4. Закон Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» №19-ГД от 16.03.2006.
5. Методика расчета социальной, экономической и бюджетной эффективности инве-
.
16-03 «01» 2004 .
6. Закон Оренбургской области от 27 марта 2003г. №119/17-Ш - 03 «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме
».
7. Варфоломеев В.П., Умрихина С.В. Постнекпассический вызов к процессу инвестирования и оценке эффективности // Финансы и кредит. - 2007. - №17 (257).
8. Винников B.C. Социальные инвестиции как инструмент корпоративных стратегий: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - 6.
9. . -
// . - 1997. - 10.
10. Хокшанова ЕЛ., Федосова Р.Н. Требования к социально-ориентированной инве-
// « -на». - 2006. - №6. // http://joumal.vlsu.ru/index.php?id=460.
11. Шекова ЕЛ. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. // Санкт-Петербург. - 2003. - 192с.
Павлов Артём Юрьевич
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected] .
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 8(8634)371-742.
.
Pavlov Artem Yurevich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: 8(8634)371-742.
Assistant.
УДК 330.88
MJ. Подопригора ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
В статье представлен авторский взгляд на институциональную роль предприятия.Автор обосновывает идею необходимости учета трансакционных затрат,выступающих в качестве одной из ведущих причин формирования организаций.В статье предложен подход к управлению величиной и структурой данного типа издержек.
Известия ЮФУ. Технические науки
Предприятие; трансакционные издержки; общесистемные законы; жизненный цикл предприятия.
M.G. Podoprigora THE ENTERPRISE AS INSTITUTIONAL THE PHENOMENON
In article the author's approach on institutional a role of the enterprise is submitted. The author proves idea of necessity of the account transactions the expenses acting as one the leading reasons of formation of the organizations. In article the approach to manage to size and structure of the given type of costs is offered.
Enterprise; transactions costs; general-system laws; life cycle of the enterprise.
На сегодняшний день в мире происходит осознание институциональной роли предприятия как субъекта концентрации и воспроизводства ресурсов, формирования будущих потребностей и тенденций [3].
В современной литературе под предприятием как институциональным явлением понимается «территориально обособленная хозяйственная организация, систематически осуществляющая производство товаров, выполнение работ или оказание услуг для удовлетворения внешних относительно предпри-,
имуществом и результатами своей деятельности, ведущая предписываемые регламентами формы учета своей деятельности и не содержащая в своем составе обладающих перечисленными свойствами объектов» [4].
Причиной возникновения института предприятия служат трансакцион-
,
затрат тратятся меньшие средства, чем, например, при рыночном способе организации производства [4].
Трансакционными будем считать издержки, возникающие в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами (или внутри экономического субъекта) и дополняющие все известные виды издержек. Данные издержки не являются чисто бухгалтерскими, т.к. носят вероятностный характер [2].
Целесообразно разделить все трансакционные издержки на внешние, внутренние и альтернативные. К внешним относятся:
1) издержки поиска информации о поставщиках, потенциальном клиенте, ситуации на рынке и т.д.;
2) издержки, связанные с заключением контрактов;
3) ;
4) ( .) [2] -
ты от третьих лиц (т.е. затраты на защиту части полезного эффекта, полученного в ходе сделки, от претензий, например, государства, мафии и т.д.) [5].
К внутренним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры [2].
Альтернативными трансакционными издержками будем считать физические, психологические и материальные затраты, не учитываемые в бухгалтерской отчетности и возникающие у людей в связи с особенностями функционирования самой организации.
Кроме того, следует говорить о разделении трансакционных издержек на ex ante и ex post затраты - возникающих до и после заключения сделки соответственно [5].
Альтернативные трансакционные издержки могут возникать и в процессе переговоров и заключения сделок, поэтому следует выделить особую группу
- .
Доминантную структуру трансакционных издержек в организации во многом определяют общесистемные законы Упорядоченности, самосохранения, пропорциональности, композиции, синергии, наименьших, онтогенеза, иерархии систем, управления системой), на основе которых функционирует .
.
1. Закон упорядоченности предопределяет возникновение и существование внутренних трансакционных издержек, связанных с созданием, поддержанием и корректировкой внутрифирменной структуры предприятия. Кроме
,
, , , преодолению сопротивления изменениям у подчиненных.
2. Сигналом о неэффективности и нерациональном использовании ресурсов может служить, например, превышение удельной доли трансакционных затрат в одном из отделов по сравнению с другими или увеличение трансакционных издержек на обеспечение функционирования какого-либо бизнес-процесса. Отслеживание динамики подобных расходов позволяет системе избавляться от элементов, угрожающих ее сохранности.
3. Аналогичным образом действует закон пропорциональности, позволяющий регулировать величину трансакционных издержек с целью устранения возможных диспропорций между затратами конкретного предприятия на налаживание отношений с экономическими субъектами и эффекта, получаемого в результате этих отношений.
4. Закон композиции диктует необходимость согласования и соподчинения целевого распределения трансакционных затрат внутри отдельных подразделений в рамках общей цели деятельности предприятия.
5. -держек на предприятии проявляется в создании условий для постепенного снижения величины затрат, относимых к трансакционным, по сравнению с
, -.
Мониторинг динамики величины и структуры трансакционных издержек позволяет определить слабый элемент системы по критерию возрастания как удельного веса этого элемента в структуре трансакционных издержек, так и увеличения всей совокупности трансакционных затрат в целом. Диагностика «слабого» элемента может применяться при SWOT-aH^rne, выявлении критических факторов успеха, определении факторов риска.
7. Закон онтогенеза предопределяет зависимость структуры трансакционных издержек от фазы жизненного цикла организации, что дает возможность руководству предвидеть дальнейший сценарий развития предприятия и вносить коррективы в общефирменную стратегию.
8. Закон иерархии систем предопределяет влияние на структуру трансакционных издержек конкретного предприятия системы более высокого порядка. Так, например, планирование затрат, связанных с возможностью партнера уклониться от условий контрактной сделки, появится в том случае, если на конкретном рынке случаи оппортунизма не являются редкостью. Аналогичная ситуация возникает и с наличием или отсутствием у предприятия трансакционных издержек защиты от третьих лиц.
9. Преимущественно вне границ организации может обеспечиваться эффективное управление системой еще и потому, что лицо, принимающее решение, имеет возможность сравнить структуру, величину и динамику трансакционных издержек с подобными показателями на другом предприятии, а также отследить закономерности и, возможно, перенять чужой опыт распределения данного типа затрат, что даст возможность их снижения.
Структура и величина трансакционных затрат взаимообусловлена последовательностью этапов жизнедеятельности организации. Особый интерес с этой точки зрения представляет модель жизненного цикла И. Адизеса [1].
На этапе Ухаживания, когда предприятие существует только в качестве бизнес-идеи в голове основателя, уже можно говорить о появлении трансакционных издержек. В основном это внешние трансакционные издержки - затраты, связанные с поиском информации о ситуации на рынке и, возможно, с поиском инвесторов. Но существуют также и альтернативные издержки, касающиеся формирования преданности. Основатель убеждает себя и заинтересованных лиц в том, что его идея о создании конкретной организации - замечательная, а будущее предприятие - перспективно. От того, насколько качественные затраты в этом смысле осуществит основатель, зависит будущее пла-
. -ционных документов (внешние трансакционные издержки ex ante), и начинается новый этап существования предприятия, именуемый Младенчество.
На втором этапе, поскольку организация уже реально существует, к издержкам по поиску информации добавляются издержки, связанные с заклю-,
контракта. Так как предприятие еще очень юно и требует постоянных денеж-, , -скую защиту контрактов и защиту от третьих лиц практически не предусматриваются. Зато существует великое множество альтернативных трансакцион-. , , идеи, а также оценки реальности планов основателя. Появляются издержки, связанные с принятием решений безотносительно к предыдущему опыту, а , , инвесторов, семьи основателя и т.д.
На этапе Давай-Давай компания начинает устойчиво процветать. Начина,
издержек. Здесь представлены все виды внешних, и множество альтернативных трансакционных затрат. Поскольку компания работает в режиме НОН-СТОП, то перегрузки работников - обычное явление, а воспринимаемые основателем возможности предприятия как неограниченные, создают служащим
дополнительные трудности по адаптации к постоянной смене целей, стратегий, разрабатываемых идей и т.д.
Юность - противоречивый этап в жизни организации. Организация обладает достаточным материальным потенциалом и способностью частичного предвидения и контроля действий рынка, но не обладает достаточным органи, -циал [1]. Здесь следует особое внимание уделить альтернативным трансакци-. -, , . в результате сложившейся в группе ментальности, основанной на синдроме групповой принадлежности и фундаментальной ошибке атрибуции, вследствие чего новичкам приходится постоянно доказывать свое право работать в , ,
, .
, . - , -ся на пике своего подъема. Тратятся большие средства, но в результате организация получает еще больше. Так, на данном этапе присутствуют все виды
, . -, , -. , ценностей существующей организационной культуры. В целом, воспитание
, -ных направлений в деятельности организации на данном этапе. А вот альтернативные трансакционные издержки здесь не так популярны. Среди них можно выделить лишь незначительные затраты, возникающие в процессе прове.
И. Адизес объединяет этапы Позднего Расцвета и Заката (Спада), говоря о том, что разница этих двух состояний предприятия заключается в частоте проявления признаков Расцвета и сохранения соответствующих типов поведения. По мере перехода к состоянию Позднего Расцвета, организация теряет свою гибкость, начинает ориентироваться на старые модели поведения, обращаться лишь к прошлому опыту [1]. К моменту Заката все новые возможности начинают рассматриваться как проблемы. Здесь все чаще возникают так называемые психологические издержки новаторов, заключающиеся во фрустраци-онных проявлениях - желании, рискнув, попробовать что-то новое, перспективное и невозможности это сделать из-за установленных ограничений вокруг. Это основной вид альтернативных трансакционных издержек, присутствующих на данных этапах.
, , испытывать необходимость в затратах, возникающих в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры. Основная забота на данном этапе - поддержание традиций, соблюдение формальностей в , , -сти изменения своего положения. Здесь говорят о возникновении нового вида издержек - политических. Главный лозунг компаний на данном этапе: «Не гнать волну» [1]. Работники не хотят нарушать сложившийся покой сегодня, избегают думать о завтрашнем дне и карают тех, кто думает иначе.
На этапах Салем-Сити и Бюрократизма преобладают альтернативные . « -» [1]. -
,
, .
и энергию на выяснение отношений внутри коллектива. Служащие во главе с главным менеджером находятся в постоянном конфликте, в поиске «винова» .
, , , правила и нормы. Уже не существует предприятия для клиентов. Здесь есть только огромное количество препон, на преодоление которых клиенты тратят много сил и энергии (поэтому уже следует говорить об альтернативных из).
Когда наступает этап Смерти организации, можно говорить только об
ex post, -
те ликвидации рабочих мест и необходимости поиска нового предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Исследование динамики трансакционных издержек на различных этапах жизненного цикла организации позволяет выявлять проблемы организации и рассматривать вопрос о дальнейшей целесообразности ее функционирования. Так, например, первым сигналом неблагополучия предприятия может стать превышение в общей структуре трансакционных затрат удельной доли альтернативных трансакционных издержек - психологических затрат новаторов (на этапе Позднего Расцвета). Если данная ситуация вскоре не , -шей целесообразности деятельности предприятия.
,
различных этапах своего жизненного цикла сталкивается с определенной структурой и величиной трансакционных издержек, являющихся в свою очередь причиной создания и функционирования фирмы. Отслеживание динамики данного вида затрат создает дополнительную возможность своевременной диагностики организационных проблем и позволяет определить траекторию развития самого предприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. АТ. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.
2. Акулов В.Б., Рудаков МЛ. Теория организации: учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. - 142 с.
3. . . .
// -номистами: Российские предприятия на пути в XXI век. - URL:
http://rusref.nm.ru/indexpubsbomik1.htm (дата обращения: 01.03.2008).
4. . . / . - .: ,
2004. - 240 .
5. . . : . - .: - ,
2007. - 416 с.
Подопригора Марина Геннадиевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: marina_p_life;@mail.ru.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 8(8634)371-704, 8-908-518-48-41.
.
.
Podoprigora Marina Gennadievna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: marina_p_life;@mail.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: 8(8634)37-17-04, 8-908-518-48-41.
Department of Management.
Assistant.
УДК 159.922.7/.8
ИЛ. Кибальченко
-
«СКАЗКА-ЗАГАДКА». ВСЕ КАК У ТЕБЯ»: ПРОВЕРКА ВАЛИДНОСТИ
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены .
другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Рефлексивно-развивающая методика; рефлексия, разработка методики; .
I.A. Kibalchenko PROCESS OF ELABORATION AND CHECKING AUTOR'S REFLECTIVE-DEVEPOLING TECHNIGUE: "FAIRY TALE-RIDLE". ALL AS AT YOU": VALIDITI IS CONSIDERED
In article the process of elaboration and checking author's reflective-developing technique: "Fairy tale-riddle” "All as at you” validity is considered. The technique is intended for diagnostics and development of a reflexion in preschool children and younger schoolboys. Children and adult members of a family participate in procedure. The technique reveals indirect signs of relations between chil-