МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЯКУТИИ» КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
О.Е. ВИНОКУРОВА, М.В. ХОМПОДОЕВА, СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
Аннотация
В статье дан анализ развития профессиональных компетенций, являющихся составной частью профессионального становления будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Выделены факторы, оказывающие влияние на успешность обучения студентов посредством использования учебной книги для получения фундаментальных
знаний по дисциплине.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, основная образовательная программа,
федеральный государственный стандарт.
EDUCATIONAL MATERIAL ON THE SPECIAL DISCIPLINE "HISTORY OF PHYSICAL CULTURE MOVEMENT IN YAKUTIYA" AS A FACTOR OF SUCCESS ON STUDENTS' EDUCATION
O.E. VINOKUROVA, M.V. HOMPODOEVA, NEFU named after M.K. Ammosov, Yakytsk city, Republic of Sakha (Yakutiya), Russia
Abstract
The article analyzes the development of professional competencies that are an integral part of the professional development of future specialists in the field of physical culture and sports. The factors that influence the success of students' education through the use of a textbook for obtaining fundamental knowledge of the discipline are identified.
Keywords: competence, competence, competence approach, basic educational program, federal state standard.
Актуальность
В Северо-Восточном федеральном университете в соответствии с действующим федеральным государственным стандартом по направлению «Физическая культура и спорт» разработана образовательная программа направленности (профиля) «Национальные виды спорта и народные игры». Объектами профессиональной деятельности выпускников по данной программе являются:
- лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- процессы формирования мировоззренческих, моти-вационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового обра-
за жизни, оптимизацию психофизического состояния человека, освоение им разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, развитие двигательных способностей и высокой работоспособности;
- учебно-методическая и нормативная документация.
Методы и средства организации исследования. В ходе исследования были применены педагогическое тестирование, анализ учебных дисциплин, учебного плана, учебника «История развития физкультурного движения в Якутии».
Результаты исследования
Учебный план по профилю (направленности) предполагает последовательное изучение дисциплин с учетом
формирования обязательных компетенций, эффективного использования различных форм промежуточного и итогового контроля, рационального распределения аудиторных и внеаудиторных занятий, а также самостоятельного освоения дисциплин вузовского образования.
В учебный план включены дисциплины, овладение которыми формирует и развивает следующие профессиональные компетенции студентов по типам профессиональной деятельности, а именно - способность:
- осуществлять организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;
- организовать дополнительное образование детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности;
- формировать разностороннюю общую и специальную физическую, технико-тактическую, психологическую и теоретическую подготовленность занимающихся в соответствии с программами спортивной подготовки;
- обеспечить методическое сопровождение деятельности специалистов образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта.
Особая роль в развитии национальных видов спорта отводится формированию у студентов знаний этнорегио-нальных (этнокультурных) особенностей образа жизни, в том числе в сфере спорта и физического развития. Для профессионального цикла данной программы разработаны рабочие программы дисциплин по модулям (табл.1)
Таблица 1
Модули учебной программы
Профессионально ориентированный История развития физкультурного движения в Якутии. Этнопедагогика физической культуры. Традиционные виды борьбы народов России. Биомеханика по избранным видам спорта. Основы гиревого спорта
Основы спортивной подготовки Спортивная подготовка в мас-рестлинге. Якутские национальные прыжки: методика преподавания и основы спортивной тренировки. Хапсагай: история, методика, способы проведения соревнований. Основы спортивной подготовки по северному многоборью. Судейство по избранным видам спорта
Организационно-управленческий Политология. Подвижные игры народов Северо-Востока России. Научно-методические основы самостоятельных занятий в тренажерном зале
Система образования по национальным видам спорта предусматривает как усвоение знаний, так и организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий, а также участие в них, что предполагает формировать и совершенствовать у студентов определенную систему:
- знаний;
- мотивации интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок;
- способностей, умений и навыков [1, 2].
Образовательный контент дисциплин «История развития физкультурного движения в Якутии», «Якутские национальные прыжки: методика преподавания и основы спортивной тренировки», «Судейство по избранным видам спорта» для программ бакалавриата направленности (профиля) «Национальные виды спорта и народные игры» включает в себя цикл научных статей, учебных пособий, учебника по физкультурному движению и народным видам спорта Республики Саха (Якутия) Валерия Панте-леймоновича Кочнева, д.п.н, профессора-наставника, заслуженного тренера и заслуженного работника физической культуры Республики Саха (Якутия), основателя музея физической культуры [3].
Собранные В.П. Кочневым тексты научных статей, монографий, учебных пособий и учебника погружают в результаты конкретных научных исследований в данной предметной области многолетнего и бесценного опыта преподавательской и организаторской работы.
На основе сбора научных материалов по теме своих исследований автор опубликовал более 500 тезисов и статей, 120 научных работ, в том числе 4 монографии: «История физкультурного движения в Якутии» (1998), «Физическая культура и спорт в Якутии в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.» (в соавторстве с Федоровым Д.С., 2000), «По ступенькам к вершине Олимпа» (Якутск, 2006). Его учебное пособие «Якутские прыжки» (1997) получило приз Дальневосточной академии физической культуры и допущено в качестве учебного пособия по специальности «Физическая культура и спорт». Под его авторством обновлялись и издавались «Правила соревнований по национальным видам спорта» (1955, 1960, 1975, 1980 гг.). Он является автором классификации по якутским прыжкам 1957 г. и соавтором классификации РСФСР 1971 г.
Учебная книга как средство обучения оценивается большинством исследователей в качестве важного факто-
ра организации учебной деятельности студентов. Признаками вузовского учебника являются предназначенность данной учебной книги для получения фундаментальных знаний по дисциплине, систематическое изложение учебного материала, преобладание концептуальной и наличие фактографической информации. С помощью учебного пособия в процессе учебных занятий осуществляется управление познавательной деятельностью студентов. Важным критерием при отборе содержания дисциплины является его структурирование: оглавление, введение, основной текст, иллюстрации (рисунки, фотографии), примеры, вопросы, заключение, рекомендуемая литература. Функции: информационная, системообразующая, самообразовательная и развивающая.
Профессор В.П. Кочнев в учебнике «История физкультурного движения в Республике Саха (Якутия)», изданной в 2015 г., изложил и объединил в одно целое историю развития физической культуры и спорта. Основная цель учебника направлена на ознакомление студентов с основными этапами и периодами развития ФКиС, пропаганду и агитацию физической культуры, расширение круга знаний о развитии физической культуры и спорта в республике.
Обучение строится по классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого автор разделил все главы на периоды. Так, В.П. Кочнев предложил выделить следующие этапы (табл. 2).
Таблица 2
Развитие физкультурного движения в Республике Саха (Якутия)
Часть 1 Первые шаги физкультурного движения (1923-1931 гг.). Первые Всеякутские Спартакиады - начало массового физкультурного движения (1932, 1935, 1937 гг.). Сверхдальние лыжные переходы якутских лыжников: физическая культура и спорт в предвоенные годы (1939-1940 гг.). Физическая культура и спорт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Физическая культура и спорт в послевоенные годы (1945-1955 гг.)
Часть 2 Новый этап в развитии физкультурного движения (1955-1990 гг.). Спартакиады народов Якутии (1956-1996 гг.). Спортивные Игры народов Республики Саха (Якутия). Народные игры и национальные виды спорта. Спартакиада по национальным видам спорта «Игры Манчаары». Сельские спортивные игры. Спартакиада по национальным видам спорта народностей Севера Якутии. Женские Спартакиады. Н.В. Тарский - реформатор физкультурного движения. Развитие новых видов спорта - вольной борьбы, бокса, тяжелой атлетики. Д.П. Коркин - педагог, тренер, ученый
Часть 3 I - V Международные спортивные игры «Дети Азии»
Часть 4 Физкультурное образование. Спортивные объекты, сооружения и базы
Часть 5 Физическая культура и спорт в Республике Саха (Якутия) после распада Советского Союза (1991-2003 гг.)
Часть 6 Организационная структура управления физкультурным движением в Республике Саха (Якутия)
Часть 7 Физическая культура и спорт в Якутии в первое десятилетие XXI в. (2005-2015 гг.)
В работе показаны, с научной точки зрения, становление и поэтапное развитие физической культуры и спорта в Якутии, достижения физкультурников и спортсменов республики. Автор указывает на трудности в физкультурном движении по организации массовой физической культуры и оздоровительной работы; на ряд внесенных новшеств и инноваций; делает акцент на том, что нужно еще много сделать для обеспечения достойного уровня физического развития, укрепления здоровья подрастающего поколения и населения страны.
Базой для исследования являются материалы архивов. Основной источник состояния физкультурно-спор-тивного движения - это архивные документы: музея физической культуры и спорта; архива Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров ЯАССР
(1941-1945 гг.); Союза спортивных обществ и организаций (1959-1965 гг.); Министерства по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия); национального архива РС (Я) (1923-2014 гг.); бывшего партийного архива (1923-1991 гг.). Значительный объем фактического материала, включая цифровые данные, постановления, справки заседаний обкомов, райкомов КПСС позволяют понять отношение партии, государства, органов власти к физкультурно-спортив-ному движению. 1956 год в физкультурном движении был особенно значимым. Именно в этот год были проведены первые спартакиады народов СССР, РСФСР и союзных республик как всенародный смотр достижений в физкультурном движении. Такие же спартакиады проводились в автономных республиках, краях, областях.
Валерий Пантелеймонович создал целую антологию физкультурного движения и народных видов спорта Республики Саха (Якутия). На основе концептуальных идей и положений профессора В.П. Кочнева сформирована научная школа учёных республики, среди которых -защитившие кандидатские диссертации и развивающие свои направления исследовательской деятельности. При подготовке специалистов существенным является установка оптимальных соотношений между практическими умениями и теоретическими знаниями и подготовленностью.
Выводы
Многообразие фактологической основы исследования, фактов из жизни организаторов физкультурного движения, замечательных успехов спортсменов - от значков ГТО до чемпионов Олимпийских игр, личный пример профессора В.П. Кочнева, автора учебника и человека удивительной преданности физической культуре и спорту, позволили многим студентам вести библиографический поиск, свободно ориентироваться в источниках, научиться аннотированию и написанию курсовых, дипломных и научных диссертаций.
Литература
1. Винокурова, О.Е. Постановка проблемы профессиональной подготовки специалистов по национальным видам спорта / О.Е. Винокурова, А.В. Гурьева // Проблемы, перспективы подготовки высококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука: мат-лы междун. на-уч.-практич. конф., посвящ. 50-летию развития стрельбы из лука в Республике Саха (Якутия). - Якутск, СВФУ им. М.К. Аммосова, 6 февраля 2014 г. / под ред. проф. Д.Н. Платонова. - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 102-108.
2. Винокурова, О.Е. Региональные особенности непрерывной этнокультурной подготовки будущих кадров в области физической культуры и спорта / О.Е. Винокурова, М.И. Северьянова, А.И. Новгородова, С.Т. Лыткина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. -С. 5-6.
3. Кочнев, В.П. История физкультурного движения в Республике Саха (Якутия): учебник. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. - 252 с.
References
1. Vinokurova, O.E. and Guryeva, A.V. (2014), Statement of the problem of professional training of specialists in national sports, In: Platonov D.N. (Ed.) Problemy, per-spektivy podgotovki vysokokvalifitsiro-vannykh sportsmenov po strel'be iz luka. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 50-letiyu razvitiya strel'by iz luka v Respublike Sakha (Yakutiya). Yakutsk, Severo-Vostochniy federal'niy universitet imeni M.K. Ammosova, 6 fevralya 2014 g., Kirov: MCNIP, pp. 102— 108.
2. Vinokurova, O.E., Severyanova, M.I., Novgorodova, A.I. and Lytkina, S.T. (2015), Regional features of continuous ethnocultural training of future personnel in the field of physical culture and sports, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 10, pp. 5-6.
3. Kochnev, V.P. (2015), History of physical culture movement in the Republic of Sakha (Yakutiya): textbook, Yakutsk: NEFU Publishing House. 252 p.