УДК 504.064
В.С. Карпов, д-р техн. наук, проф., декан, (4872) 33-25-20 (Россия, Тула, ТулГУ),
A.Л. Чеботарев, проректор, (4872) 33-45-48, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
B.М. Панарин, д-р техн. наук, проф., нач. УРИХОПД, (4872) 35-35-50, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
М.В. Панарин, канд. техн. наук, директор ООО «СервисСофт Инжиниринг
ТулГУ», (4872) 70-18-92, [email protected]
(Россия, Тула, «СервисСофт Инжиниринг ТулГУ»),
А.А. Горюнкова, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-37-60,
anna [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
Н.А. Телегина, асп., (4872) 35-35-50, [email protected]
(Россия, Тула, ТулГУ)
ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ И УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА НА ОСНОВЕ GSM ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ
Приводится описание современного инструмента контроля и оптимизации траффика передвижения транспорта, а также средства обеспечения безопасности в виде информационно-измерительной системы ИИС ГЛОНАСС «Ssoft-Навигация», которая объединяет в себе технологии определения местоположения, современные системы беспроводной связи и средства обработки и визуализации информации на электронной карте компьютера диспетчера.
Ключевые слова: информационно-измерительная система, транспорт, GSM-технологии, обработка информации, визуализация, передача данных.
В настоящее время большое внимание уделяется разработке и применению систем спутниковой навигации для различных отраслей промышленности и транспорта. В последнее время с развитием GSM - связи, спрос на внедрение системы телеметрии на основе GSM уверенно растет, это связано с низкими затратами на внедрение и высокой эффективностью работы системы.
Проблема разработки единой системы, структурно состоящей из множества интеллектуальных информационно-управляющих блоков, устанавливаемых на транспортных объектах, и одного или нескольких центров сбора, обработки и хранения информации, включая мобильные центры приобретает все большую актуальность. Кроме того, особое внимание уделяется и технической реализации информационно-измерительной и управляющей системы на основе GSM технологий для решения транспортных задач.
В коммерческих и государственных организациях, где используется
большое количество подвижного грузового, пассажирского и легкового транспорта, становится все более актуальной задача по контролю и управлению удаленными объектами. ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» совместно с ООО «ServiceSoft» разработана информационно-измерительная и управляющая система ИИС ГЛОНАСС «Ssoft-Навигация», которая является современным инструментом контроля и оптимизации траффика передвижения транспорта, а также средством обеспечения безопасности, объединяя в себе технологии определения местоположения, современные системы беспроводной связи и средства обработки и визуализации информации на электронной карте компьютера диспетчера. Система находит широкое применение в различных сферах бизнеса и государственной деятельности.
Система ИИС ГЛОНАСС «Ssoft-Навигация» предназначена для мониторинга и навигации транспорта и грузов, определения отклонений от заданных маршрутов и графиков их передвижения. В состав комплекса входит бортовое устройство и комплекс программных средств для обработки данных и подготовки отчетов.
Система обеспечивает сбор и хранение информации о местоположении и состоянии транспорта, грузов и других мобильных объектов с помощью GPS и передачу ее с заданной периодичностью с помощью GPRS-соединения через Интернет на диспетчерский пункт. Вся информация, отображенная на электронных картах (города, области или страны) компьютера диспетчера, поступает в программу диспетчерского пункта со всех устройств контроля, которые встроены в автомобиль, а также планы рейсов накапливаются в базе данных и затем архивируются. Архивация производится сервером автоматически в нерабочее время (например, в полночь). В архиве сохраняются все параметры фактического передвижения автомобиля и все параметры плана. Данные, сохраненные в архиве, могут быть использованы для статистического анализа рейсов и исполнения плана. Существует возможность проведения анализа работы одной автомашины или группы машин, а также всего объема рейсов одновременно. Анализируются такие параметры как: пробег, время в пути, число остановок, число опозданий, количество обслуженных клиентов, средняя скорость, время нахождения у клиентов и т.д.
Аппаратно-программный комплекс позволяет анализировать расчетные и фактические значения, а также разницу между планом и фактом движения автотранспорта. Программа поддерживает несколько рабочих мест операторов диспетчерского пункта, предназначена для работы с большим количеством автомобилей.
На рисунке изображено основное окно программы (рисунок а) и окно просмотра маршрута (рисунок б).
б
Основное окно программы (а) и окно просмотра маршрута (б)
Основное окно программы, в котором диспетчер контролирует движение объектов, отображает макет карты города, область, выделенная красным цветом - это одна из заданных зон, которую в зависимости от задания, объекты не должны покидать, либо должны посетить за определенный промежуток времени.
Система позволяет сократить сроки доставки грузов до заказчика, повысить эффективность использования транспортных средств, сократить издержки за счет оптимизации маршрута движения и предотвращения несанкционированного использования транспортного средства.
Система позволяет контролировать транспортное средство на любом участке маршрута, своевременно оповещать дежурных/диспетчеров о чрезвычайных происшествиях на маршруте, контролировать вскрытие дверей хранилища ценностей, получать аудио и видео данные о происходящем внутри и вокруг автомобиля, направлять силы реагирования с предоставлением полной картины происшествия.
Система контроля перевозок нефтепродуктов предназначена для построения надежного решения для логистического сопровождения доставки топлива на нефтехранилища и АЗС. Система совмещает функции контроля, диспетчеризации и охраны. Мониторинг большого количества параметров транспортного средства при помощи датчиков. Контроль и учет на этапах залива и слива в цистерны.
Охранные функции системы представляют собой комплекс решений аппаратного и программного комплекса, обеспечивающий сохранность транспортного средства и своевременное реагирование в случае разбойного нападения. Уникальные алгоритмы реагирования на внештатные ситуации эффективно решают задачи охраны жизни и собственности автовладельца. Развернутые функции системы позволяют контролировать салон автомобиля при помощи скрытно установленных микрофонов и цифровых камер. Совместимость со штатными автомобильными охранными системами позволяет обеспечить двойной уровень надежности.
Преимущество этой разработки в том, что руководитель предприятия какой-либо отрасли всегда будет в курсе маршрутов и местонахождения автотранспорта, что улучшает качество работы водителя, так как он находится под постоянным контролем диспетчера. Диспетчер задает маршрут движения автомобиля, а программой автоматически отслеживается прохождение точек данного маршрута, что позволяет в любой момент времени знать какое задание кем и как выполняется. Установленная в салоне тревожная кнопка позволяет водителю без труда связывается с диспетчерским пунктом при возникновении любых нештатных ситуаций.
ИИС ГЛОНАСС «Зэой-Навигация» обеспечивает мониторинг положения транспорта и грузов, определение отклонений от заданных мар-
шрутов и графиков их передвижения, сбор и хранение информации и передачу ее с заданной периодичностью с помощью GPRS-соединения в центр сбора информации. Вся информация отображается на электронных картах.
V.S. Karpov, A.J. Chebotarev, V.M. Panarin, M.V. Panarin, A.A. Gorjunkova, N.A. Telegina
INFORMATION-MEASURING AND CONTROL SYSTEMS BASED ON GSM FOR SOLVING TRANSPORT PROBLEMS
The tools of modern control and optimization of traffic movement of transport, as well as a means of ensuring security in the form of information-measuring system IMS GLONASS «Ssoft-navigation", which combines positioning technology, advanced wireless communications and processing and visualization on a map on a computer controller.
Key words: information-measuring system, transportation, GSM-technology, information processing, visualization, data
Получено 07.03.12
УДК 004.9
Н.М. Козьминых, ст. преподаватель, (8332) 35-02-88, [email protected] (Россия, Киров, ВятГУ)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖОСТИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ СО ВСТРОЕННЫМ МОДУЛЕМ МНОГОАГЕНТНОЙ СИСТЕМЫ
Представлена структура системы с выделенным модулем многоагентной системы, определена общая схема взаимодействия агентов в данном модуле. Описаны функциональные возможности предложенной структуры системы.
Ключевые слова: информационные системы управления, многоуровневые системы, многоагентные системы, агентно-ориентированный подход.
Повышение качества управленческих решений базируется на оперативном получении своевременной и точной информации. Задача построения информационных систем управления может решаться путем использования так называемых учетно-транзакционных систем управления предприятием, например, ERP, CRM, PLM и т.д. Такие системы включают в себя все информационные потоки предприятия, необходимые для принятия решения, однако имеют высокую стоимость покупки и/или разработки. Кроме того, внедрение системы занимает длительное время (от 1 года и выше) и требует привлечения высококвалифицированных специалистов