Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова О. Е., Колодезникова М. Г.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью обновления содержания системы физкультурного образования, создания современной цифровой образовательной среды, где овладение педагогами ключевых и цифровых компетенций будет способствовать системному внедрению широкого спектра современных методик и сквозных технологий цифрового образования. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, опрос специлистов. Материалы . В статье рассматриваются система методических и организационных подходов по разработке электронно-образовательных и информационных ресурсов и формированию ключевых и цифровых компетенций будущих педагогов. Результаты . Проведен опрос преподавателей о применении интерактивных образовательных технологий в методической и организационной работе; разработаны мультимедийные программы по этноспорту Якутии, оздоровительной аэробике, биографиям выдающихся спортсменов, руководителей физкультурного движения Якутии; кейсы для практических занятий; практические рекомендации для преподавателей по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе школы, вуза, а также. Заключение . Опираясь на принцип активной и самостоятельной творческой деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий, можно открыть путь к развитию умений и навыков самовоспитания и самообразования, сформировать круг их интересов и предпочтений, развивать способность к оценке роли компьютерной грамотности в освоении различных профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова О. Е., Колодезникова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL APPROACHES DEVELOPMENT CONCERNING THE ELECTRONIC-EDUCATIONAL AND INFORMATION RESOURCES CREATION AMONG THE FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS

The urgency of the studied problem is conditioned by the necessity to change the content of physical education system, modern educational cyberspace creation, where the main pedagogical and digital competencies mastering would provide a wide range of modern methodologies and through technologies of digital education introduction. Research methods . Information sources analysis and summarizing, interview among the specialists. Materials . The article deals with the system of methodical and organizational approaches concerning electronic-educational and informational resources creation and key and digital competencies of the future teachers formation. Results . We held interview among the teachers. It was connected with the interactive educational technologies application in methodical and organizational work; created multimedia programs of ethnic sport in Yakutia, health-improving aerobics, biographies of the outstanding athletes, the leaders of physical culture movement of Yakutia; cases for practical lessons; practical recommendations for teachers concerning interactive technologies use in educational process of a school, higher educational establishment. Conclusion . Taking into account the principle of active and independent creative activity of students, on the basis of modern educational technologies, it is possible to open the way to the abilities and self-education and self-upbringing skills development, form their interests and preferences, develop the ability to estimate the role of computer competence in different professions mastering.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 796/799 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-118-124

Разработка системы методических и организационных подходов по разработке электронно-образовательных и информационных ресурсов у будущих педагогов по физической культуре

Винокурова О.Е., КолодезниковаМ.Г.*

Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета

имени М.К. Аммосова г. Якутск, Россия ORCID: 0000-0002-7016-3281, [email protected] ORCID -.0000-0003-0327-1976 [email protected]*

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью обновления содержания системы физкультурного образования, создания современной цифровой образовательной среды, где овладение педагогами ключевых и цифровых компетенций будет способствовать системному внедрению широкого спектра современных методик и сквозных технологий цифрового образования. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, опрос специлистов. Материалы. В статье рассматриваются система методических и организационных подходов по разработке электронно-образовательных и информационных ресурсов и формированию ключевых и цифровых компетенций будущих педагогов. Результаты. Проведен опрос преподавателей о применении интерактивных образовательных технологий в методической и организационной работе; разработаны мультимедийные программы по этноспорту Якутии, оздоровительной аэробике, биографиям выдающихся спортсменов, руководителей физкультурного движения Якутии; кейсы для практических занятий; практические рекомендации для преподавателей по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе школы, вуза, а также. Заключение. Опираясь на принцип активной и самостоятельной творческой деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий, можно открыть путь к развитию умений и навыков самовоспитания и самообразования, сформировать круг их интересов и предпочтений, развивать способность к оценке роли компьютерной грамотности в освоении различных профессий.

Ключевые слова: электронно-образовательные ресурсы, информационная компетентность, цифровая образовательная среда.

Для цитирования: Винокурова О.Е., Колодезникова М.Г.* Разработка системы методических и организационных подходов по разработке электронно-образовательных и информационных ресурсов у будущих педагогов по физической культуре. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 118-124. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-4-118-124.

The system of methodological and organizational approaches development concerning the electronic-educational and information resources creation among the future physical culture teachers

Olga E. Vinokurova, Margarita G. Kolodeznikova*

Institute of Physical Culture and Sports of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Yakutsk, Russia ORCID: 0000-0002-7016-3281, [email protected] ORCID: 0000-0003-0327-1976 [email protected]*

Abstract: The urgency of the studied problem is conditioned by the necessity to change the content of physical education system, modern educational cyberspace creation, where the main pedagogical and digital competencies mastering would provide a wide range of modern methodologies and through technologies of digital education introduction. Research methods. Information sources analysis and summarizing, interview among the specialists. Materials.

The article deals with the system of methodical and organizational approaches concerning electronic-educational and informational resources creation and key and digital competencies of the future teachers formation. Results. We held interview among the teachers. It was connected with the interactive educational technologies application in methodical and organizational work; created multimedia programs of ethnic sport in Yakutia, health-improving aerobics, biographies of the outstanding athletes, the leaders of physical culture movement of Yakutia; cases for practical lessons; practical recommendations for teachers concerning interactive technologies use in educational process of a school, higher educational establishment. Conclusion. Taking into account the principle of active and independent creative activity of students, on the basis of modern educational technologies, it is possible to open the way to the abilities and self-education and self-upbringing skills development, form their interests and preferences, develop the ability to estimate the role of computer competence in different professions mastering. Keywords: electronic-educational resources, information competence, digital educational environment.

For citation: Olga E. Vinokurova, Margarita G. Kolodeznikova*. The system of methodological and organizational approaches development concerning the electronic-educational and information resources creation among the future physical culture teachers. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 118-124. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-118-124.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях интенсивного внедрения цифровых технологий в непрерывную систему образования, как никогда важным становится овладение сквозными цифровыми компетенциями педагогов, которые способствуют повышению качества образования. Индивидуальный подход к обучению является основной формой при реализации дистанционного обучения с применением цифровых технологий и средств, обеспечивающих постоянное отслеживание и актуализацию учебного процесса[1,2,4].

Цифровая образовательная среда -это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Трисоставляющиесмешанногообучения: самообразование, личное взаимодействие обучающегося и обучающего, дистанционное обучение (электронное обучение).

Дистанционное обучение с применением цифровых технологий и средств должно обеспечивать различные возможности коммуникаций с педагогами, с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе коллективной или групповой образовательной деятельности.

Стратегическими принципами обучения в вузе являются:

- ориентированность на развитие

личности будущего специалиста;

- соответствие содержания образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки и производства (технологий);

- оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса;

- - рациональное сочетание современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалиста;

- -соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой профессиональной деятельности^]. Педагоги, работающие с детьми в

условиях интенсивного внедрения цифровых технологий, должны владеть знанием и умением своевременно актуализировать цифровые образовательные ресурсы (учебный контент), в том числе методические; владеть сквозными цифровыми компетенциями в целях развития их познавательных интересов, повышения мотивации; помогать участникам образовательного процесса преодолевать трудности технологического и психологического характера [9,10,11,12]..

На основании вышеизложенного выполнена работа, целью которой является повышение качества и эффективности деятельности будущего педагога в условиях цифровой трансформации общего образования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Современных учащихся необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Формирование у учащихся информационной компетентности заключается в необходимости подготовки школьника, умеющего находить и извлекать информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Составляющими информационной

основы являются методы получения, первичной обработки и проверки материалов: библиографический поиск, сбор и систематизация документальной информации.

Интерактивная компетентность

включает прежде всего умения представлять результаты обработки информации в виде гипертекста со ссылками на другие ресурсы, навыков работы в сети Интернет. Применение учащимися контролирующих электронных материалов, например, по технике видов: бегу, прыжкам, метаниям и т.д., позволяет внедрить самооценивание в учебной деятельности, закрепить теоретические знания, овладеть спортивной техникой.

Большое количество работ посвящено созданию систем контроля, оценки и накапливания информации по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья школьников, студентов, спортсменов; разносторонней физической и двигательной подготовленности.

1. По тематической рубрике «Из истории развития национальных видов спорта»

Якутская национальная борьба хапсагай Хапсагай - очень корректная,

Владение презентационными навыками позволяет учащимся демонстрировать: умение информационного наполнения (текстовые, графические и видеоматериалы), умения программной реализации (заполнение материалами, выбор цветового оформления, эффекты, гиперссылки, элементы управления). Слайды, подготовленные с интерактивными элементами, обеспечивают новый уровень представления информации, повышение творческого потенциала учащихся, глубокое усвоение изучаемого материала.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Новое поколение ФГОС предполагает введение в основной школе познавательных текстов в учебниках, продолжая традиции начальной школы. В учебниках нового поколения включена рубрика «Интересно», в котором используются пословицы, поговорки, викторины по физической культуре, материалы по истории развития видов спорта в нашей стране, во всем мире, в олимпийском движении, а также составление словаря с терминами, опираясь на ссылки Интернет-ресурса.

Чтобы избежать трудностей в поиске информации при подготовке занятий, встреч, рекомендуется составление тематической картотеки по исследуемой проблеме, например, на темы здорового образа жизни, спортивных традиций, событий и явлений спортивного движения в «Информационной копилке».

Для проведения этой работы классному руководителю необходимо:

справедливая, эмоциональная,

интеллектуальная и суровая борьба. В старину борцы выступали раздетыми до пояса, без обуви и до начала схватки друг друга не видели.

Борцов выводили из урасы (берестяной чум), закрывая замшевым покрывалом.

Иметь картотеку биографии выдающихся спортсменов, руководителей физкультурного движения по темам «Известные спортивные семьи», «Якутия на олимпийской карте мира», «Организаторы, пропагандисты и руководители спорта», «История, виды спорта, чемпионы Республики Саха (Якутия)», «Интересные факты спортивной жизни»

Составить план мероприятий, встреч с учащимися Организовать просмотр видеофильмов, кинофильмов

Перед началом схватки борцы становились на противоположных сторонах круга. Арбитр приглашал борцов на середину ковра и сбрасывал с них покрывало, после чего начиналась схватка.

В хапсагае разряды не присваивались. О победителях слагали песни, богатыри считались народными героями. Якуты до сих пор любят хапсагай, видят в нем средство воспитания молодого поколения[8].

Из истории развития национальных

видов спорта. Якутские прыжки Якутские национальные прыжки (Хронология развития как вида спорта)

Якутские прыжки «кылыы», «ыстанга», «куобах» - один из популярных и любимых национальных видов спорта коренных народов Республики Саха Якутия.

В старину якутские прыжки проводились на ровном поле. Там раскладывалось до 12 меток из бересты, травы, иногда меткой служила обувь (торбоза, кэнчи) состязающихся. По усмотрению организаторов состязаний количество меток могло быть разным, но не более 12. Сначала расстояниемеждунимиопределялось(пообщему согласию состязающихся) шагами (два, три) или отмерялось по длине лука (один, два). каждый участник имел неограниченное количество попыток (прыжков). Прыгун, показавший абсолютно лучший результат, не прыгал до тех пор, пока кто-либо из других участников не улучшал его результат. Победителем считался тот, кто показал абсолютно лучший результат[6].

Из истории развития национальных видов спорта. Мас-рестлинг.

Становление мас-рестлинга как вида спорта

По данным правилам, утвержденным республиканским комитетом по делам физической культуры и спорта при СНК ЯАССР от 14 февраля 1945 года, маастардьЛыы -перетягивание на палках, проводили следующим образом. Два противника садятся на землю лицом к лицу, опершись ступнями в ступни противника. Между ступнями прокладывается доска, достаточно длинная, чтобы можно было расставить ноги на ширине плеч, и шириной не меньше длины ступней. В руки захватывают

палку длиной 70-80 см и толщиной в обхват кистью (2,5-3 см в диаметре). Руки вытянуты, туловище несколько наклонено вперед. По команде судьи противники начинают тянуть палку, причем борьба продолжается до тех пор, пока один из них или вырвет палку из рук противника, или перетянет его через среднюю доску (между ступнями) на себя. Вырвавший палку или перетянувший противника считается победителем[з].

Из истории развития национальных видов спорта.

Прыжки через нарты Соревнования проводятся на нескользком ровном месте, где устанавливают десять нарт по прямой линии, концы полозьев должны находиться на одной линии. Участник последовательно перепрыгивает через нарты, после прыжка через последнюю нарту выполняет поворот на 180* лицом к нартам и продолжает перепрыгивать их в обратном направлении[7].

Информационно-образовательные ресурсы - это средства обучения, основанные на сетевых технологиях. В Интернете имеются различные виды образовательных ресурсов:

- ресурсы в виде информационных источников (виртуальные библиотеки, музеи, электронные журналы и газеты, видео и аудиофайлы);

- образовательные программы, курсы дистанционного обучения;

- электронные учебно-методические пособия и др.

- аннотированный каталог лицензионных видеофильмов, компьютерных ресурсов, мультимедийных программ для учащихся и их родителей.

Вставка видеофрагментов особенно важна для изучения дисциплин, связанных с освоением двигательных функций.

Наличие видеофрагментов, содержащих эпизоды соревнований, упражнения, не только повышаетнаглядностьпредставленияматериала, но и оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, осуществляет междисциплинарные связи. Структурная компоновка презентации с применением гипертекстовых ссылок, как

внутри документа, так и с выходом в интернет, развивает системное, аналитическое мышление. В условиях применения информационных и коммуникационных технологий

формирование мотивационно-смыслового ядра личности обусловливается личностно-значимым содержанием интернет-проектов, структурированных элементов (блоков) электронных средств обучения и учебно-информационной средой сети, позволяющей свободное перемещение (навигацию) для построения собственной презентации (самопрезентации), гарантирующей личностный смысл деятельности. При этом, отмечает Е.Д. Нелунова, активизируются вербально-коммуникативные функции речемыслительной деятельности, способствуя интенсификации формирований мотивационно-смыслового ядра личности, придающие целостность самостоятельной деятельности обучаемого по формированию знаний и умений в условиях мультимедийного образования.

В центре внимания концепции активизации саморазвития личности в мультимедийном обучении находится и использование гипертекста как один из современных способов представления учебной информации, который удобен для проектных работ.

Инновационным инструментом

являются мультимедийные программы, разработанные для учащихся по выполнению домашних заданий, по этноспорту Якутии, оздоровительной аэробике, биографиям выдающихся спортсменов, руководителей физкультурного движения Якутии.

Мультимедийный диск. «Этноспорт Якутии». Якутск 2012 г. Автор проекта - И.Ю. Григорьев, директор Республиканского центра национальных видов спорта имени В. Манчаары. Текст и фото - В. П. Коротов, С. Шеломова. Дизайн и верстка - З. Иванова, Г. Винокуров.

Аннотация. В мультимедийном диске раскрыты такие виды спорта, как хапсагай, мас-рестлинг, а также роль этноспорта в Якутии, России и за рубежом (Астана, Индия, Москва, Сан-Паулу, Шяуляй ).

Одним из несомненных преимуществ современной технологии в информационном обществе является использование

информационных ресурсов сети Интернет. Знания по истории физической культуры помогают глубже познать процессы, происходящие в сфере физической культуры в настоящее время, правильно ориентироваться в современных проблемах физкультурного движения в нашей стране и за рубежом.

К электронным учебно-методическим комплексам (ЭУМК) относятся электронный учебник, электронный справочник,

тренажерный комплекс, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система. Автором проведен опрос преподавателей о применении интерактивных образовательных технологий в методической и организационной работе - это работа в малых группах (команде), проектная технология; анализ конкретных ситуаций (Case Study).

По виду предоставляемой информации различают четыре варианта классификации кейсов: Case Stude-Method (кейс без формулирования проблемы), Case-Ploblem Metod (кейс с заданной проблемой), Case Incident-Metod (прикладные упражнения), Staded Ploblem-Metod ( кейс с принятым решением).

Кейс-технологии, как и другие диалоговые интерактивные технологии, создают ситуацию успеха в обучении, поскольку опираются на когнитивный запас знаний и опыт жизнедеятельности. Рассмотрим на примере Института физической культуры и спорта СВФУ им. М.К. Аммосова повышение познавательной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности посредством применения интерактивных образовательных технологий.

Мы предоставляем разработанные кейсы, применяемые на практических занятиях по дисциплине «Педагогика физической культуры и спорта »:

1. Научно-исследовательские кейсы для студентов по дисциплине «Акмеология физической культуры».

В 1872-74 гг. (35 лет) П. Ф. Лесгафт руководил занятиями по анатомии первых русских женщин-врачей при лаборатории В. Л. Грубера. С этого момента (1872 г.) началась его работа над теорией и практикой физического образования, созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. У него уже был опыт исследований анатомических особенностей органов движения. Он вновь и вновь убеждался в теснейшей связи функций органа с его формой. Было ясно, что анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Поэтому упражнения, тренировку органов и систем П. Ф. Лесгафт считал необходимой предпосылкой для нормального функционирования здоровья и активной жизни человека.

В 57 лет (1894 г.) им создано "Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр". 19 января 1896 г. "Положение" было утверждено. С этого времени и ведет свою историю Государственный дважды орденоносный институт физической культуры, в настоящее время - Государственная академия физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

Вопросы:

На какие два больших периода можно разделить акмецелевую программу П.Ф. Лесгафта?

Какими основными направлениями работы были насыщены эти два периода?

Можно ли утверждать, что обстановка, в которой жил П.Ф. Лесгафт, помогла развиться его талантам?

2. Научно-исследовательские кейсы для студентов по дисциплине «Акмеология физической культуры»

Несомненный вклад в развитие теории и методики физической культуры в Якутии внесено д.п.н., профессором Н.К. Шамаевым. В его обширном наследии центральными являются вопросы научного обоснования и внедрения самобытной национальной концепции физического воспитания, нравственного воспитания личности и семейного воспитания. Он акцентировал внимание на то, что при

планировании необходимо учитывать местные условия и перспективы развития массового спорта. В основу концепции Н.К. Шамаева положены:

- цивилизационный подход, рассматривающий проблему с позиции взаимопроникновения, взаимообусловленности в республике европейской, азиатской и циркумполярной цивилизации;

- наличие у каждого народа воспитательной системы, обеспечивающей формирование и развитие личности, культурологическое решение нравственности;

рассматривается жизнедеятельность подростка в системе физического и морально-этического воспитания как субъекта антропоориентированного педагогического процесса. Жизнедеятельность - это есть рост и становление человека. На каждом этапе жизненного пути человек обретает свою сущность по разному, в соответствии с уровнем своего развития;

- особенности народного физического воспитания, обусловленные разнообразием социальных и экологических условий жизни. Самым эффективным средством физического совершенствования является система закаливания, а потом занятия национальными упражнениями, играми, видами спорта.

ВЫВОДЫ

Таким образом, опираясь на принцип активной и самостоятельной творческой деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий, можно открыть путь к развитию умений и навыков самовоспитания и самообразования, сформировать круг их интересов и предпочтений, развивать способность к оценке роли компьютерной грамотности в освоении различных профессий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винокурова О.Е. Педагогика сотрудничества (партнерства) в сфере физического воспитания и культуры безопасности детей подросткового и

юношеского возраста: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ. 2019: 92.

2. Винокурова О.Е. Педагогика и акмеология физической культуры и спорта : учебное пособие. Якутск : Издательский дом СВФУ. 2018: 232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Захаров А.А. Мас-рестлинг : Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского ун-та. 2006: 9-10.

4. Колодезников К.С. Педагогические условия профессионального самосовершенствования будущих бакалавров физической культуры в вузе. Теория и практика физической культуры. 2012; 10: 18-20.

5. Колодезникова М.Г. Профессиональное самоопределение будущих специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе. Теория и практика физической культуры. 2012; 10: 14-17.

6. Кочнев В.П. Якутские прыжки : Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского унта. 1997: 15-16.

7. Максимова О.А. Основы самобытного физического воспитания эвенков: монография.

Якутск : Издательский дом СВФУ. 2012: 97.

8. Торговкин В.Г., Уйгуров В.В., Стручков В.Е. Национальная борьба хапсагай : учебно-методическое пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ. 2014: 8-9.

9. Balaguer I., Castillo I. Physical activity, exercise and sport in early adolescence. Lifestyles in adolescence. 2002: 37-64.

10. Cavill N., Kahlmeier S., Racioppi F. Physical activity and health in Europe: Evidence for action. Denmark: World Health Organization. 2006.

11. Fujita F., Dienner E. Life satisfaction set point: Stability and change. Journal of Personality and Social Psychology. 2005; 88(1): 158-164.

12. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш., Кузнецова З.М. Теоретические и практические аспекты применения народных игр, как педагогического средство, формирования физического потенциала студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культур и спорта. 2021; 16(2): 113-121. DOI:10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121.

Статья поступила в редакцию: 04.10.2021

Винокурова Ольга Егоровна — кандидат педагогических наук, доцент. Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: olgvin@mail.

Колодезникова Маргарита Герасимовна — кандидат педагогических наук, профессор, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: mgkolodeznikova @ inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.