Научная статья на тему 'Концепция и структурная схема формирования стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года'

Концепция и структурная схема формирования стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2302
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИИ / INLAND WATERWAY TRANSPORT / THE ADVANTAGES / THE CONCEPTION / DEVELOPMENT STRATEGY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантина Татьяна Алексеевна

Обоснован концептуальный подход и разработана структурная схема формирования инновационной стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ориентированной на реализацию его стратегических преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A conceptual approach is grounded and a block-diagram of the innovation strategy of Inland Waterway Transport of the Russian Federation, focusing on the implementation of its strategic advantages is developed

Текст научной работы на тему «Концепция и структурная схема формирования стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года»

Выпуск 3

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ

УДК 658:656.6 Т. А. Пантина,

д-р экон. наук, профессор, СПГУВК

КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

VISION AND STRUCTURAL PATTERN OF FORMING THE DEVELOPMENT STRATEGY OF INLAND WATER TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

FOR THE PERIOD UNTIL 2030

Обоснован концептуальный подход и разработана структурная схема формирования инновационной стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ориентированной на реализацию его стратегических преимуществ.

A conceptual approach is grounded and a block-diagram of the innovation strategy of Inland Waterway Transport of the Russian Federation, focusing on the implementation of its strategic advantages is developed

Ключевые слова: внутренний водный транспорт, преимущества, концепция, стратегия развития, инновации.

Key words: inland waterway transport, the advantages, the conception, development strategy, innovation.

В НАСТОЯЩЕЕ время на долю внутреннего водного транспорта приходится менее 2 % от общего объема перевозок грузов в Российской Федерации. Этот показатель значительно уступает европейским странам, имеющим менее развитую сеть внутренних водных путей, таким как Германия, Франция, Бельгия и Нидерланды, где наблюдается постоянное и значительное увеличение объема перевозок речным транспортом. Особенно быстро растут контейнерные перевозки, которые на внутреннем водном транспорте Российской Федерации занимают менее одного процента от общего объема перевозок грузов.

Внутренний водный транспорт на многих европейских транспортных коридорах является альтернативным и дополняющим к железнодорожному и автомобильному транспорту и представляет собой устойчивый, экологически благоприятный и безопасный вид транспорта. В современных условиях, когда инфраструктура железнодорожного и автомобильного транспорта в большинстве морских портов России и Европы функционирует

практически на полную мощность, пропускная способность внутренних водных путей используется не в полной мере. Более того, повышение качества услуг внутреннего водного транспорта позволяет увеличить скорость доставки грузов и способность справляться с растущими объемами перевозок при более плотном и сложном движении в сетях.

Развитию внутреннего водного транспорта во многих странах уделяется значительное внимание. В частности, Роттердамская конференция министров транспорта (2001) и Бухарестская общеевропейская конференция по внутреннему водному транспорту (2006) приняли ряд рекомендаций, призванных поддержать и стимулировать развитие внутренне -го водного транспорта в европейских странах. Комитет по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) постоянно проводит всесторонние исследования, посвященные перспективам внутреннего судоходства в рамках объединенной Европы. Под эгидой ЕЭК ООН в 2011 г. издана «Белая книга по эффективному и устойчивому внут-

реннему водному транспорту в Европе», в которой определены приоритетные направления его стратегического развития. В настоящее время развернут активный процесс консультаций по вопросу о развитии и возможностях стимулирования внутреннего водного транспорта.

В Российской Федерации реализация преимуществ внутреннего водного транспорта в настоящее время сдерживается рядом факторов, среди которых: наличие лимитирующих участков на внутренних водных путях, неблагоприятный возрастной состав флота и дефицит современных судов, погрузочноразгрузочных комплексов и портовых терминалов, резкое сокращение инновационных разработок в области технологии и организации транспортного процесса, свертывание деятельности по взаимодействию с другими видами транспорта, отсутствие исследований по применению эффективной организации логистической сети доставки грузов, отсутствие системы организационно-экономических и институциональных мер, направленных на привлечение грузов и пассажиров на внутренний водный транспорт, и др. Совокупное негативное влияние вышеперечисленных факторов обусловливает низкую инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, падение объемов перевозок грузов и пассажиров, негативные тенденции в изменении структуры перевозимых грузов.

Экономический кризис оказал сильное влияние на показатели внутреннего водного транспорта: стабильный рост объемов перевозок грузов с 2003 по 2007 г. сменился серьезным спадом в 2009 г., в котором объем перевозок составил лишь 64 % от уровня предыдущего года и 82 % от уровня 2002 г. Существенно снизилась доля внутреннего водного транспорта в общем грузообороте — в 2009 г. она составила всего 2,5 % против 4,3 % в 2002-м при росте грузооборота транспортной отрасли в течение рассматриваемого периода.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» специалистами университета разработана подпрограмма «Внутренний водный транспорт» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федера-

ции № 377 от 20 мая 2008 г.). Подпрограмма предусматривает устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (ЕГС), обновление обслуживающего флота, обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. На реализацию программных мероприятий предусматривается выделение 165 млрд рублей из федерального бюджета (в ценах соответствующих лет). Однако создание современной инфраструктуры внутренних водных путей является необходимым, но недостаточным условием для преодоления негативной тенденции падения роли внутреннего водного транспорта в транспортном комплексе страны на протяжении последних 30 лет.

Для повышения инвестиционной привлекательности и создания условий эффективного функционирования и роста конкурентоспособности предприятий внутреннего водного транспорта, расширения сферы его вовлечения в мировую и европейскую транспортные системы необходима разработка инновационной стратегии развития, направленной на реализацию его стратегических преимуществ.

Стратегическими преимуществами внутреннего водного транспорта являются:

— низкая себестоимость перевозок массовых грузов на дальние и средние расстояния;

— относительно низкие затраты на создание и содержание пути (капитальные вложения на 1 км пути на реках в 3-5 раза меньше, чем на железных дорогах, и в 6 раз меньше, чем на автомобильных);

— высокий уровень энергосбережения (железнодорожный локомотив потребляет в 8 раз, а тяжелогруженое автотранспортное средство в 26 раз больше энергии, чем речное транспортное судно в расчете на один тонно-километр);

— значительные резервы пропуской способности внутренних водных путей при ограниченных возможностях развития сети железнодорожных и автомобильных путей, в том числе подъездных путей к морским портам, в ряде регионов; безальтернативность

Выпуск 3

Выпуск 3

внутреннего водного транспорта в некоторых восточных регионах;

— высокий уровень безопасности (повреждения вследствие аварий на речном транспорте происходят в 178 раз реже, чем по причине аварий тяжелогрузных транспортных средств, и в 13 раз реже, чем во время аварий на железной дороге);

— экологичность (внешние экологические затраты в 5 раз ниже по сравнению с автотранспортом и в 1,2 раза — железнодорожным).

Инновационная стратегия предполагает смену «парадигмы» деятельности, изменение «правил игры» в отраслях и самих отраслей на основе создания нового спроса на рынке и овладения им. Концептуальные и методологические основы разработки инновационной стратегии, в отличие от конкурентной М. Портера, были заложены в конце XX — начале XXI в. в работах Г. Хамела, У. Чан Кима, Р. Моборна и др. Инновационная стратегия — новая система деятельности, обеспечивающая достижение долго -срочных целей на основе сбалансированного создания ценности для основных заинтересованных сторон.

Использование метафоры «голубого океана» связано с необходимостью выделить предпринимательскую, по существу стратегическую, деятельность организаций, основанную на создании инновации ценности за пределами существующих конкурентных рынков — «алых океанов» — с интенсивной борьбой за ограниченное число потребителей и неизбежным выбором противоречивых конкурентных стратегий. Стратегическая деятельность в рамках стратегии «голубого океана» основана на совершенно иных принципах формирования свободных от конкуренции рынков, включающих «сегодняшних непотребителей данной отрасли», а именно на формировании нового спроса и овладении им на основе создания высокой ценности и обеспечения снижения издержек за счет отказа от фокусирования на традиционных затратных параметрах ценностного предложения. Необходимо подчеркнуть, что стратегия «голубого океана» — это не просто оригинальная маркетинговая идея, но сбаланси-

рованная система стратегических действий, формирование которой требует глубокого научного исследования.

Разработка инновационной стратегии развития внутреннего водного транспорта должна опираться на данных макроэкономического и отраслевого анализа проблем и тенденций развития объемов и динамики перевозок грузов (пассажиров), прогнозе грузовой базы внутреннего водного транспорта с учетом сохранения современных тенденций развития транспортной отрасли, SWOT-анализе рынка перевозок грузов (пассажиров) внутренним водным транспортом с дифференциацией по видам перевозок, родам грузов и регионам (бассейнам).

Анализ и обобщение полученных результатов являются основой сегментирования рынка транспортных услуг по перевозке грузов, тяготеющих к внутреннему водному транспорту, дифференциации сегментов рынка в зависимости от типа будущей стратегии и идентификации ключевых сегментов, определяющих потенциальные возможности динамичного роста перевозок грузов (пассажиров) внутренним водным транспортом за счет формирования нового спроса и обеспечения привлекательных условий для бизнеса.

Например, одним из ключевых стратегических сегментов рынка перевозок грузов являются динамично развивающиеся контейнерные перевозки импортных грузов через порт Санкт-Петербург, перевалка которых в настоящее время осуществляется на автомобильный и железнодорожный транспорт. Ограниченные возможности развития подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог предопределяют актуальность и экономическую целесообразность переключения определенной доли этих перевозок на внутренний водный транспорт и транспортировку контейнеров по ЕГС. Формирование спроса на перевозки контейнеров внутренним водным транспортом и обеспечение их привлекательности для грузоотправителей и инвесторов должны основываться на комплексе инновационных решений в области технологии, техники и организации этих перевозок и их реализации в

Анализ объемов, структуры и динамики перевозок грузов и пассажиров ВВТ

Определение естественно-монопольных, временно-монопольных и конкурентных сегментов рынка услуг по перевозке грузов и пассажиров ВВТ

Анализ отраслевого потенциала: флот; порты; внутренние водные пути; кадровый потенциал; инвестиционный потенциал; финансовые ресурсы; транзитный потенциал

Анализ нормативно-правовой базы внутреннего водного транспорта

Систематизация проблем и определение приоритетов развития ВВТ на среднесрочный и долгосрочный периоды

БУЮТ-анализ рынка перевозок грузов внутренним водным транспортом (интегральный и дифференцированный по видам перевозок, родам грузов и регионам (бассейнам))

Объекты управления

Объекты инфраструктуры и транспортный флот

ВВП, ГТС, обслуживающий флот

ISZ

Транспортный флот

Порты и терминалы

Содержание ВВП и ГТС

Перевозка

Перегрузка

Анализ современного состояния и проблем развития ВВТ

Позиционирование внутреннего водного транспорта в транспортной системе России

Макроэкономический анализ

Прогнозирование грузовой базы ВВТ и пассажиропотоков с учетом сохранения современных тенденций развития экономики РФ и транспортной отрасли

1

Цели, задачи и этапы развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 г.

_____________________________________________1__________________________________________

Определение состава и целевых значений индикаторов и показателей развития ВВТ (с дифференциацией по этапам)

:т:

SWOT-анализ

Современное состояние и макроэкономические параметры развития экономики и транспортной системы России на среднесрочный и долгосрочный периоды

Оценка объемов и динамики перевозок грузов различными видами транспорта, потенциально тяготеющих к ВВТ, в прогнозируемом периоде (с дифференциацией по родам грузов, видам перевозок, регионам). Исследование распределения грузопотоков по видам грузов в отдельных бассейнах ВВТ

Оценка влияния динамики макроэкономических показателей на развитие транспортной отрасли

Анализ зарубежного опыта государственного регулирования и стимулирования развития перевозок ВВТ

БУЮТ-анализ рынка пассажирских и туристических перевозок внутренним водным транспортом (интегральный и дифференцированный по регионам, маршрутам перевозок)

Разработка стратегических направлений развития внутреннего водного транспорта на основе реализации его стратегических преимуществ

Исследование возможностей переключения грузопотоков с других видов транспорта на ВВТ и развития мультимодальных перевозок на основе оценки интегрального эффекта от снижения транспортных издержек, внешних экологических затрат, бюджетных расходов на содержание и развитие транспортной инфраструктуры

Выбор направлений развития перевозок грузов ВВТ на различных сегментах рынка

направлении развития пассажирских и туристических перевозок ВВТ на различных сегментах рынка

Формирование организационноэкономического механизма усиления конкурентной позиции ВВТ

Обоснование объемов, структуры и динамики перевозок грузов и пассажиров ВВТ при реализации принятых стратегических направлений развития

Обоснование программы развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 г.

Разработка приоритетных направлений инновационного развития ВВТ. Разработка предложений по формированию отраслевой научно-технической политики

Определение необходимых габаритов ВВП по бассейнам с учетом использования определенных типов флота и интенсивности судоходства. Обоснование необходимости реконструкции и строительства новых искусственных ВВП и СГТС для ликвидации «узких мест» и повышения их пропускной способности

Определение потребностей и условий для развития грузового и пассажирского флота. Обоснование проектов строительства транспортных судов нового поколения. Разработка сетки типов грузовых и пассажирских судов для различных бассейнов, а также типов судов технического и обслуживающего флота

предложении по развитию речных портов на ВВП РФ. Определение основных направлений и механизмов развития портовой инфраструктуры, обновление парка перегрузочной техники

Разработка предложений по созданию терминальнораспределительной логистической сети и мультимодальных комплексов

Обоснование комплекса мер по реализации транзитного потенциала ВВП России и увеличению экспорта транспортных услуг

Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение реализации стратегии

Совершенствование системы государственного регулирования на ВВТ Разработка программы государственной поддержки развития ВВТ Внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ВВТ Обоснование потребности в трудовых ресурсах. Совершенствование системы подготовки кадров Обоснование потребности в инвестиционных ресурсах Научное обеспечение реализации стратегии

■е

в

С m

I СО =г _ X -о

Т) Q. ■ ^ н

і о

§! m 1

5

5

Ожидаемые результаты

Создание сбалансированной, надежной и безопасной инфраструктуры ВВП на основе реализации комплексных проектов реконструкции СГТС, строительства новых транспортных соединений,обновления и оптимизации состава обслуживающего флота

Создание современного флота для перевозок грузов по ВВП и в смешанном река-море плавании, обеспечивающего высокую конкурентоспособность отечественных судоходных компаний на российском и внешнем рынках транспортных услуг

Развитие портовой инфраструктуры, создание терминально-распределительной логистической сети и мультимодальных комплексов на ВВП, строительство аванпортов для перевалки контейнеров на речные суда в устьевых морских портах

Создание современных речных пассажирских судов нового поколения (в т.ч. туристических и скоростных) и развитие инфраструктуры туристических и пассажирских перевозок по ВВП

Хо

а>

Снижение транспортных издержек

Снижение бюджетных расходов на содержание и развитие транспортной инфраструктуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-экономический эффект от повышения доступности, безопасности и качества транспортных услуг

Сопутствующий эффект от развития других отраслей и повышения уровня занятости населения

Снижение внешних экологических затрат

Оценка социально-экономической эффективности реализации стратегии

Рис. 1. Формирование «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» (блок-схема) §

s

5<Х

университета

Выпуск 3

крупном инвестиционном проекте создания терминально-распределительной логисти-

ческой сети и мультимодальных контейнерных комплексов на внутренних водных путях ЕГС, строительства аванпорта в морском порту Санкт-Петербурга для перевалки грузов на речные суда, обновления транспортного флота.

Изложенный концептуальный подход положен в основу разработки блок-схемы формирования «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», которая представлена на рис. 1.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

— создание сбалансированной, надежной и безопасной инфраструктуры внутренних водных путей на основе реализации комплексных проектов реконструкции судоходных гидротехнических сооружений, строительства новых транспортных соединений, обновления и оптимизации состава обслуживающего флота;

— создание современного флота для перевозок грузов по внутренним водным путям

и в смешанном река-море плавании, обеспечивающего высокую конкурентоспособность отечественных судоходных компаний на российском и внешнем рынках транспортных услуг;

— развитие портовой инфраструктуры,

создание терминально-распределительной

логистической сети и мультимодальных комплексов на внутренних водных путях, строительство аванпортов для перевалки грузов на речные суда в устьевых морских портах;

— создание современных речных пассажирских судов нового поколения (в том числе туристических и скоростных) и развитие инфраструктуры туристических и пассажирских перевозок.

Реализация инновационной стратегии развития внутреннего водного транспорта потребует разработки системы адекватных институционально-экономических мер, а ее эффективность должна быть подтверждена расчетами интегрального социально-экономического эффекта от снижения транспортных издержек, внешних экологических затрат, бюджетных расходов на содержание и развитие транспортной инфраструктуры.

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р.

2. Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы): Федеральная целевая программа: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 20 мая 2008 г. № 377.

3. Белая книга по эффективному и устойчивому внутреннему водному транспорту в Европе / ООН. — Нью-Йорк; Женева, 2011.

4. Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня: пер. с англ. / Г. Хамел, К. К. Прахалад. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

5. Чан Ким У., Моборн Р. Стратегия голубого океана / У. Чан Ким, Р. Моборн. — М.: HIPPO,

2005.

J7OT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.