Разработка системы мониторинга транспортных средств для обеспечения безопасности перевозок специальных грузов
Ключевые слова: мониторинг, программно-технический комплекс, транспортировка, транспортное средство.
Рассмотрена проблема безопасных перевозок специальных грузов. В целях повышения безопасности транспортирования радиоактивных веществ, ионизирующих источников и отработанного ядерного топлива, а так же минимизации ущерба от кризисных ситуаций для персонала, разработана система мониторинга транспортных средств для безопасности транспортирования. Система мониторинга транспортных средств представляет собой программно-технический комплекс, предназначенный для мониторинга подвижных (мобильных) объектов. Обозначен круг проблем, возникающих при транспортировке. Определен состав системы мониторинга позволяющей разрешить данные проблемы. Приведена схема взаимодействия элементов системы. Описаны достоинства и недостатки системы мониторинга транспортных средств.
Руднев А.Н.,
доцент кафедры ЗИТПС
Гнидин Р.А.,
аспирант ФГУП"Элерон"
В процессе создания и развития науки и атомной промышленности самое пристальное внимание уделялось и уделяется задаче обеспечения комплексной безопасности радиоактивных веществ. Наиболее уязвимым этапом жизненного цикла радиоактивных веществ является этап транспортировки. На этом этапе отсутствует возможность создания запретной зоны вокруг транспортного средства, ограниченность сил охраны, неопределенность местонахождения транспорта при большой протяженности маршрутов. Именно по этому создание системы мониторинга транспортных средств для безопасности транспортирования радиоактивных веществ, является приоритетным направлением на сегодняшний день.
В целях повышения безопасности транспортирования радиоактивных веществ, ионизирующих источников и отработанного ядерного топлива, а так же минимизации ущерба от кризисных ситуаций для персонала, населения и окружающей среды в Госкорпорации "Росатом" разработана система мониторинга транспортных средств для безопасности транспортирования.
Система мониторинга транспортных средств для транспортирования представляет собой программно — технический комплекс, предназначенный для мониторинга подвижных (мобильных) объектов.
Под подвижным объектом мониторинга понимается транспортное средство, оснащенное системой контроля, позволяющей контролировать состояние и местоположение (а также скорость движения, пройденное расстояние и др.) транспортного средства и передавать информацию по каналу GSM (SMS, Data, Голос, GPRS). Существует возможность удалённого управления оборудованием, подключенным к выходам (реле), например, блокировать двигатель в случае угона.
Разработанная система решает следующие задачи:
— получение информации о состоянии транспорта и перевозимых грузов в реальном масштабе времени, через заданные промежутки времени или после прибытия в парк;
— поиск транспортных средств на основе спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS;
— оперативная оптимизация работы патрульных и спасательных служб;
— передача информации через GSM сеть на сервер системы.
На рис. 1 представлена схема взаимодействия элементов системы. Система мониторинга транспортных средств позволяет контролировать состояние и маршрут движения объекта мониторинга на всей территории РФ, ближнего и дальнего зарубежья, а значит своевременно обеспечить оперативное реагирование при угоне транспортных средств.
Система мониторинга транспортных средств состоит из:
— блоков сбора и передачи информации (БСПИ);
— сервера системы мониторинга;
— автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора.
Информация о местоположении и состоянии датчиков контролируемых транспортных средств по каналам GSM и Internet, поступает на сервер системы мониторинга, где обрабатывается и через Internet канал транслируется на диспетчерские пункты (ДП) АРМ операторов.
При этом БСПИ обеспечивает:
— определение местоположения ТС на основе спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS;
— передачу информации о местоположении и состоянии датчиков транспортных средств по каналам GSM;
— поддержку протокола: GPRS,
— определение состояния до трех дискретных внешних датчиков с заданием режимов каждого входа (замкнуто/разомкнуто или наличие импульсов);
— возможность шифрования передаваемых по GPRS данных;
— запись маршрутов в энергонезависимую память (до 1 000 000 точек маршрута) при отсутствии GPRS соединения и автоматическую доставку их при восстановлении связи;
АРМ оператора РИс. 1. Схема взаимодействия элементов системы
Сервер системы мониторинга транспортных средств обеспечивает:
— поддержку связи с АРМ операторов;
— получение, обработку и хранение информации о местоположении и состоянии объектов мониторинга;
— передачу информации о местоположении и состоянии объектов мониторинга подключенных АРМ операторов;
— формирование отчетов о состоянии объектов по запросу подключенных АРМ операторов;
— передачу сообщений для настройки и управления блокам сбора и передачи информации (БСПИ).
Рабочее место оператора ДП предназначено для непосредственного контроля за состоянием объектов мониторинга, и ДП в целом. В состав его функций входят:
— поддержка связи с сервером ДП;
— получение информационных сообщений от сервера ДП;
— получение данных об объектах и отображение информации в графическом виде;
— выполнение запросов по объектам за любой промежуток времени;
— отображение текущего положения мобильных объектов на электронной карте, и трассы ТС за заданный промежуток времени;
— получение оперативных отчётов по объектам за любой промежуток времени.
Построение полнофункционального диспетчерского пункта (ДП), используется для создания центров мониторинга, где формируется информация об объектах мониторинга. Для создания таких
центров выбрана оптимальная конфигурация сервера, которая обеспечивает одновременную обработку множества транзакций. На сервер помещается модуль "SrvMon" и система управления базами данных (СУБД). Кроме того к серверу присоединены GSM модули. Графический интерфейс, установлен на отдельные мобильные объекты, и соединены с сервером посредством сети. Существует возможность организации удаленного доступа, через выделенный канал Internet. В зависимости от решаемых задач, возможно создание диспетчерского пункта любой конфигурации.
Система мониторинга транспортных средств используется для оборудования ТС (в том числе предварительно не подготовленных) причем для монтажа оборудования не требуется значительных затрат, то есть система является малогабаритной, быстроразвертываемой, простой в эксплуатации. Разработанная система может найти применение в структурах, обеспечивающих перевозку специальных грузов, прежде всего опасных и особо ценных.
Литература
1. Берлин АН Цифровые сотовые системы связи. — М.: Эко-Трендз, 2007. — 296 с.
1. GSMNetworkExample.http://wwweventhelix.com /RealtimeMantra/ Telecom/GSM_network_example.htm.
2. Шебшаевич В.С, Дмитриев П.П., Иванцев Н.В. и др. / Под ред. Шебшаевича В.С. Сетевые спутниковые радионавигационные системы — М.: Радио и связь, 1993. — 408 с.
3. Описание стандарта GSM. ht1p://www.emanual.ru/download/ www.eManual.ru_4111.html.
Develop a system for monitoring vehicles for the transport security of special cargo
Rudnev A.N., Gnidin R.A. Abstract
The article deals with the problem of safe transportation of special cargo. In order to improve the safety of transporting radioactive substances, ionizing sources andspent fuel, as well as minimize the damage from the crisis staff, developed a system for monitoring vehicles for transportation security. Vehicle monitoring system is a software - hardware solution, designed for monitoring of mobile objects. Outline a range of issues that arise during transportation. The composition of the monitoring system allows to resolve these problems. A scheme of interaction between system elements. We describe the advantages and disadvantages of the monitoring system of vehicles.
Keywords monitoring, software - hardware solution, transportation, vehicle.