Научная статья на тему 'Разработка производственной гимнастики для стоматологов с использованием методов дистанционных технологий'

Разработка производственной гимнастики для стоматологов с использованием методов дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА. / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT SPORTS / REMOTE TECHNOLOGIES / INDUSTRIAL GYMNASTICS / WORK AND REST REGIME OF A DENTIST.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Светлана

Статья посвящена проблеме влияния рабочей позы и малоподвижного характера труда на здоровье врачей-стоматологов и необходимости применения физических упражнений для профилактики профессиональных заболеваний и утомляемости. Изучена взаимосвязь между здоровьем врачей-стоматологов и условиями их труда, выявлены негативные факторы производственной среды и предложены рекомендации по использованию средств физической культуры для оптимизации состояния здоровья специалистов. В рамках трудового процесса рекомендуется использовать производственную гимнастику, представленную четырьмя основными формами: вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультминуты и микроприемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Светлана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of industrial gymnastics for dentists using remote technology methods

The article is devoted to the problem of the influence of working posture and sedentary nature of work on the health of dentists and the need to use physical exercises to prevent occupational diseases and fatigue. The relationship between the health of dentists and their working conditions has been studied, negative factors of the production environment have been identified and recommendations on the use of physical culture to optimize the health of specialists have been proposed. As part of the work process, it is recommended to use industrial gymnastics, represented by four main forms: introductory gymnastics, physical training pauses, physical training minutes and micro-receptions.

Текст научной работы на тему «Разработка производственной гимнастики для стоматологов с использованием методов дистанционных технологий»

УДК 378.17+616.31

С. В. Андреева

РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современных условиях жизни производительность труда и качество выполняемой работы зависит от самочувствия человека в процессе рабочего дня. Нерациональная рабочая поза и малоподвижная работа являются предпосылками развития профессиональных заболеваний. Изучая эту проблему, специалисты пришли к выводу о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного восстановления в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы, а также профилактики профессионального выгорания.

Сложная взаимосвязь между состоянием здоровья врачей-стоматологов и условиями труда исследуется отечественными и зарубежными специалистами на протяжении длительного периода времени. Выявлено негативное влияние ряда факторов производственной среды на организм врачей и пути оздоровления условий труда медицинских работников стоматологического профиля. Назрела потреб-

ность в получении рекомендаций по способам направленного использования средств физической культуры каждому врачу-стоматологу для ускорения адаптации к изменяющимся условиям производственного процесса и оптимизацию их состояния здоровья [1].

Непосредственно в рамках трудового процесса профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) представлена, главным образом, производственной гимнастикой, которая имеет в основном четыре формы: вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультминуты, микроприемы.

Во время проведения исследования о необходимости создания комплексов упражнений и внедрения производственной гимнастики для врачей в 2013—2014 учебном году, на заседаниях ректората была введена производственная гимнастика с помощью методов дистанционного обучения по видео.

Проведен опрос среди руководителей структурных подразделений ПСПбГМУ им. И. П. Павлова, в результате которого было выявлено положительное отношение к производственной гимнастике у 65%

опрошенных, а у 35% — нейтральное. Некоторыми опрашиваемыми было предложено выполнять комплекс гимнастики до начала работы перед клиническим разбором и внедрять его в своих структурных подразделениях в течение дня.

Внедрение производственной гимнастики не требует материальных затрат, и позволяет получить ощутимые оздоровительные и экономические результаты в короткие сроки, но лишь при условии хорошей, продуманной организации. Одним из сдерживающих факторов развития профессиональной прикладной физической культуры (ППФК) является нехватка теоретически и методически подготовленных инструкторов производственной гимнастики. Вторым фактором является удалённость рабочих мест и кафедр от спортивно — оздоровительного комплекса, а современные условия труда и отсутствие нововведений в ППФК является третьим сдерживающим фактором.

В связи с развитием компьютерных технологий, недостаточное количество инструкторов, отрыв от рабочего процесса и наличие индивидуализированного комплекса производственной гимнастики возможно компенсировать с помощью методов дистанционного обучения [2].

Если подвести итог, актуальность данного исследования заключается в том, что назрела потребность в организации режима труда и отдыха врачей (тайм-

менеджмент) [3]; появилась нехватка кадров (отсутствие необходимого количества инструкторов-методистов на различных кафедрах); приобретает популярность широкое развитие дистанционных технологий после 2020 года; и главное, давно сформировалась необходимость здоровьесберегающего подхода в современных условиях труда врачей-стоматологов.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в нашем Университете разрабатываются комплексы профессионально-прикладной физической культуры для врачей-стоматологов с учетом их специализаций и профессиональных заболеваний, внедрение которых в рабочий процесс будет происходить с помощью дистанционных технологий.

Цель исследования: улучшение самочувствия и повышение работоспособности специалистов, работающих в области стоматологии, с помощью методов дистанционного обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности профессиональной деятельности врачей-стоматологов в лечебно-профилактических учреждениях и определить факторы производственной среды, наиболее неблагоприятно влияющие на их здоровье и работоспособность;

2. Определить наиболее частые жалобы на состояние здоровья врачей-стоматологов;

3. Разработать методические материалы ППФК для специалистов — стоматологов, направлен-

ных на повышение эффективности труда и сохранение здоровья;

4. Найти оптимальные виды дистанционных технологий для получения информации для самостоятельных занятий и оценить эффективность предложенных методических материалов.

5. Помощь стоматологам в составлении правильного режима труда и отдыха.

Планируемый объем исследования. Группу для исследования составили 20 практикующих врачей — стоматологов различных специализаций до и после внедрения комплекса производственной гимнастики с помощью методов дистанционного обучения.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2. Анкетирование (опросник до начала исследования и после).

3. Педагогическое наблюдение.

4. Педагогический эксперимент.

Особенность предложенной системы физических упражнений ППФК состояла в учете основных закономерностей рабочего процесса врачей — стоматологов разных специализаций и учете уровня развития информационных технологий на рабочем месте.

Внедрение предложенных методических материалов ППФК врачей-стоматологов проходило в 3 этапа педагогического эксперимента.

Первый этап проведения исследования. Разработка и размещение интерактивного опросника в google

форме, состоящего из 30 вопросов, направленных на выявление специализации врача и профессиональных вредностей, негативно влияющих на состояние организма, проведение опроса и обработка результатов (сентябрь-ноябрь 2024 г., см. диаграммы 1—6).

Из опроса мы выявили следующее:

• принимало участие 20 человек (15% мужчин, 85% женщин);

• возраст от 21 до 52 лет;

• 35% имеют высшее образование; 65% — незаконченное высшее; 1% — среднее специальное;

• стаж работы от 3 месяцев до 10 лет;

• длительность рабочего времени в большинстве случаев от 6—12 часов (80%), среди них: имеют несколько перерывов по 5 минут в течение рабочего дня 30 %; не имеют перерыва — 5%; всегда по раз-ному75%;

• к концу рабочего дня преимущественно испытывают общую усталость и головную боль (85%);

• по профессиям: врач-стоматолог (10 человек); детский стоматолог (1 человек); челюстно-лицевой хирург (1 человек); гигиенист (4 человека); ассистент врача-стоматолога (4 человека).

Некоторые результаты представлены в диаграммах.

Второй этап проведения исследования. На данном этапе проводилась обработка результатов опросника, подготовка детального плана проведения видеосьемки и создания наглядного материала с комплексами производственной гим-

Диаграмма 1. Результаты опроса

Диаграмма 2. Резу1ьтаты опроса

Диаграмма 3. Резу1ьтаты опроса

Диаграмма 4. Результаты опроса

Диаграмма 5. Результаты опроса

Диаграмма 6. Результаты опроса

настики, разработка нескольких комплексов производственной гимнастики для врачей-стоматологов разных специализаций с учетом их рабочей позы в течение дня и наиболее частых жалоб на болезненные ощущения, размещение и советы для выбора комплекса (ноябрь 2024 г).

Были разработаны следующие комплексы упражнений: комплекс упражнений для снижения напряжения в мышцах шеи, усталости и головной боли; «гимнастика для глаз»; комплекс упражнений для снижения боли в грудном и поясничном отделе позвоночника; комплекс упражнений для рук, кисти, пальцев; комплекс общетони-зирующихупражнений [4—5].

Также были проведены сьемки данных комплексов упражнений и смонтированы краткие видео уроки.

Размещение практических рекомендаций по основам здорового образа жизни, соблюдению режима дня, режима труда и отдыха было на открытой для общего доступа странички в социальной сети «здоровый образ жизни (ЗОЖ) стоматолога», там же представлены рекомендации для применения метода мотивации и закрепления привычки «молодец» в процессе внедрения ППФК в режим труда.

Третий этап проведения исследования. На данном этапе было запланировано: проведение повторного опроса через 3—6 месяцев (март — июнь 2025 г.) с целью оценки влияния занятий ППФК на психофизическое состояние сотрудников (снизилась ли частота возникновения боли во время работы, изменилось ли общее состояние здоровья); выявления изменений поведения в направлении ЗОЖ (следование практическим рекомендациям); размещение теоретического и практического материала для самостоятельных занятий врачей-стоматологов дистанционно на веб-платформе с доступом по рЯ-коду и оценка результатов по дневнику самоконтроля.

Ожидаемые результаты. Разработанная система физических упражнений ППФК, специфические учебные материалы (видеоролики, листовки, плакаты), будут способствовать оптимизации физического состояния врачей — стоматологов, формированию потребности к занятиям профессионально- прикладной физической культурой, повышению надежности профессиональной деятельности и стрессоустойчивости, позволили снизить риск возникновения профессиональных заболеваний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева Д. С., Бойченко С. Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка врачей-стоматологов (терапевтов) II Международный журнал

прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-4. С. 647-648.

2. Пюнненен Л. П., Сень С. В. Дистанционные образовательные технологии

в физической культуре // URL: https:// na-journal.ru/7-2023-pedagogika/6027-distancionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-fizicheskoj-kulture (дата обращения: 20.08.2023).

3. Тайм-менеджмент: 15 методов эффективного управления временем // URL: https://trends.rbc.ru/trends/education ...а191с4Ь092 (дата обращения: 23.08.2022).

4. Азимова Ю. Э., Алферова В. В., Амелин А. В. и др. Клинические реко-

мендации «Головная боль напряжения (ГБН)» II Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2022; 122 (2-3): 4-28 II URL: https://doi.org/10.17116/ jnevro20221220234 (дата обращения: 20.05.2024).

5. Миофасциальный синдром. Клинические проявления, патогенез, диагностика, лечение: учебное пособие / Т. В. Лалаян, В. В. Андреев, Е. Р. Баран-цевич: СПб.: РИЦПСПбГМУ, 2016. 75 с.

REFERENCES

1. Vorobyova D. S., Boychenko S. F. Professionally applied physical training of dentists (therapists) II International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 11-4. P. 647-648. (InRuss.).

2. Pyunnenen L. P., Senj S. V. Distance educational technologies in physical culture II URL: https://na-journal.ru/7-2023-pedagogika/6027-distancionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-fizicheskoj-kulture (date of application: 20.08.2023).

3. Time management: 15 methods of effective time management II URL: https://trends.rbc.ru/trends/education... al91c4b092 (date of application: 23.08.2022).

4. Azimova Yu. E., Alferova V. V., Amelin A. V. et al. Clinical Guidelines for Headache Stress (HBS). S. S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022; 122 (2-3): 4-28 // URL: https://doi. org/10.17116/jnevro20221220234 (date of application: 20.05.2024).

5. Myofascial syndrome. Clinical manifestations, pathogenesis, diagnosis, treatment: textbook / T. V. Lalayan, V. V. Andreev, E. R. Barantsevich: St. Petersburg: RIC PSPbSMU, 2016. 75 p. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 04.09.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.