ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Босташвили Галина Григорьевна
директор МБОУ гимназии № 120 Мясникова Марина Юрьевна
зам. директора по УВР гимназии № 120 Сафонова Людмила Валентиновна
кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой технологии и психологии сервиса Уральского государственного педагогического университета
г. Екатеринбург
J ^
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ И ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Л___________________________________________г
Аннотация: В статье рассмотрен на базе МБОУ гимназии № 120 г. Екатеринбурга процесс создания комплекса условий для внедрения и функционирования мониторинга в системе внутришкольного контроля, экспертизы, информационного обеспечения гимназии в ходе сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Ураль -ского региона федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО.
Ключевые слова: качество, качество образования, процессный подход, управление качеством образования.
В государственной программе «Наша новая школа» особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества образования. В целом, говоря о качестве как категории, следует отметить, что именно эта категория является ключевой в новой парадигме цивилизационно-экономического развития человечества. С учётом современных философских воззрений можно определить категорию «качество» как объективную, существенную, относительно устойчивую внутреннюю определённость целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений. В стандарте дано следующее определение: «Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик и установленным требованиям» [1]. При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектами могут быть деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, либо некоторая их комбинация , причем , когда говорят о качестве в целом, можно выделять качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности. В этой связи, качество сегодня рассматривается в следующих двух значениях: качество как существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов; качество как совокупность
характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителя.
Можно говорить о следующих особенностях понятия «качество образования»:
Постоянная ориентация на удовлетворенность потребителей образовательными результатами, причем в качестве основной «продукции» образовательного учреждения выступает выпускник, обладающий определенными качествами и умениями (компетенциями), а к потребителям относятся и сами обучающиеся, и родители, и местное сообщество, и государство.
Качество образования сегодня следует рассматривать как определенное соотношение цели и результата, меру достижения целей при условии, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучающегося.
Качество образования проявляется также как мера соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода имеющимся возможностям для развития.
И, наконец, качество образования выступает как единство качества процесса и качества результата.
Мы поддерживаем мнение ряда авторов [5,6,8] о том, что основным критерием содержания качества образования в первую очередь выступает степень удовлетворения потребностей личности,
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
общества и государства. Эти взгляды опираются на определение качества образования как способности удовлетворять запросам потребителей и субъектов образовательного процесса. Но, в этой связи, возникает проблема, связанная с тем, что множественность запросов к образованию разных социальных, профессиональных групп, отдельных личностей порождает многообразие целей, а результаты образования могут быть оценены разными субъектами (обучаемые, родители, педагоги и др.) по разным критериям, в разных измерениях, на разных уровнях, что требует особого внимания к изменению подходов к технологиям мониторинга качества образования и, особенно, к его квалиме-трическому обеспечению. Таким образом, можно сказать, что современный этап развития систем качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека оказывается в центре понимания качества образования.
Так как качество образования является сложной системой, возникает потребность во введении ряда характеристик, с помощью которых можно уяснить основные составляющие данной системы:
• Многоаспектность: качество конечного результата образования и качество потенциала образовательной системы, обеспечивающей достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения; знани-евая и деятельностная компоненты качества образования.
• Многосубъектность: оценка качества образования осуществляется учащимися, выпускниками, педагогами, родителями, обществом, государственными органами и т. д.
• Многокритериальность: существует набор критериев оценки качества образования.
• Многоуровневость: конечный результат качества на каждой отдельной ступени (классе) получения образования.
Необходимость максимально эффективного функционирования и развития современной школы, повышение ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг прямо связана с созданием внутришкольных систем менеджмента качества (ВСМК) для общеобразовательных учреждений. В Уральском отделении Российской академии образования с 2007 года работает научно-образовательная сеть, одним из направлений развития которой является изучение возможностей использования системы менеджмента качества образования (СМК), основанной на стандартах качества ГОСТ Р ИсО 9000-2001; ГОСТ Р ИСО 9001-2001; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 в практике работы общеобразовательных учреждений. [2,3,4,7]. Под научно-образовательной сетью в проекте понимается «... динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные в развитии своих действующих и потенциальных сотрудников промышленные предприятия, которое функционирует по типу виртуальной органи-
зации и выполняют инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального эффекта [2]. В рамках площадки в МБОУ гимназии № 120 г. Екатеринбурга ведется системная деятельность по созданию комплекса условий для внедрения и функционирования мониторинга в системе внутришкольного контроля, экспертизы, информационного обеспечения гимназии.
Расширенной целью деятельности гимназии в данном направлении является обеспечение эффективности системы управления качеством гимназического образования, соответствующего требованиям ФГОС, направленной на повышение конкурентоспособности гимназии и её выпускников.
К основным задачам следует отнести:
• создание научно-методических, нормативно-правовых, организационно-содержательных, информационно-технических условий для формирования системы мониторинга в гимназии;
• обеспечение функционирования системы мониторинга;
• выявление динамики качества образовательного процесса и внесение корректив в программу мониторинга;
• разработка процессной модели системы и гарантий качества гимназии;
• документирование процессов системы качества;
• представление требований потребителей в виде модели выпускника на основе компетентностного подхода;
• разработка автоматизированной системы управления качеством в гимназии;
• формирование комиссии по качеству из числа гимназистов и их родителей;
• сертификация системы качества МБОУ гимназии № 120.
Идея изменений заключается в создании условий и обеспечении возможностей удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и использовании ресурсов гимназии для решения проблем современного гимназического образования в связи с переходом на Государственные стандарты второго поколения.
Концепция изменений.
Ориентация на потребителя. Гимназия, как учреждение, оказывающее образовательные услуги, зависит от своих потребителей (государства, обучающихся, их родителей, общества, учреждений профессионального образования) и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Принцип реализуется через регулярное выявление требований и удовлетворенности всех групп потребителей через анкетирование и другие формы взаимодействия.
Лидерство руководителя. Руководитель-лидер -необходимое условие устойчивого успеха гимназии в области качества образования - обеспечивает единство цели и направления деятельности. Принцип ре-
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ализуется через создание и поддержание в гимназии атмосферы доверия, творческой среды, обеспечивающей вовлечение работников в решение поставленных задач, предоставление сотрудникам необходимых ресурсов, делегирование им полномочий, адекватных взятой на себя ответственности, информирование работников о целях и достижениях гимназии в области качества.
Вовлечение работников. В гимназии необходимо создать условия, вызывающие у сотрудников стремление к самосовершенствованию и постоянному улучшению, обязательной отчетности и поощрения их по результатам деятельности. Один из факторов вовлечения работников в процессы управления и обеспечения качества - их постоянное обучение [7].
Процессный подход. В рамках системы качества вся деятельность в гимназии рассматривается как система взаимосвязанных процессов: основных, обеспечивающих, управления, измерения, анализа и улучшения. За основу взят реестр процессов Типовой СК ОУ.
Системный подход к управлению. Управление качеством будет эффективнее, если управление и взаимодействие выделенных процессов рассматривать как систему. В качестве элементов такой системы следует рассматривать поставщиков и потребителей образовательных услуг, планирование (цели), организацию процессов, документы СМК, мониторинг качества процессов и их результатов, требования потребителей в виде модели выпускника гимназии и др.
Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности гимназии в целом следует рассматривать как её неизменную цель. В гимназии постоянно отслеживаются возникающие проблемы, тщательно анализируются, и со стороны руководства принимаются необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения различного рода несоответствий. Цели и задачи гимназии по различным направлениям деятельности формулируются как постоянное улучшение ее функционирования и развития.
Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Для нормального функционирования и развития СМК в гимназии должна быть создана поддерживающая информационная система, позволяющая эффективно собирать, хранить и использовать данные и информацию с целью улучшения деятельности. Частью такой системы является программа мониторинга результатов образовательного процесса и удовлетворенности субъектов образовательного процесса.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Гимназия, её поставщики и потребители взаимозависимы. Отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Реализация этого принципа полностью определяет деятельность гимназии, так как выпускники гимназии обучаются в различных учреждениях системы высшего профессионального образования города Екатеринбурга, которые
в свою очередь готовят специалистов для хозяйственно-промышленного комплекса города и Свердловской области.
К числу основных параметров для определения эффективности данного проекта МБОУ гимназии № 120 мы относим:
• увеличение степени удовлетворенности участников образовательного процесса;
• улучшение системы сбора, обработки, хранения и передачи информации в гимназии;
• снижение перегрузки педагогов и учащихся в результате согласованных действий всех подразделений по руководству и управлению в гимназии применительно к качеству;
• расширение перечня активно используемых инновационных технологий обучения и оценки достижений гимназистов, выраженных в компетентностной форме;
• расширение перечня форм взаимодействия гимназии с потребителями;
• увеличение числа участников, призеров и победителей интеллектуальных, спортивных и творческих состязаний;
• улучшение качества годовых «4» и «5» по предметам;
• уменьшение количества учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по отдельным предметам по итогам промежуточной аттестации.
I этап реализации проекта - подготовительный - был направлен на создание условий (научно-методических, нормативно-правовых, организационно-содержательных, информационно-технических) для формирования системы мониторинга гимназии.
II этап - деятельностный - обеспечил функционирование системы мониторинга (сбор информации о состоянии образовательного процесса, обобщение и уточнение информации, коррекционно-творческая деятельность педагогов).
III этап - итогово-аналитический - связан с выявлением динамики качества ОП и внесение корректив в программу мониторинга.
В ходе осуществления второго этапа при анализе созданных условий, итогов проведенных диагностических процедур, а также в контексте изменяющихся требований к содержанию системы оценки качества образования возникла необходимость расширения темы проекта. Образовательный мониторинг рассматривается в гимназии как процесс непрерывного, научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (А. С. Белкин). Однако при этом уже на первом этапе освоения программы мониторинга стало очевидно, что он лишь часть системы качества. Основная цель гимназии - обеспечение качества гимназического образования, при этом единая система качества не разработана.
Выявленное противоречие определило новую проблему невозможности обеспечения эффективного управления качеством образования в МБОУ гимназии № 120 при отсутствии современной системы и гарантий качества. В результате было принято решение о рас-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
63
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ширении проекта. Причем, целью второго года работы по проекту стало создание комплекса условий, обеспечивающих реализацию основных принципов управления качеством в соответствии с международными стандартами ISO.
Задачи:
• разработать политику гимназии в области качества;
• представить требования потребителей в виде модели выпускника на основе компетентностного подхода;
• определить процессы и документированные процедуры управления качеством на кафедрах гимназии;
• внести коррективы в программу мониторинга результатов образовательного процесса;
• разработать автоматизированную систему управления качеством в гимназии;
• организовать повышение квалификации ПиРР по вопросам качества образования.
В данный момент проект «Разработка системы и гарантий качества в МБОУ гимназии № 120 с позиций процессного подхода» находится, с одной стороны, на этапе формирования пакета документов, регламентирующих деятельность субъектов образовательного процесса в системе качества гимназии, их осмысления и утверждения педагогическим коллективом гимназии, с другой стороны, на этапе практической реализации процессной модели системы качества.
Кроме этого, актуальным на данном этапе в аспекте управления качеством является не только выполнение плана мониторинга результатов образовательного процесса, но внесение корректив в программу мониторинга, связанных с необходимостью перехода на Государственные образовательные стандарты второго поколения.
К настоящему времени изучены документы и управленческий опыт по созданию системы менеджмента качества на основе стандартов ISO, ГОСТ Р ИСО, Концепция стандартов второго поколения; разработана процессная модель системы качества, отражающая все направления деятельности, в том числе связь с социумом; прописана спецификация процессов «Научно-исследовательская, инновационно-экспериментальная и проектная деятельность» и «Учебно-воспитательный процесс»; разработана политика
гимназии в области качества, модель выпускника гимназии на основе компетентностного подхода, модель информационной образовательной среды, отражающие ориентацию деятельности коллектива гимназии на потребителя.
В ходе работы над проектом освоен «Информационный стандарт гимназии», включающий формы, сроки, адресность представления информации, в т. ч. по плану мониторинга результатов образовательного процесса (однако при этом возникают технические проблемы с использованием локальной сети гимназии, что напрямую связано с отсутствием в гимназии высококвалифицированного специалиста по информационным технологиям); разработаны и начали реализовываться индивидуальные программы педагогов начальной школы по внедрению ФГОС второго поколения; разработана программа внутреннего аудита работы со слабоуспевающими учащимися; разработаны учебные программы по предметам школьного компонента учебного плана, направленные на активизацию мыслительной и творческой деятельности учащихся, подготовку к интеллектуальным конкурсам; педагогами и психологами проведена диагностика обучаемости учащихся 1,2,5,7,8 классов, диагностика обученности всех учащихся гимназии, диагностика развитости творческих способностей учащихся 8»А», 9»А», 10»А», 11»А» архитектурно-художественных классов. В реализации проекта на первом этапе приняли активное участие 23 педагога, 17 из которых на основе методических рекомендаций разработали материалы (по русскому языку и математике для 2,5,7,9,10 классов; по иностранному языку для 2,5,7,10 классов; по физике для 7,10 классов) и провели диагностику обучаемости учащихся (рис. 1). При разработке срезов обученности учащихся (разработаны по русскому языку, математике, иностранному языку и физике для 5-11 классов) осваивается принцип преемственности по видам диагностируемых дидактических единиц (содержательным линиям, учебным действиям), специфичным для конкретного предмета (рис. 2). Итоги срезов обученности соотносятся с результатами ГКР и ЕГЭ. На втором этапе осуществления программы мониторинга число педагогов, участников проекта увеличилось до 32 человек. Учителями истории и литературы 6,7 и 10 (гуманитарного) клас-
100%
80%
60%
40%
20%
о%
10 "А"
□3 (творческий уровень)
□2 (продуктивный уровень)
■ 1 (репродуктивный уровень) □0 (низкая)
Рис. 1. Обучаемость учащихся по математике, 10 класс, 2009 г.
64
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Рис. 2. Обученность учащихся по математике (количество повышенных отметок), 11 класс 2010 г.
сов разработаны и проведены срезы обученности, проанализированы результаты по выбранным показателям. Учителями архитектурно-художественного профиля представлены сравнительные результаты оценки качества архитектурно-художественного образования учащихся классов соответствующего профиля.
Выявленный существенный разброс в уровне возможностей учащихся является основанием для направленного дифференцированного обучения учащихся математике, необходимости оказания индивидуализированной поддержки особенно в 10 «В» классе.
Очевидна прямая зависимость уровня возможностей учащихся и итогового результата изучения математике. Однако недостаточно данных для оценки процесса его достижения в каждом конкретном классе.
Психологами проведена диагностика психологического развития учащихся 1, 5-11 классов на тему «Психологическое здоровье учащихся», «Прогноз обучаемости» и «Интеллектуальная сфера учащихся». Объект исследования: 1 и 5 классы - адаптация и логическое мышление; 6 класс - воспитанность и мыслительные операции; 7 класс - профессиональные интересы, склонности и мыслительные операции; 8 класс - тревожность и мыслительные операции;
9 класс - готовность к профессиональному самоопределению и мыслительные операции; 10 и 11 классы -ценностные ориентации и удовлетворенность профилем.
К примеру, проведенные исследования сформиро-ванности мыслительных операций у учащихся показали (рис. 3) следующее. Во-первых, отмечается положительная динамика сформированности мыслительных операций у учащихся 7-9-х классов. Во-вторых, следует отметить, что все эти показатели не являются высокими. В-третьих, можно констатировать, что установление связей между понятиями по аналогии и умение классифицировать понятия соответствует уровню сформированности выше среднего. Девятиклассники выполнили 70% заданий на классификацию. В-четвертых, задания, направленные на исследование умения обобщать учащимися 7-9-х классов выполнены на низком уровне. Также менее успешно учащиеся 7-8-х классов справились с заданиями, направленными на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации (выявление закономерности ).
В рамках апробации МСОКО и процесса «Взаимодействие с потребителями» проведено интернет-анкетирование и социологическое исследование по удовлетворенности образовательным процессом его участниками. В ходе исследований выявлены как
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Аналогия Классификация Обобщение Закономерность Рис. 3. Сформированность мыслительных операций
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
65
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
положительные моменты, так и те, по которым необходимо внести изменения в учебный план гимназии, в организацию и содержание образовательного процесса, в механизм формирования профильных классов. Кроме этого, с целью уменьшения перегрузки учащихся, очевидно, требуют совершенствования педагогические технологии, применяемые в учебной и внеурочной деятельности.
Материалы исследований представлены в ходе региональной научно-практической конференции «Наука образованию: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства» проведены педагогические советы «Проблемы реализации профильного образования в гимназии» и «Компетентностный подход в предпрофильном и профильном обучении», «Оптимизация деятельности кафедр по обеспечению качества учебно-воспитательного процесса», «Социализация, развитие способностей и компетентностей учащихся в предпрофильном и профильном образовании», на которых обсужден вопрос реализации компетентност-ного подхода в учебно-воспитательном процессе и, конкретно, в оценке достижений учащихся.
В целом, мы считаем, что разработка и освоение «Информационного стандарта гимназии», использование локальной сети и сайта гимназии будут способствовать унификации и мобильности сбора и передачи информации, поэтому необходимо обеспечить стабильность и качество их технической поддержки. Стремление к улучшению качества образования рассматривается педагогическим коллективом гимназии не как количество повышенных оценок по предметам, но как их содержательное наполнение. Поэтому педагогическим советом принято решение перейти к освоению компетентност-но-ориентированных заданий как универсальному средству улучшения качества образования, измерения и оценки достижений учащихся (обученности), выраженной в компетентностной форме. Предполагается, что изменение концептуального видения педагогическим коллективом гимназии результатов обученности и средств их достижения должно привести к уменьшению количества учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по отдельным предметам по итогам промежуточной аттестации.
Гимназия не может в одиночку обеспечить современное качество образования, поэтому постоянно стремится к улучшению условий взаимодействия с другими образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона и потребителями, в том числе с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
На перспективу педагогический коллектив планирует поэтапное обеспечение:
• перевода на информационно-технологическую основу документированных процедур и других документов СМК;
• осуществления системного мониторинга качества процессов СК и их результатов, введения в практику регулярные внутренние аудиты процессов;
• совершенствования технологии самооценки актуального состояния деятельности в области обеспечения качества для подготовки выпускников гимназии;
• на основании результатов внутренних аудитов и самообследования, разработки и реализации программы корректирующих и предупреждающих действий;
• сертификации системы качества МОУ гимназии № 120.
Литература
1. Гост р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: Изд-во стандартов, 2001, -21 с.
2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО .2010, № 8. с. 32-42.
3. Давыдова Н. Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреж-дении//Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009, № 6 (63) т. 2. с. 13-26.
4. Давыдова Н. Н., Суслов А. А., Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО//Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45.
5. Исаев В. А. О концептуальной модели системы анализа качества информационно-образовательной
среды (ИОС) системы открытого образования//Мате-риалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга 1. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002, - с. 173-183.
6. Панасюк В. П., Головичер Г В. Опыт и лучшие практики построения и применения региональных, муниципальных и внутришкольных систем оценки качества образования. Салехард-Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009, с. 34.
7. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя//Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 1.
8. Строкова ТА.. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки//Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2009 - № 4 (61) - с. 36--48.
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012