Разработка расчетной модели радиального подшипника скольжения
смазываемое расплавом
В.В. Василенко Ростовский государственный университет путей сообщения
Аннотация: В статье на основе уравнения течения несжимаемой смазочной жидкости, обладающей микрополярными свойствами для случая «тонкого слоя», уравнения неразрывности, Дарси и формулы скорости диссипации энергии для определения функции Ф(9), обусловленный расплавленной поверхностью подшипниковой втулки, покрытой легкоплавким металлическим расплавом несущего асимптотического решения по тепловому параметру К.
С помощью автомодельного решения для нулевого приближения, т.е. без учета расплава легкоплавкого металлического расплава и для первого приближения с учетом легкоплавкого металлического расплава определены поле скоростей и давлений в смазочном и пористых слоях, а также определены основные рабочие характеристики радиального подшипника скольжения.
Дана оценка характерных проницаемости пористого слоя и расплава поверхности подшипниковой втулки, покрытое легкоплавким металлическим расплавом на нагрузочную способность и силу трения.
Ключевые слова: легкоплавкий металлический расплав, проницаемость пористого слоя, смазочный материал, обладающий микрополярными свойствами, подшипник скольжения
Введение
Для увеличения удельной мощности современных двигателей при одновременном росте надежности и долговечности возникает необходимость совершенствования конструкции узлов трения, т.е. обеспечение жидкостному гидродинамическому режиму смазывания.
Одним из путей решения конструктивно-эксплуатационных задач является применение в качестве смазочного материала смазывание расплавом легкоплавкого металлического расплава, покрываемая поверхность подшипниковой втулки [1-8].
В публикации [9] исследована расчетная модель радиального подшипника, смазываемого расплавом с учетом зависимости вязкости смазочного материала от давления. В работе [10-13] рассмотрены расчетные модели радиальных и упорных подшипников скольжения, смазываемых расплавом легкоплавкого металлического расплава, покрытое поверхности
подшипниковом втулки с учетом реологических свойств вязкоупругих и микрополярных смазочных материалов.
Особенностью данной работы является разработка расчетных моделей радиального подшипника скольжения с пористым покрытием шейки вала [14-15] и расплава легкоплавкого металлического покрытия на поверхности подшипниковой втулки с учетом реологических свойств микрополярного смазочного материала, обеспечивающей жидкостный гидродинамический режим трения.
Постановка задачи
Подшипниковая втулка, покрытая легкоплавким металлическим расплавом неподвижна, а вал покрыт пористым слоем, вращается с угловой скоростью Q. Все тепло, которое выделяется при вращении вала, покрытое пористым слоем, идет на плавление поверхности подшипниковой втулки, покрытой лекоплавким металлическим расплавом.
Подшипниковая втулка с пористым покрытием шейки вала, имеющее полюс в центре вала (рис. 1) уравнение контура вала с0, вала с пористым покрытием с , и подшипниковой втулки, покрытой легкоплавким металлическим расплавом с2 запишется в виде:
Q: r' = Го - Й ; С : r' = ro; С2: r' = r (1 + H) + Xf (9), (1)
где H = scos9-—s2 sin2 9 +..., s = -—; r0 - радиус вала с пористым покрытием; r1
2 Го
- радиус подшипника, покрытого легкоплавким расплавом; — -эксцентриситет; s - относительный эксцентриситет; H - толщина пористого слоя; х' f (9) - ограниченная функция при 9е[0^2л] подлежит определению.
Рис. 1. Расчетная схема
Исходное уравнение - система уравнения движения микрополярного смазочного материала, закон Дарси и уравнения неразрывности:
д2и' , ди' 1 ф' д2и' и ' 1 ди' ди' Эу ' Л --+ N — =--— -=--1-----1--= 0
дг'2 дг' ц' с10' дг'2 N1 N1 дг'' д0 дг'
= 0 (2)
д 2Р' 1 дР' 1 д2 Р'
дг '2 г дг' г2 де2
Где Р' -давление в пористом слое; уе ', уг,' - составляющие вектора скорости смазочной среды; р' -давление в смазочном слое; ц' -динамический коэффициент вязкости;
Граничные условия в рассматриваемом случае запишется в виде:
у'= 0, у; = 0 при г' = г; (1 + Н ) + Г/ (0);
к' дР' , ,
уг' = —-—при г ' = г0, у0= Пг0 при г ' = г0, р = Р при г ' = г0; ц ' дг
дР' ~ Р
— = 0при г ' = г0 - Н; р'(0) = р'(2п) = -*т, (3)
дг Р
Для определения х' / (0), обусловленный расплавом поверхности подшипниковой втулки, используем формулу скорости диссипаций энергий.
й X(0)
-Ш' = 2ц' |
1+ Х'/ (0)
ОУа
дг'
V
йг',
(4)
Связь между безразмерными и размерными величинами задается в
виде:
* * (2р,+к)Шг0 ,
г' = г-5г, 5 = г1-г0; у' = Шг0у; и ' = Ш5и; р' = р р; р = --2-; и = и;
25
ц ' = ц; к ' = к; у ' = у; N =
2 к ЛГ 2ц/2 /2 =
2ц + к
, N1 =•
2
52 к
4ц
Аналогично, в пористом слое: Р' = р Р, г ' = Йг * Л ' = к *
Систему уравнений (1) и (4), с учетом (3), (5-6), запишем в виде: д2и + Л т1 ди = йр д2и = и + 1 дм дм + ду
' = = I+N1 '
дг
2 +N дг й0, дг2 N + N дг' д0 + дг
(5)
(6)
д2 Р 1 дР 1 д2 Р
*2 * *2 2 дг г * дг г дб
= 0.
йФ (0)
й 0 , дг
1+ПС086 + Ф(6) 4
^ I [£| йг
где К = ^Ц^0, п=|; п ф(е)=п,/(в).
Для уравнений (7) граничные условия примут следующий вид:
и = 0, у = 0,и = 0 при г = 1 + псоб0+Ф(0), и(0) = 0 и|г=0 = ММ
дР
дг
г*=г± Й
(7)
* г0 дР V (0) = 1, р = Р при г =-0,—
Й дг
г* = гъ_-1 = 0, Й
р
р(0) = р (2п)=±4
где М = -
, * 2 кг0
Й53
(8)
г
С учетом малости зазора и и = 0 в уравнение (7) осредним по толщине смазочного слоя второе уравнение:
1 к ->2
— I ^
2
к + Ф-ф дгг
Аг = ■
1
п
| иАг
+-
1
J Яг
N1 (к + ф)-ф N1 (к + ф)-фдг Решение (9) ищем в виде:
и = А1 (0)г2 + А2 (0)г + А3 (0). Тогда, с учетом (8) получим:
и = А (0)-(г2-(I-Ф)г-фк).
Решение (11) и (9), с точностью до О
(9)
(10)
(11)
ГФ] , О Г1 ]
, N1, 1N12J
запишем в
виде:
и =—1—(г2 - гк), — =--1—(2г -к),
2 N1^ ' дг 2 N1k ;
А,
2 N1
(12)
Тогда уравнение (7) с учетом (12) примет следующий вид:
ди N /_ , ч Ар
— +-(2г - к) = —,
дг2 7 А0
д2Р 1 дР 1 д2Р Л + + ^—=- = 0,
и
1 / 2 Л ди д —(г - гк), — + — = 0, \ти\ Г дг дб
2N1к
А * А * АЛ
дг г дг г д0
*2 лт»2
¿Ф(0) =
А0 =
к(0) -к [
Л I дг
-ф(е)
Эи Л2
дг у
(13)
Функцию ф(0) будем искать в виде ряда по малому параметру К:
ф(0) = к ф1 (0)+к 2ф2 (е)+к 3ф3 (е)+... = н (е), (14)
На контуре г = -ф(е) для компонентов скорости и и у граничные условия запишем в виде:
'(1 + ПС08 0 + Н (0)) = V (1 + ПС08 0)-
ду дг
Н (0)"
г=1+псо$ 0
\дг2 ! ,
V У г=1+Г|СО80
Н2 (0)-... = 0;
((1 + псоб0 + Й(0)) = и(1 + ПСОБ0) + | д-
•Й (0)-
^д 2и I
г=1+п соб 0
дг 2
V /г=1+пСОЭ 0
• Й2 (0)-... = 0. (15)
Асимптотическое решение (13) с учетом (8) и (15) ищем в виде:
V = у0(г, 0) + Щ(г, 0) + К\(г, 0) + ...; и = и0 (г, 0) + Ких (г, 0) + К 2и2(г, 0) + ...; ф(0) = - К ф1 (0) - К 2Ф2 (0) - К 3Ф3 (0) -...;
р = р0 + Крх (0) + К2р2 (0) + К3рз (0)...
Подставляя (16) в (13) с учетом (8), получим: - для нулевого приближения:
(16)
д 2и N2 ,„ , ч йр - +--(2г - Н)= у
дуп ди„
дг1 2N1h
й 0 дг 50
д2Р0 1 дР0 1 д 2Р0
= 0 -- +--- +---
*2 * *2 2 дг г * дг г д0
= 0
и граничных условий:
и0 = 1, и = 0, У0 = 1, при г0 = 0 и = 0, у0 =0, и0 =0 при г = 1 + псоб 0;
дР
и0 (0) = М —
дг
* г ' ±у0~10
рй = при г =
г0 дР0
5 *
г=
Й
Й дг
* г0 = 0, г =-°-1 Й
(17)
(18)
р0(0) = р0(2к )=-
- для первого приближения:
д2и1 1 йрх
~дтГ"Ц й0 '
+ди±=0.
дг д0 ' й Ф1 (0)
д2Р 1 йР 1 й2 Р л
—21 + ——* + —;--^ = 0
дг г йг
*2 лл2
й 02
= К 0 ^ Т йг й0 ^ V дг )
1+ПСОБ 0
(19)
с граничных условий:
ди0
*=0, V=1-^1 -ф (0);
ди0 дг
•ф (0);
и1 = 0, у = 0; и1 = 0 при г = 1 + п соб 0;,
~ дР их (0)= М —
дг
* г0 ЭРР
* г0 , р1 = Р при г = Т> г Н дг
Н
* Г0
г =-0—1 Н
= 0
р1 (0) = р1 (2п) = 0; кф1 (0) = Ка, ф(0) = ф(2п) = а. Для нулевого приближения найдем:
и=дг+к(г,0); =-10г+и(г,0);
Ус0%0) = у0(£); £ =
И (0);
V, (г,0) = Vи0 (г,0) = -й0 И'(0);
(20)
(21)
Подставляя (21) в (17) с учетом (18), имеем:
У£ = С2; й1 = Сх (2£-1), + = 0; ^ = -£-+(22)
0 ^ 01 2^ ; А0 И (0) ИИ (0) 4 7
и соответственно граничные условия:
дР
и0 = 0 = М *
дг
* г0 У0 (0) = 0, У0 (1) = 0, и0 (1) = 0, у0 (1) = 0; и(0) = 0,
г =.'0
Н
1
и(1) = 0, и (0) = 0, У0 (0) = 1, [ У0 = 0.
дР
дг
* г0 г =-°--1
Н
=0
* Г0
р0 = Р0 при г = Н
(23)
Интегрируя (23), получим:
У0 (0=((( -5); и = С 52- N21 '
2 2М
3 2
N2 С
+ 1
ч 12 N1 2
^ +1; С= 6 (24)
р
Из р0(0) = р0(2п получим:
р
С = -С
2 М
(25)
Учитывая (25) для давления имеем:
- Р
р0 = С1П соб 0 + Р.
(26)
Учитывая (26) давление смазочного материала пористого слоя ищем:
р
Р (г *,0) = Я (г * )(С1Л81п0+р,,
Подставляя (27) в (13) для Я(г*), имеем:
Я" (г *) + = 0
г г
И соответственно граничным условиям
(27)
(28)
йЯ
йг
* г0 г =-°--1
Й
= 0, Я
СЛ
V Й у
= 1
(29)
Интегрируя уравнения (28) - (29) для функции Я(г*) получим уравнения:
Я( г •) =
г0 Йг
_+ г0(г02 -2Нгй + Й2) 2г02 -2Йг0 + Й2 Й(2г02 -2Йг0 + Й2)г*
= | ¿г (£ й
»> дР М—* дг
(30)
(31)
й 0
СМп8т0
С учетом (31), (27) и (30) для ( получаем выражение:
(г02 - 2Йг0 + Й2))
г0 Й___
2г02 -2Йг +Й2 г0 (2г02 -2Йг + Й2)
= |—— С +11 ш1П0
V 12 1 2 у
(32)
Решая уравнение (32) относительно ( будем иметь: 6г0 (2г02 - 2Йг + Й2)
( =
1 12Й2М (г0 - Й) + г0 (2г02 - 2Йг0 + Й2)
(33)
тогда р0 имеем:
6г0 (2г02 - Й + Й2)
р0 =—=—^—^-т-^-^г Лslnв+Hг,
0 12Й2М (г0 - Й) + г0 (2г02 - 2Йг0 + Й2) р
р,
(34)
Для определения ф1 (0) с учетом уравнения (24) придем к следующему уравнению:
аф1 (0) = 7(0) 1|У0 (§) , V» (уЛ2
-И(0)[
А0 ^ И2 (0) И(0)у
Интегрируем уравнению (35), получим:
0 0 Д„а0 0 А
а
, , ч г А1а0 г а2а0 р
ф1 (0И ЙТ^! 170л+1-
,И3(0) с И2(0) с И(0)' А1 = [(У"(О)2ае, = -Ц; А2 = [2У"(у.у (у ^ = 6СД;
где
А3 = }(' ®)2 а$ = 4 + -
N4
720N1
Решение уравнений (36)-(37) с учетом
✓ ,- л! _ Л
ф1 (0)=
0 .g 2
п
1 + п 0
№
СЗЦ -5-4п + 4п2 + д2 (1 - 3п) + 4 + 12 ' "
(1-п2)2 6 (1 -п2)
720М2
0
(-п^^+1+п
С -28 - 31п+9п2 С/ 1 - 3п 12 4(1 -п2) + Т1 -п2
С/ (-4 - 5п+3п2)
0
* 0
24(1 -п2)(1 -п) |(1
(35)
(36)
(37)
1-п^20 + 1 + п
Кф1 (0) = К а,:
- + а.
(38)
Для первого приближения точное автомодельное решение:
V =-
^ + V! (г,0); и =дУ1 + и1 (г,0);
дг и ' 1 д0 и '
У1(г,0) = 1у1 00; £ = и^; V (г,0) = Vф; и1 (г,0) = -и (;)•И'(0);
(39)
Подставим (39) в (19) с учетом (20), имеем следующие уравнение:
УГ= ((2; < = й[+ ^ ф = 0;^= + С2
а0 и2(0) И3(0)'
(40)
и условия:
дР
«1(0) = 0, У1 (0) = 0, У1 (1) = 0, V (1) = 0, V (0) = 0; —*-
дг
* г0 г =-»--1 Н
= 0
I - дР
Ц(0) = 0, щ к=0 = М—*■ ^ дг
^ г с
, г0 р, = Р при г = Й ''1(0) = М, I¡7. = 0. (41) г=Й0 Й 0
Интегрируя (41), получим:
<ш=у(2-^ и Ф=^т"
( - I
С+М 2
V У
^ + М,
Из р1 (0) = р1 (2п) = 0 получим:
с 2 = - м с 1,
где
(42)
(43)
ди0
М = sup —-
0е[0:2и] дг
г=0
ф1 (0)= sup
0е[0:2и ]
(
+1 2
12 ' 2 N1 (л _ч 1 а • а1 + псоб0
———— +-(1 + п соб 0)--Сп б1п 0-1-
1 + п соб 0 4Nly ' ц 2
1
п
1 + п 0 1
1-п 2
( ~
С2 -5-4п + 4п2 С12(1 -3п)
N4
12
(1 -п2)2 6(1 -п2)
720N2
tg-
+-
(1 -п^2^+1+п
( -28 - 31п + 9п2 ( 1 - 3п 12 4(1 -п2) 6 1 -п2
((12 (-4 - 5п + 3п2)
tg-
24(1 -п2)(1 -п) |(1
а
-п^2-+1+п
С учетом (43) получим:
6Мг0 (2г02 - 2Йг0 + Й2)
А =
-пб1П 0
(44)
12Й2М(г0 -Й) + г0 (2г02 - 2Йг0 + Й2)
Переходим к определению рабочих характеристик подшипника. Учитывая (12), (14), (34) и (44) для силы трения и составляющей вектора поддерживающей силы, имеем:
3 2 П
Я =цПг^ |
Р I
у X2
р0 —т + Кр1
52 Л 0 Р 1 ,
0 V у
б1П 0й 0 =
= (2ц + к)Шг03п Мг0(2г02 -2Йг + Й2)
252
12Й2М (г0 - Й) + г0 (2г02 - 2Йг0 + Й2)'
Я =цщГ? ( Р
2г( Р I
|[ р0-Р* + К(Я) <
соб 0й 0 = 0.
Ар =
ди
дг
к
дг
а 0 =
(2ц + к )03
-п
IС С -1
Л
1
п
-(1 + км )-
N 2л 4 N1
(45)
Для численных расчетов использованы следующие значения: ц = 0,0608 Нc/м2; п = 0,3.1 м; г0 = 0,019985...0,04993 м;
5 = 0,05 ■ 10-3...0,07 ■ 10-3; К = 0,0000022.0,00052; А' = 3,9 105 Н/м2; М = 0,16 ... 25,6; О = 100.1800 с-1. Графики основных рабочих характеристик (составляющей вектора поддерживающей силы и силы трения) представлены на рис. 2 - 4:
Рис. 2 - Зависимость компонентов поддерживающей силы () от толщины пористого слоя Н и конструктивного параметра п
Рис. 3 - Зависимость силы трения от параметра к, обусловленного расплавом и параметра N1, характеризующего размер молекул микрополярного
смазочного материала
Рис. 4 - Зависимость силы трения от параметра N, характеризующего размер молекул смазочного материала и N2 - параметра связи.
Выводы
1. Получены уточненные расчетные модели радиальных подшипников скольжения, работающих в условиях жидкого гидродинамического режима смазывания расплавом легкоплавкого покрытия и пористым покрытием шейки вала.
2. Показан значительный вклад конструктивного параметров К, обусловленного расплавом, Ы1 - характеризующего размер молекул микрополярного смазочного материала, N - параметра связи. С увеличением конструктивного параметра К (при К = 0 и К Ф 0) коэффициент трения уменьшается на 60 %, а несущая способность увеличивается на 20 %.
Зависимость коэффициента трения от конструктивного параметра К, обусловленного расплавом, близкая линейной в пределах 0,0009-0,0035.
Литература
1. Прокопьев, В.Н. Динамика сложнонагруженного подшипника, смазываемого неньютоновской жидкостью / В.Н. Прокопьев, А.К. Бояршинова, Е.А. Задорожная // Проблемы машиностроения и надежности машин. - 2005. - № 6. - С. 108- 114.
2. Прокопьев В.Н., Задорожная Е.А., Караваев В.Г., Леанов И.Г. Совершенствование методики расчета сложнонагруженных подшипников скольжения, смазываемых неньютоновскими маслами// Проблемы машиностроения и надежности машин. - 2010. - № 1. - С. 63- 67.
3. Дерлугян Ф.П. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического наноконструирования // Инженерный вестник Дона, 2010, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/287/.
4. Ахвердиев К. С. Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подаче смазки // Инженерный вестник Дона, 2013, №3 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1765/.
5. Беретта Н. Подшипники скольжения, смазываемые собственным расплавом или продуктом сублимации / Беретта, Ниро, Сильвестри // Труды Амер. о-ва инж.-мех. - 1992. - № 1. - С. 86-90.
6. Приходько В.М., Котельницкая Л.И. Математическая модель гидродинамической смазки при плавлении опорной поверхности радиального подшипника // Трение и износ. - 2001. - Т. 22, № 6. - С. 606-608.
7. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Василенко В.В. Гидродинамический расчет радиального подшипника, смазываемого
расплавом легкоплавкого покрытия при наличии смазочного материала// Вестник РГУПС. - 2017. - №2 (66). - С. 129-135.
8. Василенко В.В., Лагунова Е.О., Мукутадзе М.А. Гидродинамический расчет радиального подшипника, смазываемого расплавом легкоплавкого покрытия при наличии смазочного материала // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) URL://naukovedenie.ru/PDF/20TVN517.pdf
9. Ахвердиев К.С., Лагунова Е.О., Василенко В.В. Расчетная модель радиального подшипника, смазываемого расплавом, с учетом зависимости вязкости от давления // Вестник ДГТУ. - 2017. - №3 (90). - С. 27-37.
10. Lagunova, E.O. Wedge-Shaped Sliding Supports Operating on Viscoelastic Lubricant Material Due to the Melt, Taking Into Account the Dependence of Viscosity and Shear Modulus on Pressure // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 9120-9127.
11. Lagunova, E.O. Radial Plain Bearings Operating on Viscoelastic Lubricant Caused by the Melt, Taking into Account the Dependence of the Viscosity of the Lubricant and the Shear Modulus on the Pressure // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 9128-9137.
12. Vasilenko V.V., Lagunova E.O., Mukutadze M.A., Prikhodko V.M. Calculation Model of the Radial Bearing, Caused by the Melt, Taking into Account the Dependence of Viscosity on Pressure// International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 91389148.
13. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Василенко В.В. Клиновидные опоры скольжения, работающие на микрополярном смазочном
материале, обусловленные расплавом // Вестник РГУПС. - 2017. - №3 (67). -С. 8-15.
14. Akhverdiev K.S., Mukutadze M.A., Mukutadze A.M. Radial bearing with porous barrel // Proceedings of Academic World : International Conference, 28th of March, 2016, San Francisco, USA. - IRAG Research Forum : Institute of Research and Journals, 2016. - pp. 28-31.
15. Mukutadze M.A. Radial bearing with porous Elements // Procedia Engineering 150, 2016. - pp. 559-570.
References
1. Prokop'ev V.N. Problemy mashinostroenija i nadezhnosti mashin, 2005, № 6, pp. 108- 114.
2. Prokop'ev V.N., Zadorozhnaya E.A., Karavaev V.G., Leanov I.G. Problemy mashinostroenija i nadezhnosti mashin, 2010, № 1, pp. 63- 67.
3. Derlugjan F.P. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/287/.
4. Ahverdiev K.S. Inzhenernyj vestnik Dona, (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1765/.
5. Beretta N. Trudy Amer. o-va inzh.-meh, 1992, № 1, pp. 86-90.
6. Prihod'ko V.M. Trenie i iznos, 2001, T. 22, № 6, pp. 606-608.
7. Akhverdiev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Vasilenko V.V. Vestnik RGUPS, 2017, №2 (66), pp. 129-135.
8. Vasilenko V.V. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 9, №5 (2017) URL: naukovedenie.ru/PDF/20TVN517.pdf
9. Ahverdiev, K.S. Vestnik DGTU, 2017, №3 (90), pp. 27-37.
10. Lagunova E.O. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 9120-9127.
11. Lagunova E.O. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017), pp. 9128-9137.
12. Vasilenko V.V., Lagunova E.O., Mukutadze M.A., Prikhodko V.M. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017), pp. 9138-9148.
13. Akhverdiev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Vasilenko V.V. Vestnik RGUPS, 2017, №3 (67), pp. 8-15.
14. Akhverdiev K.S. Proceedings of Academic World: International Conference, 28th of March, 2016, San Francisco, USA. IRAG Research Forum: Institute of Research and Journals, 2016, pp. 28-31.
15. Mukutadze M.A. Procedia Engineering 150, 2016, pp. 559-570.