Разработка содержания непрерывной подготовки ИТ-специалистов на основе единой системы профессиональных компетенций
А.Е. Шухман, Оренбургский государственный университет, заведующий кафедрой администрирования информационных систем, [email protected]; Э.Ф. Морковина, Оренбургский государственный университет,
доцент кафедры администрирования информационных систем, [email protected]
Важнейшей проблемой развития отрасли информационных технологий в России до сих пор остается серьезный дефицит высококвалифицированных специалистов. Уровень большинства выпускников вузов не соответствует требованиям работодателей. В этих условиях многие ведущие компании отрасли, например Yandex, Abbyy, 1C, активно включаются в подготовку студентов, создают базовые кафедры в ведущих вузах, развивают собственную систему дополнительного образования. Однако, очевидно, их усилия направлены на исправление недостатков профессионального образования для отдельной небольшой категории выпускников, не затрагивая в целом систему образования в сфере информационных технологий.
Впервые реализуемый в 2011 году проект подготовки и переподготовки профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий в нескольких федеральных округах России также ориентирован на дополнительное образование студентов и не предусматривает принципиальных изменений в системе их подготовки.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования может способствовать обновлению образовательных программ, внедрению нового содержания и инновационных форм обучения. Но новые стандарты не содержат четких требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы (ООП), зато определяют требования к результатам обучения в виде системы компетенций [0].
Как уже было указано в предыдущих публикациях [0,0], система компетенций в новых стандартах разработана очень плохо. Компетенции представлены в виде очень коротких общих формулировок, стандарты общего, начального, среднего и высшего профессионального об-
разования не согласованы между собой, в стандартах не конкретизировано содержание компетенций, не выделены их уровни.
В условиях отсутствия четких требований к содержанию образования возникает проблема обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней, реализации возможности сокращенного и ускоренного обучения, выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории.
Содержание обучения должно опираться на требования работодателей и накопленный опыт в системе российского и зарубежного образования. Требования работодателей наиболее полно формализованы в виде профессиональных стандартов отраслей. Так для отрасли информационных технологий профессиональные стандарты были разработаны в 2007-2008 гг. в рамках Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ) [0]. Однако, недостатком отечественных профессиональных стандартов является формирование их содержания в виде перечня должностных обязанностей и связанных с ними знаний, умений и навыков, при этом не дифференцированы уровни овладения ими. Профессиональные стандарты очень подробно описывают деятельность специалиста, связанную с его конкретной профессией: программиста, системного администратора, аналитика и т.д., но в них не представлено фундаментальное ядро подготовки, инвариантное для всех профессий отрасли информационных технологий. В то же время, отечественный и зарубежный опыт, международные рекомендации по подготовке ИТ-специалистов [0], также представлены чаще всего в виде программ подготовки, содержащих дидактические единицы обучения и результаты в виде знаний, умений и навыков.
Таким образом, возникает противоречие между не конкретизированным в компетентностном аспекте содержанием профессиональных стандартов, рекомендаций и действующих образовательных программ и необходимостью их использования при разработке основных образовательных программ нового поколения в виде профессиональных компетенций.
Для решения проблемы требуется формирование единой многоуровневой системы обобщенных профессиональных компетенций для отрасли информационных технологий. В наших работах уже была предпринята попытка разработки такой системы [0], однако на современном этапе возникла необходимость ее переработки с учетом применения единых подходов для определения уровней компетенций и их структуры, применимых для широкого класса инновационных отраслей экономики [0].
Для формирования содержания компетенций приняты следующие уровни:
Первый уровень - готовность к практическим типичным действиям по образцу. Это профессионально-личностное качество обеспечивается в краткосрочной профессиональной подготовке или в профессиональной подготовке школьников и предполагает подробное описание работнику простых трудовых действий. Комплексные приемы работы выполняются редко, но работник с ними знаком и имеет общее представление о процессе. Показателем достижения данного уровня является качественное выполнение деятельности по образцу в установленные сроки при соблюдении трудовой и технологической дисциплины, умение работать в качестве подчиненного по готовым инструкциям. Работники, обладающие первым уровнем компетенций, обычно занимают должности, не требующие среднего или высшего образования.
Второй уровень - Готовность к регламентированным самостоятельным ответственным действиям, предполагает широкое использование умений в данной компетенции на практике, в основном, в стандартных ситуациях, в соответствии с существующими регламентами, предусматривает ответственность исполнителя за свои действия, ограниченную самостоятельность в принятии решений. Главным показателем достижения данного уровня является качественное выполнение регламентированных операций и процедур в установленные сроки при соблюдении трудовой и технологической дисциплины, получение готового продукта. Для достижения второго уровня компетенций достаточно среднего профессионального образования или уровня бакалавра.
Третий уровень - готовность к прикладной самостоятельной практической деятельности в инновационных условиях, предполагает деятельность, связанную с решением проблем в нестандартных ситуациях, контролем и коррекцией действий подчиненных, предусматривает ответственность за действия группы исполнителей, достаточную самостоятельность в принятии решений. Предполагается рационализаторская деятельность, обусловленная потребностью во внедрении новых технологий и процессов. Главным показателем достижения данного уровня является качественное выполнение технологических процессов в установленные сроки при оптимальном использовании трудовых, материальных и иных ресурсов в инновационных условиях. Для достижения третьего уровня компетенций требуется образование уровня бакалавра или специалиста.
Четвертый уровень - готовность к проектированию, конструированию, выполнению и реализации инновационных продуктов, технологий и услуг, предполагает решение прикладных задач и проблем, знание
методологии и общих принципов принятия решения в отрасли, предусматривает ответственность за действия коллектива, самостоятельность в принятии решений, инициативность, рационализаторство и изобретательство. Главным показателем достижения данного уровня является разработка и реализация инновационных проектов в данной отрасли. Для достижения четвертого уровня компетенций требуется образование уровня магистратуры.
Пятый уровень - готовность к исследованию и прогнозированию в сфере инноватики, предполагает деятельность в области методологии и разработки общих принципов данной компетенции, принятие принципиальных решений, влияющих в целом на деятельность организации, экспертизу деятельности и продукции, управление коллективом исполнителей, предусматривает ответственность за действия коллектива, высокую самостоятельность в принятии решений. Главным показателем достижения данного уровня является постановка и разрешение проблем инновационного развития данной отрасли. Достижение пятого уровня компетенций предполагает послевузовское образование в форме аспирантуры или магистратуры по деловому администрированию.
Содержательное наполнение обобщенных компетенций осуществляется по уровням и видам профессиональной деятельности и включает определение таких содержательных элементов компетенций как умения, знания, отношения. Они могут быть сгруппированы по структурным компонентам - операциональный (деятельностный), когнитивный, мо-тивационно-ценностный, личностный и другие. Ключевыми компонентами на каждом уровне компетенции являются умения, с ними связаны необходимые знания и навыки. Одному виду профессиональной деятельности, как правило, соответствует одна компетенция, включающая содержательные компоненты, распределенные по уровням. Пример содержания компетенции представлен в таблице 1.
На основе профессиональных стандартов, международных рекомендаций по подготовке ИТ-специалистов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования для каждой профессии по каждому квалификационному уровню можно определить необходимый уровень профессиональных компетенций.
Таблица 1. Содержание компетенции «Информационная безопасность»
Уровень Информационная безопасность
1 Участвовать в формировании политики информационной безопасности
Соблюдать политику информационной безопасности
Фиксировать факты обнаружения вирусов
Заполнять журналы вирусных атак
2 Участвовать в разработке политики информационной безопасности
Настраивать системы безопасности
Настраивать системы антивирусной защиты
Назначать идентификаторы и пароли при регистрации пользователей
Регулярно обновлять программное обеспечение антивирусной защиты
3 Формулировать требования по информационной безопасности
Контролировать настройки системы безопасности
Контролировать регулярное обновление программного обеспечения антивирусной защиты
4 Организовывать и проводить экспертизы для анализа конфликтных, проблемных и аварийных ситуаций
Разрабатывать регламент обновления программного обеспечения антивирусной защиты
5 Анализировать причины и вырабатывать стратегии предотвращения угроз информационной безопасности
Разрабатывать стандарты настройки системы безопасности
Например, для профессии «Специалист по информационным ресурсам» указанное соответствие представлено в таблице 2.
Большим достоинством разработанной системы профессиональных компетенций является возможность формализации как содержания образования для определенного квалификационного уровня профессии, так и процесса обучения как освоения компетенций на основе изучения отдельных дисциплин и модулей.
На основе системы обобщенных профессиональных компетенций для отрасли информационных технологий разработана методика кон-
струирования непрерывных образовательных программ для общего, среднего и высшего профессионального образования.
Таблица 2. Компетенции для профессии «Специалист по информационным ресурсам»
Специалист по информаци-
Компетенции онным ресурсам
1 2 3 4 5
Управление проектами 1 2 3
Управление персоналом 1 2 3 4
Взаимодействие с пользователями 1 2 3 4
и заказчиками
Тестирование и отладка ПО 1 2 3
Эксплуатация вычислительной техники и компьютерных сетей 1 2 2 2 2
Разработка информационных ресурсов 1 2 3 4 5
На старшей ступени общего образования на основе первого уровня профессиональных компетенций можно формировать содержание подготовки по информационно-технологическому профилю с профессиональной подготовкой по таким профессиям, как «Мастер по обработке цифровых ресурсов» и «Наладчик компьютерных сетей». При этом возможно совместное использование в программе подготовки как профильных и элективных курсов, входящих в учебный план, так и внеурочной работы школьников, за счет которой реализуются учебные и производственные практики [0].
В среднем и высшем профессиональном образовании система обобщенных профессиональных компетенций может использоваться для формирования вариативной части подготовки техников и бакалавров по конкретным профессиям отрасли информационных технологий, при этом обеспечивается преемственность образовательных программ разных уровней [0].
Кроме того, возможно формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов за счет курсов по выбору, совокупность которых может выбираться, исходя из ожидаемых уровней компетенций выпускника.
Разработанная методика в настоящее время проходит этап апробации в Оренбургском государственном университете.
Литература
1. УМО по классическому университетскому образованию. Примерные основные образовательные программы. - М.:МГУ, 2010. Режим доступа: http://www.umo.msu.ru/index.php?file_name=STATIC/poop.php&poop=1
2. Шухман А.Е. Конструирование практико-ориентированных образовательных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Сборник докладов научно-практической конференции, Москва, МГУ, 8-10 ноября 2010 г. - М.: Интуит.РУ, 2010. - С. 194-199.
3. Шухман А.Е. Разработка профильных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. - №9. - С. 216-220.
4. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. apkit. ru/committees/education/meetings/standarts.php
5. ACM Curricula Recommendations [Электронный ресурс] - ACM, 2010. Режим доступа: http://www.acm.org/education/curricula-recommendations
6. Шухман А.Е., Морковина Э.Ф. Разработка структуры и содержания профессиональных компетенций IT-специалистов на основе профессиональных стандартов. // Ученые записки ИИО РАО. Вып.25. - М.:ИИО РАО, 2007. - С. 113 -119.
7. Шухман А.Е., Белоновская И.Д., Цветкова К.Е. Модель непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для инновационных отраслей экономики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. - №2. -С. 390_-395.
8. Шухман А.Е., Дженжер В.О. Реализация профессиональной подготовки школьников в области информационных технологий на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности // Материалы IX Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»- Саратов: ООО «Издательский центр Наука», 2011 - 172 с.