УДК 65.011
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Т. В. Коновалова, С. Л. Надирян.
Аннотация. В данной статье рассмотрена методика оценки эффективности обеспечения безопасности движения на автотранспортных предприятиях (АТП), позволяющая оперативно контролировать как отдельно взятое АТП, так и комплексно - все АТП. Позволяет в индивидуальном порядке разрабатывать методы повышения безопасности движения для конкретного АТП, искать пути решения в зависимости о тех недостатков, которые были выявлены в ходе проверок.
Ключевые слова: безопасность движения, автотранспортные предприятия, интегральный показатель.
Введение
Автотранспортные предприятия решают задачи по обеспечению безопасности движения (БД), связанные с организацией профилактической работы с водителями, контролем технического состояния транспортных средств, учетом и анализом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и нарушений Правил дорожного движения. Для решения этих задач на предприятиях создают подразделения (отделы, группы) или назначают отдельных работников.
Основная работа по предупреждению ДТП на автотранспортных предприятиях заключается не только в функционировании специальной службы. Значимость проблемы обеспечения БД и ее масштабы требуют привлечения внимания и представителей других функциональных служб
автотранспортного предприятия [1,2].
Сложность в проблему оценивания эффективности систем БД вносит фактор отсутствия формализованных моделей деятельности многих элементов системы или субъектов различных видов деятельности как составляющих общей системы, поскольку эта деятельность является объектом системного управления [3].
Основная часть
На примере ЗАО «Кубаньгрузсервис» разработана и апробирована методика оценки эффективности работы по
Таблица 1 — Шкала оценки эффективности
обеспечению БД, основанная на системе научно-обоснованных критериев
эффективности.
Для контроля безопасности перевозок в ЗАО «Кубаньгрузсервис» введена бальная система оценки организации работ по БДД по следующим критериям:
1. Вопросы, связанные с деятельностью администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия.
2.Вопросы, общие для всех служб и подразделений автотранспортного предприятия.
3. По производственно-технической службе и ОТК.
4 .По службе эксплуатации.
5. По контрольно-ревизорской службе.
Каждый из этих критериев подразделяется на множество составляющих, который имеет свой вес (балл) из общего количества баллов. По результатам расчетов по предлагаемой методике работа по БД может быть оценена следующим образом: «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка эффективности реализации программы дается при количестве набранных баллов первого уровня (А), удовлетворительная - при количестве набранных баллов второго уровня (Б), отрицательная - при количестве набранных балов третьего уровня (В) (таблица 1).
№ п/п Бальное значение интегрального показателя Ранг уровня
1 R > 9,0 А (первый)
2 7,0 < R > 9,0 Б (второй)
3 R < 7,0 В (третий)
Интегральный показатель ^т) является итоговым показателем эффективности применения системы оценки качества БД на АТП на основе критериев и определяется по формуле:
=х V (1)
i=1
где R1 - вопросы, связанные с деятельностью администрации,
общественных организаций
автотранспортного предприятия;
R2- вопросы, общие для всех служб и подразделений автотранспортного
предприятия;
R3 - по производственно-технической службе и ОТК;
R4 - по службе эксплуатации;
R5 - по контрольно-ревизорской службе.
Расчет комплексного показателя произведен на примере ЗАО «Кубаньгрузсервис». Комплексный
показатель R1 (о наличии и правильности
ведения журналов по БДД) рассчитывается по следующей формуле:
к 1 =£ хг к , (2)
i=1
где Xi - частный критерий;
К - весовой коэффициент.
В случае если требуемое условие по критерию полностью выполняется, значение Xi = 10, если есть замечание и критерий исполняется недостаточно качественно Xi = 5. Xi = 0 в том случае, если требования по критерию не выполняются.
Весовой коэффициент выбирают исходя степени влияния того или иного критерия на аварийность. Так наиболее значимому критерию присваивается больший коэффициент. Степень влияния определена методом экспертных оценок при достаточной статистической базе исследования.
В таблице 2 приведены расчетные данные критерия «Вопросы, связанные с деятельностью администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия».
Таблица 2 — Расчетные данные критерия «Вопросы, связанные с деятельностью администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия»_
Вопросы, связанные с деятельностью администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия Весовой коэффициент, к Частный критерий, Х|
1. Журнал учета ДТП водителями предприятия 0,055 5
2. Журнал учета изменений по маршрутах движения 0,035 5
3. Журнал учета нарушения ПДД водителями предприятия 0,055 5
4. Журнал учета водителей группы риска «По нарушениям транспортной дисциплины 0,055 5
5. Журнал посещения занятий водителями 0,035 5
6. Журнал регистрации медицинских освидетельствований сотрудников АТП на состояние опьянение (Протоколы) 0,055 5
7. Журнал учета водителей отстраненных от рейсов 0,055 5
8. Журнал учета водителей, лишенных права на управление транспортом 0,055 5
9. Исправность алкотестеров, приборов, наличие документов о поверке приборов 0,035 10
10.Качество проведения медицинского осмотра водителей. Применение приборов для проведения АД, алкотестеров 0,055 10
11.Обучение по программе подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц 0,035 5
12.О создании комиссии для проведения служебного расследования ДТП 0,045 10
13.Об организации работ по обеспечению безопасности дорожного движения на АТП 0,055 5
14.Наличие и актуальность годового плана по БДД в АТП 0,045 10
15.Наличие и актуальность планов работы на квартал 0,045 5
16.Наличие материалов по повышению планов за квартал, год 0,045 5
17.Соблюдение сроков проведения служебных расследований -материалы служебных расследований дТп 0,045 10
18.Наличие должностных инструкций, с росписями об ознакомлении 0,045 10
Продолжение Таблицы 2
19.Приказ МинТранса РФ №27 от 09.03. 1995г. «О безопасности дорожного движения 0,040 10
20.Постановление Правительства РФ №647 от 29.06.1995г. «Об утверждении Правил учета ДТП» 0,035 10
21.Приказ МинТранса РФ № 49 от 26.04.1990г. «Об утверждении порядка и правил проведения служебного расследования ДТП» 0,035 10
22.Приказ МинТранса РФ от №15 от 20.08.2004г. «Об утверждении положения об особенностях рабочего времени и водителей автомобилей» 0,040 10
Исходя из данных таблицы 2, значение критерия «Вопросы, связанные с деятельностью администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия» составляет 7,1. Аналогичным способом определено значение остальных четырех критериев, указанных в формуле 1 [4,5].
Интегральный показатель Rm
определяется по формуле
средневзвешенного значения:
У5 "Я
Я , (3)
т У, Я
где qJ - весовой коэффициент конкретного
критерия, определяющий степень его влияния на уровень конечного интегрального показателя эффективности работы предприятия по обеспечению БД.
Принимаем значения qJ, в зависимости от
степени влияния на аварийность, равным коэффициентам, представленным в таблице 3.
Таблица 3 — Значение весового коэффициента в зависимости от важности оценочного критерия
Оценочный критерий
R1 R2 R3 R4 R5
Весовой коэффициент, qi 0,1 0,2 0,2 0,4 0,1
Согласно расчетов, интегральный показатель Rm равен 7,39, что соответствует удовлетворительной оценке работы по БД на исследуемом АТП.
Вывод. Расчетные данные для определения интегрального показателя основываются на результатах ежегодных проверок инженером по БДД, которые осуществляются с применением метода весовых коэффициентов.
Предлагаемая методика позволяет контролировать как отдельно взятое АТП, так и комплексно - все АТП, позволяет в индивидуальном порядке разрабатывать методы повышения безопасности для АТП, искать пути решения в зависимости о тех
недостатков, которые были выявлены в ходе проверок.
В результате апробации разработанной методики в ЗАО «Кубаньгрузсервис» за последние три года аварийность снизилась на 17,2 %, а также отмечены достаточно неплохие результаты работы всего технического отдела службы безопасности.
Библиографический список
1. Пугачев, И. Н. Организация и безопасность дорожного движения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272с. - ISBN 978-5-7695-4662-4
2. Коноплянко, В. И. Организация и безопасность движения [Текст] : учеб. для вузов/ В. И. Коноплянко. - М: Высш. шк., 2007.- 383 с. -ISBN 978-5-06-005549-8
3. Шмелев, А. С., Воронов В. П. Системы определения местонахождения транспортных средств [Текст]: депонированная рукопись № 1127-В2006 06.09.2006
4. Коновалова Т. В. , Надирян С. Л. , Запривода А. В. Методика оценки эффективности обеспечения безопасности движения на предприятиях автомобильного транспорта // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т. 6. № 10 (113). - С. 69-71.
5. Российская Федерация. Законы. О безопасности дорожного движения [Текст] : федер. закон [ принят кем 15 ноября 1995г.:]
DEVELOPMENT OF SYSTEM OF INDICATORS
FOR ASSESSING THE LEVEL OF SAFETY
OF TRAFFIC ON THE MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES
T. V. Konovalova, S. L. Nadiryan
This article discusses the methodology of evaluation of the efficiency of traffic safety on motor transport enterprises , allowing you to quickly control as a separate motor transport enterprise, and complex - all enterprises of motor transport. Allows you to individually develop methods of increasing road safety for the particular motor transport of the enterprise, search for solutions depending on the shortcomings that were identified in the course of inspections.
Keywords: traffic safety, companies, an integral indicator
road transport
Bibliographic list
1. Pugachev, I. N. Traffic organization and safety [Text]: textbook. Handbook for students. the high. textbook. institutions / I. N. Pugachev, acoustic emission Gorev, E.M. oleshchenko. - M: Publishing center «Academy», 2009. - 272c. - ISBN 978-5-76954662-4
2. Konoplyanko V. I. Organization and traffic safety [Text]: textbook. for universities/ V. I. Konoplyanko - M: The High. SHK., 2007.- 383 p. -ISBN 978-5-06-005549-8
3. Shmelev, S. A. Voronov V. P., System for determining the location of vehicles [Text] : deposited manuscript № 1127-B2006 06.09.2006
4. Konovalova T. V., Nadiryan S. L., Zaprivoda A. V. Methodology of evaluation of efficiency of traffic safety at the enterprises of the automobile transport. // News of Volgograd state technical University. - 2013. -So 6.№ 10 (113). - P. 69-71.
5. The Russian Federation. The laws. About road safety [Text]: Feder. Law [who adopted 15 November 1995.]
Коновалова Татьяна Вячеславовна -кандидат экономических наук, доцент, заведующая, доцент кафедры Организации перевозок и дорожного движения Кубанский государственный технологический
университет. Направления научных
исследований: организация безопасность движения; общее количество публикаций 87 статья,е-таИ: [email protected]
Надирян София Левоновна - ассистент кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанский государственный технологический университет. Направления научных исследований: транспорт, экономика, логистика, общее количество публикаций 21 статья,е-таИ:Бо1\008008@уапСех.ги
УДК 004.9:621.871.2
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДАВЛЕНИЙ ПО ПОВЕРХНОСТИ РАБОЧЕГО ОРГАНА РЫХЛИТЕЛЯ СЛОЖНОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В. Н. Кузнецова
Аннотация. В статье рассматривается вопрос распределения давлений по поверхности рабочего органа рыхлителя клиновидной формы, а также клиновидной формы с ребром жесткости.
Ключевые слова: рыхление мерзлых грунтов, рабочий орган рыхлителя, математическая модель.
Введение
Как показывают многочисленные исследования Горячкина В.П., Зеленина А. Н., Растегаева И. К., Ветрова Ю. А. [1, 2, 3, 4] одним из основных факторов, влияющих на эффективность рыхления грунтов, является форма рабочего органа, конструкции и размеров его режущих кромок. В настоящее время такие известные производители техники как KOMATSU, Hyundai, ESCO, CATERPILLAR и другие применяют наконечники рыхлителей различной формы и параметров.
В то же время на данный момент нет достаточной теоретической базы, которая описывала бы процесс разрушения грунта рабочим органом сложной геометрической формы. Важнейшим шагом к созданию такой теоретической базы является разработка математической модели взаимодействия с грунтом клиновидного рабочего органа, так как большинство сложных форм рыхлителей
может быть получено путем комбинирования клиньев с различными параметрами.
Основная часть
В процессе рыхления статическими рыхлителями происходит отделение грунта от массива и разрыхление до степени, обеспечивающей его дальнейшее транспортирование. После прохода рыхлителя в грунте образуется прорезь трапециевидной формы, в которой выделяют три зоны: зону вдавливания, зону сжатия и зону развала грунта. В работах [79, 166] указывается на то, что геометрия рабочего органа влияет на величину скола грунта и изменение удельного сопротивления резанию в зонах разрушения. Например, известно, что при одинаковых по площади сечениях стружек Fс потребуются меньшие усилия для резания грунта стружкой большей ширины I и меньшей глубины h.
В зонах вдавливания и сжатия происходит блокированное резание грунта. В этих зонах происходит сжатие грунта перед отделением