неравных условий конкуренции на транспортном рынке и снижение эффективности использования автотранспорта при грузовых перевозках. Оптимистический сценарий предполагает ориентацию на инновационное развитие экономики. В результате выполнения этого сценария планируется достичь роста объемов перевозок; введение в данную отрасль транспорта системы стандартов качества; внедрение эффективных инструментов организации и управления дорожным движением; создания мультимодальных транс-портно-логистических комплексов [6].

Долгосрочное развитие транспортного предприятия зависит от способности вовремя предсказывать изменения на рынке и нужным образом реагировать на эти изменения и адаптироваться к ним.

Стратегия представляет собой ряд действий, направленных на реализацию стратегических целей организации и повышающих эффективность функционирования предприятия. Кроме того, стратегия определяет основные особенности предприятия и его конкурентные преимущества. Процесс построения стратегии состоит из осуществления определенных этапов, представленных на рисунке 1.

Формирование стратегии развития транспортного предприятия должно быть

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

основано на анализе внешних и внутренних условий, имеющихся ресурсах и на определении возможностей и рисков организации. В конечном итоге стратегия раз-

вития должна способствовать расширению сферы деятельности организации и, соответственно, росту прибыли.

Определение К Постановка \

миссии „> целей орга-

предприятия низации \

=>

Оценка стратегии

Реализация стратегии

Анализ Анализ внут-

внешней ренней среды

среды и

V

Выбор стра- А Анализ страте-

тегии Л— гических аль-

Рис. 1. Процесс построения стратегии на предприятии Fig. 1. The process of generating a strategy

Стратегия развития организации лежит в основе построения системы стратегического учета. Стратегический учет базируется на данных финансового и управленческого учета и ориентируется на долгосрочную перспективу с учетом влияния внешних факторов. В ходе осуществления анализа внешней среды надо учитывать стратегическое положение хозяйствующего субъекта на рынке, дифференциацию его продукции, а также требуется построить полную цепочку ценностей данного предприятия.

Стратегический учет должен отражать пять составляющих: отраслевую конкуренцию; угрозу появления новых конкурентов; возможность потребителей отстаивать свои интересы; угрозу возникновения товаров-субститутов; наличие у поставщиков возможности диктовать свои условия.

Все полученные в ходе анализа внешней и внутренней среды предприятия факторы находят свое отражение в агрегиро-

ванных проводках. Стратегический производный баланс строится путем постановки на учет реальных или гипотетических внешних факторов и позволяет разрабатывать или корректировать на его основе стратегии развития предприятия.

Миссия организации определяется на основе стратегического анализа внешних и внутренних условий бизнеса. Грамотная и четкая формулировка целей и задач развития предприятия позволяет правильно выбрать базовую стратегию его развития.

Методическое обеспечение стратегического учета служит информационной основой стратегии развития предприятия, базирующейся на создании и внедрении стратегического учетного механизма по различным объектам учета и соответствующим инжиниринговым стратегическим инструментам [8]. Методика включает в себя разделы, представленные на рисунке 2.

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

Параметры внешней среды

Модель стратегической миссии

Объекты стратегического учета

Начальный оператор

Учетное обеспечение

Учетный механизм

Учетные стратегические показатели

Принимаемые стратегические управленческие решения

Рис. 2. Методика стратегического учета Fig. 2. Methodology of strategic accounting

При формировании модели стратегического учета выделяются три взаимодополняющих этапа:

- выбор объектов стратегического учета на основе стратегического анализа;

- подбор ключевых инструментов стратегического учета;

- получение результата и увязка его со стратегией развития предприятия.

Система учетного обеспечения строится на основе использования учетных алгоритмов, представляющих собой последовательные процессы обработки учетной информации; инжиниринговых учетных записей в зависимости от выбранного начального оператора; учетно-контроль-ных точек, по которым организуется контроль эффективности стратегии.

Реализация учетного механизма предполагает информационное обеспечение определения, внедрения, осуществления и оценки эффективности стратегии развития на базе использования стратегических инжиниринговых инструментов и механизмов.

Анализ внешней окружающей среды состоит из структурного анализа конкурентов и оценки стратегических позиций

конкурентов. Оценка структуры конкурентов сводится к исследованию существующих на рынке конкурентов, риска появления новых конкурентов, вытеснение собственных продуктов продуктами конкурентов, вероятность создания более привлекательных условий для потребителя у конкурентов. На этом этапе обычно применяют SWOT-анализ, анализ финансовых показателей деятельности конкурентов, оценка затрат и т.д. [2].

Анализ стратегических позиций конкурентов направлен на оценку ассортимента конкурентов, рыночной доли и территориального охвата деятельности, качества предоставляемых товаров и слуг, степень разработанности НИОКР. На этом этапе инструментами могут являться мониторинг стратегической позиции и анализ стратегического позиционирования конкурентов. Использование этих инструментов базируется на концепции стратегического позиционирования М. Портера. Это направление нацелено не только на изучение конкурентов, но и на нахождение собственного конкурентного преимущества. Основным инструментов такой оценки является анализ цепочки ценностей.

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

Стратегический анализ цепочки ценностей способен оценить конкурентное преимущество определенного предприятия, исследуя его в общем процессе деятельности, создающей ценность. В ходе анализа определяются места в цепочке, где можно увеличить ценность для потребителя или снизить себестоимость [3]. Этот анализ позволяет сложить представление, на основе чего предприятие-конкурент получает свои конкурентные преимущества.

После проведенной оценки внешней и внутренней среды предприятия руководство выделяет основные цели стратегической деятельности и проводит их декомпозицию, разбивая их на отдельные шаги с привязкой к определенному времени. Далее требуется распределить ресурсы между выявленными целями и назначить ответственных за каждый этап лиц. Затем раз-

даются задания персоналу и контролируется процесс их выполнения.

Процесс принятия стратегических управленческих решений можно организовать с применением механизма ситуационного анализа и контроля. Стратегический управленческий учет целесообразно рассматривать не только с позиции информационного источника принятия решений, но и в качестве инструментального ресурса обеспечения стратегии. Изучение стратегического управленческого учета в ракурсе задач стратегического анализа (как внешнего, так и внутреннего) подразумевает рассмотрение аналитических инструментов стратегического учета, их состава и содержания.

Для железнодорожной отрасли характерны следующие разновидности стратегического учета (рис. 3).

Рис. 3. Виды стратегического учета ЖД отрасли Fig. 3. Types of strategic accounting of the railway industry

В основе стратегического учета инноваций железнодорожной отрасли лежит инновационный сценарий развития отрасли. Для того чтобы реализовать этот сценарий, необходимо сконцентрировать усилия на научно-технических направлениях, изменении структуры ВВП в сторону значительного увеличения производства вы-

сокотехнологичной продукции. Инновационное развитие железнодорожного транспорта заключается в реализации двух программ: программе научных исследований и инновационного развития технической базы железнодорожного транспорта и программе по подготовке специалистов для железнодорожного транспорта. При фор-

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

мировании стратегического учета инноваций требуется создание общей (генеральной) модели стратегического учета инновационных процессов, включающей описание видов, задач, объектов и методов стратегического учета инноваций.

Система стратегического учета ресурсного потенциала обеспечивает взаимосвязь основных бизнес-процессов в

обеспечении потребностей в ресурсах, их грамотном распределении. Ресурсная стратегия железнодорожной отрасли строится с учетом потребительской, товарной, рыночной стратегий и служит основой для стратегии роста капитала. Стратегический учет рисков строится на основе системы управления рисками, содержание которой раскрыто на рисунке 4.

Рис. 4. Схема системы управления ресурсами Fig. 4. Scheme of the resource management system

Ресурсная стратегия устанавливает потребность в необходимых ресурсах, их качество и количество, а также оценивает риски по ресурсам, источники финансирования и эффективность планируемой деятельности. Система управления реализацией ресурсов содержит механизмы, обеспечивающие привлечение нужных ресурсов через снабжение, распределение между центрами управления.

Стратегический инвестиционный учет все больше связан со стратегическим учетом инноваций. В железнодорожной от-

расли повышение инвестиционной привлекательности планируется осуществлять с помощью следующих мероприятий:

- обеспечение финансирования развития железнодорожного транспорта за счет ОАО «РЖД» с помощью введения инвестиционной составляющей в тариф грузовых перевозок, а также других инструментов (выпуск облигаций, сокращение расходов и повышение эффективности деятельности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание в отдельных наиболее конкурентных сегментах условия для либерализации;

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

- разработка ряда действий, направленных на постепенное сокращение межотраслевого субсидирования железнодорожным транспортом определенных отраслей промышленности и доведение тарифов на перевозки до экономически обоснованного уровня;

- осуществление мер по установлению долгосрочных тарифов на услуги инфраструктуры, которые были бы способны обеспечивать окупаемость вновь вводимых участков дорог;

- построение механизма поддержки инвесторов, финансирующих строительство железных дорог и покупку подвижных составов.

Стратегический учет рисков выступает информационной базой различных угроз и основой построения ряда защитных мероприятий для предотвращения риска. Он строится на основе системы управления

На результаты деятельности предприятия в достаточно сильной степени оказывают влияние факторы внешней среды. Модель стратегического развития нацелена на расширение собственности и структурное реформирование. Цель стратегического учета в данном случае - экономическая устойчивость предприятия транспортной отрасли, достижение экономической эффективности с учетом изменений условий внешней и внутренней среды. На рисунке 5 представлена система организации стратегического учета на железнодорожном предприятии.

и

рисками. Необходимо определить конкурентное преимущество и стратегию действий конкурентов, оценить риск с помощью качественных и количественных методов, дать оценку состоянию резервной

Модель стратегического развития железнодорожной отрасли

J L J L J L

Система стратегического учета

- Разр аботка стратегии и сценариев развития.

- Формирование структурированного плана счетов.

- Определение механизма стратегического учета и инструментов бухгалтерского инжин иринга.

- Начальный оператор.

- Показатели стратегического учета.

- Производный балансовый отчет.

Расширение и структурное реформирование

- Принять решение о создании второй операторской компании с передачей ей части парка грузовых вагонов.

- Сформировать конкурентную среду в сфере ремонта и сервиса вагонов.

- Создать пригородные пассажирские компании вместе с субъектами РФ.

- Разработать основные направления структурных преобразований.

Мониторинг и контроль

- Контроль за ведени ем стратегическог учета.

- Анализ отрасли внешней среды.

- Анализ имеющихс и потенциальны конкурентов.

- Стратегически SWOT-анализ.

- Мониторинг.

Рис. 5. Модель стратегического развития железнодорожной отрасли Fig. 5. Model of strategic development of the railway industry

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

системы и рисковому капиталу, рассчитать зону финансового риска. На железнодорожной отрасли в рамках стратегического учета рисков проводятся мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

Методика стратегического учета затрат представляет собой совокупность методов сбора, формирования, последующей

обработки информации, разработки сценариев, способной давать наиболее полное представление о возможных эффективных направлениях изменения затрат в долгосрочном развитии. Существуют три основных методических комплекса учета затрат (рис. 6), позволяющие описать эффективность бизнеса [1].

Калькуляция затрат за все время развития бизнеса

Калькуляция затрат за все время развития бизнеса

Калькуляция затрат за все время развития бизнеса

Калькулирование на основе цепочки ценностей л

Калькуляция затрат на основе движения продукта

Рис. 6. Основные методы учета затрат Fig. 6. Basic methods of cost accounting

В их основе лежат три базовых элемента: жизненный цикл продукта (товара, услуги), функциональные качества продукта, эффективность бизнеса.

Стратегический мониторинг и контроль на железнодорожном транспорте связан с реализацией следующих мероприятий:

- провести оценку фактических результатов стратегии развития предприятия;

- внести дополнения и корректировки перспектив развития железнодорожной сети с учетом результатов реализуемой стратегии.

Стратегический контроль занимается организацией контроля за реализацией

стратегических решений и мероприятий по получаемым результатам. Этот контроль основан на использовании системы нулевых балансов. При построении нулевого баланса необходимо осуществить гипотетическую реализацию активов и гипотетическое удовлетворение обязательств на дату контроля. В итоге в активе останутся свободные денежные средства, а в пассиве соответствующие им источники.

У стратегического анализа выделяют два этапа: внешний и внутренний. На первом этапе производят анализ внешней среды - конкурентов, поставщиков, потребителей. Здесь также предусматривается вы-

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

бор собственной стратегической позиции (стратегическое позиционирование), выявление собственных конкурентных преимуществ. На втором этапе происходит оценка внутреннего потенциала предприятия. На этом этапе происходят процессы повышения стоимости и разработка методов их оценки, а также сегментирование и структурирование. Стратегический анализ дает возможность оценить влияние внешних факторов и реализуемых стратегий на результаты деятельности предприятия и его стоимость.

Заключение. Таким образом, целью стратегического учета является создание конкурентных преимуществ предприятия, определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды и влияния, которое они оказывают на стратегическую стоимость предприятия.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

1. Бороненкова, С.А., Чепулянис, А.В. Методика стратегического учета затрат // Известия УрГЭУ. 2013. № 5. С. 60-68.

2. Булгакова, С.В. Аналитические инструменты стратегического управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 20.С. 51-65.

3. Крохичева, Г.Е., Романова, С.В. Стратегический анализ видов деятельности в разрезе функций // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 3. С. 76-82.

4. Мишарин А.С., Евсеев, О.В. Актуализация транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года // Транспорт Российской Федерации. 2013. № 2. С. 4-13.

5. Проект Министерства транспорта РФ «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http: //en .portnews .ru/investment proj ects/91/r19/s 1/ (дата обращения 20.11.2017)

6. Проект Министерства транспорта РФ «Стратегия развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской

Федерации на период до 2030 года». URL: https://special.mintrans.ru/documents/detail.php? ELEMENT_ID=29483 (дата обращения 20.11.2017)

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer id =5104&STRUCTURE ID=704 (дата обращения 20.11.2017)

8. Селезнева, Е.М., Аракельянц, Э.С. Методическое обеспечение стратегического учета // Интернет-журнал «Науковедение». 2013.№ 3.С. 117-125.

References

1. Boronenkova, S. A. and Chepulyanis, A. V. (2013), "Methods of strategic cost accounting", Izvestiya Ural 'skogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta, 5, 60-68.

2. Bulgakova, S. V. (2015), "Analytical tools of strategic management accounting", International Accounting, 20, 51-65.

3. Krokhicheva, G. E. and Romanova, S. V.

(2012), "Strategic analysis of activities in the context of functions", Internet-journal «Nau-kovedenie», 3, 76-82.

4. Misharin, A. S. and Yevseyev, O. V.

(2013), "Updating the Russian Federation Transport Strategy for the period until 2030", Transport Rossijskoj Federacii, 2, 4-13.

5. The Project of the Ministry of Transport of the Russian Federation "Transport Strategy of the Russian Federation for the Period until 2030", available at: http://en.portnews.ru/investment_proj ects/91/r19/s 1/ (Accessed 20 November 2017)

6. The Project of the Ministry of Transport of the Russian Federation "The Strategy of Development of the Automobile and city Electric Transport of the Russian Federation for the period until 2030", available at: https://special.mintrans.ru/documents/detail.php? ELEMENT_ID=29483 (Accessed 20 November 2017)

7. The Decree of the RF Government dated 17.06.2008 № 877-R "The Strategy of the Railway Transport Development in the Russian Federation until 2030", available at: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3997&layer_id

Графова Т.О., Горбик Д.А. Разработка стратегии развития предприятия транспортной отрасли как основа построения стратегического учета // Научный результат. Экономические исследования. - Т.3, №4,2017

=5104&STRUCTURE_ID=704 (Accessed 20 November 2017)

8. Selezneva, E.M. and Arakelyants, E.S. (2013), "Methodological maintenance of strategic accounting", Internet-journal «Nau-

kovedenie», 3, 117-125.

Графова Татьяна Олеговна, доктор экономических наук, доцент, Ростов-на-Дону, Россия

Горбик Дарья Александровна, магистрант, Ростов-на-Дону, Россия

Tatyana O. Grafova, PhD in Economics, Associate Professor, Rostov-on-Don, Russia

Daria A. Gorbik, undergraduate, Rostov-on-Don, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.