Научная статья на тему 'Повышения безопасности дорожного движения на автотранспортном предприятии'

Повышения безопасности дорожного движения на автотранспортном предприятии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC SAFETY / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ / МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ / A DRIVERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT COURSE / A DRIVERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатулин Алексей Сафиллович, Едренкина Марина Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы повышения безопасности дорожного движения в процессе повышения квалификации водителей на автотранспортном предприятии, предлагается модель повышения квалификации водителей, в частности, тематика инструктажей, содержание занятий с водителями, методы и средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traffic safety enhancement program at a carrier’s undertaking

The article states the traffic safety enhancement program which is suggested to be implemented at a carrier’s undertaking while conducting a drivers’ professional development course. The program contains some instruction topics, their content, some methods and means to realize the program.

Текст научной работы на тему «Повышения безопасности дорожного движения на автотранспортном предприятии»

воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать задачи деятельности конкретной организации.

Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и проводится для овладения ими первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего педагога по физической культуре и спорту к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материала к выпускной квалификационной работе:

- сбор, анализ и обобщение материала по проблеме исследования, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы;

- получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно исследовательской работе коллективов исследователей

Задачи преддипломной практики:

- углубить и закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения и применить их в учебно-воспитательной и научной работе;

- применять разнообразные методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся;

- стимулировать интерес к научно-исследовательской работе в области педагогических и профильных наук;

- изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым студентом в выпускной квалификационной работе;

- подтверждение актуальности и практической значимости избранной студентом темы исследования;

- оценка практической значимости исследуемых вопросов;

- подготовка научного отчета на итоговую конференцию, тезисов доклада на студенческую конференцию или статьи для опубликования;

- отчетность: характеристика с базы практики, творческий отчет, отчет по индивидуальному заданию по ВКР (руководителю).

ЛИТЕРАТУРА

1. Положение об организации практики студентов факультета физической культуры по направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Физическая культура» / сост. Л.Г. Буркова, И.С. Осипова ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - 16 с.

УДК 629.11

А. С. Гизатулин, М.В. Едренкина, г.Шадринск

Повышения безопасности дорожного движения на автотранспортном предприятии

В статье рассматриваются вопросы повышения безопасности дорожного движения в процессе повышения квалификации водителей на автотранспортном предприятии, предлагается модель повышения

квалификации водителей, в частности, тематика инструктажей, содержание занятий с водителями, методы и средства обучения.

Безопасность дорожного движения, повышение квалификации водителей, модель повышения квалификации водителей.

A.S. Gizatulin, M.V. Yedryonkina, Shadrinsk

Traffic safety enhancement program at a carrier's undertaking

The article states the traffic safety enhancement program which is suggested to be implemented at a carrier's undertaking while conducting a drivers' professional development course. The program contains some instruction topics, their content, some methods and means to realize the program.

Key words: traffic safety, a drivers ' professional development course, a drivers ' professional development program.

Транспортное средство является источником повышенной опасности. Задача водителя, управляющего этим транспортным средством, обеспечить безопасность дорожного движения. Уровень знаний водителя по обеспечению безопасности дорожного движения должен постоянно повышаться. На специализированных автотранспортных предприятиях должен вестись постоянный контроль знаний и умений водительского состава по БДД, а также должно быть организовано повышение квалификации водителей. Правильный выбор средств, методов организации повышения квалификации водителей, является важной задачей ответственного за организацию БДД на автотранспортном предприятии.

Целью исследования является разработать модель повышения квалификации профессиональных водителей, обеспечивающую повышение безопасности дорожного движения.

Для достижение цели исследования потребуется решения следующих задач исследования:

1. Изучить проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, и на их основе выявить тенденции, закономерности, противоречия в процессе обучения водителей на автотранспортном предприятии, определить исходные методолого-теоретические основания исследования.

2. Научно обосновать и разработать модель обучения водителей в области безопасности дорожного движения.

Цели, задачи исследования определяют следующую организацию исследовательской работы:

На первом этапе необходимо исследовать состояние проблемы проанализировать литературные источники, диссертационные работы, сопряженные с темой диссертационного изыскания, разрабатывать теоретические основы повышения БДД на АТП.

На втором этапе необходимо разработать модель повышения квалификации профессиональных водителей на предприятии, обеспечивающую БДД, определить организационно-педагогические условия, скорректировать программу обучения и повышения квалификации с учетом рассмотренных требований безопасности дорожного движения, обобщить полученные результаты.

Согласно федеральному закону от 10 декабря 1995 года №196 «О безопасности дорожного движения»:

- безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

- обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий [3].

В последние годы ученые и практики активно обсуждают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, предлагают системный и поэтапный подход к их решению, однако анализ материалов конференций и международных форумов показывает, что психолого-педагогические вопросы не находят должного отражения в этих обсуждениях и в конкретной реальности.

Наибольшее значение уделяется улучшению организации и методики проведения практических занятий в автошколах, а именно подчеркивается необходимость увеличения количества часов, выделенных на проведение практических занятий и практического вождения, улучшения качества этих занятий, более активного использования специализированных тренажеров и возможностей автодромов. Но мало где говорится о повышении квалификации водителей на предприятии, для которых важно непрерывное обеспечение повышения уровня умений и навыков в управлении автомобилем.

Рассмотрим возможности внедрения мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, на примере предприятия ЗАО «Шадринский завод ЖБИМ».

На данном предприятии работает 14 водителей, все имеют водительские удостоверения со всеми разрешенными категориями управления ТС. Автопарк автомобилей составляет 14 единиц техники, 2 легковых автомобиля категории М1, 4 грузовых автомобиля категории Ш(максимальной массой менее 3.5т), 5 грузовых автомобилей категории N2 (3.5-12т), 3 грузовых автомобиля категории N3 (свыше 12 т).

Для учета нарушений правил дорожного движения на ЗАО «Шадринский завод железобетонных изделий и металлоконструкций» ведется журнал. Журнал заполняется инспектором ОГИБДД ОВД РФ каждый месяц. За период с 01.01.2013 по 31.12.2014 гг. нарушений ПДД водителями составило 56 нарушений, из них:

- 27 нарушений - это превышение установленной скорости,

- 8 нарушений - управление транспортным средством не пристегнутым ремнем безопасности,

- 7 нарушений правил перевозки людей,

- 10 нарушений - невыполнение требований ПДД уступить дорогу,

- 1 нарушение - управление ТС при наличии неисправностей,

- 2 нарушения - несоблюдение требований знаков или разметки.

Учет дорожно-транспортных происшествий ведется так же в журнале ДТП, заполняемым инспектором ОГИБДД МВД РФ каждый месяц. За период с 01.01.2013 по 31.12.2014 гг. водители ЗАО «Шадринский завод ЖБИМ» участвовали в 6 ДТП. из них по вине водителей ЗАО «Шадринский завод ЖБИМ» 4 ДТП, по вине других водителей 2 ДТП. Причины ДТП, совершенных водителями предприятия:

- не соблюдение безопасной дистанции перед впереди идущим ТС - 2 ДТП,

- не соблюдение знаков приоритета -1 ДТП,

- выезд на полосу встречного движения - 1 ДТП.

Из анализа журналов следует, что имеет место большое количество нарушений ПДД, в связи с чем, происходит ДТП, снижается безопасность дорожного движения.

Согласно федеральному закону от 10 декабря 1995 года №196 «О безопасности дорожного движения» на предприятии назначается ответственный за безопасность дорожного движения. В его обязанности входит:

- проведение инструктажей,

- проведение ежегодной 20-ти часовой программы повышения квалификации водителей,

- учет нарушений ПДД водителями,

- учет дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей предприятия и проведения служебных расследований ДТП [3].

Вопросы по повышению безопасности дорожного движения находятся в стадии обсуждения и пристального внимания со стороны ученых и практиков. Высока потребность в разработке программ обучения, методик повышение БДД профессиональных водителей; научного обоснования и внедрения требуют современные методики и технологии обучения водителей. Не менее актуально формирование коммуникативной и правовой грамотности всех участников дорожного движения, а также нейтрализация воздействий отрицательных физических дорожно-ситуативных факторов. Решение обозначенных проблем возможно при реализации комплексного и межотраслевого подхода, оно призвано создать условия для повышения безопасности дорожного движения.

Главным фактором влияющим на БДД является система водитель-автомобиль-дорога-среда (ВАДС).

Из всей системы ВАДС, человек, является менее надежным компонентом по сравнению с другими ее компонентами. По данным на 2014 г. из-за ошибок человека -водителя произошло более 75% ДТП [2].

Автомобиль как элемент системы ВАДС, может рассматриваться с различных точек зрения: как объект конструкторской разработки, как объект эксплуатации с оценкой его отказов, как объект технического обслуживания и ремонтов, как элемент системы экономических отношений, возникающих при эксплуатации, а также с многих других точек зрения [2].

Автомобильная дорога - это комплексное транспортное сооружение, включающее проезжую часть и ее обустройство, сооружения, конструкции, элементы, направленные на обеспечение предъявляемых к дороге требований. Важнейшее из них - надежность, т. е. способность обеспечивать безопасное расчетное движение со средней скоростью, близкой к оптимальной, в течение нормативного или заданного срока службы [2].

Последний элемент системы ВАДС - среда. Выделяют внешнюю и внутреннюю

среду.

Внешняя среда наиболее влияет на обеспечение надежности дороги, автомобиля, водителя. Среда по-разному влияет на систему ВАДС: дорога всегда связана со средой, находится под ее воздействием ( дождь, снег, гололед и тд); автомобиль тоже находится под воздействием среды (коррозия узлов и агрегатов); водитель пребывает в течение рабочего времени в среде, опосредствованной автомобилем, предназначенной обеспечивать водителю высокий уровень работоспособности, комфорт (внутренняя среда).

Таким образом, работоспособность водителя обусловлена воздействием как внешней (зрительное восприятие), так и внутренней среды [2].

Внутренняя среда, влияет в большей степени на человека, чем комфортнее себя чувствует водитель в автомобиле, тем безопаснее он управляет им. Отрицательно влияет на водителя не устойчивый температурным режим (зимой- холодно, летом -жарко), наличие токсических веществ в кабине, повышенная вибрация и уровень шума [2].

Таким образом, надежность каждого элемента системы водитель-автомобиль-дорога в целом влияет на безопасность дорожного движения.

На основании анализа понятия безопасности дорожного движения, требований нормативных документов, содержания 20-ти часовой программы повышения квалификации водителей [1], требований различных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, исследований по обозначенной проблеме мы пришли к выводам, что:

1) на предприятии целесообразно организовывать занятия или инструктажи по повышению уровня умений и навыков вождения в различных дорожных условиях, в том числе экстремальных, что позволит принимать более быстрые, грамотные и соответствующие дорожной обстановке решения;

2) предложить следующую тематику инструктажей с водителями на предприятии: «Безопасность движения и техника безопасности для водителей направляемых в командировки и дальние рейсы (более одной смены)», «Общие обязанности водителя», «Обязанности водителя перед выездом и при работе на линии», «Работа в сложных дорожных условиях», «Работа водителя и стоянка в темное время суток», «Перевозка детей на автомобилях», «Оказание первой медицинской помощи при ДТП», «Особенности работы в весенне-летний период», «Особенности работы в осенне-зимний период»;

3) в содержание 20 часовой программы по повышению квалификации водителей ввести тему «Взаимодействие водителя в транспортном потоке»;

4) в программе по повышению квалификации водителей в разделе 3 есть тема «Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности», где рассматривается ответственность водителя при нарушении им правил дорожного движение, повлекшее за собой ДТП. Мы предлагаем проводить занятия по повышению юридической грамотности водителей, в частности рассмотрение вопросов о правомерности фиксирования нарушений и наложения штрафов [1];

5) ввести в содержание занятий изучение алгоритмов действий водителя в различных ситуациях.

На основании данных выводов мы предлагаем разработать модель повышения квалификации профессиональных водителей, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения, которая включала бы в себя:

- цель повышения квалификации (обучения) водителей;

- содержание повышения квалификации водителей;

- методолого-педагогические условия повышения квалификации;

- формы, методы и средства организации повышения квалификации;

- контроль и оценка результатов повышения квалификации.

Внедрение данной модели в процесс повышения квалификации водителей на предприятии, изменение содержания и методов обучения, в частности повышение уровня взаимодействия водителей в транспортном потоке, изучение алгоритмов действий

водителя в сложных ситуациях, своевременное информирование об ответственности за нарушение ПДД, повышение юридической грамотности водителей, положительно влияет на общую обстановку безопасности дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий - 2011 г. [Электронный ресурс] // BestPravo : информ.-правовой портал. - 2007-2015. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/hm-pravo/a9v.htm.

2. Романов, А.Н. Автотранспортная психология [Текст] : учеб. пособие / А.Н. Романов. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

3. Российская Федерация. Законы. О безопасности дорожного движения[Электронный ресурс] : федер. закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ: ред. от 14.10.2014. - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

УДК 629.11

А.С. Гизатулин, М.В. Едренкина г. Шадринск

Организация обучения водителей на автотранспортном

предприятии

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в процессе повышения квалификации водителей. Авторы предлагают скорректированную программу обучения водителей на автотранспортном предприятии, приводят данные экспериментальной работы.

Безопасность дорожного движения, повышение квалификации, обучение водителей.

A.S. Gizatulin, M.V. Yedryonkina Shadrinsk

Drivers' training courses at a carrier's undertaking

The article states the traffic safety enhancement means while conducting a drivers' professional development course. The traffic safety enhancement program of drivers' professional development is suggested as well as the data of the experimental work conducted while researching the topic.

Key words: traffic safety, a drivers' professional development course, a drivers' training course.

Проблема повышения безопасности дорожного движения водителей на АТП является ключевой в организации перевозок. Автомобиль является повышенным источником опасности, водитель в системе Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда, является основным элементом, который своими действиями может предотвратить появление сложных ситуация на дороге. На предприятии ЗАО «Шадринский завод ЖБИМ» для повышения безопасности дорожного движения проводят инструктажи, где преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий. Также водители проходят повышение квалификации по 20 часовой программе, где используется в основном метод беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.