Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / INNOVATIVE METHODS AND TECHNOLOGIES / PROJECT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян Армине Азатовна

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью во внедрении в образовательный процесс высшей школы инновационных педагогических технологий как важнейших форм современного образования. Целью нашего исследования является раскрытие дидактических особенностей проектной технологии (метода проектов) как эффективного метода обучения в преподавании русского языка как иностранного и ее включение во все основные аспекты изучаемого курса в рамках реализации коммуникативного, личностно ориентированного и компетентностного подходов. Данная статья направлена на выявление научно-методического потенциала метода проектов, то есть раскрытие различных способов и возможностей его использования в целях повышения определенного уровня коммуникативной компетенции в конкретных условиях обучения в иностранной аудитории. Основным методом в исследовании явился метод наблюдения и обобщения педагогического опыта, позволившего определить ключевые характеристики проектной технологии - учет индивидуальных познавательных и творческих способностей учащихся, активизация полученных знаний, повышение мотивации к обучению, междисциплинарные связи, формирование коммуникативных, профессиональных и общекультурных компетенций, способствующих развитию языковой личности обучающегося. В ходе исследования был определен дидактический потенциал метода проектов, раскрыты его особенности, выявлены различные способы и возможности его реализации на практике в обучении русскому языку как иностранному на основном и продвинутом этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорян Армине Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS ONE OF THE EFFECTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING FOREIGN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The relevance of this research is caused by the need of introduction in educational process of the higher school of innovative pedagogical technologies as most important forms of modern education. The aim of our research is to reveal the didactic features of the project technology (a method of projects) as an effective method of teaching Russian as a foreign language and its inclusion in all the main aspects of the course within the framework of the communicative, personality-oriented and competence-based approaches. This article is directed to identification of scientific and methodical potential of a method of projects, that is disclosure of various ways and opportunities of its use for increase in a certain level of communicative competence of specific conditions of training in foreign audience. The main method in a research was the method of observation and synthesis of the pedagogical experience which allowed to determine the key characteristics of the project technology. For example, we are taking into account the individual cognitive and creative abilities of students, activation of the acquired knowledge, increasing motivation for learning, interdisciplinary connections. Formation of the communicative, professional and common cultural competences contributing to the development of the language personality of the student. During the research, the didactic potential of the projects’ method was determined, his features are revealed, and various ways and possibilities of his realization in practice in training in Russian as foreign language are revealed on the main and advanced grade levels.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

технические средства обучения [21]. К тому же, с помощью реализации технологии контекстного обучения осуществляется научный поиск методов контекстного обучения, корректирование содержания и целей обучения.

Выводы. Таким образом, основной целью контекстного обучения является формирование подготовленного специалиста к условиям его будущей профессиональной деятельности. Весь процесс обучения состоит из содержания изучаемых дисциплин и содержания будущей профессии, включая его функции, задачи и компетенции.

Технология контекстного обучения подразумевает постоянный процесс контроля и корректирования учебной деятельности студента и преподавателя, становления будущего специалиста, готового к адаптации в быстроменяющихся условиях. Реализация технологии контекстного обучения обеспечивает индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающий творческий и профессиональный потенциал будущего специалиста.

Литература:

1. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 51-52

2. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.

3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 48-52.

4. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. №8.

6. Pometun O.I., Gupan N.M. Studying history as an educational space of students'critical thinking development (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 60-63.

7. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.

8. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 34-37.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

10. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. - М., 2003.

11. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018 Т.6, №3.С. 3. D0I:10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

12. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1. -Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.

13. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании, 2004. - № 6. - С. 13-14.

14. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем, 2015. - 3 (47), С. 30-36.

15. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.

16. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.

17. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // КПЖ. 2012. №1 (91).

18. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.

19. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018 Т. 6, №3. С. 9.DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

20. Zhytukhina K.P. Realization of the pedagogical condition for improving the process of formation of responsible attitude to future profession in students of pedagogical universities (2017) Scientific Vector of the Balkans 2017 No. 1 pp. 26-30

21. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.

Педагогика

УДК: 373.1

кандидат филологических наук, доцент Григорян Армине Азатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью во внедрении в образовательный процесс высшей школы инновационных педагогических технологий как важнейших форм современного образования. Целью нашего исследования является раскрытие дидактических особенностей проектной технологии (метода проектов) как эффективного метода обучения в преподавании русского языка как иностранного и ее включение во все основные аспекты изучаемого курса в рамках реализации коммуникативного, личностно ориентированного и компетентностного подходов. Данная статья направлена на выявление научно-методического потенциала метода проектов, то есть раскрытие различных способов и

возможностей его использования в целях повышения определенного уровня коммуникативной компетенции в конкретных условиях обучения в иностранной аудитории. Основным методом в исследовании явился метод наблюдения и обобщения педагогического опыта, позволившего определить ключевые характеристики проектной технологии - учет индивидуальных познавательных и творческих способностей учащихся, активизация полученных знаний, повышение мотивации к обучению, междисциплинарные связи, формирование коммуникативных, профессиональных и общекультурных компетенций, способствующих развитию языковой личности обучающегося. В ходе исследования был определен дидактический потенциал метода проектов, раскрыты его особенности, выявлены различные способы и возможности его реализации на практике в обучении русскому языку как иностранному на основном и продвинутом этапах обучения.

Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, инновационные методы и технологии, проектная технология.

Annotation. The relevance of this research is caused by the need of introduction in educational process of the higher school of innovative pedagogical technologies as most important forms of modern education. The aim of our research is to reveal the didactic features of the project technology (a method of projects) as an effective method of teaching Russian as a foreign language and its inclusion in all the main aspects of the course within the framework of the communicative, personality-oriented and competence-based approaches. This article is directed to identification of scientific and methodical potential of a method of projects, that is disclosure of various ways and opportunities of its use for increase in a certain level of communicative competence of specific conditions of training in foreign audience. The main method in a research was the method of observation and synthesis of the pedagogical experience which allowed to determine the key characteristics of the project technology. For example, we are taking into account the individual cognitive and creative abilities of students, activation of the acquired knowledge, increasing motivation for learning, interdisciplinary connections. Formation of the communicative, professional and common cultural competences contributing to the development of the language personality of the student. During the research, the didactic potential of the projects' method was determined, his features are revealed, and various ways and possibilities of his realization in practice in training in Russian as foreign language are revealed on the main and advanced grade levels.

Keywords: teaching Russian as a foreign language, innovative methods and technologies, project technology.

Введение. Современный этап развития высшего образования характеризуется масштабным внедрением инновационных педагогических технологий, направленных в первую очередь на совершенствование качества процесса обучения. На наш взгляд, это связано с увеличением требований к подготовке высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях, способных к профессиональной деятельности не только на территории России, но и за рубежом. Поиск и применение новых подходов в обучении не только российских студентов, но и иностранных учащихся, в настоящее время становится все более важным и необходимым.

В обучении русскому языку как иностранному также актуально применение новейших педагогических технологий и методик, позволяющих сделать процесс обучения не только развивающим, но и более эффективным и познавательным. Это становится особенно важным в рамках реализации коммуникативного, личностно ориентированного и компетентностного подходов в обучении русскому языку как иностранному.

Перспективным представляется применение тех педагогических технологий и методик, которые имеют практическую направленность и ориентированы на повышение необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции с целью формирования умений взаимодействовать в команде, находить нужную информацию и создавать уникальный продукт за ограниченный период времени, с одной стороны, с другой - нацелены на самообразование и развитие языкового, творческого потенциала иностранного учащегося, исходя из его индивидуальных потребностей.

Одной из таких инновационных педагогических технологий, на наш взгляд, является проектная технология, отражающая современную направленность в высшем образовании - ориентацию на научно-исследовательскую, поисковую модель обучения.

Целью нашего исследования является раскрытие дидактических особенностей проектной технологии как эффективного метода обучения в преподавании русского языка как иностранного и ее включение во все основные аспекты изучаемого курса в рамках реализации коммуникативного, личностно ориентированного и компетентностного подходов.

В ходе исследования были использованы следующие методы и методики исследования: анализ научной, научно-методической и учебной литературы по исследуемой теме, научное наблюдение и обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, социологический опрос, опытное обучение, педагогическое исследование.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что метод проектов имеет продолжительную историю развития и применения в мировой педагогической практике. Зародившись в XVI веке в Италии в стенах архитектурно-строительных учебных заведений как способ индивидуализации и активизации самостоятельной творческой деятельности обучаемых, метод проектов впоследствии широко распространился в Европе и Северной Америке, начав применяться в других учебных областях (Wilkinson 1977, Knoll, 1992). Однако теоретическое обоснование и практическое применение данного метода впервые было разработано в 20-е гг. XX в. трудах американских ученых Дж. Дьюи и В.Х. Хилпатрика. Основная идея заключалась в применении в процессе обучения целесообразной деятельности, сочетающейся с личным интересом учащегося в том или ином предметном знании. Ученые отмечают, что «чрезвычайно важно показать учащимся личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести» (Kilpatrick, 1925).

Идеи метода проектов привлекали и отечественных педагогов (С.Т. Шацкий). Еще в начале XX века данный метод широко использовался в преподавании многих общеобразовательных дисциплин. На современном этапе метод проектов активно разрабатывается учеными-педагогами (Е.С. Полат, Л.В. Московкин, Г.Н. Шамонина и др.).

Термин «метод проектов» впервые стал употребляться в 1908-1910 гг. в отчётных документах массачусетской школьной администрации, после чего был официально утвержден американскими

образовательными структурами. Появившись в рамках идеи свободного воспитания личности, термин со временем претерпел ряд изменений, связанных с его определением и языковым оформлением.

В настоящее время в научной и справочной литературе по педагогике известно несколько трактовок термина «метод проектов». Одни исследователи понимают как технологию обучения (Е.С. Полат), другие метод обучения (А.Н. Щукин, Э. Г. Азимов) или способ организации самостоятельной деятельности учащегося (З.С. Ботамева) и др. «Это совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» (Новые педагогические технологии, 2005). Е.Н. Стрельчук отмечает, что «это та совокупность определенных приемов, которая развивает навыки и умения самостоятельной планируемой работы на иностранном языке, в ее основе находится личностно деятельностный подход к обучению» (Стрельчук, 2013). Добавим, что приемы, используемые в рамках проектной технологии, направлены, в том числе, и на развитие когнитивных и творческих способностей учащихся, на приобретение новых знаний в процессе реализации проекта посредством решения проблемных задач, требующих интегрированности знаний из различных областей науки, техники, технологии, творческой сферы и т.д.

Дискуссионным является вопрос определения сущности метода проектов. Анализ научной и научно-методической литературы показывает, что метод проектов рассматривается либо как самостоятельный метод, либо как самостоятельная педагогическая технология, ориентированная на включение ряда других творческих методов.

На наш взгляд, на современном этапе метод проектов как дидактическое понятие следует рассматривать не как самостоятельный метод (узкое понимание), а как инновационную педагогическую технологию, включающую в себя множество других методов (широкое понимание).

На современном этапе метод проектов, возникший на основе идей свободного воспитания личности, постепенно становится интегрированной, самостоятельной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Одной из важных задач этой педагогической технологии - это стимулирование интереса учащихся к познавательной деятельности посредством решения проблемных задач, направленных на развитие не только критического мышления (по терминологии Дж. Дьюи рефлекторного), но и аналитического мышления. Критическое мышление подразумевает поиск определенных фактов, событий, ситуаций для анализа и последующего формулирования аргументированных выводов, умение дать объективную обоснованную оценку или интерпретацию. Аналитическое мышление направлено на умение выделять в исследуемом объекте значимые детали, невидимые при поверхностном взгляде, находить его скрытые причинно-следственные связи, проявлять практический интеллект (применение полученных знаний), логически рассуждать, исследовать факты, события, ситуации посредством трансформирования на более частные компоненты, или поэтапное отслеживание предпосылок ситуации по принципу причинности.

Как современная инновационная педагогическая технология, активно применяющаяся в учебной деятельности, метод проектов исследован достаточно подробно. В педагогической и методической литературе широко представлены классификации проектов (Е.С. Полат, Н.Ф. Коряковцева, А.Г. Раппопорт, Н.Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, А.С. Сидоренко и др.). В своем исследовании мы опирались на классификацию Е.С. Полат, так как она наиболее полно отражает все основные особенности проектной деятельности.

Во-первых, организация работы над проектом может быть разной по количеству участников: индивидуальные, парные, малые и большие группы. Во-вторых, по доминирующему виду деятельности: исследовательские (например, «Активное использование англицизмов в русском языке», «Особенности современной молодежной речи в сети Интернет» и др.), поисковые (например, «Значение моего имени»), творческие (сочинение на заданную тему, эссе), игровые/ролевые (например, разыгрывание диалогов, ситуаций), практико-ориентированные, (например, «Празднование Рождества в России и во Франции», информационные (например, «Особенности использования эмодзи в русской и китайской письменной речи», «Известные русские писатели» и др.), творческие (например, составление инфографики на заданную грамматическую/ лексическую тему), издательские (например, стенгазета, написание небольшой статьи в университетскую газету об особенностях празднования Нового года в Китае) и др. проекты. В-третьих, по предметно-содержательной области: в рамках одной предметной области (монопредметный) или двух, трех предметов (межпредметный). В-четвертых, по длительности проекта: в рамках одного занятия, месяца, семестра, одного года и т.д.

Для организации более эффективной работы над проектом следует придерживаться следующих этапов: проектирование (планирование), поиск информации (материала), конструирование, конечный продукт и презентация, что позволит максимально успешно выполнить любой проект.

Использование метода проектов способствует не только раскрытию творческого и когнитивного потенциала иностранных учащихся, но и повышению мотивации в изучении русского языка, что особенно важно на этапе обучения в бакалавриате или магистратуре, так как в этот период происходит небольшое снижение интереса к русскому языку в целом. Как правило, на старших курсах русскому языку отводится два часа в неделю, что крайне мало для более углубленного его изучения. Поэтому использование метода проектов как самостоятельная для студента и контролируемая со стороны преподавателя работа, становится неотъемлемой и важной частью учебного процесса на основном и продвинутом этапах обучения, так как совмещает в себе две важнейшие образовательные функции - обучающую и контролирующую. Работа над проектом - это, как правило, всегда поиск новой информации, ее анализ и структурирование. Необходимый контроль со стороны преподавателя позволяет оценить приобретенное в процессе работы над проектом владение языковыми и речевыми средствами, а также уровень сформированности коммуникативный компетенции иностранных учащихся.

С помощью проектной технологии становится возможным введение исследовательского компонента в образовательный процесс, что предполагает активную самостоятельную работу обучающегося. В этом случае роль педагога несколько смещается в сторону координирующего процесс. При этом преподаватель, работающий по методу проектов должен обладать определенным набором компетенций - иметь организаторские способности, быть творчески развитым, нестандартно мыслящим, креативным человеком.

В зависимости от уровня владения русским языком и выбранной специальности иностранные учащиеся участвуют в самых разнообразных проектах. На начальном этапе обучения следует вводить информационные

проекты, предполагающие выполнение более легких проблемных задач и позволяющие в дальнейшем интегрировать их в более сложные исследовательские проекты.

Работа над информационным проектом предполагает сбор, описание или анализ информации о каком-либо известном явлении. Как правило, такой проект уже на стадии планирования имеет обозначенный преподавателем результат, для достижения которого следует придерживаться четкой структуры выполнения: цель, актуальность, источники информации, анализ, обобщение, сравнение с фактами, выводы. Конечная форма проекта представляется в виде презентации на занятии по русскому языку, на котором оценивается результат всей работы, то есть степень сформированности коммуникативной и других компетенций. Примерами информационных проектов, активно применяющихся в иностранной аудитории на основном этапе обучения, являются такие проекты, как «Достопримечательности родного города», «Особенности национальной кухни», «Деловой этикет в разных странах мира», «Имена, фамилии, отчества в разных языках мира», «Лингвистическая география. Сколько языков в мире?» и др.

Другим примером, иллюстрирующим использование проектной технологии в процессе учебной деятельности на продвинутом этапе, является участие в студенческой научной конференции. Это в первую очередь научно-исследовательский проект, который может быть осуществлен индивидуально или совместно с иностранными или российскими студентами.

Данный проект отличает собственный круг дидактических особенностей, направленных на получение в первую очередь определенного исследовательского результата, подвергаемого теоретической или экспериментальной проверке. Основной целью является формирование и развитие навыков исследования. Исследовательский проект должен быть четко структурированным и в той или иной степени соответствующим научному труду, в котором представлена актуальность, цель и задачи, сформулирована гипотеза, описаны методы исследования и источники информации, результаты, дискуссионные вопросы и заключение. Приведем примеры исследовательских проектов: «Сравнительно-сопоставительный анализ русской и арабской фонетических систем», «Китайские слова в русском языке», «Терминология моей будущей специальности», «Немецкие заимствования в русском языке», «Nickname как особая разновидность современных антропонимов», «Искусственные языки», «Особенности делового русского языка» «Образ педагога в мировой художественной литературе» и др.

В процессе подготовки и реализации проекта учащимся предлагается возможность самостоятельно выбрать тему, материал и далее конструировать содержание будущего доклада (статьи) и презентации. Роль преподавателя заключается лишь в помощи при возникновении текущих трудностей. Участие в конференции дает возможность иностранным учащимся выступить перед большим количеством присутствующих, что способствует развитию определенного уровня коммуникативной компетенции. Подобные выступления развивают речемыслительную деятельность, способствуют умению контактировать с аудиторией, формируют навыки межкультурной коммуникации.

Выводы. В заключении отметим, что проектная деятельность не заменяет традиционных аудиторных занятий, а является необходимым, на наш взгляд, дополнением к основному образовательному курсу по русскому языку как иностранному на основном и продвинутом этапах обучения, так как позволяет на более углубленном уровне продолжить его обучение в иностранной аудитории, несмотря на небольшое количество аудиторных часов, и тем самым сохранить интерес к русскому языку в целом.

Использование проектной технологии в практике преподавания русского языка как иностранного создает уникальную платформу для личностного роста и саморазвития, позволяет повысить уровень коммуникативных качеств речи, ориентирует на развитие когнитивного и творческого потенциала иностранных учащихся, способствует повышению мотивации в обучении русскому языку как иностранному, формирует профессиональные и общекультурные компетенции в рамках реализации коммуникативного, личностно ориентированного и компетентностного подходов.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: 2009. Издательство ИКАР, 448 с.

2. Дьюи, Дж. Демократия и образование / пер. с англ. Москва: Педагогика-пресс, 2000.

3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. Москва: Издательство АРКТИ, 2000. 173 с.

4. Московкин, Л.В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. Пособие для студентов и аспирантов. Санкт-Петербург: Корифей, 2002. 48 с.

5. Московкин, Л.В. Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык. Курсы, 2017. 144 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, (2005) / под ред. Е.С. Полат. Москва: Владос, 2005.

7. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2010. С. 193-200.

8. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2007. 368 с.

9. Сергеев, И.С. (2005). Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Москва: АРКТИ, 2005. 80 с.

10. Стрельчук, Е.Н. Русская речевая культура иностранных бакалавров негуманитарных специальностей. Москва: Флинта, Наука, 2013. 208 с.

11. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: методология поиска // Учитель, 2000. №1, с. 23-27.

12. Раппопорт, А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии, 1991. №1, с. 23.

13. Шамонина, Г.Н. Современные технологии как основа креативного обучения иностранным языкам. ВСУ «Черноризец Храбър». Университетское издательство, 2014. 180 с.

14. Intel: «Обучение для будущего» Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: учеб. пособие. Москва: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. 168 с.

15. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Высшая школа, 2003. 334 с.

16. Kilpatrick, W.H. Foundations of method: Informal talks on teaching. New York: Macmillan, 1925. 383 p.

17. Knoll, M. John Dewey und die projektmethode: Zur aufklärung eines mißverständnisses // Bildung und Erziehung , 1992. P. 89-108.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель, кафедра "Дизайн и художественное проектирование интерьера" Даськова Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (г. Пенза)

ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья рассматривает значимость вопроса формирования творческой самостоятельности в вузе, описывает педагогические средства ее формирования, используемые в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства у студентов-дизайнеров процессе изучения дисциплины «Основы производственного мастерства».

Ключевые слова: творческая самостоятельность студентов-дизайнеров, педагогические средства формирования творческой самостоятельности, модель формирования творческой самостоятельности.

Annotation. The article considers the importance of the formation of creative independence in the university, describes the pedagogical means of its formation used at the Penza State University of Architecture and Construction in the training of students-designers.

Keywords: Creative independence of students-designers, pedagogical means of formation of creative independence, model of formation of creative independence.

Введение. Современные требования работодателей и общества потребителей обусловливает необходимость пересмотра целей профессионального образования, поиска технологий и методов обучения, обеспечивающих возможность передать студенту необходимые знания, умения и навыки, а также сформировать творческую самостоятельность. Вопрос формирования творческой самостоятельности особенно остро стоит при подготовке студентов направления 54.00.01 «Дизайн», где обладающий способностью комбинируя и импровизируя, находить прорывные идеи выпускник-дизайнер, сможет удовлетворить возросший спрос на индивидуальность и тем самым реализоваться в профессии. Исследователями выделяются следующие значимые для дизайнера качества творческой самостоятельности [14]: потребность в новейших знаниях, понимание способов их получения и умения применять их в разных условиях (В.В. Дрозина, А.А. Шамсиева и др.); умение критически подойти к результатам собственной деятельности и результатам деятельности других людей (А.В. Качалов); умение излагать личную точку зрения, генерировать несколько возможных решений и делать отбор оптимальных (Л.Б. Сурина и др.); потребность и способность к импровизации и ориентация на самовыражение (Н.Ю. Ермилова и др.).

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке наблюдается интерес к выявлению факторов, способствующих повышению качества профессиональной подготовке дизайнеров [15]. Все они базируются на едином объективном мнении об особенностях профессии дизайнера, а именно: ее неотъемлемо творческий аспект, который заставляет импровизировать и экспериментировать, приобретать индивидуальный узнаваемый почерк. С творческим аспектом профессиональной деятельности дизайнера, связаны различные направления педагогических экспериментов, в том числе и возможность формирования творческой самостоятельности в процессе изучения дисциплин, входящих в профессиональный цикл учебного плана. Об этом свидетельствуют разработки Л.М. Тахбатуллиной, В.Г. Гладких, Ю.В. Веселовой, О.В. Арефьевой, М.Е. Елочкина, Р.Ф. Мухутдинова, С.М. Мурзиной, И.Б. Трошиной и др. Исследователями делаются попытки найти ответы на вопросы о содержании профессиональных дисциплин, о методах, средствах обучения и взаимодействиям его участников. Выделяются этапы формирования творческой самостоятельности и критерии их определяющие. Обращаясь к творческой основе творческой самостоятельности выделяют когнитивный (А.А. Кулешова, О.А. Челядинова, Н.Ю. Ермилова и др.), практический (А.А. Кулешова, В.В. Дрозина и др.), мотивационно-ценностный (И.Б. Карнаухова, О.А. Челядинова, Л.Ю. Круглова и др.) компоненты ее структуры. Неизменно важным является творческий компонент, характеризующийся способностью и потребностью к проявлению индивидуальности, оригинальности, креативности (Н.Ю. Ермилова, А.А. Кулешова, И.Б. Карнаухова и др.). С нашей точки зрения, творческая самостоятельность, возникает и развивается в целесообразно организованном учебном процессе, где происходит обогащение студентов не только научными знаниями, но и комплексом профессиональных умений. На это работают и специально отобранные педагогические средства, если рассматривать их как процессуальное единство содержания, форм и методов обучения [3]. В этом случае педагогические средства призваны помогать преподавателю в активизации самостоятельности студентов на раскрытие своего творческого потенциала, на актуализацию смыслотворчества, при выполнении художественно-проектировочной, организационно-управленческой, информационно-технологической деятельности. Принцип профессиональной деятельности, должен стать основополагающим в организации учебного процесса, что подразумевает погружение участников образовательного процесса в специально сконструированною среду, где моделируются методы, средства, этапы профессиональной проектной деятельности дизайнера.

На основе имеющихся научных исследований по проблеме формирования содержания профессионального образования (В.Я.Виленский, А.М.Новиков, М.С.Каган и др.); о теории и практике дизайна (Г.Я. Мовчан, Н.Ф. Метленков, В.Л. Глазычев, Г.М. Салтыкова); о теоретических аспектах развития творческого мышления, творческих способностей (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, М.П. Дружинина, А.В. Хуторской и др.); о методических аспектах формирования творческой активности в процессе архитектурного проектирования (Б.Г. Бархина, Шимко В.Т, Н.Н.Нечаева, Ю.И. Кармзина, Д.Л. Меневрина, А.С. Степанов, С.О. Хан-Магомедов, Г.П. Щедровицкий и др.), была разработана и внедрена в практику модель формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Модель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.