Научная статья на тему 'Конструирование практико-ориентированных образовательных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий'

Конструирование практико-ориентированных образовательных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование практико-ориентированных образовательных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий»

Конструирование практико-ориентированных образовательных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий*

А.Е. Шухман, Оренбургский государственный университет, заведующий кафедрой администрирования информационных систем,

а1вх58@таИ. ги

В 2011 году завершается переход российской системы высшего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Большинство разработанных стандартов уже утверждены приказами Минобрнауки, остальные, скорее всего, будут утверждены в ближайшее время. Одной из отличительных особенностей новых стандартов в сравнении со стандартами второго поколения является отсутствие жестких требований к содержанию подготовки, Раздел стандарта, включающий требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы (ООП), заменен разделом, описывающим требования к структуре ООП. Для описания результатов освоения ООП используется перечень общекультурных и профессиональных компетенций. Около половины трудоемкости основной образовательной программы занимает вариативная часть, содержание которой определяется вузом в соответствии с определенным профилем подготовки. Также не менее одной трети от общей трудоемкости вариативной части занимают дисциплины по выбору студентов.

Новые ФГОС ВПО в академической среде подвергаются обоснованной критике (Сухомлин В.А. [1]). Основная методологическая проблема новых стандартов, на наш взгляд, связана с недостаточно подробной разработанностью системы компетенций, на основе которой должно формироваться содержание ООП. Компетенции представлены в виде очень коротких общих формулировок, в стандартах не конкретизирова-

Исследования выполнены при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» - № 3.1.1/2526 и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» - № 16.740.11.0111)

но содержание компетенций, не выделены их уровни, стандарты разных уровней профессионального образования не согласованы между собой. Все вышеперечисленное не дает возможность адекватно контролировать процесс формирования компетенции. Наличие компетенций с формулировкой типа «глубокое понимание сути точности фундаментального знания», содержание которых в принципе не может быть точно определено, на самом деле просто дискредитирует компетентност-ный подход. Есть серьезные опасения, что в условиях отсутствия в стандартах конкретного содержания образования во многих вузах качество подготовки будет только снижаться. Еще страшнее, если содержание образования для большинства вузов страны реально будет определяться группой некомпетентных людей, разрабатывающих задания для федерального экзамена в Росаккредагентстве (г. Йошкар-Ола). Раньше их деятельность хотя бы ограничивалась списком дидактических единиц, указанных в содержании дисциплины в стандарте, теперь же абсолютно любые тесты можно подвести под компетенции типа «умение формулировать результат».

Положительной особенностью новых стандартов можно считать наличие большой вариативной части, которая позволяет более гибко формировать основные образовательные программы, актуализировать их содержание по мере необходимости. Это особенно важно при подготовке специалистов для отрасли информационных технологий (ИТ), где за десятилетний срок действия образовательных стандартов необходимо три-четыре раза обновлять содержание подготовки. Например, наиболее авторитетные зарубежные рекомендации по подготовке специалистов для отрасли ИТ Computing Curricula 2005, разработанные ассоциацией ACM к 2005 году, уже неоднократно обновлялись: по направлениям Computer Science и Information Technology - в 2008 г., по направлению Information Systems - в 2010 г.[2]

Таким образом, очень важным этапом разработки основной образовательной программы становится этап конструирования. Под конструированием образовательных программ будем понимать конкретизацию содержания и структуры основных образовательных программ разных уровней образования при сохранении их соответствия государственным образовательным стандартам и преемственности в целях обеспечения успешного формирования компетентности специалистов.

Конструирование образовательных программ должно производиться на основе ФГОС ВПО и примерных ООП, разработанных учебно-методическими объединениями (УМО) вузов. Примерные ООП определяют перечень профилей подготовки бакалавров по каждому направлению. Анализ опубликованных проектов примерных ООП, разработанных УМО по классическому университетскому образованию [3], пока-

зывает, что содержание профилей подготовки остается достаточно общим, что дает возможность реализовать в рамках одного профиля за счет вузовского компонента и курсов по выбору различные образовательные траектории подготовки специалистов.

Основой для формирования содержания вариативной части образовательных программ должны стать дополнительные к указанным в ФГОС ВПО профессиональные компетенции. Примерные ООП не вносят дополнения в список компетенций, поэтому его разработка - прерогатива вуза. Для того, чтобы разрабатываемая система компетенций допускала оценку результатов обучения, компетенции должны включать некоторое множество содержательных компонентов: конкретных знаний, умений, навыков, ценностей, опыт практической деятельности. Компоненты каждой компетенции должны быть отнесены к одному из уровней, включенных друг в друга по мере усложнения, нарастающих по функционалу, сложности и самостоятельности выполнения действий и отношений.

Для региональных вузов, которые готовят выпускников бакалавриата к практической деятельности в отрасли ИТ в соответствии с выбранным профилем, возможна разработка вариативной части ООП на основе профессиональных стандартов отрасли ИТ, созданных в рамках Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ) [4]. Профессиональные стандарты отрасли ИТ были неоднозначно восприняты в академической среде. Президиум УМС по прикладной математике и информатике выступил с резкой критикой содержания стандартов и заявил о нецелесообразности их применения при разработке ФГОС ВПО [5]. С другой стороны, имеется удачный опыт использования профессиональных стандартов при разработке ФГОС ВПО по направлениям «Прикладная информатика» [6] и «Программная инженерия» [7]. По нашему мнению, профессиональные стандарты, безусловно, не могут служить единственным источником для формирования содержания системы профессиональных компетенций подготовки бакалавров. Необходимо учитывать лучший отечественный и зарубежный опыт, международные рекомендации по подготовке ИТ-специалистов. Профессиональные стандарты описывают лишь некоторое подмножество профессиональных компетенций выпускника вуза. Мы предлагаем рассматривать содержание профессиональных стандартов, в первую очередь, как обязательный минимум содержания образования по соответствующей профессии. При этом образовательная траектория подготовки выпускника по определенной профессии в отрасли ИТ, например «программист» или «специалист по информационным ресурсам», включающая некоторое количество специальных дисциплин и куры по выбору, может быть реализована в рамках различных направ-

лений и профилей подготовки бакалавров. Например, это может быть конкретная реализация общего профиля по направлению 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» или реализация профиля «Вычислительная математика, информатика и компьютерные технологии» направления 010200 «Математика и компьютерные науки».

На основе анализа профессиональных стандартов в области информационных технологий была сформирована структура и определено содержание профессиональных технологических компетенций по уровням для системы профессионального образования. Содержание компетенций было сформулировано в терминах знаний, умений и навыков из профессиональных стандартов, а также было установлено соответствие разработанных компетенций и компетенций высшего профессионального образования [8].

Предложена структура подготовки по основным профессиям ИТ-индустрии и технология ее реализации за счет вариативной части ООП по различным направлениям подготовки бакалавров. Для реализации профильных дисциплин используется часть курсов по выбору в гуманитарном и социально-экономическом (ГСЭ), естественнонаучном и математическом (ЕНМ) циклах. Из вариативной части профессионального цикла (ПЦ) на общие для всех профессий дисциплины отводится 40%, на специальные профильные дисциплины и курсы по выбору - 60% зачетных единиц. В результате на профильную подготовку в программе подготовки бакалавров по направлению из укрупненной группы 010000 Физико-математические науки и фундаментальная информатика становится возможным выделить около 50 зачетных единиц: 6-8 из цикла ГСЭ, 6-8 из цикла ЕНМ, 32-35 из профессионального цикла.

Общие профильные дисциплины («Информационная безопасность», «Параллельные вычислительные технологии», «Системное администрирование») дополняют дисциплины базовой части профессионального цикла. Специальные профильные дисциплины (6-7 дисциплин) формируют специфические для данного профиля компетенции. Курсы по выбору студента (6-7 дисциплин) дают возможность студенту либо изучить дисциплины из других профилей подготовки, либо углубить свои знания в области специальных технологий, например, освоить авторизованные программы вендоров.

Предлагается следующая технология конструирования вариативной части образовательной программы подготовки ИТ-специалистов: На основе матрицы соответствия профессий и определенных уровней

профессиональных технологических компетенций выбираются

содержательные элементы компетенций, которые необходимо

формировать профильными дисциплинами. Эти элементы определяют также результат обучения. Выбранные содержательные элементы делятся на четыре блока: гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные, общепрофильные и специальные. В каждом блоке формируется перечень дисциплин подготовки и

размещается в соответствующих циклах учебного плана. Учебный план корректируется для выполнения нормативов по общей трудоемкости, трудоемкости по циклам и разделам, предельной учебной нагрузки, для обеспечения равномерной загрузки студентов и правильной последовательности изложения дисциплин. В публикациях [9,10] представлены результаты применения разработанной технологии для конструирования образовательных программ по образовательным траекториям «Информационные ресурсы», «Системное администрирование», «Технология разработки программного обеспечения». Разработанные примерные ООП планируется представить на экспертизу в комитет по образованию ассоциации работодателей АП КИТ. По результатам экспертизы будет произведена корректировка ООП и подготовка их к внедрению в учебный процесс Оренбургского государственного университета.

Литература

1. Сухомлин В. А.. Профессиональные стандарты и образование. Перпендикулярный взгляд. - М.: ВМиК МГУ им. Ломоносова, МАКС пресс. 2008.- 80 с.

2. ACM Curricula Recommendations [Электронный ресурс] - ACM, 2010. Режим доступа: http://www.acm.org/education/curricula-recommendations

3. УМО по классическому университетскому образованию. Примерные основные образовательные программы. - М.:МГУ, 2010. Режим доступа: http://www.umo.msu.ru/index.php?file_name=STATIC/poop.php&poop=1

4. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Электронный ресурс] Режим доступа: 5. Профессиональные стандарты в области информационных технологий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php

5. Решения Пленума учебно-методического Совета по прикладной математике и информатике, информационным

технологиям. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://it-edu.ru/index.php/Служебная:О_консорциуме/?page_id=69

6. Тельнов Ю.Ф. Разработка Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения по направлению «Прикладная информатика» на основе профессионального стандарта «Специалист по информационным системам»

7. Авдошин С.М. Об опыте использования профессиональных стандартов при формировании учебных образовательных программ по направлению 230400

«Программная инженерия». / Профессиональные стандарты в области информационных технологий. - М.:АПКИТ, 2008. - С.35-44

8. Шухман А.Е., Морковина Э.Ф. Разработка структуры и содержания профессиональных компетенций 1Т-специалистов на основе профессиональных стандартов. // Ученые записки ИИО РАО. Вып.25. - М.:ИИО РАО, 2007. - С. 113 -119.

9. Шухман А.Е., Морковина Э.Ф. Конструирование профильных образовательных программ на базе профессиональных стандартов ИТ-отрасли // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Восьмой открытой всероссийской науч. практ. конф.- Петроза-водск:ПетрГУ, 2010. - С. 95-100.

10. Шухман А.Е. Разработка профильных программ подготовки бакалавров для отрасли информационных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. - №9. - С. 216-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.