Russian Federation.
2. Dobrynin. L.A. (2002), Adaptive physical training of deafpreschool children on the basis of development of coordination abilities: dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.
3. Zotova, F.R. (1997), Features of functioning of the central hemodynamics at girls with hearing pathology with various types of blood circulation: dissertation, Kazan, Russian Federation.
4. Kotolev, S.A. (2004), Technique of education of motive and coordination abilities of deafs and children of 4-7 years hard of hearing in special preschool institutions: dissertation, Moscow, Russian Federation.
5. Smirnov, V.M. and Budylina, S.M. (2004), Physiology of touch systems the highest nervous activity, publishing house “Academy”, Moscow, Russian federation.
6. Chukhno, P.V. and Zotova, F.R. (2008), “Introduction and implementation of the experimental program of lessons of physical culture for special correctional comprehensive school V of the look”, Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 91-93.
Контактная информация: zfr-nauka@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.04.2013.
УДК [338+796.5]:001.895
РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОГРАММЫ ИНСТРУКТОРА-ПРОВОДНИКА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО (АКТИВНОГО) ТУРИЗМА
Владимир Кириллович Шеманаев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В числе других изменений в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. 2010 г) вводится впервые понятие об инструкторе-проводнике, под которым понимается «...профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов». Про-фессиограмма инструктора-проводника состоит из следующих разделов: доминирующие виды деятельности; качества, умения и навыки, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности; качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности; области применения профессиональных знаний; наименование профессии; доминирующий способ мышления; область базовых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм; профессиограмма инструктора-проводника; эффективность профессиональной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p188-192 PROFESSIOGRAME DEVELOPMENT FOR INSTRUCTOR-CONDUCTOR IN SPORTS AND HEALTH TOURISM
Vladimir Kirillovich Shemanaev, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Among other changes in article 1 of the Federal law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" (the edition of 2010) is introduced for the first time concept about the instructor-conductor who is understood ". as professionally prepared person accompanying tourists and ensuring their safety at passing of tourist routes". Professiograme of the instructor-conductor consists of the following sections: dominating kinds of activity; qualities, skills providing the success of performance of the professional activity; the qualities interfering the efficiency of the professional activity; scopes of professional
knowledge; profession name; dominating way of thinking; area of basic knowledge; professional area; interpersonal interaction; dominating interest; additional interest; working conditions.
Keywords: sports and health tourism, professiograme of instructor guide, efficiency of professional activity.
Переход нашей страны на жесткие рельсы рыночных отношений и, вместе с тем, интерес граждан к экстремальным путешествиям, связанным с преодолением естественных препятствий природной среды, поставил перед обществом актуальный вопрос о создании новой профессии «инструктор-проводник СОТ» и ее структурирования, согласно правовым документам. Для разработки структуры и содержания системы подготовки профессиональных кадров, сопровождающих туристов на активных маршрутах и отвечающих за их безопасность, а так же для формирования профессиональных характеристик инструкторов-проводников, необходимо было разработать профессиограмму данной категории работников.
Эталонная профессиограмма любой профессии, согласно исследованиям ученых-специалистов по психологии труда, составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку [2].
При разработке профессиограммы инструктора-проводника активного туризма мы столкнулись с рядом трудностей, связанных: с определением характеристик доминирующих видов деятельности, способов мышления, условий труда, вычислением индекса тяжести труда исследуемой специальности и некоторых других. Ряд объективных характеристик были получены нами при помощи метода включенного наблюдения - в период руководства группами туристов и работе в качестве инструктора-проводника в спортивно-туристских походах и спортивных турах I-VI категории сложности по водному, горному, пешеходному и лыжному видам спортивного туризма.
Профессиограмма инструктора-проводника СОТ составлена нами в соответствии с рекомендациями (Профессиография деятельности в сфере управления персоналом //URL: http://hr-portal.ru/article/professiografiya-deyatelnosti-v-sfere-upravleniya-personalom).
Ниже мы приводим краткое описание основных блоков профессиограммы.
Доминирующий способ мышления. Профессиональная деятельность инструктора-проводника СОТ состоит из решения различных проблемных ситуаций, связанных с комплектованием группы; обеспечением группы специальным снаряжением и с преодолением локальных препятствий туристского маршрута. Доминирующий способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Для младшего инструктора-проводника СОТ таким преобладающим способом мышления является «адаптация — анализ». В их деятельности, прежде всего, необходимо анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения, сопоставлять и интерпретировать. Преобладающим способом мышления для старшего инструктора-проводника СОТ будет «адаптация — формализация». Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, в том числе экстремальные, умело приспосабливаются к изменчивым обстоятельствам, возникающим при прохождении маршрута, обладают коммуникативными качествами и умением решать острые психологические проблемы, возникающие в спортивных походах и турах.
Необходимые области базовых знаний. Для профессии инструктора-проводника СОТ, как специалиста по физической культуре по профилю подготовки «Спортивнооздоровительный туризм», мы определили необходимые области базовых знаний, которые, по нашему мнению, наиболее значимы при подготовке данной категории специалистов:
- область базовых знаний № 1 и их уровень (знания по общеобразовательным предметам): физическая культура, спортивный туризм, рекреационный туризм, география (туристское районирование и краеведение), акклиматизация и выживание в условиях
природной среды - уровень 3, высокий (теоретический);
- область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам): спортивный и туристский менеджмент, педагогика, прикладная психология, медицина -уровень 2, средний (практическое использование знаний).
Межличностное взаимодействие. В профессиональной деятельности инструктор-проводник СОТ и, сопровождаемые им, туристы вступают во взаимодействие друг с другом, решая при этом общую задачу прохождения запланированного маршрута и выживания в условиях природной среды. Поэтому взаимодействие между ними происходит по типу «вместе», что указывает на такие профессиональные условия работы, которые характеризуются наличием постоянных взаимоотношений с другими участниками мероприятия и работой «в команде».
Доминирующий интерес. По данной характеристике инструктор-проводник СОТ относится к социальному типу — активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми вербальными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми (туристами), вовлеченными на какой-то период времени в совместное активное туристское мероприятие - прохождение спортивного маршрута.
Дополнительный интерес инструктора-проводника СОТ - реалистический. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим наличия специальных умений и навыков. На маршруте он занимается конкретными объектами при постановке лагеря, ориентировании на местности, разведении костра, обеспечении мер безопасности.
Условия работы. В типовой классификационной карточке профессии инструктора-проводника СОТ условия работы указаны как: вне помещения, тип работы - мобильный. Однако эти характеристика ничего не говорят о тяжести труда данного специалиста, напряженности труда, санитарно-гигиенических условиях и профессиональных заболеваниях, получаемых при длительной работе по данной специальности. Исследования и наблюдения, проведенные нами в более чем 120 спортивных походах, путешествиях и спортивных турах, относящихся к различным видам активного туризма, позволили установить объемы, характер и длительность нагрузок, испытываемых специалистами данной профессии. Так, расчет интегральной оценки тяжести и напряженности труда (Ит) по [1] позволил установить, что работа инструктора-проводника спортивно-оздоровительного туризма относится, в зависимости от сложности и экстремальности проводимого мероприятия, к Ш-У категории тяжести и напряженности труда.
Доминирующие виды деятельности инструктора-проводника СОТ нами определены как: разработка планов проведения туристских мероприятий, организация туристских походов (туров) и руководство ими; изучение туристских маршрутов спортивнорекреационной направленности, с описанием их особенностей и оценкой пригодности маршрута для участников с различным уровнем подготовленности; составление графических материалов по маршруту проведения похода и преодолению локальных препятствий (схемы, карты, кроки, планы, диаграммы, графики); разработка эталонных туристских маршрутов спортивно-рекреационной направленности для конкретного региона, местности, вида туризма; определение категории трудности локальных и протяженных препятствий туристских маршрутов спортивно-рекреационной направленности; определение категории сложности туристских маршрутов спортивно-рекреационной направленности в районах проведения походов и путешествий активного туризма; комплексное обслуживание, организация и сопровождение туристов в туристских походах и путешествиях спортивно-рекреационной направленности.
Знания, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности инструктора-проводника спортивно-оздоровительного (активного) туризма: законодательства в сфере физической культуры, спорта и туризма; методики подбора средств СОТ, дозировки физических нагрузок в процессе проведения тренировок, ту-
ристских походов (туров); правил физического сопровождения участников (руководства) туристских спортивных и спортивно-оздоровительных походов и путешествий, спортивных коммерческих туров, других типов и форм соревновательной и рекреационной туристской деятельности; схем и правил организации туристских спортивных и спортивнооздоровительных походов и путешествий, спортивных коммерческих туров и других видов соревновательной и рекреационной туристской деятельности; методов управления внутригрупповыми процессами и явлениями, включая совершенствование навыков общения; способов воздействия и формирования психологического климата в туристской группе; тактики руководства; правил и способов акклиматизации к условиям жизни в природной среде, оказания доврачебной и первой медицинской помощи, а так же правил транспортировки пострадавшего по сложному рельефу местности в избранном виде спортивно-оздоровительного туризма; способов автономного выживания в условиях природной среды в избранном виде спортивно-оздоровительного туризма (питание, водно-солевой режим, организация биваков, укрытий и убежищ в лесной и безлесной зоне, пустыне и в горах, а так же в зимний период времени).
Физические качества, развитие которых, обеспечивает успешность выполнения профессиональной деятельности инструктора-проводника СОТ: общая выносливость (в СОТ - при передвижении по дорогам и тропам с рюкзаком, по «гладкой» воде на плавсредстве, по иному виду туристского маршрута без использования специального снаряжения); специальная выносливость (в СОТ - при передвижении по пересеченной местности и по скально-снежно-ледовым склонам без тропы с рюкзаком, при использовании различного рода страховок на скальных «станциях», страховок «с воды», преодолении естественных препятствий с грузом); устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (высоким и низким температурам, гипоксии и т.п.); двигательная координация (в СОТ - при прохождении порогов, а также в случаях горных обвалов и сходах снежных лавин).
Психологические качества, развитие которых, обеспечивает успешность выполнения профессиональной деятельности инструктора-проводника СОТ: способность к руководству группой (без специального отбора участников); способность к общению; умение быстро войти в коллектив и сплотить его; способность к оценке своих спортивнотуристских возможностей и возможностей группы; умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия; способность к пониманию и контролю обстановки в походной ситуации; умение ставить задачи перед коллективом и добиваться выполнения поставленных задач; умение принимать решения в непредсказуемой и экстремальной ситуации; чувство ответственности за вверенных участников и за график прохождения маршрута; способность действовать последовательно и решительно в конфликтных и экстремальных ситуациях; умение предвидеть возможные изменения обстановки и ожидаемые результаты деятельности; умение сохранять работоспособность в условиях аварийной ситуации при дефиците времени и действии экстремальных факторов.
Умения и навыки, развитие которых, обеспечивает успешность выполнения профессиональной деятельности инструктора-проводника СОТ: умение разработать туристский маршрут и планировать материально-техническое обеспечение похода; умение плавать в различных условиях, в том числе в одежде и в условиях бурной и холодной воды; навыки использования техники базовых видов СОТ; умение ориентироваться на местности; умение обустроить бивак в любых погодных и экстремальных условиях; навыки страховки и самостраховки; навыки оказания первой помощи при несчастных случаях.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
брезгливость, неаккуратность, невнимательность, небрежность, неорганизованность, ригидность мышления, быстрая утомляемость, раздражительность, «звездная болезнь» и переоценка своих профессиональных возможностей.
Области применения профессиональных знаний: туристские фирмы, специализирующиеся на спортивно-оздоровительном (активном) туризме; туристские базы; туристские приюты; подразделения МЧС России (контрольно-спасательные службы и контрольно-спасательные пункты); центры и станции детско-юношеского туризма; подростково-молодежные туристские центры (клубы) сферы дополнительного образования; городские и районные туристские клубы; туристские кружки, туристские секции и отделения туризма общеобразовательных школ, колледжей и вузов.
Таким образом, нами были определены содержание и структура основных компонентов профессиограммы инструктора-проводника СОТ, что является важным шагом для формирования профессиональных характеристик исследуемой категории специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безопасность жизнедеятельности : учебник / под ред. Э.А. Арустамова. - М. : Изд-во «Дашков и К°», 2006. - 476 с.
2. Романова, Е.С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - СПб. : Асток-Пресс, 2011. - 416 с.
REFERENCES
1. Ed. Arustamov, E.A. (2006), Health and safety. Textbook, publishing house “Dash-kov&Co”, Moscow, Russian Federation.
2. Romanova, E.S. (2011), 147 popular professions. Psychological analysis andpro-fessiogrames, publishing house “Astok Press”, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: kirilych@bk.ru
Статья поступила в редакцию 09.04.2013.
УДК 373.2; 374; 796
КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Любовь Николаевна Эйдельман, кандидат педагогических наук, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «Натали»,
Санкт-Петербург
Аннотация
Креативно-оздоровительная деятельность является одним из наиболее противоречивых и наименее изученных видов деятельности в системе дополнительного образования детей. Установлено, что научные исследования, отражающие роль креативности в процессе формирования личностного потенциала ребёнка, не охватывают образовательную систему оздоровительной направленности. Отмечено, что, несмотря на научный интерес, теоретическую разработанность многих аспектов оздоровительной деятельности, многолетний опыт её организации в практике учреждений дополнительного образования, наблюдается в целом недостаточная результативность оздоровительного эффекта в работе с детьми при организации образовательного процесса. Теоретическая неопределённость креативной и оздоровительной деятельности - этих двух взаимосвязанных областей развития, оздоровления и воспитания детей затрудняют создание модели креативнооздоровительной деятельности (КОД), доступной управлению и контролю. Отсутствие логических связей делают процесс оздоровления ребёнка средствами КОД дискретным и непоследовательным.
Проблема исследования креативно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования заключается в том, что до сих пор общепринятая дефиниция креативнооздоровительной деятельности отсутствует, концепция её преподавания не разработана, она никогда не становилось объектом специального изучения. Соответственно отсутствуют официально утвержденные программы обучения по данному виду деятельности, нет методических пособий.