РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ Караваева О.В.1, Борисова К.В.2 Em ail: [email protected]
'Караваева Ольга Владимировна — старший преподаватель; 2Борисова Карина Витальевна — магистрант, кафедра электронных вычислительных машин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: экзамен — итоговая форма оценки знаний преподавателем учеников или одного ученика. Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Оно включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых. Постоянное увеличение значимости информационных технологий в жизни общества, в частности, в образовательном процессе, значительное увеличение доступности компьютерной техники - все это способствует все большему распространению тестирования при помощи компьютера. Развитие автоматизации направлено на создание автоматических систем, которые будут выполнять заданные человеком процедуры и функции без участия самого человека. Роль человека в этом процессе будет в выборе алгоритма, подготовке исходных данных и анализе полученных результатов. В рамках данной статьи рассматривается алгоритм тестирования с последующей реализацией. Ключевые слова: тестирование, оценка знаний, контрольный вопрос.
SYSTEM DEVELOPMENT AUTOMATED TESTING Karavaeva O.V.1, Borisova K.V.2
'Karavaeva Olga Vladimirovna - Senior Teacher;
2Borisova Karina Vitalyevna - Student, DEPARTMENT OF ELECTRONIC COMPUTERS, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION VYATKA STATE UNIVERSITY, KIROV
Abstract: ешт - the final form of assessment of knowledge by the teacher of students or one student. Pedagogical testing is a form of measurement of students ' knowledge based on the application of pedagogical tests. It includes the preparation of quality tests, the actual testing and subsequent processing of the results, which assesses the training of test subjects. The constant increase in the importance of information technology in the life of society, in particular, in the educational process, a significant increase in the availability of computer technology - all this contributes to the increasing spread of testing using a computer. The development of automation is aimed at creating automatic systems that will perform human-defined procedures and functions without the participation of the person. The role of a person in this process will be in the selection of the algorithm, the preparation of the initial data and the analysis of the results. This article discusses the algorithm of testing with subsequent implementation.
Keywords: testing, assessment of knowledge, control question.
УДК 004.021
Педагогический тест — это инструмент проверки и оценки знаний учащихся, включающий в себя стандартизованную процедуру проведения, обработку и анализ результатов. Многие учебные заведения начинают переходить на тестирование как одно из основных средств контроля знаний и умений учащихся и абитуриентов.
Тестирование в современном мире проходит двумя методами: традиционным и автоматизированным.
Распространение информационных технологий и увеличение доступности вычислительной техники поспособствовало большому распространению тестирования в образовательном процессе при помощи компьютера и интернета.
Для максимального сокращения трудозатрат преподавателя на процесс контроля знаний учащихся необходимо разработать систему, автоматизирующий процесс проведения тестирования.
Важность такой разработки обусловлена снижением трудозатрат у преподавателя на подготовку тестирования:
• экономичность;
• возможность прохождения дистанционно для учащихся;
• легкость проверки, выведения статистики, возможность получать результат мгновенно посредством обработки данных сервером;
• отсутствие необходимости личного присутствия контролирующего органа при приеме экзамена.
Если посмотреть на существующую практику контроля и оценки знаний в зарубежных учебных заведениях, то можно выделить следующие взаимосвязанные тенденции:
• явный приоритет письменной формы контроля знаний перед устной;
• суммирование результатов текущего контроля и экзаменационного в итоговой оценке;
• использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении;
• использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства, освобождающего экзаменатора от рутинной части его работы;
• использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы [1].
Тестовые задания можно разделить на две группы:
• тестовые задания закрытого типа с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант;
• тестовые задания открытого типа со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.
В рамках каждого типа можно выделить несколько видов тестовых заданий в зависимости от формы вариантов ответов. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых.
Программа состоит из следующих модулей:
• главное меню;
• регистрация;
• авторизация;
• создание, редактирование и удаление теста;
• создание, редактирование и удаление вопроса;
• назначение теста;
• прохождение теста;
• просмотр результатов.
Модульная структура программы представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модульная структура программы
Работа алгоритма программы состоит из следующих действий:
• вывод страницы авторизации;
• проведение регистрации и авторизации пользователя;
• прохождение тестирования при авторизации учащимся;
• создание, редактирование или удаление тестов, а также их назначение учащимся, при авторизации преподавателем;
• выход из системы.
При назначении тестирования выбираются учащиеся и тест, который будет назначен, а также указываются настройки для его прохождения:
• лимит времени;
• даты прохождения;
• количество попыток;
• количество вопросов;
• соотношение процентов правильных ответов и оценки за тест.
Тестирование - это выполнение следующих действий:
• вывод списка тестов и выбор нужного учащимся;
• повторение материала при необходимости;
• формирование списка вопросов из теста и вывод их на экран;
• ввод ответов на вопросы учащимся;
• анализ введенных ответов;
• формирование дополнительных вопросов и вывод их на экран;
• ввод ответов на дополнительные вопросы учащимся;
• анализ введенных ответов;
• формирование результатов и вывод их на экран.
Контрольные вопросы являются вопросами открытого типа. Чтобы вопросов закрытого типа было больше, чем открытого, были выбраны следующие значения для формирования.
Количество вопросов закрытого типа по умолчанию будет 60% от общего числа вопросов, открытого - 20%, контрольных - оставшееся число.
Анализ введенных ответов проводится в два этапа.
На первом этапе необходимо оценить насколько правильно ответы отражают знания студента. Для этого в тест включены контрольные вопросы. Они всегда открытого типа. Каждый вопрос рассматривается отдельно.
Если в тесте присутствует контрольный вопрос, то рассматриваются ситуации:
• на вопрос закрытого типа и соответствующий ему контрольный были даны правильные ответы, значит, начисляется полный балл за оба задания;
• на вопрос закрытого типа дан правильный ответ, а на соответствующий ему контрольный вопрос был дан неправильный ответ, значит, учащийся, скорее всего, угадал ответ на первый вопрос, ему начисляется только половина баллов за ответ на первый вопрос и не начисляются баллы за контрольный вопрос;
• на вопрос закрытого типа дан неправильный ответ, а на соответствующий ему контрольный был дан правильный ответ, значит, учащийся, скорее всего, случайно ошибся в ответе на первый вопрос. Ему начисляется полный балл только за контрольный вопрос;
• на вопрос закрытого типа и соответствующий ему контрольный были даны неправильные ответы, значит, ученик не знает ответ, и баллы за вопросы не начисляются.
Если учащийся дал правильный ответ, и в тесте нет контрольного вопроса, то учащемуся начисляют полный балл за этот вопрос.
Если учащийся дал неправильный ответ, и в тесте нет контрольного вопроса, то он добавляется в список вопросов, который выводится после анализа всех ответов.
После ввода учащимся ответов на дополнительные вопросы, они анализируются так же как в первом этапе.
После того, как ответы на все вопросы будут даны, формируется статистика:
• записывается даты и времени прохождения тестирования;
• вычисляется процент набранных баллов от максимального возможного количества за это тестирование;
• выставляется оценка. По умолчанию оценка 3 ставится от 50% до 64% набранных баллов, 4 - 65%-79%, 5 - 80%-100%. Эти значения могут быть изменены в настройках при назначении тестирования.
Данная программа существенно упрощает процесс проверки тестов за счет автоматической обработки результатов учащихся.
Созданная в процессе работы программа имеет следующие достоинства для студентов:
• могут проходить тесты в любое время, входящее в рамки установленного преподавателем времени;
• оценка известна сразу после прохождения;
• при неудачной попытке сдачи, студент может снова пройти тест в тот же день, не дожидаясь назначения дополнительного времени преподавателем;
• может видеть все пройденные и назначенные тесты, чтобы знать какие темы ему необходимо изучить повторно.
При использовании данной системы преподаватель получает следующие преимущества:
• автоматическая генерация вопросов теста освобождает преподавателя от работы по составлению тестов;
• быстрое назначение теста студентам;
• отсутствует рутинная работа по проверке тестов;
• не ограничивается число тестируемых.
Описанная система существенно облегчает процесс проведения тестирования и позволяет оценивать знания студентов более объективно.
Список литературы / References
1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. [Текст]. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
2. Online test pad. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://onlinetestpad.com/ru/ (дата обращения: 09.10.2018).
3. Тесты и тестирования онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://testserver.pro/ (дата обращения: 09.10.2018).
4. Бесплатное создание тестов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://master-test.net/ (дата обращения: 09.10.2018).
5. Indigo - Программа для создания тестов. [Электроный ресурс]. Режим доступа: https://indigotech.ru/ (дата обращения: 09.10.2018).