Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА: ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ'

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА: ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИНГВО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Лиана Селимсолдовна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна

В статье на материалах научно-теоретических и практических исследований, учебно-методической литературы приводятся обзорные сведения о современном состоянии теории и методики проектного обучения русскому языку в контексте реализации новой Концепции преподавания русского языка и литературы и ФГОС третьего поколения. Охарактеризованы теоретико-методологические основы, принципы, технологии, направления реализации проектного обучения, с целью формирования лингво-коммуникативной компетенции. Подчеркивается важность применения дидактических ресурсов в контексте развития коммуникативных и познавательных УУД. Умелое использование проектных технологий в преподавании русского языка позволит обеспечить взаимосвязь между познавательным и речевым развитием, сформировать положительную мотивацию и интерес к изучению языка, научить сотрудничеству и взаимопомощи. Соблюдая принципы деятельностного подхода возможно обеспечить формирование коммуникативных, метапредметных и познавательных УУД, составляющих основу лингво-коммуникативной компетенции. Главное условие эффективности проектного метода заключается в организации творческой деятельности, обеспечивающей целостность процесса обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусаева Лиана Селимсолдовна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROJECT TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN: APPROACHES AND PRINCIPLES OF TEACHING

Russian Language Teaching theory and methodology in the context of the implementation of a new Concept of teaching Russian language and literature and the third generation of the Federal State Educational Standard are reviewed in the article based on the materials of scientific, theoretical and practical research, educational and methodological literature. The theoretical and methodological foundations, principles, technologies, and directions of project-based learning are characterized in order to form linguistic and communicative competence. The importance of the use of didactic resources in the context of the development of communicative and cognitive skills is emphasized. The skillful use of project technologies in teaching the Russian language will ensure the relationship between cognitive and speech development, form positive motivation and interest in learning the language, teach cooperation and mutual assistance. Observing the principles of the activity approach, it is possible to ensure the formation of communicative, meta-subject and cognitive UDS that form the basis of linguistic and communicative competence. The main condition for the effectiveness of the project method is the organization of creative activity that ensures the integrity of the learning and upbringing process.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА: ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ»

Разработка проектных технологий в преподавании русского языка: подходы и принципы обучения

Мусаева Лиана Селимсолдовна,

к.пед.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» E-mail: [email protected]

Сельмурзаева Хеди Рамзановна,

к.филол.н., доцент кафедры чеченской филологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» E-mail: [email protected]

В статье на материалах научно-теоретических и практических исследований, учебно-методической литературы приводятся обзорные сведения о современном состоянии теории и методики проектного обучения русскому языку в контексте реализации новой Концепции преподавания русского языка и литературы и ФГОС третьего поколения. Охарактеризованы теоретико-методологические основы, принципы, технологии, направления реализации проектного обучения, с целью формирования лингво-коммуникативной компетенции. Подчеркивается важность применения дидактических ресурсов в контексте развития коммуникативных и познавательных УУД. Умелое использование проектных технологий в преподавании русского языка позволит обеспечить взаимосвязь между познавательным и речевым развитием, сформировать положительную мотивацию и интерес к изучению языка, научить сотрудничеству и взаимопомощи. Соблюдая принципы деятельностного подхода возможно обеспечить формирование коммуникативных, метапредметных и познавательных УУД, составляющих основу лингво-коммуникативной компетенции. Главное условие эффективности проектного метода заключается в организации творческой деятельности, обеспечивающей целостность процесса обучения и воспитания.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, деятельностный подход, лингво-коммуникативная компетенция, проектная деятельность, проектная культура, проектные технологии, русский язык, универсальные учебные действия.

Современная ситуация в отечественном образовании предполагает рассмотрение теории и методики обучения русскому языку в инновационном аспекте. Происходит качественное обновление содержания школьного и профессионального образования, разрабатываются и вводятся в практику эффективные методы и технологии преподавания. В обществе и государстве зреет необходимость в формировании профессиональной и творчески одаренной личности, воспитанной в идеалах гуманистической и личностно-ориентированной педагогики.

Достижение подобной цели обучения и воспитания невозможно без активизации научно-исследовательской и практической работы в области педагогических инноваций, затрагивающих все предметные области. Так, одним из ведущих предметов в школьной программе обучения является русский язык, который закладывает основы лингвистического образования, языковой и духовно-нравственной культуры, познавательного развития.

Современный учитель русского языка должен максимально эффективно использовать имеющееся у него время и педагогические ресурсы. Приоритетное значение в школьной программе русского отдается формированию коммуникативных и речевых универсальных учебных действий (УУД), составляющих опору лингво-коммуникативной компетенции [9].

Согласно положениям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), приоритетным подходом в обучении и воспитании языковым дисциплинам признается деятель-ностный подход (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев), в рамках которого посредством реализации различных педагогических методик обеспечивается движение к цели образования - формированию всесторонне развитой личности [7]. Так, одной из таких методик, не теряющей актуальность уже долгое время, является технология проектной деятельности, применяемая, в том числе, и в преподавании предметной области «Русский язык и литература».

Однако непрерывный характер современной системы обучения обуславливает необходимость не только в постоянном совершенствовании своих знаний и компетенций в течение жизни, но и в постоянном совершенствовании всей педагогической науки, благодаря чему качество образования поддерживается на высоком уровне.

Поэтому актуальным, на наш взгляд, является рассмотрение сущности, принципов и направле-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ний реализации проектной деятельности в обучении русскому языку в контексте последних изменений, произошедших в системе отечественного образования - переходом к новой концепции преподавания русского языка и литературы и ФГОС третьего поколения.

Проектная деятельность - форма учебной деятельности, основанная на технологии проблемного обучения, сущность которой заключается в постановке проблемы, определении наилучших способов её решения и обязательной презентации полученных результатов [8, с. 4]. Как видно из названия, специфика проектной методики заключается в создании проекта - практикоориентирован-ной модели разрешения той или иной проблемной ситуации [5, с. 6].

Реализация проектной деятельности в школьном обучении предполагает наличие у преподавателя определенных профессиональных компетенций, составляющих основу проектной культуры педагога, и формирование соответствующей проектной культуры у обучающихся. Выделяют следующие направления формирования проектной культуры:

1. Творческо-поисковая и научно-исследователь-ская деятельность.

2. Инновационно -педагогическая деятельность (развитие теории и практики проектного обуче -ния).

3. Контрольно-оцено чная деятельность.

4. Самостоятельная деятельность учащихся и пе-дагога[10, с. 364].

Результатами формирования проектной культуры являются не только объективные показатели (продукты педагогической деятельности), но и субъективные, заключающиеся в качественных положительных изменениях в динамике основных психических процессов, составляющих ядро личностного развития педагога и обучающегося.

Концептуальными основами организации проектной деятельности являются следующие положения:

1. Центральным звеном проектного обучения яв-ляется личность ученика.

2. Логика процесса обучения строится исходя из принципа деятельности, а не принципа последовательности.

3. Свобода и ответственность в выборе темы, ви да и времени реализации проекта.

4. Дифференцированный характер обучения: про -ект должен соответствовать интересам и возможностям обучающегося.

5. Результатом реализации проектной деятельно -сти должен быть ценный в практическом плане продукт [1, с. 170].

Говоря о преподавании русского языка и лите-5 ратуры в контексте применения метода проекта, о необходимо отметить, что в соответствии с новой й Концепцией, обучение должно строиться с прио-° ритетом речевого и коммуникативного развития ав (формирование лингво-коммуникативной компе-

тенции) [9]. Подобное условие определяет значимость применения проектной технологии в обучении русскому языку, поскольку позволяет создать такие условия, при которых активизируются не только процессы запоминания и восприятия, но и процессы анализа, сравнения, систематизации, обобщения и т.п.

В целом метод проектов ориентирован на решение следующих задач обучения русскому языку:

- формирование интереса и мотивации к изуче нию родного языка;

- развитие творческих и познавательных способ -ностей, навыков самостоятельной работы;

- обретение коммуникативной уверенности, воспитание просоциальности поведения [3, с. 128]. Проектное обучение русскому языку строится

с учетом следующих принципов: коммуникативности, ситуативности, проблемности, совместного обучения, автономности.

В теории и практике преподавания русского языка сложилась следующая классификация учебных проектов, основанных на учете ведущей деятельности:

1. Информационный проект предполагает сбор, обработку и презентации данных об объектах и явлениях речевой культуры: «Культура речевого общения в Интернете», «Язык современных видеоблогеров» и т.д.

2. Ролевой проект выступает как средство активизации действенного воображения - ученик, принимая образ литературного или исторического героя, представляет свое видение проблемы.

3. В основе практико-ориентированных проектов лежит изначально определенный результат. Это может быть, например, словарь непроизносимых звуков в рамках изучения темы «Причины появления сдвоенной и непроизносимой согласной».

4. Творческие проекты максимально свободны в выборе методов и форм работы и презентации. Это может быть и классическое устное выступление, а может быть и театрализованное представление, и даже фильм.

5. Исследовательский проект предполагает организацию и проведению учеником научного исследования в соответствии с общенаучной методологией: постановкой проблемы, определением её актуальности, целей, задач, методов; обработка и обсуждение результатов. Это, например, проект по теме «Регионализмы в словаре В.И. Даля» [6, с. 92].

Стоит отметить, что в той или иной степени каждое из представленных направлений проектной деятельности реализуется в каждом из них.

Исследователи отмечают, что языковой материал не только открывает широкие возможности для проектного познания, но и способствует повышению познавательной мотивации. Так, М.Л. Ку-сова и И.А. Чиликова в ходе контрольного психологического мониторинга уровня сформирован-

ности мотивации к занятиям по русскому языку у младших школьников отметили, что применение проектного обучения способствовало положительной динамике, снижению отвлекаемости [2, с. 32].

Наибольшая эффективность проектных технологий доказана во внеурочной деятельности, поскольку обеспечивает наибольшую творческую свободу и самостоятельность [2, с. 29]. В современных УМК по русскому языку проектная деятельность представлена отдельным разделом, при этом отмечается необходимость её организации именно во внеурочное время. Так, в новейшей линии УМК под редакцией М.М. Разумовской для 5-9 классов целью проектной работы является «формирование речевой и языковой культуры, развитие навыков творческой самостоятельной работы» [4]. Учебники предлагают учащимся на выбор различные проекты: игровые (создание языковых дидактических игр), просоциальные (спектакль для младших школьников, поздравление для ветеранов), исследовательские (найди исторический корень слова) и др. При этом соблюдается дифференцированный подход: сложность проектов возрастает от класса к классу. В целом, линия учебников М.М. Разумовской обеспечивает эффективное развитие метапредметных, регулятивных и познавательных УУД.

В целом, работа учителя по организации проектного обучения русскому языку должна строиться по следующим направлениям:

1. Соблюдение системности, целенаправленности и последовательности в формировании навыков говорения, письма, слушания и чтения. Подготовительная работа к исследованию языкового материала должна включать в себя примеры готовых решений и наиболее эффективные способы продуктивной деятельности по изучению текстов.

2. Использование сравнений, аналогий, обобщений и классификаций с опорой на материалы учебника. Через сравнение и сопоставление текстов, языковых явлений обучающийся осваивает практические навыки решения проблем.

3. Моделирование различных языковых ситуаций, ситуаций общений, благодаря которым развивается коммуникативный опыт, умение ориентироваться в различных жизненных условиях. Целесообразно организация проектной деятельности в формате живой экскурсии, журналистского расследования, воссоздания эпизода из литературы или кино [8, с. 12].

Таким образом, умелое использование проектных технологий в преподавании русского языка позволит обеспечить взаимосвязь между познавательным и речевым развитием, сформировать положительную мотивацию и интерес к изучению языка, научить сотрудничеству и взаимопомощи. Соблюдая принципы деятельностного подхода возможно обеспечить формирование коммуникативных, метапредметных и познавательных УУД, составляющих основу лингво-коммуникативной компетенции. Существенная роль в проектном

обучении отводится дидактическому материалу -учебным пособиям и учебникам по русскому языку. Главное условие эффективности проектного метода заключается в организации творческой деятельности, обеспечивающей целостность процесса обучения и воспитания.

Литература

1. Гавенко Н.В. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных и познавательных навыков, обучающихся // Педагогические и социальные вопросы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 март 2020 г.) / Под ред. Ж.В. Мурзи-ной. Чебоксары: Среда, 2020. С. 170-173.

2. Кусова М.Л., Чиликова И.А. Проектно-исследовательская деятельность культуровед-ческой направленности как средство повышения мотивации младших школьников к изучению русского языка в условиях полиэтнического класса // Педагогическое образование в России. 2019. № 3. С. 28-34.

3. Лепехина В.Е., Шурупова М.В. Проектная деятельность как способ формирования коммуникативной лингвистической компетенции на уроках русского языка // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2021. № 2 (20). С. 127-132.

4. Линия УМК М.М. Разумовской. Русский язык (5-9) / Российский учебник [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-m-m-razumovskoy-russkiy-yazyk-5-9/#components (дата обращения: 01.06.2022).

5. Подругина И.А., Ильичева И.В. Проектно-исследовательская деятельность. Развитие одаренности: монография / И.А. Подругина, И.В. Ильичева. 2-е изд. М.: Изд-во МПГУ, 2017. 300 с.

6. Полежаева А.Н. Цифровые ресурсы и проектная деятельность // Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации: материалы Всерос. науч.-метод. конф. с международным участием (Чебоксары, 31 дек. 2019 г.) / Под ред. Л.А. Ивановой. Чебоксары: Среда, 2019. С. 91-93.

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Doc-ument/View/0001202107050027 (дата обращения: 01.06.2022).

8. Русский язык. 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся. ФГОС / Ред. Л.Е. Гринин, Н.Е. Волкова. М.: Учитель. 169 с.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

«Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» / Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. URL: http://stat-ic.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGA-tAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

10. Рогова Т.И. Проектная культура педагога в современной системе образования: методология осмысления и методика формирования // Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 март 2018 г.) / Чебоксары: Среда, 2018. С. 363-366.

DEVELOPMENT OF PROJECT TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN: APPROACHES AND PRINCIPLES OF TEACHING

Musayeva L.S., Selmurzayeva H.R.

Chechen State Pedagogical University; Chechen Philology Kadyrov Chechen State University

Russian Language Teaching theory and methodology in the context of the implementation of a new Concept of teaching Russian language and literature and the third generation of the Federal State Educational Standard are reviewed in the article based on the materials of scientific, theoretical and practical research, educational and methodological literature. The theoretical and methodological foundations, principles, technologies, and directions of project-based learning are characterized in order to form linguistic and communicative competence. The importance of the use of didactic resources in the context of the development of communicative and cognitive skills is emphasized. The skillful use of project technologies in teaching the Russian language will ensure the relationship between cognitive and speech development, form positive motivation and interest in learning the language, teach cooperation and mutual assistance. Observing the principles of the activity approach, it is possible to ensure the formation of communicative, meta-subject and cognitive UDS that form the basis of linguistic and communicative competence. The main condition for the effectiveness of the project method is the organization of creative activity that ensures the integrity of the learning and upbringing process.

Keywords: extracurricular activities, activity approach, linguistic and communicative competence, project activity, project culture, project technologies, Russian language, universal educational activities.

References

1. Gavenko N.V. Project activity as a means of developing students' communicative and cognitive skills // Pedagogical and social issues of education: materials of the International Scientific and Practical Conference (Cheboksary, March 6, 2020) / Edited by Zh.V. Murzina. Cheboksary: Wednesday, 2020. pp. 170173.

2. Kusova M.L., Chilikova I.A. Design and research activities of cultural studies as a means of increasing the motivation of younger schoolchildren to study the Russian language in a multiethnic class // Pedagogical education in Russia. 2019. No. 3. pp. 2834.

3. Lepekhina V.E., Shurupova M.V. Project activity as a way of forming communicative linguistic competence in Russian language lessons // At the intersection of languages and cultures. Topical issues of humanitarian knowledge. 2021. No. 2 (20). pp. 127-132.

4. M.M. Razumovskaya's UMK line. Russian language (5-9) / Russian textbook [Electronic resource]. URL: https://rosuch-ebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-m-m-razumovskoy-russkiy-yazyk-5-9/#components (accessed: 06/01/2022).

5. Drugina I.A., Ilyicheva I.V. Design and research activities. The development of giftedness: a monograph / I.A. Druzhina, I.V. Ilyicheva. 2nd ed. Moscow: Publishing House of the Moscow State University, 2017. 300 p.

6. Polezhaeva A.N. Digital resources and project activity // Development and dissemination of the best experience in the field of digital skills formation in an educational organization: materials of the All-Russian scientific method. conf. with international participation (Cheboksary, 31 Dec. 2019) / Edited by L.A. Ivanova. Cheboksary: Wednesday, 2019. pp. 91-93.

7. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated 31.05.2021 "On approval of the Federal State educational standard of basic general education" (registered 05.07.2021 No. 64101) / Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050027 (date of application: 01.06.2022).

8. Russian. Grades 6-11. Project activity of students. FGOS / Ed. L.E. Grinin, N.E. Volkova. M.: Teacher. 169 p.

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 637-r dated April 9, 2016 "On approval of the Concept of teaching Russian language and literature in the Russian Federation" / Official Website of the Government of Russia [Electronic resource]. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGA-tAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (accessed: 01.06.2022).

10. Rogova T.I. Project culture of a teacher in the modern education system: methodology of comprehension and methodology of formation // Modern trends in the development of the education system: materials of the International Scientific and Practical Conference (Cheboksary, March 28, 2018) / Cheboksary: Wednesday, 2018. pp. 363-366.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.