РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
MONITORING INDICATORS SYSTEM DEVELOPMENT IN THE FIELD OF SOLID MUNICIPAL WASTE PROCESSING
УДК 338.2
DOI: 10.25631/PEJ.2019.3.120.130
ГОРЯЧЕВА Ольга Евгеньевна
доцент кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск, кандидат экономических наук, [email protected]
GORYACHEVA, Olga Evgenevna
Associate Professor at the Department of Economics and International Business of Mining and Metallurgical Complex, Institute of Business Process Management and Economics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Candidate of Economic Sciences, [email protected]
СМИРНОВА Татьяна Анатольевна
доцент кафедры экономики и управления АПК Ачинского филиала Красноярского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
SMIRNOVA, Tatyana Anatolyevna
Associate Professor at the Department of Economics and Management of Agriculture, Achinsk Branch of Krasnoyarsk State Agricultural University Russia, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, smirtatan @ yandex.ru
ГОВОРИНА Ольга Владиленовна
старший преподаватель кафедры экономики и управления бизнес-процессами Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, г. Красноярск, [email protected]
GOVORINA, Olga Vladilenovna
Senior Lecturer at the Department of Economics and Management of Business Processes, Institute of Business Processes Management and Economics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, ovlad13@ yandex.ru
© Горячева О. E., Смирнова Т. А., Говорина О. В ., 2019. I ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2019
Аннотация.
В статье рассмотрены основные проблемы по организации обращения с твердыми коммунальными отходами. Проведен анализ нормативно-правовой базы по вопросам обращения твердых коммунальных отходов в РФ. Представлено обоснование необходимости создания комплексной системы показателей оценки по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указано на необходимость совершенствования системы мониторинга в данной сфере. Результаты мониторинга могут быть использованы при разработке региональных программ экологического развития в рамках реализации стратегии устойчивого развития территорий.
Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, переработка, утилизация, государственное регулирование, окружающая среда, обращение с отходами, территории, региональное управление.
Abstract.
The article deals with the main problems in the organization of solid municipal waste management. It analyzes legal framework for the treatment of solid municipal waste in the Russian Federation. The substantiation of the need to create a comprehensive system of evaluation indicators for the management of solid municipal waste is presented, the need to improve the monitoring system in this area is indicated. The results of the monitoring can be used in the development of regional environmental development programs within the framework of the strategy of sustainable development of territories.
Key words: solid municipal waste, processing, utilization, state regulation, environment, waste management, territories, regional management.
Современный этап развития экономики РФ характеризуется возрастающим интересом к проблемам, связанным с выбором подходов к управлению отдельными российскими регионами и территориями с целью достижения сбалансированности и устойчивого развития страны [1]. Для обеспечения устойчивого развития необходимо поддерживать равновесие между социально-экономическими и при-родно-экологическими факторами развития регионов. Важной составляющей развития регионов является организация обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). При отсутствии реально эффективных мероприятий обращения с ТКО, возрастающие объемы накопленных отходов для большин-
ства регионов России продолжают увеличивать нагрузку на окружающую среду, что может привести к росту числа конфликтов и превышению порога эпидемиологического риска. Существующая система обращения с ТКО в нашей стране ведет к загрязнению окружающего воздуха, грунтовых вод, почвы и, как следствие, - к снижению качества жизни, что не согласуется с принципами устойчивого развития территорий. Во многих субъектах РФ наблюдается бесконтрольный рост несанкционированных свалок и легальных полигонов, которые не отвечают как экологическим, так и санитарным требованиям [1; 2].
На сегодняшний день формирование системы государственного регионального
управления по стимулированию сокращения накопления количества отходов - важная задача национальной экономики. При этом эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами способствует не только улучшению природных санитарно-гигиенических условий, но и обеспечивает их использование в качестве вторичных материальных ресурсов.
Зарубежные страны уже давно научились обращаться с отходами так, чтобы не только не приносить ущерб, но и одновременно извлекать из этого выгоду, поэтому отходы нужно рассматривать как специфический товар, который необходимо вовлекать в хозяйственный оборот. По этой причине в ряде технологически развитых стран Евросоюза переработка отходов уже стала самостоятельной подотраслью [2]. Прежде всего, это связано с ростом потребления, а также с возрастанием потребности в сырье на фоне его значительного удорожания. Например, в Германии (Гамбург) утилизация отходов составляет 100% [3].
Ежегодное увеличение объемов твердых бытовых отходов негативно влияет на социальные и экономические сферы общества, оказывая отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие территорий. Для решения возникающих проблем и в целях совершенствования государственного регулирования обращения твердых коммунальных отходов необходимо иметь комплексную оценку по данному направлению. В связи с этим возникает необходимость мониторинга накопления отходов на территориях с учетом возможности их переработки, которая в ближайшей перспективе станет неизбежностью.
В настоящее время ст. 1 закона № 89 - ФЗ закреплены основные понятия обращения с ТКО, которые подразумевают уменьшение их количества, а именно: утилизация (переработка), обезвреживание и обработка отходов [4].
В соответствии с ГОСТ 30772-2001 (Постановление Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) [5] «переработка отходов» считается деятельностью, связанной с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного ис-
пользования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов, что подразумевает деятельность по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов. 25 января 2018 г. в России была принята Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов. Период реализации, закрепленный в утвержденной Стратегии, предполагает ее действие вплоть до 2030 г. Стратегия, прежде всего, определяет этапы реализации политики государства в сфере развития и формирования данной отрасли в долгосрочной перспективе [6].
В рамках государственной федеральной программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы», подпрограмм «Регулирование качества окружающей среды» и «Приоритетный проект "Чистая страна"», приняты целевые показатели (индикаторы) в сфере обращения с отходами, выполнение которых позволит уменьшить объем образующихся отходов [7; 8].
Согласно упомянутой государственной программе, целевым индикатором является снижение объема образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта в 1,2 раза [7].
По мнению авторов, существующая система показателей федерального уровня имеет ряд недостатков, которые отражены в таблице 1.
Необходимо отметить, что показатели подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды» (таблица 1), задачей которой является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, отражают лишь динамическое изменение накопленных, обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления. Кроме того, ожидаемый результат проекта «Чистая страна» противоречит положениям программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы», предполагающий уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет строительства и эксплуатации 5 объектов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (4 объекта в Московской области и 1 объект в
Таблица 1
Комментарии к целевым показателям Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» (наименование показателей согласно программе)
Целевые показатели
Программа
Авторский комментарий
П.7. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде_
Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.»
Отсутствует методика оценка целевого показателя
П.1.13. Доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов
Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.»
Незначительное место целевых показателей, отражающих обращение с твердыми коммунальными отходами
П.1.14. Объем образованных отходов Г-ГУ классов опасности по отношению к 2007 г.
П.1.15-1.18. Объем образованных отходов (каждого класса опасности) по отношению к 2007 г.
П 1.19. Объем образованных отходов Г-ГУ классов опасности, которые не были обезврежены и утилизированы, по отношению к 2007 г.
Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.»
Показатели П.1.14, П.1.15-П 1.23 отражают лишь экологические аспекты относительно образующихся отходов по классам опасности
П 1.20-1.23. Объем образованных отходов, которые не были обезврежены и утилизированы каждого класса опасности, по отношению к 2007 г.
П.1. Доля приоритетных объектов, на которых ликвидирован накопленный вред окружающей среде, в общем числе таких объектов
Подпрограмма «Приоритетный проект "Чистая страна"»
Не ясна методика определения целевого показателя подпрограммы «Приоритетный проект "Чистая страна"»
Республике Татарстан), которая ставит целью утилизацию и вторичное использование отходов и даже не упоминает сжигание мусора. В целом, данная подпрограмма коснулась лишь крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань.
Таким образом, анализ сведений о показателях государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на
2012-2020 годы» показал необоснованность плановых и прогнозных целевых значений, а также невыполнение некоторых целевых показателей федеральной программы.
Наряду с выявленными недостатками, при оценке целевых индикаторов необходимо отметить недостаточность финансирования реализации госпрограммы. Так, Министерство природных ресурсов и экологии РФ в 2018 г.
реализовало 26 проектов, связанных с ликвидацией накопленного экологического вреда в 12 регионах России. На эти проекты из федерального бюджета было предусмотрено более 2,7 млрд рублей. В то время как по оценкам экспертов только рекультивация и дегази-фикация полигона «Кучино» оценивалась в 6 млрд рублей [9]. Как видно из представленных данных, выделенного бюджета категорически недостаточно для реализации программы утилизации уже имеющихся отходов на полигонах в регионах РФ.
По мнению авторов, переработка и утилизация твердых коммунальных отходов - это отдельная масштабная задача жилищно-коммунального хозяйства и промышленности в стране. Прежде всего, речь должна идти о построении новой модели взаимодействия в области переработки ТКО, создание которой позволит вовлечь во вторичный оборот дополнительные ресурсы, что, прежде всего, приведет к снижению объемов отходов, предназначенных для захоронения.
К сожалению, существующие методики оценки накопления отходов не дают точного прогноза относительно того, какой объем накопления предполагается в перспективе через десятилетия, а динамика накоплений образующихся отходов ставит под угрозу улучшение качества жизни в регионах в рамках устойчивого развития территорий.
Красноярский край не является исключением из субъектов, в которых остро стоит задача мониторинга результативности применения территориальной схемы обращения с коммунальными отходами. Для оценки эффективности схемы обращения с отходами в Красноярском крае используется система индикаторов, которая соответствует показателям программы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» [10] (таблица 2).
Анализ значений целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» в Красноярском крае показал существенное увеличение объема образованных отходов 1-У классов опасности. В свою очередь, доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов 1-1У класса опасности по годам составляет около 60% [8].
В таблице 3 представлена система показателей, на основании которых определяется доля использованных и обезвреженных ТКО в общем объеме образованных твердых отходов, которая разработана в соответствии с целями и задачами проектов «Генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов Западного, Восточного, Центрального макрорайонов Красноярского края»[11] и «Генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов Северных и Южных тер-
Таблица 2
Целевые показатели эффективности территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Красноярском крае [10]
Наименование показателя Индикатор
Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов Г-ГУ класса опасности Оценка значения индикаторов выполняется на основании форм статистической отчетности 2-ТП (отходы)
Объем образованных отходов Г-ГУ класса опасности, в том числе по классам опасности
Объем образованных отходов Г-ГУ класса опасности, которые не были обезврежены и использованы, в том числе по классам опасности
Таблица 3
Целевые показатели, определяющие долю использованных и обезвреженных ТКО в ТСО в Красноярском крае [12]
Наименование показателя, % Характеристика Методика расчета
Доля ТКО, направляемых на захоронение Характеризует то, как регион справляется с задачей перехода на иной способ утилизации отходов помимо захоронения Отношение количества ТКО, идущих на захоронение, к общему количеству образовавшихся ТКО
Доля ТКО, подвергающихся обезвреживанию в общей массе образовавшихся ТКО Характеризует степень негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду Определяется как отношение количества ТКО, подвергающихся обезвреживанию, к общему количеству образовавшихся ТКО
Доля ТКО, подвергающихся термическому обезвреживанию (сжиганию) в общей массе образовавшихся ТКО Характеризует наличие в регионе мусоросжигательных заводов, их мощность Определяется как отношение количества ТКО, подвергшегося термическому обезвреживанию, к общему количеству образовавшихся ТКО
Доля ТКО, использованных в качестве энергетических ресурсов Характеризует степень ресурсосбережения Отношение количества ТКО, использованных в качестве энергетических ресурсов, к общему количеству образовавшихся ТКО
Доля ТКО, использованных в качестве вторичного сырья Характеризует качество процесса переработки, количество образующихся хвостов в процессе переработки, вовлечение образующихся отходов в хозяйственный оборот, а также определяет спрос на вторичное сырье Определяется как отношение количества вторичного сырья, полученного путем переработки из ТКО, к общему количеству первичного и вторичного сырья
риторий Красноярского края» [12] с учетом специфики региона и рекомендуемых способов обращения с ТКО.
По мнению авторов, упомянутый выше перечень федеральных и региональных показателей в сфере обращения с отходами содержит ряд неточностей и некорректных формулировок, а также не является исчерпывающим по причине того, что не
охватывает смежные эффекты оценки социально-экономического развития региона с учетом переработки отходов на территории. В настоящее время большинство показателей федерального и регионального уровней попадают в ту группу, которая отражает лишь экологические эффекты. Однако, как показывают исследования, экология тесно связана с такими составляющими развития региона, как
социальная и экономическая, и достигнуть баланса между ними - важная задача территориального управления.
В свою очередь, результативность регионального управления отдельных направлений территориального развития зависит от разработанности и полноты целевых индикаторов, а эффективность государственного управления в целом определяется, в первую очередь, успешностью мероприятий органов государственной власти на уровне региона, что обусловливает необходимость выявления и исследования проблем взаимосвязи региональной экономики и региональной политики [13].
Анализ стратегии и существующих программ привел к заключению, что комплексная система показателей, характеризующая состояние в сфере переработки ТКО, отсутствует. Таким образом, целесообразным представляется разработка и внедрение комплексной системы показателей, которые бы могли охарактеризовать состояние сферы переработки ТКО в субъекте с учетом не только влияния
на состояние экологии, но и социально-экономическое развитие региона. При формировании такой системы, по мнению авторов, целесообразно учесть такие направления регионального развития, как экологическое, экономическое, социальное. Авторами предлагается объединение показателей, так или иначе связанных с переработкой ТКО в регионе, в соответствующие группы (рисунок).
На основании предложенной группировки показателей появляется возможность оценки эффектов от переработки ТКО в разрезе наиболее важных факторов устойчивого развития территорий. Так в блок «Экологические» включены показатели, характеризующие следующие показатели по направлениям оценки (таблица 4).
Не менее важной является экономическая составляющая процесса переработки ТКО в регионе (таблица 5). Переработка ТКО с экономической точки зрения связана не только с возможностью сокращения вывода из землепользования земель под полигоны для
Рисунок
Классификация показателей переработки ТКО по группам
Таблица 4
Группа экологических показателей по направлениям оценки переработки ТКО в регионе
№ Показатель Ед. изм. Описание
Интенсивность переработки
1 Доля ТКО, направляемых на переработку % Отношение количества направленных на переработку ТКО к общему количеству образующихся ТКО в регионе
2 Доля ТКО, использованных в качестве вторичного сырья % Отношение количества использованных ТКО в качестве вторичного сырья к общему количеству образующихся ТКО в регионе
Экологическая безопасность
з Доля ТКО, направляемых на захоронение* % Отношение количества ТКО, направляемых на захоронение, к общему количеству образующихся ТКО в регионе
4 Количество рекультивированных объектов накопленного экологического ущерба на территории субъекта ед. Определяется по завершении процесса рекультивации объектов накопленного экологического ущерба
5 Площадь рекультивиро-ван-ных объектов накопленного экологического ущерба га Определяется исходя из утвержденной проектной документации по рекультивации объектов накопленного экологического ущерба с учетом выполнения показателя
Качество обработки/подготовки вторичного сырья
б Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме ТКО, вывезенных с мест накопления % Отношение количества ТКО, направленных на обработку, к общему объему отходов, вывезенных с мест накопления
Ресурсосбережение
7 Доля ТКО, использованных в качестве энергетических ресурсов % Отношение количества ТКО, использованных в качестве энергетических ресурсов, к общему количеству образующихся ТКО
в Количество образующихся ТКО на душу населения кг/чел. Отношение количества образующихся ТКО к численности населения за период
9 Количество ТКО, направляемых на захоронение тыс. т Статистический сбор данных Росприрод-надзора на основе данных первичного учета за период
Таблица 5
Группа экономических показателей по направлениям оценки переработки ТКО в регионе
№ Показатель Ед. изм. Описание
Вклад в промышленность и ВРП
1 Доля перерабатывающей промышленности в структуре отрасли субъекта % Отношение количества предприятий по переработке ТКО к общему количеству предприятий промышленного производства в регионе
2. Доля продукции, произведенной из переработанных ТКО в ВРП региона % Отношение произведенной продукции из переработанных ТКО к общему объему произведенной продукции в регионе
Финансирование отрасли по переработке ТКО
3 Доля внебюджетных средств в общем объеме привлеченных средств в отрасль переработки ТКО % Отношение объема привлеченных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по выполнению целевых показателей к общему объему финансирования отрасли
Технологичность переработки
4 Количество продукции, получившейся из тонны переработанных ТКО т Определяется на основании декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год продукции
5 Валовой продукт отрасли по переработке ТКО, получившийся из тонны переработанных ТКО тыс. руб. Определяется на основании статистических данных, предоставляемых Федеральной службой государственной статистики
захоронения отходов, но и представляет возможности расширения сырьевой базы и обеспечения других предприятий территории материальными и энергетическими ресурсами.
Переработка отходов относится к процессам, которые с точки зрения социальной адаптации медленно «приживаются» в обществе и часто связаны с непониманием важности процесса переработки ТКО со стороны населения. В целях популяризации процессов переработки и раздельного сбора ТКО среди населения страны, авторы считают необхо-
димым включить в систему оценивания блок показателей, характеризующих социальные эффекты от внедрения системы переработки ТКО (таблица 6).
Определение и обоснование целевых показателей в сфере переработки отходов для экологического мониторинга является важной составляющей при разработке и стандартизации региональных программ в сфере переработки твердых коммунальных отходов. Таким образом, практическая значимость по направлениям применения
Таблица 6
Группа социальных показателей по направлениям оценки переработки ТКО в регионе
№ Показатель Ед. изм. Описание
Информированность и вовлеченность граждан в переработку
1 Доля охвата населения регулярной системой очистки % Определяется на основании данных, представляемых ежегодно региональными операторами по зонам ответственности
Создание новых рабочих мест в сфере переработки
2 Количество рабочих мест в сфере переработки ТКО ед. Определяется на основании статистических данных, предоставляемых федеральной службой государственной статистики
3 Доля рабочих мест в сфере переработки ТКО от общего количества рабочих мест % Отношение количества рабочих мест в сфере переработки ТКО к общему количеству рабочих мест в регионе
Популяризация пе реработки отходов
4 Количество мероприятий, направленных на популяризацию переработки отходов ед. Определяется на основании открытых источников информации, порталов региональных и муниципальных ведомств, НКО.
целевых индикаторов переработки может быть следующей:
• разработка рейтинга территорий в сфере переработки твердых коммунальных отходов с определением веса для каждой группы и подгруппы;
• реализация программ переработки твердых коммунальных отходов и экологизация территорий;
• обоснование предоставления субсидий территориям в зависимости от эффективности реализации программ и достижения плановых значений;
• пополнение базы данных статистической информацией (Росстат, экологический мониторинг);
• включение показателей в единую информационную базу - электронную модель по обращению с отходами.
Апробация предлагаемой системы показателей в сфере переработки твердых
коммунальных отходов в настоящее время затруднительна по причине отсутствия необходимых сведений для заполнения данных о показателях переработки.
Таким образом, ввиду постоянного увеличения образования отходов производства и потребления, а именно твердых коммунальных отходов, являющихся основными источниками образования новых объектов захоронения и несанкционированных свалок, необходимо вывести переработку ТКО на иной уровень и выделить как отдельную масштабную задачу промышленности в стране.
Проблема формирования эффективно функционирующей системы управления ТКО должна рассматриваться с позиции формирования сложного инфраструктурного комплекса и реализации экономических, социальных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических направлениях территориального развития.
Список литературы
1. Зандер Е. В., Лобкова Е. В., Смирнова Т. А. Региональные исследования и новые подходы к оценке социально-экономического развития территорий// Вопросы региональной экономики. 2014. № 3 (20). С. 46-52.
2. Сагдеева Г. С., Патракова Г. Р. Переработка отходов производства и потребления с использованием их ресурсного потенциала // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pererabotka-othodov-proizvodstva-i-potrebleniya-s-ispolzovaniem-ih-resursnogo-potentsiala (дата обращения: 04.06.2019).
3. Пахомов М. А. Современный опыт энергосбережения зарубежных стран // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №1. С. 156-157.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1998 №89 - ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.). «Об отходах производства и потребления». URL: http://www.consultant. ru. (дата обращения: 31.05.2019).
5. ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Введ. 2001-12-28. М.: Издательство стандартов, 2002. 20 с.
6. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года от 25 января 2018 г. № 84-р. URL: http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKof erAowzJ.pdf (дата обращения: 31.05.2019).
7. Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 397 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы». URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.11.2018).
8. Государственный доклад Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году». URL: http://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2019).
9. Рекультивация всех свалок в России потребует около 1 трлн рублей / ТАСС: информационное агентство России. URL: http://tass.ru/obschestvo/5120145 (дата обращения: 15.12.2018).
10. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, для территории Красноярского края / Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края // КГБУ «ЦРМПиООС»: URL: http://www.krasecology.ru/About/Terschema.(дата обращения: 11.01.2019).
11. Генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов Западного, Восточного, Центрального макрорайонов Красноярского края. Отчет по результатам выполнения работ 2 этапа Государственного контракта от 06.03.2014 № 326/13. Раздел 3, Книга 1 / ООО «ИПЭиГ». СПб., 2014. 108 с.
12. Генеральная схема санитарной очистки муниципальных образований Красноярского края в рамках подпрограммы «Обращение с отходами на территории Красноярского края» государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов». Отчет по результатам выполнения работ 2 этапа Государственного контракта от 27.03.2015 № 99. «Проведение комплекса натурных и аналитических исследований. Обработка результатов исследований. Обоснование принципов разработки ГСО. Согласование используемой дорожной сети». Книга 1, Разделы 1-2 / ООО «ИПЭиГ». СПб., 2015. 193 с.
13. Зандер Е. В., Лобкова Е. В., Смирнова Т. А. Разработка подхода к формированию системы мониторинга социально-экономических процессов на территории регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 2 (277). С. 13-26.