Научная статья на тему 'Разработка системы управления скоростью движения конвейерной ленты'

Разработка системы управления скоростью движения конвейерной ленты Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
377
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы управления скоростью движения конвейерной ленты»

УДК 621.867.2 М.И. Безбородова

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТЫ

Семинар № 13

Для разрабатываемых в настоящее время систем управления скоростью конвейера необходимо создание модели движения конвейерной ленты. Наиболее адекват-ной является пятимассовая модель движения конвейерной ленты, но в этом случае возникает необходимость использования сложных управляющих устройств и алгоритмов управления. Поэтому рассматривается задача создания пятимассовой модели движения конвейерной ленты и упрощенной модели для возможности использования типовых регуляторов, которые могут быть реализованы стандартным микроконтроллером.

Расчетная схема системы движения конвейерной ленты представлена на рис. 1.

Математическая модель описана десятью координатами состояния X = (х1, х2, х3, х4,8, х.,, х2, х3, х4,8) , где х1, х2, х3, х4 - перемещения сосредоточенных масс тт2, т3, т4; х1, х2, хз, Х4 -скорости их перемещения; 8,8 - положение и скорость натяжного груза.

Математическая модель движения конвейерной ленты, составленная по расчетной схеме, представляет собой систему из пяти нелинейных дифференциальных уравнений второго порядка:

1. тг(2х. + х2) + тп(2х + х4) + тпрх. +

(2х1 - х2 - х4)С + 0.5(вг + вп )/ш эдп х1 +

+(2 (1 - >^2 - х 4 )п = -^Е- эдп(хс - ^),

2. тг(2х&2 + х&3) + тг(2х&2 + х) + (2х2 - х1 --х3 )С + вг/ш Бдп х2 + (2х2 - х1 - х3 )п = 0

3. тг(2х&3 + х2) + тп(23 + *4) + (2х3 - х2 --х4 С + 0.25(х3 - х4 - 28)Ск +

+ (2х3 - Х2 - х4)п + 0.5(в3 + вп)х х/ш Бдп х3 = 0,

4. тп(2х&4 + х&3) + тп (2х + х) + (2х4 - х --х3С + 0.25(х4 - х3 + 28)Ск + вп/ш Бдп х4 +

+(2х4 - х - х3)п = 0 , в ..

5. ~8 -0.5(х4 - х3 +8Ск + вну +

9

+внуГ Бдп <8 = 0.

При составлении модели использованы следующие параметры:

/ - длина ленты, м; дг - погонный вес

грузовой ветви, Н/м; дп - погонный вес порожней ветви, Н/м; тг - масса грузовой ветви, кг; тп - масса порожней ветви, кг; тпр - масса привода, кг; - ра-

диус барабана привода, мм; ш - коэффициент сопротивления движению; f -коэффициент сопротивления движению натяжных грузов; г/ - вязкость ленты, Н/м; С - жесткость ленты, Н/м; Ск -жесткость канатов натяжного устройства, Н/м; Мпр - момент, создаваемый

приводом конвейера, Н/м; вну - вес натяжного устройства, кг.

Рис. 1. Расчётная схема системы движения конвейерной ленты

В создаваемой системе управления скоростью ленточного конвейера необходимо изменять скорость движения ленты в точке загрузки (точка х3). Разработаем более простую математическую модель, с достаточно большой адекватностью описывающую переходные процессы по скорости третьей сосредоточенной массы.

В классе моделей второго порядка достаточно хорошее приближение к Б-образным переходным кривым дает передаточная функция вида:

м (р)= 2 2 к-----------,

К ' Т2 р2 + 2#Тр +1

где к - передаточный коэффициент, Т -постоянная времени звена, £ - относительный коэффициент затухания.

Идентификация модели, т.е. нахождение приближенной передаточной функции, описывающей состояние модели, проводилось с использованием схемы для определения приближенной модели объекта управления, представленной на рис. 2.

Сигнал, формирующийся на выходе привода, подается в 2 блока: полную

модель движения ленты и приближенную модель. Из сигнала, полученного на выходе модели движения ленты Х3 , вычитается сигнал с выхода приближенной модели Х3 . Это и есть ошибка е, с которой подобрана приближенная модель. Величина ошибки вычисляется по формуле:

е = х - X .

3 3

Для того, чтобы оценить накопленную за время переходного процесса ошибку, разность сигналов подается на интегратор, а затем ее величина снимается с экрана осциллографа. В данном случае ошибка, с которой подобрана приближенная модель, не превышает 5 % от установившегося значения скорости. Таким образом, подобрана близкая к исходной приближенная модель движения конвейерной ленты. Ошибка приближения не превышает допустимого значения для конвейера длиной 1000 м, производительностью 500 т/час, с ре-зино-тканевой лентой жесткостью 1000 Н/м.

Рис. 2. Схема для определения приближенной модели объекта управления

Приближенная модель объекта управления имеет следующие параметры: передаточный коэффициент к= 0.89, постоянная времени Т = =1.22, коэффициент затухания £ = =0.33.

Таким образом, передаточная функция приближенной модели принимает вид:

\ 0.89

М (р) =------2----------.

у ’ 1.5р2 + 0.8р +1

Для разработки системы управления скоростью ленточного конвейера используем типовой регулятор, а именно пропорционально-интегральный регулятор, настроенный по МО-кри-терию,

так как модель является статическом.

Передаточная функция ПИ-

регулятора для упрощенной модели:

М (р) = Тиз Р +1 = к + ,

рег (р) Ти р П р ’

где Тиз = 0.75 с, Ти = 3.4 с, кп = Т-,

Ти

ки = Г ■

и

Коэффициенты настройки регулятора кп = 0.22 , ки = 0.29.

Включим в замкнутую систему управления, в которой объект представлен пятимассовой моделью, ПИ-

Рис. 3. Схема пятимассовой модели с регулятором

V, „*= I X,

1 '

/■

ІІ //

_у.7 *».

1 \1/*

1/**

Рис. 4. Переходные процессы по скоростям сосредоточенных масс в пятимассовой системе с регулятором

регулятор, настроенный для упрощенной модели движения, и исследуем полученные переходные процессы.

Схема моделирования системы представлена на рис. 3.

Результаты моделирования представлены на рис. 4.

Проведенное моделирование показывает, что переход движущейся ленты с одной скорости на другую не вызывает больших нагрузок, время регулирования составляет 25 секунд, перерегулирование уменьшается до 10 %, движение со-

1. Запенин И.В., Бельфор В.Е., Селищев Ю.А. Моделирование переходных процессов ленточных конвейеров.

2. Дмитриева В.В., Певзнер Л.Д. Автоматическая стабилизация погонной нагрузки

средоточенных масс после переключения скорости плавное и совместное.

Из полученных результатов моделирования можно сделать вывод, что система управления скоростью ленты конвейера, разработанная для упрощенной модели движения, дает хорошие результаты и при использовании ее в пятимассовой модели движения конвейерной ленты. Следовательно, при найденных приближениях регулятор, настроенный для использования в упрощенной модели, успешно может применяться и в сложной пятимассовой модели.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ленточного конвейера. - М.: Изд-во МГГУ. 2005. - 25 с.

3. Лукас В.А. Теория автоматического управления.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------

Безбородова Марина Игоревна - магистр кафедры “Автоматика и управление в технических системах”, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.