• резко усилить работу по сбору налогов, а также ввести административную и уголовную ответственность за сокрытие доходов от налогообложения, несвоевременную уплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;
• полностью национализировать производство и оптовую торговлю пищевого спирта и алкогольной продукции в Республике, ввести жесткий контроль за реализацией этой продукции, начислением и своевременной уплатой акцизов, налогов и других платежей;
• провести полную инвентаризацию, рыночную оценку и учет недвижимости, находящейся в частной собственности граждан, юридических лиц, общественных организаций и иных учреждений, обеспечить налогообложение этого имущества;
• с целью стимулирования развития доходной базы и рационального использования средств местных бюджетов определить и четко разграничить функции республиканского и муниципальных бюджетов, закрепить на длительный период (на 3-5 лет) распределение между ними доходов по всем видам налогов и платежей.
9. Для эффективного контроля за расходованием бюджетных средств и финансирования федеральных и республиканских целевых программ, а также инвестиционных проектов за счет средств Фонда развития создать Государственный банк развития Республики Дагестан. Под гарантию Правительства РД и под залог земельных участков и иной республиканской собственности (недвижимости) привлекать в этот банк сбережения населения и средства юридических лиц в различных формах и на выгодных для них условиях.
10. Для создания действенного механизма государственного регулирования экономики и управления государственным сектором необходимо:
• разработать и ввести в действие систему управления государственными и муниципальными предприятиями в условиях рыночной экономики;
• разработать систему и определить четкую структуру управления государственной и муниципальной собственностью, а также использованием природных ресурсов;
• создать государственный орган для реализации и мониторинга хода выполнения комплексной программы социально-экономического развития РД;
• для подготовки, обеспечения формирования и функционирования свободных экономических зон создать специальный орган с соответствующими полномочиями.
11. Ввиду чрезвычайного осложнения экономических и политических функций органов власти и невозможности совмещения этих двух функций в одной структуре власти считать целесообразным провести реструктуризацию республиканских органов исполнительной власти путем разграничения политических и экономических функций. Для государственного регулирования экономики и управления государственным секторов в рамках численности управленческого аппарата следует создать республиканский орган хозяйственного управления - Совет народного хозяйства Республики Дагестан.
На начальном этапе передать такому органу функции управления государственным сектором и регулирование экономики в промышленности и строительстве, а на следующем этапе - в других отраслях народного хозяйства Республики.
12. Реализация экономической стратегии, подъем экономики и уровня жизни населения возможно только при условии глубокого качественного преобразования всей системы власти, преодоления коррупции, безответственности и произвола в институтах власти, резкого повышения доверия к ним хозяйственников, предпринимателей, инвесторов и всего населения. Поэтому реструктуризация и очищение органов власти от антиобщественных элементов, усиление ее регулирующих экономических функций является одной из стержневых и первоочередных стратегических задач дагестанского общества.
Багомедов М.А.
К вопросу о проблеме макроэкономического регулирования пропорций
на уровне региона1
Почему проблема макроэкономического регулирования пропорций выносится нами на региональный уровень, хотя основные его инструменты налоги и учетная ставка по процентам находятся в распоряжении центра? Потому, что именно здесь на уровне региона реально определяется уровень жизни населения и в то же время остаются нерешенными основные вопросы дальнейшего развития: какую структуру экономики необходимо создать в регионе? какие новые структуры должны войти и какие новые взаимосвязи между составными частями экономики должны быть задействованы с помощью макроэкономического регулирования? а также какие сценарии развития возможны при
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект №00-06-80320а)
применении новых механизмов экономической политики государства? Невозможность на уровне центра учесть степень приоритета все возникающих специфических региональных экономических проблем развития и является экономическим источником сепаратизма на уникальных по многообразию условий просторах России.
Особого внимания и теоретического объяснения заслуживает тот факт, что падение производства продукции во всех отраслях экономики региона было значительно большим, чем в России при том, что стартовый уровень в Дагестане изначально был в два раза ниже среднего по стране. В ходе проведения деструктивных реформ резко сократился потенциал развития промышленности и сельского хозяйства региона. Эти и другие теоретические проблемы реструктуризации в условиях глубокого финансово-экономического кризиса в социально-депрессивном регионе оправдывают необходимость прежде всего разработки методологических подходов макроэкономического регулирования. Наиболее остро проблема реструктуризации экономики стоит в ряде экономически и социально депрессивных регионов России, к каковым относится прежде всего Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Хакасия, Бурятия, Алтайский край и регионы Дальнего Востока. В таких регионах характерна слаборазвитая экономика. Сохранившаяся в Дагестане с советского периода промышленная база усечена и ориентирована на выпуск продукции промежуточной и для ВПК. Поэтому в условиях отсутствия военных заказов и отказа крупных заводов центра от кооперации с мелкими периферийными предприятиями в последние 9 лет объем промышленного производства сократился здесь в двадцать раз. Естественно, также сократилась в десять раз средняя заработная плата занятых в промышленности и в пять раз налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Поэтому в этих регионах очень низкие душевые доходы населения, практически отсутствует собственный финансовый потенциал.
Преобразование структуры народного хозяйства — особо сложный процесс. Он не может быть осуществлен в короткие сроки, так как для этого требуются помимо институциональных преобразований крупные капиталовложения и достаточно длительный инвестиционный период. Если не учитывать инерционность фактора структуры народного хозяйства, то любые меры экономической политики неизбежно могут привести к обострению кризиса в переходной экономике.
Экономика России и Дагестана столкнулась с (помимо ряда других этнополитических усложняющих перестройку структуры факторов) разрушением тоталитарно планово-распределительного социалистического пространства СССР и СЭВ. Все это не могло не привести при выходе в открытую модель развития к новым противоречиям и кризисным явлениям в данном среднесрочном периоде.
В развитии структурных изменений в переходной экономике Дагестана можно выделить четыре этапа: 1992-1994 гг., 1995-1996 гг., 1997-1999гг., 2000-2001гг.
На первом этапе энерго-сырьевые отрасли реализовали те относительные преимущества, которые давала им либерализация цен и внешней торговли: возможность опережающего роста цен на энергосырьевые ресурсы по сравнению с уровнем инфляции, сверхдоходность экспорта за счет отрыва валютного курса от паритета покупательной способности рубля и др. В финансовой сфере открытие "воздуха" привело к ее дисбалансу и формированию прослойки нуворишей, из которых затем вышли российские олигархи разных уровней. Это сопровождалось ускоренным разрушением другого полюса экономики — перерабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства, которые оказались под тройной нагрузкой: ценовой (вызванной удорожанием энергоносителей), сжатия внутреннего платежеспособного спроса и роста конкурирующего импорта. Такое распределение ролей неизбежно вело к тому, что вместе с коммерческими преимуществами к энерго-сырьевым отраслям автоматически перешли и ключевые экономические функции, прежде всего по поддержке уровня потребления (за счет импорта) и обеспечения государственных расходов (за счет налогов).
Второй этап начался в 1995 г., когда обнаружилось, что в силу недостаточного собственного производственного потенциала и низкой эффективности энерго-сырьевой сектор уже не выдерживает возросшей экономической нагрузки, а перерабатывающая промышленность не может ее принять в силу своей деградации и резкого падения эффективности (в частности, из-за сохранения огромной избыточной занятости). В результате в условиях депрессивной стабилизации производства кризис получил новый импульс. Что и проявилось в падении уровня жизни, скачке неплатежей по заработной плате, масштабном кризисе финансовой, банковской и денежной систем. В этих условиях сформировалась группа дисбалансов, отражающих противоречия переходной экономики.
Третий этап начался в 1997г. и характеризовался относительной стабилизацией экономики и ростом уровня жизни, достигнутым за счет возрастающей пирамиды государственного долга олигархам разного уровня. Теневые обороты в регионе достигли максимума. Основным ликвидным ресурсом региона становится материальная помощь Центра социально-депрессивному региону в виде субвенций. Достигнув своего естественного предела (проценты по обязательствам превышают доходную часть бюджета), долгам по внутренним заимствованиям государства был объявлен дефолт. В результате зарплата бюджетников реально упала в два раза, рубль подешевел в 4 раза.
Четвертый этап начался в 2000 году. Он характеризуется образованием профицита государственного бюджета за счет беспрецедентно продолжительного периода высоких мировых цен на энергоносители, а также запаздывающего повышения зарплаты бюджетников. Профицит позволил в повышенном размере просубсидировать региональный бюджет, и осуществить в регионе безвозвратную эмиссию около двадцати миллиардов рублей, которые и привели к значительному оживлению теневого производственного сектора экономики региона.
Можно отметить несколько родимых пятен переходной экономики в регионе.
Во-первых, сформировался масштабный дисбаланс между потреблением населения и производством товаров. В последние десять лет в регионе сложились тенденции, резко усилившие дисбаланс между производством и потреблением, который погашается центром по сути бюджетным финансированием челночных поставок. Если в 1991 -2001 гг. потребление населения в регионе сократилось по нашим прикидкам на 30 %, то производственный ВВП — на 60%, а выпуск потребительских товаров и услуг — на 70%. Таким образом складывается зависимый от центра характер кругооборота финансов в регионе. Конверсия отраслей оборонного комплекса, не подкрепленная ресурсами, также действовала в том же направлении.
Во-вторых, низкая загрузка технологического потенциала и занятых проявляется в падении эффективности основных фондов и труда и соответственно в росте производственных издержек. В сфере материального производства фондоотдача снизилась в три раза, производительность труда — на половину; загрузка мощностей в промышленности упала с 83% в 1990 г. до 20-21% в 2001 г.
В-третьих, произошла поляризация экономики на конкурирующие (за ресурсы и условия хозяйствования) экспортно— и внутренне-ориентированные сектора. За последние пять лет в российской экономике сложилась четко выраженная биполярная модель национального хозяйства. Наряду с традиционным, обслуживающим национальный рынок сегментом сформировалась "параллельная экономика" (включающая все звенья: производство — инфраструктуру — финансовый капитал — кадры), ориентированная на интеграцию в мировое хозяйство. Здесь в регионе сюда относятся некоторые региональные монополии, шоптуризм и связанные с ними вещевые рынки. Отношения между этими двумя сегментами приобрели конфликтный характер к 1999 г.: по мере сближения внутренних и мировых цен и углубления экономического спада неизбежно усиливается борьба "двух экономик" за доступ к ресурсам, условия хозяйствования (политика валютного курса) и т.п. Конфликт разрешился в 2000 году, когда экспортно ориентированные монополии получили существенный карт-бланш, а импорто-ориентированный шоптуристический сектор упал в несколько раз из-за падения платежеспособного спроса. Соответственно, в рамках товарного производства выделились экспортно-ориентированный (в основном, энерго-сырьевой) и внутренне-ориентированный (преимущественно выпускающий низкоконкурентную готовую продукцию) секторы.
Дезинтеграция товарного производства на два сегмента сопровождалась разрушением ключевого баланса, в рамках которого экономика только и может воспроизводиться как единое целое. Речь идет о соответствии между отраслевой структурой экономического потенциала (основных фондов и трудовых ресурсов), валового дохода и инвестиций.
В советской экономике этот баланс поддерживался за счет ряда механизмов: а) относительно низкие внутренние цены на энергоносители и сырье обеспечивали достаточный объем доходов и накоплений в потребительском и инвестиционном комплексах (где была сосредоточена основная часть занятых в материальном производстве); б) внешнеторговый размен энергосырьевого экспорта на импорт качественных ресурсов компенсировал технологическую отсталость конечных отраслей; в) мобилизация сбережений населения позволяла смягчить финансовые ограничения наращивания инвестиций и т.п.
В сложившейся модели региональной экономики дело обстоит существенно иначе:
• на одном полюсе (экспортно-ориентированный сектор) и распределение госпомощи сосредоточены непропорционально высокие доходы (и, соответственно, налоги) и инвестиции. В силу сложившихся ценовых соотношений уровень добавленной стоимости на одного занятого в экспортно-ориентированном секторе в 2,5 раза выше, чем во внутренне-ориентированном (уровень валового дохода — в 3,4 раза выше). В итоге, располагая в Дагестане относительно небольшим производственным потенциалом (5% занятых, 10% фондов), этот сектор обеспечивает около половины промышленного товарооборота, 36% инвестиций и почти треть налоговых платежей;
• на другом полюсе (внутренне-ориентированный сектор) сосредоточена основная часть занятых (42%). Соответственно этот сектор несет и основные издержки из-за их низкоэффективного использования. Кроме того, внутренне-ориентированный сектор несет значительную налоговую нагрузку, обеспечивая 30-40% налогов сферы материального производства.
Вследствие такого разделения функций на каждый из двух секторов возложена экономическая нагрузка, несоразмерная с его финансовыми и производственными возможностями. В результате ни один из них не обладает достаточными возможностями для самопроизводства. Характерно, что располагаемого дохода, остающегося в каждом из них после оплаты труда и налоговых платежей (без учета недоимки), не хватает для инвестиций в основной и оборотный капитал, обеспечивающий нормальное воспроизводство.
В-четвертых, произошло инфляционное перераспределение доходов и неплатежей, компенсирующие макроэкономическое неравновесие сформировавшейся системы воспроизводства.
Одной из фундаментальных особенностей российской экономики, тесно связанных с ее неравновесием, является высокий инфляционный потенциал. Сложилась ситуация, при которой реальный сектор может формировать накопления, обеспечивающие хотя бы простое воспроизводство, лишь при достаточно высоком уровне роста цен. В каждый период времени этот уровень зависит от автономного, мало эластичного к спросовым ограничениям удорожания первичных ресурсов (энергоносителей, транспортных услуг и т.п.). В 2000-2001 гг. инфляционные доходы промышленности, компенсирующие финансовые дефициты отраслей, достигали 11 -31% ее добавленной стоимости.
Таким образом, инфляционный потенциал Дагестанской экономики обусловлен следующими причинами:
• несоответствием ценовых пропорций (складывающихся под воздействием мировых и среднероссийских цен) уровню и структуре капитальных затрат, определяющих потребность реального сектора в доходах для сбалансированного воспроизводства;
• высокими производственными затратами из-за низкой эффективности использования основных фондов, непомерных аппетитов директоров (фактических хозяев предприятий), относящихся на себестоимость продукции, и низкой оплаты труда. Инфляция позволяет предприятиям перекладывать эти затраты на потребителей;
• разрывом между производством и потреблением, вызывающим вытеснение доходов реального сектора и государства из ВРП. Инфляционный доход, извлекаемый предприятиями из кругооборота оборотного капитала, позволяет предприятиям адаптироваться к этому процессу.
Следует отметить, что либерализация цен и открытие экономики обусловили резкое изменение соотношения между инфляционным потенциалом и фактическим уровнем инфляции. Если до 1991 г. уровень инфляции превышал инфляционный потенциал, то начиная с 1992 г. это соотношение изменилось на противоположное. В результате в экономике устойчиво присутствует подавленная инфляция.
Наряду с инфляционными доходами ключевую роль в балансировании доходов и расходов реального сектора играют неплатежи. Если рост общего уровня задолженности во многом вызван недостатком ликвидных средств, поведением предприятий и т.п., то нетто-задолженность (разница между кредиторской и дебиторской задолженностью) отражает прежде всего нехватку добавленной стоимости (доходов) в секторах товарного производства. Отсюда возникает увеличение нетто-кредиторской задолженности в 1995-1998 гг.: оно обусловлено тем, что в условиях снижения инфляции основная функция по компенсации ценовых диспропорций и финансовых дисбалансов перешла к неплатежам.
Инфляционный (холдинговый) доход образуется в результате удорожания потребляемых предприятиями сырья и материалов за период между их закупкой (формированием производственных запасов) и потреблением в процессе производства. Чем больше этот период и чем выше инфляция, тем меньше доля материальных затрат в стоимости товарной продукции. Теоретически, этот доход в точности равен дополнительным вложениям в оборотный капитал, необходимым для поддержания стабильного кругооборота. Однако в условиях спада производства и роста неплатежей предприятия имеют возможность извлекать инфляционный доход из текущего производства и направлять его на другие нужды (оплата труда, вложения в финансовые активы и т. п.).
Преодоление данных тенденций структуры региональной экономики требует во-первых, приведения всех мер экономической политики в соответствие со сложностью задач преобразования структуры народного хозяйства и, во-вторых, осуществление эффективной инвестиционной политики. Если в первом случае ключевое значение имеет обеспечение приоритетов экономической эффективности над другими, в том числе и политическими целями, то во втором - преодоление инвестиционного кризиса и реализация системы мер по стимулированию инвестиций. Необходимость регулирования межотраслевых пропорций в регионе вытекает из дифференцированного развития социально-экономической эффективности в разных отраслях в процессе институциональных преобразований. Регулирование пропорций позволяет более эффективно использовать ограниченные ресурсы.
В условиях интенсификации Советского Дагестана задачей являлось в условиях отсутствия по сути природных ресурсов максимально обеспечить занятость и уровень роста ВРП при ограничениях по инвестициям и использованию новых технологий. Поэтому в республике строились винсовхозы и предприятия оборонки.
Ситуация сильно изменилась при новом порядке. Сейчас основной задачей государства можно считать развитие налоговой базы и сохранение подобия социального мира, то есть, чтобы хищники не передрались, и народ ограничивался роптанием. Основными ограничениями развития отраслей является сильно ограниченный платежеспособный спрос, и чрезмерно высокий ссудный процент, объясняемый высокими рисками инвестиций из-за отсутствия предпринимательской культуры. В результате все ресурсы развития региона в конечном итоге сосредоточились в отраслях, обеспечивающих быструю окупаемость при невысокой инвестиционной емкости. Это рыночная инфраструктура: банки, торговля, транспорт, связь и ориентированные на теневое производство пищевые и строительные предприятия. В условиях абсолютного падения большинства отраслей только отрасли экспортной ориентации (ТЭК) особенно не пострадали, хотя и снизили объемы производства в натуре за счет ликвидации производств с предельными затратами. Тем не менее эти потери с лихвой были им компенсированы относительным удорожанием продукции.
В структуре экономики региона отрасли, представляющие перечисленные производства, вышли на первый план, хотя, как вытекает из нашего прежнего исследования, отраслями специализации региона из макроэкономических соображений должны стать подготовка кадров гастарбайтеров, этнографический туризм, машиностроение и пищевая переработка для нужд Прикаспийских государств. А развитие региона идет пока совсем в других направлениях. Задачей макроэкономического регулирования можно считать стимулирование воссоздания этих производств и повышение роли этих отраслей в структуре экономике Дагестана.
Казиханов А.М.
К вопросу о диверсификации в экономике
В современной российской экономике идет процесс переосмысления сложившихся традиционных подходов к структуре производства от свойственного плановой экономики всеобщего единообразия и гигантомании к многообразию видов продукции и индивидуализации производства.
Главным стимулирующим фактором в стремлении к многообразию продукции является достижение экономической устойчивости за счет этого фактора в условиях ограничения внешних поставок. К этому следует добавить возможность более интенсивного использования ресурсов в условиях ориентации на диверсификацию производства. Разнообразие в сфере трудовых отношений приводит к сглаживанию и социального напряжения.
Роль технической стратегии постоянно растет, особенно таких направлений, которые сокращают время на удовлетворение рыночного спроса. Известно, что техническая политика эффективна тогда, когда она опирается на упреждающие долгосрочные научные исследования и ориентирована на эффективное использование резервов в самом производственном процессе и регионе.
В начальной стадии диверсификационная деятельность выражается в создании филиалов фирм и предприятий. Затем она охватывает основные производственные объекты региона, что создает условия, способствующие его подъему и последующему расцвету.
Проводимая структурная перестройка вызывает высокий уровень социальной напряженности и отвлечения средств от социальной сферы. По расчетам специалистов для придания большей социальной ориентированности экономики нужны мощные вливания инвестиций, что весьма проблематично из-за продолжающегося кризисного состояния экономики. Следствием некогда промышленного роста концентрации крупных предприятий в некоторых регионах (например республика Дагестан) с устаревшими ныне технологиями и формами организации производства являются развившиеся узкоспециализированные крупные предприятия.
Становление новой технико-экономической базы возможно здесь только за счет дотаций и мобилизации внутренних ресурсов. При этом объективен поворот на диверси-фикационную деятельность, как наименее капиталоемкое направление развития экономики и гибко реагирующее на изменение рыночной среды.
Попытки стимулировать диверсификационный процесс со стороны государства пока еще очень слабы. Между тем, осознание важности создания благоприятных региональных условий для интенсифицированной деятельности на основе более полного использования территориальных, воспроизводимых на местном уровне ресурсов, является неукоснительным требованием времени.
Диверсификация производства становится предпосылкой и условием структурной перестройки. Усиление в ведущих регионах России продвижения прогрессивных отраслей вглубь на периферию наступит лишь по мере накопления и создания мощного научно-технического потенциала, способные переоснастить предприятия с учетом требований диверсификации. Чтобы этот процесс не осложнялся социальным напряжением, подготовку регионов к новым функциям может осуществлять интенсификация диверси-фикационной деятельности, в результате которой формулируются кадры технического персонала, восприимчивый к нововведениям. Все это может послужить фактором подъема села и АПК и безболезненного оттока работников в сервисные отрасли.
Успех любой предпринимательской деятельности во многом определяется правильно выбранной стратегией управления ресурсно-интеллектуальным потенциалом в конкретном регионе. Технология управления потенциалом экономического субъекта включает следующие этапы:
1) оценка эффективности использования потенциала хозяйствующего субъекта и его доли на рынке;
2) выбор стратегии и тактики по повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования экономического субъекта;
3) анализ резервов субъекта.
Экономический потенциал любого экономического субъекта определяется:
1) объемом и качеством всех имеющихся ресурсов;
2) инновационными возможностями производства;