УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ГИМНАСТИКА» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р.
Брестский государственныйуниверситет имени А. С. Пушкина
Аннотация. «Гимнастика», являясь научно-учебной дисциплиной, не может не реагировать на тенденцию в развитии системы физического воспитания. Сегодня нужен новый особый подход к подготовкеспециалистов по гимнастике, необходимо найти соответствующее место этому направлению в структуре средств и видов гимнастики, создать научно-методическое и техническое обеспечение).
Ключевые слова: история гимнастики, перспективы развития, виды гимнастики, материальная база, преимущества гимнастики, подготовкаспециалистов
Анотація. Беспутчик В.Г., Бейлин В.Г. Учбова дисципліна «гімнастика» в підготовці фахівців фізичної культури «Гімнастика», будучи науково-навчальною дисципліною, не може не реагувати на тенденцію в розвитку системи фізичного виховання Сьогодні потрібний новий особливий підхід до підготовки фахівців з гімнастики, необхідно знайти відповідне місце цьому напряму в структурі засобів і видів гімнастики, створити науково-методичне і технічне забезпечення
Ключові слова: історія гімнастики, перспективи розвитку, види гімнастики, матеріальна база, переваги гімнастики, підготовка фахівців.
Annotation. Besputchik V., Beilin V. Educational discipline “gymnastics” in preparation of specialists of physical culture. “Gymnastics” as a teaching subject could react on the tendency in development of the system of physical education. Today we need a special approach in training specialists in gymnastics. It is necessary to find the appropriate place for this tendency in the structure of means and aspects of gymnastics to create technical maintenances and security.
Key words: The History of Gymnastics, Prospects of development, kinds of Gymnastics, Material facilities, Advantages of Gymnastics, Training of Specialists.
Введение.
Современный период развития образования в Белоруссии характеризуется активизацией процессов модернизации Переход на рыночную экономику переосмысление роли и функции физической культуры и спорта определяет новые требования к подготовкеспециалистов
Специалист по физической культуре и спорту должен быть компетентным в вопросах эффективного использования средств физической культуры в образовании, воспитании, оздоровлении, формировании здорового образа и стиля жизни различных контингентов населения, подготовки спортсменов.
Особое место в подготовке специалистов будущего играет реформирование и совершенствование системы преподавания отдельных учебных дисциплин на факультетах физического воспитания. Одной из наиболее важных в подготовке специалистов отрасли является научно-учебная дисциплина «Г имнастика».
Работа выполнена по плану НИР Брестского государственногоуниверситета имени А. С. Пушкина
Формулирование целей работы.
Цель исследования - изучить аспекты становления и развития гимнастики в историческом прошлом, настоящем и будущем выявить общие закономерности данного процесса для обогащения стратегии развития, традиционных и нетрадиционных видов гимнастики, совершенствование учебной дисциплины «Г имнастика» для подготовкиспециалистов физической культурыв высших учебных заведениях.
Результаты исследо ваний.
Впервые слово «гимнастика» появилось у древних греков в период расцвета эллинской культурыв VIII в до н.э. Под гимнастикой понимали все виды физических упражнений - бег, прыжки, метания, плавание, борьбу и др. Преемниками эллинской культуры стали древние римляне. Они внесли в гимнастику существенные изменения, включив в нее упражнения на коне, стенке, лестнице, опорные прыжки через деревянный стол др. В эпоху возрождения гуманисты рекомендовали гимнастку как средство укрепления здоровья и физического развития человека На Руси с древних времен гимнастические упражнения входили в праздничные развлечения народа. Петр I, а затем А.В. Суворов ввели обязательные занятия гимнастическими упражнениями в армии. В дальнейшем гимнастика заняла достойное место в программах по физическому воспитанию дошкольных учреждений, школ, профтехучилищ средних и высших учебных заведений, военных учреждений, трудовых коллективов и др. [1].
Как свидетельствует история, структура используемых населением видов гимнастики, техника двигательной деятельности (в том числе спортивной) постоянно изменяются. Отмирают одни, но чаще появляются другие виды занятий, видоизменяются, совершенствуются старые. Это происходит под влиянием многих факторов - науки, техники, культуры, общества, личности, условий жизнедеятельности, задач физической культурыи профессиональной подготовки населения и т.д. [2].
По нашему мнению, перспективность развития того или иного вида гимнастики определяется комплексом следующих взаимосвязанных факторов: во-первых, его популярностью и конкурентоспособностью с другими видами занятий, а также способами проведения досуга; во-вторых, естественной и социальной доступностью для занятий; в-третьих, эффективностью образовательно-воспитательного воздействия на занимающихся и зрителей: человеческого фактора (профессиональными знаниями и умениями людей, их
личностными качествами); общественного мнения (имидж вида спорта, раскрытие «изюминки» вида на основе высокопрофессиональной пропаганды); олимпийские перспективы; государственной поддержки; общественного управления; спонсорской привлекательности методического и кадрового обеспечение международного сотрудничества
Существованию, появлению новых видов гимнастики в значительной мере способствует наличие большого числа упражнений (средств гимнастики), многоплановость задач их применения. В настоящее время у нас в стране культивируютсяследующие виды гимнастики:
- оздоровительные - гигиеническая (утренняя гигиеническая, ритмическая, производственная, аэробика, «ушу» и др.);
- - лечебная (коррегирующая реабилитационно-восстановительная, функциональная);
- образовательно-развивающие - базовая (основная. атлетическая); прикладная (профессиональноприкладная);
- спортивные - спортивная гимнастика, художественнаягимнастика, спортивная акробатика, прыжки на батуте, спортивная аэробика
Особой популярностью среди населения пользуются оздоровительные направления гимнастики. Оздоровительно-массовое направление гимнастики имеет тесные и конкретные связи с различными видами гимнастики, образовательно-развивающими, спортивными и в перспективе может служить основой для других систем физических упражнений [3].
Рост количества видов гимнастики происходит путем дифференциации известных видов на ряд родственных (аэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, силовая аэробика и др.) Кроме того, появляются много новых видов занятий гимнастикой отечественного и зарубежного происхождения: шейпинг, калланетика, изотон (тонизирующая гимнастика), акробатический рок-н-рол, стретчинг, джаз-аэробика и др., а также объединяющих в себе несколько наиболее популярных направлений физкультурных занятий, например: шейпинг объединяет атлетическую гимнастику и аэробику (танцевально-гимнастические упражнения); слайд-аэробика - движения конькобежца на специальной дорожке (слайде) с аэробикой; бокс-аэробика; аквааэробика - комплекс упражнений в воде или как ее называют аквабилдинг, акватрейнинг, гидроатлетизм, фитбол-аэробика (танцевально-гимнастические упражнения с большим мячом) [4].
Сегодня наука и практика многих стран мира, в том числе и Беларуси, ориентируется на профилактику и лечение заболеваний немедикаментозными средствами, ведущую роль среди которых играют гимнастические упражнения Эффективно используются дыхательная и психомускульная гимнастика, «йога», «ушу», виброгимнастика, «тай-чи» и др.
Типичным примером программы оздоровительных занятий зарубежных клубов являются: аэробика (низкоударнаяи высокоударная, стретчинг, калистеника, аква-аэробика, степ-аэробика, бодибилдинг, фанк-аэробика, кардио-фанк, йога, классический танец, рок-н-рол, чечетка, африканский и бразильский джазовый танец, западные танцы (танго, вальс, фокстрот), тонизирующая гимнастика (изотон) и др.
Анализ материально-технической базы зарубежных клубов, состав помещений (16 японских, 7 французских, 2 финских спортклуба), показывает, что из 25 клубов в 18 имеются залы для гимнастики, аэробики, танцев, в 21 имеются залы атлетической гимнастики. Для сравнения залов игровых (баскетбола, волейбола, бадминтона, настольного тенниса) - 10 (причем в одном из клубов имеется 2 зала); для сквоша - 12, тенниса - 10, бассейнов 25х11 или 25х8 - 17 [5].
Сравнивая показатели участия населения в активном отдыхе (количество человеко-посещений в год на 10 тысяч населения) - гимнастика, аэробика, танец, джазгимнастика составила 3650 чел/посещений Для сравнения такие популярные виды как:
• футбол - 810 чел/посещений;
• волейбол - 1110 чел/посещений;
• баскетбол - 700 чел/посещений;
• плавание - 2310 чел/посещений;
• велосипед - 1570 чел/посещений;
• бейсбол - 1790.
Из всех видов спорта гимнастика и аэробика (51,9+29,9=81,8%) имеет самое большое количество посещений на одного занимающегося в течение года.
В последние годы наблюдается эстетизация, широкое развитие получают зрелищно-изящные, динамические, эмоционально-артистические «шоу» виды: спортивная аэробика, акробатический рок-н-рол, акробатика и др.
Многочисленность культивируемых видов гимнастики создает благоприятные условия для удовлетворениямногообразных потребностей и интересов населения в физическом совершенствовании
В настоящее время кафедрой ТиМФВ Брестского госуниверситета имени А. С. Пушкина сформировано преимущественно оздоровительное направление преподавания гимнастики, представляющее собой систему гимнастических упражнений, направленных на улучшение здоровья всех слоев населения и особенно дошкольников, школьников и молодежи, популяризацию здорового образа жизни. Это направление является наиболее актуальным для наших дней. Гимнастические упражнения всегда рассматривались не только в спортивном аспекте, но и как средство развивающее различные функции и системы организма
оздоравливающие человека, доступное широкому кругу занимающихся. Для решения этой задачи имеются достаточные предпосылки и возможности. Преподавателями кафедры предприняты в этом направлении практические шаги. Специалисты кафедры владеют научно-методической информацией для разработки теории и методики преподавания различных видов гимнастики. Разработана единая программа для специализации «Г имнастика», в которую наряду с традиционными включено большинство новых стилей гимнастики.
Становление и развитие гимнастики представляет собой многоаспектный исторический процесс. Выявление общих закономерностей данного процесса позволит обогатить стратегию развития традиционных и нетрадиционных видов гимнастики, совершенствовать дисциплину «Г имнастика» как учебный предмет.
Выводы.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Г имнастика в историческом прошлом и настоящем играет значительную роль в развитии международного физкультурнэспортивного движения, обладая популярностью и конкурентоспособностью с другими видами занятий.
2. Отмечается существенное увеличение и появление новых видов гимнастики.
3. Особой популярностью среди населения пользуется оздоровительно-массовое направление гимнастики.
4. Наблюдается эстетизация, широкое развитие получают зрелищно-изящные, динамические, эмоциональноартистические «шоу»-виды.
5. Многочисленность видов гимнастики создает условия для удовлетворения потребностей и интересов различных слоев населения, и в то же время требует соответствующей подготовки высокопрофессиональныхспециалистов.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем подготовки специалистов физической ку льтуры
Литература
1. История физической культурыи спорта / Под. общ. ред. В.В. Столбова - М.,1975. - С. 14-38.
2. Платонов, В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. 2 т. - Киев; Олимпийская литература, 1994. - С. 38-96.
3. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М., 2001. - С. 22-24, 83-84
4. Смолевский, В.М., Ивлиев, Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М., 1992. - С. 3-8
5. Кузьмичева, Е.В. Зарубежный опыт формирования сооружений для физкультурно-оздоровительных и массовых спортивных занятий населения // Теория и практика физической культуры - 1997. - № 3, - С. 51-54
6. Беспутчик, В.Г., Бейлин, В.Р. Средства аэробики в физическом воспитании школьников Учебное пособие.
- Мн., 1997. - С. 105
7. Беспутчик, В.Г. Аэробика в физическом воспитании школьника Учебное пособие. - Мн., 1996. - 195 с.
8. Беспутчик, В.Г. Аэробика Учебное пособие. - Брест, 1996. - с. 96
Поступила в редакцию 10.04.2008г.