УДК 911.37 : 502.31 : 502.5 : 502.36
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В.Ф. Резников, И.Д. Рыбкина, Н.В. Стоящева, М.С. Губарев, Н.Ю. Курепина, И.В. Андреева, С.В. Циликина, Н.В. Люцигер, Е.С. Орлова, Е.Ю. Седова
Институт водных и экологических проблем СО РАН, Барнаул, E-mail: [email protected]
Приведено обоснование предлагаемой авторами системы межмуниципального зонирования Алтайского края по обращению с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами. Описаны модель и технологическая схема сбора и транспортирования отходов. Рассчитаны количественные показатели образования отходов и необходимое число объектов инфраструктуры. Представлены картографические материалы.
Ключевые слова: обращение с отходами, территориальная схема Алтайского края, межмуниципальное зонирование, региональные операторы, объекты инфраструктуры.
Дата поступления 1.09.2017
Проблема обращения с отходами является комплексной и охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения региона. Для ее решения требуется единый организационно-технологический подход, включающий использование программно-целевых методов управления и координацию действий всех уровней власти, а также бизнес-структур, общественных организаций и населения.
Одна из важнейших задач органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алтайского края состоит в организации экологоприем-лемой, технологически возможной и экономически целесообразной и эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), учитывая необходимость ликвидации накопленного экологического ущерба, на основе применения наилучших доступных технологий в этой области.
Действенным организационным инструментом, направленным на решение этой задачи, является Территориальная схема обращения с отходами. С 1 января 2016 г. в рамках исполнения полномочий, возложенных на субъекты Рос-
сийской Федерации Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1], в Алтайском крае ведется разработка Территориальной схемы обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. В настоящий момент данная схема принята и размещена для всеобщего и бесплатного доступа на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Алтайского края [2] и сайте Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края [3].
Материалы и методы. Существующая Территориальная схема обращения с отходами разработана на период 2016-2025 гг. Имеет своей целью организацию и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в т.ч. ТКО, образующихся на территории Алтайского края для предотвращения и снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Схема выполнена в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами [4] и рекомендациями Роспри-
Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2017. (46)
роднадзора РФ о порядке согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами [5].
В основу Территориальной схемы положен механизм управления региональной системой обращения с отходами, нашедший отражение в межмуниципальном зонировании территории Алтайского края и в развитии инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению твердых и жидких бытовых отходов, предусмотренном мероприятием задачи 3.2 Подпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2015-2020 годы» государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 23 октября 2014 г. № 494 [6].
В методическом плане разделы рассматриваемой схемы выполнены в разрезе населенных пунктов, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов, зон действия региональных операторов и края в целом, имеют единый уровень содержательного обобщения информации, целевая направленность и форма подачи которой отвечает специфике существующим, а также потенциально возможным запросам при реализации и развитии системы обращения с отходами.
Предлагаемое межмуниципальное зонирование территории основывается на ключевых экономико-географических принципах выделения центральных мест, способствующих сокращению материальных затрат региональных операторов. Классическая теория центральных мест, основанная на воззрениях В. Кристаллера и А. Леша, получила развитие в трудах наших современни-
ков, прежде всего, применительно к самоорганизации расселения [7-8]. Для подобных как наша практических задач исследователями [9] предлагается определять зоны тяготения города в разных сферах экономики. При этом тяготение понимается как предпочтительность в направлении связей [10]. В градостроительстве по этому принципу устанавливаются пригородные зоны городов (например, для средней полосы России рекомендованы следующие расстояния: для города с числом жителей свыше 1 млн чел. - 35-50 км, 0,5 - 1,0 млн чел. - 25-30 км, 0,1-0,5 млн чел. - 20-25 км [11]). В Территориальной схеме обращения с отходами Алтайского края использован этот принцип для выделения центра межмуниципальной зоны.
Зоны обслуживания региональных операторов по обращению с отходами определены с учетом таких факторов социально-экономического развития Алтайского края, как иерархия современной системы расселения, функциональные типы населенных пунктов, их транспортная доступность, а также управленческих округов региона, утвержденных в целях мониторинга ситуации, принятия оперативных и стратегических решений распоряжением администрации Алтайского края от 17 января 2014 г. №8-р [12]. При выделении зон проведены расчеты количественных показателей развития существующей и перспективной инфраструктуры по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению ТКО.
В качестве исходных данных использованы сведения, представленные органами исполнительной власти и местного самоуправления Алтайского края, территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, а также учреждениями и организациями, имеющими отношение к охране окружающей среды и обеспечению санитарной и экологической безопасности, системе санитарной очистки и обращению с отходами; публичные
(открытые) данные, размещенные на официальных сайтах органов исполнительной власти и др.
Количество отходов, образующихся от крупных предприятий, определено по форме 2ТП-отходы. Расчет образования объемов ТКО от учреждений и предприятий общественного назначения муниципальных образований Алтайского края, не предоставляющих отчетность по данной форме, производился на основании удельных нормативных величин согласно справочнику, разработанному Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова «Твердые бытовые отходы» [13]. При этом была использована статистика Базы данных показателей муниципальных образований [14]. Объемы накопления ТКО от населения определялись согласно нормам, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 18 мая 2012 г. № 261 [15], а также с учетом разработанной ранее Комплексной схемы обращения с отходами в Алтайском крае [16, с. 160].
Для расчета намечаемых к вывозу отходов были учтены их состав и морфологическая структура, а также класс опасности (по ФККО). Из всего объема отходов предприятий, отчитывающихся по форме 2ТП-отходы, значительная их часть передается другим организациям для последующего их использования и переработки, а также захоранивается, перерабатывается или утилизируется на месте образования. Остальная часть отходов передается региональным операторам для дальнейшей их сортировки, утилизации и захоронения.
При определении количества ТКО, накапливаемых в сельских населенных
Количество образования промы в 2012-2015 гг.
пунктах, исходили из того, что большая их часть в той и ли иной степени используется населением, не поступая на полигоны временного хранения - это пищевые отходы, бумага, картон, дерево и др. Для определения объемов ТКО, передаваемых регоператом, использовали нормативные показатели морфологического состава ТКО, образующихся от населения и предприятий общественного назначения [13].
Анализ состояния проблемы. На всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления. Только по данным Управления Роспри-роднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай по кругу отчитывающихся организаций по форме 2ТП-отходы в 2015 г. в крае образовалось около 3,2 млн т отходов 670 видов, из которых использовано и обезврежено 41,6 %.
Основное количество образования отходов приходится на предприятия, относящиеся к таким видам экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - около 0,857 млн т (26,8 %), обрабатывающие производства - 0,831 млн т (26,0 %), добыча полезных ископаемых - 0,797 млн т (24,9 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0,576 млн т (18,0 %), что объясняется структурой хозяйственного комплекса края.
За последние годы ежегодное количество образующихся промышленных отходов по списку отчитывающихся организаций практически остается на одном уровне, несмотря на рост объемов производства по отдельным видам экономической деятельности (табл. 1).
Таблица 1
нных отходов в Алтайском крае
2ТП-отходы), т
2012 2013 2014 2015
1-го класса опасности 2-го класса опасности 3-го класса опасности 4-го класса опасности 5-го класса опасности Всего 325,224 22 250,459 107 392,386 687 405,984 2 301 817,186 3 119 191,24 377,950 18 054,495 75 702,641 1 115 508,034 2 099 508,034 3 309 151,37 368,054 32 068,067 43 669,194 792 010,736 2 089 205,890 2 957 321,947 324,071 65 712,663 75 930,260 724 806,117 2 340 498,425 3 207 271,536
Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2017. Ш3 (46)
Общая масса отходов с учетом данных 2ТП-отходы и нормативных расчетов накопления ТКО от населения, объектов социально-бытового обслуживания в 2015 г. на территории края составила свыше 4,7 млн т. Существующее состояние системы обращения с отходами в Алтайском крае в целом характеризуется ростом объемов образования и захоронения отходов производства и потребления, главным образом, за счет отходов, поступающих от населения.
В населенных пунктах края централизованно вывозится не более 40 % отходов. В 47 муниципальных образованиях края деятельность по сбору и вывозу ТКО осуществляют 154 организации, в 23 муниципальных образованиях данная работа проводится силами администраций сельсоветов и населения. Правила сбора и вывоза ТКО определены в 64 % муниципальных образований края.
Система сбора вторичного сырья разработана только в 16 % муниципальных образований. В пяти городских округах и 25 муниципальных районах организован сбор вторичных материальных ресурсов (ВМР).
Сбору и утилизации в качестве ВМР подвергаются, в основном, отходы, которые характеризуются высоким уровнем ликвидности в сложившихся рыночных условиях: лом черных и цветных металлов, незагрязненные отходы пластических материалов, бумаги и картона, полимерные, текстильные отходы, бой стекла, керамики, устаревшая оргтехника.
Слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом их утилизации. При этом общей проблемой для муниципальных образований края остается несанкционированное размещение отходов. В основном они расположены вдоль транспортных путей, на окраинах населенных пунктов, на территориях дачных и садоводческих кооперативов, в местах массового (организованного и
неорганизованного) отдыха населения. Морфологический состав отходов несанкционированных и стихийных свалок представлен преимущественно поликомпозиционными отходами упаковочной тары, крупногабаритными отходами, отходами строительного производства и деревообработки. Контроль таких свалок со стороны органов местного самоуправления малоэффективен, нередко фактически отсутствует, слабо разработаны способы и условия, препятствующие их образованию.
Всего на территории края в настоящее время насчитывается около 3 тыс. мест размещения ТКО, из которых более 90 % не отвечают требованиям санитарных правил. Свалки расположены на землях лесного, водного фонда, сельхозназначения. Кроме того, не осуществляется рекультивация отработанных участков, что приводит к расширению территории полигонов и свалок. Общая площадь, занимаемая ими, превышает 2 тыс. га. При этом в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) внесены только 44 объекта, из них 14 предназначены для размещения ТКО.
Анализ ситуации в области обращения с отходами выявил следующие основные проблемы, затрудняющие реализацию государственной политики в данной сфере и приводящие к постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду:
- неразвитость инфраструктуры в области использования и обезвреживания отходов;
- недостаточное применение экономических методов регулирования отношений в области обращения с отходами;
- отсутствие финансовых средств у органов местного самоуправления, на которые возложены основные полномочия в данной сфере;
- низкая грамотность и малая заинтересованность населения и юридических лиц в решении вопросов обращения с отходами.
Результаты и их обсуждение. В ходе проведенного анализа было выделено 7 межмуниципальных зон по обращению с отходами и, соответственно, предлагаемых зон действия региональных операторов: Алейская, Барнаульская, Бийская, Заринская, Каменская, Рубцовская, Славгородская. На рисунке 1 приведено предлагаемое зонирование в сравнении с существующим, разработанным в 2013 г. [16].
Для обоснования предлагаемого зонирования построены картосхемы плотности населения и автодорог Алтайского края (рис. 2-3), учтены результаты проведенных ранее исследований по выделению межрайонных центров региональной системы расселения и управленческих округов (рис. 4-5), а также рассчитаны количественные показатели общего объема образования отходов (табл. 2).
В результате проведенного исследования следует отметить, что в крае
сформировалась развитая система расселения, которая включает в себя по материалам переписи населения 2010 г. 1598 населенных пунктов [19], по последним данным на начало 2016 г. -1588 населенных пунктов. Региональный центр - г. Барнаул - многопрофильный промышленный узел, который совместно с г. Новоалтайском выпускает около 45,0 % всей продукции края. Вторым по численности населения и экономическому значению является г. Бийск, доля которого в объемах обрабатывающих производств региона составляет около 15,0 %. Третий по численности населения - г. Рубцовск, он испытывает резкий спад производства и по данным за 2015 г. имеет долю, не превышающую 7,0 % объемов продукции, произведенной обрабатывающими производствами в городах Алтайского края. На его фоне выгодно отличается г. Заринск с долей почти 30 % произведенной продукции в регионе.
Рис. 1. Межмуниципальное зонирование Алтайского края по обращению с отходами
ВпПеИп АВ Я08 [^евйуа АО ЯОО]. 2017. Ыо3 (46)
Остальные крупные по численности населения городские населенные пункты (Алейск, Камень-на-Оби и Славго-род) считаются аграрно-индустриаль-ными центрами края. Как межрайонные
центры города Барнаул, Бийск, Рубцовск, Заринск, Алейск, Камень-на-Оби, Славгород выполняют организационно-хозяйственные функции каждый для своего сельского окружения.
50 и более
Рис. 2. Плотность населения Алтайского края по данным на 1 января 2016 г.
Рис. 3. Плотность автомобильных дорог Алтайского края, 2015 г.
Рис. 4. Межрайонные центры региональной системы расселения Алтайского края [17]
Рис. 5. Управленческие округа Алтайского края согласно распоряжению администрации Алтайского края от 17 января 2014 г. №8-р [18]
Для выработки оптимального варианта организации межмуниципальной системы обращения отходов в Алтайском крае Территориальной схемой предусматривается зональная интегра-
ция ресурсов и возможностей, включающая:
- оптимизацию логистических потоков и снижение затрат на строительство объектов инфраструктуры обраще-
ния с отходами за счет укрупнения последних;
- объединение существующих и новых объектов по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов при сохранении действующих операторов рынка;
- формирование единого для зоны рынка ВМР и максимальное вовлечение этих ресурсов в хозяйственный оборот совместными усилиями действующих операторов;
- объединение ресурсного потенциала муниципальных образований для обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с отходами.
Для каждой зоны рассчитан недельный объем образования ТКО (рис. 6), возможности его вывоза мусоровозны-ми машинами разной мощности, плечи (расстояние вывоза отходов до объектов их обработки и размещения) и предположительный маршрут (рис. 7, табл. 3); определены количества необходимого оборудования (табл. 4); учтены сезонные погодно-климатические сложности в организации деятельности системы по обращению с ТКО (рис. 8).
В качестве основной модели сбора ТКО на территории зон предлагается выбрать контейнерно-бункерное накопление отходов. В населенных пунктах с числом жителей свыше 1000 человек для этого рекомендуется использовать контейнеры, расположенные на специально оборудованных площадках; менее 1000 - бункеры-накопители объемом
Общая характеристика межмуниципальных
о з
8 м , установленные на границе населенных пунктов на площадках временного хранения отходов. Выбор варианта системы сбора ТКО определяется экономической целесообразностью его организации для данного населенного пункта при обязательном учете мнения местного населения. Предложенная модель обеспечивает снижение расходов на сбор и вывоз отходов и ее можно считать перспективной.
Территориальной схемой предусматривается раздельный сбор ТКО, который предлагается осуществлять поэтапно. На первом этапе рекомендуется расширение сферы деятельности существующих организаций, обрабатывающих отходы, реализующих точечные программы по раздельному сбору. На втором этапе, после того, как у населения выработается практика раздельного сбора, внедряется система селективного сбора на большей территории с привлечением управляющих компаний при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий. Раздельный сбор ТКО может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного ВМР либо путем использования двух-контейнерной системы, принцип которой заключается в разделении отходов на стадии сбора на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (пластические материалы, бумага, металл, стекло и пр.), и прочие.
Таблица 2
зон обращения с отходами Алтайского края
Зоны Число сельских поселений Число населенных пунктов Численность населения, чел. Объем отходов, т/год
общий направленные на сортировку
Алейская 123 248 187 907 370 366 32 956
Барнаульская 95 273 1 000 124 1 560 162 543 896
Бийская 112 293 420 807 801 310 140 351
Заринская 44 118 99 871 298 060 29 858
Каменская 63 137 112 483 183 804 54 752
Рубцовская 127 281 352 622 1 208 436 112 581
Славгородская 83 238 201 400 287 232 47 527
Алтайский край 647 1 588 2 3 75 214 4 709 370 961 921
Рис. 6. Объемы образования твердых коммунальных отходов за неделю от населения и
организаций соцкультбыта в Заринской зоне
Рис. 7. Схема движения отходов в Заринской зоне, т/год
Таблица 3
Расстояние вывоза ТКО по автодорожной сети до объектов обработки и размещения отходов в Заринской зоне (фрагмент)
Район Населенный пункт Наименование объекта
перегрузка сортировка размещение
плечо, км плечо, км плечо, км
с. Большой Калтай Залесово 47 Заринск 33 Заринск 0
с. Талица Залесово 42 Заринск 33 Заринск 0
с. Борисово Залесово 19 Заринск 33 Заринск 0
пос. Никольский Залесово 23 Заринск 33 Заринск 0
пос. Пролетарская Залесово 8 Заринск 33 Заринск 0
Крепость
с. Думчево Залесово 30 Заринск 33 Заринск 0
с. Захарово Залесово 23 Заринск 33 Заринск 0
с. Залесово Залесово 0 Заринск 33 Заринск 0
« пос. Муравей Залесово 16 Заринск 33 Заринск 0
о с. Кордон Залесово 33 Заринск 33 Заринск 0
03 о с. Пещерка Залесово 19 Заринск 33 Заринск 0
<и с. Гуниха Залесово 32 Заринск 33 Заринск 0
го с. Тундриха Залесово 11 Заринск 33 Заринск 0
с. Заплывино Залесово 11 Заринск 33 Заринск 0
пос. Усть-Каменка Залесово 8 Заринск 33 Заринск 0
с. Черемушкино Залесово 29 Заринск 33 Заринск 0
с. Видоново Залесово 47 Заринск 33 Заринск 0
с. Восход Залесово 35 Заринск 33 Заринск 0
с. Камышенка Залесово 44 Заринск 33 Заринск 0
с. Малый Калтай Залесово 39 Заринск 33 Заринск 0
с. Шатуново Залесово 20 Заринск 33 Заринск 0
пос. Калиновка Залесово 25 Заринск 33 Заринск 0
Таблица 4
Основные объекты инфраструктуры обращения с отходами в Заринской зоне и Алтайском крае
Рекультивация мест Мусоро-перегру- Мусоросортиро-вочные объекты Кол-во площадок временного накопления ТКО Полигоны ГРОРО (ТКО)
Районы размещения зочная кол-во
Заринской зо- ТКО (не- станция линий/
ны санкцио- (кол-во/ объем мощ- площа- бунке- существу- планируе-
нированные мощность, ТКО, т ность, дки ры ющие мые
свалки) т/год) тыс. т/ год
Залесовский 13 1/ 1 693 21 21
Заринский 73 29 858 1/30 50 52 Заринск
Кытмановский 25 1/ 2 137 31 31
Тогульский Заринск 1 3 12 14 1
Итого по зоне 115 2 1 114 118 1
Итого по краю 1195 34 22 1496 1576 15 6
Рис. 8. Погодно-климатические сложности организации системы обращения с отходами в Кытмановском районе Алтайского края
Таким образом, не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами; вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное. С учетом существующих технологических возможностей по сортировке ТКО двух-контейнерная система раздельного сбора отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная за счет снижения затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка, а также на транспортирование отходов благодаря сокращению количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора ТКО.
Внедрение раздельного сбора предлагается осуществлять поэтапно с использованием «пилотных» (крупных) населенных пунктов, имеющихся в каждой из зон деятельности региональных операторов и в которых уже орга-
низован, пусть периодический, раздельный сбор ТКО, а также населенных пунктов, рядом с которыми расположены объекты сортировки отходов.
С целью сокращения затрат на транспортирование ТКО Территориальной схемой предлагается осуществлять ее в два этапа. Промежуточным звеном транспортирования выступают мусоро-перегрузочные станции, на которых отходы из населенных пунктов с небольшим недельным объемом их образования могут проходить прессование в транспортные партии, и мусоросорти-ровочные линии, где осуществляется первичная и глубокая сортировка ТКО. Мусороперегрузочные станции представляют собой объекты, на которых производится частичное накопление и перегрузка отходов из малотоннажной мусоровозной техники в контейнеры большого объема с высокой степенью
ВпПеИп АВ Я08 [^евйуа АО ЯОО]. 2017. Ыо3 (46)
уплотнения с последующим вывозом большегрузными автомобилями на объекты по сортировке. Вместе с тем, необходимо отметить, что прессование отходов на перегрузочных станциях без их сортировки приводит к некоторому снижению качества отходов и стоимости продукции, получаемой в результате их обработки.
Таким образом, схема обращения с отходами в каждой из зон Территориальной схемы будет состоять из следующих компонентов: система контейнерных и бункерных площадок; мусо-роперегрузочные станции; предприятия по обработке отходов (например, по му-соросортировке) и полигоны по размещению отходов.
Система контейнерных площадок будет выстроена по территориальному принципу. Каждая из площадок входит в состав одного из маршрутов спецтранспорта по вывозу отходов. Контейнеры или бункеры-накопители устанавливаются на специально оборудованных площадках временного хранения отходов на границах населенных пунктов. Сама организация таких площадок временного хранения отходов позволяет отказаться от мест размещения отходов, не соответствующих природоохранному законодательству и произвести их рекультивацию без ущерба хозяйственной деятельности населения, тем самым ликвидировав накопленный на данной территории экологический ущерб.
Мощность мусороперегрузочных и мусоросортировочных предприятий соответствует объемам отходов, формирующихся на прилегающих территориях согласно расчетам.
Так для Заринской зоны в связи с незначительными объемами недельного образования отходов, подлежащих сортировке и переработке, предлагается производить вывоз отходов из каждого населенного пункта административных районов на площадки временного хранения отходов, оборудованных контейнерами или бункерами-накопителями. В
целях обеспечения экономической рентабельности предполагается ТКО, образовавшиеся в Тогульском, Кытманов-ском, Залесовском районах, перевозить на мусороперегрузочные станции в села Кытманово и Залесово с дальнейшим вывозом на мусоросортировочную линию в г. Заринске. Отходы, образованные в населенных пунктах Заринского района, направляются непосредственно на мусоросортировочную линию в г. Заринске.
В каждой зоне Территориальной схемы применение мусоросортировоч-ных линий предусматривает не только извлечение из мусора ценных высоколиквидных видов ВМР, его прессования и складирования с последующей отправкой на конечные пункты переработки, но и возможное получение полуфабрикатов, являющихся исходным сырьем для производства товарной продукции. Неделовая часть отходов, так называемые «хвосты», брикетируется и вывозится на захоронение на полигоны, внесенные в ГРОРО.
Иные места размещения ТКО, не соответствующие природоохранному законодательству, подлежат рекультивации. В первую очередь это относится к несанкционированным и недействующим объектам размещения отходов.
В соответствии с проведенной оценкой все объекты захоронения, подлежащие рекультивации были разделены на 3 категории:
1 категория - объекты площадью 5 га и более (высота захоронения отходов на таких объектах, как правило, более 1,5 м);
2 категория - объекты площадью от 1 до 5 га (высота - менее 1,5 м);
3 категория - объекты площадью менее 1 га.
Ввод новых мощностей по размещению отходов должен осуществляться с учетом выбытия существующих объектов и в соответствии с объемами образования ТКО.
В связи с необходимостью рекультивации мест размещения ТКО, не соответствующих требованиям действующего природоохранного законодательства, в границах Заринской зоны предполагается ликвидация 115 объектов (в целом по Алтайскому краю -1195), в том числе на землях сельскохозяйственного назначения. Планируется построить один полигон размещения отходов, соответствующий требованиям природоохранного законодательства, с последующим внесением его в ГРОРО (для Алтайского края - 6 новых объектов ГРОРО).
В целом предложенный подход при разработке Территориальной схемы обращения с отходами соответствует Правилам обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.
Выводы
Обоснование территориальных зон межмуниципальной системы обращения с отходами в Алтайском крае базируется на ключевых экономико-географических принципах выделения центральных мест, способствующих сокращению материальных затрат региональных операторов.
Предлагаемый единый организационно-технологический подход Территориальной схемы обращения с отходами в Алтайском крае продемонстрирован на примере Заринской межмуниципальной зоны. Основными технологическими звеньями деятельности по обращению с отходами являются: система кон-
Список литературы
1. Об отходах производства и потребления: ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.
2. Официальный сайт органов власти Алтайского края [Электронный ресурс]. -URL: http://www.altairegion22.ru.
3. Официальный сайт Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://altaipriroda.ru.
4. Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами: Пост. Прав. РФ от 16 марта 2016 г. № 197 [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru.
тейнерных и бункерных площадок, му-сороперегрузочные станции, предприятия по обработке отходов (например, по мусоросортировке) и полигоны по размещению отходов.
Предложенная технологическая схема осуществления деятельности в сфере обращения с отходами в каждой зоне позволяет реализовать:
- организацию системы, направленной на максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов из отходов путем внедрения раздельного сбора, сортировки отходов, создания производств по первичной переработке вторичных ресурсов;
- строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов в целях повышения экономической эффективности инвестиций в развитие всей инфраструктуры обращения с отходами в зоне;
- «мягкий», поэтапный процесс реализации Территориальной схемы с максимальным сохранением действующих операторов в зоне;
- максимальное использование механизмов государственно-частного партнерства, в т.ч. за счет создания комплексной системы управления отходами в зоне;
- ежегодную актуализацию Территориальной схемы.
Реализация Территориальной схемы позволит создать в регионе реестр предприятий-переработчиков отходов и сформировать единый рынок ВМР.
Bulletin AB RGS [Izvestiya AO RGO]. 2017. No3 (46)
5. О согласовании территориальных схем: Письмо Росприроднадзора РФ от 31 мая 2016 г. № АС-03-03-36/10394 [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru.
6. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015-2020 годы»: Пост. адм. Алтайского края от 23 октября 2014 г. № 494 (в ред. от 02 июня 2017 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru.
7. Хорев Б.С., Смидович С.Г. Расселение населения: основные понятия и методология. - М.: Финансы и статистика, 1981. - С. 142-155.
8. Важенин А.А. Иерархия центральных мест и закономерности в развитии систем расселения // Изв. РАН. Сер. Геогр. 2002. - № 5. - С. 64 - 71.
9. Лаппо Г.М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов ВУЗов. - М.: Гу-манит. изд. центр владос, 1997. - С. 81-84.
10. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. - М., 1983. - С. 83.
11. Яргина З.Н. и др. Основы теории градостроительства. - М., 1986. - С. 103-105.
12. Перечень управленческих округов, закрепленных за заместителями Алтайского края: Прил. к распоряжению Администрации края от 17 января 2014 г. № 8-р.
13. Систер В.Г., Мирный А.Н., Скворцов Л.С., Абрамов Н.Ф., Никогосов Х.Н. Твердые бытовые отходы (сбор, транспорт и обезвреживание): справочник. - М.: АКХ им. К.Д. Панфилова, 2001.
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru.
15. Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края: Пост. адм. Алтайского края от 18 мая 2012 г. № 261 [Электронный ресурс]. -URL: http://docs.cntd.ru.
16. Комплексная схема обращения с отходами в Алтайском крае, в том числе схема межмуниципального размещения объектов размещения с отходами. - Т. 4. Итоговый отчет о результатах работ. - ООО «Северокавказский институт экологического проектирования». - Краснодар, 2013. - 334 с.
17. Рыбкина И.Д. Оценка экологической опасности в системах расселения Алтайского края: дисс. на соискание уч. ст. к.г.н. - Барнаул, 2005. - 229 с.
18. Карта управленческих округов Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.econom22.ru/municipal/monitoring/okruga/index.php.
19. Численность и размещение населения Алтайского края: стат. сб., Т. 1. - Барнаул, 2012. - 96 с.
References
1. Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya: FZ ot 24 iyunya 1998 g. № 89-FZ (v red. ot 28 dekabrya 2016 g.) [Elektronny resurs]. - URL: http://www.consultant.ru.
2. Ofitsialny sayt organov vlasti Altayskogo kraya [Elektronny resurs]. - URL: http://www.altairegion22.ru.
3. Ofitsialny sayt Glavnogo upravleniya prirodnykh resursov i ekologii Altayskogo kraya [Elektronny resurs]. - URL: http://altaipriroda.ru.
4. Ob utverzhdenii trebovany k sostavu i soderzhaniyu territorialnykh skhem obrash-cheniya s otkhodami, v tom chisle s tverdymi kommunalnymi otkhodami: Post. Prav. RF ot 16 marta 2016 g. № 197 [Elektronny resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru.
5. O soglasovanii territorialnykh skhem: Pismo Rosprirodnadzora RF ot 31 maya 2016 g. № AS-03-03-36/10394 [Elektronny resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru.
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Altayskogo kraya «Okhrana okruzhay-ushchey sredy, vosproizvodstvo i ratsionalnoye ispolzovaniye prirodnykh resursov, razvitiye
H3eecmuH AO PW. 2017. № 3 (46)
lesnogo khozyaystva Altayskogo kraya» na 2015-2020 gody»: Post. adm. Altayskogo kraya ot 23 oktyabrya 2014 g. № 494 (v red. ot 02 iyunya 2017 g.) [Elektronny resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru.
7. Khorev B.S., Smidovich S.G. Rasseleniye naseleniya: osnovnye ponyatiya i metod-ologiya. - M.: Finansy i statistika, 1981. - S. 142-155.
8. Vazhenin A.A. Ierarkhiya tsentralnykh mest i zakonomernosti v razvitii sistem ras-seleniya // Izv. RAN. Ser. Geogr. 2002. - № 5. - S. 64 - 71.
9. Lappo G.M. Geografiya gorodov: ucheb. posobiye dlya geogr. f-tov VUZov. - M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 1997. - S. 81-84.
10.Alayev E.B. Sotsialno-ekonomicheskaya geografiya. - M., 1983. - S. 83.
11.Yargina Z.N. i dr. Osnovy teorii gradostroitelstva. - M., 1986. - S. 103-105.
12.Perechen upravlencheskikh okrugov, zakreplennykh za zamestitelyami Altayskogo kraya: Pril. k rasporyazheniyu Administratsii kraya ot 17 yanvarya 2014 g. № 8-r.
13.Sister V.G., Mirny A.N., Skvortsov L.S., Abramov N.F., Nikogosov Kh.N. Tverdye bytovye otkhody (sbor, transport i obezvrezhivaniye): spravochnik. - M.: AKKh im. K.D. Panfilova, 2001.
14.Ofitsialny sayt Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Elektronny resurs]. -URL: http://www.gks.ru.
15.Ob utverzhdenii normativov gradostroitelnogo proyektirovaniya Altayskogo kraya: Post. adm. Altayskogo kraya ot 18 maya 2012 g. № 261 [Elektronny resurs]. - URL: http://docs.cntd.ru.
16.Kompleksnaya skhema obrashcheniya s otkhodami v Altayskom kraye, v tom chisle skhema mezhmunitsipalnogo razmeshcheniya obyektov razmeshcheniya s otkhodami. - T. 4. Itogovy otchet o rezultatakh rabot. - OOO «Severokavkazsky institut ekologicheskogo proyektirovaniya». - Krasnodar, 2013. - 334 s.
17.Rybkina I.D. Otsenka ekologicheskoy opasnosti v sistemakh rasseleniya Altayskogo kraya: diss. na soiskaniye uch. st. k.g.n. - Barnaul, 2005. - 229 s.
18.Karta upravlencheskikh okrugov Altayskogo kraya [Elektronny resurs]. - URL: http://www.econom22.ru/municipal/monitoring/okruga/index.php.
19.Chislennost i razmeshcheniye naseleniya Altayskogo kraya: stat. sb., T. 1. - Barnaul, 2012. - 96 s.
JUSTIFICATION OF TERRITORIAL SCHEME OF WASTE MANAGEMENT IN ALTAI KRAI
V.F. Reznikov, I.D. Rybkina, N.V. Stoyashcheva, M.S. Gubarev, N.Yu. Kurepina, I.V. Andreeva, S.V. Tsilikina, N.V. Lyutsiger, E.S. Orlova, E.Yu. Sedova
Institute for Water and Environmental Problems SB RAS, Barnaul, E-mail: [email protected]
The paper gives the justification of the inter-municipal zoning of Altai Krai for waste management, including the municipal solid waste. To justify the zoning, the key economic-geographical concepts and principles of territory division are used. These are the theory of central places, economic functions of settlements and their access to transportation, and administrative districts. It is assumed that the waste management companies will be selectedfor each region in competitive tendering. The model and the technological scheme of waste collection and transportation are described. The quantity of waste and the number of infrastructure facilities are specified for each zone. The cartographic materials for Altai Krai and individual regions are presented.
Key words: waste management, territorial scheme of Altai Krai, municipal zoning, regional waste management companies, infrastructure facilities.
Received September 1, 2017