2. Копылов А. Н., Пьянков О. В. Матричные игры как модель конфликтных ситуаций // Сборник материалов всероссийской науч.-практ. конф. «Охрана, безопасность и связь». — Воронеж: ВИ МВД РФ, 2005. — С. 14-15.
3. Синегубов С. В., Родин В. А. Применение метода наименьших квадратов для выравнивания экспериментальных данных, характеризующих поток информации интенсивного режима работы ПЦО // Вестник Воронежского института МВД России. 1999. № 2. С. 152-155.
4. Синегубов С. В. Имитационное моделирование систем массового обслуживания с повторными вызовами на примере пульта централизованной охраны // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Воронежский институт МВД РФ. Воронеж, 2001.
5. Копылов А. Н. Совместное использование Фортрана и Си++ для решения прикладных математических задач // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в современных условиях: тезисы докладов Межвуз. науч.-практ. конф. ВИ МВД России. — Воронеж: ВИ МВД России, 2000. — С. 198-199.
Разработка стандартов организаций для обеспечения готовности к локализации и ликвидации аварии Богач В. В.1, Маркина Г. А.2, Васьков Р. Е.3,
Бодрова В. В.4, Карзанова Н. Ю.5
1 Богач Виталий Васильевич /Bogach Vitalij Vasil'evich - кандидат химических наук, доцент, кафедра промышленной безопасности, химический факультет,
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань;
2Маркина Галина Алексеевна /Markina Galina Alekseevna - эксперт;
3Васьков Роман Евгеньевич / Vas kov Roman Evgen 'evich - эксперт;
4Бодрова Виолетта Вячеславовна /Bodrova Violetta Vjacheslavovna - эксперт;
5Карзанова Наталья Юрьевна /Karzanova Natalja Jur'evna - эксперт,
ЗАО «Центр аварийно-спасательных формирований», г. Новомосковск
Аннотация: в данной статье рассмотрен порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию. Авторами статьи проведен сравнительный анализ разработки плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и плана локализации и ликвидации последствий аварий. В положении по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не нашли отражения ключевые понятия: технологический блок, уровень развития аварии, ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварии, порядок изучения и проведения учебных занятий, которые являются элементом профилактической работы по снижению тяжести последствий аварий.
Ключевые слова: стандарт организации, мероприятия, авария.
В рамках функционирования национальной системы стандартизации [1] организациям предлагается разработать стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом. Разработка таких стандартов, которые будут представлять собой локальные нормативные правовые акты, опирается на действующие требования различных нормативных документов, а также может во многом могут послужить их гармонизации и качественной адаптации в отношении каждой конкретной организации.
55
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правительства [2].
План мероприятий состоит из общих и специальных разделов. Специальные разделы плана мероприятий определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности [3], [4]. До вступления в силу Положения [2], обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации аварии реализовывалось посредством разработки и изучения планов локализации и ликвидации аварии [5]. Указанные Рекомендации [5] возможно использовать при разработке специальных разделов плана мероприятий.
В Положении не нашли отражения ключевые понятия, применяемые в целях локализации и ликвидации аварий [5]: технологический блок, уровень развития аварии, ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварии, порядок изучения и проведения учебных занятий. Сравнение некоторых требований нормативных документов представлено в таблице 1.
Таблица 1. Некоторые требования нормативных документов
Наименование План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий [2] План локализации и ликвидации аварий [5]
Специальные разделы Определяют порядок действий в случае аварии на объекте Оперативная часть ПЛАС, разрабатывается по каждому блоку ОПО для руководства действиями руководящего персонала, работников ОПО, членов специализированных служб и НАСФ
Требования к изучению Не установлено Рекомендуется предусматривать проверку знания ПЛА квалификационной (экзаменационной) комиссией организации.
Требования к проведению занятий Не установлено Предусмотрены по графику в каждой смене в соответствии с оперативной частью уровня «А», а также не реже одного раза в год по одной или нескольким позициям оперативной части уровня «Б» в разные периоды года и в разное время суток
Уровень развития аварии Не установлено - уровень «А»: авария в пределах одного ОПО или его составляющей. - уровень «Б»: авария в пределах границ предприятия. - уровень «В»: авария выходит за пределы границ предприятия
Ответственный руководитель Не установлено - на уровне «А» - начальник структурного подразделения ОПО (цеха, производственного участка, установки), до его прибытия на место аварии - начальник смены (отделения), сменный мастер; - на уровне «Б» - руководитель организации, до его прибытия на место аварии - диспетчер организации (начальник структурного подразделения, производства, цеха, установки)
56
В стандарте организации возможно отразить достаточность и количество разрабатываемых планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий [6]; порядок изучения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, планов локализации и ликвидации аварий; инструменты, материалы и приспособления, необходимые для выполнения аварийновосстановительных работ; прочие необходимые требования, способствующие обеспечению готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Проведение в эксплуатирующих организациях систематических учебных занятий по планам мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий является элементом профилактической работы по снижению тяжести последствий аварий и необходимо для проверки готовности специалистов и производственного персонала организации к действиям по локализации и ликвидации аварии, отработки взаимодействия с аварийно-спасательными формированиями [7]. Вывод о готовности объекта и организации к действиям по локализации и ликвидации аварии наиболее объективен по оценке результатов проведения учебных занятий. Проведение учебных занятий позволяет оценить:
- наличие и исправность средств и способов оповещения об аварии;
- возможность обеспечения быстрого выхода людей, из загазованного помещения и опасной зоны;
- доступность мест нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварии;
- наличие аварийного запаса технических средств, аппаратов, приборов, средств защиты, готовность их к немедленному использованию по назначению;
- знание специалистами, рабочими и оперативным составом аварийноспасательных формирований устройства и назначения этих средств, а также умение ими пользоваться;
- знание рабочими и специалистами мероприятий, которые они обязаны выполнять в случае возникновения аварии;
- подготовленность руководителей работ по ликвидации аварий, их заместителей, начальников смен (сменных мастеров, мастеров, старших в смене), диспетчеров к руководству ликвидацией аварии.
В стандарте организации возможно привести формы графиков проведения учебных тревог, учебно-тренировочных занятий; плана проведения учебной тревоги; акта проведения учебной тревоги; порядок их разработки, утверждения и согласования. В плане проведения учебной тревоги рекомендуется привести описание «аварии» по конкретной позиции специальных требований; действия производственного персонала; действия служб, привлекаемых к ликвидации аварии; состав комиссии по контролю за проведением учебной тревоги; краткую характеристику обязанностей членов комиссии; указать ответственного за проведение учебной тревоги.
При составлении плана и организации проведения учебной тревоги необходимо учитывать особенности технологии производства, чтобы проведение учебных тревог не могло повлечь следующих последствий:
- нарушения технологического режима и условий безопасной эксплуатации объекта;
- остановки смежных объектов;
- превышения концентрации токсичных или взрывопожароопасных газов, паров, пыли, опасности загорания, взрыва, пожара, травмирования людей;
- снижение готовности аварийно-спасательных формирований и др.
57
Таким образом, реализация организацией своих полномочий в части разработки
стандартов рамках законодательства о стандартизации позволяет отразить, уточнить и
качественно улучшить многие аспекты предупреждения аварий и обеспечения
готовности к локализации и ликвидации их последствий.
Литература
1. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730 «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
3. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 г. № 96 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».
4. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 г. № 101 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (зарегистрирован в Минюсте России 19 апреля 2013 г. N 28222).
5. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 г. N 781 «Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».
6. Васьков Р. Е., Богач В. В. О некоторых вопросах планирования мероприятий по локализации и ликвидации аварий / Р. Е. Васьков, В. В. Богач // Вестник Казанского технологического университета. - 2015. - № 2. - С. 428-429.
7. Никулин В. В., Богач В. В., Перелыгин А. И., Поникаров С. И. Определение численности аварийно-спасательного формирования в зависимости от масштабов возможных аварий / В. В. Никулин, В. В. Богач, А. И. Перелыгин, С. И. Поникаров // Вестник Казанского технологического университета. - 2007. - № 6. - С. 76-79.
58